fantlab ru

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Далия Трускиновская «Скрипка некроманта»

lammik, 30 ноября 11:22

Во время рождественского приёма в генерал-губернаторской резиденции пропадает уникальный музыкальный инструмент — скрипка работы самого Гварнери дель Джезу. Потерпевший и выступавшие вместе с ним в этот вечер итальянские музыканты все как один что-то бормочут про козни нечистой силы. Однако честь князя Голицына не позволяет списать пропажу на дьявольское отродье, параллельно с полицейским расследованием Иван Андреевич Крылов начинает собственное...

Благодаря телесериалу «Визит к Минотавру» советские люди прекрасно разбирались в рейтинге средневековых скрипичных дел мастеров и знали не только Страдивари, но и Амати с Гварнери. Скрипки, альты и виолончели их авторства могли стоить целое состояние, имели собственные имена и ради обладания ими свершались преступления. Сюжет романа строится вокруг загадки исчезновения скрипки, но сам он лишь притворяется детективом. По сути своей это книга о жизненном кризисе конкретного человека — Ивана Крылова, который в молодости подавал огромные надежды, писал и ставил пьесы, издавал журналы, а теперь вот, «земную жизнь пройдя до половины» влачит существование на чиновничьей должности в провинциальной Риге, будучи не в состоянии написать небольшое стихотворение под праздник. Собственно, через эти расследования, не без помощи друзей, и происходит процесс духовного перерождения знаменитого баснописца, у которого всё ещё будет впереди.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Далия Трускиновская «Ученица Калиостро»

lammik, 23 ноября 16:12

1801 год. Тридцатитрёхлетний Иван Андреевич Крылов служит в Риге начальником канцелярии генерал-губернатора князя Голицына. Для челядинцев князя он — Косолапый Жанно, неряшливый чревоугодник, развлекающий свиту игрой на скрипке и постановкой пьес собственного сочинения, для подчинённых — Иван Андреевич, начальник не слишком строгий и явно оказавшийся на своей должности самым случайным образом. В собственных же глазах он — мудрый философ Маликульмульк, отстранённо взирающий на суету жизни, словно на не слишком удачное театральное представление. Есть и ипостась о которой знают немногие — господин Крылов, страстный картёжник, ради встречи с Фортуной готовый на весьма рискованные поступки. И вот однажды Крылов узнаёт, что в рижской гостинице «Иерусалим» найдено тело некоего фон Бохума, незадолго до этого покойник крупно выиграл в карты. Крылов отправляется на Большую Игру...

Сюжет романа построен на биографии знаменитого баснописца, на момент действия он им ещё не стал, и на истории с «ожерельем королевы», которая известна в основном по одноимённому роману Дюма-отца, но также упоминается в десятках литературных произведений как зарубежных, так и отечественных. Графиня де Гаше, которая сошлась в поединке умов с Иваном Андреевичем действительно существовала, впоследствии добралась до Санкт-Петербурга, откуда и была выслана в Старый Крым, где по прошествии времени тихо скончалась. Была ли она знаменитой интриганкой Жанной Валуа де Ламотт или же нет доподлинно неизвестно.

О самом романе можно сказать, что для детективного он слишком сумбурен и перегружен подробностями, для приключенческого же в нём здорово не хватает погонь, дуэлей, драк и прочего подобного действия. Нельзя не отметить, что здорово выведены некоторые персонажи второго плана. В первую очередь это кучер князя Терентий и воспитанница княгини Маша Сумарокова. Язык романа традиционно хорош и не заставляет спотыкаться при чтении о явные анахронизмы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.»

lammik, 20 ноября 11:52

Книга не про первый и третий мир, и даже не про глобальных урков в Лондоне. А про, то что нет никакого Лондона, это всего лишь дорогой вид за окном. И Оркланд с Бизантиумом — не географические понятия, а классовые. Точно такие же вертухаи сидят и в британском Лондоне, и в американском Вашингтоне, про Париж с Берлином вообще молчу. А тамошние орки точно так же переваривают тот инфовинегрет, что им заливают в глаза и уши обслуживающие миропорядок сомелье по контенту.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Вадим Панов «Зандр»

lammik, 16 ноября 19:31

3 июля 2079 года случилось страшное, тектоническое, ядерное и много всего другого оружия общими усилиями превратили Землю в Зандр. Оставшимся в живых приходится несладко, ресурсная база заметно подсократилась, жизнь обесценилась, «дух насилия рвётся в дом». Вот в таком антураже и происходит действие трёх повестей Вадима Панова. Первые две — так или иначе о мести, а вот третья куда более оригинальна, есть в ней нечто библейское — разбойник становится святым, проникшись словами из маленькой книги. Сюжетно сборник примечательно закольцован. Много стрельбы (даже ядерными пулями в том числе!), погонь и старых добрых драк — всё как положено в постапокалиптическом боевике. Некоторое недоумение вызывают отсылки к Украине, ибо сейчас «не только лишь все» вспомнят, чем Шериф Арсен отличается от Кролика Арсения, «мало кто может это сделать».

В целом получился довольно стандартный представитель жанра, поклонникам которого и стоит оценить данный сборник. Ну и нельзя не отметить, что он выглядит лишь как затравка для очередного огромного цикла, возможно, что и многоавторского, которая, видимо, не сработала вследствие недостаточной оригинальности и высокой конкуренции.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Вадим Панов «Седьмой круг Зандра»

lammik, 11 ноября 21:48

Интересная история о силе Слова и об Искуплении. Оказывается, люди Зандра способны меняться. А значит, есть надежда, что когда-нибудь и сам Зандр изменится и вновь станет Землёй. В третьей повести сборника хватает довольно масштабных по местным меркам боёв, перестрелок, штурмов и осад. Но всё же она оказалась историей одного конкретного человека, которого переродила небольшая книга в чёрном переплёте. Как и в «Аттракционе» здесь перебор с отсылками к Украине — «падла» Галицяра, Кролик Цунюк, протокол «Свидо» для самых тупых Уродов. И как и там все эти отсылки скорее портят впечатление, создавая ощущение некоей сиюминутности. Лет через десять-двадцать читатели вообще не поймут, что это такое было.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Вадим Панов «Нянька Сатана»

lammik, 6 ноября 21:27

Фредди, известный по прозвищу Сатана и по сетевому нику Нянька, спасает тех, кого Зандр не успел ещё испортить — детей. Спасает от работорговцев, «черных трансплантологов» и прочего отребья искалеченного мира . В повести их пути пересекутся с Лаурой Най, женщиной, столь же опасной, сколь и привлекательной.

Собственно, проблема «Няньки Сатаны» как раз в этой самой Лауре. Ибо она одновременно неотразимая красавица, восхитительная любовница, гениальный вирусолог, превосходный психолог и безжалостная, хорошо так чокнутая, убийца. Будь она из людов-чудов-навов, вопросов бы не было, но для человека столь щедрая одарённость наносит сокрушительный удар по достоверности, перебор случился. В остальном повесть представляет собой боевик — стрельба, взрывы, погони, осада башни, кровища по колено, ну и боевые вирусы как основная «фишка». Знаю, что любителей жанра хватает, им рекомендовать можно смело. Я же взялся за чтение только из-за фамилии автора на обложке.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Вадим Панов «Аттракцион Безнадёга»

lammik, 3 ноября 18:59

Началось всё с того, что бизнесмены, политики и военные договорились сократить население Земли и развязать с этой целью ядерную войну. На арену был выпущен некий Пророк и его подпевалы с самоназванием Воины Света. Благородные хакеры раскрыли планы негодяев и перехватили управление спутниками с тектоническим оружием (не спрашивайте), направили его на ядерные базы и всё заверте... Так Земля стала Зандром. Совсем уж дикие времена на Зандре закончились, установилась определённая самоорганизация, можно даже сказать «порядок, основанный на правилах». Правило одно — выживает сильнейший. И вот в этих условиях, далёких от комфортных, киборг Гаррик Визирь (здесь таких зовут «комби») подрядился доставить некоего незнакомца со спутницей в Аттракцион Безнадёга. Аттракционами в мире Зандра называются поселения, управляемые криминальными авторитетами. Допустим, Безнадёгой, затёртой где-то между Майдабрежьем и Рагульскими Утёсами, правит Шериф Арсен, у которого в «шестёрках» служит падла Ярось. Ну да, аналогии с Украиной прозрачны дальше некуда. Что, скорее, историю портит, ибо во-первых, они отвлекают от собственно действия книги, а во-вторых, конъюнктурность придаёт ей некий срок годности. Ну кто лет через двадцать будет в состоянии понять все эти аллюзии? А в 2078 году, когда должно прийти Время Света? То-то и оно. Помимо тектонического оружия на Зандре есть ядерные пули, чума Олбрайт и вирус Айбац. Читается весь этот постапокалиптический «винегрет» довольно живо, в процессе вспоминаются «Фоллауты» и киноцикл «Безумный Макс», но, опять же, картину портит ощущение некоторой сиюминутности и злободневности.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Олег Дивов «Катька, звезда Чукотки»

lammik, 31 октября 09:30

Чукотке в литературном плане удивительно повезло. Далёкая, но нашенская земля, суровая и поразительно красивая, попасть на которую сложно по многим причинам, воспета Олегом Куваевым, Альбертом Мифтахутдиновым и, пожалуй, величайшим литератором из КМНС Юрием Рытхэу. Благодаря Олегу Дивову появился этот «чукотский рассказ» в жанре альтернативной истории. А что было бы доживи мамонты до наших дней? На самом деле по острову Врангеля эти исполины, пусть и в островном, не слишком исполинском, исполнении бродили тогда, когда египтяне строили свои пирамиды. Вот только климат менялся быстро и безжалостно.

«Катька» — рассказ о дружбе между человеком и животным, выборе между судьбой и мечтой, а также о вреде армейской показухи (это всё же Дивов!). Читается не без удовольствия, но с некоторым ощущением недосказанности. Когда-нибудь доберусь до «Родины слонов».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вадим Панов «Людоед пойман»

lammik, 29 октября 19:23

Ох уж мне это основанное на новых физических принципах тектоническое оружие! А если его ещё и на спутники закинуть и потом сэкономить на безопасности, то тогда шаловливые ручки хакеров направят электрончики по схемам и быть большой беде! Собственно так и случилось в рассказе «Людоед пойман». Большую беду немногие выжившие обозвали Временем Света, после которого вполне предсказуемо наступил продовольственный кризис. Вот тогда-то многие земляне и попробовали человечину. Кризис давно миновал, а вот пищевые привычки некоторых никуда не ушли, время от времени им надо кого-нибудь употребить в пищу. С этим несознательным контингентом борются специально обученные люди — ликторы. И вот, когда в Ярике некто вырезает сердце местного полицейского с целью полакомиться, такой вот ликтор Туман Берецкий берётся за расследование...

Детектив, поэтому постараюсь обойтись без спойлеров. Некоторый перебор с кровавыми подробностями и раскрытием людоедского мироощущения. Финал предсказуем, пусть и не до деталей. При чтении вспомнился более поздний «День чёрной собаки». Теперь вот буду искать оставшиеся части цикла.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Станислав Лем «Крыса в лабиринте»

lammik, 28 октября 18:10

Два приятеля, журналист Роберт и учёный Карл, отдыхают от трудовых будней на живописном берегу канадского озера. И тут с неба падает нечто аккурат в это самое озеро. Роберт, видимо в силу профессии, более любопытный предлагает всё бросить и плыть к месту падения. Более благоразумный Карл предлагает подождать до утра. Ожидание не слишком помогло...

Рассказ с послевкусием. Читаешь одно — нагнетаемый саспенс, ощущение смертельной ловушки и стремительно уходящего времени. А прочитываешь совсем другое — эвона как случается, и на старуху бывает проруха. Под финал вспомнился Казанцев и Тунгусский метеорит (в рассказе, впрочем, последний пару раз упоминается). Не буду спойлерить, а то можно действительно испортить удовольствие от развязки. Всё же Лем один из самых, если не самый, умнейших фантастов всех времён.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Линкор в нафталине»

lammik, 27 октября 22:36

Необязательный для чтения рассказ, маленькая радость для фанатов цикла. Язон динАльт и Керк Пирр решили срубить миллиард кредов в течение месяца. В казино играть не пошли, а попытались расконсервировать старинный крейсер, бортовой компьютер которого с такой постановкой вопроса был не согласен и активно защищал вверенное имущество и честь имперского флота. Благо, в этот раз самой мозговитой в команде пиррян оказалась Мета, а не то страшный и беззвучный взрыв в вакууме так и стал бы последним памятником алчности и авантюризму.

После трилогии грех не прочитать такой короткий рассказик, но откровений не ждите, а вот разочарование вполне возможно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Гарри Гаррисон «Конные варвары»

lammik, 27 октября 22:24

Планета Счастье богата тяжёлыми металлами, вот только доступ к этой «Урановой Голконде» преграждают орды варваров на местных четвероногих, преграждают настолько люто, что даже акулы капитализма из «Джон Минералз Компани» вынуждены были убраться с планеты и поискать месторождения в других мирах попроще. Пирряне же в поисках нового дома решили не отступать перед трудностями, благо сражаться они любят и умеют, а шахтёрским трудом занимались сотни лет на своей родине. На Счастье отправилась экспедиция во главе с Керком Пирром и Язоном динАльтом.

В первую очередь в романе бросилась в глаза необычная планетологическая картина Счастья. А именно существование на единственном континенте планеты аж десятикилометрового по высоте утёса, на равнинах которого и происходит большая часть действия книги. При этом отдельно говорится о том, что сила тяжести на планете равна 1,5 g (вероятно, всё же на уровне моря). В такую картину сложно поверить, ведь чем выше гравитация, тем ниже горы. Сравните высоту Эвереста и Олимпа на Марсе. К тому же на этих равнинах погода должна быть очень суровой и одновременно сухой, чем тогда питаются местные «лошади»? На каком-то этапе с этого утёса спустились два десятка людей с «лошадями» за довольно короткое время. Во что также сложно поверить. Как выдержала верёвка? Даже со скоростью 3 м/с каждый спускался бы в районе часа и вся операция заняла бы пару суток.

Если же отвлечься от технических подробностей, то здесь Язоном пущено в ход, так сказать, прогрессорство второго порядка. Он не тащит Орду своего приятеля Темучина в светлое феодальное будущее, а лишь слегка подталкивает естественный ход истории. Ведь рано или поздно кочевники нашли бы лёгкий спуск, а уж тогда дрожи земля и лейся кровь. Всем кто переживает за «уникальные культуру и быт кочевых жителей», разрушенную грубым вмешательством пришельцев с Пирра, советую обратить внимание на то, что Язон сотоварищи всего лишь ускорили неизбежное, ну и свои проблемы порешали, не без этого.

Читаются все эти приключения на ура, да к тому же по ходу действия Язон приобретает нейросеть, заключённую в яйце, и щедро дающую полезные советы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Специалист по этике»

lammik, 26 октября 06:43

На Пирр прибывает корабль, Язон динАльт доверчиво всходит на борт и становится пленником слегка чокнутого фанатика Майка Сэймона. Природная склонность к риску и любовь к свободе заставляют Язона предпринять шаги к освобождению. Так Язон и его похититель оказываются на неизвестной планете, корабль при посадке гибнет, помощи ждать неоткуда.

В финале «Неукротимой планеты» есть намёк на то, что продолжение воспоследует, и что будет оно о путешествии Язона на своём корабле с командой из пиррян. Но имеем то, что имеем. Язон вдруг поглупел, попал в простенькую ловушку и стал прогрессором поневоле. Мне гораздо проще поверить в то что профессиональный игрок после того, как сорвал крупный куш, отправился на негостеприимный Пирр, чем в то, что он же оказался обладателем широчайших инженерных знаний в совершенно разных областях. Антагонист в книге так вообще на удивление дубов и невероятен. Читается при этом «Спеуциалист по этике» легко и непринуждённо. Вот только сложно воспринимать эту книгу как продолжение «Неукротимой планеты». Уж больно сильно изменились главный герой и обстоятельства. Зато из романа можно узнать чем этика отличается от этоса, и что мораль есть категория локальная.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

lammik, 26 октября 06:17

Профессиональный игрок Язон динАльт прибыл на планету Кассилия не для отдыха, местное казино просто жаждало принять и озолотить Язона. Однако неожиданная встреча с послом планеты Пирр заставила динАльта несколько скорректировать планы. Озвученное послом предложение не подразумевало отказа, и вот уже Язон динАльт отправляется на Пирр — планету настолько суровую к гостям, что непонятно, зачем им там вообще появляться.

Перечитал «Неукротимую планету». Она по-прежнему прекрасна. Тут вам и приключения с неожиданными поворотами сюжета, и мысли, и смыслы. Даже не верится, что первый роман у Гарри Гаррисона получился настолько совершенным, и что в дальнейшем ничего сопоставимого он не написал. Да, внезапный альтруизм, вдруг проснувшийся у главного героя, вызывает некоторые вопросы. Но ведь человек — существо сложное и многомерное, а склонность к риску и интерес к новому — просто необходимые черты личности для игрока.

Один из тех романов, что способен на всю жизнь зажечь огонь любви к фантастике в сердце подростка, и при этом он не теряет своего очарования при перечитывании через десятилетия.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Фантастическая сага»

lammik, 20 октября 22:20

«Клаймэктик студиоз» на пороге краха, но, к счастью, на владельца киноконцерна Л.М. Гринспэна работает Барни Хендриксон. Решительность, предприимчивость и острый ум которого достойны войти в сагу, «Фантастическую сагу».

Роман этот вместе с «Неукротимой планетой» прочитал ещё в начале 90-х, тогда понравились. Сейчас решил перечитать и ничуть не пожалел. «Фантастическая сага» абсолютно заслуженно занимает своё место на полке классики темпоральной фантастики. Что будет, если машину времени поставить на службу капитализму? Получится остроумная история о том как одиночка может не только спасти своего босса от неминуемого банкротства, но и оставить на Земле след, который не сотрётся и через столетия. И что немаловажно, Барни абсолютно живой человек, не чуждый сомнениям в собственных силах, при этом парирующий удары судьбы, неизбежные в любом большом деле. Собственно, именно этот настрой на результат, позитивный взгляд на вещи и умение договориться с самыми разными людьми вызывали и продолжают вызывать восхищение в том самом классическом американском герое.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Стальная Крыса спасает мир»

lammik, 16 октября 17:12

Специальный Корпус атакуют из прошлого, практически стирая его из реальности. Джеймс ди Гриз отправляется на Землю, в 1975 год, чтобы спасти положение, этот прыжок через годы будет не последним...

Казалось бы, автор открывает новый том приключений Стальной Крысы — темпоральный боевик, но это только обложка — внутри всё по-старому, обязательное ограбление банка, сонные гранаты, удары ребром ладони по шее, там, где они не справляются, на помощь приходит верная Анжелина. Внятно расплести временные парадоксы не получилось, объяснить появление злодея и его мотивы — тоже.

В целом получился приятный пустячок, способный разгрузить голову, по духу чем-то напомнил отдельные серии «Футурамы» или «Рика и Морти».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Месть Стальной Крысы»

lammik, 14 октября 19:04

Джеймс Боливар ди Гриз сочетался узами брака с бывшей межпланетной преступницей Анжелиной. И вот уже вместе они готовы поддерживать мир и порядок в Галактике во славу Специального Корпуса. А в Галактике той ох как не спокойно, планета Клианда проводит свою военную экспансию. Стальная Крыса отправляется на задание...

Если сравнивать с предыдущей частью, то стало лучше. Появился внятный сквозной сюжет, стиль изложения утратил нарочитую примитивность. Но на этом в целом правильном пути появились потери — юмор исчез, уступив место сатире, антивоенной и, прямо скажем, антисоветской. Так сказать, СССР глазами пропаганды — жуткие серые люди, в глазах которых по три буквы KGB, всеобщая паранойя, оголтелый милитаризм и не менее оголтелый алкоголизм, в котором несчастные пытаются утопить свою тягу к демократии и мирным профессиям типа портье. Ди Гриз всё так же неуязвим, а там, где он даёт слабину, на помощь тут же мчится верная супруга, что не оставляет врагам никаких шансов на успех. Читается скучновато, Хайнлайн в «Кукловодах» разоблачал советскую действительность гораздо увлекательнее.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Стальная Крыса»

lammik, 12 октября 10:27

Хитроумный Джеймс ди Гриз по прозвищу Стальная Крыса долго ускользал от лап Закона, до тех пор, пока за дело не взялся Специальный Корпус, состоящий из бывших коллег ди Гриза.

Удивительное дело, «Стальная Крыса» банальна до глуповатости, сюжет предсказуем с первой до последней строчки, стиль примитивен настолько, что дал возможность вспомнить Оксану Робски, автор откровенно глумится над жанром и даже не пытается того скрыть, но при этом текст заставил один раз рассмеяться и пару раз улыбнуться, а значит, книга раскрыта не зря. При всём при этом не могу не отметить, что Ольга Громыко и Антон Карелин с огромным перевесом уделывают американскую классику, ибо у них дела в порядке не только с юмором, но и со всем остальным.

P.S. Получив кучу «минусов» на отзыв, хочу уточнить — слова мои относятся не к творчеству Гарри Гаррисона в целом и даже не к циклу «Стальная Крыса» вообще, а к данному конкретному роману. Всем советую не оценивать его по памяти, а предварительно перечитать, дабы освежить впечатления.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Вадим Панов «День чёрной собаки»

lammik, 17 сентября 12:10

Вообще говоря, от книг с подобными аннотациями я стараюсь держаться подальше. Не люблю мистику, «мистический детектив» воспринимаю как «деревянное железо», а истории про маньяков навевают скуку (читать про больных людей, радуясь, что сам здоровый, как-то низко что ли). Так что тут всё решила фамилия автора, предыдущий жанровый эксперимент которого — дилогию «Чужие игры», я бы не назвал удачным.

Всё оказалось не так ужасно, да, мистический элемент есть, представляется абсолютно чужеродным, как третий рукав из коричневой ткани пришитый к белой рубашке. Но сам он никакого касательства к собственно расследованию убийств не имеет, а во всём остальном «День чёрной собаки» — это крепкий детектив, где постепенно открываются тайны прошлого и разворачивается поединок между преступником и оперативниками. Больше написать не могу — сюжет крайне чувствителен к спойлерам, но скажу, что книга однозначно рекомендуется к прочтению всем любителям творчества Вадима Панова, а также всем любителям детективов с крепкой интригой и внезапными поворотами сюжета.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Форсайт»

lammik, 13 сентября 10:20

Ближайшее будущее, примерно каждый двадцатый из людей начал видеть странные сны, которые прозвали «форсайтами». Есть основание предполагать, что произойдёт Событие, которое враз изменит всю жизнь на Земле и приведёт к концу человеческой цивилизации. Никита, главный герой романа, присоединился к группе, изучающей форсайты. Событие всё ближе...

Почему-то больше всего «Форсайт» напомнил «Магов без времени». Во-первых, такой же короткий. Во-вторых, при всей фантастичности антуража суть Мира После глубоко фэнтезийная, происходят чудеса. В-третьих, способность одного из героев до боли напоминает перипетии той повести — за чудеса он платит временем своей жизни. Ну и наконец, объяснение событию вышло квазинаучным, я до последнего верил в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
компьютерную симуляцию.

Увлекательно, стремительно, главный герой спасает мир, продолжения не будет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вадим Панов «Чудо(вище)»

lammik, 11 сентября 12:06

Сначала были «Анклавы», Затем «Аркада», теперь вот «Бес(человечность)». Время идёт, и с ним постепенно меняется взгляд Вадима Панова на будущее. Впрочем, не слишком сильно. Впереди тупик, к которому человечество подталкивают люди решительные и влиятельные. Но выход возможен, всеобщей деградации в состоянии противостоять одиночки. О них, собственно, этот цикл, который эксклюзивно размещается на Литресе. Поэтому я бы советовал не спешить с прочтением. Тут либо дело дойдёт до нормальной бумажной книги, либо повествование оборвётся. И если так, то будет жаль, интересные идеи здесь есть.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Вадим Панов «Яр(к)ость»

lammik, 10 сентября 11:42

Цикл «Аркада» для нетерпеливых. Появились нейросети. в остальном всё то же самое. Кучка богатых и всесильных правит миром, все остальные планомерно погружены в удовольствия виртуальности. Но внутри небольшой группы «хозяев жизни» есть те, кто готов пресечь стагнацию, не считаясь с любыми жертвами. Ведь прогресс по определению есть движение вперёд, колесо жизни должно вращаться. Повесть плотно ложится в ряд произведений Вадима Панова о мрачном будущем с проблеском надежды, начиная с «Анклавов».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Шестой Дозор»

lammik, 8 сентября 09:43

Всё повествование Антона Городецкого разные люди принимают за алкоголика, а на самом деле он просто устал нести вахту Дозорного. Вот и Сергей Лукьяненко так устал от «Дозоров», что решил проверить прочность читательского терпения самыми изощрёнными способами — пересказом древних анекдотов, обретением родственников, воскрешением покойников, в конце все танцуют, в очередной раз пронесло. Последующая передача цикла на вивисекцию эпигонам, которые-то не устали и даже старались, но всё равно вышло не очень, только подтверждает древнюю как Сумрак истину — останавливаться надо вовремя. Как и в случае с «Изменёнными» последняя книга явно лишняя.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Новый Дозор»

lammik, 4 сентября 08:54

А вот здесь уже проседание цикла налицо. Мало идей и действия, много отвлечённых рассуждений обо всём на свете — национальном менталитете, архитектуре, китайцах-тайваньцах. Более того — сама идея с Тигром уж слишком похожа на идею с Зеркалом из «Дневного дозора». Опять же — глобально книга ничего не меняет, ну примерно как все эти творения эпигонов. Убило меня, впрочем, не это. «Я зашел в комнату, где сидели Гесер, Алишер и Жермензон. Коньяка в бутылке, кажется, даже прибыло, что наводило на подозрения. Глыба куда-то делся, но замена московского прорицателя на казахского боевого мага ничуть не повлияла на времяпрепровождение всей компании.»

"– Красивая сцена, – внезапно сказал Жермензон. – И очень позитивная… интернациональная… Тибетец, казах и два еврея пытаются спасти маленького русского мальчика…

– Я не еврей, – поправил я.

– С фамилией Городецкий? – заинтересовался Жермензон.

– Это старинная русская фамилия! От названия городка на Волге, там мои предки жили.

– Тогда еще красивее, – решил Жермензон. – Тибетец, казах, русский и еврей…»

Алишер все предыдущие книги был узбеком, и тут вдруг резко превратился в казаха, что много говорит об авторском усердии. Ну и количество Великих вдруг стало зашкаливать за все пределы, тем более, что новая парочка введена явно ради хохмы. Ну зачем так делать?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сергей Лукьяненко «Последний Дозор»

lammik, 3 сентября 21:04

Всё началось с того, что в Эдинбурге обескровили российского студента местного университета. Звали его Виктор Прохоров и по совместительству он оказался сыном депутата Госдумы, который в свою очередь охотно оказывал услуги как Дневному, так и Ночному Дозору. Поэтому, когда Антон Городецкий, теперь уже Высший маг, отправился в Шотландию с целью раскрыть убийство, в дорогу его собирал не только Гесер, но и Завулон.

Закрученный конспирологический детектив. Городецкому противостоит весьма неожиданное трио. Заговорщики жаждут неясного, не понимая до конца природу сил, с которыми их столкнула неожиданно проснувшаяся сентиментальность. Это, кстати, довольно уязвимый для критики момент. Ибо Высшие Иные выглядят как люди с дополнительными возможностями, не более. Зато в сюжете мелькают Томас Рифмач, Мерлин и Рустам, сумасшедший друг Гесера с Востока, открываются слои Сумрака, о которых в предыдущих книгах не было сказано ни слова, и много-много перестрелок, можно даже сказать, что боёв.

Всё ещё крепкая часть «Дозорного» цикла, не уступающая двум предыдущим. Возможно, автору стоило оправдать название этой книги и на ней остановиться.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Сумеречный Дозор»

lammik, 31 августа 21:19

Возвращение, и притом весьма бодрое, в мир Дозоров и Сумрака. Антон Городецкий в роли детектива во всех трёх частях, но вышли они весьма разными. Сначала Антон внедряется в состав жильцов ЖК «Ассоль», в котором безошибочно угадываются «Алые паруса», ибо некто, воспользовавшись услугами местного почтового отделения разослал письма в стиле «Если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот» в оба Дозора и в Инквизицию. Несложная загадка была раскрыта довольно быстро, помогло сочетание методов Иных и технических достижений людей. Вторая часть традиционная — типа «детектив на отдыхе». Стоило только Городецкому отправиться в деревню заради свежего воздуха и парного молока, как тут же в окрестных лесах объявились охотящиеся на детишек оборотни и ведьма из лесной чащобы с богатой библиотекой. Ну и третья часть в формате преследования преступника, который с лёгкостью упокоил Высшего Инквизитора-вампира, цели у злодея весьма смутны — то ли всех китайцев хочет сделать Иными, то ли решил собрать коллекцию легендарных артефактов.

Если брать роман в целом, то он похож на сюжетную арку сериала, где через череду событий мы получаем примерно ту же позицию, что и в начале повествования. Нашли нечто особенное и потеряли. Разве что Антон продолжил получать магические ачивки. Ну и пара персонажей, что пригодятся в последующих книгах, была представлена на читательский суд. Арина хороша, а вот Лас как-то не зацепил.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев «Дневной Дозор»

lammik, 29 августа 13:44

Если сравнить написание цикла книг со строительством дома, то «Дневной дозор» — это не новый этаж, а расширение старого. Из книги можно узнать, что Высшие маги — страшные интриганы, что Инквизиция поддерживает равновесие, а любовь бывает опасна для жизни. Но всё это было и так известно.

Первая часть про разнообразный отдых в «Артеке» удостоилась банального сюжета про любовный треугольник с трагической развязкой. Поразило утверждение автора первой части, что оперативный работник Дневного Дозора не знает в лицо всех Иных Москвы, тогда как речь всего лишь о тысяче лиц. Никуда не годится. Да и Игорь получился излишне эмоциональным как для Иного, который свой «человеческий» отрезок жизни давно уже пережил.

Часть вторая «Чужой для Иных», пожалуй, лучшая из всего романа. По крайней мере в ней появляется новое действующее лицо, а заодно показывается, что поддержанием равновесия занимается не столько Инквизиция, сколько сам Сумрак. Перебор с количеством песен, но сама идея с Зеркалом понравилась, а ведь это единственное, что есть нового по сравнению с «Ночным дозором».

Ну и третью часть, похоже писали по очереди, а потому она получилась не слишком ровной и с ускользающей основной мыслью. «Иная сила» за 19 прошедших лет полностью выветрилась из памяти, так что читал как в первый раз.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор»

lammik, 23 августа 18:46

О существовании в России поистине культового романа «Ночной дозор» я узнал в 2004 году. Довольно случайно попав в «Киноцентр на Красной прессе» во второй день показа, я удивился двум вещам. Во-первых, среди зрителей было много действительно больших компаний — человек по десять-двадцать, и они живо обсуждали увиденное и сравнивали с книгой, в основном в пользу последней. А во-вторых, многие шли в кинозал по второму разу, завернув ещё раз в кассу. К слову сказать, фильм мне не понравился. Тут сыграла роль и навязчивая реклама пельменей, водки и не помню чего еще. Актёрский состав тоже напоминал солянку, вот просто убил Гоша Куценко в нелепом парике в роли активного соблазнителя дамочек всех возрастов и темпераментов. Но книгу я на той же неделе купил и не пожалел. Хочешь — не хочешь, а «Ночной дозор» — это новое лицо российской фантастики, в советское время выход подобной книги представить трудно. Моральный релятивизм, да и сама мысль о том, что страной и миром управляют не члены Политбюро ЦК КПСС, а некие сущности, в том числе иностранного происхождения, не имели шансов пробиться сквозь цензуру. Пои этом любопытна сама идея того, что Добро и Зло ведут свою извечную борьбу не в людских душах, а вне их. Люди здесь не более, чем потерпевшие, при любых раскладах на поле этой великой битвы. Популярность романа, на секундочку — на Фантлабе по количеству оценок он опережает любой другой роман на русском языке, целиком и полностью заслуженна. Ибо Сергею Лукьяненко удалось объединить «Ночным дозором» совершенно разных людей из разных страт общества, разного возраста и интересов. Уже за это огромное ему спасибо. Ну и отдельная благодарность за то, что битва сил Добра и Зла развернулась в Москве, среди её знакомых и любимых улиц.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джун Томсон «Отравление в Камберуэлле»

lammik, 20 августа 09:23

Весна 1887 года. Поздним вечером в квартиру на Бейкер-стрит постучался молодой человек по имени Чарльз Перрот (да-да — Шарль Перро). Перед этим он сбежал от полицейских, которые пришли его арестовывать по обвинению в убийстве. Молодой человек заверял, что не виновен, и после беседы с ним Холмс взялся ему помочь. Холмс, Перрот и Уотсон отправились в Камберуэлл.

Та же проблема, что и в нескольких предыдущих рассказах сборника — стилизация хорошая, детективная составляющая — никакущая. Собственно, всё дело раскрылось ещё по дороге, на месте Холмс лишь собирал доказательную базу. Последние страницы рассказа оказались заполнены неожиданными рассуждениями Холмса о необходимости социальных лифтов и равных прав для женщин.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джун Томсон «Тайные хроники Холмса»

lammik, 19 августа 20:58

Джун Томсон на каком-то этапе своей литературной карьеры начала писать сборники рассказов о Шерлоке Холмсе. У нас изданы четыре из шести. И вот какие выводы я сделал после прочтения первого из них — «Трубки Шерлока Холмса». Тут, конечно, переводчик постарался. Мало того, что в оригинале название у сборника другое, так и название рассказа, которое перешло на сборник в оригинале тоже совсем иное. Итак, во-первых, стилизация в целом удалась, слог рассказов сборника вполне соответствует Канону, более того различен стиль письма Уотсона и самого Холмса в рассказе «Дело о русской старухе». Несколько выбивается из общего ряда рассказ «Чудо из Хаммерсмита», ничего подобного не написал бы не только Конан Дойл, но и любой из его современников. Образы Холмса и Уотсона тоже соответствуют Канону, разве что в «Деле о суматранской крысе» Уотсон излишне впечатлителен. Канон писательница изучила досконально, недаром же у неё в активе биография Холмса «Холмс и Уотсон. Этюд о дружбе». А вот с детективной частью всё гораздо хуже, в среднем скучновато и предсказуемо. Увы, Джун Томсон не Агата Кристи и не Джозефина Тэй. Фанатам Шерлокианы читать стоит, остальным — можно смело воздержаться. Есть много детективов поинтереснее.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Джун Томсон «Крыса, несущая смерть»

lammik, 19 августа 19:50

В рассказе «Вампир в Суссексе» упоминалась гигантская крыса с Суматры. И вот Джун Томсон решила раскрыть обстоятельства крысиного дела.

На адрес резиденции британского премьер-министра доставили посылку, внутри которой находилась огромная крыса в формальдегиде. Отправитель пообещал выпустить десятки таких в Лондоне, если ему не вручат полмиллиона фунтов стерлингов. Британское правительство решило, что чем платить такую сумму проще через брата Майкрофта привлечь к поискам шантажиста Шерлока Холмса.

А вот это уже неудачный рассказ и сразу по двум причинам. Во-первых, на Суматре действительно обитают грызуны Rhizomys sumatrensis, но питаются они исключительно бамбуком и некоторыми другими тропическими растениями, к семейству мышиных (а именно к нему относится род крыс Rattus) отношения не имеют. Вне тропиков эти животные по понятным причинам не выживут. Да и скрещивая потомство от одной пары в нескольких поколениях, как предложено в рассказе, гигантов не получишь, а скорее больных и мелких заморышей. Во-вторых, мне категорически не понравилось превращение армейского, на секундочку, врача Уотсона, человека смелого и решительного, в какого-то впечатлительного горожанина, который едва ли не падает в обморок от писка и вида безобидных грызунов (нашёл их фото, выглядят мило — этакие здоровенькие хомячки).

Оценка: 5
– [  5  ] +

Джун Томсон «Шерлок Холмс – русский эмигрант»

lammik, 19 августа 10:05

В «Обряде дома Месгрейвов» Конан Дойл упомянул «дело о русской старухе» как одно из ранних расследований Холмса ещё до знакомства с Уотсоном. Джун Томсон не стала проходить мимо этого упоминания и на страницах сборника предсказуемо разверзся «клюквенный» ад. Завязка истории следующая — Холмс достаёт из ящика со старыми вещами пакет с иконкой, фотографией и бумагой с кириллической надписью. Уотсон тут же просит рассказать про дело с ними связанное. Оказывается, во время учёбы в колледже Холмс познакомился с русским мигрантом Сергеем Плехановичем. Тот был единственным сыном графа Николая Плехановича. Они не смогли мириться с тиранией и во имя либерально-демократических ценностей переехали в Лондон, заодно организовав там некий приют для недавних мигрантов. Управляла приютом старая няня Сергея Плехановича Анна Полтева. А потом её убили. Старый граф через сына попросил Холмса помочь в поимке преступника. Тот согласился и в интересах следствия прикинулся глухонемым Мишей Осинским из глухой уральской деревни (дама на фото должна была изображать мать Миши, ага, в 70-х годах позапрошлого века крестьяне в уральских деревнях фотографировались регулярно), дабы внедриться в эмигрантское сообщество, в котором помимо убийцы могли находиться террористы, агенты Охранного отделения и прочий опасный люд.

Дальше всё напоминает дешёвый водевиль с переодеваниями в женщину, беготнёй друг за другом по лондонским улицам и террористкой на раздаче блинов и борща. Если не хотите портить впечатление от в целом не самого плохого сборника, этот рассказ лучше пропустить.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Джун Томсон «Наследница изобретателя»

lammik, 18 августа 19:35

В рассказе «Дьяволова нога» Уотсон упоминает, что отправиться в сельскую местность на отдых Холмсу категорически рекомендовал доктор Мур Эгер с Харли-стрит, и что знакомства Холмса с Эгером состоялось «при самых драматических обстоятельствах». Джун Томсон в «Трубке Шерлока Холмса» приводит свою версию этого знакомства.

Доктор Эгер обратился на Бейкер-стрит после того, как его вызвали ночью к молодой девушке, которая явно находилась под воздействием наркотиков. Но, учитывая что везли его в карете с плотно зашторенными окнами, указать точный адрес дома с пленницей он не смог. Впрочем, правильно заданные вопросы и полученные на них ответы помогли Холмсу довольно сильно сузить круг поисков.

Предыдущие рассказы сборника можно было критиковать за отдельные детали, но в них содержалась некая интрига, «Трубка» же просто скучновата, сюжет прямой как рельс. «Палец инженера» и даже «Одинокая велосипедистка», которые этот рассказ Джун Томсон чем-то напоминает выглядят прямо-таки колоссально по сравнению с «Трубкой», он же «Наследница инженера». В целом лишний повод убедиться, что Джун Томсон неплохой стилист, но детективщица слабая.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джун Томсон «Сорока из Мэйплстеда»

lammik, 18 августа 12:21

Тема рассказа как никогда близка многим посетителям Фантлаба. Нет, ничего фантастического в нём нет. Речь о коллекционировании. Где-то в окрестностях британской столицы обитает одержимый своим увлечением собиратель разного рода антиквариата, по преимуществу — вещиц миниатюрных, изящных и ценных. Для истинной страсти преград нет, поэтому неизвестный не чурается как полулегальных, так и откровенно уголовных способов пополнения своей коллекции. Холмс ищет преступника, называя его для себя Сорокой, преступник знает, что величайший сыщик за ним охотится и потому максимально осторожен. Пришлось Холмсу ловить Сороку на живца, и живцом этим стал верный Уотсон...

Джун Томсон хорошо удаётся стилизация текста «под Уотсона», герои также близки к оригиналам сэра Артура, слабым местом в этом рассказе является непосредственно сама детективная интрига — никакого изящества, всё в лоб и полное отсутствие места для попыток читателя самому хоть что-то разгадать. Разочарование несколько компенсируется финалом, который полностью соответствует духу Шерлокианы.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джун Томсон «Чудо из Хаммерсмита»

lammik, 18 августа 08:30

Холмс и Уотсон решили культурно провести досуг и с этой целью отправились в мюзик-холл «Кембридж». Среди прочих там выступала Маргарита Россиньоль, известная так же как Французский Соловей. Ещё холостой Уотсон не мог отказать себе в удовольствии насладиться пением звезды. Но, как известно, рабочий день у сыщика ненормированный, и аккурат после первого отделения концерта досуг наших друзей сменился рабочими буднями. В артистической уборной нашли бездыханное тело того самого Соловья, певица была задушена собственным чулком.

В рассказе «Вампир в Суссексе» Холмс перебирает свою картотеку на букву V, и среди прочих карточек там обнаруживается «Vigor, the Hammersmith wonder». Джун Томсон решила дать свою версию событий, привёдших к появлению данной карточки. Сразу видно, что рассказ современный. Невозможно представить, что в викторианскую эпоху жертвой преступления в детективе стала бы женщина не слишком строгих моральных устоев. Да и Холмс, рассуждающий о том, что прежде, чем снять чулок, женщина поднимает юбки, у Конан Дойла непредставим. Я вообще не могу навскидку припомнить «преступлений страсти» в Каноне. Там всё больше речь о мести или же о получении наследства.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джун Томсон «Тайна Парадольской комнаты»

lammik, 17 августа 21:20

Джун Томсон, бывшая школьная учительница, на каком-то этапе своей жизни решила заняться литературной деятельностью. Сначала она публиковала книги об инспекторе Джеке Финче, который в американских изданиях стал инспектором Раддом, а затем начала, и весьма плодотворно, сочинять истории о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне. Всего Джун Томсон произвела на свет 6 сборников рассказов о приключениях знаменитого детектива, на русский переведено 4 из них. Рассказ «Тайна Парадольской комнаты» открывает второй из этих сборников. Сам Артур Конан Дойл упоминал «Adventure of the Paradol chamber» в рассказе «Пять апельсиновых зёрнышек» как одно из дел, раскрытых Холмсом. В своё время Джон Диксон Карр выдал собственную версию этого дела в пародийной пьесе «Приключение с Парадольской камерой».

Теперь собственно к сюжету рассказа. 1887 год, Холмсу написала письмо некая мисс Эдит Рассел, проживающая в Суррее. Молодая леди уверена, что видела за забором соседской усадьбы лорда Дирсвуда, который незадолго до этого утонул в Шотландии. И вот теперь она очень надеется, что Холмс поможет раскрыть эту тайну.

Надо сказать, что у Джун Томсон скопировать стиль Конан Дойла в целом получилось, персонажи тоже не вызывают отторжения, да, Холмс чуть любезнее и эмоциональнее, чем в Каноне, но с этим можно смириться. А вот само дело разочаровало, этакая смесь «Человека с побелевшим лицом» и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Ну и в конце писательница не удержалась и организовала свадьбу, хорошо, хоть не Холмсу).

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Хайнлайн «Магия, Inc.»

lammik, 16 августа 08:51

В этом мире существует магия, более того — она тесно вписана в производственные цепочки. И пусть вещи, созданные с помощью чародейства, недолговечны, но зато они дёшевы. Поэтому от чародейства зависят тысячи других бизнесов от производства одежды (мода сама по себе скоротечна) до ресторанного (это же просто мечта многих и многих — вкусно поесть, но не получить ни грамма прибавки в весе, выпить, но ничуть не опьянеть). Но в один прекрасный день оказалось, что всех чародеев пытается загнать под своё крыло Ассоциация во главе с мутным типом по фамилии Дитворт. Главный герой повести владелец мелкого строительного бизнеса Арчибальд Фрэзер и его друзья пытаются противостоять организующейся монополии, при этом не разориться, да и просто выжить.

Наличие магии подразумевает существование в мире повести гномов, ундин, саламандр и прочих магических существ, а также демонов о главе с Сатаной. Собственно, за злоключения мистера Фрэзера и его коллег

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и отвечает один из демонов.

Сразу скажу, очень рад тому факту, что Роберт Хайнлайн забросил фэнтези и начал писать фантастику, ибо самое примечательное в этой повести — имя автора. Напиши её кто-нибудь другой, и в наше время её бы уже забыли, но благодаря тому, что её написал Хайнлайн, повесть читают, тем более, что сейчас она как никогда актуальна. Безо всякой магии мир заполнился одноразовыми вещами — требования к «железу» постоянно растут, новые версии программ требуют аппаратного обновления, старые версии не поддерживаются. Более того, срок службы техники искусственно ограничивается, все же помнят скандал с аккумуляторами айфонов? Не иначе в наш мир проникли демоны.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Хайнлайн «История будущего»

lammik, 15 августа 11:58

Волей-неволей «Историю будущего» приходится сравнивать с «Галактической историей» Азимова. И тут стоит отметить, что последний победил с явным преимуществом благодаря двум деталям. Во-первых, это конечно же инвариант — роботы, благодаря которым цикл выглядит цельным и последовательным. Ну а во-вторых, это правильно выбранная стартовая точка. «История» Хайнлайна начала расходиться с реальностью не то что при жизни писателя, а в процессе написания. Вот поэтому как футурология цикл Хайнлайна и кажется наивным и устаревшим. В плане же литературных достоинств он не только не устарел, но и читается как вполне современный. Тем более, что ранний Хайнлайн умел надавить на вечные темы, не размениваясь на собственных «тараканов».

«История будущего» достойна прочтения целиком, но если по каким-то причинам вам захочется прочитать лучшее в ней, то моя рекомендация — это ода сфере услуг «…А еще мы выгуливаем собак», героическая и одновременно лирическая история «Зелёные холмы Земли» и, конечно же, великолепный роман в повестях про космических потеряшек «Пасынки Вселенной».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»

lammik, 13 августа 12:30

«Пасынки Вселенной, история про одичавший «корабль поколений» — одна из тех книг, которые влюбляют в фантастику. Роман пропитан духом «золотого века». Недаром же идею Хайнлайну подсказал редактор «Astounding» Джон Вуд Кэмпбелл, человек, благодаря которому этот самый «золотой век» во многом и состоялся. Вот, хоть убейте, не могу поверить, что можно влюбиться в фантастику, прочитав по-своему великолепные «Ложную слепоту» или «Аччелерандо». А вот история о том, как забывшие Землю потомки космонавтов (не все, но всё же) находят в себе силы вернуться к выполнению своей миссии, захватывает и удивляет вот уже 80 с лишним лет. И я уверен, что то же самое будет происходить с миллионами читателей ещё не одно десятилетие.

Единственный минус книги — это собственно, сама идея «корабля поколений», когда человечество выкидывает огромные ресурсы с минимальной вероятностью хоть что-то получить взамен. Опять же перспективы космонавтов и их потомков достаточно сомнительны даже безо всякого бунта на корабле. Можно понять, если отправка подобной экспедиции будет неким жестом отчаяния (Солнце взорвётся, катастрофическое сближение Солнечной системы с другой звездой, вторжение инопланетян). Во всех остальных случаях автоматы и надёжнее и гуманнее.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Хайнлайн «Здравый смысл»

lammik, 13 августа 11:40

Вторая повесть отличается от первой как миттельшпиль от дебюта. Фигуры расставлены игроки начинают свои партии, у каждого свои цели и интересы. Предыдущий Капитан даже не смог понять, что условия изменились и отправился в Конвертер вместе со своими людьми, шпаги оказались длиннее ножей. А вот дальше начался известный с начала времён спор консерваторов и прогрессистов, да ещё и окутанный туманом религиозности, где каждый считает, что на его стороне сам Джордан. Заодно из найденного вахтенного журнала проясняется печальная судьба корабля «Авангард», которому так и не суждено было попасть к Далёкому Центавру.

Эндшпиль заканчивается ничьёй, где каждому воздаётся по делам его, так что финал можно считать счастливым. К слову, обе альтернативные концовки, пожалуй, были бы интереснее.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Хайнлайн «Вселенная»

lammik, 8 августа 19:43

Изначально путешествие Корабля к Альфе Центавра планировалось как долгое, но речь всё же шла о десятилетиях. Однако в процессе полёта вспыхнул бунт (вероятно, экипаж бы плохо проверен на психологическую совместимость) и вот уже столетия Корабль рассекает просторы Космоса с одичавшими потомками космонавтов на борту, часть из которых под воздействием радиации родилась с разнообразными мутациями. Молодой учёный Хью Хойланд (ну учёные тут все, кто умеет читать и считать) в силу возраста деятелен и любознателен. Поэтому однажды, отправившись в экспедицию к центральной оси Корабля (там хозяйничали мутанты), он повстречался с камнем метко пущенным из пращи микроцефалом Бобо. Для Хойланда это событие стало первой ступенькой на пути к истине.

Хайнлайн «здорового человека». Без нудистов, оргий и инцеста. Впечатляюще, увлекательно, удивительно. Правда, как оказалось, идея повести принадлежала Джону Вуду Кэмпбеллу, редактору знаменитого журнала «Astounding». А так как вклад этой самой идеи в восприятие повести невероятно велик, то, пожалуй, стоит говорить о соавторстве.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

lammik, 4 августа 20:00

Идея у романа настолько плодотворна, что ею до сих пор без стеснения пользуются как литераторы, так и киношники. Достаточно вспомнить «Факультет» Родригеса или дарлоков в «Императорах иллюзий» у Лукьяненко. Вторжение инопланетян у Хайнлайна получилось действительно впечатляющим и страшным, ибо даже смерть не так пугает как потеря себя, превращение в безвольную марионетку.

Форма типична для Хайнлайна — сверхсекретный Отдел, про который кроме президента США никто ничего не знает. Во главе его Старик, отец-командир, причём отец в буквальном смысле, если речь о главном герое Сэме Нивенсе. Что-то подобное потом всплывёт во «Фрайди». В сюжете мелькает кот (не Петроний, судьба его печальна), нудисты опять же присутствуют, хоть и поневоле. Оперативники Отдела спокойно пускают в ход оружие, ибо по сути находятся над законом. Но само собой туда попадают только лучшие из лучших, образцовые американские патриоты, так что и переживать вроде как не о чем. Неудивительно, что после вторжения «титанцев» Отдел встал у них на пути, отражая смертельную угрозу.

Теперь о сути. Если кто-то подумал, что в романе «пара не очень положительных упоминаний о нашей стране», то он ошибся. 1951 год, разгул маккартизма. К борьбе с «красной угрозой» привлечены лучшие люди. В том же году Айзек Азимов написал довольно невнятный роман «Звёзды как пыль» о том, что для борьбы со звёздной тиранией крайне необходимо прочитать американскую Конституцию. «Первый Грандмастер» поступил куда эффективнее. Он создал действительно запоминающуюся книгу с увлекательнейшим сюжетом. Но «какие к чёрту волки?». Аллюзия предельно прозрачна. Коварные коммунисты лезут в прекрасные американские мозги, и в борьбе с ними хороши все средства — от ограничения прав граждан до внесудебных расправ.

Идея хороша, реализация слегка подкачала, особенно это касается последних глав в стиле «оно боится!». Опять же средство борьбы с инопланетным вторжением ненавязчиво позаимствовано у дедушки Уэллса. Но читать всё равно стоит, настоящая классика семидесятилетней выдержки.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

lammik, 28 июля 12:28

Однажды учёного Вёрджила Улэма уволили из компании «Генетрон корпорейшн». Однако Улэм так любил свою работу, что забрал её на дом, прямо в себе.

Один из хитов сборника «Обратная связь», сумевшего поразить меня в начале 90-х. «Музыка» восходит к традиции, заложенной ещё Гербертом Уэллсом, ибо рассказывает о безответственном учёном, возомнившем себя равным Богу. За столь явное проявление гордыни жизнь наказала не только Улэма, но и весь биологический вид, к которому тот принадлежал. Понятно, что сам по себе Улэм безответственный инфантил, но куда смотрели окружающие? Исследования давно уже не ведутся в одиночку, а подобные, очевидно, должны производиться в условиях 4-го класса биологической безопасности. Так что вопросы к достоверности имеются, но Биру удалось настолько здорово передать ощущение надвигающейся неостановимой общепланетарной катастрофы, что на них хочется закрыть глаза. Опять же, подобный оригинальный подход к достижению сингулярности помимо всего прочего сумел заодно объяснить парадокс Ферми.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вернор Виндж «Куки-монстр»

lammik, 27 июля 19:58

У Дикси Мей Лей первый рабочий день на новом месте, она стала трудиться в службе поддержки компании «Лотсатех». Это лучшая работа в её жизни, и она твёрдо намерена добиться на ней значительных успехов. Но настроение девушки резко испортило полученное электронное письмо, помимо оскорблений оно содержало такие детали жизни Дикси Мей, которые и знать-то никто не должен. Дикси Мей решительно настроилась отправиться на поиски обидчика и расквитаться с ним.

История, которая начиналась как рассказ о жизни «офисного планктона» сначала превратилась в детектив, а затем и вовсе в киберпанковский хоррор про ловушку без выхода, но с лучом надежды, мелькнувшим в финале. Если в «Подлинных именах» мелькнула тема цифрового бессмертия, то в «Куки-монстре» она превратилась в тему массового и регулярного цифрового убийства. И всё это в целях повышения производительности труда. Действительно, полная противоположность соцреализму — капфантастика, для которой жанр киберпанка подходит идеально. Художественно идея реализована несколько механистично, но для книг Винджа это в порядке вещей.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Вернор Виндж «Что если Сингулярность так и НЕ случится?»

lammik, 24 июля 19:23

В этом эссе Вернор Виндж рассуждает о возможных сценариях будущего человечества, если сингулярность так и не наступит. Прямо скажем, из трёх два катастрофичны, да и третий, «золотой век», не намного привлекательнее — серьёзное сокращение численности человечества вкупе с заметным увеличением продолжительности жизни. Судя по актуальным тенденциям нас готовят как раз к последнему. СКР в развитых странах уже стремится к единице, дальше — больше, в будущее возьмут не всех. Некоторую надежду автор возлагает на внеземные поселения, но способов преодолеть экономическую гравитацию Земли не предлагает и не видит. В целом довольно пессимистический взгляд на будущее.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Вернор Виндж «Грядущая технологическая сингулярность: Как выжить в постчеловеческую эпоху»

lammik, 24 июля 18:42

Вот и настал 2023 год. Тот самый, о котором идёт речь в статье Вернора Винджа от 1993 года. Технологическая сингулярность так и не наступила (если, конечно, Искусственный Сверхразум не избавился от человечества и все мы теперь не более чем кластеры информации на носителях, о чём нас тактично забыли уведомить). Правда, пару лет назад начался бум нейросетей, но и они разумными не являются, просто умело перемножают матрицы. Люди так, конечно, не умеют. Зато стало понятно, для каких профессий настоящий интеллект не требуется). В статье Виндж на полном серьёзе предлагает составлять команды для игры в шахматы из человека и компьютера. Тогда уж стоит на соревнования по тяжёлой атлетике приглашать вилочные погрузчики, а по лёгкой — какие-нибудь колёсные дроны.

Вообще говоря, на моей памяти несколько прогнозов делаются регулярно и настойчиво десятилетиями — закончится нефть, появится эффективный термоядерный реактор, возникнет ИИ (и всех поработит или истребит, но это не точно). Так что призываю всех к позитивному мышлению, не надо бояться будущего.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Вернор Виндж «Подлинные имена»

lammik, 17 июля 13:45

«Подлинные имена» — второй для меня повод после «Пламени над бездной», чтобы подумать о том, что в слове «писатель-фантаст» к Вернору Винджу применима в основном вторая часть. При запредельном, для своего времени — так просто революционном, уровне идейного наполнения умение рассказать историю, придумать живых персонажей и заставить читателя им сопереживать практически отсутствует. Что-то действительно литературное и вызывающее желание перелистывать страницы появилось только в последней четверти повести. Боюсь, до неё дотянули «не только лишь все».

Повесть — предтеча киберпанка (уже есть киберпространство и характерный герой-одиночка, но нет ни засилья корпораций, ни High Tech, Low Life), с которой стоит ознакомиться не только любителям жанра, но и всем поклонникам научной фантастики.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Василий Иванович Ардаматский «Сатурн» почти не виден»

lammik, 14 июля 21:17

1941 год. На территории оккупированной Белоруссии Абвер создаёт разведшколу «Сатурн» для подготовки шпионов и диверсантов с целью последующей их переброски в тыл Советской армии. Органы контрразведки забрасывают разведгруппу под руководством полковника Маркова для проникновения в разведшколу. Начинается долгая и смертельно опасная игра спецслужб.

Надо сказать, что я был приятно удивлён. После откровенно халтурной повести «Я-11-17» и насквозь пропагандистской «Ответной операции» у Василия Ардаматского получился довольно крепкий роман. Тут, видимо, автор получил доступ к архивным документам и к консультациям действительно знающих разведдеятельность людей, благо, «Сатурн» в белорусском Борисове действительно существовал, и советская разведка смогла проникнуть в разведшколу, а затем начать долгую радиоигру с противником. Да, в книге нет глубокого психологизма или проработанных характеров, но очень хорошо передана мысль, что разведка — дело коллективное и играют там «вдолгую». Отсутствие ярко выделенного главного героя явно не способствует увлекательности чтения, но при этом и не возникает представления, что некий суперодиночка смог переиграть Гестапо с Абвером, даже не вспотев. Ардаматский в литературу пришёл из журналистики, и это чувствуется. «Сатурн» временами воспринимается как новеллизация архива. Но вот финал у истории получился ударным, что последняя пара глав, что очень уместный эпилог.

Надо отметить, что экранизация довольно далеко ушла от книга, а третья часть «Бой после победы» к роману вообще никакого отношения не имеет

Добротный «советский шпионский роман» практически лишённый таких родимых пятен жанра, как переполненность идеологическим пафосом и непроходимая тупость врагов Советского Союза.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роман Антропов «Пытка Ивана Грозного (IV)»

lammik, 6 июля 02:33

Рассказчик-доктор с большим трудом уговорил Путилина отправиться на отдых в Н-скую губернию в поместье родственников и сам за ним увязался. Но, как известно, работа у сыщиков ненормированная, а сюжет «расследование на отдыхе» более чем традиционен. Достаточно вспомнить «Рейгейтских сквайров» или «Зло под солнцем». Вот и здесь Путилину пожаловался местный крестьянин на своего «лютого помещика» Ехменьева. Мол издевается тот не только над крестьянами и дворней, а даже и над собственной красавицей-женой. Последнее обстоятельство вынудило Ивана Дмитриевича отбросить отдых и приняться за дело.

Весьма неожиданно в этот рассказ Роман Антропов решил добавить толику эротики в BDSM-стиле. В остальном всё традиционно для данного цикла — водевильный злодей, очередная жертва на коленях умоляющая Путилина помочь ей, постоянные путилинские переодевания. Но вот финал рассказа убил своей простотой, той самой, что хуже воровства.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Негодяй-помещик, прихватив с собой подручного, вломился ночью в спальню к жене. Они уже связали жертву, чтобы сотворить с ней ту самую «пытку Ивана Грозного (IV)». В этот самый момент из гардеробной с револьверами выскочил Путилин. Сдавайтесь, мол, гады! Те, конечно, отказались. И вот тут «русский Лекок» широким жестом отодвинул портьеру, за которой до того момента пряталось всё губернское начальство!

«Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия».

Оценка: 5
– [  1  ] +

Роман Антропов «Тайна Сухаревской башни»

lammik, 5 июля 19:45

Первопрестольная всполошилась — по ночам на крыше Сухаревской башни стал появляться призрак Петра Великого. Обеспокоены не только обыватели, но и полицейские чины. Осознавая свою полную ущербность по сравнению с величайшим и гениальнейшим Иваном Дмитриевичем Путилиным, начальник московской сыскной полиции В. отправил тому телеграмму с мольбой о помощи. Путилин прибыл поездом, осмотрел башню и тут же взял верный след...

Это тоже никакой не детектив, а образец авторского произвола. Верную версию Путилин взял с потолка, результаты его изысканий в башне для читателя остались тайной. В ходе «расследования» пару раз ткнув наугад, он чётко попал «в яблочко». Просто пособие «как не надо писать детективы», а не рассказ.

Оценка: 5
⇑ Наверх