FantLab ru

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Александр Мазин «Белый Волк»

lammik, вчера в 16:43

Бывший россиянин Николай Переляк, а ныне викинг Ульф Черноголовый, продолжает катиться бодрым колобком от победы к победе, завоёвывая уважение мужчин и любовь женщин, ну и золото с серебром, не без этого. В отличие от «Варяга», который быстро превратился в серию исторических романов, здесь правит бал нечто фэнтезийное. Наличествуют боги, тролли, ведьмы, берсерки всех мастей и прочие чудеса, что лично для меня скорее минус.

Читается по-прежнему легко, но сознание сверлит вопрос — зачем всё это я читаю? Происходящее довольно однообразно — битва, схватка или стычка, затем немного разговоров о том, какие все здесь славные воины, коллективная пьянка и так далее. Тем более, что действие данного конкретного романа происходит зимой, когда никаких глобальных задач ватаги викингов не решают, готовясь к большому походу в Южную Европу. О котором должна быть следующая книга, на это вся надежда.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Александр Мазин «Викинг»

lammik, 14 сентября 18:51

Спортсмену и мажору Николаю Переляку так надоела его безбедная жизнь, состоящая из загранпоездок и реконструкторства, что он буквально взмолился:«Перемен!». Перемены не замедлили наступить, и оказался Коля голым в средневековом лесу. Дальше началась какая-то ролевая игра — с палкой на собаку, с ножом на разбойников, с мечом на берсерка и так далее. Время от времени счёт обнулялся, в таких случаях наш герой опять оказывался голым во враждебном окружении. Между обнулениями убивал многих мужчин и овладевал многими женщинами, по дому не скучал. Нашёл себя, одним словом.

Ожидал чего-то вроде «Варваров» и «Варяга», получил же нечто иное. В отличие от Духарева, Коршунова и Черепанова Переляк сходу без лишних рефлексий вливается в жизнь средневековых разбойников, как будто так и надо. Все здесь говорят на понятных для него языках, для примера первый же древнерусский дед из леса спрашивает:«Как будем делить трофеи?». В процессе странствий прибивается Николай, ныне Ульф, к Хрёреку, который с Трувором, Синеусом и прочими в «Повести временных лет» неотмеченными с радостью принимает столь ценный кадр. Психологизма — ноль, адаптации — ноль, да ещё и мистика временами лезет, без которой тот же «Варяжский цикл» прекрасно обходился. Возможно, это всё проблемы первой книги, попробую почитать продолжение.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Нефритовые чётки»

lammik, 13 сентября 10:28

Для меня хороший сборник — это нечто большее, чем набор рассказов и повестей под одной обложкой. Именно такие книги потом помнятся через много лет. Борис Акунин с задачей справился. Главная идея «Нефритовых чёток» прекрасна — отдать дань уважения Детективу как жанру и великим предшественникам, своими трудами проложившим дорогу к славе Эрасту Фандорину и его литературному отцу. Аккуратно заполняя лакуны в фандоринской биографии, Борис Акунин сумел сделать это увлекательно и разнообразно, где-то получилось филигранно, где-то — попроще. Но везде, пожалуй, за исключением «Одной десятой процента» радость узнавания знакомого сюжета, или же отдельных ходов, или хотя бы настроения чужих произведений, не омрачалась излишне грубыми, по-живому, заимствованиями идей, ситуаций или образов.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Борис Акунин «Перед концом света»

lammik, 12 сентября 17:09

1897 год. В Российской империи намечается первая всеобщая перепись населения. Интерес к событию огромен, многие выдающиеся люди решили не оставаться в стороне. Среди них и Эраст Петрович Фандорин, который, предприняв необходимые меры конспирации (теперь он Э.П. Кузнецов), возвращается в Россию и едет на русский Север, в Вологодскую губернию, в уездный город Стерженец. Местные староверы не горят желанием переписываться, и вот вместе с главным уездным статистиком Алоизием Степановичем Кохановским Фандорин отправляется в путь...

В «Нефритовые чётки» затесалась жемчужина. И это повесть «Перед концом света». Пронзительная красота северной природы, старинный уклад общинной жизни, жизнелюбивые люди, живущие честным трудом и тут же череда необъяснимых самоубийств, уводящих на тот свет целые семьи с детьми. Самоубийство пугает, пожалуй, даже сильнее убийства. Ибо мотивы убийцы понять можно с рациональных позиций, а уход из жизни здоровых, ещё вчера счастливых и строящих планы людей — нет. Есть в повести и немного семиотики (поклон Умберто Эко) и споры о будущем страны и мерцающие на небе от сотворения мира колючие северные звёзды. А вот чего нет, так это быстрого умом Эраста Фандорина из предыдущих книг цикла. В этом плане повесть кажется мосточком к «Театру» и «Чёрному городу», ибо уже во второй деревне становится ясно, что на самом деле происходит вокруг, и только умудрённый жизнью Фандорин не спешит сделать верные выводы из своих наблюдений.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых»

lammik, 8 сентября 18:42

«В Путь трое мудрых,

Не устрашась тайфуна,

Поплыли в чёлне.

Своей краткостью их Путь

Сравниться мог бы с танка.»

31 декабря 1899 года. В замок Во-Гарни прибывают Шерлок Холмс с доктором Уотсоном и Эраст Фандорин с Масой. Замку угрожает взрывом Арсен Люпен, требуется до полуночи отыскать тайник с бомбой либо же найти преступника, который явно где-то рядом.

В первую очередь хочу сказать, что как произведение о Шерлоке Холмсе «Узница башни» хороших слов не заслуживает. Стиль Конан Дойла не выдерживается, как персонажи Холмс и Уотсон заметно отличаются от себя оригинальных. Есть и пара фактических отступлений от Канона. Шерлок Холмс не выносил свою скрипку с Бейкер-стрит и в основном импровизировал. Холмс не курил опия за исключением случая описанного в рассказе «Человек с рассечённой губой», но там это было необходимо для расследования самого дела.

Есть и удачно обыгранные моменты из оригинальных рассказов. Допустим с борьбой барицу.

"– Холмс блестяще владеет смертоносной японской борьбой барицу, – сообщил мне Уотсон-сенсей. – Вам, мистер Сибата, она, конечно же, известна.

Нет, о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово.»

Не могу не отметить, что устроив состязание Фандорина с английской знаменитостью, Борис Акунин всё же отдал победу последнему, по крайней мере в соревновании умов, хоть и не удержался от того, чтобы заявить превосходство японского руконогомашества над старым добрым английским боксом.

В целом как ни странно рассказ получился действительно праздничным и новогодним, пусть и не без репутационных потерь для мудрецов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Долина Мечты»

lammik, 8 сентября 10:35

1894 год. Добравшись до Америки, Эраст Петрович Фандорин решил зарабатывать на жизнь ремеслом частного сыщика. Тут как раз и работа нашлась — миллионер из Вайоминга Морис Стар просит разобраться с бандой Чёрных Платков, терроризирующих небольшое поселение русских эмигрантов в Долине Мечты. Фандорин вместе с верным Масой отправляются в ближайший к Дрим-вэлли городок.

Фандорин на Диком Западе оставляет странное впечатление. Обычно за акунинскими произведениями, в том числе и не слишком удачными, чувствуется работа — с документами и на местности. В результате, читая, переносишься в описываемую эпоху даже и против своего желания. При чтении же Долины Мечты чувствуется работа с литературными оригиналами, прежде всего с «Легендой о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга и со «Всадником без головы» Майна Рида (недаром же одного из героев здесь зовут Уошингтон Рид), а также просмотр многочисленных вестернов, и первым почему-то в голову приходит «Человек с бульвара Капуцинов». Погони, перестрелки, салун, золотой прииск, индейские легенды и даже нападение на поезд. В «Долине Мечты» собраны все необходимые жанровые клише, но детективная составляющая смогла порадовать. При первом прочтении я так и не угадал, что происходит в штате Вайоминг. И за это готов добавить балл повести.

P.S. Среди всего прочего здесь юная, прекрасная и одновременно дикая Америка соблазняет чопорную стареющую Европу в лице Эраста Петровича (так что это не «пошловатая сцена», а неочевидная метафора).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Чаепитие в Бристоле»

lammik, 6 сентября 19:19

Отказавшись работать с новым московским генерал-губернатором (см. «Статский советник»), Эраст Петрович Фандорин вынужден покинуть Россию. Решив начать новую жизнь в Новом свете, он по пути оказывается в Великобритании, точнее в Бристоле. Сняв жильё у мисс Палмер, Фандорин вместе с ней принял участие в розыске колье «Млечный путь».

Рассказ посвящён Агате Кристи. Следовательно мисс Палмер до степени смешения напоминает мисс Марпл. Ничего особо выдающегося в процессе действия не происходит, но в целом всё довольно мило. Стереотипная викторианская Англия с аристократами, дворецким, фамильным сокровищем и суетой вокруг наследства. По ходу рассказа Фандорину и читателю открываются простые истины, о которых почему-то все всегда забывают.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Одна десятая процента»

lammik, 6 сентября 15:57

1890 год. Подмосковная охота заканчивается трагически — погиб князь Боровский. Роковой выстрел произвёл гость из столицы некто Афанасий Кулебякин. По всему выходит, что пьяная рука Афанасия дрогнула, и душа князя отправилась на небеса. Есть только одна неувязочка, егерь Сапрыка утверждает, что убийца действовал осознанно. Но кто тому егерю поверит, когда вокруг такие люди?

С этим рассказом всё удивительно. Из всего сборника, который я прочитал в 2006-ом, он запомнился лучше всего. И по-хорошему стоило бы его оценить максимальным образом, но я задолго до 2006-го года познакомился с фильмом Хичкока, а так как в рассказе этом идея гораздо важнее исполнения, то и оценку приходится снизить.Тот случай, когда постмодернизм свалился за кромку вторичности.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Скарпея Баскаковых»

lammik, 6 сентября 11:37

Рецепт постмодернистского коктейля «Скарпея Баскаковых» от Бориса Акунина довольно прост. Берутся классические повесть и рассказ за авторством Артура Конан Дойла, заведомо известные всем открывшим «Нефритовые чётки». К ним добавляются персонажи отечественного производства. Допустим, этнограф Владимир Иванович Петров появился на свет благодаря Владимиру Ивановичу Далю, а местный миллионщик Папахин — благодаря Антону Павловичу Чехову, но уже иным образом. Вероятно, есть в тексте аллюзии и реминисценции, которые я не смог опознать в силу ограниченности своих знаний. С главной задачей — добиться того, чтобы читатель ощутил радость узнавания без разочарования во вторичности, автор в этот раз справился. Однако гораздо уместнее «Скарпея Баскаковых» смотрелась бы в «Особых поручениях», создавая переход от весёлой удали «Пикового валета» к гнетущей мрачности «Декоратора».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Нефритовые чётки»

lammik, 4 сентября 18:28

Фандоринские нефритовые чётки, пропитанные запахом времени, впервые упоминаются Борисом Акуниным ещё в «Алтын-толобасе». В рассказе с говорящим названием раскрывается история их попадания к Эрасту Петровичу. Рассказ посвящён Роберту ван Гулику, хотя тут стоит упомянуть заодно сценаристов серии мультфильмов про Панду По. Разве что сюжет с опиумокурильней явно не для детей. История получилась с лёгким налётом китайской мистики с её последующим разоблачением, но не без лукавого постмодернистского подмигивания.

В целом довольно милый рассказ, да ещё и без надоевших намёков на современность.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Из жизни щепок»

lammik, 4 сентября 15:07

1883 год. На престоле в Санкт-Петербурге Александр III, Российская империя совершает технологический рывок. Разветвлённая система железнодорожных сообщений нужна государству как кровеносная — организму. В Москве отравлен железнодорожный магнат Леонард фон Мак. Основных подозреваемых двое — наследник и основной конкурент. По просьбе московского градоначальника к расследованию подключается Эраст Петрович Фандорин.

Рассказ посвящён Жоржу Сименону. Круг подозреваемых ограничен, прямых улик против преступника не имеется, Фандорин разыгрывает с ним партию в психологические шахматы, заодно обойдя столичную знаменитость. Читается с интересом, но уж больно легко вычисляется преступник.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Table-talk 1882 года»

lammik, 3 сентября 20:42

1882 год. В салоне Лидии Николаевны Одинцовой собрались гости. Гвоздь приёма — недавно назначенный на должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе Эраст Петрович Фандорин. О нём в свете ходят слухи как о человеке, способном разгадать самое загадочное преступление. И стоит ли удивляться, что одно такое как раз находится. Архип Гиацинтович Мустафин поведал гостям историю исчезновения Полиньки Каракиной из усадьбы отца шесть лет тому назад. Фандорин вызов принимает...

Рассказ посвящён Эдгару По и не напрасно. Если у преступления есть единственное объяснение, то оно верно, каким бы невероятным не казалось. Нужен орангутанг, будет орангутанг! У рассказа есть два недостатка. Во-первых, истинная подоплёка событий в усадьбе князя Каракина просчитывается задолго до того, как её вытащит на свет Фандорин. А во-вторых, даже после этого она не кажется достаточно правдоподобной. То что может породить воображение детективщика конца XX века, едва ли придёт в голову барышне из века XIX-го.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Сигумо»

lammik, 3 сентября 19:27

В цикле про Эраста Петровича Фандорина меня поражает не столько способности последнего или же японские чудеса, им демонстрируемые, сколько стремление автора отправить на тот свет всех симпатичных персонажей, не только тех, кто оказался преступником в конце концов (среди них симпатичны едва ли не каждый первый), а вообще всех, зачастую через несколько лет и книг цикла. Обаятельный Ипполит Зуров из «Азазеля» нашёл свою смерть в «Турецком гамбите», милейший Ксаверий Феофилактович Грушин оттуда же дотянул до «Любовника Смерти». Несчастный Анисий Тюльпанов, появившись в «Пиковом валете» до конца «Особых поручений» не дожил. О смерти Эндлунга и Афанасия Зюкина из «Коронации» походя сообщается в первой части «Алмазной колесницы». А расследованию смерти Ангелины Крашенинниковой из «Скарпеи Баскаковых» и «Декоратора» посвящён «Парус одинокий». Вот и в «Сигумо» погибает бывший консул Российской империи в Иокагаме Всеволод Витальевич Доронин, решивший стать буддой и удалившийся по этой причине в японский монастырь.

Я не знаком с творчеством Санъютэя Энтё, которого Википедия называет классиком японских ужасов. Но в «Сигумо» все японские ужасы предсказуемо рассеиваются перед здоровым европейским скептицизмом Эраста Фандорина. Рассказ в плане детективного сюжета получился довольно простым — отбрось в сторону всю мистику, ищи того, у кого был мотив, возможность и средство преступления, и тогда чары рассеются как туман перед рассветом.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Захар Прилепин «Истории из лёгкой и мгновенной жизни»

lammik, 2 сентября 11:00

Если «Имя рек» — это сборник про Большой Мир глазами Захара Прилепина, то «Истории» — про Мир Малый, про себя, про свою семью, про предков, детей и жену, про близких людей. Ведь даже когда автор спорит с Дмитрием Быковым, защищает Алексея Учителя или же отдаёт дань памяти Иосифу Кобзону, то и в этом случае речь идёт о знакомых людях, с которыми он сидел за одним столом, выпивал, обсуждал что-то или просто молчал при встрече. Насколько созданный образ соответствует реальному Евгению Николаевичу Прилепину, я не знаю. Но получился автопортрет привлекательным, этакий отпечаток в словах жизни насыщенной, жадной до впечатлений, встреч и поступков и при том идейно заряженной, полагающейся на заложенные в детстве принципы и уходящей корнями вглубь Российской земли за счёт всех поколений на ней живших.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Захар Прилепин «Имя рек. 40 причин поспорить о главном»

lammik, 1 сентября 09:16

За «Уроки русского» я готов смириться с существованием всего канала НТВ. В сборнике «Имя рек» Захар Прилепин возвращается ко многим темам, что уже затрагивал в этом цикле, размышляя о своей стране, своём народе, истории, культуре, об отдельных знаковых для неё именах — Есенине, Маяковском, Высоцком, Шукшине и других. Взвешенно и спокойно, безо всякой аффектации, красивейшим слогом доносит он свои мысли до читателя по вопросам вечным и вопросам текущим. Впечатления от прочтения сравнимы с разговором с умным собеседником, причём близким по духу, что важно. Но даже если Захар Прилепин вам активно не нравится по каким-то причинам, две заметки из сборника заслуживают прочтения в любом случае. Это «Масоны и маршалы», чтобы взглянуть на события 1917 года во всей их сложности и противоречивости, сняв очки предвзятости. И это «Мы не успокоимся», чтобы понять почему не уходит память о той Войне и той Победе и почему нельзя слушать весь тот хор «доброжелателей», ежегодно исполняющий партию «Лучше бы повысили пенсии и построили дороги». Не дороги им нужны...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Захар Прилепин «Масоны и маршалы»

lammik, 31 августа 16:31

Эту короткую заметку стоит прочитать всем — и тем, кто за белых, и тем кто за красных, всем, кто волею судеб родился и живёт в стране России. Ибо здесь Захар Прилепин живо и ярко показал, что исторический процесс вещь многосложная и, что столь приятный глазу и простой для восприятия набор чёрно-белых картинок, что кочует из учебников истории в литературные труды и далее в кинематограф, время от времени инвертируя свою простейшую палитру, делая чёрное белым, а белое чёрным, к реальности не имеет вообще никакого отношения. И для того, чтобы уверенно смотреть в будущее, нужно наконец научиться воспринимать прошлое во всём многоцветьи людей, событий и поступков.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Виктор Колупаев «Зачем жил человек?»

lammik, 31 августа 10:45

Владимир Чесноков пишет стихи и прозу, но публикуются те всегда под фамилиями других людей, которые уверены, что именно они всё это и написали. А рядом с Владимиром в соседней квартире живёт Вениамин Кондратюк, у которого всё просто — работай и копи деньги на мотороллер, затем на мотоцикл, «Запорожец» и так далее. И только так и можно жить.

«Зачем жил человек?» — очень сложный вопрос и не имеющий одного ответа. Да, Чесноков служил своеобразным порталом в наш мир для мыслей, чувств и образов, наполняя смыслами жизнь не только окружающих, но и далёких незнакомцев, не ища при том материального. И это был его путь. Но всё же хочется мне сказать и пару слов в защиту Кондратюка. Не всем дано, и приземлённые люди нужны для того, чтоб было кому витать в эмпиреях. Честно прожить, всю жизнь работая и воспитав достойных детей — это, как по мне, уже не мало. И финальная истерика как-то плохо вписывается в выстроенный до того образ Вениамина, режуще восприятие диссонирует с ним.

Один из фирменных грустно-лиричных рассказов Виктора Колупаева, приправленных неявным юмором. Полагаю, именно такие и писал Виктор Чесноков.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Мiр и война»

lammik, 31 августа 08:11

1812 год. Полина Афанасьевна, вдова Луция Катина, живёт в своём подмосковном имении вместе с внучкою Сашенькой. А тем временем в округе начинают находить девушек-утопленниц, обстоятельства смерти которых одинаково ужасны. Полина Афанасьевна, не слишком полагаясь на полицию, начинает собственное расследование. В эти же дни российскую границу переходит Великая армия Наполеона...

С одной стороны тема Отечественной войны 1812 года в русской литературе давно закрыта Львом Николаевичем, тягаться с которым едва ли кому-то по плечу из ныне живущих, с другой стороны пройти мимо события такого масштаба в своей «Истории» Борис Акунин тоже не мог. Война у Акунина получилась мелкопоместной, в пределах одного имения. При этом всю повесть (ни объёмом ни масштабом происходящего до романа сочинение это никак не дотягивает) можно свести к трём простым мыслям. Во-первых, большинству граждан вообще не важно кто там наверху, лишь бы им самим это никак не мешало, а так хоть французы, хоть зимбабвийцы, хоть черти из ада. Во-вторых, герои на войне — это убийцы, причём чем героичнее тот или иной воин, тем большим преступником, если и не против человеческого, то против божьего закона, тот является. В уста своего героя (священника-атеиста!!!) автор вложил следующие слова:«На грудь самым ловким убийцам вешают изображение Божьего креста и творят молебны, чтобы убить французов еще больше...Как у зверей. Они же о милосердии не лгут. Сильный пожирает слабого, волк загрызает телятю, и так испокон времен. На том стоит мир.» Ну а третья, и тоже не новая, мысль заключается в том, что женщины куда как лучше мужчин, ибо твёрже стоят на земле и не склонны к истреблению себе подобных. Проблему тут вижу в том, что это сугубо взгляд пожилого человека из XXI века на события века XIX-го, да ещё и пропущенный через призму авторской космополитичности. Лично мне такое мiроощущение отнюдь не близко.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Михаил Королюк, Николай Феоктистов «Спасти СССР. Манифестация»

lammik, 29 августа 14:30

Начинал я читать «Квинта Лициния» с явным скепсисом. Мол очередной пришелец из будущего, настоящий сверхчеловек, начнёт разруливать мировые проблемы, походя щёлкая по носу «маразматиков из Политбюро» и «идиотов из Лэнгли». Ну и эротические похождения, конечно, куда уж без них. При этом описано всё будет языком простым и местами корявым. Жанр модный и ничто не предвещало...

Поначалу опасения оправдывались, тут и сцена с докторшей, и разговор в столовой с директриссой, и шутки на заседании Политбюро о «маленьких цукерманах». Но постепенно скепсис сменялся, если и не восторгом, то интересом. Сюжет оказался непредсказуем, а если и предсказуем, то только благодаря тому, что эпигоны щедро тащили идеи у Михаила Королюка. Ураганное действие со шпионскими играми сменяло бытописание ленинградских будней конца 70-х, полновесные и чёткие авторские размышления заставляли удивлённо хмыкать, запуская мыслительный процесс. При этом Андрей Соколов ошибается как настоящий живой человек, огорчается своим ошибкам. Второстепеныые персонажи тоже выписаны тщательно от оперативницы ЦРУ до одноклассников главного героя. В каждого из них легко поверить и даже попереживать за каждого тоже получается легко. И вторую книгу я почёл запойно за сутки. В третьей же автор (или уже авторы?) допустили пару провисаний сюжета (имею в виду вашингтонские эпизоды), возможно, создавая задел для продолжения цикла.

В целом получилось умно, убедительно и красиво. Да ещё как говорят в рекламе «2 в 1», аж два цикла по цене одного — «Андрей Соколов в школе и дома» и собственно «Квинт Лициний».

Остаётся только сожалеть, что продолжения, видимо, не воспоследует. Но всё же надежда есть, поэтому цикл в целом не оцениваю, дабы не нарушать правил сайта.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Михаил Королюк «Спасти СССР. Адаптация»

lammik, 28 августа 07:30

Вторая книга цикла вышла почётче первой для восприятия. Хотя и продолжает делиться в сознании на две части — про «школьные годы чудесные» с соответствующими проблемами и довольно напряжённый шпионский детектив (нашего героя ищут как КГБ так и ЦРУ, и оба кольца вокруг него сжимаются). А ещё он не доверил родному государству найти управу на Чикатило и организовал себе выезд в Новошахтинск, перед этим вычеркнув из истории штурм дворца Амина.

Главное, что читается книга весьма увлекательно, откровенных ляпов не видно, да и придираться не хочется. Написано с душой, и при чтении это чувствуется.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»

lammik, 27 августа 06:57

Двоякое ощущение осталось по прочтении данной книги. Попробую по порядку.

Итак, в купе поезда к главному герою подсел любопытный попутчик, угостил курицей и выпивкой, а дальше пошли вагонные споры — последнее дело, в результате которых наш герой вызвался отправиться в прошлое в собственное тело и попытаться спасти мир... Затем события настроили на юмористическое восприятие происходящего — крепко приложившись головой в ванной наш «попаданец» продемонстрировал уверенную эрекцию пришедшей по вызову жрице Асклепия, а пойдя через несколько дней в школу столь же уверенно успокоил переживающую директриссу той самой школы, которая в свою очередь щедро поделилась с ним проблемами образования в отдельно взятом заведении. Затем наш герой повёл шпионские игры с КГБ и ЦРУ одновременно в стиле семёновского «ТАСС уполномочен заявить...», при этом не переставая переживать на тему того, что сказала в школе Тома, что подумала Света, чего так мрачна Яся и тому подобного.

Сильные стороны романа — хороший, особенно в сравнении с коллегами по жанру, авторский слог, некоторые размышления героя, изложенные в тексте, заставляют шевелиться читательские мозги, ну а описанный в книге Урок Мужества мало кого оставит равнодушным.

Среди книг на тему «попаданцев» в СССР роман возвышается Эверестом, тем более, что многие из них являются эпигонством по отношению к творчеству Михаила Королюка. Однако прочитав первую книгу цикла, я так и не смог понять, как же автор будет спасать Советский Союз, который в тексте показан весьма критично, надо сказать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Александр Рудазов «Апофеоз»

lammik, 23 августа 17:53

Продолжения «Криабала» пришлось ждать долго, почти два года. Сразу скажу, что ожидания оказались не напрасными. Александр Рудазов вновь продемонстрировал всё то, за что и любим читателями — авторский юмор, местами грубоватый, но действительно заставляющий смеяться в голос, эпические битвы магов, планетарные масштабы происходящих событий, путешествия между мирами и вернул нам своих героев из предыдущей части, каждый из которых буквально выписан вручную и обладает запоминающимся набором индивидуальных черт. Ленивая волшебница Джиданна, простоватый, но надёжный варвар Мектиг, сладкоречивый лицемер жрец Дрекозиус и, наконец, шлюховед и сквернослов гоблин Плацента. Все они приняли живейшее участие в противоборстве с Элементалем Тьмы Антикатисто, теперь уже под чутким руководством Тёмного Властелина, известного на весь Парифат харизматика Бельзедора. Параллельно основному сюжету автор открыл нам историю Парифатской империи от создания её Бриаром Всемогущим до падения после череды междоусобных войн, сопровождавшимися массовыми убийствами.

Возник в «Апофеозе» и новый персонаж — гуманнейшая из демониц (да-да именно так) Лахджа. Впрочем, ничем кроме довольно смешных скитаний по Парифату она не отметилась. Видимо, она появилась, чтобы связать «Криабал» с грядущими «Паргоронскими байками».

В целом, продолжение качественно закрыло все сюжетные линии «Криабала», но на фоне последнего всё же выглядит послабее. В первую очередь потому, что уж больно сильной вышла первая книга (на мой взгляд лучшая у Александра Рудазова вообще).

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Виктор Колупаев «Вдохновение»

lammik, 23 августа 08:18

Юрий Катков написал картину, показавшую важнейший момент его, Юрия, жизни — погрузку угля на баржу в годы войны. Но каждый из зрителей видит на картине что-то своё, оживляя воспоминания о посещавшем вдохновении. Счастливые люди. Ведь есть и те, кто на картине ничего не замечает...

Насколько же самобытен Виктор Колупаев, что сумел написать короткий рассказ про вдохновение, не похожий ни на что читанное ранее да еще и поместить в него саму по себе сильнейшую историю про военное детство. При этом самым поразительным является то, как этот человек сугубо технического склада судя по биографии, умудряется порождать мощнейшие читательские эмоции своей прозой.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Виктор Колупаев «Газетный киоск»

lammik, 22 августа 10:01

Грустный лиричный рассказ, пронизанный бытовым волшебством, о газетном киоске в холодном сибирском городе. В киоске том работает Катя-Катюша, которой никогда не скучно, ибо работа у неё огромной важности и ответственности.

Виктор Колупаев написал не о том, как здорово предвидеть будущее хоть на один день вперёд. Рассказ именно про те самые духовные скрепы, над которыми сейчас так модно потешаться. Здесь все чужую боль воспринимают как свою. И в больницу отправились всей конференцией, и доклад Дмитрия Егорова вдруг из пустышки сразу стал перспективным, ведь тому никак нельзя уехать сейчас из холодного Усть-Манска. Пусть у этих хороших людей всё будет хорошо!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Просто Маса»

lammik, 16 августа 13:16

Свой отзыв на роман «Не прощаюсь» я завершил так: «Надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем о дальнейшей судьбе верного Масахиро Сибаты и поподробнее о службе в госбезопасности Алексея Романова-Октябрьского.» И вот первая из моих надежд сбылась...

1 сентября 1923 года. После многих лет скитаний по миру Масахиро Сибата возвращается в родную Японию. И надо же такому случиться, что именно в этот день Тихоокеанское огненное кольцо взрывает тишину портовой Иокагамы Великим землетрясением Канто, вмиг разрушив тысячи домов и убив десятки тысяч островитян. На фоне всеобщей катастрофы Маса пытается предотвратить катастрофу частную — спасти тринадцатилетнюю Глэдис Тревор, похищенную безжалостной якудза.

При чтении вспоминается поговорка про старого коня, что борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. И это не про Масу. Как детектив книга никудышна. Догадаться об истинной подоплёке событий Пролога легко. Да и авторская манера дать герою помечтать о счастливой спокойной жизни перед тем как этого же героя умертвить жесточайшим образом давно известна. Тацумаса как персонаж вообще разочаровал, он больше похож не на великого благородного разбойника, а на тщеславного позёра, удивительно как при таком неумении понимать людей он вообще дожил до своих лет. Однако «Просто Маса» зацепил меня другим — неожиданным обилием юмора, тут и традиционные рассуждения Масы об отношениях с прекрасной половиной человечества и довольно комично поданные японские национальные особенности и финальная шутка автора, заставляющая вспомнить «Алтын-толобас». Собственно, именно юмор помогает смириться с довольно механистичным и предсказуемым повествованием и заставляет ожидать продолжения истории. По ощущениям «Просто Маса» не столько закрывает «Приключения Эраста Фандорина», сколько открывает новый цикл книг.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Алексей Вязовский «Я спас СССР! Том III»

lammik, 13 августа 07:10

Из века в век борются на Земле Порядок и Хаос, посылают на неё свои «монады», которые в меру сил и способностей сражаются за соответствующие сборные. Знаем двоих — за команду Хаоса выступает израильский шпион в Дамаске, за Порядок — наш студент-журналист. Только вот в «Томе III» ничего нового насчёт данного эпического противостояния мы не узнаем. Получилась книга-заполнитель, в которой по сути ничего и не происходит. Ну так эта беда всех циклов подобного плана, в которых придать смелому названию соответствующее содержание ой как нелегко.

В очередной раз зарекаюсь читать формально незаконченные циклы.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Алексей Вязовский «Я спас СССР! Том II»

lammik, 11 августа 08:09

Похождения учителя-историка в теле студента-журналиста продолжаются и набирают обороты. Всё настолько фантастично, что начинаю рассматривать реалистическую версию коматозного сна главного героя.

Студент разъезжает по Москве с пистолетом и арестовывает членов Политбюро ЦК КПСС, в том числе дорогого Леонида Ильича, даёт советы космонавтам по дизайну скафандров, а Пахмутовой — по написанию музыки. Во второй части книги отправляется с компанией на юга с целью развития сёрфинга в СССР, заодно налаживает работу общепита в Планерском. На весь этот движ плотным слоем намазывается эзотерика с «монадами» Люцифера и Логоса, последний передаёт прямо в мозг главному герою важнейшую информацию по коррекции истории. Короче, скучно не будет, но понять какое отношение имеет вся эта веселуха к спасению СССР абсолютно не реально.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Алексей Вязовский «Я спас СССР! Том I»

lammik, 9 августа 06:42

Учителя истории убивают прямо в школьном туалете. Но его душа вместо покоя обретает тело студента-третьекурсника журфака МГУ в 1964 году. И вот теперь, используя профильное образование и эйдетическую память, как свою так и студента, наш герой начинает спасать СССР. В первой книге это выражается в безжалостном плагиате чужих стихов и прозы, разбойном нападении на Юрия Айзеншписа, а также установлении сексуальных контактов (всё это, как вы понимаете, ради дела). Из других традиционных «попаданческих» занятий — сдача куда следует контактных данных маньяков, предателей и нацистских прихлебателей. Из нетрадиционного — некий налёт мистики, ибо наш герой попал в прошлое не просто так, а по заданию Творца, и в голове у него время от времени раздаётся СЛОВО. Есть намёки, что и Дьявол скоро возникнет на горизонте.

Без ляпов тоже не обошлось.

«Закрыв кабинет, Вика взяла меня под руку, и мы направились к главному входу МГУ. Цветы остались стоять в вазе на столе.

– Завтра меня будут радовать, – пояснила красавица в ответ на мой недоуменный взгляд.

Спустившись вниз, мы прошли мимо памятника Ломоносову и стали прогуливаться по университетскому парку.»

Главный вход ГЗ МГУ обращён к Лужникам, а не к памятнику Ломоносову.

«Надеваю резиновые напалечники, вырезаю буквы из самой массовой советской газеты «Правда», высунув язык, клею их пинцетом на листы бумаги. Тщательно разглаживаю и протираю тряпочкой – стираю все следы и отпечатки пальцев. Получаются прямо «пляшущие человечки» Конан Дойла. Кому-то в органах едет настоящий сюрприз. И звездочки. Поди, повысят за поимку маньяков и предателей.»

«Пляшущие человечки» — шифр простой замены из одноимённого рассказа. А словами из газетных вырезок набирала послание сэру Генри жена Стэплтона в «Собаке Баскервилей».

Алексей Вязовский не просто так составлял «Энциклопедию попаданцев в прошлое». Видно, что с творениями предшественников автор знаком. Первым на ум приходит «Реваншист» Дроздова. Вот только герой последнего всё же писал книги сам, да и в интриги на высшем уровне не лез. Если же оставить за бортом вторичность, то написано динамично, авторский слог глаз не режет, и в качестве развлекательного чтения роман вполне адекватен.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Андрей Величко «Инженер Его Высочества»

lammik, 7 августа 16:16

Не смог. Осилил треть книги и сдался. Глушить рыбу динамитом — неспортивно, платить за секс — неспортивно, охотиться с вертолёта — неспортивно. А тут едва ли не самый неспортивный «попаданец» из всех возможных. Мало того, что сразу закорешился с Великим князем, мало того, что омолодился в процессе, так ещё и имеет возможность ходить туда-сюда между временами, черпая знания не только и не столько из своей головы, сколько из Интернета. Вдобавок ко всему и Великий князь оказался каким-то «дядей Гошей», отличаясь от «дяди Жоры» разве что возрастом. Ну и не стоит удивляться, что при том гандикапе, что подарил своему герою автор, всё у того получается, все заглядывают в рот и ждут дальнейших указаний.

Я всегда с радостью отношусь к книгам, насыщенным деталями, те здорово добавляют достоверности повествованию. Но тут детали употреблены в прямом смысле — форсунки, манжеты, двигатели, цилиндры и всё такое. С какого-то момента читаешь как учебник авиастроения.

Окончательно меня добил авторский юмор. Пока хохмил дядя Жора, это ещё можно было терпеть, но когда в том же стиле полез выступать Великий князь Гоша, тут моё терпение и лопнуло.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Плеск звёздных морей»

lammik, 4 августа 19:14

Три истории, разделённые веками, объединены авторами в одну книгу. Почему? Ответ на поверхности — все они о преодолении границ познанного, о вторжении в неизвестное, которое всегда манило и будет манить людей от начала времён и до конца. Но только ли в этом дело? Как говорят французы:«Cherchez la femme!».

Красноволосая угостила Охотника, и тот решил уйти с ней из Леса в Большую траву. Прекрасная Белладолинда ответила взаимностью молодому Хайме, виконту до Заборра, и не так уже и нужен шум просторов океана. Красавица Андра, весьма своеобразно поняв свой долг перед обществом, оставила Улисса Дружинина. А другая красавица, Олив, которая и звёзд никогда не видела, окончательно привязала того к семье и дому. И пусть даже до конца своих дней он будет думать, что всё могло быть иначе. Впрочем, судьба дуна Абрахама намекает на то, что нельзя говорить «никогда».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Плеск звёздных морей»

lammik, 4 августа 18:47

Читать «Плеск звёздных морей» можно в любом возрасте, но понять его гораздо проще в возрасте Улисса Дружинина в финале романа. Народ хотел «Иллиады», а получил «Одиссею». Никакого штурма космических твердынь, установления Контакта и космической экспансии. Просто человек нашёл своё место в жизни, хотя большую её часть думал, что оно совсем не здесь. Бывает и так (чаще всего именно так и бывает). При этом заканчивается книга вполне оптимистично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отринув соображения целесообразности, земной звездолёт отправляется на помощь братьям по разуму.
И пусть в экипаже совсем другие люди, но в этом рывке за границы знакомой Ойкумены есть и частица заслуг Улисса, Борга, Деда Грекова и многих других людей, что остались в Солнечной системе или в памяти потомков.

Да и терраформирование Венеры на фоне образования нового биологического вида никак не назовёшь банальным и скучным прозябанием на задворках Большой Истории.

P.S. Рассказ об охоте на андроидов с собаками резко напомнил о «Бегущем по лезвию».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Анатолий Днепров «Машина «ЭС», модель N 1»

lammik, 31 июля 17:36

Есть две сферы знаний, в которых в произвольно набранном коллективе знатоком является каждый первый — политика и футбол (Фантлаб — не исключение). В этом рассказе автор собрал знатоков новой дисциплины — кибернетики, и те стали делиться друг с другом где-то услышанным о способностях роботов — от предсказания преступлений до последующего суда над криминальным элементом. И только главный герой рассказа поведал историю собственного взлёта и падения.

Остроумная зарисовка о киберконфликте интересов и его последствиях. С каждым таким рассказом разных авторов в очередной раз убеждаешься в гениальности Азимова. Три закона нужны как воздух, но прими их за аксиому все писатели, мир не досчитался бы множества интереснейших рассказов, в том числе и «Машины «ЭС», модель N 1».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Повесть об океане и королевском кухаре»

lammik, 31 июля 13:32

Внешне повесть выглядит как очередное приключение из эпохи Средневековья со звоном шпаг на кривых улочках, дворцовыми интригами, зовом вольных морских просторов, публичными казнями еретиков на потеху толпе и совершенно очаровательным королём Кастеллонии (очевидная смесь Кастилии и Каталонии) Аурицио, что велел называть себя Многомудрым.

Но, если копнуть слегка поглубже, то выяснится, что повесть в первую очередь о том, что на любом месте пытливый ум постарается что-то изобрести, и что даже королевский повар, задумавшийся о длительном сохранении качества продуктов, способен совершить открытие с далеко идущими последствиями.

Хотя всё вышеперечисленное в первом абзаце здесь тоже присутствует и в изрядном количестве.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Про охотника и Большую траву»

lammik, 29 июля 19:03

Охотник хотел странного — выйти из Леса в Большую траву, где негде укрыться и где повсюду незримые враги. Племя решительно отвергло идеи Охотника, и только одна красноволосая женщина отправилась с ним в неизведанное...

Авторская мысль предельно ясна — время от времени рождаются люди, которые смело отбрасывают привычное, и Человечество делает очередной шаг по дороге прогресса вопреки насмешкам маловерных. Вот только подана эта мысль в данном случае неубедительно. Ведь мало сотворить открытие (в данном случае увязан новый способ охоты с выходом в саванну), важно открытие суметь внедрить. А то всё похоже на то, что революционный способ использования копья вскоре умрёт вместе с изобретателем. Не было наказания страшнее изгнания из племени, а уж добровольный уход из него являлся отсроченным самоубийством. Это как если бы Колумб, свято веря в кратчайший путь в Индию, не договаривался с испанской королевой об устройстве экспедиции, а сел на лодку и погрёб на запад.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Институт физики моря»

lammik, 29 июля 16:51

Тот случай, когда из выдающегося и довольно приличного романа дилогии не получилось. И дело даже не в том, что искрящийся задором и энергией молодости «Экипаж «Меконга»» совсем не похож на местами весьма минорного «Ура, сына Шама» (хотя вот органы госбезопасности в последнем получились весьма адекватными, никто не расстрелял Ура, Шама и Каа (привет Рудольфу Сикорски!), проблема была отдана на откуп учёным). И не в том, что мнс Валерий Горбачевский ничего общего не имеет с лаборантом Валериком Горбачевским. Основная проблема заключается в полном отсутствии видимых последствий величайшего открытия первой книги — проницаемости. Во втором романе люди всё так же летают на самолётах, а ведь могли бы, разогнавшись до высокой скорости в Москве влететь в кольцо Мёбиуса и сквозь Землю долететь не встречая сопротивления прямо в Антанариву или ещё куда. Читатели ведь даже не узнали, построен или нет Транскаспийский нефтепровод, за который так бились герои первой части. Хотя Юрий Костюков получил доктора наук, надо думать, не просто так.

Так что здесь не столько цикл, сколько два романа, имеющие некоторые совпадения между собой. При этом оба, безусловно, достойны прочтения.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Ур, сын Шама»

lammik, 29 июля 13:53

Перед чтением романа «Ур, сын Шама» лучше забыть об «Экипаже «Меконга»». Это другая книга, она о других людях и написана совершенно по-другому. Начинается действие с того, что на Землю с корабля пришельцев-эириан прибывает челнок. В челноке том пара древних шумеров Шамнилсин и Кааданнатум и их сын Урнангу, рождённый на корабле эириан и воспитанный ими. Соответственно Ур оказывается чужим для всех — и для эириан и для землян и даже для собственных отца с матерью он не совсем свой, ведь тут не конфликт отцов и детей, между которыми лет тридцать. Тут десятки тысяч лет развития цивилизации пришельцев отделяют сына от родителей. Поэтому «Ур, сын Шама» не о науке, поиски источника энергии или же о путешествиях (хотя всё это здесь присутствует). Книга о космическом одиночестве и его преодолении, трудном выборе самоопределения. И в этом своём качестве роман немного не доведён до ума, как по мне, то авторам следовало более подробно описать жизнь Ура с рождения и до попадания на Землю, дать больше повествования от его лица, чтобы показать внутреннюю трансформацию.

«Ур, сын Шама» — замечательный роман, но так и не раскрывший до конца свой потенциал. С одной страны от «Экипажа «Меконга»» он далеко отошёл, с другой до «Чужака в чужой стране» так и не дотянулся.

P.S. Есть в романе один ляп, на который я не мог не обратить внимания. «Как бы то ни было, в руках специалистов оказался древесный уголь. Теперь можно было радиокарбонатным способом определить его возраст, так как со временем радиоактивность угля равномерно убывает. И анализ показал, что наконечник стрелы, как и сопровождающие его частицы древесного угля, имеет возраст не менее шестидесяти веков.» На уголь, точнее на изотоп углерода C-14 распространяются все релятивистские эффекты, поэтому возраст его по радиоуглеродному методу должен был незначительно превышать те 27 лет, что прошли для Шама и Каа с момента их отправки в космос.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Формула невозможного»

lammik, 25 июля 17:57

В наше время повесть воспринимается как жёсткая сатира на общество потребления. Всё чаще мелькают прогнозы, что та или иная профессия исчезнет благодаря автоматизации — шофёры, продавцы, бухгалтеры, адвокаты. Огромен сей список. Зато всем дадут по гарантированному доходу. Вот тогда и заживём. Не могли Войскунский с Лукодьяновым предвидеть исчезновения кинокамер с перфокартами, а вот появление элоев — вполне. Тем более, что при наличии роботов морлоки просто не понадобятся.

И пусть земные «прогрессоры поневоле» одним махом разрубили узел местного эволюционного тупика, что слабо вяжется с обычной деликатностью обитателей коммунистического далёка, но желающие могут предложить альтернативы. У меня вот их просто нет.

Повесть здорово напомнила булычевских «Пленников астероида» (в девичестве «Ловушка»). Только «Формула невозможного» увидела свет гораздо раньше, да и образ «карусели смерти» на детскую психику едва ли благотворно повлияет.

P.S. Позабавило, что программисты деградировали последними. Изучайте программирование! А изучив, никогда не создавайте роботов без инсталляции Трёх Законов Роботехники!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Экипаж «Меконга»

lammik, 25 июля 08:53

У Сергея Лукьяненко один из героев приставал к девушкам с дурацким вопросом:«В тебя можно влюбиться?». Так вот, влюбиться и безо всяких вопросов можно в «Экипаж «Меконга». В сияние огней Баку — «звезды Востока» и «Парижа Кавказа», в поиск старинных сокровищ, в запах и синь морского простора, в образцовую мужскую дружбу, в романтику научного поиска, зажигающую глаза у всех причастных от студента до академика, в грандиозность поставленных задач и во что-то ещё, трудноописуемое и сложновысказываемое, но делающее книгу незабываемой и заставляющее ждать новой встречи.

А когда влюбляешься, то все недостатки предмета обожания (огромное количество маловероятных совпадений, сомнительное с научной точки зрения фантдопущение или отсылки к вождю мировой революции) кажутся милыми особенностями, придающими любимой книге дополнительное очарование.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Алатырь-камень»

lammik, 24 июля 18:58

Четверо студентов отправляются в Северную Карелию за фольклором. Но помимо легенд и былин находят в том краю настоящее чудо из глубин прошлого...

Волшебный короткий рассказ, примечательный прежде всего передачей атмосферы беззаботной юности, очарования севернорусской природы, романтики приключений и наших непреходящих связей с прошлым, что уходят в глубь таких веков, о которых не сохранилось не только письменных свидетельств, но даже изустных сказов и преданий.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Флота поручик Фёдор Матвеев»

lammik, 22 июля 15:16

Обычно, когда говорят о неудачах Петра Первого, вспоминают битву при Нарве или Прутский поход. В повести же речь идёт о малоизвестном Хивинском походе князя Бековича-Черкасского, небольшой отряд которого был уничтожен коварством хана Хивы. Одним из участников того похода и был выпускник Навигацкой школы Фёдор Матвеев, блестящий офицер и умелый инженер. Пережив немало злоключений, Фёдор попадает в Пенджаб, где сталкивается с секретами индийских брахманов, чудесами факиров и находит любовь.

Будучи частью романа «Экипаж «Меконга»», повесть тем не менее представляет и самостоятельный интерес, сочетая добротные исторические приключения в экзотическом антураже государства Великих Моголов с фантастическим элементом. При этом развлекая читателя, авторы не забывают его же просвещать в совершенно разных сферах знаний. Из повести можно узнать не только особенности управления парусным судном и строения «лейденской банки», но так же и откуда взялось слово «Полундра!».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «На перекрёстках времени»

lammik, 17 июля 17:41

Изумительный рассказ, объединивший любимых героев Артура Конан Дойла, античную историю и культуру, а также замечательную атмосферу романтики научного поиска, в которой мудрые наставники воспитывают молодых и энергичных идеалистов в стенах советского НИИ.

И всё это подано прекрасным, полным искрящегося юмора, языком. Отличный образец советской фантастики шестидесятых и моё первое, вижу, что не последнее, знакомство с творчеством авторского дуэта.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Александр Санфиров «Царёв врач»

lammik, 15 июля 04:49

Эталонный «попаданческий» цикл. По пунктам:

1. Написан любителем.

2. Текст откровенно «самиздатовский».

3. Содержит россыпь анахронизмов.

4. Главный герой при наличии основной специальности имеет поражающие знания и умения в добром десятке других.

5. Из-за «роялей» не видно «кустов».

6. Цикл так и не закончен.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Александр Санфиров «Личный лекарь Грозного царя»

lammik, 14 июля 18:45

Иван Васильевич создаёт КГБ

Продолжение «Царёва врача» течёт в русле первой книги, довольно заметно ускоряясь и ширясь одновременно. По совету «попаданца» царь Иван организует натуральный КГБ (всё как положено — различные управления: разведка, контрразведка, работа с диссидентами), наши доблестные разведчики пускают отравленную стрелу прямо в глаз польскому королю Стефану Баторию (перестраховщики, что поделать), и вот уже Смутное время начинается в Польше, а в Литве занимает престол Иван Иванович, которому теперь не суждено попасть на знаменитую картину Ильи Репина. Прогресс семимильными шагами наступает на Русь. Взбудораженный появлением в Москве подзорной трубы, на службу к Иоанну Васильевичу устремляется Тихо Браге, которому наш «попаданец» рисует планетные пейзажи по данным космических аппаратов и, чтоб уже совсем добить, место Солнечной системы в Млечном пути. Всё, датчанин готов стать ректором Московского университета. Внутренняя смута тоже повержена, Романовых на престоле не будет, вот только Ватикан и Елизавета в Лондоне подозрительно зашевелились — хотят такого же врача.

Читать местами скучновато, книга иногда скатывается в совсем уж производственный роман. И здорово портят впечатление предложения вроде этого: «Неожиданно из проулка на едущих впереди воинов выскочило несколько одетых в броню воинов.» Выручают же медицинские моменты и общая позитивность атмосферы, несмотря на пытки, дыбу и прочие усаживания на кол.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Александр Санфиров «Царёв врач, или Когда скальпель сильнее клинка»

lammik, 13 июля 10:55

Иван Васильевич меняет лекаря

Начитавшись книг про «попаданцев» начинаешь подозревать, что каждый наш современник в потенциале просто сверхчеловек какой-то, которому только дай волю (отправь во глубину веков), и вот уже ход истории необратимо повернётся, направленный крепкой рукой из XXI века. Вот и здесь простой российский пластический хирург, проснувшись однажды в землянке XVI века с бабушкой-знахаркой, не растерялся и тихо спросил у старухи: «А где тут у тебя, бабушка, инструмент?». Та тоже оказалась не промах и ответствовала: «Поищи под шкурой». А дальше понеслась история прогресса и благолепия. Оказался Сергий-лекарь сыном боярина, завалил несколько нехороших людей, организовал бесчисленные мануфактуры, поразив окружающих знаниями не только медицины, но и химии, оптики и даже торговыми навыками, оказавшись в этом всём на две-три головы выше местных. Не мог пройти мимо такого самородка и царь всея Руси, грозный, но справедливый, Иоанн Васильевич. Быстро надев на вертел предыдущего лекаря (не эвфемизм, не подумайте дурного) — английского шпиона и отравителя, приблизил к себе царь Сергия Аникитовича. Теперь за царство можно не переживать.

«Царёв врач» — просто образцовый «попаданческий роман», где герой как по маслу ползёт вверх по карьерной лестнице, все враги его заканчивают со своей враждебностью в одно время со своей же жизнью (весьма скоро, надо сказать). Знает и умеет наш герой не в разы, а просто на порядки больше того, во что ещё можно поверить. Ну и ко всему прочему совершенно не расстраивается, оказавшись столь далеко от дома, привычного окружения и удобных мелочей современности.

Знаю, что у подобного чтива есть множество поклонников, да и сам не чураюсь, но оцениваю всё же по гамбургскому счёту.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Энтони Горовиц «Три монархини»

lammik, 11 июля 12:41

Инспектор Скотланд-Ярда Этелни Джонс расследует дело о хищении трёх статуэток королевы Виктории у четы Абернетти и их соседей. Всё выглядит так, будто вор одержим идеей похищения статуэток, вот только во время последней кражи хозяин дома его застрелил. Инспектор Джонс обращается к Холмсу с просьбой помочь разобраться в этом деле...

Очень изящная задумка. Едва ли кто-то купит книгу «Мориарти» без предварительного знакомства с Каноном. А уж «Шесть Наполеонов» — один из известнейших рассказов о Холмсе. На том и строится расчёт мистера Горовица.

Другое дело, что тех, кто смотрел сериал «Шерлок» от BBC так просто не запутать. А без этой дымовой завесы со статуэтками загадка произошедшего становится проще некуда.

P.S. Похоже, что Мэри Морган и битва при Майване — изобретения российского переводчика. А вот король Богемии действительно был великим герцогом Кассель-Фельштейнским.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Энтони Горовиц «Мориарти»

lammik, 11 июля 08:02

Американская преступность и британское правосудие сходятся в неравной схватке на берегах Темзы. Инспектор Скотланд-Ярда Этелни Джонс, высоко оценённый самим Шерлоком Холмсом во время раскрытия дела «Знака четырёх» вместе с новым союзником, обретённым в швейцарских Альпах, сделают всё возможное, чтобы покарать заокеанских злодеев, проникших в такое место, о котором и говорить страшно...

В хорошем детективе у читателя в финале должно возникнуть «ощущение Уотсона» — как так, ведь всё же было очевидно и текст содержал столько намёков на личность «дворецкого», а я так ничего и не понял, ну разве что кое-что. В «Мориарти» ничего подобного не происходит. О сути происходящего начинаешь догадываться с обложки и к середине книги уверенно всё понимаешь. Поэтому и чтение становится несколько натужным. «Дом шёлка» я прочитал за пару дней, «Мориарти» же мучил целую неделю.

Книга на одну трубку, но прочтения всё же заслуживает, ибо даёт ответы на те вопросы, что не успел дать сам сэр Артур Конан Дойл.

P.S. И «Пляшущие человечки» и «Долина ужаса» опубликованы уже после «Последнего дела», а точной привязки ко времени в «Человечках» просто нет.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Энтони Горовиц «Дом шёлка»

lammik, 6 июля 15:48

После того, что Адриан Конан Дойл сотворил с литературным наследием отца, отношение моё к остальным наследникам сэра Артура, скорее, скептическое. Поэтому к чтению «Дома шёлка» я приступил без пристрастия и лицеприятия.

Да, текст рассказа действительно стилизован под манеру Артура Конан Дойла, но это на микроуровне. Если взять какой-либо абзац, то и не отличить. При увеличении же масштаба становится очевидным, что «Дом шёлка» — это современный роман о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне. Во-первых, оба главных героя заметно изменились, особенно Уотсон, постоянно рефлексирующий, переживающий не только о том, что когда-то назвал Лестрейда «человеком с лицом крысы», но и за печальные перспективы лондонских беспризорников и даже за дальнейшую судьбу преступников, коих они с Холмсом передали в руки правосудия. Во-вторых, по всему роману рассыпаны упоминания рассказов Канона. Это и «Союз рыжих» и «Холмс при смерти» и «Последнее дело», а также множество других. Вплоть до того, что в беседе с Уотсоном Мориарти нахваливает рассказ «Медные буки». Ах да, в «Доме шёлка» на радость фанатам помимо Холмса с Уотсоном отметились инспектор Лестрейд, миссис Хадсон, Майкрофт Холмс с Мориарти, а герой малоизвестного рассказа «Постоянный пациент» доктор Персиваль Тревельян играет в сюжете романа весьма важную роль.

Наконец у самого Конан Дойла не встречалось произведений с интригой внутри интриги как здесь, в те неискушённые времена так просто не писали. И уж тем более сложно представить себе появление в конце позапрошлого — начале прошлого века романа, раскрывающего страшные тайны «Дома шёлка».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Олег Дивов «Эффект плацебо»

lammik, 4 июля 18:35

Слова о том, что все плохо понимающие русский язык ещё не уничтожены только благодаря врождённому миролюбию русского народа принадлежат не Олегу Дивову, а его лирическому герою, от лица которого и ведётся повествование. Есть такая штука как ирония.

Точно так же и текст стилизован под этого самого лирического героя в высоком звании. Слава Богу, сам Дивов уже неоднократно доказал, что писать может совершенно по-разному с учётом достижения желаемого эффекта и личностных особенностей персонажей.

Ну а восприятие юмора — вещь настолько индивидуальная, что спорить о нём так же полезно как о вкусе фломастеров.

Рассказ, конечно, своеобразный и не лучший у Дивова, но уж точно не скудоумный.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Александр Санфиров «Вторая жизнь»

lammik, 2 июля 18:39

Прочитав один роман Александра Санфирова про «попаданцев» в СССР, можно смело считать, что прочитал их все, ибо основная фабула из раза в раз повторяется с небольшими изменениями.

Некий дедушка в наше время помирает, и его сознание переносится в его же тело в юности. После этого начинается неостановимая череда успехов на профессиональном фронте (тут есть различия — футболист, врач, бармен) и на фронте любовном (тут различий нет — все встреченные особи женского пола мечтают если и не вступить в брак с нашим героем, то хотя бы устроить взаимное познание в библейском смысле слова). Всё начальство, и не только оно, с первой и до последней страницы не перестаёт восхищаться бравым «попаданцем». На тех, кто не восхищается, оказывается благотворное физическое воздействие. Тут под таковое ухитрился попасть даже импортный шпион.

На каком-то этапе автору надоедает возиться с очередным alter ego, события резко ускоряются, и читателю остаётся наслаждаться подвешенным финалом. Очевидно, что делать с героем дальше автору просто невдомёк.

Есть ли смысл читать эти книги? Как минимум одну причину назову — автор неплох в бытописательстве, атмосфера эпохи, насколько я могу судить, воссоздана достоверно. Разве что всесилие и вездеприсутствие КГБ, что берёт героя на заметку чуть ли не на школьной скамье, здорово преувеличено.

Ну и конкретно в данной книге Саня-бармен никаких высоких целей себе не ставит, вот Серёга-врач спасал СССР, а Вовка-центровой метил в чемпионы мира. Если учесть, что Серёга с Вовкой были брошены автором задолго до достижения намеченного, то с Саней получилось даже честнее.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Виктор Колупаев «Настройщик роялей»

lammik, 30 июня 17:22

Ходит по городу настройщик. Днём он настраивает музыкальные инструменты, позволяя им звучать так, как должно. А вечером, после работы, настраивает будущее звучание целого города. Ведь если детские души будут порождать только чистые ноты, то когда дети вырастут, гармония в их отношениях друг к другу сохранится. И мир станет чуть лучше. В этом, а не в раздаче конфет и игрушек, смысл финала рассказа.

А ещё в «Настройщике роялей» есть масса по-настоящему смешных моментов, каждый из визитов мастера подан с юмором. Притом все клиенты старого настройщика получают немного счастья, в том числе и не самые приятные, исправлять их уже поздно, но и диссонанса в городской мелодии станет меньше.

Оценка: 8
⇑ Наверх