fantlab ru

Филип Дик «Порог между мирами»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
165
Моя оценка:
-

подробнее

Порог между мирами

The Crack in Space

Другие названия: Cantata-140

Роман, год (год написания: 1964); цикл «Джим Брискин»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Самая большая проблема Америки — семьдесят (или целых сто) миллионов человек, погруженных в искусственный сон в государственных хранилищах. Эту проблему обещает решить первый негр — кандидат в президенты Джим Брискин, правда, еще не зная как. Тем временем работник ремонтной мастерской транспортных средств, использующих ограниченную возможность перемещения во времени, при ремонте одного из аппаратов обнаруживает проход в новый мир...

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.58 (12)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Порог между мирами
2010 г.
Порог между мирами
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Crack in Space
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман можно смело назвать продолжением идей предыдущей работы Дика «Симулякры», где концепция развития иного эволюционного пути являлась критическим предостережением и дурным предзнаменованием неустроенного и несправедливого человеческого бытия, на чем произведение и заканчивалось, обозначая начало чего-то странного и неблагополучного для человечества в целом. В данной работе Дик раскроет этот художественный троп наиболее подробно, снова задаваясь вопросами о человеческом происхождении, развитии, становлении разума и стремлении к созиданию или разрушению. Автор напрямую столкнёт два разных человеческих вида, вводя в сюжет цивилизацию Синантропов (они же — те самые горбатики) — эволюционная ветвь древнего человека, прекратившая свое существование по ряду объективных причин в глубоком прошлом, с которой интересы людей пересекутся явным образом, которые вступят с ними в неразрешимые противоречия в вопросах выживания. В своих рассуждениях Дик в чем-то уподобится даже философии Герберта Уэллса, но все равно останется на позициях стороннего внимательного наблюдателя. Кроме философского и фантастического нарратива, в романе будет присутствовать и политический контекст, который неразрывно будет связан с восприятием предложенной картины будущего. Но обо всем по порядку.

1. Проблемы несовершенного человечества.

Итак. На дворе недалёкое будущее, на Земле нехватка ресурсов, тотальное перенаселение, репродуктивные функции людей ограничены, поэтому наибольшее распространение получили процедуры абортов, с помощью которых люди вынуждены решать свои экономические и демографические проблемы. Альтернативой так же является процедура гибернации (возможность стать гибом), то есть добровольное введение человека в криогенный сон, что так же среди большинства уже считается актом суицида, ибо никаких гарантий того, что тебя когда-нибудь разбудят, нет. Людей, уже введенных в гибернацию, насчитывают миллионы, а на их содержание постоянно выделяются огромные средства. Институт семьи так же находится в упадке, ибо заводить отношения так же стало не целесообразно, поэтому наибольшее распространение получают публичные дома, где совершенно свободно торгуют сексуальными услугами. Самый крупный их представитель — это искусственный спутник «Золотые врата», в котором уже насчитываются несколько тысяч тружениц самой древней профессии (для них это тоже, можно сказать, некий способ для выживания).

Как и во многих других произведениях Дик снова показывает несовершенное человеческое общество, переполненное пороками и противоречиями, неспособное решить самые базовые задачи бытия — правильно распределять ресурсы, то есть стремиться к общественно-экономическому балансу. Вместо этого мы видим деградацию человеческой жизни, отчуждение от объективной действительности и равнодушие, даже по отношению к технологическому прогрессу — ведь даже самое важное открытие, которое перевернет заданную изначально политическую картину, происходит совершенно случайно на бытовом уровне. Перед нами все тот же корпоративный конструкт, где человеческая жизнь застряла где-то на пути следования прибавочной стоимости в карманы элитарного привилегированного меньшинства, но об этом далее.

2. Политическая картина: борьба за всё хорошее против всего плохого.

В этот раз Филип решил немного исказить политическую арену, внося небольшие противоречивые корректировки относительно реальной картины мира. На фоне основного сюжета происходит предвыборная гонка, где схлестнулись не на жизнь, а на смерть две разные партии: консервативно-демократическая и либерально-республиканская, — у которых как будто специально перемешаны между собой политические позиции. То, как сформировались эти силы и почему (ну, например республиканские либералы — это довольно забавное сочетание, не правда ли) — объяснять этот загадочный феномен автор даже не попытался, примешав к этой и без того странной картине главного борца за консервативные идеи афроамериканца Джими Брискина — единственного кандидата на президентский пост от КДП (он же главный герой). Понятно, что с помощью всех этих искажений автор попробовал изобразить чуждый мир будущего, где интересы тех или иных политических сфер могут принимать разные забавные формы, ломающие привычную картину мира потенциального читателя (особенно американского читателя 60-тых годов, на кого писатель и рассчитывал).

Брискин же — типичный положительный пример персонажа, обладающего устойчивыми моральными принципами, мотивированного благородными целями и искренними стремлениями к всеобщей справедливости. Среди всех прочих влиятельных политических деятелей он самый честный и принципиальный — единственный, кого не волнует собственный рейтинг, особенно, когда речь заходит о более глобальных вещах. Именно поэтому его взгляды консервативны для современного антиутопического общества, так как отсылаются к прошлому, когда люди могли быть менее порочными (все зависит от точки зрения — и вот, консервативными будут считаться уже другие идеи). Тем не менее для него важна победа на выборах, а потому он все таки идёт на ряд определенных действий сомнительного популистского характера, дабы отвоевать последние симпатии избирателей в свою пользу. Из всех персонажей в творчестве Филипа Дика, которые за частую далеко не однозначны, а еще чаще вообще не имеют определенного морального окраса, данный герой наиболее поверхностный и прямолинейный, наивный и чересчур карикатурный. Увлёкшись политической подоплёкой о возможном первом (на момент написания произведения многим такое казалось немыслимым) чернокожем президенте, автор забыл сделать его таким, в которого читатель мог бы поверить. А так, это просто ходячий лозунг в ответ на расовую сегрегацию штатов, которая действительно имела и имеет место быть в той или иной степени в этой стране. Так или иначе Дику было очень важно заложить в этого героя олицетворение надежды на искоренение любых расовых предрассудков, ведь за Брискина готовы отдавать свои голоса, как белые, так и чернокожие избиратели — это подчеркивается на протяжении сюжета не один раз. Знал бы он, что подобные проблемы не решаются выборами среди тех или иных сортов буржуазного истеблишмента.

3. Научные открытия или монополия на прогресс.

Итак. Совершенно случайно происходит научное открытие. При помощи скатлера (транспортное средство для быстрых перелетов), в движке которого обнаружился дефект оболочки, человечество получает доступ к другой реальности. Ею оказывается почти незаселенная альтернативная версия Земли, где обнаруживается достаточно свободного пространства, куда несколько миллионов разбуженных гибов могли бы эмигрировать. За эту соломинку сразу же хватается несколько заинтересованных сторон. Во-первых это на руку самому Брискину, который с помощью шпионажа сразу делает эти сведения публичным достоянием, зарабатывая свои политические предвыборные очки. Во-вторых это выгодно и действующему президенту, который так же мечтает о втором сроке и тем самым пытается ускорить процесс переселения гибов в попытках дискредитировать обещания Брискина. Ну и в-третьих это выгодно корпорации «Земные разработки», имеющей монополию на выпуск продукции скатлера, да и на любые другие технологии, которая могла бы извлечь прибыль из процесса переселения новоявленных колонистов, заключив многомиллионный контракт с действующей властью, тем самым освободив огромные ресурсы на содержание криогенных капсул. При этом практически никто (кроме Брискина конечно же) не задумывается о безопасности колонистов, о возможных потенциальных угрозах нового еще неисследованного мира (бактерии, вирусы, хищная флора или фауна), сразу же бросаясь решать вопросы о выгоде и политическом капитале. Именно так автор снова показывает проявление корпоративной логики — сначала прибыть, а всё остальное — это не наша ответственность.

Затем происходит еще одно более глобальное открытие, вносящее в существующий план весомые корректировки — столкновение с другой чуждой цивилизацией, обитающей в этом удивительном мире. Дик довольно оригинально описывает развитие альтернативной человеческой расы — синантропов, углубляясь в предметную область антропогенеза, немного меняя его предполагаемые условия. Цивилизация синантропов оказывается недостаточно развитой (особенно технологически), чтобы составить конкуренцию в битве за альтернативную Землю, посему корпоративная машина сразу же берется за исполнение воли власть имущих, начиная практически необратимые процессы пробуждения гибов и переселения их на новые земли, не особо вдаваясь в подробности того, насколько чудовищными могут быть возможные последствия. Здесь сразу параллельно возникают нарративы колониального прошлого в нашей общей человеческой истории, когда империалистическая система в лице европейских колонизаторов не щадила более экономически слабых континентальных соседей, эксплуатируя, грабя и не оставляя шансов на возможное самостоятельное развитие. Возможно, автор и не пытался подать этот контекст напрямую, но ассоциации и так очевидны.

4. Этому миру нужен новый герой.

Ну а далее начинается самая слабая часть книги. Естественно, поспешные действия компании «Земные разработки» приводят к непоправимым последствиям. В гонке за прибылью они напрочь забывают о безопасности, ломая и без того ненадежный способ взаимодействия с альтернативным миром синантропов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из-за попыток расширить проход в скатлере, чего требовал по контракту действующий гос. аппарат, дабы ускорить переправку колонистов в несколько раз, инженеры испортили меж пространственную связь, открыв в итоге проход в будущее этой альтернативной Земли, в котором цивилизация синантропов обрела неимоверное могущество. Дело в том, что при первоначальной отправке колонистов в другой мир туда тайно проник мутант — сиамский бизнесмен-близнец Джордж Уолт, бывший владелец «золотых врат», чей прибыльный бизнес был вероломно уничтожен действиями Брискина и его единомышленников. Горе-предприниматель, и так испытывавший по отношению к человечеству особую неприязнь, запланировал настоящую вендетту. На протяжении ста лет он помогал синантропам развивать могущественные псионические способности, культивируя в них желание захватить прежнюю Землю, принадлежащую хомо сапиенс. Ну а когда открылся проход через сто лет, мутант и его многочисленная армия сразу же начали действовать.

В конечном итоге все это расхлебывать пришлось Джиму Брискину, который как настоящий герой-политик проявил все свои самые лучшие стороны, обыграв противника с помощью дипломатии и силы убеждения, после чего автор не постеснялся изобразить поистине приторный хеппи-энд. Понятно, что автор не хотел делать из синантропов агрессивных антагонистов, желавших занять чужую планету ради какой-то особой выгоды. Скорее это такая пощечина империалистическим замашкам землян, которые, как мы поняли, не смотря на свои технологические заслуги, всё еще достаточно порочны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последним аргументом для убеждения синантропов отступить стало раскрытие перед ними личности самого Джорджа Уолта, который не был мутантом (ведь изначально он предстал именно как мутант — с одной головой, двумя телами и двумя сознаниями), а оказался обычным человеком, который использовал второе тело в виде одной большой аугментации, изображая из себя сиамских близнецов. Но важнее для синантропов было то, что Джордж Уолт (кроме того, что он всё таки человек) — ещё и лжец, чья порочная натура присуща в принципе всем людям, которые оказались не достойны того, чтобы такие высшие существа (психически развитые синантропы) вообще обращали на них внимание. Разочарование в людям спасло человечество от катастрофы — как бы это забавно ни звучало.

Вывод

Это неплохое произведение с точки зрения фантастического антуража и раскрытия идей философского содержания, ведь автор поднял действительно интересные вопросы. С точки зрения политического контекста всё в разы упрощено, Филип как будто специально превратил его в наивную сказку о честном и принципиальном политике, чьи стремления и поступки должны спасти человеческую цивилизацию от вымирания. Судьба мира находится в руках одного единственного человека — не совсем серьезный подход для произведения с претензией на глубокий социальный анализ.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал безотрывно – сюжет захватывает, как почти всё у Дика. Но концовка – просто пришитый хэппи энд. Идеи интересные, наброшены на вентилятор скопом, и всё в никуда. Такое ощущение, что должно быть продолжение, но его нет.

Где-то на уровне возвращения мутанта сюжет начисто лишается любой логики и выезжает на рельсы «поскорее сдать издателю»

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Порог между мирами» — этой мой пятый прочитанный роман Дика. Все прочитанные мной его романы, как по мне, по своему великолепны: один был волнующим и полный интриг («Порвалась дней связующая нить»), другой был самым головоломным и психоделическим («Стигматы Палмера Элдрича»); был также депрессивный и экзистенциальный роман («Помутнение») и глубоко философский и социальный роман, который я смог по достоинству оценить только некоторое время спустя к моему сожалению («Мечтают ли андроиды об электроовцах?»). Но этот роман сумел меня разочаровать, немного правда.

У «Порога между мирами» есть «подзаголовки», которые никуда не идут и либо они разрешаются почти сразу же, как только вводятся, либо нуждаются в кратком резюме. Ничто в нём не затрагивает каким-либо последовательным образом социальные проблемы, которые поднимает автор. В лучшем случае это похоже на фарс с персонажами, путешествующими по разным версиям одной планеты в своих скатлерах и карабкающимися вверх, чтобы собрать победную президентскую кампанию, но это остаётся путаницей. Однако скучным при этом он не становится — скорее немного раздражающим (под конец). Я лично уже просто не мог запоминать столько имён в книге. Да, сюжет дико изобретательный, но из-за огромного количества символов, персонажей и событий приводит к рассеиванию фокуса над фабулой.

Ставлю 7 синантропов из 10. Концовка была немного искажена, и роман в целом был непоследовательным. Ну а так это было хорошее приключение: думаю, читателям понравится орбитальный бордель, принадлежащий одноголовому сиамскому близнецу с двумя телами.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу этот роман показался мне весьма похожим на «Симулякры» — тот же сумбур, то же множество героев, весьма смелые фантастические допущения, проявляющиеся в карикатурных бытовых ситуациях. По ходу чтения в голову постоянно приходят самые разные догадки, которые могли бы объяснить очередной поворот сюжета, но избранное в романе объяснение каждый раз оказывается каким-то другим. Например, необычный принцип действия двигателя летающего аппарата при общей неразвитости жителей параллельного мира мог бы объясняться тем, что в их мир уже до людей проникли какие-то другие более развитые существа, которые выторговали у туземцев нечто ценное в обмен на стеклянные бусы — этот самый двигатель. Это предположение хорошо объяснило бы и другой элемент сюжета — как жителям параллельного мира удалось сбить спутник «Пчелиная матка»? Но увы, Дик выбрал другое объяснение...

Очень бодрое развитие событий для меня потеряло своё очарование после первого же выступления синантропа со спутника «Золотых врат»: «Я не только могу проходить сквозь дерево, — говорил старый седовласый синантроп с массивными надбровными дугами и скошенным подбородком... — Я могу также становиться невидимым...» Я ко многим несуразностям могу отнестись терпимо, если речь идёт о развлекательном романе, но это выступление и последующая реакция на него героев романа заставили сработать мой детектор неоправданной фальши. Если некто заявляет о таких способностях, моя первая реакция — скептицизм. Чтобы я поверил в его заявления, он должен мне продемонстрировать свои способности. Герои же романа верят на слово сразу и безоговорочно, тут же начиная обдумывать, каким образом человечество может откупиться от нависшей над ним «угрозы». Особенно анекдотично то, что синантроп, продемонстрировавший читателю умение читать мысли, не смог за сотню лет уличить во лжи своего союзника, выдающего себя за «Бога Ветра».

Итак, в целом довольно положительное поначалу впечатление от романа, показавшегося развлекательным, было изрядно смазано под конец. Увы, роман существенно не дотянул до уровня «Симулякров», с которым я его сравнивал.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, что этот роман Дик написал не за 10 дней как обычно, а за неделю. При этом занюхивал вместо двух по три дорожки амфетамина за раз. Это не всегда хорошо сказывалось на качестве текста и логике его развития. Но есть несколько смелых прозрений. Например, первый черный президент, который в ответ на вызовы, стоящие перед нацией, не может противопоставить ничего, кроме популизма и пустопорожних обещаний. Проблемы, которые стояли перед ним два срока так и остались нерешенными.

А еще говорят, что фантастика не предсказывает будущее:)

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

неплохая завязка. но развязка совсем слабая как в сказке какой-то про добрых людей и злых троллей. и по моему впервые у дика правительство показано каким-то беспомощным

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилось. Основной смысл романа, как мне кажется — не надо ждать чуда при решении своих проблем, их надо решать. Не уповайте на дивный новый мир, он может оказаться совсем не таким. А так типичная дивовская вещь — много персонажей, сплетение сюжетных линий, рассуждения героев, отношения между ними, не очень четкий финал

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабый роман. Совершенно не тот случай, когда в непереведенном наследии вдруг обнаруживается бриллиант. Здесь чуда не произошло.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх