FantLab ru

Все отзывы посетителя Mishel78

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Майк Гелприн «Исход»

Mishel78, в 08:11

Фантастический сюжет в «Исходе» служит лишь фоном для демонстрации человеческих взаимоотношений во время апокалиптичных событий близкого будущего. Человечество разделилось на избранных и изгоев, а от многих крупнейших городов остались выжженные пустыни из-за старта космических суперкораблей, несущих крупицы человечества в иные миры. Солнечная радиация возрастает и по полупустыням странствуют люди, некоторые из которых сбиваются в стаи, а другие, в силу разных обстоятельств, путешествуют в одиночку.

Чем хорош рассказ, так это тем, что в нём показаны оба лагеря разделившегося человечества: избранным предстоит сделать нелёгкий выбор, кого оставить на умирающей планете, а кого отправить на поиски нового дома; изгои, пытающиеся выжить и не потерять человека в самих себе.

Центральные персонажи — Саня и Жанна, волею случая ставшие опорой друг другу, с одинаковым желанием выжить и завести семью, вызывают искреннее сочувствие. В общем-то, подобные желания в умирающем мире кажутся лишними, но так легко понять их естественные устремления, свойственные человеческим существам. Кажется, что парень и девушка находятся, благодаря взаимным чувствам, в особом внутреннем мире, мире человеческом. И вот как раз эта человечность контрастирует с жестокостью внешнего мира, в котором люди живут по животным правилам. Этот контраст держит в напряжении до самого конца.

В конце концов, во время прочтения я постоянно вспоминал слова, сказанные мне много лет назад и их даже можно было поставить в качестве эпиграфа для«Исхода»: «Кем бы ты не был, в первую очередь ты должен оставаться человеком».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Алексей Соколовский «Чужой»

Mishel78, 30 июня 09:33

Лихая завязка у рассказа — признаю. Неожиданное самоубийство, свидетелем которого стал главный герой заинтриговало. Встреча с монстрами — тоже отлично! Затем, мутации собственного тела и преображение жителей городка — очень мне напомнили «Тень над Инсмутом» Лавкрафта.

Но вот финал меня разочаровал. Да что там говорить — оставил в недоумении! Да, посыл рассказа считывается — когда все вокруг стали вдруг чужими — монстрами с зелёной шерстью, то на их фоне чужим ты уже не кажешься. Но для чего тогда нужно было описывать самоубийство, нападение монстра и даже акцентирование на том, что чудовище не хотело причинить вреда Алексу, мне непонятно.

Бывает так, что сам рассказ не очень хорош, но финал вытягивает произведение и общее впечатление после прочтения очень хорошее. В данном случае, всё наоборот, потому как внятного объяснения происходящему я так и не получил. А жаль, ведь во всём остальном рассказ достаточно интригует.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Валентин Рич «Полмиллиона часов»

Mishel78, 30 июня 08:52

«Пикник на обочине» — произведение, несмотря на относительно небольшой свой объём, многослойное и глубокое, поэтому оказывает влияние на каждого, кто прочитал его. Вот и на автора данного рассказа, повесть Стругацких оказала такое влияние, что он захотел написать сочинение на тему сталкинга и влияния Зоны на людей. Затея, конечно, не то, чтобы плохая, просто не стоит пытаться повторить успех предшественников, напуская в рассказ философию жизни.

Ну да, полмилллиона часов — это продолжительность жизни человека. Я сам когда-то высчитывал, сколько же часов я прожил, а один мой знакомый так вообще запустил таймер на смартфоне, который отсчитывал время, оставшееся до дня его смерти. Вот такая вот философия у рассказа. Только к сюжету истории о восхождении парня и девушки к вершине горы, расположенной в зоне, где происходила стычка людей и инопланетян, этот сюжетный ход отношения не имеет никакого. И всё бы ничего, но философия должна быть неразрывно связана с сюжетом. Если этой связки нет, то философия вызовет только недоумение и отторжение, вкупе с чувством, что читателя обманули.

В итоге довольно неплохо выстроенный сюжет рассказа тонет в бессвязной философской составляющей. Хотя и в финале автор прямолинейно раскрыл нам свой замысел. Но, повторюсь, выглядит этот замысел совершено чуждым элементом. А потому чуда не случилось и рассказ с замахом на целый пятьсот миллионов, выглядит, как максимум, на несколько тысяч.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Александр Матюхин «Они кричат»

Mishel78, 29 июня 03:01

Призраки, предвещающие авиакатастрофу — довольно необычная городская легенда. И описание того, как призрак пожилой женщины раскрывает рот и кричит непосредственно перед аварией — довольно жутковато.

Понятна и одержимость человека, увидевшего эту страшную бабулю и ставшим единственным выжившим в авиакатастрофе. Наверное, именно так и может вести себя человек, переживший страшные мгновения, находясь на грани между жизнью и смертью. А уж переданные мытарства жёны выжившего, которая страдала чуть ли не больше, чем её покалеченный муж — это, пожалуй, одна из лучших проработанных сюжетных линий рассказа. Я поверил персонажам, столкнувшимся с тяжёлыми трудностями в семейной жизни. Побольше бы таких преданных супругов и делающих всё возможное ради друг друга в реальной жизни!

Однако сопереживать героям в полной мере у меня не получилось. Главный герой-рассказчик редкостная сволочь, воспользовался бедой в семье друга, чтобы соблазнить жену. Муж-рогоносец, вместо того, чтобы поговорить по душам с товарищем, устроил ответную подлость, пользуясь услугами нечисти. Сочувствовать осталось только жене, которая оказалась в подобном окружении.

А вот расставь автор нужные акценты, то история смогла впечатлить гораздо больше. Люди, сплотившиеся против общей беды, противостоящие как личным проблемам, так и внешней мистической опасности вызывали бы во мне гораздо больше сочувствия и сопереживания.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Орсон Скотт Кард «Певчая птица Микала»

Mishel78, 23 июня 11:56

Если представить пение профессионального певца в виде вьющихся и опутывающих слушателя ветвей, то примерно такое же ощущение испытает читатель этого рассказа, с той лишь разницей, что вместо нот будут слова. Всё дело в том, что произведение о малолетнем певце, который оказался вовлечён в эпицентр дворцовых интриг при императорском троне, причём, далеко не по своему желанию.

В ходе чтения, когда сюжетный поворот вроде бы приоткрывал завесу тайны над тем, кто же всё-таки покушается на жизнь императора Галактики Микала, автор обманул меня не единожды. И только лишь в самом конце рассказа, когда уже кажется, что все детали сюжета показаны, Орсон Скотт Кард раскрывает настоящую подоплёку событий.

Также мне запомнилось, что громадная ответственность по управлению целой Галактикой в корне меняет отношение человека не только к власти, а ещё и к собственной жизни. Что поставить на карту: собственную жизнь или Империю? Автор раскрывает причины жестокости правителей, а также изнутри показывает всю тяжесть несения ответственности за жизни миллиардов людей.

Ну и, конечно, главный герой довольно объёмного рассказа — любимец Императора мальчик Ансет, прозванный певчей птицей, который не только обладает способностью управлять своим пением поведением человека, но и расшифровывать то, что кроется в голосе каждого, кого слышит. Довольно специфично и недвусмысленно показаны платонические любовные отношения между императором Микалом и придворной певчей птицей Ансетом. Каждый тиран имеет отдушину в своей неспокойной жизни — эта истина в рассказе раскрыта в полной мере.

Рассказ остросюжетный, поэтому читать его одно удовольствие. Присутствует и некоторая масштабность, показывающая общество далёкого будущего, а также, как я уже писал выше — множество интриг, которыми рассказ насыщен до предела. И фоном всему этому служит волшебный голос певчей птицы императора Микала...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Вадим Николаевич Громов «Вспомнить»

Mishel78, 21 июня 11:07

«Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его».

Фрэнсис Бэкон

Этот эпиграф выбран мной не случайно, потому что по прочтении рассказа станет понятно, что он характеризует действия главного героя. Отчаяние родителя можно понять: потеря единственного ребёнка опустошает человека. А приходилось в жизни сталкиваться с тем, что страдания лишают родителей и разума, пусть и не навсегда.

В жизни Кирилла появляется призрак его дочери Риты, которая, имея потустроннее чутьё, находит маньяков и отец должен их убить для освобождения души убитой. В данном случае можно говорить о том, что Кирилл испытал нервный стресс, который привёл его в полубезумное состояние и выдуманный им фантом убитого ребёнка служит своего рода оправданием его безумных поступков. Закономерный финал истории довольно интересен и поворот сюжета как раз и связан с эпиграфом отзыва.

Теперь о недостатке и он, к сожалению, слишком бросается в глаза — это киношные описания. Мне очень не понравилось то, как были показаны фрагменты видений убийств, которые призрак проецировал на отца. Просто в литературе намного больше способов изобразить то, что невозможно иначе показать в кино. А в тексте рассказа идёт описание склейки кадров, которые видит Кирилл. И этот момент очень обедняет рассказ.

Рассказ с чётко выраженным посылом, впечатление от которого портят вставки, очень похожие на фрагмент голливудского фильма ужасов. От литературного произведения обычно ждёшь большего.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Роберт Шекли «Лавка миров»

Mishel78, 20 июня 12:56

Рассказ остро напомнил мне о том, что каждый из нас живёт в своём мире и попасть постороннему человеку в него практически невозможно. Потому и лавка Миров предоставляет каждому попасть в свой мир, в котором самые потаённые желания материализуются.

Шекли поиграл с ожиданиями читателя, по крайней мере, с моими. Ведь я не сразу понял, что описываемые события после после посещения лавки и есть материализованное желание мистера Уэйна. В какой-то степени, подробное описание жизни Уэйна даже несколько скучновато. Однако финал рассказа пробирает до самой глубины души — столь разительно отличаются миры сознания и реальный.

Шекли буквально говорит: «Смотри, человек! Ты сам творец своих миров. Цени, что имеешь, потому что другой мир может быть гораздо неприветлевее и мрачнее».

А беспечное человечество живёт и даже не догадывается, какой силой обладает его сознание. И сила эта — творение собственных миров, которое происходит даже без лавки.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Роман Афанасьев «Замкнутый круг»

Mishel78, 20 июня 12:33

Рассказ оставил меня в состоянии замкнутого недоумения, потому что после прочтения мои мысли снова и снова возвращались к произведению Афанасьева. Пришлось финал перечитывать дважды, но — увы — ни внятных объяснений, ни второго дна, никакого философского посыла.

Хотя, при такой завязке, да при подобной интриге, вкупе с автомобильной погоней рассказ должен был ошеломить неожиданной развязкой и вызвать тот же эффект, как после быстрой езды по оживленной автостраде. И даже во время чтения финальной сцены я был всё ещё на взводе, всё думалось, что вот сейчас и нужное удовольствие будет получено. Но, как я уже писал, недоумение перекрыло все плюсы произведения.

Остаётся только надеяться на то, что кто-то сможет написать отзыв, в котором будет раскрыт смысл рассказа. Но до той поры оценка будет ниже средней.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Олег Викторов «Пришелец»

Mishel78, 18 июня 09:16

Бывают художественные произведения, читая которые понимаешь, что автор вкладывает в каждую строчку что-то своё, личное. В данной повести Олег Викторов предаётся воспоминаниям о первой половине восьмидесятых годов 20 века. И через воспоминания главного героя, вполне состоявшегося человека, читателю раскрывается советская действительность того времени, с присущими ей атрибутами — предметами, одеждой, транспортом, запахами и вкусами. Я тогда был мал, да и жил не в городе, однако до чего же воспоминания главного героя ярки и сочны, что будто бы наяву я оказался в брежневской эпохе.

Москвичам же предоставляется возможность прогуляться по улице того времени — подробное описание прилагается, так как наш герой переносится во времени уже не в воспоминаниях, а наяву. Вместе со всем перечисленным персонаж вспомнит и свою первую любовь, а в финале даже встретится с ней.

Заканчиваясь, повесть остаётся с открытым финалом, потому как нам не раскрывается, что же случилось с героем — то ли он просто утонул в своих воспоминаниях, то ли случившееся с ним реально. На мой взгляд, в данном случае, концовка для «Пришельца» хороша.

Но раздражало меня только одно — это какая-то фиксация на алкогольных напитках. Автор прямо-теки смакует описания того, каким вкусным было пиво и какой неповторимой была советская водка. Но, по правде говоря, данное воспоминание лучше было упомянуть вскользь, а не фиксироваться на нём. Во всём остальном ностальгическая фантастика удалась и может погрузить читателя в уже достаточно далёкую эпоху, с довольно лиричным настроением.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Альберт Коудри «Потерянный рай»

Mishel78, 17 июня 10:49

Повесть, в первую очередь, интересна тем, что является своеобразным посвящением военной фантастике примерно тех лет, когда вышел бессмертный роман Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». Перед нами разворачиваются события первых шагов двух закадычных друзей на службе в космическом флоте.

То же описание солдатских будней, уставных и неуставных отношений между военнослужащими и внештатные ситуации, где приходится брать на себя огромную ответственность. И даже такой элемент, как война с инопланетянам, подозрительно похож на хайнлайновское творение. Но это только внешняя схожесть, потому что повесть вышла очень современной и отнюдь не стала просто очередной вариацией на тему.

В одной из сюжетных линий повести присутствует даже детектив, а это придаёт ещё больше динамизма повествованию. Поэтому помимо оммажа военного сегмента «золотого века» фантастики, перед нами ещё и удачное смешение жанров.

Прочтением я безусловно доволен и буду перечитывать повесть для того, чтобы снова проникнуться духом того времени, когда честь, дружба и взаимовыручка были более частыми гостями на страницах фантастического жанра.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

Mishel78, 17 июня 10:17

Рассказ о несбыточных надеждах и о том, сколько нужно заплатить за то, чтобы надежда была жива. Мистическая составляющая как нельзя лучше подходит для сюжета рассказа. Ведь довольно часто люди, потерявшие своих близких, обращаются к самым изощрённым методам, чтобы хотя бы сохранить надежду на то, что умершему пусть на том свете, но станет легче. Вот и в рассказе воплощением этих самых надежд стал старик, кукольных дел мастер.

Финал истории довольно изящен -этого у автора не отнимешь. Но вот поведение и поступки персонажей рассказа довольно нелогичны. Я не смог поверить ни в реакцию близких на смерть мальчика, ни в то, что главный герой стал не щадя живота своего добиваться раскрытия тайны куклы. Зачем тогда понадобилось вводить приезжего в сюжет, если более естественным было отправиться в путь к кукольнику какому-нибудь родственнику погибшего?

А если исключить описанные мной недостатки, то рассказ хорош и оставляет после прочтения привкус лёгкой грусти. Ведь произведение хоть и наполнено мистикой, но всё же оно о тех вещах, которые терять совсем не хочется, но которых зачастую очень не хватает: сочувствии, надежде и, в какой-то степени, о жертвенности.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Юрий Достовалов «Взапуски со смертью»

Mishel78, 16 июня 04:09

Жизнь знаменитых людей всегда интересна. Но интересно написать о жизни знаменитого человека получается не всегда. С одной стороны, в документальном повествовании часто невозможно передать всю глубину характера человека, его психологического портрета. А с другой стороны, художественное автобиографическое произведение может вызвать множество вопросов: а было ли так на самом деле? Но есть ещё и третий путь, по которому пошёл Юрий Достовалов. И это, на мой взгляд, путь литературной исторической реконструкции.

Среди известных исторических личностей, художники и творцы вообще, едва ли не самая незаметная категория. Однако, прочитав рассказ «Взапуски со смертью» о жизни знаменитого итальянского художника Караваджо Меризи (более известного как Микеланджело), я понял, что это моё большое заблуждение. Импульсивный, неуживчивый и эмоциональный художник прожил жизнь, наполненную множеством событий, часто смертельно опасных. Что и показывает автор, дополняя исторические факты художественными вставками, с описением действий и диалогов.

Манера подачи автобиографии очень удачная — здесь есть и фактология, помогающая больше узнать о различных периодах жизни Микеланджело, а также есть простор для фантазии, чтобы в своём воображении перенестись в эпицентр исторических событий.

На мой взгляд, учитывая, что я не так уж много прочитал произведений в подобном стиле, рассказ вполне удался. Автор владеет фактологическим материалом и рассказчик из него довольно интересный.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Александр Зорич «Хэллоуин»

Mishel78, 16 июня 03:06

Стилизация под фантастико-психоделический триллер периода 70-х годов прошлого века вышла неудачной, на мой взгляд. Хотя надо признать — фантазия у автора работает. Прогресс безумия главного героя показан через призму эволюции жизни на Земле и эта часть произведения хороша. Однако же чувство стиля подвело Зорича. До самого конца автор не смог определиться, какую же составляющую рассказа вывести на первый план, чтобы произведение стало более цельным. Поэтому практически во всех отзывах отражено полное непонимание происходящего, поскольку Зорич старался поразить читателя то одним моментом, то другим, без какого-то цельного стержня «Хэллоуина».

Оттого рассказ становится слишком тяжёлым для восприятия. Настроившись на фантастику я окунаюсь в психоделические фантазии героя. А когда мне кажется, что я читаю психоделический трип, то как раз фантастика отбирает у меня чувство расслабленности от осознания того, что я мерно плыву по волнам авторского потока сознания. И подобные шатания сделали чтение довольно сложным. А в конечном итоге, закончив рассказ, я испытал лишь облегчение.

А хотелось бы приятного послевкусия...

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Mishel78, 14 июня 09:37

Пришельцев в фантастике часто изображают либо злобными агрессорами, либо исследователями человеческого вида и нашей планеты, либо благодетелями, одарившими человечество дарами сверхцивилизации. А у Стругацких инопланетяне оказались похожими на людей. Прилетели, понимаешь, на пикник на Землю, попили-поели, отдохнули, разбросали мусор и отбыли по своим инопланетным делам. Всё как у людей, с той лишь разницей, что следы своего присутствия для существ вроде муравьёв, даже если это просто обычный мусор, покажутся животным чем-то весьма странным и непонятным, хотя и привлекательным. Вот и люди, уже давно ожидавшие гостей со звёзд, на местах пикника — Зонах, собирают драгоценный мусор, чтобы облагодетельствовать всё человечество. Ну или просто заработать.

Поэтому Посещение для землян было скорее не благом, а проклятием. В мрачном мире, показанном в повести, люди копошатся в серости и беспросветном унынии, ожидая, что какой-нибудь сталкер найдёт хоть что-то, что могло бы изменить жизнь на планете в лучшую сторону. Под стать миру и герои повести — мрачные и почти все депрессивные. Ну и что, на мой взгляд удалось авторам, так это описать людей в изменившемся после Посещения мире. Психологические портреты персонажей удивительно глубоки и запоминаются надолго. А уж сталкер Рэдрик Штутхарт — так и вовсе икона мужественности, твердости характера и могучей воли, что было использовано для многих обложек книг серии «S.T.A.L.K.E.R», под грубой оболочкой которого скрывается настоящий Человек с большой буквы.

В повести есть всё, что свойственно фантастике — научные философские рассуждения о природе человечества, его карликовость перед непознанным и, как лучик света в темном царстве, неистребимая вера в человечность. Да, именно тот самый пронзительный финал, который практически смывает налёт мрачности с повести и тёплым светом загадочного инопланетного артефакта — Шара, который исполняет желания, заполняет душу читателя. И, как мне кажется, лившись налёта советской цензуры, «Пикник на обочине» мог бы стать ещё шедевральнее.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Николай Калифулов «Бриллианты для серого кардинала»

Mishel78, 9 июня 11:26

В который раз ловлю себя на том, что обладай произведение острым и захватывающим сюжетом, то прочитать можно и детектив, к коим я совершенно равнодушен. Однако, периодически отвлекаясь от чтения фантастики, знакомлюсь и с другими жанрами. Отличаются жанры тем, что в детективе простор для фантазии всё же органичен, да и развязку уже ждёшь довольно предсказуемую: в конце обязательно должен объявится главный преступник, лавры достаются главному герою и т.д. Поэтому детективный жанр может меня увлечь только сюжетом.

А в данной повести сюжет закручен как надо. Главный герой Борис Чергаш — бывший оперативник ФСБ оказался в центре событий вокруг секретных военных разработок и крупной партии бриллиантов. Всему этому сопутствуют изобретательные многоходовочки и подставы, часто заканчивающиеся смертью. Водоворот событий нарастает как снежный ком, который к финалу грозит погребсти под собой Чергаша.

В повести множество персонажей, но даже те из них, кто появляется даже мимолётно, всё же влияют на сюжет. Преступники всех мастей, мошенники и спецслужбы — представители всех, обязательных для детективного жанра слоёв общества слетаются как пчёлы на мёд на блеск бриллиантов и к возможности получить преимущество в военной сфере. И кто же всё-таки серый кардинал раскроется только на последней странице.

Но есть и то, что помешало произведению. И вот тут на сцену выходит собственно фантастика. А дело в том, что повесть слишком перегружена случайными совпадениями и перекрёстным знакомствами. Судьба, конечно же, влияет на всех нас и преподносит порой фантастические сюрпризы. Но для подогревания интереса, его величество случай должен быть редким гостем на страницах детектива. Но автору почему-то захотелось помогать своим героям и, на мой взгляд, несколько перестарался. А ещё временами на страницах появляются сухие протокольные фразы и слова, что тоже иногда режет глаз.

В остальном же, чтение было увлекательным даже для такого читателя, как я, предпочитающего фантастику всем остальным жанрам.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ольга Онойко «Лётчик и девушка»

Mishel78, 7 июня 12:54

Лётчик — боевой ас, пилот разумного самолёта-триплана по имени Элис. Он покоряет пространство между планетами во Вселенной с геоцентрической моделью. Описать его мир практически невозможно — очевидны аллюзии на времена первой Мировой войны, только события которой происходили на различных планетах нашей Солнечной планеты. Присутствует раса Звёздных людей, к которой принадлежит возлюбленная лётчика и всенаполняющий междзвёздное пространство эфир. Мир, нам почти незнакомый.

Девушка по имени Лиза — ассистент психохирурга, телепат, у которой обострено чувство эмпатии. В её мире всё как в современной России. Но по описанию мир всё же не наш и об этом красноречиво говорит даже профессия героини. Мир, нам почти знакомый.

А вот что же объединяет миры и наших героев станет понятно ближе к финалу — одновременно эфирно лёгкому неземному и эмоционально-чувственно насыщенному земному. Произведение, построенное на контрастах: невероятных, противопоставленных, но сливающихся в единое целое. И автору удалось окунуть читателя в оба мира полностью. Сначала ошеломить: как после тёплой ванны (мир лётчика) облиться холодной водой (мир девушки Лизы), а после этого укутаться в пушистое тёплое полотенце.

Если вам по душе подобные ощущения — не теряя времени читайте повесть.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Громов «Дарю тебе звезду»

Mishel78, 6 июня 05:39

Прочитав рассказ, задумался: а не прикупить ли мне кусочек Галактики — благо сейчас всё это стоит относительно дёшево, да и никто не относится к этой идее всерьёз. А потом, через пару поколений, потомки, осваивая космос, станут обладателями какой-нибудь звёздной системы и уж как будут они меня благодарить на все лады! Да, автор подкинул неплохую идею. Хотя...

Если кто-то из них окажется столь невезучим, как главный герой рассказа Трифилий Клюге, мечта которого о наследстве от богатой тётушки осуществилась и он стал хозяином целой звёздной системы. А на одной из планет так и вовсе не повезло стать Богом для местных пауко-макак. Кажется, на первый взгляд, что парню несказанно повезло — но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А, ну его, этот кусочек Галактики, а то за такие бонусы не благодарности, а проклятия достанутся...

Громову удалось меня рассмешить — без сомнений, чувство юмора у автора не высоте. Фраза: «Трудно быть богом» в рассказе получает новое измерение и тягостная обязанность Трифилия, несмотря на благолепие местных племён перед его персоной то ещё «удовольствие».

Единственное, что несколько снижает темп повествования, это описание обстоятельств, при которых он становится наследником. В остальном рассказ доставил удовольствие от интересного сюжета и ненатужного юмора.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Мангуст»

Mishel78, 5 июня 09:17

У Лавкрафта, насколько я помню, есть лишь один рассказ, действие которого происходит на другой планете. Все остальные его произведения, хотя и населены страшными и неведомыми существами из космоса, но действие в них происходит на Земле и по своему жанру все они являются мистическими хоррорами. А вот данный авторский дуэт напротив, взяв всё лучшее из лавкрафтианских мотивов, перенёс место действия в космос. При этом достаточно хорошо сохранив дух произведений своего великого предшественника.

Антураж космического корабля, а также существа-паразиты, способные вторгаться из ткани вселенной через неведомые ходы, противостоящее им существо по имени Мангуст с похожей анатомией, одновременно непохожи и похожи на демонов и полубогов лавкрафтианского пантеона. С такими же неуловимо изменчивыми формами, невероятно опасные, они как грибок поражают то или иное место, в котором живут люди. Таким образом, вселенная становится домом с четырьмя углами, в сырых местах которого появляется трудновыводимая плесень.

Мангуст с главным героем по имени Израиль существуют в симбиозе. А так как Мангуст главный враг крысинов, то Израиль зарабатывает тем, что очищает от космических паразитов космический транспорт. Данный сюжетный ход делает повествование невероятно интересным — сосуществование человека и существа, способного изменять ткань пространства и времени подарит читателю немало интересных моментов.

Но, в отличие от большинства произведений Лавкрафта, финал истории более позитивный. Вопрос, который меня интересовал примерно с середины рассказа — кто же такая Мангуст на самом деле — раскроется только в самом финале. И ответ будет довольно шокирующим, поэтому авторам не откажешь в изобретательности.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Джо Уолтон «Бегство в другие миры с научной фантастикой»

Mishel78, 5 июня 06:58

Почему сейчас фантастика стала таким востребованным жанром в искусстве? На мой взгляд, причина в том, что она даёт людям возможность перемещаться, пусть и в своём воображении, в иные миры, вживаться в персонажей из далёкого будущего и отвлечься от насущных проблем. Учитывая, что в настоящее время мировые кризисы следуют один за другим, будущее неопределённо туманно, то и востребованность фантастики во всём мире возрастает высокими темпами. Я замечаю и по себе, что лучшим антидепрессантом для меня является чтение именно фантастики. Поэтому название рассказа стопроцентно совпадает с его содержанием.

Действие происходит в альтернативной реальности, в которой Великая Депрессия не закончилась, а новый курс Рузвельта, который в нашей реальности вывел США из кризиса, то ли не сработал, то ли даже не осуществлялся. Газетные и журнальные заголовки, через которые показано происходящее, говорят о том, что история нашей планеты будто остановилась и её ход прекратился. Люди, образы которых появляются в повествовании, ни о каком будущем не думают — тяжёлая жизнь на грани выживания одела на них кандалы настоящего и лишь один вопрос занимает их ум: выжить! Антиутопия в своём самом мрачном виде предстаёт в рассказе во всей красе.

Однако сопереживать героям не удаётся, поскольку персонажи показаны очень скупо, а сюжета, как такового нет. Поэтому произведение показалось мне несколько скучноватым и пресным.

Но автор дал лучик надежды депрессивному миру, который описал. Ведь даже во время депрессии продолжают издаваться, а значит пользоваться спросом писатели-фантасты: Айзек Азимов, Пол Андерсон, Роберт Хайнлайн и другие. Поэтому Уолтон всё же даёт шанс своим героям сбежать в другие миры, созданные воображением людей, которые постоянно путешествуют в них. А транспортом, способным доставить в миры без депрессии является именно научная фантастика.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Мэри Розенблюм «Походка льва»

Mishel78, 5 июня 06:04

Быть смотрителем плейстоценового заповедника очень непросто. Особенно, в мире недалёкого будущего, где наряду с развитой генной инженерией, способной конструировать животный мир далёкого прошлого, информационные технологии также развиваются и утаить убийство молодой девушки на территории очень непросто. Для того, чтобы отвести подозрения в убийстве от себя, главной героине предстоит провести собственное расследование. Поэтому фантастическая составляющая рассказа плавно перетекает в детективную и так происходит несколько раз на протяжении всего повествования. И, надо отдать автору должное, такие переходы происходят довольно плавно и даже гармонично.

Картина мира будущего, показанного в рассказе довольно мрачновата, а люди практически совсем не изменились. Почти в самом финале главная героиня приходит к выводу, что люди всегда были склонны к жестоким зрелищам, оставаясь при этом лицемерными: на виду у всех жалеют животных, естественно включённых в пищевую цепочку, а втайне покупающих снафф-порно, чтобы наслаждаться убийствами людей в прямом эфире.

Детективная интрига дополняется также и социальным подтекстом через драмы, происходящие в жизни героев рассказа. Жесткость исходит не только от животных в человеческом обличье, но и от самого государства, которое может отнять ребёнка от матери на весьма спорных основаниях, чтобы воспитать «пушечное мясо». Поэтому аналогии с животным миром, описанным в «Походке льва» встроены для описания социума вполне уместно.

Крепкое произведение на стыке фантастического и детективного жанров, с сильной социальной составляющей, читается с интересом и вызывает во время чтения полемические размышления о природе человека.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Роберт Шекли «Вторжение на рассвете»

Mishel78, 2 июня 10:32

Человечеству во все времена хотелось брать своё силой, помноженной на хитрость и стратегию с тактикой. Народы, которые обладали большей силой, покоряли более слабых, применяя самые передовые технологии и новейшие разработки в области вооружения. В принципе, это срабатывает в большинстве случаев, к тому же стоит прибавить эффект неожиданности, чтобы застать противник врасплох. В рассказе лучшее время для вторжения на новую планету — на рассвете. Тактика, которая срабатывает всегда, а у человечества большой опыт в захвате и присвоении.

Но вот в будущем, главным оружием становится не физическое, а ментально-психологическое и это, пожалуй, одна из самых интересных находок в сюжетах о покорении других планет. Битва за планету происходит в умах, в психических лабиринтах и метальных конструкциях человека и инопланетянина. И Шекли, как обычно, смог удивить столь диковинным оружием.

По сути, перед читателем разворачивается один из возможных вариантов посрамления высокоразвитого народа перед местными аборигенами, которых, как кажется на первый взгляд, можно положить на лопатки одной левой. Однако, внешнее впечатление может быть обманчиво и горделивое человечество окажется посрамлённым перед внешне примитивным народом.

Помимо этого, в рассказе есть, пусть и довольно прямолинейная, мысль о том, что сотрудничество более полезно, чем противостояние. Поэтому Шекли не откажешь в том, что он выбрал очень интересную форму донесения главной свой мысли, ведь рассказ читается на одном дыхании, так как противостояние разумов вышло очень ярким, захватывающим и запоминающимся. Ведь Роберт Шекли — мастер создавать необычных персонажей и диковинные сюжетные ходы.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Сергей Федин «Шестьдесят секунд до конца света»

Mishel78, 1 июня 11:12

Задумывались ли вы о том, что наша жизнь — это сон, который может быть снится какому-нибудь существу высшего порядка. И откроет оно глаза, проснётся и вся наша реальность исчезнет в один миг...

Автор попытался рассказать, что было бы с человеком, узнавшим вдруг, что конец света наступит через два часа. Надо ли говорить, каково человеку, узнавшего об этом? Внезапно свалилось не только известие, но и возможность увидеть того, кому этот мир всего лишь снится. Кажется, что ничего нельзя сделать. Также, как ничего нельзя сделать с тем, что смерть ожидает каждое существо.

Буддистский дух витает над произведением, но финал далёк от этого религиозного течения. Произойдёт то, что можно охарактеризовать как звук металла по стеклу — резко, пронзительно и немного безумно.

Всем сладких снов и может быть один из них станет спасением для мира...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Олен Меняйлов «Съеденный заживо»

Mishel78, 31 мая 09:28

Нелепый, нелогичный рассказ, автор которого не удосужился внятно объяснить метафизику произошедших событий. Главный герой — сельский пропойца, проклятый местной ведьмой, подвергается нападению крыс. Казалось бы, можно было на этом остановиться.

Но нет, автору захотелось вывернуть литературный финт, но он оказался не к месту. Каким это финт был — рассказывать не буду, ибо в коротком рассказе это будет жирным спойлером, поэтому ограничусь своим мнением.

Автору следовало либо вообще обойтись без этого ненужного «изыска», либо же увести повествование в русло сюрреализма и тогда его приём бы сработал. А так получилось очень неказистая история из жизни алкоголиков. Хорошо хоть, что объём произведения таков, что о потраченном времени жалеть нечего.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Андрей Ив «Проклятие Роджерсов»

Mishel78, 31 мая 08:45

Рассказ предваряет эпиграф из стихотворения Эдгара Алана По и, по сути, автором сделана попытка написать своеобразное посвящение данному автору. Ну, что же, попытка скорее удачная, чем неудачная.

Учитывая предыдущие два рассказа из цикла о проклятии Роджерсов, это произведение самое интересное. Ведь здесь Андрей Ив отправляет читателя в самое начало: с чего началось семейное проклятие и что за таинственная сила приводит к смертям в фамильном замке. Магия, которой насыщено повествование, а также стилистика, похожая на легенду, делает произведение в чём-то даже поэтичным.

Своеобразным предостережением служат мотивы главного героя — чародея и воина по фамилии Роджерс. Заигрывания с нечистой силой никогда не приносят человеку счастья, а в данном случае, стали семейным проклятием.

Теперь можно сказать, что автор реабилитировался за неудачный рассказ «Последний из Роджерсов», слегка изменив стилистику повествования, а также дополнив историю интересными, в чём-то даже сказочными элементами.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Андрей Ив «Последний из Роджерсов»

Mishel78, 31 мая 08:18

Приквел к рассказу «Замок» вышел довольно посредственный. Здесь нет ощущения тайны и загадочности, которыми было наполнен предыдущее произведение. Да и повод, по которому последний из Роджерсов спустился в подвал фамильного замка слишком банален. Автор не стал утруждать себя психологическими аспектами, а предоставил на суд читателей что-то похожее на мистический хоррор, но на этот раз увлечь меня повествованием не удалось.

Рассказ, на мой взгляд, вышел неудачным и читал я его с надеждой на необычный поворот сюжета в финале. Но чуда не произошло, увы. А ведь потенциал у истории всё же был...

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Андрей Ив «Замок»

Mishel78, 31 мая 07:39

Рассказ вполне в духе Роберта Блоха. Семейное проклятие и родовой замок — элементы вполне соответствуют какому-нибудь произведению именитого автора «тёмного жанра».

Читается рассказ достаточно легко, к тому же объём его невелик. Нагнетание атмосферы присутствует и интрига происходящих мистических событий раскрывается в самом финале. Загадочное существо, которое преследует главного героя, так до конца и не проявится, поэтому любителям кровавых ужастиков рассказ может не понравиться.

Мистический хоррор отечественного производства достаточно интересен, чтобы увлечь на несколько минут.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Алексей Язычьян «Агрессия ада»

Mishel78, 29 мая 10:05

Настоящий отечественный хоррор. Вот до последней строчки русский. Ну или славянский, что будет точнее, учитывая содержание повести.

Автор довольно умело сплёл две сюжетно-воеменные линии: противостояние язычества и христианства в 11 веке и мистические последствия этого религиозного конфликта в настоящем. Антураж тоже аутентичен: глухая уральская деревня, в которой даже нет электричества. Свечи, мерцающее пламя которых контрастирует с тёмными углами деревенского дома, глухой лес вокруг и проклятое кладбище поблизости. И битва со злом получилась такая же колоритная: с христианским распятием на рукояти древнего меча против мертвеца-ведьмы.

Конечно, не обошлось без влияния западных фильмов ужасов, но вместе с тем, на выходе получилось нечто особенное и уникальное.

Испортила впечатление концовка. Даже по меркам начала 90-х, когда российского хоррора практически и не было, балаган, который происходит в финале, больше смахивает на зомби-трэш: угарный, но несколько туповатый. Впрочем, мой взгляд на данную часть произведения не отменяет того, что «Агрессия ада» — довольно неплохой представитель жанра литературы ужасов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Александр Бачило «Остров»

Mishel78, 24 мая 13:53

Все представления о том, что в будущем человечество объединится в коллективный разум и воцарится мир и гармония, после прочтения «Острова» разрушатся как карточный домик. Версия, предложенная Александром Бачило кому-то может показаться слишком жестокой, но как один из возможных путей развития человечества вполне даже можно рассматривать.

Вот вспомните, что же объединяло людей на протяжении истории? Войны, катаклизмы и стройки. Вот и в рассказе, человечество, воодушевлённое контактом с инопланетянами, более развитыми в техническом отношении, стремятся попасть на грандиозную стройку, где люди, объединенные общим делом, буквально кладут жизни ради этого непонятного мероприятия.

Автор последовательно показывает нам, как импульс, переданный высшей расой объединил человечество в единое целое. И до мечты Вернадского о новом человечестве уже почти рукой подать. Однако, лишь в самом конце, перед читателем раскроется весь смысл того, для чего производится стройка. А вместе с этим и горькая правда об ужасной доле человека в этом, по сути, эксперименте.

Впрочем, для героев рассказа это вовсе не ужасно, а даже почётно. Поэтому финальный поворот сюжета один из самых неожиданных и шокирующих из прочитанных мной.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Уилл Макинтош «Преследуемый»

Mishel78, 24 мая 12:57

«Совести у него нет» — говорим мы о человеке, который живёт только для себя, пренебрегая интересами других людей. А раз мы говорим, что совести нет, значит можно предположить, что совесть могла просто... умереть.

В мире, который описан в рассказе, совесть восстаёт в виде трупа и преследует человека с немым укором, напоминая о его плохих делах и поступках. Причём, это касается не только главного героя, но и вообще всех людей на планете. А в зависимости от того, насколько сильно человек умертвлял совесть, столько и трупов таскаются за ним всюду.

Эпидемия зомби, которая описана в рассказе, явилась для меня самой необычной. Нет привычного поедания мозгов и нападения оживших трупов, однако менее жутко от этого не становится. Угрызения совести то ещё испытание, особенно если воплощены в виде мертвой девочки-индуски.

Рассказ напоминает о том, что у всех нас, безусловно, хороших людей, есть свои скелеты в шкафу, которые появились в результате отмахивания от совести. Но рецепт избавления от навязчивых трупов автор всё же предлагает, хотя и далеко не все им воспользуются, особенно президент, за которым плетутся тысячи воплощений его мёртвой совести.

Единственное, что несколько подпортило впечатление, это торжество политкорректности. Но, наверное, от этого уже никуда не деться.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Наталья Макарова «Оборотень»

Mishel78, 23 мая 14:33

Прямолинейный ужастик, очень похожий на историю, которую могли рассказать в любом посёлке нашей необъятной страны. Ведь компоненты истории самые тривиальные — старуха-ведьма, передача её ремесла и девушка, превращающаяся в змею. И всё это происходит на фоне лихих 90-х, с братками и бандитскими разборками. Видимо, поэтому у рассказа подзаголовок «документальный».

Саспенс практически отсутствует, а его место занимают тошнотворные описания снов главной героини Кати — потомственной ведьмы. Финал истории довольно примитивен и автору следовало бы меньше ориентироваться на западные фильмы ужасов.

В целом же, рассказ на один раз и достоин прочтения как артефакт эпохи 90-х.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Александр Комков «Испытатель»

Mishel78, 23 мая 09:22

Рассказ о приключениях офицера, надо полагать какого-то полицейского подразделения, в будущем, где ему приходится выполнять одно очень подозрительное испытание. В произведении есть всё, что присуще типичной развлекательной фантастике: суперменистый главный герой, множество опасностей и, в конце концов, даже определённая интрига в финале.

Читается рассказ легко, настраивает на весьма оптимистичный лад... Стоп! Так ведь на этот лад настраивает не столько рассказ, сколько фамилии, которые дороги каждому посетителю сайта «Лаборатория фантастики»: Гаррисон, Шекли, Саймак, Стругацкие и, даже тот, кто является парией среди перечисленных фамилий — Юрий Петухов. Вот упоминание этих писателей было прямо как гром среди ясного неба! И, в общем-то, за столь остроумное вплетение в сюжет этих авторов можно накинуть ещё один балл.

Есть и ещё одна деталь сюжета, которая делает рассказ таким выделяющимся. По версии автора, главного героя переместили в будущее, поскольку любителю фантастики гораздо проще адаптироваться в будущем. Ну да, нам (а я тоже любитель фантастики) путешествия во времени настолько привычны, будто семечки лузгать. Так что вот, сижу, жду — вдруг меня тоже перенесут в будущее из-за того, что я люблю фантастический жанр? Только с одним условием — задание хотелось бы не такое опасное, как у главного героя.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Иванов «Охота на ведьм»

Mishel78, 18 мая 13:39

Малоизвестный рассказ, который почему-то обойдён вниманием читателей. А между тем, фабула произведения очень похожа на один бешено успешный роман, вышедший несколькими годами позже...

Идёт вечная битва между Добром и Злом, а наш мир удерживают от вторжения Чужаков стражи Границы. Стражи — обычные люди, как мы с вами, только ведут свою борьбу с проявлениями зла, как в нашем измерении, так и в параллельном, облачаясь в доспехи средневекового рыцаря.

Конечно, объём рассказа не предполагает множественных описаний и событий, на даже в этом случае, произведение читается на одном дыхании. Динамизм последней битвы с Чужаками просто зашкаливает. Весьма интересно описана система боевой магии, применяемой против пришельцев из другого измерения.

А ещё «Охота на ведьм» — отличный образец городского фэнтези. Знаете, для 1992 года, когда был опубликован рассказ, подобное произведение очень достойное. Одно из лучших произведений, опубликованных в журнале «Приключения фантастика».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Стивен Кинг «Бабуля»

Mishel78, 17 мая 09:05

Смерть всегда рядом и избежать её цепких пальцев не удастся никому. Она страшит. Страшит людей абсолютно всех возрастов, в каком бы виде она не приходила. Но вот насколько смерть страшит мальчика, оставшегося в доме один на один со страшной бабулей, дышащей на ладан — знает Стивен Кинг. Причём описал он данную ситуацию так, как будто сам пережил нечто подобное.

Читатель буквально сиал этим самым мальчиком, которого страшит и бабушка, напоминабщая привидение, и тьма вкупе с различными звуками, которые, кажется, сговорились между собой, чтобы свести с ума ребёнка. А помогают в этом эффекте примеривания на себя образа фирменное кинговское умение рисовать психологические портреты почти каждого персонажа и, на мой взгляд, некая детскость писателя. Очень часто героями его произведений становятся дети и именно их объёмные образы заставляют воспринимать кинговские произведения столь живо и пугаться вместе с героями не на шутку.

Вторым элементом, который меня удивил в рассказе, стал, пусть и едва обозначенный лавкрафтианский дух. А это повышает градус удовольствия от прочтения и знакомые мотивы иррациональности и страшных тайн, столь знакомые почитателям творчества Лавкрафта, накладываются на кинговский стиль.

Финал вполне в духе страшных историй, рассказанных ночью у костра. И этот финал заставит встряхнуть читательское воображение. А учитывая то, сколь мастеру удалось описание образа юного героя, страшно станет вдвойне. Пусть будет страшно, потому что для этого мы и читаем страшные рассказы — пугаться, получать острые ощущения и возвращаться к подобным историям снова и снова.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Михаил Булгаков «Собачье сердце (Чудовищная история)»

Mishel78, 16 мая 13:38

Удивительно глубокое и образное произведение, по которому в школе я писал сочинение в выпускном классе. Перечитывая его снова, я не переставал удивляться тому, насколько оно погружает меня в мир аллегорий и вместе с тем, совершенно реальных описаний взаимоотношений интеллегенции и пролетариата, старого и нового мира юной страны советов.

В «Собачьем сердце» читается между строк сожаление самого Булгакова о том, в каком угнетённом состоянии находится высокоинтеллектуальная культура, как просвещенный разум ещё теплится в семи комнатах квартиры, в лице профессора «светила европейской науки» Филиппа Преображенского. Спокойный ритм жизни профессорской квартиры прерывается с избранием нового руководителя домоуправления — ярого коммуниста Швондера. И ярким свидетельством того, как новая молодая и агрессивная пролетарская власть резко отличается от просвещённого интеллегентного общества, становится вторжение в квартиру Преображенского правления домоуправления и требования освободить чересчур просторную жилплощадь, поскольку «в Москве больше ни у кого нет таких аппартаментов». И тут же автор вместе с Преображенским негодует и обличает невежество нового строя, пусть безсильно, используя покровительство высокопоставленного пациента, на время отодогвигает неизбежную смерть разума. А ведь профессор ещё не знает, что главная опасность таится в безродной дворняге Шарике, которого он случайно очеловечит в ходе медицинского эксперимента.

И вот это очеловечеченное существо по имени Полиграф Полиграфович, живя в квартире профессора служит своего рода троянским конём, внося диссонанс своими безудержными пороками и ярко выраженной безнравственостью. Ни дня не проходит без того, чтобы новый жилец, жизнь которому дал профессор, не показал свои слепые животные инстинкты, буквально сея вокруг разрушение и хаос. И здесь Булгаков, через диалоги профессора и его ассстента Борменталя, сожалеет о том, что интеллегенция слишком мягка и стремится избежать насилия, а потому терпит поражение от безнравственного пролетариата.

В финале Булгаков, пусть и на бумаге, всё же показал альтернативную победу интеллегенции над пролетариатом, разума над невежеством. Хотя в действительности, как мы с вами знаем, история пошла по другому пути.

Вместе с тем, Булгаков, как врач, постоянно восхищается человеческим гением и описание операции, проводимой профессором, читать неимоверно интересно. Здесь автор называет профессора богом, а его ассистента жрецом. И творение нового существа есть божественный акт, которым я восхищался вместе с Булгаковым. Особое место, если убрать алллегорически-сатирическое измерение повести, занимает вопрос: имеет ли право человек создавать новое существо или же, позволить эволюции творить новые жизни естественным путём, поскольку Шариков, как и всё сотворенное человеком, несовершенен.

Такой я увидел повесть «Собачье сердце» — многогранной, остроумной и, несмотря на подзаголовок «Чудовищная история», по своему доброй, поскольку автор всё же верил, что человеческий разум победит тьму невежества. Повесть, которая будет перечитана мной ещё не один раз. А значит, повесть на все времена.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Алексей Кудряшов «Сказка об искушении»

Mishel78, 16 мая 10:04

Что чувствует человек, у которого единственная, пусть и весьма призрачная, надежда на спасение заключается в убийстве себе подобного? Тот момент, когда если не ты, то тебя и что возобладает тогда: гуманизм или инстинкт выживания? На эти непростые вопросы старается ответить автор рассказа.

Метания главного героя, который вынужден принимать страшное решение, на мой взгляд, выглядят правдоподобно. Вот он — пока ещё живой человек, а в кармане нож и справится ли главный герой с искушением — интрига ближе к финалу закручивается всё туже и туже... И единственное, что не позволяет сойти с ума в такой безвыходной ситуации — это вообразить, будто бы находишься в сказке. Кто же поставил трёх молодых людей перед жестоким выбором — неизвестно. Но в финале читателю может открыться эта интрига, пусть и у каждого она будет своей.

На мой взгляд, рассказ вполне достойный, пусть и без видимых литературных достоинств. Однако психологизм и эмоциональные переживания с лихвой окупают остальные шероховатости рассказа.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Александр Чернобровкин «Кинслер пикирует»

Mishel78, 15 мая 08:55

Повесть о благородном авантюристе в декорациях далёкого будущего. Признаюсь честно, авантюрные произведения читать не любитель. Но данную повесть прочитал с интересом, поскольку в фантастическом декоре подобное произведение способно даже увлечь.

Как известно, короля делает свита. А у главного героя — кинслера (профессионального вора) Френка Нокхида в помощниках инопланетный негуманоид Тук и молчаливый бородатый громила Родроб — оба довольно колоритные персонажи, с которыми по ходу действия случаются различные комические ситуации. Несколько позабавили и некоторые второстепенные персонажи, которых кинслер обводит вокруг пальца. То есть, авторский конёк, который делает повесть отличающей от многих других, это именно персонажи и, в перспективе, Чернобровкин мог бы развернуться на цикл.

Но общее впечатление портит сверхудачливость главного героя и волшебное чутьё на опасности. Поэтому с определённого момента герою не удаётся сопереживать. К тому же, лёгкое повествование не предполагает каких-либо литературных или идейных изысков, а значит главная цель повести — развлечение.

Ну что же, из чувства ностальгии я прочитал уже второй раз. На пару часов занял себя, а на большее «Кинслер пикирует» и не претендует.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Александр Бачило «Дом на холме»

Mishel78, 11 мая 03:10

В военное время не до философских рассуждений. Первоочередной вопрос: выжить любой ценой и спасти себя и своих близких. Вот и в данном рассказе главный герой ищет такую возможность, приехав в дом на холме, откуда, возможно, его и жену с ребёнком вывезет космический корабль с захваченной враждебной расой планеты. Однако, помимо него, в доме ещё множество разного народа и хватит ли места всем — большой вопрос. Рассказ построен именно на таком вот мощном напряжённом фоне, когда совершенно неясно, как будет проходить спасение и кого выберут спасители?

Тревога в рассказе нагнетается ещё и тем, что автор не рассказывает нам ни о причинах войны, не показывает самих захватчиков, но атмосфера обречённости передана мастерски. Благоприятная почва для того, чтобы показать, как в экстремальной ситуации вырываются наружу противоречия личности и внутренние демоны, которые есть у каждого человека. Вообще, рассказ несколько напомнил мне «Туман» Стивена Кинга: замкнутое пространство, внешняя неведомая опасность и мешанина характеров, провоцирующая конфликты среди людей.

Увлекательный и довольно проработанный рассказ, в котором фантастика служит всего лишь фоном для демонстрации психологии толпы и конфликтологии. Дополняет всё это финал, который для меня оказался неожиданностью. На мой взгляд, вполне достойный рассказ для любителей произведений о поведении людей в опасных ситуациях.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Пустота»

Mishel78, 11 мая 02:52

Конструкция машины времени из данного рассказа Азимова довольно проста и похожа на лифт, который движется от одного временного пласта до другого, как и обычный лифт движется между этажами. Но вот как решиться на то, чтобы отправиться в другое время — вопрос непростой. Собственно, именно выяснению того, какие опасности таит в себе лифтовая шахта времени и посвящена большая часть рассказа. Азимов вместе с героями рассуждает о временных парадоксах, а также показывает, сколь много усилий нужно затратить учёным, чтобы просчитать все возможные варианты использования нового изобретения.

Дихотомичность колебаний первооткрывателя показана через образы двух учёных: решительного, но не до конца понимающего, что же он изобрёл и сомневающегося, задающего кучу вопросов коллеги, до последнего отказывающегося принять участие в испытании машины времени.

Несмотря на кажущийся ироничный тон рассказа, финал довольно пессимистичен. Столкновение с тем, что человек до конца не понимает, всегда опасно. Вместе с тем, это одна из попыток объяснить, что находится за гранью времён. И надо сказать, попытка довольно интересная, хоть сам рассказ внешне выглядит простоватым.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Валентин Катаев «Сын полка»

Mishel78, 10 мая 05:24

Глядя на фотографии детей в военной форме, сделанные в грозные годы Великой Отечественной, я с удивлением обнаруживаю каждый раз, как поразительно сочетаются в их лицах взрослая ответственность и детская искренность вкупе с открытостью. И вот теперь, после прочтения «Сына полка» причины столь, на первый взгляд, несовместимых черт характера, которые видны в глазах мальчишек, воевавших наравне со взрослыми за родную землю в те годы, их образ предстал передо мной не только внешне, но и внутренне, со всей предысторией того, почему же они так выглядят.

Главный герой повести — Ваня Солнцев: круглый сирота, ставший одиноким из-за последствий войны, олицетворяет собой всё поколение тогдашних военных сирот. Его качества: выносливость, сообразительность и упорство, были во многом закалены в скитаниях и лишениях. Поэтому неудивительно, что группа разведчиков, которая обнаружила мальчика, в глазах Вани были богатырями из сказки — сильными и добрыми. Какое же восхищение они вызывали у мальчика. Наверное, такое же восхищение вызывал советский солдат у всего военного и послевоенного поколений советских детей.

Вообще, в повести очень силён именно мифологический сказочный элемент. Очень часто встречаются слова: богатырь, дух, производные от слова Русь. Даже имя и фамилия мальчика — Ваня (Иван — частый герой русских народных сказок) Солнцев — (намёк на сияние, свет души, согревающий и освещающий всё вокруг), звучат немного по-сказочному. Представляю, каким вдохновением была книга в послевоенные годы для многих мальчишек, многие из которых, благодаря таким вот сказочным и одновременно, реальным героям, избрали делом всей своей жизни военную службу.

Особое внимание обращает на себя то, с каким трепетом Ваня относился к военной форме, каким священным стал для него ритуал обращения к старшим по званию и с какой ответственностью он относился к своим обязанностям. Конечно, нынешняя мода одевать детей перед 9 мая в военную фронтовую форму не идёт ни в какое сравнение с ощущением того, что её нужно заслужить, что её ношение разом требует огромной ответственности и дисциплинированности.

Вместе с тем, повесть не только романтизирует образы военных, но и безжалостно показывает, сколь жестока война. А потому повесть просто необходимо читать молодому поколению, чтобы помнили о том, какие жертвы приносили наши деды и прадеды на алтарь победы. Будет полезным прочитать эту повесть и как вполне реалистичную экскурсию в повседневную жизнь на полях сражений, ведь в повествовании большое место уделено как сражениям, так и полевой жизни советской армии в условиях военного времени.

Одно из самых сильных и вдохновляющих произведений о войне, как для детей, так и для взрослых. И я очень рад, что прочитал повесть именно в день Победы.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Анатолий Фисенко «Шаг из тьмы»

Mishel78, 6 мая 03:04

Уууу! Как пугали в детстве друг друга? Сидели тёмными вечерами возле костра и травили друг другу разные страшные истории. В них обычно присутствовал какой-нибудь заброшенный дом, какая-то трагедия, когда умирает человек, а потом оказывается, что он умер, да не совсем (варианты: стал ожившим мертвецом, призраком или упырём. Но главное — финал должен быть шокирующим, чтобы все, кто разинув рот внимательно слушали, вздрогнули от неожиданности. И вот такие рассказчики, умеющие неожиданно напугать, ценились на вес золота.

Автор данного рассказа пошёл по тому же пути. По моим ощущениям, рассказ достаточно удачный, даже финальный твист способен был удивить.

Встречи с потусторонним можно попытаться объяснить обыденными вещами и, на первый взгляд, они и будут такими. Но зло, по мнению Анатолия Фисенко, умело маскируется. Поэтому, если мы видим человека похожим на обычного, то не боимся его. Но всё не так просто, особенно в жанре, который предполагает извлекать страх из взрослых, даже методами и приемами, которые всем нам знакомы с детства.

Удалось ли автору правильно воспользоваться этими инструментами, способными нас напугать? На мой взгляд, да. Хотя, у каждого свои конпки, способные вызвать неподдельный ужас, а потому моё мнение о произведении строго индивидуально.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Геннадий Александровский «Стоит ли заглядывать в «щель»?»

Mishel78, 6 мая 01:34

Рассказ читается очень даже с интересом. Есть сатира на научное сообщество (особенно эпизод, когда после исчезновения доктора Белза в «щели», учёные вернулись к продолжению заседания). Сам доктор Белз — изобретатель устройства, с помощью которого он переместился в пятое измерение — карьерист, пренебрегающие всеми ради славы.

Но самое интересное — это описание ада. Вместе сплелись административно-командная система и метафизика потустороннего мира. Нашлось место даже реинкарнации. Ну и забавный финал, где каждый получает по делам своим.

Юмор в произведении ненатужный, а довольно смешной и к месту. Поэтому считаю рассказ достойным, как минимум одного прочтения.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Н. Ю. Чудакова, С. Н. Чудаков «Атлантида, атланты, праатланты»

Mishel78, 5 мая 12:22

Очередной пасквиль на тему затерянных цивилизаций. Снова различные вариации прошлого нашей планеты. Оказывается мы — праатланты, Луну создали атланты, а освоение космоса было плёвым делом. Однако, некоторые факты, изложенные в статье, заставляют крепко задуматься.

Как предостережение о бездумном наращивании гонки вооружений, способной уничтожить нашу цивилизацию. В какой-то момент статья даже заинтересовала, но не надолго, так как подобное я читал уже не раз у других авторов.

Не выходе имеем одну из многих псевдонаучных работ, в которой собраны абсолютно все сенсационные тайны, которые даже на момент публикации исчислялись тысячами.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Виктор Потапов «Гадёныш»

Mishel78, 5 мая 10:47

Сюжет рассказа простой, как пять копеек. Есть ребёнок-упырь, а сожитель его матери наблюдает трансформацию умершего и постепенно приходит в ужас от осознания того, что живёт под одной крышей с ожившим мертвецом. Но что же делает рассказ каким-то особенным, по крайней мере, для меня?

Во-первых, он издан в самом начале девяностых, когда авторов отечественного хоррора практически и не было. Во-вторых, как бы там ние было, но произведение примитивным не назовёшь: есть отличное нагнетание атмосферы и нетривиальная концовка. В-третьих, сам источник ужаса — мёртвый ребёнок — довольно зловещий персонаж, что щекочет нервы не хуже бестселлера какого-нибудь забугорного хоррор-автора.

Конечно же, рассказ не шедевр, может быть даже в чём-то вторичен. Но учитывая перечисленные мной достоинства, на мой взгляд, достоин и прочтения и переиздания, в составе некой антологии рассказов в жанре хоррор.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Александр Логунов «Под созвездием октапода»

Mishel78, 5 мая 02:14

Читая рассказ, я вспомнил статью из журнала «Техника-молодёжи», в которой выдвигалась гипотеза о том, что параллельно с динозаврами существовали разумные, гуманоидные существа. К статье был рисунок, на котором запечатлён велосираптор, а рядом с ним прямоходящее существо, похожее на инопланетянина.

Так вот, в рассказе данный рисунок получает литературное воплощение и оживают образы из той статьи и рисунка. Разумные ящеры, боевые динозавры, мудрость пришельцев со звёзд — и вот, у автора готово более полное, художественное воплощение чьей-то гипотезы.

Самое интересное, что всё в рассказе довольно логично и подходит под описание палеонтологов о смене эпох на Земле, а также о катаклизмах, сотрясавших её и приведших к гибели динозавров.

Лично меня рассказ зацепил и побудил к размышлениям, не раз всплывавших под впечатлением от увиденного и прочитанного. Да, в рассказе сделан больший упор на философскую составляющую, а картины сражений и катаклизмов упоминаются лишь вскользь, как хроника. Но всё же о прочитанном я нисколько не сожалею и впечатления от рассказа остались самые лучшие.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Александр Логунов «Оставшийся там»

Mishel78, 4 мая 13:54

Мда. После прочтения у меня остались всего две мысли: либо я не дорос, чтобы понять произведение; либо наоборот — перерос и данное произведение не будет понято никогда.

Какое-то Нечто, против которого непонятно как воевать, разумные термиты и тонны пафоса, вкупе с тяжёлым слогом — вот такие впечатления у меня от рассказа. Вроде бы и объём маленький, а как тяжело давалось чтение. Но я всё же предпочитаю, чтобы прочитанное не расшифровывалось, а понималось и читалось пусть и не легко, но хотя бы без лишнего напряжения.

Ещё один проходной рассказ в одном из любимых, когда-то в юности, журналов. Я повзрослел, а рассказ так и остался на задворках моего понимания и забудется... Хотя почему забудется? Уже забылся.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Роберт Шекли «Раса воинов»

Mishel78, 4 мая 08:26

Война — страшное явление. Так было в далёком прошлом, так будет и в далёком будущем (по-крайней мере, по версии писателей-фантастов). Вот и Роберт Шекли показал, что война не только страшно, но и, в ряде случаев, ещё и глупо. Способу, который инопланетяне использовали для борьбы с землянами за топливо для их звездолёта таков, что никакая логика и тактика, вкупе со стратегией, не могут противостоять беспощадной бессмысленности и глупости традиций воинствующих аборигенов.

Вот как раз на попытках хоть как-то прорваться на аварийный склад, который для тамошнего народа является храмом со священной реликвией и строятся юмористические ситуации. Двум главным героям даже пришлось избивать друг друга, чтобы попытаться получить желаемое: для них необходимость, а для инопланетян — святыня.

В рассказе имеется и сатира на милитаристские общества, в которых здравый смысл отсутствует, зато по максимуму фанатичная вера в ложные постулаты и тупая агрессия по отношению к инакомыслию.

Как уже говорилось в предыдущих отзывах, концовка рассказа несколько смазана. Да и в ситуации, которая описана в произведении, вряд ли можно было придумать другой выход. Однако юмор в рассказе классный и Шекли, как говорится, в своём репертуаре, поэтому читать ценителям остроумных произведений всё же стоит.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Фредерик Браун «Богам на смех»

Mishel78, 4 мая 07:29

Хитроумный рассказ. Хитроумен не сюжет, потому как произведений о вторжении пришельцев даже на время написания рассказа было уже изрядное количество. Хитроумен именно рассказ, потому что автор умело вводит читателя в заблуждение, захватывая тем самым внимание. Ведь завязка рассказа настраивает на ироничный фон. В самом деле, когда члены команда изыскательского кораблях, на борту которого и развернутся-то негде, начинают травить друг другу байки, в которых правды кот наплакал, то поневоле ухмыльнёшься фантазии рассказчика. Чем не простор для юмористической фантастики?

Но примерно с середины повествования, в сюжете очередной байки, шутки заканчиваются и рассказ превращается в параноидальный триллер. Никто не знает, кто друг, а кто враг, ведь инопланетянином может оказаться каждый. Кстати, даже сами инопланетяне отличаются от многих других тем, что увидеть их практически невозможно. Как по мне, так это довольно интересный ход, который добавляет рассказу динамизма и интриги.

Финал, хотя с определённого времени и становится предсказуемым, однако доставит удовольствие читателю своим масштабом. Причём автору удалось сделать такой превосходный ход через слова главного героя.

Рассказ удивил меня нетривиальными поворотами сюжета и ближе к финалу отлично переданной атмосфере, делающее послевкусие от рассказа долгим и запоминающимся.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Виктор Андреев «Резервация»

Mishel78, 1 мая 14:07

Неожиданно смешной рассказ, в котором смешались далёкое будущее и реальность 90-х годов. Тут вам бластеры и флаеры, а тут пилот с сержантом поющие спиртное, как будто бы и не было сотен лет, прошедших с 20 века. Здесь мутанты, один уродливее другого, а вот и панки, яркая примета девяностых.

Цепляет то, насколько произведение незатейливо, но вместе с тем, выгодно отличающееся своим обаянием. Есть в нём что-то дурашливое, в хорошем смысле. Даже съеденные мутанты говорят из брюха своего пожирателя, что больше похоже на какой-нибудь мультфильм, чем на фантастический рассказ. Прямо так и представляется, как автор печатал текст и при этом усмехался очередной попойке сержанта с пилотом или очередному балагану, связанному с незадачливыми мутантами.

Есть и что-то неуловимо похожее на «Бойню» Юрия Петухова, особенно, если брать в расчёт то, что резервация из рассказа находится на том месте, где сотни лет назад стояла Москва.

Автору удалось создать классный микс из, казалось бы разнородных частей. Но на выходе получилось не лоскутное одеяло, а цельное произведение, интересное своей чуточку абсурдной атмосферой и довольно неплохим юмором.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александр Чернобровкин «Крысиный дьявол»

Mishel78, 29 апреля 10:27

Страшно.

Страшно нелогичный рассказ. Ещё больше сумбура добавляет текст, состоящий из диалогов. Ну ладно, спишем на то, что мне просто не нравится такая форма повествования. Но мне было совершенно непонятно, в чём суть того, что делают двое мужчин с младенцем. Определённо, что-то жутковатое, но вот как их действия смогут остановить нашествие крыс в постъядерном мире, я так и не разобрался.

Единственное, что по-настоящему понравилось в рассказе, так это подснежник во внезапно начавшейся ядерной весне.

Литературный пустячок, который можно пропустить без сожалений. Но вместе с тем, рассказ является ещё и неким симбиозом традиций советской гуманитарной фантастики с новой волной российской фантастики.

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Василий Шукшин «Классный водитель»

Mishel78, 29 апреля 08:56

Мне очень близка описываемая Шукшиным советская жизнь в глубинке. Я застал конец этой эпохи в селе, очень похожем на описанное в рассказе. И помню мужчин, уже немолодых, которые были одеты по моде середины 20 века: в фуражке, заломленной на затылок и в хромовых сапогах с длинным голенищем, которые шутили, ожидая планёрки возле совхозной конторы. В детстве мне казалось, что они всегда такими были и такими останутся. Но время постепенно стёрло и многих людей из моего детства и даже от совхозной конторы, возле которой всегда было людно и стояло много сельскохозяйственной техники, остались лишь руины.

И вот рассказ оживляет мои воспоминания когда вместо села Быстрянки представляется моё родное село, а в нём живут те люди, которых я видел в своём деревенском детстве, но только молодых, с кипучей энергией, влюбляющихся и верящих, что всё в этой жизни возможно.

А Пашка Холмянский — это образ такого парня-рубахи, на которого можно положиться. Грубоватый внешне, на самом деле романтичный герой, идущий на подвиги ради того, чтобы понравиться своей возлюбленной. И главное, что отличает его от многих других — это его прямота, честность и великодушность. Сильная личность, которая запоминается не столько своими остротами, но, в большей степени, своими поступками. Такой вот портрет нарисован Шукшиным — широкими мазками, но с потрясающей глубиной. Кажется, сам Василий Макарович был таким, поэтому так удался ему образ Холмянского.

Ну и, конечно же, помогают проникнутся повествованием сельские пейзажи. Как говорил один из киногероев Шукшина: «Надышаться не могу». Вот и я, при прочтении погрузился в воспоминания и не мог надышаться описываемой эпохой — близкой и далёкой одновременно.

Оценка: 10
⇑ Наверх