FantLab ru

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Питер Уоттс «Революция в стоп-кадрах»

lammik, вчера в 20:01

Это могла бы быть встреча с прекрасной повестью о противостоянии человеческих разумов и ИИ. Дуэль, длящаяся тысячелетия и размазанная по парсекам пространства. Но чёртов Уоттс вначале написал «Остров» и, горе мне, я его прочитал. А попробуй не прочитай, когда вокруг столько разговоров. В результате «Революция» не производит впечатления артиллерийского салюта над головой, а то и в голове, оно выпало на долю «Острова». А тут ощущение как от фейерверка за окном — шумно, всполохи на тёмной стене, но весь восторг остался там, в прошлом.

Не повторяйте моих ошибок, читайте «Подсолнухи» в соответствии с внутренней хронологией.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Дорога в Китеж»

lammik, 27 июля 14:01

Дмитрий Ларцев случайно, но очень неудачно попал на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. В результате их с женой Александрой, в девичестве Катиной, сын родился в сибирской ссылке. Но судьба и авторская воля не могли оставить его вдали от тектонических потрясений российской истории XIX века...

Уже в прошлой книге цикла главную роль отыгрывает отнюдь не представитель славного рода с характерным пятном на лбу. В «Дороге в Китеж» основных действующих лиц аж четверо. Судьбы их связались в 1854 году, потом многократно расходились и сходились вновь, но дружба их не смогла выдержать испытания политикой.

Первым из четвёрки «мушкетёров» стоит упомянуть графа Николая Воронцова, он в книге отвечает за весь российский либерализм. Человек мягкий и прекраснодушный, Воронцов всю жизнь пытался малыми делами приблизить восход Свободы над Россией, в чём не преуспел, откровенно при этом не справившись с отцовскими обязанностями.

Вторым пусть будет Михаил Питовранов — человек, что не ставя такой задачи, прямо рушил судьбы окружающих. Большинство смертей в книге так или иначе на его совести. Заигравшийся в революцию интеллигент, который всю книгу числил себя в игроках, а на поверку оказался всего лишь пешкой.

Третьему из друзей — Виктору Воронину досталась роль державника, ну или реакционера, при этом несмотря на всем известные авторские взгляды, персонаж получился едва ли не самым живым в книге. Его поступки понятны, психологически обоснованы. Воронин всеми силами пытается не дать стране свалиться в Хаос, на любой должности будучи вторым номером, но без которого первые были бы недееспособны. Такой вот малозаметный, но важный, винт в государственном механизме.

Наконец Адриан Ларцев получился практически полной копией Эраста Фандорина, без Масы, заикания и азиатских кунштюков, но зато с легкой примесью Шелдона Купера в виде лёгкого аутизма и любви к поездам. Короче, абсолютно фантастический персонаж.

Есть у книги два достоинства, которых перед чтением не ожидаешь. Во-первых, «Дорогу в Китеж» можно смело отнести к настоящей исторической прозе, картина истории XIX века открывается сложная и многокрасочная — люди, события, настроения, интриги при дворе, городская и сельская жизнь. Развлекательность сильно прикручена. Во-вторых, что приятно удивляет, обычной акунинской ангажированности не чувствуется, либо она хорошо мимикрирует.

Интересная книга про время, когда «либерал» и «патриот» не являлись взаимоисключающими понятиями. Ибо и те и другие были настоящими

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Дмитрий Старицкий «Фебус. Ловец человеков»

lammik, 23 июля 09:36

С «Фебусом» случилась типичная для «попаданческих» циклов история. Если первый роман, которому впору дать подзаголовок «Внедрение» читается быстро и с интересом, то во втором начинается «производственная» часть, и интерес этот резво угасает. У автора на героя планов громадьё — открытие Америки, установление отношений с Московским царством, внедрение пушек, развитие кораблестроения и книгопечатания. И всё это описано достаточно подробно и даже правдоподобно. Вот только есть один существенный нюанс, который торпедирует всякую связь романа с реальностью. Кого не встреть «вианский принц», тот оказывается либо гениальным инженером, либо светочем юриспруденции, на худой конец великим поэтом. К примеру отец случайной проститутки из нантского борделя оказывается талантливым механиком, притом в тяжёлой жизненной ситуации. И все эти таланты напрочь лишены даже капли вздорности, с места в карьер желают служить своему королю едва ли не за спасибо. Удача главного героя распространяется не только на найм персонала, она вообще создаёт ощущение, что жизнь играет с ним в поддавки. Допустим, отошёл наш принц в кусты по естественной надобности, поскользнулся, упал...нет, не гипс... точнёхонько на кусок антрацита. Значит есть возможность варить качественную сталь. И так во всём, всё же профессиональные писатели не забывают создавать герою трудности, ибо знают, что без них читательский интерес быстро испаряется.

Последнюю книгу цикла всё же прочитаю, хоть и подозреваю, что внятного финала ждать не стоит. Ибо при таком размахе остановиться на трёх книгах красиво не получится.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Николай Горькавый «Курьер-619»

lammik, 20 июля 10:27

Если автор хотел напомнить читателям об астероидной угрозе (ну и слегка уесть Сергея Попова), то это ему более чем удалось. Создать ещё одну увлекательную книгу для подростков тоже получилось, ибо читается отлично, несмотря на хмыканья по ходу от космических пиратов в спартаковских цветах, сомнительной системы каст или же разговоров подростков (этакой смеси патетики и научной популяризации). По сути перед нами ещё одна «научная сказка», немного наивная, аж с тремя альтернативными финалами, один из которых чрезмерно слащав, зато с Путиным, Шойгу и Обамой. Ну из какой ещё книги можно узнать о механизме образования псевдокристаллов или же об эльфах и джетах в земной атмосфере? И всё это на фоне истории первой любви (даже двух) и спасения планеты от космической беды.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Дмитрий Старицкий «Фебус. Принц Вианы»

lammik, 19 июля 16:46

Сознание российского историка и музейного работника вместо того чтобы навеки потеряться в результате автокатастрофы успешно перекочёвывает в тело молодого принца из XV века. Принц силён, ловок и хорош собой. Музейщик здорово разбирается в истории, оружии и доспехах. Что ещё нужно, чтобы спутать все карты Дюма-отцу?

Сама идея отправить главного героя не в родные палестины, а во Францию уже хороша. А с учётом того, что речь о XV веке, она хороша вдвойне. Ибо до событий «трилогии Валуа» ещё добрая сотня лет, не говорю уже о приключениях знаменитого гасконца и его друзей. С исполнением всё далеко не так радужно. Сам главный герой ничуть не жалеет о нашем мире и тут же лезет обживаться в прошлом. Никаких знаний предыдущий обладатель тела после себя не оставил, одни рефлексы. Удобно, если рубиться на дуэли или скакать на лошади, но как быть с людьми? А никак! Никого особо не удивляет, что принц вдруг выучил несколько языков, освоил игру на лютне или время от времени вставляет в речь русские слова. Поразительно, но кандидат исторических наук оказался любителем откровенного петросянства. Одна из глав так и называется «Кожаная флейта», и речь там совсем не о музыке. Авторское чувство юмора проявляется по-видимому в подмигивании читателям Дюма и как ни странно Лазаря Лагина. Допустим, соблазняет наш историк наследницу замка Меридор, а капитана сарацинского корабля зовут Хасан Абдурахман ибн Хаттаби. Ну и нельзя не сказать, что добрую половину книги составляют разъяснения касательно доспехов, одежды, оружия, архитектуры, феодальной иерархии, лошадиных пород и много чего ещё. Я такие вещи воспринимаю спокойно или даже с интересом, но перед чтением будьте к тому готовы.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Врата Абаддона»

lammik, 16 июля 17:01

Донельзя сериальный цикл получается. Сюжет неизменен. Помимо своей воли экипаж «Росинанта» оказывается в центре событий масштаба всей Солнечной системы, затем много людей гибнет разнообразными способами. В конце концов уже в самом финале забрезжит луч надежды на изменение судьбы человечества в лучшую сторону, на ненапрасность всех жертв. Вот только читатель ждёт от авторского тандема совсем другого, потому и будут гибнуть безымянные персонажи миллионами, второстепенные единицами, и только Джеймс Холден со своим экипажем останется тем инвариантом, что пройдёт сквозь все катастрофы. Хотя по части собственно боевика во «Вратах» всё же случился перебор, но это не помешало крупным скачком продвинуться глобальному сюжету.

Читать мешают несколько моментов. Во-первых, абсолютно не верится в футурологию от «Джеймса Кори» — ни в тридцать миллиардов душ на Земле, ни в заселение всех астероидов в таких вот масштабах, ни даже в воинственных марсиан (понятно, что Марс — бог войны, но почему бы тогда и Венеру не заселить особо любвеобильными жителями?). Во-вторых, несообразности в тексте типа «мистера Гутмансдоттира», Аннушки Воловодовой и «неполных двух а.е.» от Венеры до орбиты Урана. В-третьих, эта самая Аннушка — пастор московских методистов и о совместительству любительница женщин кажется нарочитой уступкой «повесточке». Ну и в четвёртых, идея засунуть в космические корабли «поэтов, артистов, священников» и отправить их к загадочному и потенциально опасному объекту кажется уж слишком эксцентричной даже для жителей XXIII столетия. Всё равно что в наше время отправить к инопланетному артефакту на Памире Дмитрия Быкова, Филиппа Киркорова и Моргенштерна с кучей священников разных конфессий. Боюсь, тогда у человечества шансов на выживание просто не будет.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Питер Уоттс «Отчаянная»

lammik, 12 июля 11:24

Во-первых, это красиво идейно! Сандэй Азмундин выбирает давно предопределённый путь, а читатель получает возможность оторваться от сиюминутного, повседневного и задуматься о сложном. Так ли истинна та свобода, которой мы так дорожим, или же все наши решения определены в рамках конфигурации мозга, унаследованной от предков? И в таком разрезе идея прыжка в фотосферу Солнца уж и не кажется дурацкой. Что это как не возможность подняться над миллиардами лет эволюции и прикоснуться к источнику, породившему самую жизнь на планете? Большое видится на расстоянии...

Во-вторых, это красиво литературно! Описание погружения в фотосферу — это едва ли не самый поэтический текст в фантастике, которого никак не ожидаешь от суховатого Уоттса.

Отличный старт самой ожидаемой книги года.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Илья Ильф, Евгений Петров «Светлая личность»

lammik, 5 июля 10:20

Городской сумасшедший, а по совместительству изобретатель-рационализатор, Бабский придумал «Веснулин» — средство по выведению веснушек. Как на грех чудо-средство в кармане у Бабского не удержалось, и им завладел скромный городской Клерк Филюрин. А так как «Веснулин» выглядел обычным куском голубого мыла, то Егор Карлович и отправился с ним прямо в местную баню. Из бани он вышел совершенно другим человеком...

Конечно, это не история о советском человеке-невидимке. Повесть скорее напоминает знаменитую пьесу Гоголя о том, как некое событие взрывает сонную, переполненную кумовством и взяточничеством, жизнь небольшого провинциального города. И ничто в нем уже не будет прежним.

Понятно, что «Светлая личность» заметно уступает «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку». Юмора здесь гораздо меньше, чем сатиры. Хотя история с памятником Тимирязеву преизрядно рассмешила. Но для получения представления о фантастике в творчестве Ильфа с Петровым прочитать повесть однозначно стоит.

После появления Прозрачного в городе Пищеславе была изжита вся и всяческая преступность, ибо никто из лихоимцев не мог быть уверен, что где-то рядом с ним не стоит Прозрачный и не фиксирует события криминального толка, чтобы доложить куда следует. Только вот в наше время преступность никуда не делась, хотя мы сами, и законопослушные граждане и не очень, приносим в свои дома таких вот «прозрачных», приобретая их на собственные и заемные средства. Вот и сейчас я пишу этот отзыв на ноутбуке, а передо мной на столе лежат два телефона и планшет. Впрочем, писать отзывы пока что не возбраняется.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Двигатель»

lammik, 2 июля 09:28

Идея оживить мир «Пространства» рассказами, открывающими важнейшие для понимания цикла события, отличная. И показать изобретение двигателя Эпштейна, добавив политических трений между Землёй и Марсом, а также историю любви, тоже стоило. Вопрос в том как это сделано. Не буду тянуть с ответом — довольно глупо получилось. Вместо того, чтобы испытывать новейший двигатель в автоматическом режиме (напоминаю, Марс заселён, ничего не стоит написать программу для бортового компьютера) или хотя бы вставить в схему испытаний реле, срабатывающее по предельному ускорению, Соломон Эпштейн врубает свой двигатель и уносится в Пространство.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Которое его обнимает.

Да и сама ситуация, когда некий инженер в одиночку изобретает и строит новый двигатель, представляется невероятной. После такого на «линию Лагранжа» и трёхсотграммовую руку уже не станешь обращать внимания.

Выводы. В угоду мелодраме соавторы цинично казнили достоверность. Не стоит начинать знакомство с циклом с «Двигателя».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Война Калибана»

lammik, 1 июля 11:50

Вторая книга цикла понравилась больше первой. Здесь чётче выстроен сюжет, несмотря на то, что основных персонажей прибавилось. Но новички пришлись ко двору и, пожалуй, будут поинтереснее Холдена. За каждым стоит своя история. Интриг, отцовства, военной службы... Детектив Миллер по понятным причинам из сюжета выбыл. Хотя эпилог романа сюжетным крючком врезается в ткань читательского интереса, взрывая любопытство, что же там на далёкой Венере, чёрт побери, происходит.

Единственное, что можно и стоит вменить в вину второму роману цикла — это сюжетные кальки с романа первого. Ужасная корпорация, что не остановится ни перед чем, лишь бы скрыть свои отвратительные опыты с протомолекулой, пропавший человек, которого надо найти героям, опять кого-то убьют во имя высшей справедливости.

Увлекательная книга, которой вредит нарочитая сериальность. Тот случай, когда по части сложно судить о целом. И наоборот, от финала цикла может полностью измениться отношение к предшествующим книгам. Ибо интригу закручивают, а что там впереди — бум или пшик, пока совсем не ясно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Евгений Щепетнов «1970»

lammik, 20 июня 10:39

Я довольно много прочитал книг про «попаданцев». Не все из них были людьми приятными или хотя бы интересными. Но герой книги Евгения Щепетнова переплюнул любого из них. Он просто отвратителен! Во-первых, Михаил Карпов умудряется ненавидеть буквально всех — от мотоциклистов до старушек у подъезда. Во-вторых, людей с настолько раздутым эго стоит изолировать от окружающих в их же, этих людей, интересах. В-третьих, он жесток до психопатии, целеустремлённо применяя свою силу несоразмерно. И если Михаил Карпов действительно является alter ego Евгения Щепетнова (а многое в тексте на это прямо указывает), то тому стоит обратиться к коллегам Зинаиды Мокеевой, пока чего не вышло.

На фоне такого главного героя перестаёшь обращать внимание на сказочные повороты сюжета. К примеру, милиция после побега рецидивистов не начинает контролировать места их возможного появления и защищать свидетелей по делу, психиатр из провинции имеет мощные связи в московских издательствах, а с товарищем Карповым главный редактор одного из них подписывает договор сразу на десять книг после признания его «советским Толкиеном».

Ну и последнее, о чём хочу сказать, это донельзя вульгарный стиль повествования. Все эти «чугунные зады», «мокрые трусики» и «нытьё в паху» раздражают неимоверно. Полагаю, в советское время, что у Щепетнова, что у Карпова, не было бы ни одного шанса напечататься вообще, не то что в «Детлите».

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Пробуждение Левиафана»

lammik, 19 июня 07:11

Скажу сразу — сериал не смотрел. А вот книга оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны — жанровая мешанина. Тут и детектив, и зомби-хоррор, и политические интриги, и космические бои, и немного научной фантастики (по крайней мере силу Кориолиса припоминают постоянно). С другой — весь этот салат аккуратно нашинкован и перемешан, усваивается хорошо.

Главных героев двое. Капитан поневоле Джеймс Холден, праведность которого порой сложно отличить от глупости и безответственности. И пьющий детектив Миллер, который делает, что должно — очередное воплощение образа, что не раз встречался в нуарных детективах. И вот эта пара в меру сил и возможностей спасает жизнь на Земле от давней угрозы из-за пределов Системы.

Не могу не упомянуть авторскую идею раскручивать астероиды, чтобы в них могли жить несчастные астеры. Не поленился и посчитал частоту вращения Эроса, необходимую для того, чтобы получить 0,3g ближе к поверхности при условии, что в качестве оси вращения выбрана длинная ось астероида. Получилось 0,8 оборота в минуту. Очень сомневаюсь, что астероид такое издевательство пережил. А ведь внутри него должны жить люди и как-то причаливать корабли.

Неприятно поразил перевод, где перепутаны ударная волна и электромагнитный импульс, стеганография и стенография, ускорение и скорость. Хотя последнее, возможно, авторский косяк. Так прям и пишут. « — Какая скорость у Эроса? — Четыре g!»

В целом, о прочтении не жалею. Изящный финал многое искупил. Продолжение, ну как минимум одно, прочитаю. Пусть лихорадочного желания тут же к нему кинуться и не возникло.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Валерий Большаков «Целитель. Новый путь»

lammik, 12 июня 11:16

Сначала о плюсах. Во-первых, Валерий Большаков прислушался к гласу народа и отрезал сверхспособности у «попаданца». И сам этот факт пошёл сюжету на пользу. Ибо за неуязвимого персонажа переживать едва ли возможно. Но плохо то, что ни наличие этих самых способностей ни их потерю Валерий Большаков так и не потрудился внятно объяснить. Отсюда не покидающее ощущение авторского произвола. Во-вторых, дорожки «Целителя» и «Квинта Лициния», похоже, окончательно разошлись. В-третьих, к сюжету добавилось линий, но автор ими довольно ловко жонглирует.

Теперь к минусам. Во-первых, от самой книги впечатление примерно как от второй — мало чего происходит, сюжет можно пересказать в нескольких предложениях. Во-вторых, личная жизнь Миши Гарина зачастую перекрывает всё остальное. Немало удивило появление в тексте артиста-мерзавца Олега, что прямо в павильоне «Мосфильма» удовлетворял свою низменную страсть со школьницей. Вышло грубовато и механистично, хотя задумывалось, видимо, как глубокая драма. В-третьих, не понравились пара маловероятных моментов. Это появление предателя как чёртика из табакерки в группе «Ностромо». Там вся группа меньше десяти человек, все на виду. Да и непонятно как он из Первомайска связывался с куратором. Ну и для равновесия, видимо, предательство в рядах американских коллег комитетчиков, там ведь тоже не идиоты сидят.

Резюмируя, хочу сказать, что самой удачной из цикла пока является первая книга. Остальные, в том числе и «Новый путь», подозреваю, губят сроки производства. При этом очень хочется уже прочитать завершение «Целителя» — бодрое, логичное и обнадёживающее. В этом случае Валерий Большаков сумеет сразу обойти как Королюка, так и остальных авторов «попаданческих» эпопей.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Захар Прилепин «Летучие бурлаки»

lammik, 11 июня 12:13

Как же быстро летит время! Сборник статей и эссе «Летучие бурлаки» выпущен в 2014 году, но большая их часть написана задолго до эпохи «крымского консенсуса», которая враз разделила историю страны на до и после, окончательно заставила определиться всех и каждого, в том числе и «мастеров культуры», многие из которых смогли удивить — приятно или нет. Захар Прилепин остался верен себе, но мир изменился, буквально перевернувшись. И теперь те самые «эволюционисты», упоминаемые в сборнике, не хотят никакой спокойной эволюции. Иронично, но они оказались обитателями эволюционного тупика.

Что же до не утративших актуальности авторских рассуждений, то весьма пользительно почитать авторские рассуждения о семье, мужской и женской дружбе, долге перед Родиной и предками, литературном творчестве как неиссякаемой потребности («Достоевский круче чем нефть» можно смело рекомендовать к прочтению всем посетителям Фантлаба. Ведь если вы здесь, то созвучие авторских мыслям вашим будет обеспечено).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога»

lammik, 6 июня 19:55

Тибетские монахи ставят на службу последние достижения вычислительной техники с целью вычисления всех имён Бога. Изящный рассказ о смысле жизни, всеобщем, так сказать. Здесь есть возможность поспорить о том, чего хотел автор. Но, казалось бы, Кларк — атеист и жизнелюб, я — тоже. Так почему же в конце рассказа я почувствовал облегчение, как в конце долгого пути? А потому что наступила Определённость, достигнута Цель, и появились ответы на Вопросы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Парус одинокий»

lammik, 6 июня 09:14

1906 год. Эраст Петрович Фандорин всё-таки завладел испанским золотом с затонувшего галеона и теперь может позволить себе жизнь-праздник в объятиях парижской куртизанки. Вот только вредная привычка читать российские газеты заставила Фандорина бросить весёлый Париж и отправиться в российскую глубинку — убита игуменья Феврония, которую Эраст Петрович знал и любил как Ангелину Крашенинникову...

Акунин верен себе. Опять как в «Алтын-толобасе» и в «Ореховом Будде» путешествие из Европы в Россию становится прыжком из настоящего в прошлое. И фонари здесь не те, и народ, да и всё остальное тоже. Неизменно и ужасно. Заволжская губерния без Митрофания и Пелагии окончательно захирела и официально стала тюремно-каторжной провинцией. Надо ли говорить, что для Акунина Заволжская губерния олицетворяет всю внестоличную Россию.

Ещё мне не нравится манера писателя умерщвлять всех второстепенных персонажей, даже тех, про которых читатель успевает забыть. никто не теряется, все идут в жертву сюжету. Однако за образ настоящей русской святой Ангелины-Февронии многое хочется простить автору. И сомнительную детективную линию, и кунсткамеру персонажей, и японские кунштюки Фандорина, делающие последнего настоящим сверхчеловеком.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Сергей Лукьяненко «Предел»

lammik, 31 мая 14:11

Во-первых, хочу сказать, что за два года, прошедших со времени прочтения первой книги, её сюжет основательно подзабылся. Но по мере чтения всё пришло в норму, благо три сюжетных линии первого романа довольно быстро слились в одну-единственную, которая довольно резво рванула к финалу.

Во-вторых, никакой «твёрдой научной фантастики» здесь нет и в помине. Типичная космоопера, но зато без очевидных технических ляпов, за что большое спасибо. Люди-кошки, люди-пони, здоровые кроты, некто с червём-симбионтом во лбу и Ракс — всегда Ракс. Вся эта орава не слишком отличается друг от друга, ну иногда что-то такое проскальзывает, но не более того. Зато есть космические зомби (требование американского издателя?) и межвидовой секс (требование издателя японского?). С одной стороны тайна Ракс раскрыта, с другой — появилась новая, ещё более таинственная.

Космические бои, десантирование на планету, бунт корабельного искина (привет Артуру Кларку), ещё привет Айзеку Азимову (в чём состоит писать нельзя), а если бы вовремя и в нужном месте убили Джорджа Харрисона, то всё у нас было бы хорошо. Теперь вот не будет.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Захар Прилепин «Письмо товарищу Сталину»

lammik, 28 мая 07:32

В своё время появление «Письма товарищу Сталину» произвело эффект сравнимый с воскрешением самого Сталина прямо посреди Красной площади, как положено — во френче, с трубкой и с усами. Принимаемый до того в «лучших домах» Захар Прилепин, наделённый премиями, колонкой в глянце и приглашениями на все тусовки, вдруг резко стал осуждаем либеральной общественностью, а для Дмитрия Быкова так вообще «умер». Что же такого ужасного в этом «Письме»? Неужели же желание раскрутить с новой силой «маховик репрессий», вернуть страну в 37-ой год? Да ничего подобного. Прилепин огласил то, что и так многим понятно — в России есть люди, для которых Сталин не умерший много лет назад руководитель страны, а средство для манипуляции сознанием сограждан здесь и сейчас. И в этом своём желании от тех, кто присвоил себе право называться либералами не отстают российские власти. Бесконечные сериалы по федеральным каналам про «кровавую гэбню» шли едва ли не чаще слезливых историй о том как талантливая провинциалка уехала в Москву, влюбилась, и сколько же горя ей, бедной, пришлось перенести на своих хрупких плечах. Не Колыма — родина нашего страха, а Останкинский телецентр. И когда молодёжь слезла с «телеиглы», борьбу со Сталиным тут же перенесли на Youtube, и вот уже популярные блогеры выстраивают цепочку «Сталин=Гитлер» следовательно «коммунисты=нацисты» следовательно «русские должны платить и каяться». Я верю в нашу молодёжь, знаю, что они обязательно разберутся во всём. Но очень важно не упустить время. Жалею, что в 80-е в Советском Союзе не оказалось своего Захара Прилепина, который способен прекрасным русским языком, чётко и взвешенно, отстаивать те ценности, на которых испокон веку стояла наша страна и люди, её построившие.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Артур Кларк «2010: Одиссея Два»

lammik, 26 мая 10:08

«2010: Одиссея Два» — отличный фантастический роман. Но не шедевр на все времена в отличие от первой книги. И дело даже не в том, что он не является её прямым продолжением (помимо несоответствия положения ЛМА-2 изменился и порядок событий на борту «Дискавери»). Во второй «Одиссее» стало куда как больше персонажей с бурлящей личной жизнью, а это последнее, что нужно в книге о поиске разгадки инопланетной тайны. Главное, что подвело автора здесь — это вскрытие modus operandi «монолитчиков». Из непознаваемых и всемогущих сущностей они вдруг стали галактическими фермерами, выращивающими на своих звёздных грядках разумные цивилизации. Но ни слова не сказано о конечной цели такого вот хозяйствования. И если уж земляне в конце XX века смогли создать настоящий Разум в виде ЭАЛа, то что стоит «монолитчикам» порождать таких миллионами в секунду, попутно создавая для них планеты и даже звёзды?

При чтении «Конца детства» или первой «Одиссеи» в голове рождается вопрос: «Да человек ли вообще всё это придумал?». Здесь же всё предельно понятно — человек, хоть и очень талантливый (но и это становится ясно уже ближе к финалу).

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Артур Кларк «2001: Космическая одиссея»

lammik, 24 мая 09:04

Удивительное дело — фильм Кубрика куда известнее романа Кларка. Кинокартина прочно вошла в масс-культуру, эпизод со взбесившемся компьютером-убийцей бесчисленное множество раз пародировался либо так или иначе упоминался. Но рискну утверждать, что роман Кларка и глубже и цельнее и, главное, гораздо лучше сбалансирован. Ибо тут чётко проговорены три основных темы — вмешательство «монолитчиков» в ход эволюции человека, бунт компьютера (важно, что объяснены причины, причём так, что ЭАЛа становится даже жалко) и, наконец, «конец детства» Дэйва Боумена. Отдельно хочется упомянуть грандиозные описания красот космоса — вид на Землю с Луны, систему Сатурна, Центр Галактики.

Великий, неустаревающий роман, в полной мере отражающий масштаб мышления Артура Кларка. Один из тех, прочитав которые, раз и навсегда влюбляешься в научную фантастику. А фильм всё же стоит переснять на новом техническом уровне и обязательно с Сатурном и Япетом. Ну и с новой датой в названии, что поделать...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Владимир Михайлов «Ручей на Япете»

lammik, 19 мая 10:23

Из Дальнего космоса возвращаются герои. Космический корабль «Ладога» с экипажем из двух человек должен подготовить торжественную встречу «Синей птицы» на Япете...

Потрясающе точный в психологии персонажей и в описании ситуации, при том ничуть не устаревший рассказ. Познавший изнутри «космическую кухню» пилот Брег, который понимает, что любой полёт может стать последним, ибо и в Солнечной системе бывает всякое и высокомерный, раздражающий по ходу чтения репортёр Сивер, который, хочется верить, получил важный урок, что не забудется в дальнейшем.

Остаётся только надеяться, что когда люди отправятся к звёздам, изменятся не только технологии, но и они сами. Собственно, советская фантастика в своих лучших проявлениях именно об этом.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»

lammik, 15 мая 09:49

Что нужно, чтобы получить «Хьюго» и «Локус» за фанфик? Если коротко, то нужно быть Нилом Гейманом. А если поподробнее, то нужно любить и глубоко знать творчество предшественников, обладать масштабной литературной эрудицией и огромным талантом. Т.е. как раз и быть Нилом Гейманом.

Любые подробности будут преступлением перед людьми, имеющими привычку читать отзывы перед произведением. Поэтому напишу лишь, что любителям Викторианской эпохи вообще и в частности «Шерлокианы», особенно тем из них, кто неплохо помнит «Этюд в багровых тонах», гарантировано тонкое интеллектуальное удовольствие. Читать не спеша, смаковать.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Лори Кинг «Ученица Холмса»

lammik, 14 мая 13:18

Пятнадцатилетняя сирота Мэри Рассел проживала со своей тёткой в Суссексе, та постоянно гнобила девочку, кормила впроголодь и проявляла вербальную агрессию. Вопреки стараниям тётки Мэри выросла настоящей феминисткой с твёрдой убеждённостью, что женщины мыслят лучше и лучше вообще. Вот так однажды, прогуливаясь по холмам Суссекса с томиком Вергилия, Мэри наткнулась на пожилого джентльмена, который помечал краской пчёл. В пчёлах Мэри была ни в зуб ногой, но тут же выдала профессиональный пчеловодческий совет:«Мне кажется, что для нового улья вам лучше выбрать пчел с синими отметинами. Те, которых вы пометили только красными, похоже, из сада мистера Уорнера, синие же живут намного дальше и, скорее всего, они дикие.» Я вот ни разу не пчеловод и даже не ученик пчеловода, но и то понимаю, что это полная чушь. Однако пожилой джентльмен, а это, как вы уже догадались, и был (Кто сказал «Дамблдор»?) Шерлок Холмс, вместо того, чтобы вежливо ответить «Иди, девочка, куда шла», резко пришёл в изумление и так с отвисшей челюстью и провёл несколько секунд. Тут я уж было продумал, что старческая деменция оказалась беспощадна к величайшему уму. Но нет, автор имела в виду вовсе не это. В дальнейшем Холмс пришёл в необычайное для себя возбуждение, пригласил Мэри в дом, напоил медовухой, накормил и... не подумайте дурного...взял в ученицы.

Все «Свободные продолжения» историй про Холмса в первую очередь анализируешь на предмет соответствия образа великого сыщика каноническому. В «Ученице пчеловода» Холмс то теряет челюсть (метафорически, но всё же), то грызёт ноготь пальца в волнении и так далее. Нет, такой Холмс нам не нужен! То ли дело сама Мэри. Недаром же Холмс воспринимает её как нечто бесполое поначалу. Мэри Рассел скачет по деревьям, калечит преступников камнями, влезает на третий этаж по плющу и ломает ноги германскому шпиону. И только через три года знакомства Холмс проявил свою знаменитую наблюдательность и заметил что у Мэри что-то там округлилось не в меру, а посему «стал обходить холмы» (да, это цитата). В книге присутствуют Конан Дойл и Уотсон одновременно, как этот факт укладывается в голову мадам Кинг понять совершенно невозможно. Более того, время от времени Холмс позволяет себе замечания на тему:«Мол Уотсон был больше для мебели, ты же Рассел — настоящий кремень и великий ум!»

Теперь собственно о детективных загадках. Первым делом тандема стало таинственное происшествие с соседом. Тот время от времени впадал в лихорадку, и медицина тут была бессильна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Холмс посетил больного, тут же прозрел, что того отравили, но время от времени дают противоядие. Сырьё для яда добывается из коры некоего дерева, произрастающего в единственной бухте в Новой Гвинее, а сырьё для противоядия — из моллюска, обитающего в той же бухте. Реализм на высоте, короче! Ну и да, злодей-дворецкий!

Единственным светлым пятном романа является неплохой литературный слог автора. Впрочем, этот момент с лихвой компенсируется пространными описаниями нарядов Мэри.

Резюмируя, хочу сказать, что дочитать этот женский роман я оказался не в силах, хоть и честно старался. Но на моменте когда на Холмса и близких ему людей начали охотиться какие-то бешеные бомбисты, окончательно сдался. Пусть уж лучше оценка сего произведения на сайте Фантлаба будет откровенно завышена, чем я буду продолжать себя мучить всем этим балаганом.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Алексей Иванов «Земля-сортировочная»

lammik, 12 мая 19:55

Один из сильнейших русских писателей современности Алексей Иванов написал повесть «Земля-сортировочная» в 22 года. Собственно двумя этими фактами в отзыве можно было и ограничиться. Талант уже чувствуется (меткая ирония, запоминающиеся образы, лёгкий юмор), но навыков ещё не хватает (некоторая сумбурность сюжета от начала и до конца, ну и по определению пародия всегда вторична). Насколько я понимаю, в начале творческого пути Иванов нарвался на не слишком тёплый приём старших товарищей. А так глядишь, в России было бы на одного талантливого фантаста больше. Впрочем «лябители элитарнава четения с глыбоким потексом» только в выигрыше.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Артур Кларк «Свидание с Рамой»

lammik, 12 мая 15:36

В пределы Солнечной системы извне влетает нечто грандиозное, что однозначно определяется как корабль пришельцев. И вот на свидание с Рамой (так назвали объект) отправляется космический корабль «Индевор». Едва ли можно придумать более захватывающую завязку для фантастического романа. Недаром же после Кларка её повторяли многие и многие вплоть до Питера Уоттса. И в заслугу одному из гениев фантастики нужно поставить то, что многие ставят в упрёк. Артур Кларк не стал уводить сюжет в сторону космической оперы, делая из раман людей, только необычного облика. Бесконечно чуждые, абсолютно загадочные и высокомерно не замечающие людские копошения. Бывали в фантастике и куда более непостижимые пришельцы, взять того же Уоттса, но и тот писал свою «Ложную слепоту» с явной оглядкой на «Раму».

Ругаемые многими технические детали, лично мне добавляют достоверности. Ну а суховатый стиль изложения и отсутствие мелодрамы ничуть не мешают переживать за судьбу застрявшего на берегу Центрального моря Джимми Пака, сполна познавшего космическое одиночество Бориса Родриго или спешащего покинуть Раму капитана Нортона.

Продолжения читать желания, по крайней мере пока, не возникло. Ведь именно оставление простора для читательских идей и фантазии я считаю огромным плюсом книги.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Константин Костинов «Сектант»

lammik, 8 мая 20:59

Офисный служащий, поклонник жанра фэнтези Сергей Вышинский, он же любитель исторической реконструкции Вышата, оказавшись в деревенском музее, не придумал ничего лучше, чем спереть оттуда артефакт явно древнего вида — медную пластину с отпечатком ладони на каждой из сторон. Кривая криминальная дорожка тут же привела Сергея в 1925 год, а это не то время, в которое стоит попадать человеку с единственным развитым навыком — боем на мечах...

Прочитав «Джип, ноутбук, прошлое», я уж было поставил для себя крест на творчестве Константина Костинова, но вдохновившись фантлабовскими отзывами, всё же решил дать автору второй шанс и не пожалел. «Сектант» — редкий для «попаданческого» чтива роман с мыслью. И хоть в нём хватает обязательной программы для «нашего человека в прошлом» — перестрелки, любовь, зарабатывание репутации и денег (и всё это довольно увлекательно и с неожиданными поворотами сюжета), главной в книге является мысль о том, что мифологизация истории давно и основательно подменила её изучение. А у большинства людей знания о 20-30-40-х годах почерпнуты не из учебников, а из сериалов про «кровавую гэбню» и из рассказов мифотворцев о том, почему мы «не пьём «Баварское». Так что книга среди всего прочего ещё и полезна тем, что хоть кого-то заставит задуматься, что уже не мало.

Два момента всё же заставили поморщиться. Во-первых, главный герой уж слишком нарочито не знает истории. Большевики у него свергли царя, Сталин сразу же после смерти Ленина встал у руля страны и развязал кровавые репрессии и всё в том же духе. Во-вторых, Сергей Вышинский оказался наделён выдающимися организаторскими способностями от природы, но вот в наше время никак не смог их проявить. Так просто не бывает. Вот будь у него дар трубочиста, тогда легко поверить, что узнать о нём и реализоваться он смог только в 1920-х.

Тем, кто не брезгует книгами о «попаданцах», читать обязательно. Ну а остальным стоит обратиться к учебнику истории. Время действительно было интересное.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Эдгар Аллан По «Золотой жук»

lammik, 3 мая 11:24

Знаю, что «Золотой жук» — неувядающая классика приключенческого рассказа, и по-хорошему прочитать его нужно ещё в детстве, когда глаза мгновенно загораются от слов «клад», «сокровища» и «пираты». Но так уж вышло, что познакомился я с этим рассказом только сейчас. И для меня он выглядит как размышление о соотношении удачи и труда в любом деле. Ведь Леграну повезло как минимум дважды — возникла необходимость во что-то завернуть жука, а затем пергамент поднесли к огню. А вот дальше в дело вступил упорный труд с применением как умственных способностей по разгадке шифра, так и организации всего процесса. Но финальной, а значит и основной вехой рассказа оказалась не удача и даже не движение мысли, а способность не сдаться, когда, казалось бы. всё уже потеряно, и все труды пошли прахом. И именно эти упорство и вера в себя в первую очередь и вознаграждаются судьбой.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Энтони Горовиц «Это слово - Убийство»

lammik, 2 мая 17:02

Состоятельная пожилая дама Дайана Каупер приходит в похоронное агентство, чтобы обговорить детали своего погребения. И уже через шесть часов её жестоко убивают в собственном особняке. Для помощи в расследовании лондонская полиция обращается к консультанту Даниэлу Готорну, бывшему полицейскому, которого уволили со службы после скандала со скинутым с лестницы педофилом. Примерно так же как и к педофилам Готорн относится к остальным любителям альтернативных сексуальных практик, о чём не стесняется сообщать тем при встрече. Однако дело своё знает на отлично, потому и участвует в расследованиях как привлечённый эксперт. С Энтони Горовицем, сценаристом и писателем, Готорн познакомился на съёмках одного из телесериалов. А после убийства миссис Каупер решил предложить известному писателю сотрудничество по схеме «Готорн находит убийцу, Горовиц пишет об этом книгу, прибыль — пополам». Так Энтони Горовиц стал участником настоящего расследования убийства...

Во-первых, я бы не стал называть Готорна современным Холмсом. Да, он тоже наблюдателен и умеет делать правильные выводы из своих наблюдений, но в целом его бесцеремонная циничность заставляет вспоминать героев Хэммета или Чандлера. Одной из самых запоминающихся сцен книги является встреча Горовица в каком-то пафосном лондонском отеле с Питером Джексоном и Стивеном Спилбергом для обсуждения сценария второго «Тинтина». В номер неожиданно вторгся Готорн, не узнал Спилберга, Джексона узнал, но сказал, что большей глупости, чем говорящие деревья, придумать сложно, и утащил Горовица на похороны миссис Каупер. В итоге второй «Тинтин» так и не был снят, как вы знаете. Собственно трюк с помещением настоящего себя в центр сюжета собственной книги составляет немалую часть очарования последней.

Во-вторых, хоть события романа и происходят по классической схеме с выделением круга подозреваемых, поиском улик, отбрасыванием версий, опросами свидетелей, подано это всё динамично и очень современно. Скучать не приходится, а самостоятельно вычислить убийцу мне так и не удалось, хотя все необходимые ключи автор по тексту и раскидал. Но понятно это становится уже post factum.

Ну и отдельно хочу сказать, что наличие «нормального» убийцы с «нормальными» мотивами добавляет книге вистов. А то сейчас, зачастую, детективы сводятся к поиску маньяка, который убивает исключительно в силу того факта, что он маньяк.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кэрол Нельсон Дуглас «Доброй ночи, мистер Холмс!»

lammik, 29 апреля 21:55

Понимаю, что фанфики или по-фантлабовски более почтительно «свободные продолжения» по определению инвалиды от литературы. Но, в очередной раз почувствовав «нехватку Холмса» в организме, ничего не могу с собой поделать и ищу чего-нибудь этакого.

Насторожиться следовало ещё с «Пролога», в котором Холмс с несвойственной для него многословностью произносит перед Уотсоном речь о необходимости женского равноправия. В дальнейшем Холмс с Уотсоном на страницах романа практически не появляются. А всё действие крутится вокруг Ирен Адлер и её компаньонки Пенелопы Хаксли, взявшей на себя труд доктора Уотсона. На страницах мелькают как герои Конан Дойла (в день знакомства будущих подруг до дома подвозит не кто иной, как Джефферсон Хоуп), так и исторические персонажи (Оскар Уайльд, Антонин Дворжак, Брэм Стокер).

Сразу предупрежу, что хоть книга и вышла в серии «Великие сыщики», никакого детектива в общепринятом смысле она не содержит. Нет, какие-то загадки имеются, но выглядят они абсолютно надуманными, а решения их от начала и до конца случайными и нелепыми. Перед нами скорее исторический роман, фальшиво поющий гимн феминизму (ибо Ирен Адлер от Нельсон Дуглас в сравнении с Шерлоком Холмсом от Конан Дойла, это всё равно что плотник супротив столяра), с персонажами, в которых не веришь, и с многочисленными фразами типа «она освобождала руку палец за пальцем от объятий бежевой перчатки».

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Анатолий Дроздов «Штуцер и тесак»

lammik, 23 апреля 09:07

Платон Руцкий получился весьма и весьма каноничным «попаданцем», без этих вот модных сверхсил. Впрочем, их отсутствие с лихвой компенсируется повышенной удачливостью. Трижды(!!!) по ходу цикла, когда герой и его славное воинство вот-вот должны были отправиться на небеса, внезапно из ниоткуда появлялся тот или иной казачий отряд, и все спасённые дружно начинали благодарить судьбу. Платон Сергеевич не только воевавл, но и массировал шеи, удалял мозоли, «изобретал» пули и «писал» слова и музыку песен. Все окружающие рано или поздно приходили в гарантированный восторг. Стоит ли удивляться, что кампания для могилёвского фельдшера закончилась генеральским чином, графским титулом и женитьбой на умнице и красавице с хорошими приданым?

Отдельно хочу упомянуть о странных замечаниях автора относительно Петра Багратиона. То род князя назван захудалым (во второй книге), то утверждается, что в Грузии таких князей каждый второй (в третьей). Тогда как Багратионы мало того, что царский грузинский род, так их родословную историки возводят к армянским Багратидам, известным с I века до нашей эры.

Тем не менее, из прочитанного мной у Анатолия Дроздова «Штуцер и тесак» можно однозначно отнести к лучшему наряду с «Реваншистом». Ибо атмосфера того времени (ну или сложившийся к настоящему миф о ней) передана с талантливой достоверностью, а финал хоть и выглядит невнятным, но добр и оптимистичен.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Анатолий Дроздов «Кровь на эполетах»

lammik, 22 апреля 18:09

Воистину любой фельдшер из будущего, попав в 1812-ый, просто обязан стать всепроникающим бессмертным Терминатором. Вот и Платон Сергеевич Руцкий не опозорил гордого звания младшего медработника из Белоруссии. Руцкий не просто принял участие в важнейших битвах той войны, но лично научил Виллие медицине, Багратиона — тактике, Кутузова — стратегии, Нессельроде — дипломатии, а Александра I — управлению империей. И не слушайте тех, кто пишет, что цикл не про прогрессорство, а про выживание на войне.

Не удивлён, что Анатолий Дроздов цикл резко свернул. Ибо дальше только выход в открытый космос без скафандра. Финалы автору традиционно не удаются. Хоть сюжетные линии и сводятся с профессиональной ловкостью, но покрывающая всё патока не даёт воспринять происходящее иначе как сказку, у которой, как известно, свои законы.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Анатолий Дроздов «Пистоль и шпага»

lammik, 19 апреля 20:02

Бородинское сражение описывалось в русской литературе многократно — от Лермонтова с Толстым до Бориса Акунина. Анатолий Дроздов представил свою, альтернативную, но не очень, версию важнейшей битвы Отечественной войны. И, надо сказать, в грязь лицом не ударил. Масштабы чувствуются, нерв Истории ощутим. Но это пока канва сюжета задаётся реальными событиями. А вот дальше всё пошло гораздо хуже, началась самодеятельность. Такое ощущение, что формат написания книги, когда нужно выдавать на-гора главу за главой, сильно сказался на качестве. Вдохновение не приходит по расписанию. Отсюда и резкое провисание сюжета в середине книги. Соблазнение графини под гитару, удаление мозолей (вот не шучу) и расправа с наёмными убийцами написаны небрежно и сами по себе банальны и шаблонны. А ведь от Дроздова ждёшь гораздо большего, чем от прочих авторов «попаданческих» эпопей. Может — доказал. Однако дна «Пистоль и шпага» достигает уже ближе к финалу. Я даже и не знаю, что получилось вздорнее и неправдоподобнее —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
попадание героя в плен или же побег из него.

Ну и общую торопливость написания книги хорошо отражает тот факт, что «батюшка» нашего героя постоянно меняет фамилию. То он Друцкий-Озерский, то Друцкий-Озерецкий. Надеюсь, к печати на бумаге текст обретёт должную редактуру. И пусть слабости сюжета она не излечит, так хоть читать станет приятнее.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Анатолий Дроздов «Штуцер и тесак»

lammik, 18 апреля 12:00

Самым фантастическим в романе является даже не факт переноса простого могилёвского фельдшера на два с лишним столетия назад во времени, а личность этого самого фельдшера. Бывший спецназовец, свободно владеющий французским и немецким, притом разбирающийся в реалиях 1812 года не хуже не к ночи помянутого историка Соколова — даты сражений, полководцы, рода войск, оружие, амуниция, впору книги писать. Ну и по сложившейся традиции Платон Сергеевич Руцкий — сладкоголосый виртуоз игры на гитаре.

Везуч сей бравый фельдшер просто невероятно. Вместо скорой смерти в кустах получает дворянство, несколько раз чудом спасшись от преследования французской разведки (к тем попал любимый смартфон Руцкого с «Ватерлоо» Бондарчука, и изложенные там события однозначно пришлись не по нраву маршалу Даву).

Для своего поджанра книга удалась. В отличие от «Зауряд-врача», вмещая всё тот же набор условностей, «Штуцер» не содержит излишних сущностей типа исцеления наложением рук (всё в рамках знаний и умений обычного фельдшера) или же альтернативной версии нашего мира, в которой спотыкался сам автор. Все прогрессивные технологии, внедряемые «попаданцем», вполне вероятны для указанного времени (никакого изобретения лидокаина или внедрения пулемётов и танков). Платон Руцкий просто пытается выжить, по мере сил приближая победу русского оружия.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

lammik, 12 апреля 09:48

«Альфа Центавра знаешь? Тамошние мы» Знакомая с детства фраза заиграла новыми красками.

Если исключить фантастический антураж, то останется книга о предательстве. О том, как легко встать на этот путь и о невозможности с него сойти. О том, что даже умнейшие люди (особенно они!) склонны верить, что есть некто богоподобный, который только и ждёт возможности решить все их проблемы. А прозрение всегда приходит с большим опозданием.

Теперь немного мыслей обо всём остальном:

1.«Культурная революция» показана как нечто настолько иррациональное, что никаких инопланетян не надо.

2.Учёные не настолько впечатлительные люди, чтобы из-за серии, пусть и продолжительной, неудачных экспериментов отправляться на тот свет. Больше скажу — ничто так не подстёгивает любознательность как перспектива встречи с неведомым.

3. Система Трисоляриса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При том хаосе, что описан в романе, Трисолярис довольно быстро был бы выкинут из системы трёх звёзд, получив третью космическую скорость. К счастью, у реальной Альфы Центавра всё не так. При этом в книге были описаны как минимум три катастрофы, которые сделали бы планету стерильной. И как в таких условиях возрождалась не то что цивилизация, а жизнь вообще, абсолютно не ясно.

4.Трисолярианцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё же умение придумать действительно чуждых инопланетян дано не всем. Тут Лю Цысинь не справился однозначно.

5.Софоны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бесконечная энергия из вакуума переводит действие в разряд наукообразной сказки.

Если охарактеризовать роман одним словом, то это будет «свежо».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Александр Мазин «Варяг. Смерти нет»

lammik, 1 апреля 17:29

Духарев. Перезагрузка

Наша песня хороша, начинай сначала. Александр Мазин не дал успокоиться душе своего лучшего «попаданца», и отправил ту в тело младое, незнакомое в самое начало X века нашей эры. У решения этого есть плюсы и минусы. Из плюсов — герой помолодел (и теперь можно долго рассказывать про его приключения и подвиги, правда появился шанс встречи с самим собой в прежнем теле), долго вникать в обстановку не нужно, с реалиями мира Сергей хорошо знаком вплоть до языков и географии. Из минусов — времена Вещего Олега гораздо хуже описаны в летописях, сложно не сбиться на откровенную отсебятину. Парочку инвариантов из прошлого будущего автор оставил. В книге присутствуют Рёрех (человек тот же, функция другая) и Машег (человек другой, функция та же). Правила игры понятны и автору и читателям — никакой альтернативной истории, а следовательно и прогрессорства. Битвы, секс, обогащение, стремительный подъём по карьерной лестнице. Берсерки берсеркствуют, князья распоряжаются, варяги сражаются пеше, хузары стреляют с коней, печенеги разбойничают в степи. Духарев уникален, удачлив и незаменим, даже умудрился спасти Олега (нет, не змею раздавил). Едва ли кто-то начнёт читать Александра Мазина с этой книги, а остальные и без того знают чего им ждать, а чего — нет.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Пелагия и чёрный монах»

lammik, 30 марта 13:20

Умел, умел Борис Акунин в своё время создавать сообразные произведения, где увлекательный сюжет прекрасно уживался с авторскими размышлениями, на тему которых можно было спорить, но не было в них той тоски о несбыточном, что проявилась, постоянно усиливаясь, с возрастом. Ибо под обличием детектива (так уж получилось, что и в сюжете масса переодеваний, перевоплощений и вообще многое не то, чем кажется на первый взгляд) нашлось место филигранно разбросанным рефлексиям на тему смены парадигмы человеческого сознания — от религии к науке, мыслям о мужском и женском и об их гармонии в человеческом обществе. И тем мощнее выглядит Эпилог романа, раскрывающий тему воздаяния каждому по делам их.

Пройдя по кромке мистики, Борис Акунин сумел остаться на твёрдой почве реализма, следуя литературной традиции детектива, заложенной ещё Конан Дойлом. К сожалению, в третьей книге цикла повторить сей приём не удалось. Поэтому «Чёрный монах» — одна из сильнейших книг Акунина, а «Красный петух» — ровно наоборот.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Борис Акунин «Пелагия и белый бульдог»

lammik, 19 марта 07:59

Таинственный недоброжелатель начал истреблять белых бульдогов генеральши Татищевой. Но по счастью есть у той племянник Михаил, он же губернский архиерей Митрофаний, известный своей способностью зрить людские злокозненности. Вот только не все знают, что своей славой Митрофаний обязан скромной монахине Пелагии. Та отправляется в Дроздовку...

Повторное прочтение способно удивить, в чём я неоднократно убеждался. Если в первый раз я прочёл книгу как запутанный детектив из провинциальной жизни конца позапрошлого века, не забывая наслаждаться отменной стилизацией, то сейчас, по прошествии двадцати лет, на первый план всё же вышли авторские посылы. Они довольно просты. Устами рассказчика Борис Акунин заявляет: «Каких-нибудь двадцать лет назад была у нас губерния как губерния: нищета, пьянство, невежество, произвол властей, на дорогах разбой. Одним словом, обычная российская жизнь, во всех частях нашей необъятной империи более или менее сходная.» И в том состоит один из двух опорных мотивов. Второй тоже прост и доступен для восприятия — всё, что в стране есть ужасного, собирается в столице, а уже оттуда отравляет провинциальное благолепие. « Потому что поняли: столица — это царство зла, и тот, кто туда попадает, теряет себя и подвергает свою душу угрозе. У нас же здесь мир простой и добрый, ибо он много ближе к природе и Богу. В провинции можно, пребывая во власти и делая дело, сохранить живую душу, а в Петербурге нельзя. От столицы проистекает один только вред, одно только насилие над естественностью.» Отсюда и основной конфликт романа — между столичным чиновником и губернским архиереем. Отсюда и трактовка «Мултанского дела» в полностью советском ключе — как столкновения государства и инородческого населения («зытяки» явно получились из смешения «зырян» и «вотяков»).

Таким образом перед нами не «Провинциальный детектив» а скорее «политический». И задачей своей автор видел не только и не столько развлечение читателя, а в основном трансляцию своих взглядов в весьма привлекательной упаковке. Впрочем, не в первый и не в последний раз. Хотя, стоит отметить, что на переломе веков Борис Акунин действовал изящнее и тоньше. Сейчас всё больше как-то в лоб. Видимо, разочаровался в читательских способностях.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Валерий Большаков «Целитель. Двойная игра»

lammik, 15 марта 12:06

«Я с самой первой страницы цикла хотел — и сейчас хочу — посоревноваться с Михаилом. Красотой языка, например.» Этими словами Валерий Большаков охарактеризовал свою задачу. И текст действительно наполнен сравнениями, метафорами и прочими средствами художественной выразительности. Хотя иногда проскальзывают обороты, заставляющие удивлённо поднимать брови. Красота уступает место украшательству. Постепенно перестаёшь обращать на такое внимание.

«Голым ветвям не хватало сквозистого зелёного марева – им деревья окутаются чуть позже, как только распустятся первые клейкие листья, но почки уже набухали, словно соски взволнованной девушки.»

Примет времени в тексте не так уж и много, но без анахронизмов не обошлось.

"– …Кварк и антикварк способны аннигилировать, – с жаром вещал гость студии, седовласый физик. – Например, ипсилон-мезон, состоящий из прелестных кварка и антикварка, аннигилирует в два или три глюона, в зависимости от суммарного спина, хотя такие процессы обычно подавлены правилом Окубо – Цвейга – Иизуки…»

Ипсилон-мезон откроют в Фермилабе только через два года в 1977 году.

Ну и главный герой получился нафаршированным противоречиями по самую макушку. То он долго-долго переживает, что его девочка бросила, а затем хладнокровно сжигает заживо двух человек.

При этом пара сцен пусть и с косметическими изменениями перекочевали в текст из «Квинта Лициния» — «фотоохота на «попаданца» у почтового ящика» и «день рождения подруги».

Резюмируя, хочу сказать, что моё мнение не изменилось. Перед нами клон «Квинта Лициния» с более затейливым текстом, сверхспособностями героя (и это не плюс) и пропитанный симпатией к Израилю.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Сергей Лукьяненко «Ловец видений»

lammik, 10 марта 15:34

«Ловец видений» не похож ни на один роман Сергея Лукьяненко конкретно, но парадоксальным образом похож на них на всех одновременно. Самый обычный герой, который в итоге окажется уникальным. Смертельно опасное задание, в котором важна не цель, а сам процесс. Многочисленные интриги и предательства. Тонны авторской экзистенциальной рефлексии (видимо сказывается возраст), которой тут заметно больше, чем в ранних вещах.

Но всё это недостаточно глубоко, чтобы воспринималось иначе, чем попытка развеять читательские «грусть и одиночество». Отдельно нужно сказать об игре «Угадай Снотворца!», в неё втягиваешься помимо воли. Финал внезапно заставил вспомнить о Гарри Поттере.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Вадим Панов «Чужие игры: Столкновение»

lammik, 6 марта 17:40

Бережно упаковав любимца публики Сантьягу в литературный ящик Шрёдингера, Вадим Панов занялся написанием книг, к «Тайному городу» отношения не имеющих. И если продолжения «Герметикона» я не читал (перерыв затянулся, я просто не помню, что там к чему), третью «Аркаду» тоже (форма вытеснила содержание), то мимо начала нового цикла пройти не смог. И должен сказать, что смена декораций пошла на пользу. Исчезла вымученность, вернулась увлекательность, а фирменные диалоги-пикировки и разветвленный сюжет, постоянно ныряющий в прошлое героев, остались на месте. Начало у книги настолько бодрое (корабль инопланетян таранится земным клиппером и уносит с собой экипаж и подростков с последнего неизвестно куда), что порождает завышенные ожидания. Которые, впрочем, довольно долго оправдываются. Вот только финал кажется наспех пришитым, переполненным сущностями и уж слишком сериальным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так ведь можно до бесконечности посылать спасательные экспедиции, астероид большой — ангаров на всех хватит.

Подводя итоги, должен сказать, что шедевра не получилось, но поклонникам автора должно понравиться, писалось с удовольствием, это чувствуется. И читается так же.

P.S. Несколько впечатлений вдогонку. Куда-то улетучилось нездоровое отношение автора к блогерам. Местная представительница сего весёлого племени описана весьма комплиментарно. Не обошлось без модной темы эпидемий и вакцинации. Практически отсутствуют традиционные сцены разнообразного секса. А учитывая возраст большинства персонажей, можно заключить, что писатель решил расширить свою аудиторию за счёт подростков.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александр Санфиров «Путь к трону. Князь Глеб Таврический»

lammik, 3 марта 19:59

Полковник спецназа ГРУ Константин Коршунов в свободное от основных занятий время только и делал, что читал книги о «попаданцах». Поэтому, а также из-за профессиональных особенностей личности, Константин нисколько не удивился, когда оказался в теле 20-летнего юноши на территории нынешней Ленобласти, и всё это в начале XII века. Ко всему прочему прежний хозяин тела оказался потерянным в детстве сыном Владимира Мономаха. Ну как при таких вводных не попытаться спасти Русь от монгольского нашествия?

На удивление бодрый «попаданческий» роман, включающий все основные элементы поджанра — высокую цель, стремительный социальный рост, женитьбу не меньше, чем на принцессе и горы трупов поверженных врагов. На моё личное восприятие книги не могли не повлиять только что прочитанные первые три тома «Евразийской симфонии» ван Зайчика. Тут тоже главный герой собрался строить Великую Россию в союзе с половцами, побеждая врагов не только и не столько грубой силой, а точечно, при невозможности договориться по-доброму, устраняя вражьих лидеров — всех этих князей, эмиров и прочих ханов.

Не соглашусь с тем, что Александр Санфиров — ремесленник. Он именно любитель, что само по себе не хорошо и не плохо. С одной стороны он пишет по вдохновению, в охотку, это чувствуется, но с другой — когда то выдыхается, повествование резко обрывается. Недаром же ни один из циклов автора так и не получил внятного завершения.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Дело о полку Игореве»

lammik, 1 марта 19:38

Третья книга цикла получилась заметно глубже и мрачнее первых двух. И темы здесь поднимаются более серьёзные, и тон «еврокитайского гуманиста» меняется и весьма.

Во-первых, рассматривается духовная эволюция человека. От времён, когда свои правы, а чужие по умолчанию — нет, к стремлению поступать справедливо, по совести, в соответствии с золотым правилом нравственности. Ведь только так человечество может обрести себя.

Во-вторых, поднимается вопрос об этике науки. И не только поднимается. Авторская мысль однозначна — прогресс и тягу к знаниям не остановить, вот поэтому запрещать те или иные исследования бесполезно. Важно, чтобы над ними осуществлялся постоянный надзор. Ибо знание само по себе не несёт моральной окраски, за это в ответе люди.

Читая книгу, есть над чем подумать, над чем посмеяться и чему удивиться. И даже любовные страдания еча Оуянцева больше не кажутся столь нелепыми.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Дело незалежных дервишей»

lammik, 22 февраля 19:31

Для чтения цикла критически необходимо понимать, что же такое читаешь. Ибо, если считать «Евразийскую симфонию» серией детективов в альтернативной реальности, то ничего кроме разочарования не получишь. Детективная линия — примитивна, альтернативно-историческая — сомнительна. А вот если воспринять текст как попытку авторов художественным языком отобразить свои мысли о нравственности и «сообразном» мироустройстве, разбавляя их меткими сатирическими замечаниями о современных им людях и событиях, тогда всё становится на свои места.

Конкретно в «Деле незалежных дервишей» нашли отражение украинские трансформации. Этимология топонима «Асланiв» абсолютно прозрачна, несложно также понять кто выведен под именами Кова-Леви, Бейбабы Кучума и Валери. Впрочем, у подобного метода есть и обратная сторона — нарастающая со временем сиюминутность. Уж больно быстр наш XXI век, и актуальное ещё вчера сегодня безнадёжно устаревает.

Но причины читать «Хроники Ордуси» в наше время всё же есть. Это и увлекательный сюжет, и яркие персонажи, и усвоенное с детства убеждение, что в настоящей сказке всё и всегда закончится хорошо.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Дело жадного варвара»

lammik, 17 февраля 11:47

Парадоксальным образом книга понравилась. Почему парадоксальным? Потому, что если просто пересказать содержание, то не найдёшь за что похвалить. Весьма и весьма сомнительное историческое допущение, породившее химерическое государство Ордусь, критики не выдерживает. Детективная линия категорически слаба. Юмор тоже не самый тонкий. Знаменитый космонавт Джанибек Гречкович Непроливайко? Величайший поэт Пу Си-цзин? И всё в том же духе. Прямо-таки утомительное многожёнство одного из главных героев (Как же он бедный страдает!) не находит должного отклика в читательской душе.

Но вот если настроиться на авторскую волну литературного хулиганства, то читается «Дело жадного варвара» взахлёб, игра «угадай аллюзию» затягивает, а уж финал так просто восторгает. Читать стоило хотя бы ради фразы: «А он – варвар. Когда встанет выбор между… между чем бы то ни было – и деньгами, он выберет деньги.» Поразительно точное определение.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Дмитрий Казаков «Русские боги»

lammik, 10 февраля 18:10

Нда, видимо, 2009 год был совсем неурожайным на хорошую фантастику, раз «Русские боги» стали «Книгой года» по версии МФ. Но обо всём по порядку. Начинается роман как очередной томик из бесконечного сериала Вадима Панова про Тайный город. Некий чел по имени Игорь Ветров возвращается домой с работы, по пути под колёса «Тойоты» попадает странный бородач, и с этого момента жизнь Игоря круто меняется. Бородач оказывается никем иным как Вещим Олегом, и таких как он в стране множество. Иван Грозный и Ленин, Малюта Скуратов и Степан Разин — все они воскресли, потому что в них верил и верит русский народ. Но это ещё не всё, страной нашей правит Зло, только так, с большой буквы. И это не президент Путин, если что. Зло легко захватывает контроль над всеми подряд, глаза у несчастных чернеют, и вот уже они готовы исполнить любой, даже самый безумный, приказ. Во всю эту круговерть оказалось легко попасть, но сложно из неё выбраться. Так Игорь стал разъезжать по стране в компании с Сергеем Есениным (волочится за юбками, постоянно читает стихи, много пьёт — и не воды), Иваном Грозным (разговаривает как Иоанн Васильевич и суетится как Иван Васильевич из известного кинофильма) и Вещим Олегом (характер нордический, стойкий, укоренён в язычестве). Занимаются они путешествиями по стране с целью собрать некий синклит, иначе Россию вроде как не спасти.

Сюжетно роман представляет собой затянувшееся путешествие, от одного города к другому, по пути читатель занят игрой в «угадай исторического деятеля», знакомством с географией отдельных городов и чтением псевдоисторической ереси, которую даже не автор придумал (практически всё это я так или иначе читал или же слышал). От отсутствия Невской битвы до царя-Антихриста Петра Первого, подменённого во время европейского вояжа. Я не буду обсуждать здесь исторические события, но всё же Дмитрию Казакову надо быть внимательнее в деталях современности. Ибо общежитие МГУ на Шверника называется «Дом аспиранта и стажёра», а не «Дом студента и аспиранта». А харьковский футбольный клуб назывался «Металлист», а не «Металлург». Время от времени из текста выглядывают уши беспощадной к читательскому разуму русской юмористической фантастики (Иван Сусанин из турагентства и Екатерина Вторая из борделя). Ещё не могу не отметить навязчивое упоминание в тексте запахов, буквально на каждой странице герой чувствует какой-то запах, в основном мочи, но бывают и иные. Поступки придуманных синклетчиков и одержимых, очевидно, подвластны авторскому произволу. Но в то, что малолетние гопники нападут на трёх мужиков на «Хаммере», и даже продемонстрированный пистолет их окончательно не деморализует, я никогда не поверю. Автору стоит поближе познакомиться с этой категорией соотечественников. Много нового узнает про них и про себя.

Подводя итог, хочу сказать, что отличная идея оказалась загублена несоответствием авторского таланта открывающимся этой самой идеей возможностям. В результате на выходе получился депрессивный боевик с юмористическими потугами и с вкраплениями рассказов на тему «как оно было на самом деле».

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Путь на Амальтею»

lammik, 2 февраля 19:13

Сотрудники «Джей-станции» на Амальтее голодают, а планетолёт «Тахмасиб» в это время спешит им на помощь. Вот только метеоритная атака вблизи Юпитера делает успех миссии крайне сомнительным...

Так получилось, что «Путь на Амальтею» я прочитал только сейчас, тогда как более поздние вещи Стругацких сформировали моё представление о том, какой должна быть настоящая фантастика ещё в детстве и юности. Поэтому удержаться от сравнений невозможно. «Путь на Амальтею» — увлекательная приключенческая повесть про героев в космосе, где каждый на своём месте, каждый — настоящий монолит, и при том все очень разные. Хорошо показана научная одержимость Дауге и Юрковского, восхищение Жилина Быковым, страдания Варечки. Но всё же нет в ней ни блестящих идей, ни грандиозных замыслов, ни поразительных открытий, что есть в более поздних произведениях братьев Стругацких, за многие из которых и высший балл кажется заниженным, ибо шедевры оценены быть не могут.

Ну и напоследок немного ворчания. Кольца Юпитера уже открыты, и уж тем более они были бы открыты и исследованы от и до, будь у человечества «Джей-станция» на Амальтее. Опять же, если люди смогли построить планетолёт, какое-то время пребывавший внутри Юпитера, то что им помешало создать автоматы (по определению более устойчивые к нагрузкам), которые занялись бы масштабным исследованием грозной планеты?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Вадим Шефнер «Счастливый неудачник»

lammik, 31 января 14:27

Очень жалею, что познакомился с творчеством Вадима Шефнера довольно поздно. Познакомься в детстве, возможно, научился бы ни о чём не жалеть и воспринимать эту жизнь с подлинной радостью постоянного открытия мира и людей, его населяющих. В «Счастливом неудачнике» хорошо всё — уютный авторский слог, неизменное чувство юмора, заставляющее смеяться при чтении несколько раз за страницу, колоритные персонажи, вытянутые на страницы книги прямиком из жизни авторской наблюдательностью и, главное, то самое восприятие себя и окружающих, что заставляет каждодневно вскакивать с кровати навстречу новому дню, людям и событиям.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Дмитрий Зурков, Игорь Черепнёв «Бешеный прапорщик»

lammik, 28 января 18:02

Начало стандартно — наш современник, старший лейтенант ВКС, подселяется в тело прапорщика из 1915 года. Вокруг идёт Первая мировая, наш герой влюбляется в санитарку и начинает организовывать спецназ. Из отличий от других «попаданческих» книжек разве что сохранившийся, но загнанный в глубины сознания абориген, изредка используемый в справочных целях. Даже в рамках поджанра парад успехов главного героя выглядит впечатляюще — уже выкошена приданным подразделением добрая половина немецкого фронта, а у него один-единственный раненый. А с учётом того, что впереди ещё аж минимум восемь книг, страшно представить, что будет дальше. Вот только я этого не узнаю. И виной тому не только простенький, местами до глупости, сюжет. Но ещё и обилие абсолютно не по-человечески звучащих диалогов, авторский юмор в стиле товарища Конюшевского, а также абсолютно невзрачные персонажи, в которых быстро начинаешь путаться. Но это всё приходит в голову, если пытаться анализировать свои ощущения, а если этим не заниматься, то должен признать одно — читать «Бешеного прапорщика» элементарно скучно. Возможно дело в возрасте, но даже для подростка существует масса книг, которые займут его время с большей пользой и приятностью.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Алексей Вязовский «Я спас СССР»

lammik, 23 января 17:55

Денис Трофимович Черкасов мог быть отличным учителем истории, но педагогом оказался ужасным. Только так я могу объяснить тот факт, что жизнь Дениса Трофимовича оборвалась ударом ножа, полученным от его же ученика прямо в туалете школы. Но это был не конец, волею высших сил сознание учителя переместилось в тело студента журфака МГУ Алексея Русина. И заканчивал сей талантливый юноша свой третий курс аккурат в 1964 году.

Довольно банальная завязка оставляла мало шансов на удивление, но тут началось нечто непривычное. Во-первых, со всех сторон полезли Высшие Силы, в голове у Алексея зазвучало СЛОВО, так что речь не столько про спасение СССР, сколько про сражение Извечной Битвы. Во-вторых, божественный посланец оказался дьявольски активным. Все события цикла происходят в течение одного года. Но за это короткое время наш «попаданец» успевает предотвратить один и организовать другой госпереворот, поспособствовать победе в Олимпийском зачёте сборной СССР, ограбить Юрия Айзеншписа, опубликовать под своим именем несколько книг из будущего и всё это на огромной скорости, события летят галопом, убивая на лету все попытки критически осмыслить происходящее. И наконец, в-третьих, не дайте названию цикла ввести себя в заблуждение. Никто тут никого не спас, хоть многие из предпринятых героем шагов и выглядят разумно и желанно. Алексей Вязовский оказался очередным автором, что не вывез поставленной задачи. Но нужно отдать ему должное, делал он всё это, демонстрируя резкие кульбиты фантазии и неизменный задор, хоть местами и скатываясь в излишнюю слащавость.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Алексей Вязовский «Я спас СССР! Том V»

lammik, 23 января 16:30

Пятая часть цикла объявлена автором заключительной. Видимо поэтому градус безумия заметно снизился. Всё довольно буднично — герой осваивает сноуборд, плагиатит стихи, песни и даже сценарии, между делом переписывает «Отель «У погибшего альпиниста» Стругацких, заявляется, что сильно улучшив, целуется с Софией Ротару и учит Юрия Гагарина управлению страной. Похоже, что масштаб заявленных мероприятий заметно превзошёл масштаб авторской фантазии. В результате книга закончилась примерно как шахматная партия Волка с импортным зайцем в серии «Ну, погоди!» про Олимпиаду. Но обижаться грех, с задачей развлечь читателя Алексей Вязовский справился, а многом ли авторам книг про «попаданцев» удалось достичь хотя бы того же, не говорю уже о большем?

Не приходится удивляться тому факту, что Алексей Русин стал «Попаданцем-2020» на АТ, ибо тщательно изучив как опыты предшественников, так и обратную связь аудитории, автор смог чётко сыграть свою мелодию на клавишах читательских ожиданий и желаний.

Оценка: 6
⇑ Наверх