FantLab ru

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Вторая Академия»

lammik, вчера в 16:21

В третьей книге трилогии все ищут Второе Основание. Сначала поиском занят Мул с подручными, затем — группа заговорщиков с Терминуса во главе с сыном Байты Дарелл. У Первого Оратора с товарищами проблема. Нужно сделать так, чтобы «нашедшие» Второе Основание были убеждены в своём успехе и при этом сохранить организацию для последующей корректировки истории. Лес рубят — щепки летят. И поэтому для выполнения задачи подвергаются орбитальной бомбардировке планеты, и даже развязывается звёздная война. С одной стороны увлекательных приключений стало гораздо больше, а с другой — стройная концепция психоистории выродилась в банальную идею о могущественном тайном обществе, которое существует столетиями и управляет миром (в данном случае — Галактикой).

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «Академия и Империя»

lammik, 10 августа 13:51

Пока Основание на Терминусе готовит приход Второй империи, Первая никуда не делась. И вот уже молодой и полный амбиций генерал Бел Риоз решает добыть немного славы, разгромив миры Основания. И только «мёртвая рука Гэри Селдона» способна остановить нашествие.

Роман состоит из двух частей. И присутствие их в составе одной книги кажется чьей-то шуткой. Часть первая, «Генерал», хорошо бы смотрелась в составе первой книги цикла. Историческая предопределённость, против которой нет шансов у обычного человека. А вот вторая показывает, что бывает, когда за дело берётся человек необычный. Грозный мутант Мул вскрывает как нож консервную банку все психоисторические построения Селдона, и вот уже череда политологических этюдов сменяется фантастическим детективом с финальным твистом и даже с историей обречённой любви. Полагаю, все читатели, что жаловались на скучность «Основания» и «картонных персонажей» остались довольны. Тут с ними всё в порядке, особенно хорош старый чудаковатый доктор Эблинг Мис и сам властелин Галактики Мул. Остаётся ждать, что же придумает Второе Основание для того, чтобы вернуть Галактику на предсказанный Селдоном путь.

Ну и невозможно отрицать влияние трилогии на дальнейшее развитие фантастического и не только жанра. Даже Вадим Панов аж через полвека до какой-то степени возродил Мула в образе Первого князя Тёмного двора Ярги.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Айзек Азимов «Академия»

lammik, 7 августа 17:53

По плану Гэри Селдона 150 тысяч человек отправились на задворки Галактики на планету Терминус, чтобы создавать Энциклопедию, которая аккумулирует все знания человечества и тем поможет сократить хаос грядущих Тёмных веков.

Красиво и грандиозно! Потрясающая вера в прогресс и торжество разума. Да, люди здесь скорее пешки, мазки кисти, ложащиеся на огромную картину, чтобы увидеть которую нужно отойти подальше. Действительно литература в общем и целом должна быть о людях. Но вот фантастика она ещё и об идеях. Через десятилетия после прочтения можно не помнить деталей сюжета, персонажей и даже того, чем всё закончилось. Но вот идеи откладываются в голове навечно. Те самые, которые когда-то заставили открыть рот от восхищения и гордиться тем фактом, что принадлежишь к одному биологическому виду с писателем.

Знаю, что многие не поймут такого подхода. Ну так они и красоту шахматной партии оценят только в том случае, если написать как дрожал от страха король, когда под стенами его замка вражеский боевой слон топтал королевского советника.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Фантастика»

lammik, 4 августа 16:05

10 мая 1980 года. В Подмосковье случилась страшная авария, в которой погибли все пассажиры рейсового автобуса. Все, кроме двух. Сергей Дорин и Роберт Дарновский выжили, и не просто выжили, а получили Дары.

Если уж книга весьма прямолинейно называется «Фантастика», отражая содержимое на обложке, то её главы стоило назвать по тому же принципу:

Глава I. Увлекательная

Глава II. Увлекательная чушь

Глава III. Чушь

А то по всему выходит, что Борис Акунин любителей фантастики держит за людей, которые проглотят любой сюжет, в котором есть мистико-фантастический элемент, даже если бросить его на полдороге как фантик от конфеты. Я уж не говорю о том, что оба советских супергероя всю книгу занимались «поеданием чижиков», один использовал телепатию для построения карьеры и укладывания женщин в койку, другой — сверхскорость на ниве спорта и криминала.

Отдельно хочу отметить упоминание в тексте «правозащитницы Новодворской».

«Другой записной красавицей у Анны оказалась полоумная правозащитница Новодворская, экстремистских воззрений которой Роберт не разделял и объяснял их исключительно женской неустроенностью и внешней непривлекательностью. «Да ты что? — поразилась Анна. — Посмотри, какие у нее глаза, какая улыбка! Сразу видно, что она бескорыстна и верит в то, что говорит. На месте мужчины я влюбилась бы в нее без памяти».»

Да, незабвенная Валерия Ильинична в отличие от многих «людей с хорошими лицами» своих мыслей не скрывала, чем принесла стране определённую пользу. «Если бы США напали на Россию, для нас это было бы хорошо. Для России лучше быть штатом США. Но я думаю, что мы американцам не нужны. Поэтому нам надо готовиться к войне с тупостью, деградацией и реставрацией советских порядков.» Уж лучше так, чем поток пустых слов о демократии, правах человека и институтах. По крайней мере честно.

Я всё же верю, что Борис Акунин не фантастику писал, а пародию на неё, но даже у пародии так смазывать финал — однозначно дурной тон.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Детская книга»

lammik, 3 августа 15:01

В 2005 году Борис Акунин решил выпустить в свет свой проект «Жанры». Я, помнится, принёс из магазина сразу три книги с разными членистоногими на обложках. Одной из них и была «Детская книга». Хотя детского помимо главного героя-ребёнка там ничего не оказалось. И с тем же успехом её можно было бы назвать «Мистика-фантастика». Итак, главный герой книги, шестиклассник Эраст Фандорин, поддавшись на уговоры далёкого и очень странного родственника, отправляется в прошлое с целью раздобыть некий артефакт, потенциально угрожающий судьбам всего человечества. Изначально Ластик-Эраст попадает в 1914 год, а уже оттуда в год 1605-ый. Там встречает ещё одного пришельца из будущего, который вместе с польскими интервентами стремится в Москву.

Во-первых, книгу стоит держать от детей подальше, ибо знания истории у них ещё нет, а критическое мышление не развито. Поэтому увлекательный рассказ о том, как прогрессивные поляки во главе с Лжедмитрием, которого очень полюбил народ, противостояли косным и скотоподобным московским боярами, что даже поесть культурно не в состоянии, пресмыкаются перед сильными и вытирают ноги об слабых, скорее повредит, чем поможет понять всю сложную картину одной из величайших трагедий в истории русского народа, называемой Смутным временем.

Во-вторых, Борис Акунин не чурается самоповторов. Сцена смерти Бориса Годунова весьма похожа на сцену смерти Алексея Михайловича из «Алтын-толобаса», Василий Шуйский с Андрейкой Шарафутдиным позже повторились в парочке Автоном Зеркалов — Яшка Срамнов в «Девятном Спасе», алхимик Келли тоже имеет своего двойника в «Алтын-толобасе».

Таким образом книга получилась не детская и политически заряженная, хоть стилистически автор и пытался следовать образцам советской детской фантастики.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Дмитрий Дюков «Последний князь удела. «Рядом с троном – рядом со смертью»

lammik, 30 июля 08:04

Валерий Николаевич Скопин, бизнесмен средней руки, вместо того чтобы проводить время праздно, любуясь западноевропейскими соборами, отправился в приволжский городок, где и встретил лихих людей, разделивших душу и тело Скопина. Однако успокаиваться душе Валерия Николаевича было рано. Очнулся он в теле царевича Дмитрия Углицкого, сына Ивана Грозного аккурат в 1591 году.

Обычно авторы литературы о «попаданцах» отправляют в прошлое своё alter ego, наделяя того собственными знаниями и умениями. Из близких примеров на ум приходят «Отрок» Евгения Красницкого и «Царёв врач» Александра Санфирова. У Дмитрия Дюкова вышло не так. Сам он, судя по всему прекрасно разбирается в истории описанного периода, картину даёт сложную и многообразную, явных анахронизмов не наблюдается. Герой же его историю знает в лучшем случае в пределах школьной программы, зато имеет медицинское образование и деловые навыки. Едва придя в себя в новом теле, Скопин разворачивает прогрессорство по всем фронтам — прикладная химия (ощутимо не хватает формул, я серьёзно), металлургия, оружейное дело, агрономия, машиностроение, ткацкое дело, вакцинация населения от оспы (хотя правильнее говорить о вариоляции в данном случае). При этом автору удаётся не уморить читателя скукой как ни странно, хоть никаких приключений со свистом пуль и звоном шпаг в книге нет. Ближайшим аналогом романа могут служить умиротворяющие экономические стратегии типа Settlers, где боевые действия не более чем элемент разнообразия игрового процесса, а никак не самоцель. Да ещё, текст намеренно насыщен архаизмами, что конечно же не делает его текстом XVI-XVII веков, это всего лишь авторская имитация.

К сожалению роман не закончен. Причём как в бумажном варианте (более жуткой обложки, не имеющей никакой связи с содержанием книги, сложно придумать), так и в сетевом варианте, хотя последний и длиннее бумажного едва ли не в два раза. Так что, если вы сторонитесь незаконченных книг, то я предупредил. Если же никаких предубеждений нет, и вам небезынтересны истории о «попаданцах» в прошлое, то ознакомиться с «Последним князем» однозначно стоит. Один из лучших образцов жанра.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Александр Беляев «Остров Погибших Кораблей»

lammik, 23 июля 09:12

В 1923 году в Голливуде появился на свет немой и чёрно-белый фильм «Остров потерянных кораблей» (The Isle of Lost Ships) режиссёра Мориса Турнера. Если верить порталу imdb, а верить приходится, ибо плёнки с фильмом не сохранилось, речь там шла о потерпевшем крушение корабле в Саргассовом море, жестокий капитан которого принуждал несчастную женщину в двадцать четыре часа выбрать себе пару из разношёрстной компании. Судя по этому синопсису трэшак был знатный. Не знаю, какими судьбами плёнка попала в Советскую Россию, но первая часть романа Александра Беляева оказалась именно «новеллизацией» этого фильма, о чём читатели «Всемирного следопыта» честно предупреждались. Отсюда и калейдоскопическое мелькание сцен, бедные характеры персонажей и общая неправдоподобность. А вот во второй части, которую можно было бы назвать «Возвращением на Остров» фантазию автора уже ничего не сдерживало, и он нам выдал привычного «русского Жюля Верна» с рассказами про океанские течения, морских обитателей и историю кораблестроения. Так что не спешите с обвинениями в плагиате.

Стоит сказать пару слов о советской экранизации «по мотивам». Довольно типичный перестроечный фильм с небольшой дозой эротики, низкопоклонством (Ларису Долину перекрасили в чёрный цвет ради песни на английском, сейчас бы за такое закидали тапками, а тогда прошло на ура) и простой моралью — цените то, что имеете. Сам фильм фактически «украл» Константин Райкин, персонажа которого у Беляева вообще не было. Посмотреть из любопытства стоит.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Сергей Лукьяненко «Изменённые»

lammik, 22 июля 16:24

Первая книга цикла вышла отличной, чудеса и тайны фонтаном — Инсеки, Прежние, Продавцы, Высший. И с каждым из этих понятий связана целая горсть различных загадок. Которые, к чести писателя, довольно убедительно оказались разгаданы со временем. Третий том закрыл все темы, получил ударный финал. И вот тут бы стоило остановиться. Но видимо появилось желание удивить и сделать «не как всегда». И том четвёртый запомнился во-первых несколькими впечатляюще удачными описаниями сцен космического масштаба, а во-вторых авторским мнением о том, что в каждом продукте сингулярности сидит рептилия, что жаждет всё вокруг сожрать. Тогда как у классиков, что у Кларка, что у Стругацких оставалось пространство для принципиально непознаваемого обычным человеческим мозгом просто в силу фундаментальных ограничений. И в это как-то верилось лучше.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Сергей Лукьяненко «Лето волонтёра»

lammik, 21 июля 16:08

Трилогия «Изменённые» выглядела и являлась завершённой, загадки разгаданы, ответы получены, Земля отбита у пришельцев. Поэтому идея продолжения изначально выглядела сомнительной. Предчувствия не обманули. В «Лете волонтёра» рябит в глазах от сингулярных сверхсущностей, которые ведут себя совершенно антропно и легкопознаваемы. К сожалению, здесь Сергей Лукьяненко отступил от «заровского» принципа. Главный герой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не стал отказываться от всемогущества.
Вследствие чего перестал быть человеком и утратил убедительность. Боюсь, что бытие сверхсуществ более-менее внятно может описать только другое сверхсущество. А то получается совсем наивно — прилетели, слегка подрались, поговорили, я им всё объяснил, разлетелись довольные собой и друг другом.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Сергей Лукьяненко «Кваzи»

lammik, 21 июля 06:49

Похоже, что в «Кваzи» Сергей Лукьяненко вспомнил полученную специальность. Дилогию можно рассматривать как сеанс психотерапии для читателей. Казалось бы, что всё просто ужасно. Катастрофа превратила большую часть человечества в восставших, которые охотятся за органикой, блуждая вокруг крупных городов. Заодно появился практически новый вид человека, перспективы сосуществования с которым у людей туманны и даже угрожающи. Но тут писатель сумел весьма и весьма ловко вывернуть реальность своей книги, и сумрачное будущее человечества вдруг обернулось сияющим грядущим. Такая вот порция надежды и ободрения из книжного магазина.

Что до сравнения частей дилогии, то его едва ли стоит производить. Это как с матрёшкой. Не в том смысле, что внутри деревянной куклы сидит другая, поменьше. А в том, что каждая матрёшка состоит из двух частей. И можно, конечно, сказать, что верхняя лучше, так как там голова. Но в то же время без нижней теряется целостность и завершённость.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Сергей Лукьяненко «КВАZИ»

lammik, 19 июля 15:14

2027 год. Десять лет назад на Земле разразилась Катастрофа. Люди перестали умирать. Точнее умирать-то они продолжили, но тут же восставали, чтобы превращать в себе подобных окружающее население. Часть из восставших сумели со временем возвыситься, став кваzи — особую форму разумной жизни. У дознавателя смертных дел Дениса Симонова собственные счёты с восставшими и с кваzи, поэтому необходимость совместной работы с одним из них он воспринял без особого восторга.

С одной стороны это довольно стандартная история про двух напарников-полицейских, абсолютно друг на друга непохожих, которым в силу обстоятельств приходится работать вместе. Точно так же стандартно общее дело приводит если не к дружбе, то к взаимному уважению. А с другой стороны это «фантастика Пути» Сергея Лукьяненко, где обычный человек постепенно получает если и не всемогущество, то ключ к самому существованию человечества и так же традиционно от него отказывается.

Так что важно не что, происходит в книге, а как. И вот тут всё как минимум неплохо. Автору удалось сказать новое слово в банальном зомби-постапокалипсисе. По крайней мере внятно объяснено, зачем безмозглым тварям людские мозги.) Читается всё традиционно запоем. Собственно из всех романов Лукьяненко такого не могу сказать только про «Конкурентов», «Заставу», «Лорда с планеты Земля» и совместных вещей.

Достойная перечтения вещь. Хотя понимаю, что в плане потенциального плюсования гораздо удачнее был бы отзыв про то, что «Лукьяненко уже не тот».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Огненный перст»

lammik, 15 июля 13:39

Сначала о хорошем. Сама идея рассказать об истории одного рода со времён становления Руси аж до начала XX века прекрасна и замечательна. Удивительно даже, что до Акунина к ней никто не пришёл. Ну или я об этом ничего не знаю.

Теперь о нехорошем. Сквозь весь цикл красной нитью проходит авторская тенденциозность. В угоду собственной концепции Борис Акунин расстался с намёками на беспристрастность. Концепция состоит в следующем. Есть замечательная Европа — обитель свобод и колыбель цивилизации, люди там приветливы и незлобливы. А есть Азия, где всё ровно наоборот, каждый лишь ступенька в общественной лестнице, в каждом в любую минуту может открыться нечто звериное и очень опасное. И вот на будущую русскую землю ступила нога европейца Дамианоса. Там он встретил прекрасную дикарку, которая тут же посчитала его богом и предложила себя без лишних слов. Согласившись, Дамианос обрёк своих потомков на бесконечные страдания из века в век. Сам аминтес так и не вернулся в родной Константинополь ,приняв ужасную смерть от яда, а заодно утонув. С той поры род характерными пятнами, мучаясь из века в век начал свой путь на русской земле.

Так что Борис Акунин не «Историю» пишет, а внушает читателю свои и своих единомышленников идеи, пусть в развлекательном жанре. Отсюда и бесполезность критики исторических неточностей и подтасовок. Надо просто понимать, что именно вы читаете.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Князь Клюква»

lammik, 15 июля 08:43

1206 год. Ингварь, князь Свиристельский, получил от своего брата Борислава, в своё время сбежавшего из дома, письмо. Тот пишет, что попал в плен к половцам, а те за свободу и жизнь князя требуют аж 400 гривен. И встал перед Ингварем непростой выбор — спасти брата, разорив княжество или же обречь того на гибель, сохранив казну и не влезая в долги.

А мне «Князь Клюква» понравился. Нет, все условности, конечно, видны. Но так ведь это не просто история. Это такая рыцарская баллада в прозе. Где честный и рачительный Ингварь оказывается куда как ближе к самой сути понятия «рыцарство» нежели харизматичный, но пустоватый Борислав. К тому же повесть сильно выигрывает в настроении на фоне остальной акунинской «Истории Российского государства», где относительно оптимистичными являются помимо неё разве что «Бох и Шельма», а также «Седмица Трёхглазого».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Борис Акунин «Плевок дьявола»

lammik, 13 июля 12:22

1051 год н.э. В Киев прибывает византийское посольство во главе с епископом Агафодором. Принял посольство в Вышгородском замке третий сын Великого князя Ярослава Мудрого Святослав Ярославич. Результатом посольства явился брак Всеволода, еще одного сына Ярослава, с Марией, дочерью императора Константина Мономаха, а также появление в княжеской люльке младенца с характерным пятном на лбу.

Древнерусская чернуха. За респектабельным фасадом древнерусского государства творятся различные злодейства и непотребства, так что в Вышгороде сложно будет пройти десяток шагов, не столкнувшись с тем или иным призраком.

Никакой независимости русской церкви от Константинополя в то время не появилось. Митрополиты как и раньше назначались патриархом. С датами Борис Акунин тоже что-то напутал. Зоя Порфирородная умерла в 1050 году. Упоминается, что поход русского флота под стены Константинополя случился семь лет назад (речь, очевидно, о Русско-Византийской войне 1043 года). Получается, что посольство случилось в 1050 году. Однако, первенец Святослава Ярославича Глеб Святославич родился в 1052 году. Соответственно и посольство должно относиться к 1051 году. Более того, брак Всеволода с Мономахиней уже состоялся за несколько лет до описываемых событий в 1046 году, а тут он описывается как дело будущего.

Я понимаю, что от художественного произведения требовать исторической точности неуместно. Но в данном случае писательская фантазия излишне вольно тасует факты в угоду авторскому видению русской истории.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Борис Акунин «Огненный перст»

lammik, 12 июля 16:16

855 год н.э. Князь северян Воислав отправляется с караваном кораблей по Бог-реке брать таврический город Керкинтий. Сопровождает дружину некто Гад, получивший сие прозвище не за то, о чём вы подумали, а за мудрость. Вот только Гад оказался настоящим гадом, а точнее аминтесом — византийским шпионом, завёл он в ловушку дружину бесхитростного Воислава. Умевший плавать, но не знавший Полярной звезды, князь сгинул в черноморских водах. А Гад отправился на отдых в Константинополь, ожидать нового задания от своего начальника пирофилакса.

Читать повесть проще всего при соблюдении одного из двух условий — ничего не знать об истории Византии, Руси, славянских племён либо относиться к чтению как к псевдоисторическому славянскому фэнтези в духе Семёновой-Дворецкой-Прозорова, где греческий ниндзя в сопровождении двух зомби и гейши защищает Огонь Империи от вождей дикарских племён. Ведь даже в небольшом прологе имеется куча грубых ошибок. Во-первых, северяне жили между Днепром и Доном. Соответственно по Бог-реке (она же Южный Буг) никак не могли спускаться к Чёрному морю. Во-вторых, Керкинтий, в котором легко угадывается Керкинитида (античная колония на месте нынешней Евпатории), к описываемому времени уже сотни лет как обезлюдел благодаря скифам. В-третьих, ориентироваться в пространстве воины должны были уметь по определению, по звёздам в том числе.

От легендарных основателей Киева остались только князь Кый и его конюх Хрив. Аскольд и Дир превратились в одного человека Хаскальда Дюра. Зачем плодить сущности? Сам Дамианос Лекос — это такой типичный акунинский герой, специалист по единоборствам, психолог, да ещё и лекарь. Финал тоже заставляет вспомнить сразу несколько акунинских вещей. В первую очередь, конечно, «Героя иного времени».

В итоге имеем типичное акунинское произведение, читающееся не без удовольствия. Всё же рассказчик он отменный. Но при этом упаси Бог вам по нему составлять своё представление об истоках русской истории.

P.S. А вот как раз претензии по поводу использования термина «миля» вместо «стадия» являются необоснованными. Речь ведь не об античных временах. Сами византийцы называли себя ромеями. И понятно, что шаги римских солдат им были ближе стопы Геракла.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Борис Акунин «Он уходя спросил»

lammik, 8 июля 11:39

Василий Иванович Гусев, чиновник Министерства внутренних дел, не смог отказать в помощи своей старой знакомой Алевтине Романовне Хвощовой, когда неизвестные похитили её маленькую дочь Дашеньку. Помимо Гусева Хвощова привлекла к поискам дочери американскую сыщицу Мари Ларр. Простое на первый взгляд дело с единственным подозреваемым со временем становилось всё запутаннее.

Уж и не знаю, что тому виной, но Борису Акунину наконец-то удалось написать книгу, сплошь состоящую из неприятных персонажей. Сам Гусев не только постоянно прощает, как говорят в народе, слабую на передок, супругу. Так ещё и бросает якобы любимую дочь в тот момент, когда жена окончательно выгоняет его из его же дома. О том, что получив огромную взятку, Гусев догадался выдать расписку на всю сумму, я уже молчу. Для остальных персонажей тоже сложно подобрать добрые слова.

Сам сюжет набран из запчастей, щедро позаимствованных из других романов автора. Похищение ребёнка («Коронация»), неверная супруга — служительница муз («Чёрный город»), беспринципный слуга закона на страже государства (ну таковых много, проще вспомнить где у Акунина таковых не было).

Для воссоздания атмосферы эпохи в книге мелькают поэт Маяковский, Распутин, Ида Рубинштейн и так далее. Но в одном месте при этом упоминается Тюменская губерния как родина Распутина, но такой в Российской империи не было, Тобольская, да, была.

То ли Борису Акунину надоел проект «История Российского государства», то ли оставило вдохновение писать о России и её истории вообще, то ли сказываются последствия перенесённого ковида, но только вот точка в истории древнего рода с характерными пятнами на лбу упала на бумагу бесформенной кляксой.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «На пути к Академии»

lammik, 5 июля 20:28

Это очень грустная книга. Жизнеописание Гэри Селдона не как бег по лестнице, где каждая ступенька — очередное достижение, кирпичик в здании Психоисторического Проекта, а как череда потерь и утрат человека, посвятившего жизнь работе и оттого не познавшего в достаточной мере простых, но столь необходимых радостей жизни с близкими людьми, и теряющего их одного за другим. Вероятно, настроение книги задаётся состоянием самого писателя, предвидевшего свою близкую смерть, но до последнего часа не утратившего литературного мастерства. Тот самый нерукотворный памятник великому, даже не американскому, а человеческому, фантасту Айзеку Азимову.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «Прелюдия к Академии»

lammik, 27 июня 18:39

На Декадном математическом конгрессе Гэри Селдон, учёный с Геликона, делает свой доклад, доказывающий теоретическую возможность создания психоистории, науки, способной предсказывать будущее для человеческих сообществ. С этого момента Гэри становится интересен всем — Императору, его врагам и врагам его врагов.

«Фантастика Пути» задолго до Сергея Лукьяненко. Немного жаль, что маршрут проложен далеко не самим Селдоном. По сути его ведут из точки в точку, обогащая мозг встречами и впечатлениями, с одной единственной целью — заставить поверить в свою же идею. Поразительное разнообразие культур в разных секторах Трантора, нашлись даже потомки космонитов с Авроры. Удивительно, как при такой гетерогенности на столичной планете Империя умудряется управлять двадцатью пятью миллионами миров.

На выходе имеем довольно увлекательную приключенческую повесть, где «отец психоистории» не столько погружается в размышления, сколько бегает и дерётся. Никаких откровений в тексте также нет, про психоисторию и Нулевой закон было известно из более ранних произведений. Но в целом всё очень крепко слеплено, скучать не приходится, а встреча со старым знакомым «Дэ-ни, другом Бэй-ли» не могла не порадовать и не добавить книге очарования «золотого века НФ».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Север Гансовский «Стальная змея»

lammik, 20 июня 11:15

Подводное землетрясение в Атлантике пробудило древнее зло, и вот уже отдыхающие на пляже Заячьего острова в Ленинграде подверглись атаке из невских глубин.

Рассказ неверно воспринимается читателями как некий ужастик, аналогичный фильму «Челюсти» с многочисленными продолжениями, но только в советском Ленинграде. А «Стальная змея» никакого отношения к триллерам и прочим хоррорам не имеет. И не только потому, что рассказ этот написан задолго до сценария фильма Спилберга. Если бы Север Гансовский захотел нагнать ужаса и жути, то он легко бы это сделал. Достаточно вспомнить «Хозяина бухты» и «День гнева». Но здесь он засеял словами делянку чистого юмора. Недаром же в самом начале проясняется ситуация со счастливым финалом истории. А какие смачные типажи! Представительница «богемы» Анетта Михайловна, её сосед алкоголик-водопроводчик Матвей Фёдорович, студент-первокурсник на свидании с лимитчицей из Костромы, советский милиционер-фронтовик, бьющий гадину прямо в глаз из ТТ. Ну и наконец единственная жертва природной катастрофы, про которую всё становится ясно из короткого предложения: «В его карманах были обнаружены две пачки денег в сумме двадцать тысяч рублей и несколько незаполненных бланков 5-й мыловаренной артели с круглой печатью.»

Читая, прямо отдыхаешь душой.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Александр Беляев «Последний человек из Атлантиды»

lammik, 18 июня 16:32

Сколотивший состояние на мировой войне американский миллиардер Солли решает сделать подарок человечеству, а именно разыскать затонувшую Атлантиду. В поисках к нему присоединяется одержимый той же идеей учёный Ларисон. Несколько лет целая флотилия из малых подводных лодок прочёсывает дно Атлантики, и всё безрезультатно. Вот уже миллиарды Солли превратились в миллионы, он всё глубже погружается а в бездну отчаяния, и только энтузиазм Ларисона не убывает. Археолог пишет воззвание к нациям мира с просьбой о помощи в поиске древней цивилизации, и те откликаются на зов. Легендарная Атлантида обнаружена. По прошествии нескольких лет изучения того, что от неё осталось, Ларисон напишет книгу о последних днях Атлантиды.

Чувствуется, что при написании книги Александр Беляев играл не на своём поле. «Последний человек» — не фантастика, а мифологическая история. Чем всё закончится для многочисленных персонажей с труднопроизносимыми и труднозапоминаемыми именами ясно заранее. В молодого парня, который создал многокилометровый барельеф на скале, на руке которого помещается целый город (и это всё в бронзовом веке), вообще не верится. Ну а главное, в процессе чтения частенько приходится откровенно скучать.

Искупают недостатки два момента. Во-первых, впечатляюще выписана картина катастрофы. Литосферным плитам абсолютно безразличны страсти копошащихся на поверхности планеты людей. Они продолжат своё беспощадное движение миллиарды лет, меняя облик планеты. Во-вторых, показана ценность знания. Носители которого — последние атланты зажигают огоньки цивилизации по всему миру.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Александр Беляев «Вечный хлеб»

lammik, 12 июня 10:47

Профессор Берлинского университета Бройер ради скорейшего завершения дела всей своей жизни — решения проблемы голода на планете перебрался на остров Фёр, что в Северном море. Но совсем отрешиться от проблем внешнего мира не удалось, на острове профессор познакомился со старым Гансом, медленно умирающим от голода на своём маяке. Сочувствие к старику, а также необходимость испытать «вечный хлеб» на постороннем привели к тому, что секретный состав покинул лабораторию профессора. А как говорил «старина Мюллер»: «Что знают двое — то знает и свинья». С этого момента мир был обречён.

Повесть не столько про голод или революционное открытие, сколько про людей. О них и напишу. Профессор Бройер — однозначно преступник, виновен в халатности. Если уж хочешь накормить Ганса и узнать, чем закончится поедание твоего «хлеба», то приглашай его к себе ежедневно и корми. Тогда и целей достигнешь и секретность соблюдёшь. Что касается рыбаков, то их вины в произошедшем нет. Люди выросли в крайней бедности, у них просто нет умения обращаться с деньгами, отсюда и биллиардные шары, зубоврачебное кресло и труба. Собственно оттуда же и анекдоты про «новых русских» из 90-х годов прошлого века.

Что касается «биомассы» (Кто сказал Туранчокс?), то достаточно было хранить её в сосудах с изменяющейся площадью горлышка, чтобы регулировать скорость роста. Причём параметр этот можно подобрать так, что рост «хлеба» вообще прекратится.

Есть в повести нечто сродни антикварности (даже Северное море названо Немецким, а Фризские острова Фридландскими), что заставляет воспринимать её с почтением и не фокусироваться на недостатках.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Артур Конан Дойл «Как Ватсон учился делать «фокусы»

lammik, 11 июня 12:48

Смешной одностраничный рассказ на примере Уотсона доказывающий, что дедуктивный метод — это не столько наука, сколько искусство. Мало проявлять чудеса наблюдательности, гораздо важнее правильно интерпретировать наблюдаемое.

Ну и в защиту дантиста Холмса хочу сказать, что современные его коллеги рассылают СМСки, напоминающие о времени и дате визита. Так почему бы борцу за здоровье зубов сотню лет назад не использовать доступный на тот момент метод? Гораздо проще разориться на конверт и марку, нежели впустую прождать забывчивого пациента.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Артур Конан Дойл «Благотворительная ярмарка»

lammik, 11 июня 10:13

Как детективный рассказ «Благотворительная ярмарка» не выдерживает никакой критики. Тут даже нет преступления. И не в том смысле как в «Человеке с рассечённой губой» или в «Знатном холостяке». «Угадывание мыслей» Уотсона куда как больше впечатляет в «Картонной коробке». Но зато своему прямому назначению рассказ соответствует идеально. С изящным остроумием Артур Конан Дойл позаботился о судьбе крикета в Эдинбургском университете. И если даже вопреки британской любви к традициям крикет будет позабыт, «Благотворительная ярмарка» всё равно будет читаться с удовольствием внезапной встречи с давно потерянным другом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Алексей Вязовский «Я — Распутинъ. Книга вторая»

lammik, 10 июня 13:49

На удивление активный «попаданец». Вместо того, чтобы влиять на историю, вешая правильную «лапшу» на уши царскому семейству, создаёт партию, выигрывает с ней выборы в Думу, летает через Ла-Манш на детище весёлого галльского гения из фанеры и тряпок, строит заводы, ведёт переговоры с Ротшильдами и германским кайзером и между делом успевает «изобрести» бюстгальтер и даже взорвать британский броненосец прямо в Портсмуте.

Всё бы хорошо, но текст больше похож на беллетризацию «плана по спасению России» нежели на литературное произведение как таковое. У «спасателя СССР» Русина была некая внутренняя сумасшедшинка, которая и не давала читателю заскучать. Здесь же всё слишком всерьёз и излишне благолепно. Будто и не с живыми людьми имеет дело герой, а с настоящими винтиками. Где вкрутил, там и работает, не ломаясь. А при малейшей строптивости достаточно взглянуть на дерзеца «фирменным распутинским взглядом», и вот уже тот счастлив сделать всё возможное и невозможное для Григория Ефимовича.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Том Годвин «Неумолимое уравнение»

lammik, 5 июня 15:30

Понимаю, что рассказ настолько древний, что Стругацкие на момент написания ещё не вывели свою формулу фантастики: «Чудо. Тайна. Достоверность». Чуда тут нет вообще. Главная тайна в том, как вообще эти люди вышли в космос. А достоверностью даже и не пахнет. «Не верю!» хочется повторять безостановочно до последней строки рассказа.

«Неумолимое уравнение» — слабый манипулятивный рассказ с проседающей логикой и разгулявшимся авторским произволом. В грузовой отсек космического челнока проникает посторонний, теперь по инструкции пилот обязан его убить. На двери отсека была надпись: «Не входить», примерно как на туалетной кабинке в парке, но в парке помимо надписи ещё и замок используется. Никакого инструктажа для пассажиров космических кораблей, очевидно, не происходит, и вследствие этого они расслаблены как отдыхающие на анапском пляже. Хотя даже во время речных круизов по Волге поначалу довольно долго и нудно объясняют где искать спасательные жилеты и как попасть на плот в случае разного рода неожиданностей. Я уже не говорю о том, что везде и всегда должен быть запас прочности. Ибо в противном случае космическая экспансия обречена на провал.

Хуже рассказ могло сделать только то обстоятельство, если бы зайцем оказался маленький мальчик дошкольного возраста, решивший поиграть в прятки и неудачно выбравший для этого место.

По ходу чтения появилось ощущение, что у нас «Неуловимое уравнение» перевели и напечатали с единственной целью — показать, какие всё же бездушные эти американцы.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Лино Альдани «Луна двадцати рук»

lammik, 4 июня 13:40

«Формально правильно, а по сути издевательство.» Этой цитатой из Ленина рассказ характеризуется всецелостно. Лино Альдани удалось придумать дичайшую ситуацию, а затем найти из неё выход, который, положа руку на сердце, не устроит никого. Безумное положение экипажа космолёта «Ибис» обусловлено исключительно авторским волюнтаризмом, обрушившим на головы несчастных аж три «антирояля». Лучшей концовкой было бы фатальное столкновение космолёта с астероидом на обратном пути.

Но чего не отнять у рассказа, так это запоминаемости.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «Транторианская империя»

lammik, 30 мая 18:44

Хороший цикл, с таким, знаете ли, винтажным налётом. Если сильно не завышать ожидания, ориентируясь на имя автора, то можно получить немалое удовольствие от прочтения. Другое дело, что зарождение, рост и расцвет Транторианской империи заслуживают куда как более солидного отражения в литературе. Да что уж там теперь говорить. Несколько выбивается из трилогии роман «Звёзды как пыль», там и Трантора нет как такового даже в виде упоминания, и пропаганда достижений демократии лежит на поверхности, проповедуется грубо и навязчиво. Зато в «Гальке в небе» целая россыпь идей. Тут и улучшение мыслительных способностей любого индивидуума, и путешествие во времени, ну и столкновение культур в центре внимания. Ну а «Космические течения» — это просто красиво, даже на уровне идеи. Плюс довольно увлекательный детективный сюжет, который трудно расщёлкать вплоть до последних страниц романа.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Камешек в небе»

lammik, 29 мая 17:39

Джозеф Шварц, портной из Чикаго на пенсии, совершал свою обычную прогулку по городскому парку. Но учёные из местного института ядерной физики уже приготовили необычный эксперимент, напрочь игнорируя требования техники безопасности. Так портной на пенсии отправился на тысячи лет вперёд, туда, где пенсионеров просто нет.

Понятно, что Азимов хотел отразить проблему расизма, которая в 50е годы прошлого века была в Америке куда как актуальна. Но всё же в такое будущее не верится и не только потому, что я как и многие воспитан на гуманистических традициях советской фантастики. У самого Айзека Азимова в той же «Транторианской трилогии» Трантор выкупает Флорину у Сарка, чтобы спасти и переселить всех жителей с планеты. А тут получается, что через много лет Империя в пору расцвета абсолютно иррационально издевается над своими подданными на одной из планет.

Для литературного дебюта получилось отлично, с лёгким сердцем хочется закрыть глаза на многочисленные совпадения в сюжете, обязательную любовную линию и неправдоподобное супермегаоружие с вирусами, умеющими разделять изотопы (что?!).

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Айзек Азимов «Звёзды как пыль»

lammik, 26 мая 10:27

У нас принято сетовать на то, как советские идеологи гнобили отечественных фантастов, не давая тем развернуться во всю мощь фантазии и интеллекта и заставляя агитировать за светлое коммунистическое будущее. Но роман «Звёзды как пыль» одного из величайших фантастов всех времён также не лишён идеологического заряда, причём в таком количестве, чтобы проняло всех и каждого. Мирные Затуманные Королевства угнетаются планетой с говорящим названием Тирания. Спасти несчастных может только демократия, а понять, что же это за чудо, можно исключительно с помощью Конституции США.

Я редко обращаю внимания на перевод. Но тут особый случай. Я даже полез искать переводчика, некоего И.Ткача. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что это не кто иной как, Генри Лайон Олди, т.е. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Сказать по правде, роман переведён чрезвычайно небрежно. Чтобы не быть голословным приведу конкретные примеры.

«В Галактике насчитывается от одного до двух тысяч биллионов звезд, являющихся источниками света и тепла. Среди них есть пятьсот биллионов планет, где уровень гравитации в одних случаях составляет 120 процентов земного, а в других не достигает и шестидесяти. Некоторые из них слишком жаркие, другие — слишком холодные. Атмосфера многих ядовита, потому что состоит преимущественно или полностью из неона, метана, аммония, хлоридов, даже силиконового тетрафлуорида. На некоторых планетах нет воды, другие состоят почти сплошь из океанов, наполненных сульфатодиоксидами. На третьих нет углерода.» В русском языке нет биллионов, только миллиарды. Аммоний — это катион, т.е. положительно заряженный ион. Вероятно, речь об аммиаке. Силиконовый тетрафлуорид — это, видимо, тетрафторид кремния. А сульфатодиоксиды — двуокись серы.

«А вот по дороге назад нас сбил метеор.» Метеор — это исключительно атмосферное явление, сбить никого не может. Раньше метеорами называли вообще все атмосферные феномены. Отсюда и название такой области знаний как метеорология.

«Там в подробностях были описаны десятки тысяч звезд, и каждая изображалась в трех проекциях. Справочник состоял из сотен страниц этих проекций, обозначенных греческими буквами Р (ро), Q (тета), Ф (фи).» Зачем звёзды изображать в трёх проекциях? Очевидно, что речь о трёхмерных координатах.

«Потом я отбыл на Землю, потому что Земля – родной дом гуманизма.» Не гуманизма, хотя и его тоже, а человечества.

«Нету карбондиоксидов. Это совсем нехорошо!» Речь об углекислом газе. Потом они ещё таскают с собой «карбондиоксидные цилиндры». Но что это такое и зачем нужно, я так и не понял.

Сам роман получился наивной сказкой не столько для подростков, сколько для тех, кто помладше. Ну а издательствам, работающим с научно-фантастическими текстами, крайне потребен научный редактор.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Айзек Азимов «Космические течения»

lammik, 23 мая 19:09

Учёный с Земли из Межпланетного Космоаналитического Бюро обнаруживает страшную угрозу, нависшую над планетой Флорина, поставляющей в Галактику уникальный материал кырт. Вот только донести свою ужасную весть до флоринианцев ему не удаётся, некто стирает аналитику память. Так на плантациях Флорины оказался Рик, не помнящий себя и имеющий самое смутное представление об окружающем мире.

Считается хорошим тоном ругать «Транторианскую трилогию». Но если абстрагироваться от действительно великих вещей за авторством Айзека Азимова, то окажется, что это отличный роман с элементами детектива, политическими интригами, борьбой за свободу целой планеты, к тому же показывающий, как росла и крепла мощь Империи Трантора. Более того, читатели могут узнать о CNO-цикле, заставляющем гореть звёзды. Есть, правда, и небольшой минус. Механизм, обеспечивающий вспышки новых звёзд, к описанному в романе не имеет ни малейшего касательства. Ну а уж идею об уникальной планете, обладающей богатством, которого больше нет нигде, кто только не использовал в дальнейшем.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Вадим Панов «Пошли свой голос»

lammik, 16 мая 19:59

Те, кто читал «Кафедру странников», могут помнить, что одним из сюжетов в романе были демократические выборы у Красных Шапок в Южном форте. Сюжет этот по традиции был размазан на весь роман. В данной же повести он слегка пересобран и сведён воедино. Добавлены слова про абьюзеров и токсичность в соответствии с веяниями времени, а также появились намёки на выборы 2020 года в США (Урбек Кумар, один из кандидатов в великие фюреры, даже носит красную бейсболку. Жаль, что на ней нет надписи: «Сделаем Шапок Великим Домом...снова!») с голосованием по почте. Если хорошо помните оригинальный сюжет, то перечитывать не стоит. Если плохо, то ничего не потеряете, прочитав. Всё же «Кафедра странников» по мнению многих остаётся лучшим томом истории «Тайного Города».

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Вадим Панов «Быстрые перемены»

lammik, 16 мая 14:33

После прочтения предыдущего романа цикла — «Тёмных церемоний» оставалось устойчивое ощущение, что чего-то пропустил. И, судя по отзывам, не у одного меня. Так вот этим чем-то является повесть «Быстрые перемены». И хоть она и кажется главой, вынутой из какого-то романа, но успевает внятно ответить на вопросы: «Как Ярга стал Консулом? Куда делся магистр Ордена? Что случилось с Сантьягой?» Отдельное спасибо автору за прояснение судьбы моего любимца уйбуя Копыто.

Хорошо, но мало. Хочется продолжения. Новые персонажи — маг Ордена со странным сочетанием имени и фамилии — Барс де Ларс и другой чуд с говорящей фамилией Морон как-то не впечатлили.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Александр Санфиров «Александр Красовский»

lammik, 15 мая 17:56

«Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто.»

Аркадий и Борис Стругацкие

Александру Санфирову нужно понять одну простую вещь. Не стоит ему писать про «спасителей СССР», шпионские игры, интриги в верхах. Вот даже про то как Вовка-центровой стал чемпионом планеты тоже не стоит. Автор потрясающе описывает реалии эпохи, в этом он, пожалуй, лучший. А мне есть с кем сравнивать. Некоторая приземлённость — это не недостаток, а достоинство. Тут важно, чтобы приземлённость не скатилась в «хомячество», а герой не становился мастером на все руки от скуки. К сожалению, в «Поваре» автор наступил и на те и на эти грабли.

P.S. И да, автор твёрдо заверил, что продолжения у «Повара» не будет.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Александр Санфиров «Шеф-повар Александр Красовский 3»

lammik, 15 мая 17:17

Во второй своей жизни Александр Красовский очень любил свою жену, но когда получил шанс на третью, то решил не повторяться, оставив девушку по месту жительства. Тут как по заказу в Петрозаводск приехала делегация из шведского города Умео, и владеющего языком шведов Красовского (вот для чего была нужна вторая жизнь!), пригласили обеспечивать перевод. Надо ли говорить, что в составе делегации оказалась прекрасная шведка, что немедленно влюбилась в повара и актёра, а впоследствии и писателя.

Повествование охватывает три года, а потом происходит скачок. И вот уже умирает Брежнев. К этому времени Красовский успел написать серию книг про лапландского мальчика со шрамом, обучающегося в волшебной школе, и тем стал известен на весь мир. Пришла пора спасать СССР! Потом ещё один скачок сразу в 1992 год. Всё получилось! Неправдоподобие зашкаливает.

Пока автор писал о жизни в советском Петрозаводске, то ему верилось. Но как речь дошла до шпионских игр, то всё стало максимально нелепо и наивно. Финал опять подвешен, но в данном случае это скорее плюс, ибо по мере чтения отношение к тексту только портилось.

И ещё. Не могу не отметить, что текст плохо вычитан. Я, конечно, знал, на что шёл. И могу закрыть глаза на пляшущие запятые, пропущенные слова и неидеальную орфографию. Но почему тесть главного героя то зовётся Маркусом, то Магнусом? При этом такое чередование наблюдается даже в пределах одной и той же главы.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Александр Санфиров «Шеф-повар Александр Красовский - 2»

lammik, 5 мая 20:22

Начинаю понимать, почему Александр Санфиров из раза в раз забрасывал свои циклы после первой же книги. Потому что вторая книга про чудесного повара оказалась на редкость бессмысленной. Ибо повар успел сбежать аж в Швецию и там внезапно стал крутым бизнесменом, построив империю шаурмы на колёсах. Причём не только мне было скучно читать эти маловероятные истории, так ещё и автору было скучно их писать. В результате к финалу книга припрыгала в два прыжка. Прошло 15 лет — и вот уже наш герой миллионер. Потом — оп и прошло ещё 20 лет, и его повезли на операцию, перед которой он успел подумать, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и вторая жизнь как-то не сложилась.

По традиции в тексте встречаются стилистические находки, такие как эта: «Оставшись один, облегченно вздохнул, снял пиджак, налил в стакан из пузатого баллона стакан воды с газом.» Но третью книгу всё же прочитаю, в финале автору удалось раззудить моё любопытство.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Александр Санфиров «Шеф-повар Александр Красовский»

lammik, 2 мая 20:37

Александр Красовский всю жизнь работал врачом, пока сам не попал на операционный стол. Анестезиолог дал наркоз в 2020 году, очнулся Александр уже в 1972-ом, аккурат в последний день своей армейской службы. И вот перед ним опять открыты все дороги — выбирай какую хочешь. Вот только таинственная сила, отправившая сознание Красовского в прошлое свой выбор сделала за него. Ибо получился из него этакий повар-спец (кто читал «Геном» Лукьяненко, тот поймёт). А чтоб сподручней было бить всяких нехороших людей к молодому телу бонусом добавилась выдающаяся физическая сила. Но и этого автору было мало, дополнительно наделил он своего героя сильнейшей удачливостью. Стал Красовский подрабатывать таксистом — тут же подобрал пассажиров откровенно криминального склада, те не только оставили в салоне портфель с двумястами тысячами рублей, но и тут же поотправляли друг друга в ад. Пошёл на рыбалку, угостил соседа пловом, а этим соседом оказался советский посол в Финляндии. А там и финские родственники нашлись, потерянные давно и надёжно.

Больше всего книга похожа на санфировскую же «Вторую жизнь». Там был Саня-бармен, тут Сашкец-повар. Никаких высоких целей. Исключительно личное благоустройство на новом старом месте. Но есть и разница. В цикле про повара вышли уже целых три книги, а значит есть надежда, что он будет внятно завершён, а не брошен по обыкновению на полпути.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ольга Громыко «Карма»

lammik, 28 апреля 19:45

Вот уже два долгих года я был лишён удовольствия прочитать перед Новым годом что-нибудь из «Космоолухов». И вот наконец долгожданная «Карма» вышла! Причём, хочу отметить, судя по количеству отзывов фантлабовцев, страдал без «олухов» не я один. Народ бросился удовлетворять читательский голод.

В отличие от «Встретимся на Кассандре» «Карму» можно смело читать как самостоятельное произведение без особого риска постоянного возникновения вопроса «Кто все эти люди?». Однако будет слегка комфортнее, если сначала прочитаете, ну или перечитаете, повесть «Отпусти», рассказы «Первое слово» и «Покойся с миром!» из сборника «Космоолухи: рядом».

В романе появились новые для цикла главные герои — Натан, Хэл, Иветта и Молли, они же Команда — четверо близких друзей с Шебы, каждый из которых к моменту описываемых событий успел получить ту или иную психологическую травму. На данный факт наложился своеобразный антураж планеты Шеба. И неудивительно, что члены Команды далеко не так приятны и восхитительны как обитатели «Космического мозгоеда». Пусть и предсказуемо, но в процессе космических скитаний члены Команды постепенно избавляются от предрассудков, разбираются с комплексами и учатся доверять кому-то ещё, а не только друг другу.

Юмор в романе действительно стал несколько грубее. Скажем так — границы расширились. Для примера приведу фразу: «А так ощущение, что Команду цинично поимели и продолжают держать раком, усилилось.» Возможно, натур возвышенных и чувствительных подобное может шокировать. Но для тех, кто читал «Техподдержку», а также некоторые другие рассказы писательницы из неопубликованного на бумаге, сюрприза не выйдет.

Ну аж когда в романе возникла тема наследия местных Предтеч — тракашей, чтение, и без того довольно быстрое, понеслось галопом к последней странице. Финал прям удался.

И всё же непривычно читать все эти «тётя Полина», «дядя Женька». Начинаешь воспринимать Кассандру едва ли не как Элизиум, где проводят время в праздности прежние герои космических трасс.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вадим Панов «Прошлое должно умереть»

lammik, 20 апреля 13:26

Приступал к чтению с некоторой опаской. Ибо за семь лет многие реалии мира Герметикона основательно подзабылись. Но нужно отдать автору должное — он позаботился о таких как я, обеспечив комфортное погружение в свой мир. Настолько комфортное, что без особого ущерба можно начинать чтение цикла именно с этого романа. По традиции в конце книги присутствует словарь основных понятий, чтоб уж точно никто не заплутал в астрингах, адигенах и прочих бамбадао.

Сам роман получился несколько проходным, технично закрывающим арку со страшным террористом Огнеделом, чтобы, как я надеюсь, бодро начать раскрывать загадки и тайны Герметикона в последующих книгах цикла. В любом случае после «Тайного города» стоит выразить благодарность Вадиму Панову, что борьба с Огнеделом не затянулась на десятки книг и лет.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Антон Карелин «Миллион миров»

lammik, 16 апреля 11:24

Продолжение «Одиссея Фокса» не заставило себя долго ждать. Всё тот же формат — набор разнообразных историй на любой вкус, объединённых главным героем и его спутниками, знакомыми ещё по первой части. Эффект новизны ушёл, что ожидаемо пригасило восторги. В книге явный перебор со «сверхразвитыми технологиями, неотличимыми от магии», что делает её космической сказкой для взрослых. А финальная глава вообще вступила в область романтического фэнтези вперемешку с индийской мелодрамой, где вскрываются тайны прошлого, и обнаруживаются пропавшие было близнецы.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Захар Прилепин «Terra Tartarara: Это касается лично меня»

lammik, 15 апреля 17:35

Из 2022-го сборник воспринимается как пачка старых фотографий, выложенных на стол. Казалось бы, ты сам был свидетелем всего того, что описывается, но реальность изменилась неузнаваемо. Не хорошо и не плохо. Просто время скакнуло вперёд, и старые снимки остались всего лишь костылями для памяти. Ведь было время когда Захар Прилепин писал для журнала с названием «Glamour» (что за журнал понятия не имею, но звучит очень гламурно), ругал пустоту телевидения и передачу «Дом-2» (передачу я не смотрел, но видимо действительно это символ культурной разрухи), высмеивал актуальный российский кинематограф, негодовал в адрес бездушных чиновников. И всё это было так недавно и в то же время дистанция измеряется не в минутах, часах и годах, а в событиях. И пусть телевидение намного лучше не стало, но вот уже и сам Захар Прилепин стал завсегдатаем в Останкино. Кинематограф российский заметно окреп (шлака и ужаса по-прежнему хватает, но и фильмов, за которые не стыдно, стало существенно больше). И даже казавшаяся неизбывной проблема чиновничьего хамства ушла в область воспоминаний под напором вежливых работников МФЦ и электронных сношений с государством. И только рассуждения писателя о коллегах по ремеслу (Мариенгофе, Лимонове. Проханове, Есенине, Семёнове и других) всё так же актуальны и вневременны. Такой вот получился привет из конца нулевых для всех ныне живущих и тех, кто придёт за ними.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вадим Шефнер «Жаркое лето»

lammik, 8 апреля 19:58

Двое приятелей-школьников отдыхали летом на даче. И однажды во время одной из своих прогулок повстречали девочку Шурочку. Тогда они ещё не знали какое испытание уготовила для их дружбы судьба.

В общем и целом любовь есть чувство созидающее и вдохновляющее на настоящие поступки. Но есть у неё и разрушительная сторона, которую не воспевают поэты, способная разрушить самую крепкую дружбу и поломать судьбы. Впрочем, рассказ заканчивается хорошо, земля принимает от неба живительную влагу, и хочется верить, что и у героев рассказа всё образуется.

Вот только год написания этого чудесного рассказа о первых чувствах — 1940-ой и поэтому приближающаяся «огромная тяжёлая» туча кажется не столько источником жизни, сколько внушающей страх угрозой.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Алексей Вязовский «Я — Распутин»

lammik, 8 апреля 07:39

Питерский студент-историк Григорий Новинский уже готовился к написанию дипломной работы, но вместо этого у него начались практические занятия по специальности. Ибо сознание Новинского переместилось в тело другого Григория — Распутина аккурат в 1906 год. И теперь у бывшего студента две задачи — спасти Россию от будущих катастроф и не попасть на эксклюзивную во всех смыслах вечеринку к князю Феликсу Юсупову.

Всё довольно шаблонно. Главный герой ничуть не растерялся в прошлом. Сходу «изобрёл» аппарат Илизарова, игру в «Монополию», парашют и салат «под шубой», набрал верных единомышленников, которые ему в рот заглядывают, благо природная фактура Распутина к этому весьма располагала, познакомился со всеми возможными знаменитостями от премьер-министра Столыпина до академика Вернадского.

Есть и проблема, которая постоянно напоминает о себе при чтении. Главный герой получился один в один Алексей Русин только в 1906 году, разве что время от времени поминает Бога и вставляет словечки типа «пошто» и «благолепие».

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Андрей Добров «Ужин мертвецов. Гиляровский и Тестов»

lammik, 4 апреля 18:13

Ноябрь 1902 года. Дружеское застолье в московском Купеческом клубе заканчивается для одного из присутствующих внезапной смертью. Выяснить, кто добавил «секретный ингредиент» в напиток коннозаводчику Столярову довольно сложно, место-то популярное. Известно только, что это была не любовь, а чистый морфин. Параллельно с полицейским своё расследование начинает и «король репортёров» Владимир Гиляровский, совмещая полезное (нечего травить предпринимателей) с приятным (читатели любят истории про сильных мира сего, вдруг оказавшихся обычными смертными).

Последний на данный момент из романов о Владимире Гиляровском в роли сыщика-любителя наиболее близок к классическому детективу. Есть круг подозреваемых, участники которого постепенно один за другим отправляются на тот свет вслед коннозаводчику. Есть даже финальная разоблачительная речь Гиляровского, брошенная в лицо убийцы. Правда, правило, требующее, чтобы читатель знал всё то же, что и сыщик нарушается. Отсюда отсутствие видимого мотива для убийств.

Но в целом получился довольно славный детектив в историческом антураже. В отличие от Дурова с Шаляпиным и даже Ламановой с Елисеевым самого Тестова, известного в своё время ресторатора, в книге ничтожно мало. Но это отчасти компенсируется пространными описаниями блюд и напитков. Привлекли внимание две вещи. Местную роковую красотку и по совместительству певицу зовут Глафира Козарезова (вероятно, привет Леониду Юзефовичу). А другую героиню — секретаршу и вертихвостку зовут Нинель. А вот это уже авторский прокол. Ибо имя Нинель — одно из череды советских времён в честь Владимира Ильича Ленина наряду с Владленом, Виленом и т.д.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Добров «Моя работа - собирать улики»

lammik, 1 апреля 10:28

Иван Фёдорович Скопин служит судебным следователем. Его работа — собирать улики, на основании которых суд выносит приговор. Но только не всегда улик для суда оказывается достаточно. И вот тогда Скопин выносит приговор сам...

Рассказ о ловушке для педофила, выбраться из которой он может только в одном направлении — на Божий суд. Как и положено в рассказе — действие концентрированно, никаких отступлений и воспоминаний. Справедливость торжествует, государство экономит деньги. Вместе с «Резнёй на Сухаревском рынке» рассказ можно считать частями цикла «Иван Фёдорович Скопин».

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Добров «Резня на Сухаревском рынке»

lammik, 31 марта 21:04

У частного пристава Аркадия Варфоломеевича Штырина был секрет — любовь к сувенирам. Эта маленькая слабость буквально толкала господина Штырина что-нибудь утянуть на память из богатого дома во время обыска. Вот и на этот раз добычей Аркадия Варфоломеевича стала маленькая изящная шкатулка. Вот только у неё тоже был свой секрет...

«Резня на Сухаревском рынке» — это предыстория цикла «Владимир Гиляровский». Здесь рассказывается о будущих добровольных помощниках Гиляровского — полицейском Захаре Архипове, докторе Зиновьеве, владельце частного детективного агентства Петре Арцакове. Вот только не они являются главными героями книги. Сюжет её выстроен вокруг Ивана Фёдоровича Скопина, судебного следователя и ветерана Туркестанских походов. Как это водится, сначала у Скопина и Архипова возникает конфликт. Уж больно не похожи молодой идеалист и опытный, циничный и много пьющий следователь, слишком хорошо изучивший людскую породу. Но постепенно, идя по кровавому следу шкатулки из дома коллекционера, они начинают ценить и понимать друг друга.

Одна из лучших книг Андрея Доброва. К традиционному перебору с кровожадностью добавилась драма поруганной добродетели, заставившая вспомнить одновременно Толстого, Достоевского и маркиза де Сада. Так что возраст читателя уж точно не любой. Собственно, чувствительным взрослым тоже лучше книгу отложить и выбрать что-нибудь другое.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Андрей Добров «Чёртов дом в Останкино»

lammik, 28 марта 19:48

1844 год. Неизлечимо больной Иван Андреевич Крылов рассказывает своему врачу Галеру историю из собственной молодости. 50 лет тому по заданию императрицы Екатерины Второй Крылов отправился в Москву, дабы развеять тьму, окутавшую тайну ещё петровских времён. С секретностью в те времена обстояло не изрядно, и потому в пути к Крылову, не особенно при этом скрываясь, пристали шпионы различных дворцовых партий. Все желали заполучить тайны «Нептунова общества», во главе которого стоял сам Пётр Великий.

В своё время романом «Девятный Спас» довольно громко о себе заявил Анатолий Брусникин, «славянофил и патриот». Вот только после прочтения этого романа оставалось стойкое недоумение, ибо по своим посылам тот не больно отличался от сочинений Бориса Акунина. Впоследствии Брусникин и оказался Акуниным, гармония мира восстановилась. Так вот, Андрей Добров и есть тот самый славянофил и патриот, судя по всему. Довольно бойкие исторические приключения (не детектив!) в антураже Москвы до пожара, немного окололитературного юмора, точнее — околобасенного. Самым значимым недостатком является весьма промежуточный финал. В этом плане роман напоминает скорее первую главу, обрываясь довольно внезапно.

Незаслуженно обойдённый читательским вниманием, по крайней мере на Фантлабе, роман.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Андрей Добров «Крыса в храме. Гиляровский и Елисеев»

lammik, 26 марта 09:39

Москва. Лето 1901 года. В ресторане «Эрмитаж» Владимир Гиляровский знакомится с Григорием Елисеевым, знаменитым миллионером от торговли. Тот прибыл в Первопрестольную, чтобы проинспектировать подготовку к открытию нового магазина в старом здании на углу Тверской и Козицкого переулка. Вот только у старых зданий могут быть свои секреты.

У детективов Бориса Акунина есть одно общее свойство. Чтобы угадать злодея в большинстве случаев достаточно обратить внимание на самого приятного персонажа, на которого подумаешь в последнюю очередь. Брилинг и леди Эстер в «Азазеле», Рената Клебер в «Левиафане», князь Пожарский в «Статском советнике» и так далее. Не то дело у Андрея Доброва. Практически первый подозреваемый и оказывается нужным убийцей. Все они в достаточной степени отвратительны и даже не пытаются скрывать свою гнилую натуру. Так что в плане детективной интриги всё довольно печально. Но читается всё равно легко и с интересом. Настоящий Гиляровский писал тяжелее! Я специально сравнивал близкие по содержанию тексты из «Трущобных людей» и из «Шаляпина».

Хороший развлекательный детектив без претензий. Удивительно, что я первый из оценивших его на Фантлабе.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Андрей Добров «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова»

lammik, 23 марта 08:08

Если о Фёдоре Шаляпине и Владимире Дурове широкая публика ещё имеет представление, то имя Надежды Петровны Ламановой, «закройных дел мастерицы» по меткому выражению Пикуля, уже основательно подзабыто. А в начале прошлого века оно звонко гремело. Не только в России, но и в Париже отдавали дань искусству Надежды Ламановой. Если Шаляпин выступал в роли добровольного помощника сыщика, а Дуров — невинно обвиненного в преступлении, то Ламанова сама стала жертвой преступника-шантажиста. Дело деликатное, в полицию обратиться никак нельзя. К счастью, моделистка знакома с Владимиром Гиляровским, и тот готов биться за честь дамы с преступным миром.

С полным правом роман можно было бы назвать «Гиляровский и содомиты», расследование Гиляровского проходит в среде тех, кто предпочитает однополые отношения. И если у Акунинна в «Коронации» это только одна из второстепенных тем, то тут — основная. Кипят страсти, множатся трупы, читать не скучно, но как и в «Шаляпине» перебор с кровожадностью.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Андрей Добров «Смертельный номер. Гиляровский и Дуров»

lammik, 20 марта 21:10

После «Гиляровского и Шаляпина» схема романов цикла представлялась абсолютно понятной. Берётся сыщик-любитель Гиляровский и к нему в качестве Ватсона прикомандировывается кто-то из известных россиян, живших на переломе веков. Время от времени повествование перебивается изложением целых абзацев из «Трущобных людей» или «Москвы и москвичей». Но уже во второй книге цикла концепция поменялась. Упомянутый в названии произведения Дуров — это известнейший в своё время дрессировщик, сторонник гуманного обращения с цирковыми животными, основатель целой цирковой династии Владимир Леонидович Дуров. На афишах цирка Саламонского на Цветном бульваре перед представлениями появляются рисунки, изображающие череп с костями, а затем уже во время выступления умирает кто-то из артистов. Вот в этих убийствах полиция и начинает подозревать Владимира Дурова, а его тёзка Гиляровский по просьбе последнего начинает собственное расследование.

Вторая книга цикла оказалась живее и увлекательнее первой. И хоть личность убийцы легко угадывается где-то в конце первой трети текста, но о его мотивах и тайных пружинах происходящего удаётся узнать только в финале. И хоть я лично к цирку безразличен, но атмосфера происходящего под куполом автором воссоздана достаточно убедительно. Причём атмосфера именно того старинного цирка конца позапрошлого века.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Андрей Добров «Украденный голос. Гиляровский и Шаляпин»

lammik, 17 марта 15:49

Осень 1897 года. Фёдор Иванович Шаляпин сводит знакомство с Владимиром Алексеевичем Гиляровским и просит последнего показать тёмную сторону Москвы — знаменитую Хитровку с целью воспринять преступный образ детоубийцы. Шаляпину это необходимо для вживания в роль Бориса Годунова. Тут как на заказ в хитровских трущобах убивают мальчика. Полиция готова спустить дело на тормозах, схватив невиновного. И Гиляровский решается взяться за расследование преступления.

Из огромного количество циклов в жанре «исторического детектива», порождённых успехами Бориса Акунина, серия книг Андрея Доброва выделяется использованием реальных исторических фигур (в первой книге помимо Гиляровского и Шаляпина это ещё и знаменитый художник Коровин). В дальнейшем, как я понимаю, Гиляровский останется, а окружение будет от дела к делу меняться, что впрочем логично.

Авторский стиль довольно незамысловат, тут нет сочности акунинского текста, но и корявости экзерсисов Чижа тоже нет. Детективный сюжет прост и прямолинеен как шпалы. Что отчасти компенсируется парочкой боевых сцен, но у Свечина они выходят куда лучше. Бытописание заметно убедительнее в романах Введенского.

Вот и получается, что при отсутствии каких-либо выдающихся достоинств, ругать «Гиляровского и Шаляпина» тоже особо не за что. Разве что за излишнюю кровожадность, но опять же никакого смакования натуралистических подробностей.

Оценка: 6
⇑ Наверх