FantLab ru

Все отзывы посетителя chivel

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -1  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «Против странного устройства»

chivel, 10 января 15:49

Шпионский роман. Фантастический элемент — не фантастичнее тех, что встречаются в книгах и фильмах о Джеймсе Бонде.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

chivel, 8 января 03:37

Часто упрекают старую фантастику за наивность, устарелость. Вот, например, в финале данного рассказа герой делает предложение малознакомой девушке, и она соглашается. Наивно? Как будто да! А если присмотреться? Этот рассказ (и другие рассказы Вейнбаума, относящиеся к «планетарной фантастике») схожи с каноном классического «колониального» романа: молодой человек из уважаемого, но разорённого семейства отправляется инкогнито искать удачи в ещё мало освоенную колонию, после череды приключений обретает богатство и женится на спасённой им девушке — дочери какого-нибудь местного генерал-губернатора или коммерсанта. В «колониальном» контексте такой быстрый брак является совершенно логичным: мужчина делает торопливое предложение, потому что девушка в ходе приключений зарекомендовала себя сообразительной, бойкой. знающей местную обстановку помощницей, кроме того ему нужно упрочить своё положение в колонии, заручиться поддержкой отца девушки для сохранения и вывоза капитала. Девушка соглашается, потому что в глуши такая партия есть большая удача (человек из метрополии, да ещё из высшего общества, образованный, снова богатый), которую упускать нельзя.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «Я — ничтожество»

chivel, 2 января 17:00

Маленькая девочка с вражеской планеты, чудо уцелевшая под бомбардировкой, тронула сердце диктатора и тот согласился на мирный договор... Сейчас такое невозможно — князья мира сего научились игнорировать жертв. В ходу «гуманитарные бомбардировки», всевозможные приёмы расчеловечевания противника, мантра «они сами себя обстреливают», и многое иное. Наивный рассказ из сравнительно вегетарианских времён.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «Никаких новостей»

chivel, 2 января 16:57

Рассказ — переосмысление идей Чарльза Форта (создателя теорий палеоконтактов, криптоистории, «полой Земли» и многого другого), которыми вдохновлялась американская фантастика первой половины XX века.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

К.А. Терина «Фарбрика»

chivel, 30 июня 2018 г. 02:46

Вы слыхали о феномене продакшн-музыки? Это смикшированный по заветам Аристоксена аудиофон для кульминационных моментов в блокбастерах: погонь, сражений, открытий, счастливых воссоединений и чудесных спасений.

Существуют библиотеки треков, откуда продюсеры и берут музыку для своих фильмов. И там — нет слабых композиций. Сплошь шедевры. Оркестровые аранжировки. Бурные мелодии. Пронзительные, трогательные звуки. Они берут за душу. Взывают к лучшим чувствам. Настраивают на героический лад.

Ты обновляешь содержимое плеера. И вот: пять часов вдохновляющих саундтреков, семь часов... Ты слушаешь, слушаешь, в какой-то момент понимая: определяют шедевр не способность будоражить, не пафос и не украшательные финтифлюшки. Всё это признаки скорее ремесленой работы, чем произведения искусства. Конечно, товар качественный, сработанный по древней науке — гармонике. Но невозможно слушать продакшн-музыку дольше часа-двух: становится невыносимо скучно, даже тоскливо. Не достаёт ей глубины.

Я не смог заставить себя дочитать этот великолепный, красочный и яркий сборник.

И мне не стыдно.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

К.А. Терина «Медуза»

chivel, 26 июня 2018 г. 22:33

Очень трогательный рассказ, у меня к развязке даже сердцебиение участилось.

И за это я срежу балл.

У кого-то встречал такую притчу. Молодой ВГИКовец принёс своему наставнику сценарий про лишившегося ног танцора. Профессор, читая, пустил слезу. Просморкавшись, сказал: «А зачёт я вам не поставлю». Студент: «Но почему? Вы же — заплакали». Профессор: «Так ведь кто ж тут не заплачет: танцор, отрезанные ноги. Вот вы сумейте выдавить слезу без этих ужасов!..»

Автор не сумел. При помощи очевидных слезодавительных ходов склоняет читателя сопереживать героине, считая, что читатель не заметит нежизнеспособности мира рассказа.

Корпорация «Социум» использует мощности человеческого мозга для решения инженерно-математических задач. Для отвлечения сознания работников эмулируется построенная по законам соцсетей виртуальность, а тело пребывает в камере сенсорной депривации. Двухлетний контракт растягивается на десятилетия, так как работники совершенно задурены.

Понятно, что в сбалансированном мире началось бы... Митинги вокруг зданий корпорации. Коллективные иски от родственников и общественных активистов. Обвинения в мошенничестве, незаконном удерживании силой и рабовладении. Требования независимых экспертиз виртуальной среды. Требования признания работников недееспособными. Требования будить работников и при свидетелях спрашивать их согласия на продление контракта. Десятки юридических подходов! И, конечно же, погромы, попытки силового вызволения. Главное: мимо не прошли бы политики: благодатная тема для популизма!

И даже если бы юристы корпорации выстояли в судах... Постепенно в общественном сознании метод корпорации и само её название были бы стигматизированы. Стало бы позорно иметь деловые связи с корпорацией, она лишилась бы заказов. Но почему-то корпорация — всесильна. И героиня лежит в саркофаге уже пятнадцать лет.

И в финале — апофеоз мечтаний женщины за сорок с отсутствующей личной жизнью: появляется Он — герой-любовник с романтическим именем Казимир, некогда бросивший героиню, но раскаявшийся и теперь страдающий от любви, несчастный, безнадёжно пытающийся вернуть любовь.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Валерий Вотрин «Ленин в Тюмени»

chivel, 26 июня 2018 г. 08:31

Много мелких стилистических ляпов. Бронированные вагоны вообще-то принято называть блиндированными и т.п.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Майк Гелприн «Всё в твоих руках»

chivel, 25 июня 2018 г. 20:22

Блестящий стилист Майк Гелприн вложил в уста современного шестнадцатилетнего подростка слово «натюрлих». Этим фактом достаточно отзыв начать и закончить.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

К.А. Терина «Бес названия»

chivel, 24 июня 2018 г. 16:33

Удивительно, почему восторженные читатели до сих пор не объярлычили этот рассказ ещё и «лингвистической фантастикой». По-моему, это типичная женская проза с элементами меряченья — в самый раз для женского журнала («Крестьянка», «Работница» и т.д.). Хороший текст — утомлённые офисом и семьёй читательницы проплачутся.

Хотя нет. Токарева, Рубина и Улицкая делают слезодавильню на два-три порядка лучше. И язык у них качественный.

Неверно определять язык этого рассказа как новаторский; здесь — рваный журнальный стиль, таким писать — халявить. Штука банальнейшая; это не Джойс и не Саша Соколов.

Ломаная речь в начале рассказа настраивает на ожидание чего-то вроде «Цветы для Элджернона» Киза, «Безатказнае арудие» Иэна Бэнкса или «Урот» Врочека. Не тут-то было! Это искусственный приём героя — мальчика: так он обращает на себя внимание прохожей женщины. Что ж, может быть рассказ обернётся «Языками Пао» Вэнса? Отнюдь нет. Тема текстового воздействия на человека ускользает от автора. Так ли нужно было начинать рассказ письмом-обманкой? Ведь в дальнейшем оно никак не отзывается. Название рассказа апеллирует к косноязычному письму, и в отрыве от него не несёт смысла, не озаглавливает рассказ. Но и письмо, как было сказано выше, не работает на рассказ. Напрашивающийся пандан «без» — «бес» никак не обыгран. То есть, всё — мимо цели.

Рассказ бесструктурный, рыхлый, рассыпается.

Можно наблюдать странную страсть автора к экзотическим именам: Далия, Марик.

Автор создаёт из героини «Мэри Сью» со знаком минус. Мало того, что у Далии выявили ЗБ — замершую беременность, ещё и мужа расстрелял офисный террорист. С лихвой хватило бы одного факта, но автор, не чувствуя меры, накликает беды на голову Далии.

А в финале читателей ждёт трюизм! «Горе надо пережить».

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

К.А. Терина «Мурзыкин»

chivel, 24 июня 2018 г. 00:41

НедоХармс, недоПлатонов, недо... И если язык Хармса и язык Платонова были живым порождением эпохи, то здесь — какое-то неуклюжее эсперанто.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

К.А. Терина «Фатаморгана»

chivel, 22 июня 2018 г. 16:48

Рассказ чрезвычайно слаб, даже обидно, ведь все предпосылки сделать хорошую вещь у автора были. НФ составляющую автор обосновать не смог. Разгадка подана самым банальным образом из возможных — из уст персонажа. Не хватило у автора смелости использовать имя прототипа героя — Ландау. Автор даже в мелочах провалился: в реальной истории Ландау лёгкий удар по виску привёл к фатальным последствиям, что гораздо художественнее многочисленных травм, которыми автор награждает героя рассказа.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

К.А. Терина «Никтo не покидает Порт-Анри»

chivel, 17 июня 2018 г. 17:45

Типичный конкурсный рассказ с очевидными сюжетными поворотами и неудавшейся попыткой эффектной концовки.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Артур Конан Дойл «Тайна Клумбера»

chivel, 6 августа 2017 г. 01:19

Худший перевод, несомненно, сделан В. Штенгелем: изъята целая страница рассуждений А. К. Д. о современной науке и её типичных деятелях. Впрочем, лакуны допущены по всему тексту.

Всякий может легко убедиться в этом, отыскав в сети оригинальный текст повести.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Карл-Йоганн Вальгрен «Кунцельманн & Кунцельманн»

chivel, 26 декабря 2015 г. 20:25

Говорят, что отечественная литература отстаёт от зарубежной на несколько десятилетий. Между тем в романе «Живописец теней» можно при желании разглядеть отражения значимых русских текстов 90-х годов. В произведении скандинавца Карла-Йоганна Вальгрена сорокинская телесность сочетается «алхимическим браком» с узаконенным бездельем а ля «Духless» Минаева и с философской проблематикой «Generation П» Пелевина. Поэтика телесных выделений соединена с проблемой современного «лишнего человека» и увенчана темой мучительных поисков отличия между оригинальным предметом искусства и его точной копией.

Как всегда и бывает в алхимических штудиях, «философский камень» остаётся недостижимой мечтой: «Живописец теней» немного не дотягивает до высокого звания «роман идей». Конечно, идеи здесь использованы своеобычные. Прямо скажем, далёкие от классических. Лучше всяких определений будет перекличка основоположников: Артур Данто, Фуко, Сартр, Бодрийяр, Маршалл Маклюэн... Ирония судьбы: текст, который изо всех сил тужится деконструировать постмодернизм, сам оборачивается постмодернистским. Более того, даже отзывы на этот роман часто страдают тем же пороком!

Тем не менее автор подводит читателя к мысли: не только герой, но и весь современный мир насквозь лжив. Современное искусство — подделка. Современная философия — надувательство. А счастье можно обрести, лишь вернувшись к Платону и традиционным ценностям.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Елена Хаецкая «Озеро туманов»

chivel, 29 ноября 2015 г. 15:18

Милая Бретань, край фейри, устричных садков и доисторических кромлехов. Именно здесь разыгрывается история о том, как один глупый поступок способен причинить уйму неприятностей и загубить не одну дюжину жизней.

Смертельно оскорблённый рыцарь проклял сира Эрвана де Керморвана. Никому из его потомков в ближайшие 450 лет не видать ласковой жены. И вот череда жестоких, вечно сердитых дам дефилирует по страницам книги. Впрочем, читателю не придётся подолгу терпеть злодеек. Время в романе быстротечно — к следующей главе неприятный персонаж скорее всего состарится и умрёт.

Книга создана в традициях литературной сказки с элементами стилизации под рыцарские романы. Между прочим, некоторые критики уверяют, будто Елена Хаецкая лучший в нашей стране стилист.

Роман, на который ушло восемь лет работы, писательница безвозмездно передала издательству, оказавшемуся в затруднительном положении после известных событий на Донбассе. Авторский гонорар составил символический рубль.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Лоран Ботти «Билет в ад»

chivel, 20 ноября 2015 г. 21:12

Серия «Национальный Bestселлер» пополнилась романом французского детективщика Лорана Ботти — мастера в деле тщательного обоснования действий каждого персонажа. Тома Миньоль жаждет раскрыть настоящее преступление, чтобы перейти из опостылевшей Службы внутренних расследований в уголовную полицию. Мафиози-трансвестит Клео ди Паскуале мечтает о деньгах на операцию по перемене пола. Безумец Жозеф Кольбер грезит закрытием старого гештальта, которое неминуемо обернётся кровавой баней. Адепты общества Астрософии вынашивают план похищения мальчика, проявившего паранормальные таланты. Но никому из них не покажется лишним выигрышный билетик евролотереи, заполненный накануне главной героиней произведения Анн Шарль. А сама Шарли хочет только уберечь от множества опасностей сына. Идеальным вариантом было бы вывезти маленького Давида заграницу, однако враги обложили со всех сторон. Каждый намерен поживиться за счёт маленькой семьи Шарли. Как ей быть? Конечно, сражаться и искать союзников.

Кому в итоге достанется билет в ад, а кому — в тропический бразильский рай?

Роман крепко скроен, ладно сшит и добротно переведён, недаром выдержал три русских издания. Остро чувствуется принадлежность книги именно к французской литературе, а не англо-саксонской. Особый, незнакомый островитянам тип изящества проявляют даже бандиты. Ну а мадемуазель Шарли продолжает череду независимых и самостоятельных женщин французской литературы, подобно созданной пером Анн и Сержа Голон «маркизе ангелов» Анжелике и бесстрашной медсестре Фрикэт из приключенческих романов Луи Буссенара.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Каро Кинг «Убить Рыбку Джонса»

chivel, 14 ноября 2015 г. 13:02

Вор и обманщик Лампвик перед казнью наложил проклятие: за теми, кто потревожит его прах, явится демон Гримшо.

Множество людей уже мертвы. Следующий в списке — мальчик по имени Рыбка Джонс. «Рыбка» — потому что этот мальчик большую часть времени предпочитает молчать. А ещё он обладает сверхчувственным восприятием — потусторонние существа перед ним как на ладони. С таким талантом не пропадёшь. Впервые за столетия «трудового стажа» у демона возникают проблемы с выполнением миссии.

Как же убить Рыбку Джонса? Направить с орбиты старый спутник? Взорвать бензоколонку? А может быть, чтоб уж наверняка, целую атомную электростанцию? Ответ Гримшо пытается найти в Чистилище и нашем мире. Но, как это часто случается, путешествие меняет путника...

«Убить Рыбку Джонса» продолжает традицию гуманистической литературы, в которой шанс на исправление даётся каждому, будь он даже демоном. Книга читается быстро, её буквально проглатываешь. Лёгкий и красочный язык, удачные метафоры и сбалансированный сюжет завладевают вниманием взрослого и ребёнка. Финал вводит читателей в состояние светлой грусти, не уступая в силе продуцируемого чувства «Винни-Пуху» и «Хроникам Нарнии».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Максим Шаттам «Во тьме»

chivel, 9 июля 2015 г. 21:22

Сколько мы знаем женщин — полицейских? Клэрисса Старлинг из «Молчания ягнят» Томаса Харриса, Амелия Сакс из «Собирателя костей» Джеффри Дивера, Джейн Риццоли из «Хирурга» Тэсс Герритсен. Два-три профайлера женского пола действуют в остросюжетных повестях начала 90-х. Неужели этим перечень и ограничивается?

Писатель Максим Шаттам создал образ детектива Аннабель О'Доннел. Её специализация — загадочные исчезновения людей. Аннабель занялась ими под влиянием личного несчастья: супруг героини пропал спустя несколько месяцев после бракосочетания.

Однако совсем без мужчин в этой истории не обошлось. У девушки двое друзей. Напарник — Джек Тейэр, и нечаянный помощник — частный сыщик Джош Бролен. Если Тейэр немного простоват, то Бролен — обладатель кристально чистого аналитического ума.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часами разглядывая вещдоки из берлоги психопата — фотокарточки похищенных людей, сыщик пытается выявить некую закономерность. Каждая жертва запечатлена неоднократно, на снимках указаны даты. Почему на более поздних фотографиях пленники выглядят крепче и здоровей, чем в начале заточения? Тюремщики так плотно кормят? Или людей откармливают?!.. Благодаря советам и наводкам Бролена, Аннабель раскрывает подпольное сообщество каннибалов.

Аннабель и Бролен — многообещающий дуэт. Харизмы у них несомненно хватит чтобы поддерживать интерес читателя на протяжении череды романов, если Шаттам продолжит описывать быт охотников за маньяками.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Стюарт Макбрайд «День рождения мертвецов»

chivel, 5 июля 2015 г. 01:16

Джо Курц. Боб Ли Суэггер. Патрик Кензи. Теперь отряд «крутых» вояк пополнил детектив Эш Хендерсон.

Издательство РИПОЛ Классик месяц назад выпустило книгу шотландца Стюарта Макбрайда «День рождения мертвецов». Со времён «Детектива» Артура Хейли я не встречал более напряжённого триллера про маньяка. Казалось, что «круче некуда» после одноимённого романа Дэна Симмонса, но... Эш Хендерсон будет покруче Джо Курца. Правда, крутость вынужденная — маньяк-убийца похитил его дочерей. Первую — ещё пять лет назад. Тогда ГГ скрыл случившееся ото всех, представив всё так, будто девочка сбежала из дому. Ход оправданный: в противном случае детектива отстранили бы от поисков серийного убийцы как лицо заинтересованное. Эш переносит горе утраты в одиночку и соблюдает незаметный окружающим траур.

Маньяк по прозвищу Мальчик-день-рождения похищает жертв накануне их четырнадцатилетия и имеет обыкновение в канун дня рождения замученных девчушек присылать их родителям отвратительные открытки. Эш перехватывает эти открытки, чтобы не увидела жена. Поначалу я даже решил, что он сознательно разрушил семью, дабы отдалить жену от почтового ящика, где один день в году оказывается фотография окровавленного тела дочери. Но герой всё же не настолько суров. Семья распалась сама. Пропавшее чадо и ушедший в себя муж — достаточные причины.

Нынче Эш ютится в муниципальном доме-развалюхе посреди криминального района и привечает в своей постели стриптизёршу. Его бывшая не хочет даже слышать имени «неблагодарной» старшей дочери и всячески холит, лелеет и разгуливает младшую, чтобы тоже не ушла жить на улицу: «Солнышко, вот тебе на день рождения подарки, прогулка на пони и вечеринка с клоунами, только не бросай мамочку».

Пять лет Эш Хендерсон рыл носом землю. Залез в долги у местной мафии, чтобы оплачивать услуги осведомителей. Угробил несколько подозреваемых (не сказать, чтобы совсем уж ни в чём невиновных). Один из помощников Эша принял всю вину на себя и мотает огромный срок в тюрьме. Другой — ушёл со службы и терзается из-за прошлых ошибок. За излишнее рвение Эш разжалован в констебли. Дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. А между тем загадки множатся. Откуда на книжной полке одной из похищенных девочек взялись экземпляры первых изданий знаменитых детских книжек, подписанные авторами? Отчего в одно лето своей «трудовой» деятельности маньяк никого не похитил? Неужели ещё кто-то скрывает факт похищения дочери?

И тут маньяк похищает младшенькую Эша, капризную кровиночку. Эш Хендерсон буквально слетает с катушек: достанется всем.

Концовка — шокирует. Поневоле воспоминаешь эпилог гениальных «Бесов» Достоевского: все сошли с ума или умерли, а кто всё же уцелел — тем ещё хуже.

Впрочем, за Эша Хендерсона переживать не стоит. Сил у него ещё хватит на вторую книгу именного цикла. Как же иначе? Крутые герои никогда не оставляют незаконченных дел.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Джон Фланаган «Руины Горлана»

chivel, 10 июня 2015 г. 00:04

В Средневековье понятия «детство» не существовало. «Детство» — выдумка Нового времени. В старину детей считали неполноценными взрослыми и спуску ни в чём не давали. Малые лета были не привилегией, как сейчас, а… отягчающим обстоятельством.

«Ученик рейнджера» — энциклопедия суровой жизни средневекового мальчишки для современных тинэйджеров, изнеженных бездельем. Роман Джона Фланагана — не «бунтарская» проза в духе «Над пропастью во ржи». Это книга совсем другого времени, и посылы в ней совершенно иные. Пока тебе мало лет, тобой будут командовать, тебя будут обижать, нагружать работой и постоянно понукать. Сколько ты ни старайся — всё равно наставнику не понравится. Поэтому стисни крепче зубы и не забывай измерять свой рост по дверному косяку — с каждым новым вершком ценить тебя будут больше, относиться к твоим словам — серьёзней.

Итог: предельно упрощённый «роман взросления» для среднего школьного возраста. Целевой аудитории книга должна понравиться.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Григорий Елисеев «Игра вслепую»

chivel, 10 июня 2015 г. 00:03

Очередной «пикник на обочине» случился не где-нибудь, а в российской столице. И теперь каменные джунгли, насыщенные убийственными аномалиями, стали ещё опаснее.

В Новой Зоне разбился самолёт, оборудованный перспективной системой маскировки. К нему сразу же устремляются наперегонки конкурирующие группы наёмников. Невольно отмечаешь, что автор знает и любит Москву, разбирается в городской топографии. Он уверенно прокладывает маршрут отрядов через лабиринт улиц, от одной архитектурной вехи к другой.

Герои дебютного романа Григория Елисеева страдают шаблонным поведением и ведут схематичные диалоги. Однако это «родовая травма» всего сериального чтива. Огорчает иное: персонажей невозможно различить, настолько они похожи друг на друга. Кроме того, большинству читателей покажутся чрезмерными акценты на оружии и технике. Впрочем, наверняка фанаты серии «Сталкер» воспримут эту особенность на ура.

В финале сюжетные линии так и не пересекутся — развязка отложена до второго тома.

Оценка: 2
–  [  5  ]  +

Дмитрий Глуховский «Сумерки»

chivel, 10 июня 2015 г. 00:03

Автор использует приём «роман в романе», чередуя главы старинного испанского манускрипта с комментариями переводчика. Пока упорный конкистадор прорубает себе путь в тропических зарослях, наш современник в поте лица трудится над расшифровкой насыщенного анахронизмами текста.

Роман скроен согласно методикам создания коммерческой литературы и неизбежно увлекает. Глуховский многое взял из подзабытых жанров, благодаря чему неискушённый читатель ощущает как бы дуновение свежести. Однако стилизация под «колониальные» романы удачной покажется лишь тем, кто не знаком с творчеством Буссенара и Хаггарда.

Писатель позиционирует «Сумерки» как «роман-манифест», а от данного жанра странно ждать высоких литературных достоинств — они должны брать за душу содержанием. Впечатляют ли идеи и сюжеты, предложенные автором? Глуховский начинает игру на чужом поле и проигрывает. На фоне «Валиса» или «Паразитов мозга» его работа выглядит бесцветной, как и всё в сумерках.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Майкл Скотт Роэн «Наковальня льда»

chivel, 26 апреля 2014 г. 19:17

Под влиянием давным-давно прочитанных статей, где имя Роэна ставилось в одном ряду с именами Джордана, Гудкайнда, Г. Кука, считал, что это значительный автор. Оказалось, посредственный.

Роман скучноват, в отдельных местах непроработан. Описываемый мир мал сам по себе — узкая полоса между ледником и пустынями. Особого разнообразия локаций читатель не увидит. Психологизма как такового нет, хоть основания для него имеются, и приложи автор усилия... Духовную связь между кузнецом-наставником и ГГ можно было бы прописать детальнее, чтобы страдания ГГ, когда он узнал что наставник — «плохой», выглядели бы достоверней.

Автор имел шанс сделать редкий в жанре «производственный» роман, тем более, описания ковки в первых главах были гипнотически хороши. «Фишки» «Наковальни льда» — многообещающи: разумный «Лёд» — ледник, ГГ — кузнец, набеги морских разбойников... Но Роэн пошёл стандартным путём. Получилось то, что получилось...

Ну да ладно, прочитал — и хорошо, одной строчкой в списке «на прочтение» меньше. И ещё одно недоразумение развеяно.

Оценка: 6
⇑ Наверх