Электронные тексты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bort1412» > Электронные тексты, творчество и выживание авторов. О чем писать, как зарабатывать, как распространять?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Электронные тексты, творчество и выживание авторов. О чем писать, как зарабатывать, как распространять?

Статья написана 27 июня 2010 г. 23:09

Собственно, это некие основные тезисы, которые я набросал для себя перед Сильверконом:

Честно говоря, в названии имеется определенная доля лукавства. Например, вам никто не скажет, как писать и о чем писать. Разумеется, если вы не литературный негр или не участник издательского проекта. Остаются вопросы – как распространять тексты и как зарабатывать?

Почему, собственно, эти вопросы возникли?

Дело в том, что информационные технологии сейчас достаточно быстро и достаточно сильно меняют  не только взаимоотношения автор – читатель – писатель (кстати, эту цепочку они меняют не так сильно, как многие думают), но и различные бизнес-процессы, так или иначе касающиеся человека пишущего. Например, огромное количество текста скачивается читателями бесплатно, падают тиражи, усиливается конкуренция, поскольку читателю предоставляется огромное количество текстов на выбор, и так далее.

Когда я готовил для журнала «Итоги» материалы об электронных текстах и тех самых бизнес-процессах, то спрашивал мнение самых разных писателей и издателей. И, например, от Александра Кабакова услышал, что распространение электронных текстов убьет профессию литератора, а Андрей Круз сказал, что если ему перестанут платить, то он писать перестанет, поскольку может и не писать.

А Борис Стругацкий сказал, что не исключает появления новых профессий, связанных с электронным текстом, например, создателя движущихся иллюстраций.

И вот тут возникает вопрос, на который, как мне кажется, и стоит ответить, чтобы понять – как распространять и как зарабатывать в «эпоху электронного текста».

Зачем вы пишете?

В данном случае, я не вкладываю в этот вопрос какой-то глубокий философский смысл, с этим вы и сами разберетесь. Просто от ответа на этот вопрос, во многом и будут зависеть ответы на вопросы «как распространять» и «как зарабатывать».

Дело в следующем…

Очень и очень грубо создателей текстов можно разделить на такие категории:

— тех, кто пишет потому, что не писать не может. Совершенно не обязательно это бездари и графоманы. Просто это люди, для которых текст – наиболее интересная и доступная форма самовыражения, от которой они не могут отказаться.  Для них важен сам процесс, степень же распространения «готового продукта» интересует куда меньше, им вполне хватает одобрения родных или публикации на каком-нибудь узкотусовочном ресурсе.

— тех, для кого написание текстов – хобби, причем, зачатую, достаточно серьезное. Пожалуй, это наиболее широкий слой авторов. К нему я отношу и себя. Мне нравится рассказывать истории, мне нравится держать в руках изданную книгу, мне хочется, чтобы у моих текстов было как можно больше читателей. И мне хочется, чтобы у меня были хорошие гонорары.

Но писательство не является источником моего дохода, и я не делаю его своей основной профессией.

Вот для них Сеть может стать отличным подспорьем в распространении текстов и поиске читателя. И издателя, кстати, тоже. Но для этого необходимо предпринимать определенные шаги, выходящие за рамки создания текста. Его необходимо продвигать. Почему бы не использовать для этого те же социальные сети или тематические блоги?

И, наконец, третий тип – это профессиональные писатели, которые живут за счет своих текстов.

Так вот, самое интересное, что тех, кто живет только за счет гонораров от книг, по разным оценкам, процентов 7-10 от общего числа авторов. Примерно такую цифру приводил как-то Нил Гейман и я склонен ему верить. Кстати, если писатель известен и авторитетен, это совершенно не значит, что он живет за счет гонораров от своих книг. Гейман, вот, основные деньги зарабатывает в киноиндустрии.

Профессиональные писатели, в основном, и обеспокоены сейчас «технонаступлением». Вроде бы, наступают они на горло их музам, уничтожают квалифицированных читателей и, вообще, губят культуру, но, честно говоря, мне кажется, что беспокойство исходит из области кошелька, поскольку стонать по поводу нашествия халявщиков и гибели квалифицированных читателей – занятие, как минимум. бесперспективное.

На самом же деле, сегодня перед нами самые широкие возможности, как для интересных литературных проектов, так и для заработка на них. Но – заработка опосредованного. Какого именно?

Здесь нет готовых рецептов. Для кого-то это может быть строка в резюме: «Автор таких-то романов, изданных тогда-то  и там-то».  Кто-то может набить руку, получить свою порцию критики на Самиздате и попробовать силы в написании сценариев или журналистике. Создать на основе своих миров онлайновую игру.

В конце концов, это попросту может попросту принести вам чисто человеческое уважение окружающих.

Но для этого надо понимать, что не стоит, еще до начала написания текста зацикливаться на вопросе – а сколько я на нем заработаю? Гонорар непосредственно за книгу может оказаться мизерным, но кто знает, какие дивиденды сам факт издания принесет вам в будущем?

Кстати, это еще одно опасение, которое сейчас часто высказывается – книги перестанут публиковать.

Не перестанут. Даже если повальное распространение получат электронные ридеры, е-буки, все равно – не перестанут издавать и бумагу. И работать с электронными книгами будут издательства, этот процесс уже начался. Так что – просто появятся новые носители информации. Всё.

Другое дело, что как раз сейчас, как мне кажется, наступает время интересных онлайновых проектов, где ваша фантазия, ваш текст становятся стержнем, осью, вокруг которой могут выстраиваться целые миры, наполненные и музыкой и видео и графикой. Словом любым контентом, который можно разместить в Сети. Первые ласточки уже есть – например, Монголиада Нила Стивенсона.

Сеть дает вам и возможность творческих альянсов, которые вряд ли были бы возможны ранее. Соавторами могут стать люди, которые ни разу не видели друг друга в лицо. Сегодня Сеть дает возможность и инструменты для того, чтобы они могли создавать тексты вместе.

Как выяснилось в ходе дискуссии, основной вопрос, все же, один – зачем писать? И именно на него нужно отвечать, прежде чем вы посвятите хоть сколько-нибудь значимую часть своей жизни такому странному занятию – складыванию букв в слова.





139
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 09:05

цитата bort1412

Соавторами могут стать люди, которые ни разу не видели друг друга в лицо. Сегодня Сеть дает возможность и инструменты для того, чтобы они могли создавать тексты вместе.


Упаси меня бог от соавторов, особенно незнакомых в лицо :-))) Короче, «профи» уйдут в «проекты», пишущие для души наймутся в управдомы и будут писать потихоньку по выходным (я сама так жила лет 15). Но все-таки крайне жалко возможности заниматься писанием как основной работой и за это получать деньги. И не хочу я, чтобы вокруг моего текста выстаивались миры — текст является самостоятельной ценностью (не лично мой, а в принципе), не нуждающейся ни в какой помощи высоких технологий. Но прогресс, понятное дело, не остановить, надо будет как-то приспосабливаться... Опять же, в управдомы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 15:05
Честное слово, знакомство «в лицо» тут роли не играет :-). Вот если просто не хочется/не можется с соавтором работать — тут уж музе не прикажешь.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 15:21
Жму руку, уважаемый соавтор:)
И, пользуясь случаем, вопрошаю — а не пора ли ожить «Отпуску в Крыму»?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 16:38
Пора, конечно.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 15:25
Но прогресс, понятное дело, не остановить, надо будет как-то приспосабливаться... Опять же, в управдомы...

Лучше в сценаристы — пусть по вашим книгам кино снимают, а вы проконтролируете, чтобы они фигни не наснимали.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 16:12

цитата mareicheva

Лучше в сценаристы — пусть по вашим книгам кино снимают, а вы проконтролируете, чтобы они фигни не наснимали.


Опять же: кино и книга — принципиально разные вещи, даже если снято «близко к тексту». Текст — это совершенно иная стихия, из которой даже самое лучшее кино возьмет сюжет и диалоги. А остальное?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 16:37
Разные, конечно. Но лучше в сценаристы, чем в управдомы :)
Ну и книга после фильма разойдется дополнительным тиражом.
Хотя, это все мечты — кто кино-то снимать будет? Эх...
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 16:58

цитата mareicheva

Ну и книга после фильма разойдется дополнительным тиражом.


Для очень многих книг экранизация — очень хорошая реклама, но не более того (хотя и не менее). В этом смысле от нее несомненная польза. А в целом получается, что чем сильнее сам текст, тем хуже выходит фильм, именно потому, что вещи, которые составляют силу текста, на экран перенести в принципе нельзя. И очень хорошие фильмы бывают сняты по абсолютно негодным, слабым книгам. Там, наоборот, возможности кино восполняют беспомощность автора.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2010 г. 12:35
Возможны еще варианты:
1) Кино, имеющее слабое отношение к оригиналу («Сталкер»)
2) Взять какую-то линию, которая в книге была обозначена слабо, и развернуть ее в приличный сценарий.
(Мне в голову приходит только кино «Пока бьют часы» и старый вариант книги Прокофьевой «Сказка о ветре в безветренный день»).
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 18:52

цитата Завета

Текст — это совершенно иная стихия, из которой даже самое лучшее кино возьмет сюжет и диалоги. А остальное?

а остальное — это уже либо останется в книге, либо будет передаваться нетекстовыми средствами.


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 13:02

цитата Завета

Упаси меня бог от соавторов, особенно незнакомых в лицо

имеете полное право:) разве ж это обязательное условие? У меня с Ольгой Мареичевой в результете получился очень неплохой, судя по отзывам, текст. Так что — сколько людей, столько и вариантов.

цитата Завета

Но все-таки крайне жалко возможности заниматься писанием как основной работой и за это получать деньги.

А кто Вам сказал, что эта возможность исчезнет? Те же 5 — 10 процентов как жили с текстов, так и будут жить. Понимаете, мне кажется, что Вы воспринимаете технологии, как нечто, кардинально меняющее всю систему взаимоотношений и уничтожающее «дивный старый мир». А это просто набор новых инструментов, которые можно освоить и использовать. а можно и не осваивать.

цитата Завета

И не хочу я, чтобы вокруг моего текста выстаивались миры

А кто-то Вам это навязывает?:)

цитата Завета

Опять же, в управдомы...

Это будет Ваш выбор:) Вы имеете на него полное право:)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 16:15

цитата bort1412

А это просто набор новых инструментов, которые можно освоить и использовать


Да нет, я понимаю. Просто этот инструмент имеет тот аспект, среди прочих, что дает возможность широко пользоваться плодами чужого труда бесплатно. И вот этот аспект некоторых из нас беспокоит и огорчает. А все остальное — кто был бы против?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 18:43

цитата Завета

Просто этот инструмент имеет тот аспект, среди прочих, что дает возможность широко пользоваться плодами чужого труда бесплатно.

А я с этим и не спорю. Но сложный это вопрос — зло это или благо. На мой взгляд, очень и очень сильно преувеличена эта угроза. Мы об этом на Сильверконе как раз с Дмитрием Скирюком говорили. Понимаете, для России интернет-аудитория. активно скачивающая книги, фильмы, да что угодно — это мизер. ну мало ее, она ограничена миллионниками, да и в тех — тонкая прослойка, не более. Проблема не в тех, кто скачивает, а в том, что нет нормальных удобных средств оплаты и доставки легального контента. По идее, этой проблемой долждны издательства заниматься, но отечественным — наплевать. А в тех же Штатах народ электронные книги за милую душу именно покупает. Думаете, потому, что они идиоты?
Так что, вот я глубоко убежден — можно рыдать о проклятом времени халявщиков, а можно писать тексты и изучать новые возможности.


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 18:59

цитата bort1412

А в тех же Штатах народ электронные книги за милую душу именно покупает. Думаете, потому, что они идиоты?


Помню, много лет назад Задорнов по телевизору рассказывал, как в Америке в супермаркетах покупатель сам бананы взвешивает и чек прилепляет — все хохотали, потому что легко представляли, как заплатить только за вес полиэтиленового пакета. А теперь взвешиваем точно так же, и все нормально (в целом, хотя есть любители взвесить маленькую дыню, а чек прилепить на большую). Может, и с эл.текстами когда-нибудь так будет? Главное, чтобы писатели не вымерли за время переходного периода.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июня 2010 г. 22:50

цитата Завета

Главное, чтобы писатели не вымерли за время переходного периода.

Вот конкретно Вы собрались вымирать?:)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2010 г. 08:24
У меня два источника заработка, и оба напрямую связаны с изданием бумажных книг, то есть мои гонорары как автора и как редактора. Если бы, не дай бог, бумажные книги резко вымерли завтра, я вымру вслед за ними. Ну, конечно, еще на даче можно картошку сажать...
 


Ссылка на сообщение29 июня 2010 г. 11:35

цитата Завета

Если бы, не дай бог, бумажные книги резко вымерли завтра, я вымру вслед за ними.

простите, а кто Вам сказал, что в издательствах, которые будут заниматься электронными текстами, вымрут редакторы? Откуда эта убежденность в том, что «электронный» значит «пиратский», «говенный», «безграмотный»?


Ссылка на сообщение5 июля 2010 г. 17:16
Я работаю программистом. Хватает на жизнь. По книгам — читают, уже ладно. Финансовый аспект дело десятое. Бумага это лишь попытка выйти на читателя. Если читателю плевать и неинтересно, то тут уже без разницы где текст появляется.

Хотя, тут из интереса попробовал под псевдонимом поработать. Удивительно. Читатель в сети на порядок больше интересуется чем основным именем.
Карма?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2010 г. 16:51
Черт его знает.
А стиль? Содержание?
Менял или узнаваемо?
 


Ссылка на сообщение7 июля 2010 г. 16:54
у меня по-моему еще нет своего узнаваемого стиля :)
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:26
не верю:)
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:32
не, ну ты конечно бОльший знаток моего творчества :)
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:47
Юра, ты язва:)


⇑ Наверх