fantlab ru

Все отзывы посетителя ZoRDoK

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Цзинь Юн «Книга и меч. Записи о доброте и ненависти»

ZoRDoK, 16 декабря 2023 г. 01:25

Читать очень трудно: сюжет прыгает как в дораме, обилие китайских имён зашкаливает. Все дерутся, мотивы неясны, персонажи появляются и исчезают. Перевод тоже не ахти какой, дословный. Купил 4 книжки, но похоже закончу на середине первой. Жаль, очень ждал китайское уся в печатном виде. Буду ждать другие переводы

Оценка: 4
– [  1  ] +

Лоран Куэйсси «Филип К. Дик: Биография в комиксах»

ZoRDoK, 10 декабря 2023 г. 04:28

Если биография Дика авторства Сутина нагоняет тоску своим избыточным, захлёбывающимся слогом, то данный комикс бежит слишком уж галопом, пропущены события (первая жена), важные (повлиявшие) моменты. Комикс читается за час, а вот Сутина я осилил только до середины.

И вот то, что я успел прочесть у Сутина, оно даётся пониманию, остальное же нет, будто про разных людей. То он солидный со спутницей, то бредит, то в клубе анонимных наркоманов, то на конвенте. Слишком быстро всё, и кроме карикатуры я ничего тут не вижу, никакого Дика.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Лоуренс Сутин «Филип К. Дик: Жизнь и Всевышние вторжения»

ZoRDoK, 22 ноября 2023 г. 00:28

Оценки дают обманчивое впечатление, что нас тут ждёт литературный шедевр как минимум. Увы, книга представляет собой многословную биографию, из которой решительно невозможно понять, who is you, mister Dick. Зачем-то подробно пересказываются произведения Фила, видимо расчёт на die hard фанатов, уже прочитавших всё доступное.

Сам Фил предстаёт то мудрым и начитанным, то взбалмошным болваном с букетом фобий. Его жизнь со второй женой, «нормальная жизнь» вообще не раскрыта, зато последующие метания от одной девицы к другой обсосаны чуть ли не по дням. Отдельное слово о воторгах Сутина поздними этюдами Дика – трилогией VALIS и монструозной Экзегезой о 8к страницах, которую Сутин позже издаст в сокращённом и следом в полном формате – и это при том, что Убик в списках «лучших» по мнению биографа не стоит упоминания.

В общем, вещь далека по стилю как от произведений Фила, так и от интересных биографий (на куда меньшее число страниц).

Оценка: 4
– [  3  ] +

Патрик Несс, Шиван Доуд «Голос монстра»

ZoRDoK, 16 ноября 2023 г. 18:19

Хорошо написанная, но глубоко сентиментальная книга-драма, мимикрирующая под подростковый хоррор в названии, аннотации и первой трети текста. Внутри содержатся: драма с путешествием от состояния «мне плохо» до «совсем плохо», две притчи весьма спорного характера и концовка, выводы в которой позаимствованы у Цвейга (Нетерпение Сердца).

Если вы хотите пощекотать себе нервы чужими реальными проблемами, за неимением оных в достатке в собственной жизни – это хорошее место. Если таковых в вашей жизни и так перебор, или вы прекрасно знаете, что реакция окружающих на человека с проблемами отнюдь не заботливая учтивость, а равнодушие и пренебрежение – то ничего кроме чувства изнасилования вы не получите от текста.

p.s.

Хотел ещё сказать, что сюжет мог бы уместиться в энную серию какой-нибудь Анатомии Грейс, слишком уж он типичен для медицинских сериалов.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ричард Морган «Сломанные ангелы»

ZoRDoK, 12 ноября 2023 г. 21:34

По сравнению с первой книгой тут уровень пониже, другой антураж, другое время, даже герой ощущается совсем иным. Такое ощущение, что наполовину готовый и заброшенный роман был переписан позже как часть серии. Персонажи ведут себя неестественно, бросаются в пучину событий, неоправданного доверия и приключений без какого-то существенного повода. Детективной составляющей нет. В итоге на половине решил оставить затею с продолжением серии.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Филип Дик «Унылый незнакомец»

ZoRDoK, 30 октября 2023 г. 14:09

Тут много отзывов про то, что рассказ про «инопланетное вторжение». Это не так. Рассказ использует тему вторжения, карикатурную даже для 50х, чтобы поговорить о безумии и шизофрении.

Главный герой совершенно точно безумец, он убивает направо и налево, не особо разбираясь. Да, концовка вроде бы оправдывает его, ставя всю драму с ног на голову, но Дик тут именно в том, что «вроде».

Это привет безумцам. Когда вы будете точно и бескомпромиссно уверены, что ваш родственник или друг – исчадие ада, вспомните этот текст. Вспомните эмоции – текст очень часто показывает ситуацию извне, несмотря на pov от основного персонажа. В глазах безумца его безумие – реально.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Филип Дик «Порог между мирами»

ZoRDoK, 28 октября 2023 г. 02:32

Читал безотрывно – сюжет захватывает, как почти всё у Дика. Но концовка – просто пришитый хэппи энд. Идеи интересные, наброшены на вентилятор скопом, и всё в никуда. Такое ощущение, что должно быть продолжение, но его нет.

Где-то на уровне возвращения мутанта сюжет начисто лишается любой логики и выезжает на рельсы «поскорее сдать издателю»

Оценка: 7
– [  4  ] +

Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Драконы осенних сумерек»

ZoRDoK, 27 июля 2023 г. 22:49

Так, ну я ожидал что тут у нас фентезийный pulp, но не настолько. Отзывы меня не готовили к такому. Я даже позволю себе сказать, что никакой перевод не может сделать эту наглую письменную поделку-подделку двух менеджеров (см историю появления книги) среднего звена чем-то читабельным для взрослого человека.

Тут увы не приключения. Тут по страницам бродят такие пластиковые подставки как в некоторых настольных играх, где пожалели красивых фигурок. Смотрите: начинается книга и вот наш герой, выходит из-за дерева. Хлоп — из-за другого дерева выходит следующий персонаж, эгегей, привет-привет, давно не виделись, хлоп — из-за другого, окей, куста выходит третий персонаж. А вы слышали, что в городе-то завелись злые силы? Ну что, пошли? Пойдём! Ой, гоблины из кустов. Один персонаж гоблину голову фьють, другой — вжих, третий — фигак. Порешили гоблинов. Молодцы такие.

И тут ты начинаешь видеть как сидят такие ребята, бросают кубик, говорят что-то посредственное друг другу, отыгрывая в виде роли нечто среднее между школьным театром и школьным же чтением «с выражением», а кубики несутся, подпрыгивают, и вот что выпало, что вышло, то в книгу и полетело.

Я думаю книга так и была написана. Вполне возможно история где-то о её именно написании есть. В аннотации у авторов сказано лишь то, что они уволили профессионального писателя и решили всё сделать сами. Вот то на то и вышло.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Бен Ааронович «Реки Лондона»

ZoRDoK, 27 июля 2023 г. 22:38

Несколько раз натыкался в рекомендациях на эту книжку, решил прочесть не смотря на низкий средний рейтинг. После такого вступления обычно идёт «и не пожалел», и ведь верно, не пожалел.

Это представитель модного «городского фэнтези», наш герой — британский полисмен, несущий вахту и вдруг увидавший призрака и обнаруживший в себе... скажем, склонность к волшебству. А потом его принимает на службу последний и единственный (потом мы выясним что вполне себе не единственный) маг в Лондоне, и они начинают расследовать всяческие дела. Забегая вперёд (вперёд аж на целых две книги), скажу что дел в каждой книжке примерно 2.5 — ключевое, побочное и какое-нибудь мелкое, появляющееся под конец книги.

Описание от первого лица. С шутейками, причём такими... не толерантными, за которые в наше время за рубежом порвут. Книги выстроены хорошо по миру, всякие случайные обрывки информации про семью, про увлечения — потом выстрелят. Ружья Ааронович бережёт, и помнит о них. Сам же автор более известен как сценарист Доктора Кто, эдакий Моффат только не этого Доктора, а того, из 80-х.

Окей, почему 8 а не 7? Хорошо и плавно читается. Чутка экшена, чутка детектива, чутка драмы, чутка романтики (мужской романтики, не гарем, но симпатичные дамы интересуют нашего гг, и интересуются им). И очень много любви к Лондону, сноски-сноски-сноски. Всякие реки (они тут часть, как ни странно, побочного сюжета, хоть и выплыли в название), районы, здания, исторические отсылки, римские легионеры, очень много ссылок на политические шутки и события города, о которых мы не знаем. Напомнило комментарии к Алисе в Стране чудес (где половина персонажей — шаржи на политиков того времени).

Из минусов — основная линия заканчивается хоть и эпично, но с детективной точки зрения слабо. Магию герой учит медленно. В духе — выучил как свет делать, пошел применил. Выучил ещё что-то простое: снова спас из беды нескольких персонажей. Никаких эпичных вещей типа путешествия во времени и дождя из мертвецов. Тут больше мифологии, чем магии. Это минус. А в остальном — крепкая литература, жду 3-ю книгу.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дарелл Швайцер «Маска чародея»

ZoRDoK, 26 июля 2023 г. 22:06

По мере чтения я периодически хотел дропнуть книгу, но дочитал и не пожалел. Швейцер мало известен у себя в США, судя по гудридс, где у этой книги оценок ещё меньше чем на фантлабе, поэтому вопрос «зачем я это читаю» в процессе часто возникал.

Подача текста очень похожа на любимого Швейцером Джина Вульфа — от первого лица, постоянные падения POV в область «всё было в тумане, помню смутно», даже множественные личности, которые перехватывают управление тушкой тут в наличии. Отличает в выгодную сторону умение не скатиться во что-то символическо-загадчно-невразумительное, сюжет подаётся плавно, никаких загадок нет. Если управление перехватывает какой-то персонаж, об этом говориться, а не предполагается к разгадыванию.

Читается книжка относительно легко. Сюжет поделён на 5 арок: прелюдия и спуск в местный ад; помощь семье против мёртвого главы семьи; «придворный маг»; обучение в школе чародеев и финальная линия, которая мне резко напомнила сянься, потому что там наш персонаж

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перейдёт на грань божественного, проживёт миллиарды лет, спутешествует во времени и практически перекроит саму суть реальности
.

Книжка — тот ещё гримдарк, потому что из чего только местные колдуны не берут магию — пытки, кровь, жертвоприношения, трупики птиц со свёрнутыми шеями. И во всё это погружается наш главный герой с возгласом «я не хочу становиться таким». Минусов тоже довольно много: мотивы Сивиллы не раскрыты, часть истории не имеет отношения к финалу (как раз две арки про императрицу), гг со слов автора не стареет, и ему где-то посередине книги оказывается под 40 лет, но автор ему постоянно приписывает поведение 15-летнего мальчика, это выражается и в отношении к противоположному полу, и в рассуждениях, и в постоянных «соплях».

Жаль, что продолжение в виде сборника рассказов не переведено.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дэвид Геммел «Сумерки героя»

ZoRDoK, 8 июля 2023 г. 09:50

На фантлабе этому произведению выставлены только 10-ки и немного 8/9, поэтому я буду тут первым возмутителем спокойствия и нарушителем сложившегося консенсуса.

Да, произведение написано в последние годы автора с большим перерывом между 2 и 3 (этой) книгой, и это чувствуется. Стиль всё такой же рубленый, сюжет-driven, персонажи и описания схематичные. Всё так же по книге раскидана кухонная христианская мораль: а что делать если не верю, но вот священником работаю; а вот покажите чудо, а как же без чуда верить; почему если Бог любит, то он нам не помогает, когда он так нужен; на Бога надейся, а сам не плошай — и так далее. Нездешний всё ещё «марти сью». Тут всё знакомо, Геммел пишет ровно, и для тех, кто не отвалился на его первой книге (у всех это либо Легенда, либо Нездешний), остальные произведения пойдут как привычный гарнир.

Изменения видно в персонажах: если в прошлых книгах они поданы схематично, но за этими набросками воображение дорисовывает личности, то здесь автор пробует в объёмность и проваливается. Ю Ю (персонаж такой) — карикатурная копия Джеки Чана, Кисуми — верный мечник, Кара — боевая «спутница джеймсбонда». графы, князья и злодеи — вариации на тему «тупой и жестокий»/«мерзкий и жестокий», жрица-оборотень — просто какое-то фури, постоянно подчёркивается что она «нага»/«обнажена» и прочее, вечно умирающая (по непонятной причине, т.к. других может буквально с того света вернуть магией) но не умеревшая в итоге «мэри сью». В описаниях — прибавилось длиннот, а первая половина книги, если отбросить внезапные события — просто метание персонажей между домом гг и ближайшим лесом.

Но больше всего поразил набор роялей в конце книги. Нездешний у нас всё ещё Наруто-сан, и враги скопом конвертируются в раскаявшихся экс-злодеев, после чего погибают смертью храбрых. Поражает нелогичность действий остальных. Например — есть тут два типа воинов, которых соединили с мифическими животными. Отчего они едят сырую плоть, могут превращаться в монстров, и в целом мыслят в лучшем случае как архетип варвара/гоблина — вот трусом быть плохо, а убить кучу людей хорошо. Внезапно в конце книги их главарю (который просто купался в крови до этого) претит смерть простых женщин, не воинов, и он отпускает врага, который пробрался в замок к его командиру. Маг, который всю книгу творил бардак, после ужасных пыток берёт и излечивает от них проходного персонажа (которого он сам только что пытал), но не переходит на сторону добра, и чуть позже сторона добра его активно расчленяет.

В первой половине книги угроза звучит эпохально — какие-то бессмертные демоны из другого измерения объединились с полудемонами, которые когда-то защищали наш мир, но возгордились, и они вот-вот хлынут через «портал в ад», но на землю уже заслан передовой отряд таких зверей, один укус которых поселяет в организме невидимых и неизлечимых червей. Да и маг в придачу. А против них два мечника с волшебными мечами, один из которых комичный дуралей, да наш Нездешний, который им навредить не может, но храбро сражается. Кажется, что всё пропало. Кровь льётся рекой, враги нападают прямо из воздуха в разных местах. Гибнет после атаки 90% людей. Но под конец вся эта эпохальность куда-то уходит, возникает пещера где запечатано соизмеримое войско полудемонов, но «на хорошей стороне»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которые рубят в капусту основные силы арьергарда, а главзлодей вызывает архизлодея, который, в свою очередь, вместо того чтобы устроить всем весёлую жизнь просто *спойлер*
, и книга заканчивается. Город освобождают буквально 100 женщин с вилами.

Второй неприятно саданувший момент — совершеннейшая бесполезность большого числа персонажей для сюжета. Такое ощущение, что книгу просто дописали и бросили все ниточки. Зачем Нездешний спасал Кару ещё более-менее понятно, это прото-дочь, которую он обучает. Но Ману Чару (подзабыл имя) купец, который хранит деньги Нездешнего? От его имени даже POV ведётся в первой половине книги, но он не играет вообще никакую роль. Подробно расписан положительный персонаж, герцог, который просто погибает во второй половине книги и его моментально забывают. Выведен положительный боязливый внук дренайского короля, и единственная цель его роли — опять же спойлерное событие в конце книги, дальше он просто пропадает, его судьба неизвестна. Что случилось с оборотнями, которые не убили Кару? Зачем был выведен Кисуми, и в чём соль того что он у нас главный хорошист, но оказался не избранным? В чём соль Ю-Ю и его финальной жертвы? Последние слова умирающего полудемона звучат как насмешка «ну вот был землекопатель, умер и не жалко»(?). Зачем были введены ученики жрицы, которые вроде бы «путешествовали по параллельным мирам»? В чём суть проститутки, зачем было её вводить? Ох, никаких ответов.

Вторая часть очень сумбурная, в ней много действия и читается она проще первой, но нестыковки и рояли... благо книга короткая. Моё предположение — книжка фансервисная, и упомянутые персонажи ещё появятся (хотя бы в виде легенд) на страницах следующего подцикла.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Уильям Риттер «Джекаби»

ZoRDoK, 25 июня 2023 г. 18:13

Я бы сказал, что это «иронический детектив», и от Шерлока тут только натужное угадывание глобуса у совы по пыли на подошвах ботинок. Действия персонажей логичны только если вы – оптимистичная школьница, которой все улыбаются и открывают двери, берут на работу просто так на улице, сыпят комплименты ни за что и тп и тд, тогда всё происходящее будет казаться вполне жизненным.

Детективная часть хромает, есть артефакты детективов, как то: место преступления, полиция, подозреваемые, улики – но угадать читателю заранее ничего не дают, ему просто суют мотивы и виновников в беседах. А события в книге в основном для того, чтобы показать волшебных персонажей.

Впрочем, стиль написания лёгкий, без длиннот, у своей аудитории книга, думаю, вполне популярна.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Стивен Прайс «Обыкновенные монстры»

ZoRDoK, 6 июня 2023 г. 23:56

В чёрном-чёрном городе, в чёрном-чёрном порту чёрные-чёрные афроамериканцы грузят чёрный-чёрный уголь в полной темноте на чёрный-чёрный корабль. И грустят.

Так, нет. Хотел по-другому начать. *Кашляет в кулак* Стивен Прайс написал роман под псевдонимом Дж. Миро, давайте же пофантазируем на тему того, зачем писатели берут себе эти самые псевдонимы. Ну кроме варианта когда им совсем нечего делать, и они аки малые дети балуются с псевдонимами как с кубиками:

1. Женщина берёт мужской псевдоним, потому что пишет в жанре, где читают мужчин (привет, Гилбрейт и Хобб) и наоборот (примеров не знаю)

2. Автор не сможет издаться под своим именем из-за плохих отношений с лидером рынка (в литературе не знаю, а вот в настольных играх — да (John Bohrer))

3. Автор использует уникальные псевдонимы для разных жанров (Майлз Кэмерон)

4. Автора не покупают под оригинальным именем

И похоже, что у Стивена Пирса последний случай — даже на очень лояльном к авторам goodreads книги Стивена не набирают зачастую и 3.5 баллов. Монстры там числятся в момент написания этого текста за отдельной учёткой. В общем, именно этим я объяснил для себя основные проблемы книги.

Коих тут, собственно, две (опять списки!):

1. Сюжетно роман представляет собой X-Men, помноженный на Гарри Поттера, только в сеттинге викторианского Лондона (Шерлок х Потрошитель) — но очень-очень медленный, тягучий такой, с монотонными стенами экспозиции, применением всяких нубских приёмов вроде «погода-настроение» и «давайте заглянем в прошлое персонажа и вместе погрустим на 100 страниц... а потом бросим его на смерть за кадром и забудем». В общем, герои в красных трусах поверх штанов тут есть (в виде молодых и взрослых персонажей со сверхспособностями), но они все действуют так медленно, с такими многочисленными рефлексиями, будто попали в тело желейного куба или летаргический сон ленивца.

2. В романе всё страдает, всему плохо, везде темно, как будто мы смотрим старые фильмы 80-х, где актёры при свете огонька от лежащего на асфальте бычка могли минут 5 драться или звенеть упавшими кастрюлями, изображая бурную деятельность. Все болеют, пьют, умирают, болезненно рожают, «депрессируют», жертвуют собой, но минуту назад хотят спокойной жизни и денег, а «не вот это вот всё», спят в сараях, наступают в merde, видят как бьют детей в грязных подвалах, складах, тюрьмах — и всё обязательно в темноте, вечером, ночью, в сумерки.

Вот такой тут нуар. Впрочем, дорогой обозреватель, а почему 6, а не, скажем 2-3? У меня есть ощущение, что сам стиль изложения кому-то может понравиться, он такой, под настроение. Меланхолично сидеть в каком-нибудь средней шумности помещении, в полном одиночестве среди толп незнакомцев, и читать это, отстраняясь, убегая из суетливой реальности в не менее суетливую тьму комикса-переростка без картинок. Завидую тем, кто не я.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ли Бардуго «Шестёрка воронов»

ZoRDoK, 6 июня 2023 г. 23:25

Это мой второй эксперимент (после попытки почитать Маас, королеву переводного ромфэна), теперь я пробую познакомиться с тем, что зовётся YA, оно же Young Adult, романы «для старшеклассников и студентов» в переводе на русский.

Я ожидал что-то такое в духе сёненов, которые как раз на эту аудиторию, и вот оно, в общем, так и получилось. Если крутить в голове лица и образы местной героической шпаны как угловатые анимашки, то вполне себе Рёдан, каст Дюрарары и т.п. События либо летят стремительно, либо погружаются в то, что по всей видимости, составляет основную «фишку» поджанра (кроме возраста персонажей) — чувства и душевные страдания. В отличие от Маас/ромфэн, чувства тут — отнюдь не завуалированное желание коитуса, переводящее под конец книгу в филиал плейбоя — здесь это терзания, неуверенность, гнев, недоверие, дружба, сожаления. В целом даже любопытно, но отведённое им место так же жаль, как и влажные многостраничные фантазии авторов в ромфэн — много-много, и уже забываешь что читаешь фэнтези про суровый мир, а не смотришь сценарий к перезапуску «Сплетницы».

Сюжетная линия — в начале всё очень стильно, в духе гангстерских фильмов, но затем превращается в погоню здравого смысла за калейдоскопом роялей, особенно когда корабль доплывает до стеклянной тюрьмы, где по неведомой причине решили устроить фестиваль. Например — персонажи жалуются, что туда не попасть, зато легко выйти. Давайте притворимся пленниками — отличная мысль, ведь пленникам ничего не стоит выйти, на то они и пленники. Приезжают, попадают под раздачу от накачанных местным наркотиком магов, которые, минутку, легко летают над территориями ныне весьма сильного королевства, ненавидящего магов и их преследующего по всему миру аки Моссад беглых охранников Бухенвальда. И это всё от конкурентной группы, которая тоже должна... кхм... незаметно прокрасться в замок.

В итоге это 5-6 — читать можно, потому что слог простой (последняя знаковая «фишка» YA), но какой-то работы над текстом от автора я не вижу. А ведь это creme de la creme этого поджанра.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Сара Дж. Маас «Стеклянный трон»

ZoRDoK, 30 мая 2023 г. 22:41

Любите ли вы эксперименты? Я вот люблю. Поэтому взял и решил почитать топчик из goodreads/amazon списков фэнтези — Сару Маас. Всегда интересно, почему что-то начинает владеть умами миллионов, чем это лучше похожего?

По мере чтения книги (и параллельному чтению обзоров) я хотел начать свой текст с воинственного «Это же 50 оттенков феечек!», но в итоге в книге внезапно не оказалось ни одной постельной сцены — видимо, эпические прострелы молний во время совокуплений главных героев достались следующим книгам, а «травмирующие отношения» с насильниками, о которых писал каждый второй на гудридс — ещё и другим циклам. Впрочем, романтики тут достаточно, и она в общем-то и является основным блюдом. Сюжет, как подобает приличному фанфику, из которого выросла книга (Сара написала её в 15 лет, потом выложила на сайт FantasyReaders в более зрелом возрасте, а затем её фанаты дружно помогли девушке попасть к настоящему издателю), следует за единственным персонажем и совершает всякие перипетии на старте, но после неумолимо провисает, отдавая эстафетную палочку поцелуям локонов, неловким прикосновениям и многочисленным румянцам на щеках.

Текста тут по сути два, один рассказывает нам как юная девушка-ассасин вызволяется из гибельных соляных копий после года тяжёлых работ неким принцем, для того чтобы принять участие в состязании на звание личного убийцы-защитника того самого короля, который её в тюрьму и отправил. Тюрьма, дорога, ряд состязаний, детективная история с мистическим подтекстом (маньяк-убийца, разрывающий участников) и финальная битва с боссом. Немного очевидной интриги очень-очень гадких персонажей против очень хороших, добрых и отзывчивых (а главное — молодых и привлекательных). Для 15-летней девочки сюжет не плох, смотрится (простите, читается) как неплохая анимашка. Участники этого действия все однобокие, но plot-driven тексты такое прощают и маститым авторам.

Второй текст, который чередуется с первым ровно по главам — отношения нашей дамы с двумя любовными интересами. Нежные прикосновения, трепетные поцелуи рук, щёк, танцы, прижимания, разговоры, обсуждения книг (много), друг друга, томления и прочее. Целые главы.

С героиней тоже метаморфозы — в главах где экшен, там она предстаёт в духе анимашек — субтильной, но боевой девицей, которая своими ручками-спичками лихо раскидывает больших и суровых мужиков, зверей и монстров. Не брезгает достать грязь из под ногтей убитого грабителя, поиграть в Шерлока, поинтриговать. В любовных — это просто современная (нам) девочка, которая читает книжки и общается с мальчиками. Как будто две разные героини, и у второй ипостаси вообще начисто отсутствует опыт первой.

Написана история в целом весьма читабельно — в тексте много шуток вокруг написания книг вообще, про длинные экспозиции и разнообразные «мысли героя». Главы с любовной линией можно скипать, они никак не двигают сюжет. Поступки персонажей в целом нелепы, особенно мотивация взрослых особей, но большой и жирный плюс этой книги, который (как мне кажется) и продал её миллиону читательниц — интересная и манящая интрига вокруг магии мира. Магия тут классическая, она мощная, она — ключевой элемент. То что подзабыли современные мужские писатели, которые рисуют постоянно очередные картины альтернативного средневековья и баталий на своих страницах.

Что ещё можно сказать — читать дальше серию я не буду, но для себя вынес важный урок: женщины любят, женщины не забывают о чувствах даже когда вокруг всё ужасно. И как женщины зачастую весьма наивно описывают поводы, мотивы и причины мужских персонажей или мужских сообществ/правителей и т.п., вплетая во всё романтику. Точно так и мужские фэнтези грешат непонятными дамами, которые либо фанатичны, либо целомудренны до полной блеклости, либо (как у Бэккера) торгуют телом. Стоит иногда посмотреть на жизнь с другой стороны.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Чхугон «Поднятие уровня в одиночку. Solo Leveling. Книга 1»

ZoRDoK, 26 мая 2023 г. 22:00

Мой кровь глаза плакать быстро быстро упасть пол. Удар!

Ду-ду-ду-ду!

Швах!

«Не-е-ет!»

------

В общем, я прикоснулся к неземному. Не то чтобы я был не готов к тому, что азиатское фэнтези в переводе сильно страдает в выразительности. Скорее был не готов воспринимать это в виде книги.

Текст ужасно примитивен – абзацы состоят из одиноких предложений, состоящих в свою очередь из 5-7 слов. Все звуки тщательно прописаны. Сохранена форма построения диалогов, когда прямая речь отдельно, а описание говорящего – отдельно, на своей строчке. В итоге становится очень жалко метры полупустых белых листов, которые бы могли вместить больше, если бы при переводе были соблюдены правила построения предложений русского языка. В книге 350 страниц, но из-за бессовестно разряженного текста её можно проглотить за несколько часов. Если продраться через слог.

Общее впечатление – как-будто из манги удалили все картинки, а текстовые описания звуков и брошенные персонажами короткие фразы перекочевали в отдельную книгу. Я даже полез проверить англоязычное издание и историю книги – нет, новеллу написали раньше комикса, а зарубежная локализация содержит точно такой же некнижный ритм.

Впрочем, если открыть новеллу в браузере на телефоне, то вот тут её слог, короткие предложения и всякие «бум-тарарам» смотрятся к месту. К сожалению, английский перевод читается более естественно. Несмотря на то, что у меня «2-е исправленное издание», возникает ощущение, что переводчики намеренно доводили до абсурда текст. В общем, в виде книги и в текущем переводе я бы не рекомендовал читать это.

А зачем я вообще полез в такую авантюру?

Да потому что переводного progressive fantasy у нас в виде печатных книг просто нет. Это была единственная. Сплошное litrpg по популярным вселенным, Сандерсон, да любительские переводы wuxia/xianxia. Выполненные, зачастую, куда лучше «Прокачки в одиночку». АСТ-у жирный минус.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Труди Канаван «Гильдия Магов»

ZoRDoK, 23 мая 2023 г. 00:03

Книга представляет собой типичный YA — много уделяется возрасту персонажей (если старик, то старик, если не упоминается, то значит 15-20), мир generic и без нюансов, персонажи похожи один на другого. Поведение институтов — гильдии магов, «воров» — как из детской сказки про Робин Гуда. Есть дворяне, есть чернь. Дворяне не любят чернь, та не любит дворян — а зачем и почему чернь есть, экономические предпосылки, религия (утешающая и сдерживающая), революции и прочее — увы, в задумке автора этому места нет.

Зато есть девочка, у которой всё получается само собой, гильдия королевских магов, которая бросает всё (правда непонятно что именно, и чем они вообще занимались бы, если бы не поиски), чтобы найти её, трущобный мир, в котором вроде все чуть ли не своих детей продают в сексуальное рабство, но общаются как будто старинные друзья в баре, помогая и угощая друг друга печеньками.

Всё похоже на некачественный фанфик. Как это могло попасть в австралийские бестселлеры мне совершенно не понятно.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Диана Уинн Джонс «Заколдованная жизнь»

ZoRDoK, 22 мая 2023 г. 21:15

К сожалению, на фантлабе у этой книжки только три отзыва, и все они положительные. И параллельные миры тут, и система магии... Книга на самом деле чрезвычайно детская. Она о детях. Она для детей. Язык совсем простой, мотивы не прослеживаются, героев можно описать как «вредная девочка, безликие взрослые, тюфяк-брат». До Гарри тут как до луны, потом что ничего особо не происходит, девочка шалит, а фоновые взрослые злодеи крутят очень медленно свои очевидные злобные интриги. Как самостоятельное чтение — только если вам и правда хочется просто сказку типа Питера Пэна, про замки, дворецких и Вилли Вонка подобного Крестоманси. Не могу сказать, каково это для детского чтения, но на «любой возраст» мне кажется совершенно не подходит. Тот же детский Баум читается куда бодрее.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Дэвид Геммел «Волчье логово»

ZoRDoK, 21 мая 2023 г. 23:53

Простота — хуже воровства? А вот и нет. Геммел пишет очень просто, практически без экспозиции. Во второй книге трилогии про Wanderer'а (переведённого как «Нездешний»), написанной сильно позже первой, слог автора всё так же чист и прост, как и у первых работ. Нездешний — это местный мэри сью, он легко и быстро крошит всех врагов, выходит непобеждённым из любой переделки, а приходящие по его душу товарищи по цеху убийц в лучших традициях Наруто становятся друзьями и ещё жизнью жертвовать готовы — берегут грудь с молоду, чтобы броситься на амбразуру.

Книга короткая, а действий тут на 700-страничный современный роман, и это хорошо. Читаю автора как «семечки», перед сном. Вот осада, а вот волшебный данжон в лучших традициях старинных компьютерных ролёвок — со злобным монстром и артефактом, а вот финальная битва с боссом, который внезапно превращается в нечто большее. Мои mass-effect-1 олдскулы аж свело.

Книги Геммела — это вот то самое, что представляешь себе, когда слышишь пренебрежительное «фэнтези, это где голые мужики с мечами бегают?» от снобов, а сам не знаком с жанром. Такое эталонное. Люблю.

Этой книжке дал 7 баллов (не 8 как предыдущей) — показалась более проходной, совершенно ненужная сцена секса в лучших традициях дамских романов; знакомые по первой книге персонажи как-будто вжались в свои плоскости; новые персонажи описываются одной строчкой: «справедливый дикарь», «стареющий маг», «благородный ловелас» и так далее. Но я всё же «за» такую жанровую прозу, и против многостраничных описаний переживаний, мыслей и второстепенных, «бытовых» событий для латания хрупкого издательского сердца проданными покупателям страницами текста.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джонатан Страуд «Амулет Самарканда»

ZoRDoK, 21 мая 2023 г. 22:59

Любая книжка про мальчика-волшебника, изданная в начале 00-х будет сравниваться с Гарри Поттером, и эта — не исключение. Только волшебник у нас получился заносчивый, мир вовсе не такой дружелюбный (от книги к книге он будет «мрачнеть»), да и общая история трилогии далека от классической борьбы «добра со злом», и кто тут вообще зло — самый, возможно, основной вопрос.

Но это обзор на первую часть, так что отложим в сторону волнительные предвосхищения (я сейчас в конце второй части, и убеждаюсь, что трилогия не зря получила свои высокие оценки, она больше того, чем кажется в первой книге). Итак, перед нами YA книжка, городское фэнтези, история становления, и современное прочтение Аладдина в антураже альтернативного Лондона, в котором все премьер-министры последних ста лет были волшебниками, как и парламент, как и правительство. Мальчик без какой-либо предыстории попадает в дом посредственного колдуна (который неким чудесным образом является начальником местной то ли полиции, то ли сыска), и старается чему-то научиться, но не благодаря, а вопреки, потому что учить его никто ничему особо не хочет. Кульминацией этого «вопреки» становится призыв мощного джинна Бартемиуса, давшего название серии — ходячий сарказм, который, тем не менее, выручает нашего Гарри, простите, Натаниэля буквально на каждой странице из различных бедственных положений. И так, рука об руку, они и пройдут все три части.

В книге много юмора, много действия, детектив на уровне рассказов о Шерлоке Холмсе (когда у вас 30% детектива и 70% приключений среди тайн, завезённых с собирательного «востока»), прекрасный слог и совсем-совсем не чувствуется YA принадлежность, если бы не возраст нашего волшебного парня — 12 лет. В самой популярной негативной рецензии на фантлабе написано, что парень-то дерзкий выскочка — а так оно и есть, этот характер Страуд закладывает уже в первой книге. Характеры у основных персонажей весьма любопытные: юный волшебник, вроде добр сердцем и отзывчив, но нагловат и амбициозен; саркастичный и умный дядюшка-джинн, который постоянно пытается обмануть хозяина, но вот что-то не выходит — и всё больше похоже на то, что не получается по причине нарастающей привязанности, над искрами которой в других собратьях по ремеслу «волшебных рабов» Бартемиус подшучивает; достойная проработка второстепенных персонажей — Лавлейса, его джиннов, приёмных родителей Ната, учительницы и группы заговорщиков, да даже охранники-демоны у продавца волшебных безделушек и в Тауэре получились объёмными!

Немного раскрыт общий план, который в следующей книге выходит на первое место — не самое стабильное общество со скрытой классовой системой «волшебник»/«простолюдин», агрессивные войны «где-то там за горизонтом» и постоянная грызня между новоявленными хозяевами жизни: магами. Много подвисших сюжетных ниток, которые, я надеюсь, найдут своё объяснение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Выглядящий как символический приход жены его учителя с чаем в кабинет перед битвой с Лавлейсом. И уточнение, что она «скорее всего» погибла.

2. Роль его учительницы, изгнанной из дома

3. Сбежавший помощник Лавлейса — есть

4. Странные дети, блуждавшие за Бартемиусом по площади — есть

5. Знание Бартемиусом имени нашего героя

6. Торговец артефактами

Самое важное, что читается плавно и приятно. Никаких нелогичных действий. Даже нелицеприятные поступки маленького мага вполне логичны, если воспринимать его реальным амбициозным подростком, а не начинающим паладином. В общем, книгу рекомендую почитать, если хочется магии, городских приключений и толики чёрного юмора. Лёгкое чтение в перерывах между всякими тяжёлыми дарк-гримными эпичными фэнтези романами.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Джин Вулф «Книга Нового Солнца»

ZoRDoK, 19 мая 2023 г. 23:30

Книга нового солнца — это цельный роман, очень условно поделённый на 4 книги (в наше время только на 2). Поэтому писать какие-то отдельные обзоры на части линейного приключения героя я не буду. И ещё скажу сразу — обзор этот скорее для тех, кто как и я, в изнеможении от вязкой структуры романа ищет оправдание среди отзывов тому, чтобы роман бросить недочитанным. Если кратко — бросайте! Я бросил роман на середине второй книги первого тома, затем этот том дочитал. После сделал перерыв в месяц, но один нюанс меня сильно подтачивал — много 10-балльных оценок (и 5-балльных на goodreads) от людей, которые (!) прочитали целиком книгу (!), и много 1-2 балльных оценок от тех, кто признался, что бросил. Это меня заинтриговало, и я снова приступил к чтению. Иногда чтение увлекало, поэтому отдельным книгам я поставил более высокие оценки, и потому смог дочитать все книги до финала — хотя часто это и было «через не могу».

Итак. Не смотря на то, что это не первое опубликованное произведение автора, и даже не первое получившее премию, я склонен видеть индульгенцию роману в том, что это одно из первых произведений начинающего на тот момент писателя, но уже — вполне состоявшегося в интеллектуальном плане человека. Прошедшего войну и бывшего на тот момент редактором журнала (правда, не литературного). История написания объясняет и большинство проблем — сначала это была повесть, содержавшая кусочек прелюдии первой книги и событие из второй с ложной запиской якобы от умершего человека. Затем это был роман о 4-х книгах. И после все части романа были дописаны, чтобы увязать концовку и подбросить дров в то, за что, как я понял, любят Вулфа его почитатели — литературный ребус.

Так вот, моё мнение/предположение — сначала была написана большая фэнтези книга про странствия пыточных дел мастера (первый перевод названия на русский, но не верное, т.к. это понимание к главному герою — что он не палач, а пыточник — приходит в конце, и это как бы часть его «взросления»), а затем в последних главах к произведению, которое сам Вулф (так же «возможно») не считал откровением, была приписана глава «Воскресение», которая белыми нитками объясняла все развешанные ружья различными «путешествиями во времени» и прочими роялями. И две главы, которые я рекомендую прочесть, если вы всё-таки решили бросить читать книгу — «Песчаный сад» и «Ключ к мирозданию» — где ко всем вполне фэнтезийным и местячковым событиям внезапно пристыковывается Большой Смысл в виде космической чуть ли не божественной фантастики. Эти две главы и будоражащие воображение идеи отдельно тянули бы на 8-10 баллов, если их опубликовать. Как рассказы Тэда Чана.

Но мы всё-таки имеем около 1400 страниц. И страницы эти — недопечённый кусок теста с вишенкой, изумително вкусной вишенкой в виде перечисленных глав, до которой вам придётся продираться через весьма посредственное фэнтези. А что не так с фэнтези?

Тут стоит разобрать книжки по отдельности. Первая книга, выросшая из рассказа, повествует о маленьком мальчике, который растёт в гильдии палачей. Шикарное начало, очень и очень многообещающе, роман становления — обожаю. Отдельно можно было бы издать как YA, в наше время. Заканчивается изгнанием (это указано в синопсисе, посему не спойлер) в другой город. Но к концу книги герой дойдёт лишь до ворот столицы. Где-то начиная с изгнания повествование превращается из осмысленного рассказа мальчишки в пересказ своих снов человека с высокой температурой, своих горячечных снов, замечу, где часто сочетаются внезапные переходы «сюжета» с общей бесцельностью событий на фоне постоянной тревожности больного организма. И далее таким же ходом до конца книги, где будут встречаться сотни латынизированных (простите, от «латынь» а не от Латынина) неологизмов, карикатурные инопланетяне с кожей зелёного цвета, женщины-кошки, плазмаганы и всяческие зверолюди, мельтешащие в процессе бесцельного road-movie героя, которого носит по небольшому участку в устье реки промеж двух городов, двух замков и очень условной размытой границы с северным соседом, который является карикатурным (упс, я повторяюсь) приветом на коммунистические страны.

Нет, там натурально есть «женщины-кошки»!

Вторая книга, на мой взгляд, содержит всё худшее и ничего из лучшего — герой встречает одного-двух новых персонажей, моментально образовывает с ними некий «отряд», выполняет все их совершенно не вяжущиеся с его целью поручения, так же внезапно расстаётся. И так — до конца всей тетралогии. Каждое новое приключение тянет либо на остросюжетное, но весьма мультяшное действо — в духе Тарзана или Конана, либо нас ждёт глава с размышлениями главного персонажа, которые никуда не приведут и никаких тайн не откроют. Сами приключения настолько внезапны и не связаны друг с другом, что выглядят как цепочка рассказов, слепленных искусственно вокруг «мачо-персонажа», мужчины с мечом, который умея лишь пытать (вроде бы, по истории), оказывается и прекрасным фехтовальщиком, и необоримым нинзя (использует точки на теле для обездвиживания), и героем любовником (отдельная тема — все дамы моментально хотят отдаться герою, и отдаются, что я списывал на эффект «неправдоподобного рассказчика», но как оказалось в конце — это «чистая монета»). Ух! То что я люблю. Будь книга вся такая, прочитал бы как Геммела, поставил 7 и забыл.

Нет, увы, такие внезапные островки старого героического фэнтези редки, в основном нас ждёт тягучее бормотание себе под нос (роман написан от первого лица и нарочито в куртуазной манере 17-18 века, если объединить с постоянно «дающими» герою дамами, выглядит точь в точь как хвастливые Жизнеописания Казановы, автобиография, которую я читал в детстве). Ещё нас ждёт ощущение полной нереальности мира, потому что все персонажи, как в доброй старой Санта Барбаре (это такой бесконечный сериал был когда-то, для более молодой аудитории — как в Анатомии Грейс), оказываются друг другом, так что если бы тут снимали фильм, каст вполне мог ограничиться 6-7 актёрами и небольшой массовкой. Джон Малкович бы обзавидовался.

Второй роман, да, основная тема там — наш беглый палач внезапно даёт представление на сцене. Зачем вообще это представление было совершенно непонятно даже в конце книге, исходя из трагической роли его участников. Тут неадекватность зашкаливает, тут же появляются инопланетяне, роботы, какие-то шекспировские ведьмы и требующие на скорую руку сочинённых объяснений в конце книги события и встречи.

Третий роман — герой наконец-то прибыл в город. Где ему готово тёплое местечко, рядом любимая женщина, уважение и почёт. Нет, шило мешает нашему герою спокойно рубить головы и вешать каторжников, мы опять в дороге. Тут самые необычные приключения, ненашедшие объяснения даже в конце книги — кто такой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
двухголовый гигант
в горах с учётом откровений фантастического характера? Было почти не скучно.

Четвёртая книга тянет героя к границе, там много описаний военных действий. Возможно я просто не люблю такие описания, но было очень скучно. И тут самое большое засилье постмодернистских аллюзий, которые автор запаковал в «сказки». В этой части мы выслушаем 3 сказки. В предыдущих книгах мы прочитаем пересказ Маугли и Гомера. Ах, эти аллюзии, оружие начинающих сетевых писателей, которые хотят стать знаменитыми и писать Большую Литературу! Ну и всё. А под конец у нас будет «возвращение Фродо и Сэма в Хоббиттон», то есть мирные главы, где наш главный герой снимет со стены оставшиеся ружья, принесёт мир и покой забытым на страницах бывшим спутникам.

Сейчас перечитываю написанное, и даже кажется что не поругал, а похвалил. Столько всего! Но основная мысль моя будет такая — стоит прочесть плохую книгу, особенно плохую книгу, написанную умным автором, чтобы научиться отличать от них книги хорошие. И если у вас не вызывает тошноту манера изложения автора — в путь, вы познакомитесь с одним из самых неоднозначных произведений в фантастической литературе. Ну а я же помечу себе «Горменгаст», который выглядит по отзывам тоже чем-то таким, попыткой в большую прозу, изданную неразборчивым издателем под видом фэнтези, как сбережённые часы моего утекающего с каждым днём времени. Спасибо за прочтение!

p.s.

Да, забыл основной спойлер «люк я твой отец», правда он становится известен уже во второй книге — в книге если

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
съесть человека и запить съеденное вытяжкой из местного и довольно интересного монстра «алзабо», то ты будешь помнить события из жизни человека, а то и станешь им отчасти, привет Билли Миллиган! Этот рояль объясняет добрую половину встреч героя с «дружелюбными» ему неписями.

p.p.s

Забыл совсем, очень хотел начать отзыв с такой мысли, а в итоге ей закончу: В некоторых обзорах некоторых (не только этого) произведений я видел фразу «это не для всех». Как всякий уважающий себя читатель, я каждый раз думал: «Не для всех — это не для «тех», но а я-то из «этих»». Так вот. Иногда стоит признаться, что всё же из «тех».

Оценка: 4
– [  2  ] +

Дэвид Геммел «Нездешний»

ZoRDoK, 10 мая 2023 г. 20:48

Это уже вторая книга Геммела для меня. Читаю большой Дренайский Цикл как он тут указан на фантлабе. Книга — одна из ранних у автора, и это чувствуется.

Минусы:

- Относительно бедный язык, слог, описание мира

- Злодеи превращаются в праведных мучеников примерно как в Наруто, но без Наруто, просто так

- Как отдельный роман наверное читать не следует — не понятны общие мотивы всяких заявленных тут потусторонних сил (призраки королей, Хаос и прочие)

Плюсы (и почему я поставил 8, а я скуп на оценки):

- Читается отлично (это после Аберкромби и параллельно вприкуску с Эриксоном), легко

- На 90% персонажи, мир и события происходят логично — на войне персонажи умирают, атака героя на 8-9 человек приводит к смерти, хорошие полководцы хороши, дикари дики и так далее. На 10% остаются конвертации в мучеников, но в этом основной посыл произведения. Тут не зря вспоминают библейские мотивы, почитайте биографию автора.

- Коротко, но за эти страницы в романе происходит то, что у других будет на 2-3 книги в 600 страниц растянуто (спасибо товарищ Сандерсон за многословные описания природы, флешбеки и бестолковую возню в песочнице)

В целом, это то что я искал от жанра, устав от «большой литературы» и практически разочаровавшись некачественным, но востребованным фэнтези от популярных авторов типа того же Сандерсона (графомания), Хобб (депрессия и отсутствие логики) и, положа руку на сердце (всё-таки ещё читаю) Эриксона с его бесконечными военными жестокостями и десятками персонажей, плывущими без собственных целей по волнам страниц. Возможно мне стоит заглянуть ещё дальше в жанр и почитать про Элрика, да Гуин, но пока так. 8 баллов — для тех, кто ищет от фэнтези развлекательного чтива с ноткой философии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Адрианна Крисс «Кошмары оживают»

ZoRDoK, 29 декабря 2021 г. 16:44

Пытался читать детям. Прочли три главы. К сожалению, действие развивается через рассказ главного персонажа, и очень медленно, поэтому интерес детей вскоре угас. Скорее всего книга больше на аудиторию 12-16 лет, когда ребёнок уже готов к длинным вводным. И описаниям на 1-2 главы, в которых ничего не происходит. Беглое листание показало, что особых кошмариков и монстров там не будет (засели после сказок Братьев Гримм, которые показались достаточно мрачными). Для взрослого книга написана слишком «подростково».

Оценка: 4
– [  1  ] +

Кэйго Хигасино «Сыщик Галилей»

ZoRDoK, 2 июня 2018 г. 02:15

Очень понравился большой роман про детектива-физика, тут же сборник повестей. То ли перевод шалит, то ли уровень автора был ещё не тот, но читается заметно хуже. Особенно язык — скупо и по-деловому.

Оценка: 6
⇑ Наверх