Собственно, это некие основные тезисы, которые я набросал для себя перед Сильверконом:
Честно говоря, в названии имеется определенная доля лукавства. Например, вам никто не скажет, как писать и о чем писать. Разумеется, если вы не литературный негр или не участник издательского проекта. Остаются вопросы – как распространять тексты и как зарабатывать?
Почему, собственно, эти вопросы возникли?
Дело в том, что информационные технологии сейчас достаточно быстро и достаточно сильно меняют не только взаимоотношения автор – читатель – писатель (кстати, эту цепочку они меняют не так сильно, как многие думают), но и различные бизнес-процессы, так или иначе касающиеся человека пишущего. Например, огромное количество текста скачивается читателями бесплатно, падают тиражи, усиливается конкуренция, поскольку читателю предоставляется огромное количество текстов на выбор, и так далее.
Когда я готовил для журнала «Итоги» материалы об электронных текстах и тех самых бизнес-процессах, то спрашивал мнение самых разных писателей и издателей. И, например, от Александра Кабакова услышал, что распространение электронных текстов убьет профессию литератора, а Андрей Круз сказал, что если ему перестанут платить, то он писать перестанет, поскольку может и не писать.
А Борис Стругацкий сказал, что не исключает появления новых профессий, связанных с электронным текстом, например, создателя движущихся иллюстраций.
И вот тут возникает вопрос, на который, как мне кажется, и стоит ответить, чтобы понять – как распространять и как зарабатывать в «эпоху электронного текста».
Зачем вы пишете?
В данном случае, я не вкладываю в этот вопрос какой-то глубокий философский смысл, с этим вы и сами разберетесь. Просто от ответа на этот вопрос, во многом и будут зависеть ответы на вопросы «как распространять» и «как зарабатывать».
Дело в следующем…
Очень и очень грубо создателей текстов можно разделить на такие категории:
— тех, кто пишет потому, что не писать не может. Совершенно не обязательно это бездари и графоманы. Просто это люди, для которых текст – наиболее интересная и доступная форма самовыражения, от которой они не могут отказаться. Для них важен сам процесс, степень же распространения «готового продукта» интересует куда меньше, им вполне хватает одобрения родных или публикации на каком-нибудь узкотусовочном ресурсе.
— тех, для кого написание текстов – хобби, причем, зачатую, достаточно серьезное. Пожалуй, это наиболее широкий слой авторов. К нему я отношу и себя. Мне нравится рассказывать истории, мне нравится держать в руках изданную книгу, мне хочется, чтобы у моих текстов было как можно больше читателей. И мне хочется, чтобы у меня были хорошие гонорары.
Но писательство не является источником моего дохода, и я не делаю его своей основной профессией.
Вот для них Сеть может стать отличным подспорьем в распространении текстов и поиске читателя. И издателя, кстати, тоже. Но для этого необходимо предпринимать определенные шаги, выходящие за рамки создания текста. Его необходимо продвигать. Почему бы не использовать для этого те же социальные сети или тематические блоги?
И, наконец, третий тип – это профессиональные писатели, которые живут за счет своих текстов.
Так вот, самое интересное, что тех, кто живет только за счет гонораров от книг, по разным оценкам, процентов 7-10 от общего числа авторов. Примерно такую цифру приводил как-то Нил Гейман и я склонен ему верить. Кстати, если писатель известен и авторитетен, это совершенно не значит, что он живет за счет гонораров от своих книг. Гейман, вот, основные деньги зарабатывает в киноиндустрии.
Профессиональные писатели, в основном, и обеспокоены сейчас «технонаступлением». Вроде бы, наступают они на горло их музам, уничтожают квалифицированных читателей и, вообще, губят культуру, но, честно говоря, мне кажется, что беспокойство исходит из области кошелька, поскольку стонать по поводу нашествия халявщиков и гибели квалифицированных читателей – занятие, как минимум. бесперспективное.
На самом же деле, сегодня перед нами самые широкие возможности, как для интересных литературных проектов, так и для заработка на них. Но – заработка опосредованного. Какого именно?
Здесь нет готовых рецептов. Для кого-то это может быть строка в резюме: «Автор таких-то романов, изданных тогда-то и там-то». Кто-то может набить руку, получить свою порцию критики на Самиздате и попробовать силы в написании сценариев или журналистике. Создать на основе своих миров онлайновую игру.
В конце концов, это попросту может попросту принести вам чисто человеческое уважение окружающих.
Но для этого надо понимать, что не стоит, еще до начала написания текста зацикливаться на вопросе – а сколько я на нем заработаю? Гонорар непосредственно за книгу может оказаться мизерным, но кто знает, какие дивиденды сам факт издания принесет вам в будущем?
Кстати, это еще одно опасение, которое сейчас часто высказывается – книги перестанут публиковать.
Не перестанут. Даже если повальное распространение получат электронные ридеры, е-буки, все равно – не перестанут издавать и бумагу. И работать с электронными книгами будут издательства, этот процесс уже начался. Так что – просто появятся новые носители информации. Всё.
Другое дело, что как раз сейчас, как мне кажется, наступает время интересных онлайновых проектов, где ваша фантазия, ваш текст становятся стержнем, осью, вокруг которой могут выстраиваться целые миры, наполненные и музыкой и видео и графикой. Словом любым контентом, который можно разместить в Сети. Первые ласточки уже есть – например, Монголиада Нила Стивенсона.
Сеть дает вам и возможность творческих альянсов, которые вряд ли были бы возможны ранее. Соавторами могут стать люди, которые ни разу не видели друг друга в лицо. Сегодня Сеть дает возможность и инструменты для того, чтобы они могли создавать тексты вместе.
Как выяснилось в ходе дискуссии, основной вопрос, все же, один – зачем писать? И именно на него нужно отвечать, прежде чем вы посвятите хоть сколько-нибудь значимую часть своей жизни такому странному занятию – складыванию букв в слова.