fantlab ru

Все отзывы посетителя keytorry

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Роберт Сальваторе «Герой»

keytorry, 7 сентября 2022 г. 14:54

К сожалению, Роберт Сальваторе не развил успех «Маэстро» в завершающем очередную трилогию томе. «Герой» четко разделен на две части, и первая из них просто удручала. Она полностью была посвящена Реджису и Вульфгару, которым за столько времени автор так и не придумал нормального оправдания второй жизни. Да, у Реджиса есть какие-то цели, есть что-то похожее на новое становление личности, но их с Вульфгаром приключения невероятно мелочны и скучны. Особенно это бросается в глаза сразу после эпического финала «Маэстро». Линия королевской четы Дамары напомнила худшую книгу серии – «Хребет мира». Писать такие нелепые истории в такой огромной художественной вселенной – просто смех.

Вторая часть порадовала больше. В ней мы снова вернулись к действующим лицам «Маэстро», но кроме сплоченной борьбы с затянувшимся безумием Дзирта, ни о чем интересном автор не рассказал. Дзирт и его идеалы настолько дороги людям, что они готовы не только отдать за него свои жизни, но и отречься от богов. Впечатляет, хотелось бы прожить свою жизнь примерно так же.

Книга все-таки была бы разочарованием, если бы не концовка. Она скрасила все грехи и удивительным образом оставила отличное, очень теплое впечатление о слабом, в целом, романе. Счастливый до приторности конец истории может показаться безвкусицей, но, по-моему, после стольких лет как в литературном летоисчислении, так и в реальном, Дзирт этот финал заслужил. Сам он назвал героем Артемиса Энтрери, но мы-то знаем о ком речь. Дзирт До’Урден – настоящий классический фэнтезийный герой, готовый умереть за свои принципы. О таких больше не пишут. Конечно же, он вернется, ведь Сальваторе еще совсем не стар, но на минуту хочется представить, что это действительно конец. Вряд ли получится придумать финал лучше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Сальваторе «Маэстро»

keytorry, 1 сентября 2022 г. 15:21

Совершенно неожиданно этот роман получился самым сильным в серии со времен «Дороги патриарха». После работы над ошибками, которую Сальваторе начал в «Архимаге», у меня было хорошее предчувствие, но такого успеха я не ожидал. Попробую разобраться, как же так вышло.

Первое, на что хочется обратить внимание — это прополка в рядах персонажей. Автор полностью вывел из повествования скучных и предсказуемых дворфов во главе с королем армии клонов – Бренором. От Вульфгара и Реджиса он избавился еще в «Архимаге». Кэтти-бри, присутствовавшая только номинально уже невесть сколь времени, наконец, снова оказалась в деле. У нее появилась цель, ей есть где развернуться, а она – девушка с характером, мы это помним. Дзирт снова занимается тем, для чего был рожден – эпично сражается как на физическом, так и на ментальном уровне (об этом отдельно поговорим позднее). Из чулана Сальваторе достал своих джокеров – Энтрери и Джарлакса, которые неизменно тащили каждую книгу, в которой присутствовали, а посвященный им персонально подцикл «Наемники» так и вовсе был одним из лучших в серии. Из второстепенных персонажей также были отобраны наиболее интересные: Громф, Ивоннель Вторая, Киммуриэль, Тиаго, Далия и некоторые другие.

Однако, один лишь удачный подбор действующих лиц не оживил бы сюжет. Сальваторе ведь и так их периодически тасует, руководствуясь только ему понятным принципам, и успеха это давно не приносило. Независимо от состава персонажей, главная проблема была в их пустоте, отсутствии интересной мотивации, человеческих эмоций, борьбы и, как следствие всего этого — взаимосвязи друг с другом. В «Маэстро» Сальваторе будто выпил эликсир молодости и выдал великолепную как раз в этом плане работу. Он попытался раскрыть персонажей, которые были одномерными целые десятилетия, зажег искру внутри них и между ними. Диалоги стали живыми, сцены кинематографичными, взаимоотношения заработали снова. Мы заглянули в душу Джарлаксу, Кэтти-Бри и Энтрери, сопереживали Брелину Джанкею, а то, что произошло с Дзиртом заслуживает отдельного абзаца.

Бесконечное морализаторство Дзирта До’Урдена утомило многих. Помимо читателей, он умудрился утомить даже своих ближайших соратников и самого себя. Казалось, поток рефлексии нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Никто уже особо и не ждал перемен, но в «Маэстро» Сальваторе удалось устроить ему отменную встряску. В течение второй половины книги он прогнал Дзирта по всему жизненному пути от детства в Мензоберранзане до сегодняшнего дня, прошелся по всем решениям и ошибкам, заставил взглянуть на них с разных углов, с таких чуждых точек зрения, которых он не мог себе даже представить. Он задал ему массу неудобных вопросов и заставил не просто усомниться в себе, а пройти испытание на настоящее разрушение личности с помощью обмана, боли, гнева, галлюцинаций и потери разума. Кульминацию этого эпичного внутреннего сражения наглядно проиллюстрировала физическая битва с Демогоргоном. Накопление невероятного количества энергии и ее последующее высвобождение – самый настоящий катарсис. Вообще-то я ждал, что бороться с Демогоргоном предстоит всем миром в следующей части трилогии, но ради такого дела можно обмануться в ожиданиях и даже не раз.

Случайным образом или нет, но Сальваторе заставил эту книгу по-настоящему заработать. Объективные причины успеха есть, но по большей части, конечно, это субъективное впечатление. Получить такое же удовольствие, как я, имеют шанс только те, кто хорошо знаком со всей историей Дзирта с самого начала. Впрочем, к кому-то другому эта книга вряд ли попадет в руки.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт Сальваторе «Архимаг»

keytorry, 17 августа 2022 г. 09:17

Предыдущая трилогия оставила не самое лучшее впечатление. Она вышла безликой, скучной и до предела наполненной самоповторами и клише. Чтобы оживить сагу о Темном Эльфе, необходимы были серьезные перемены, и очень хорошо, что сам Сальваторе это понял. В «Архимаге» он проделал большую работу – быстро и аккуратно и завершил затянувшуюся линию очередной войны с орками, а также заложил фундамент для нового, более интересного витка истории. Новая угроза – армия демонов, которую Паучья Королева натравила на собственных протеже просто забавы ради, поможет задействовать новые фракции и наконец-то расширить географию сюжета, ведь последствия вторжения и последующих за ним событий накроют весь мир Поверхности. Пока что мы все еще в хорошо знакомом Гаунтлгриме, но хотя бы назревающая смена надоевших декораций — это уже хорошо.

Однако, были и другие фундаментальные проблемы, над которыми нужно работать. Например, тупиковое развитие старых персонажей и мертворождение новых. Автор сотворил множество второстепенных дворфов и дроу, но отличить их друг от друга было просто невозможно. Возможность интуитивно определить произносящего реплику персонажа, которая бывает в книгах с хорошо прописанными героями, напрочь отсутствовала. Каждый новый дворф как две капли воды был похож на предыдущего, наличие клановых привязок и даже звучных имен никак не помогало. Абсолютно идентична ситуация и с темными эльфами. В связи с этим, о каких-то интересных взаимоотношениях между персонажами не могло быть и речи. К счастью, в «Архимаге» появились некоторые предпосылки к решению этих проблем.

Во-первых, Сальваторе избавился от Вульфгара и Реджиса, которые изжили себя очень давно. В то время как у Реджиса было хоть какое-то оправдание второй жизни, Вульфгар сам откровенно не понимал, что делает в сюжете. Во-вторых, появилось что-то похожее на живые отношения хотя бы между центральными персонажами: Дзиртом, Кэтти-Бри и даже Бренором. Они снова стали похожи на людей, а не бесчувственных божественных аватаров. В-третьих, на первый план стали выходить наиболее удачные из второстепенных персонажей: Ивоннель, Киммуриэль и, конечно же, Громф с Джарлаксом. При этом некоторые мелкие фигуры начали делать запоминающиеся поступки, что сразу увеличивало их потенциал.

По моим ощущениям, «Архимаг» — экспериментальная книга. Как отдельно взятый роман, она не несет большой ценности, но для качества всей серии может иметь решающее значение. Сальваторе меняет курс и пробует вдохнуть новые силы в дело своей жизни, и, на мой взгляд, довольно удачно.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

keytorry, 22 июля 2022 г. 11:04

Два предыдущих тома по семьсот с лишним страниц я проглотил очень быстро по своим меркам, но в середине «Мудрости толпы» неожиданно забуксовал. Джо Аберкромби, сохранявший до этого момента нейтралитет по отношению к сторонам своего собственного художественного конфликта, вдруг начал проявлять очевидные симпатии к роялистам и увлекся описанием зверств революционеров явно сильнее, чем нужно было. Те, кто у него раньше был честным народом, превратились в отвратительную красномордую грязнорукую массу без каких-либо принципов и идеологии. Они с восторгом крушат все достижения архитектуры и искусства, хватают за тонкие белые ручки несчастных роялистов, насилуют их, пытают и убивают, между делом совокупляясь и заливаясь спиртным в инфернальном экстазе прямо посреди улиц. Все это описано прямо как какое-нибудь нашествие демонов из преисподней. Где все нормальные люди? Только на одной стороне? Куда пропала объективность?

Я ни в коем случае не фанат социалистических революций, но меня не отпускает мысль, что именно такими британец до мозга костей с аристократичной фамилией Аберкромби видит страны и народы, которые служили прототипами этих событий в реальной жизни. Потрудившись поначалу справедливо обозначить идеологические конфликты, объяснить мотивацию и показать разные точки зрения, в финальном томе автор будто сцепил зубы и, продирая от ярости дыры пером в пергаменте, превратил не симпатичную ему сторону в карикатурных уродов. К тому же, это не просто типичный «народ» в плохом смысле слова. В духе актуального в «прогрессивных» кругах двоемыслия автор еще и наделяет этот народ совершенно не характерными ему качествами, такими как ненависть к небелым расам, угнетение женщин и прочих меньшинств. То есть у нас тут как бы очевидная социалистическая революция, но при этом нацизм, шовинизм и прочие –измы. Буквально все хорошее против всего плохого. Зачет по всем дисциплинам «прогрессивной» этики. На истину, конечно же, не претендую. Просто домыслы.

Теперь подробнее о сюжете и персонажах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что Зури – агент с юга, догадаться было не трудно.

Аберкромби намекал на это в течение всей трилогии, причем гораздо более тонко и изящно, чем о наклонностях Лео дан Брока. Только о масштабах ее «полномочий» стало ясно только ближе к финалу. Как и все читавшие «Первый Закон», я с самого начала новой заварушки ждал, когда же вмешается Байяз. Все, что он так долго строил, рушилось на глазах, а он мог только недовольно пыхтеть, когда какая-то вошь Рикке смеялась ему в лицо. Почему? Ему явно противостояла какая-то незримая сила, причем очень могущественная. Что это может быть за сила? Очевиднее некуда — ответ написан прямо в перечне действующих лиц в конце каждого тома:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Пророк Кхалюль – прежде Второй из магов, а теперь заклятый враг Байяза. По слухам, был убит демоном, что повергло весь Юг в хаос.»

Развешанные по стенам ружья у Аберкромби стреляют почти без осечек, поэтому можно было быть уверенным, что все таинственно пропавшие обязательно появятся в нужный момент.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В эту же формулу прекрасно вписывается и Глокта, но вот тут я уже удивился по-настоящему. Мотивация у него весьма спорная. Для начала, куда подевалась личная ненависть к гуркам, которые превратили его жизнь в боль? Невероятное возвышение общего блага над личным? Допустим. Но променять Байяза на Кхалюля? Того, кем небезосновательно пугают детей, того, кто собственную территорию утопил в крови? Этого я понять никак не могу. Если замысел в том, чтобы прекратить глобальную войну магов, сдав Союз Кхалюлю, то тут тоже мимо. Байяз ведь никуда не делся. Он начал готовиться к контратаке, еще до того, как проиграл эту битву. Таким образом, Глокта ценой тысяч загубленных жизней купил одно поколение сомнительного мира. Так себе сделка. Тезис «худой мир хуже доброй войны» уже не кажется таким абсурдным. Возможно Кхалюль действительно мертв, а Глокта заключил сделку с его преемниками, но доподлинно это неизвестно, и в таком случае перспективы Союза еще более туманны.

Савин и Лео оказались ровно там, где должны были. Испытания, выпавшие на их долю, оставили шрамы на их телах и душах. Они стали жестче, расчетливее, опаснее, но по большому счету все равно остались самими собой — властолюбивой интриганкой и напыщенным закомплексованным дураком, ведь от себя не уйдешь. Жизнь дала им немного опыта, но не смогла изменить их суть.

Линия Броуда так никуда и не развилась, потому что развивать то оказалось некого. Не все персонажи способны вершить судьбы, чья-то роль – делать, что скажут. Его ткнули в этот факт носом довольно жестоко, но вполне справедливо. Все как жизни, не придерешься.

А вот за Вик я порадовался. Она нашла в себе силы вырваться из порочного круга и решила, наконец, пойти своим путем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предложение Глокты начать манипулировать другими вместо того, чтобы самой быть марионеткой – и есть манипуляция. Хорошо, что она это вовремя поняла.

Приятно было наблюдать за нормальным сильным женским персонажем, а не за обиженным недоразумением с Севера.

Теперь об обиженных недоразумениях. По какой причине весь Север начал плясать на задних лапках перед Рикке — мне неведомо. Целые армии седых ветеранов, которые испокон веков привыкли на круге решать, кто из них будет главным, вдруг измельчали настолько, что решили беспрекословно подчиниться истеричной малолетке, которая пригрозила им каким-то незримым колдовством. Никто не усомнился? Даже не попытался бросить вызов? Да там должна была выстроится целая очередь из желающих! А если бы даже величины, способной подавить всех, не нашлось, то Север бы просто безнадежно раздробился. Этим правилам жизни Севера нас учил сам автор в «Первом Законе». Никакой Долгий взгляд бы тут не помог. В лучшем случае Рикке светило бы звание придворной ведьмы. Откровенно мерзкий персонаж, рассекавший по волнам сюжета исключительно по прихоти автора, вопреки здравому смыслу и правилам собственного мира. Вся «северная» арка была довольно скучной, после «Первого Закона» — просто детский сад.

Ну и, наконец, Орсо. Лучший персонаж трилогии. Единственный, кто не «сделал свое сердце каменным». Не имея могучей силы, реальной власти, таланта к предательствам, магических способностей, настоящей семьи и друзей, он всегда оставался человеком. Будучи в безнадежном положении, не падал духом и вдохновлял окружающих. Не оставлял надежды и делал все, что мог, но обстоятельства давили на него с просто чудовищной силой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трагичная судьба, но надо признать, что финал был безупречен с точки зрения драматургии и логики повествования. Иного выхода не было. Мне кажется, что Аберкромби самому было жаль Орсо, чувствовалось, что он тоже любил этого персонажа. Уж очень тонко и с душой он его прописал.

Перечитав написанное, я понял, что отзыв выглядит негативным и диссонирует с оценкой. Дело в том, что чем сильнее произведение, тем больше мне хочется в нем копаться, искать изъяны и скрытые смыслы, анализировать, думать. Порой это выливается в домыслы, а негатива кажется больше, чем его есть на самом деле. Ведь бить лежачего – не очень интересно, а «Эпоха Безумия» — это объективно сильная вещь. Чтение идет легко, вызывает множество разных эмоций, иногда противоречивых. Интересно, что, имея в наличии закат магии и борьбу за трон на главном плане, трилогия абсолютно не вызывает ассоциаций с «Игрой престолов». Наверное, это и есть авторский стиль. То, что у Аберкромби он есть – я не сомневался, просто в отличии от вполне классического фэнтези «Первого Закона», в «Эпохе Безумия» автор пошел дальше и начал щекотать нервы читателю, выгонять его из зоны комфорта спорными персонажами и новой этикой. Когда за этими вещами не стоит крепкой истории, получается мрак, но тут явно не тот случай. Можно выбросить новую трилогию в топку и молиться на старые каноны, а можно воспринять ее как своеобразную проверку на открытость мышления. Каждому свое.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джо Аберкромби «Проблема с миром»

keytorry, 30 июня 2022 г. 16:01

Итак, с действующими лицами мы ознакомились, сюжет завязан, чеховские ружья развешаны по стенам. Настало время активных действий. Основная тема все та же – мятеж. Но свергать власть Союза собрались более решительные, а главное, более могущественные силы, чем угнетенные рабочие.

Тем не менее, это большое восстание все равно похоже на фарс. Молодые аристократы с одной из сторон считают, что государственный переворот — это просто собрать армию и отправить ее с песней к столице. С другой стороны — такой же молодой аристократ на престоле понятия не имеет, что с этим делать и бросает свою армию навстречу, и будь, что будет. А отдуваться за всех придется простым людям — солдатам, которые не хотят и не умеют воевать, но не имеют другого выбора, кроме как погибнуть в муках во имя этой невероятной идиотии.

Все это, конечно же, неспроста. «Проблема с миром» наглядно иллюстрирует, что будет со страной, которой правят горячие молодые максималисты без жизненного опыта, без понятия о том, что мир не черно-белый, а серый. Аберкромби намеренно выводит из кадра всех настоящих сильных мира сего

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вмешиваются они только раз, в сцене спасения Орсо после взрыва
Почему они пустили все на самотек, неизвестно. Ответы мы узнаем в третьей части, к тому же, видимо, будем наблюдать генеральную уборку, после которой виновникам торжества явно не поздоровится.

Немного о персонажах:

Глупость – это невежество, совмещенное с самоуверенностью. И это главное качество Лео дан Брока.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неудивительно, что наш самый отчаянный герой нашел свою «награду», даже не дожидаясь пинка сверху. Мне не было его жаль. Сколько же у него было шансов и возможностей! Сколько хорошего он мог сделать! Судьба прощала его заносчивость не раз и не два, но если так упорно бежать вперед с завязанными глазами, то не разбиться просто невозможно. Орсо пощадил его, не проявив жестокость даже тогда, когда никто бы его не осудил. Что будет дальше с Молодым Львом? Станет новым Глоктой? Навряд ли. Но у автора должен быть на него какой-то план.

Савин отчаянно хотела снова стать тем смелым и раскованным игроком, каким она была до сломавших ее событий в Вальбеке. Раньше у нее все получалось, она делала верные расчетливые ставки и с лихвой перебивала любые проигрыши. Близкие пытались ей помочь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сведение с Лео
Но теперь она превращается в обезумевшего от зависимости картежника, который каждый раз идет ва-банк в надежде отыграться, выигрывает разок
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ставка на психологическое и сексуальное доминирование над новым мужем
но затем неизбежно проигрывает
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
огромная и необдуманная ставка на захват власти
и в панике ищет у кого занять или украсть, чтобы запустить круг снова
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скорее всего увидим в «Мудрости толпы»

Свежеиспеченный монарх – Орсо дан Луфар понравился мне с первого знакомства. Его добросердечность, харизма и стремление сделать что-то хорошее подкупают. Он далеко не идеален, но искренен и не глуп. Аберкромби мастерски выстроил их с Лео личности бок о бок на глазах у читателя. Вроде бы они оба добры, честны и хотят для людей лучшего, но отношение к себе вызывают разное. Эту разницу между ними легко можно почувствовать, но непросто описать словами. Важнейшую роль рядом с ним играет Хильди. Она голос его разума и совести, эта маленькая девочка – единственный его моральный ориентир в чудовищном водовороте событий. За Орсо я буду болеть.

Многочисленные второстепенные персонажи написаны более грубыми мазками, но их влияние на сюжет тоже велико и за их судьбами наблюдать не менее интересно. Хотелось бы больше раскрыть Вик и Броуда. Эти персонажи этого достойны.

Планировал высказаться о всяческих девиациях, которые в какой-то момент книги зацвели буйным цветом, но не буду. Пусть каждый сам решает, нужны ли они, делают они книгу лучше или хуже. Но они тут не просто есть, а кричат и требуют, чтобы их заметили.

Итоги подводить рано. «Проблема с миром» началась ровно там же, где закончилась «Немного ненависти», а закончилась ровно там, где начинается «Мудрость толпы». Середина неоднозначного, но очень интересного пути.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

keytorry, 17 июня 2022 г. 10:57

Возвращаемся в Земной Круг! Казалось, что разлука была совсем не долгой, но здешний мир успел сильно измениться. От классических фэнтезийных тем меча и магии Аберкромби ведет нас к темам индустриальной революции и классовой борьбы в практически стимпанковых декорациях. Нет, северяне со своими северными делами тоже присутствуют, но их ветка пока явно проигрывает в борьбе за читательский интерес. Скорее всего те, кто ждал прямолинейного продолжения Первого Закона по тем же лекалам, будут немного удивлены. Кто-то даже будет разочарован, но мне такая перемена пришлась очень даже по вкусу. Писательское мастерство Аберкромби только растет, от книги совершенно не оторваться, так что в вопросах тем повествования и, уж тем более, декораций я полностью ему доверяю.

Персонажи! Раздавал бы многим авторам эту книгу в качестве учебного пособия по части прописывания образов и типажей. Каждый из них (а их не мало) ярко горит в воображении благодаря мелким деталям, позам, жестам, манерам говорить и думать. Каждый чего-то хочет для себя и что-то дает сюжету. В центре внимания теперь второе поколение героев Первого Закона. Аберкромби не стал цепляться за старое не только в части сеттинга, но и в части персонажей, что вполне соответствует красной линии сюжета – время и прогресс беспощадны и никого ждать не будут. Кто-то из стариков стал легендой, а кто-то ушел в грязь. Те, кто выжил, в основном, хотят только мира и спокойствия, и мы вместе с ними с легкой грустью смотрим на их детей – амбициозных, горячих максималистов, которым не терпится нырнуть в этот мир, как в омут. Все эти отпрыски разные, но все страстно к чему-то стремятся: к славе, власти, крови, к признанию и любви. Грустим мы потому что знаем, что всех их рано или поздно ждут жестокие разочарования.

Новым персонажам – творить новую историю. Стариков, которые пока еще держат формальную власть в своих руках, дергают за ниточки известные кукловоды. Но старикам пора на покой, а у кукловодов скоро снова появится головная боль — приструнить их преемников. Пройдет ли все так же гладко? Узнаем в следующих сериях, но желание автора избегать самоповторов в этом плане обнадеживает.

К чему придраться? Всегда есть к чему. Автора, как жителя современной Великобритании, очень волнуют вопросы угнетения женщин и национальных меньшинств. Всяческие нелепые подколы в сторону мужчин-сексистов и шовинистов от некоторых персонажей лились рекой. Забавно, что именно эти персонажи очень много говорили и очень мало делали, в отличии от массы других — тех, кто успел столкнуться с реальными испытаниями на прочность. Может быть эта ирония и есть замысел автора? Хотя, что касается расового разнообразия, то против него только недалекие провинциалы – это было заявлено весьма четко. Таких вещей не так много, они не мешают чтению, но натренированный современной вездесущей повесткой взгляд теперь остро замечает такое везде.

На минорной ноте останавливаться не хочется. Произведение крепкое, качественное и не оставляет вопроса: читать дальше или нет? Читать обязательно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джо Аберкромби «Острые края»

keytorry, 6 июня 2022 г. 15:31

Два с лишним года назад, когда я дочитал и поставил на полку последний на тот момент выпущенный на русском языке роман Джо Аберкромби, я решил отложить его сборник рассказов «Острые края» на потом. Новая трилогия по «Земному кругу» еще только писалась и несмотря на отсутствие репутации долгостройщика у автора, перспективы были на сто процентов не ясны. «Вот когда заполучу в свои руки всю новую трилогию целиком, тогда и возьмусь за сборник рассказов – освежу цикл в памяти ну и разомнусь, так сказать». «Стратегический замысел, достойный Байяза» — подумал я о себе. Вот только сработал безупречный план под стать другим персонажам Аберкромби – немножко наперекосяк.

Истории в этом сборнике вряд ли помогут вернуться в события «Земного круга», они написаны о второстепенных персонажах цикла и содержат массу отсылок к мелким событиям и деталям, оценить которые читатель сможет с вероятностью, обратно пропорциональной времени, прошедшему с прочтения оригинальных романов. По вышеописанным причинам, наверняка, я не смог идентифицировать их все, о чем немного жалею, ведь мог бы получить гораздо больше удовольствия.

Вместо краткого экскурса в события «Земного круга», «Острые края» дают нечто большее – Аберкромби. Концентрированного, не балующегося экспериментами с young adult, старого доброго Аберкромби. На месте его потрясающий стиль, умение выстроить композицию за пару предложений и зажечь точный образ персонажа в воображении с помощью одной детали. Низкий порог вхождения и высокое качество – не могу припомнить другого автора, сочетающего в себе оба этих достоинства.

Не буду говорить о каждом рассказе, выделю только лучшие и худшие для себя. Лучшие –«Ад» и «Сотворить чудовище». Мощно до мурашек. Худший, как ни странно, — «Обаятельный мерзавец». Этот рассказ не даст абсолютно ничего как знакомому с Глоктой читателю, так и новичку. Первый не узнает ничего нового, а второй не поймет в чем вообще здесь смысл.

Всем любителям творчества автора – читать обязательно. Только лучше сразу после «Красной страны», чтобы не опростоволоситься как я.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Сальваторе «Месть Железного Дворфа»

keytorry, 7 февраля 2022 г. 10:02

Вся «Месть железного дворфа» — это одна большая и довольно утомительная батальная сцена, исход которой давно известен всем, кроме темной стороны. Компаньоны из Халла уже не просто неуязвимы, а потихоньку превращаются в полноценных божественных аватаров, все больше отдаляясь от мирских проблем. Их теперь интересуют исключительно глобальные задачи. Если говорить – то героическими слоганами, если действовать – то обязательно решать ход битвы одним своим присутствием. Один только Вульфгар тут просто радуется второй жизни и напоминает о том, что наши герои когда-то были не героями, а просто обаятельными искателями приключений. Правда, с этой жизнью он чуть весьма комично не распрощался, ударившись лбом в низкий потолок. Такой конец выглядел бы так, будто автор сам издевается над уровнем эпичности своего произведения, но нет – обошлось.

Неизбежность финала будто чувствуют и сами герои. Быстрая и будничная расправа над главным антагонистом без намека на драму – тому подтверждение. Так и хотелось добавить: «Ошибся книгой, злодей. Тут у таких как ты нет шансов». А ведь он даже не успел заставить себя ненавидеть, как жаль. Линия темных эльфов, точнее паутина их линий не так безнадежна. Спасибо им что не позволяли откровенно скучать. Джарлакс один из немногих, кто держит марку.

Трилогию нельзя назвать слабой, ведь писать, чтобы писать Сальваторе давно научился. Но она ощущается лишней, словно она – неудачная глава, которую в масштабах всей саги можно было бы удалить на редактуре целиком. И ведь не скажешь, что флагманский цикл Забытых королевств изжил себя и должен умереть. Ведь сколько еще в этом огромном мире нехоженых троп! Но Сальваторе почему-то топчется по одним и тем же, гоняя героев кругами. Его новые персонажи с неплохим потенциалом попадают в этот водоворот и не в силах изменить его течение. Да я и о старых бы с удовольствием почитал еще немало историй, но, к сожалению, не таких.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роберт Сальваторе «Возвышение Короля»

keytorry, 19 ноября 2021 г. 15:20

Во второй части трилогии «Кодекс компаньонов» Роберт Сальваторе решил добавить в свою размеренную и такую предсказуемую историю немного перца в виде несвойственной ему жестокости и откровенной чернухи. Может быть виновата «Игра престолов», чья популярность в 2014 году резко рванула вверх, кто знает? Так или иначе, под раздачу все равно попали только второстепенные персонажи, а наши любимые Компаньоны все так же легко рассекают океаны врагов – неуязвимые и непоколебимые как ледоколы.

Попытка Сальваторе разнообразить настроение трилогии засчитывается ему в плюс, но только потому что я максимально предвзят. Если объективно, то драмы все равно никакой не накаляется, осаждаемым полкниги защитникам Несма сопереживать не хочется, а тащат книгу, как и частенько бывало – дроу, хоть и в этой части их заметно меньше, чем в предыдущей.

Глобальный конфликт, зародившийся в «Ночи охотника» разгорелся, но, к сожалению, по-настоящему интересным и оригинальным он пока не стал. Надеюсь, в кульминации будет веселей.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Фрэнк Герберт «Дюна»

keytorry, 3 ноября 2021 г. 11:19

Пересказывать сюжет книги в отзыве – дело, как по мне, совершенно бессмысленное, а если речь идет о классике, да еще во времена повышенного интереса на волне изумительной экранизации – так и вовсе глупое. Поэтому сосредоточусь на своих ощущениях и буду краток.

Читать «Дюну» не просто. Не побоюсь сказать, что чтение «Дюны» — это труд. И чем глубже погружаясь в цикл, тем более напряженный. Труд, естественно, для разума. Моему расслабленному современным контентом мозгу пришлось вспомнить, что такое концентрация во время чтения, каково это – возвращаться на несколько страниц назад, чтобы уловить смысл текста. А в следующих книгах иногда даже это не помогало, ведь Герберт завел странную привычку оставлять ключевые события «за кадром», где-то между глав. Вот еще ничего не произошло, а вот персонажи уже обсуждают и реагируют на свершившиеся факты. Также во время чтения меня весьма смущали спойлеры в эпиграфах глав к только предстоящим событиям. Сейчас, когда вся картина в голове сложилась — это не так важно, но тогда, переживая события впервые, это было странно и необъяснимо.

Но самое главное почему эти трудности восприятия больше не важны, так это потому что теперь вложенные усилия дают богатые плоды. И плоды эти я пожинаю вот уже год после прочтения первой части. Я постоянно возвращаюсь мыслями к «Дюне». Частенько вспоминаю эту тягучую атмосферу и погружаюсь в апатичные размышления, словно Пол Атрейдес в «Мессии». Размышления о проблемах далеких несуществующих миров и о проблемах собственных и вполне реальных. Я будто слышу звуки пустыни и чувствую запах специи в эти моменты. Можно долго рассказывать о сюжете, персонажах и сеттинге, искать изъяны или петь дифирамбы. Этой информации сейчас в переизбытке. Я же хочу сказать только то, что для меня нет ничего ценнее именно этого послевкусия в литературе, да и в любом другом искусстве тоже.

Я сбежал из пустыни Арракиса, осилив только полпути — три книги из шести. Интеллектуальные трудозатраты стали окупаться все меньше и меньше. Но я точно знаю, что вернусь. Дюна не отпустит меня.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Сальваторе «Ночь Охотника»

keytorry, 1 ноября 2021 г. 12:10

Вряд ли двадцать шестой роман Роберта Сальваторе о Дзирте До’Урдене окажется у вас в руках случайно. Если вы забрались так далеко, значит вы — окончательный и бесповоротный клинический поклонник данной саги, как и я. Нас с вами не пугают шаблонность, самоповторы и другие кочующие из романа в роман слабые стороны Сальваторе. А спустя столько книг появляются даже новые – никогда на моей памяти тэг «на основе игровой вселенной» не был так печально актуален для книг о Дзирте. Отряд (даже два) собрали, квест получили и вперед. У каждого воина в отряде свой класс, характеристики и артефакты в инвентаре. Они даже обсуждают командную тактику и разрабатывают новое снаряжение. Не хватает только служебных надписей о том, сколько урона получил каждый моб и член отряда. Да, мы прекрасно помним, что у каждого персонажа и даже у их чудесных предметов была своя история, но сейчас в «Ночи охотника» все это выглядит просто перечислением отсылок «к предыдущим сериям».

Да и квест вышел уж очень натянутый. Переться всем отрядом обратно в Гаунтлгрим, чтобы найти Пуэнта и вылечить от вампиризма? Странная задача для целой книги. С мотивацией у Компаньонов из Халла 2.0 пока все не очень хорошо. Понятно, что это все происходит на фоне завязки нового глобального конфликта, и к нему уже есть вопросы, хоть и общая картина пока не ясна. Посмотрим, что из него получится в следующих книгах. Пока что многообещающей завязка не выглядит. Все это мы уже видели.

Но не все так плохо, как может показаться, ведь плюсы Сальваторе тоже на месте. Захватывающие боевые сцены, красочная магия, разнообразные, хоть и знакомые, места действия, а главное — мы снова окунаемся в разборки дроу Мензоберранзана, а это одно из лучших блюд для читателя во всех Забытых Королевствах!

Я не читал ничего о Дзирте уже 6 лет с момента выхода «Компаньонов». За это время накопилось уже 7 книг (спасибо издательству «Фантастика», что потихонечку, но издают и не бросают). Ощущения от возвращения в любимую вселенную были все же приятными, несмотря на все минусы, так что читать дальше я буду, куда уж денусь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Бром «Вырывашка»

keytorry, 20 октября 2021 г. 15:46

«Вырывашка» — это маленький шедевр. Брома-художника я знал и ценил давно. От Брома-писателя серьезных ожиданий не было, но он меня просто поразил. Никогда не думал, что снова испытаю чувства, схожие с теми самыми — из далекого детства от прочтения «Алисы в стране чудес» с иллюстрациями неизвестного талантливого художника. Это снова была та смесь из любопытства, возбуждения и приятного холодка по коже; ощущения, которые на английском описывают словом «bizarre» — причудливые, странные, но притягательные.

«Вырывашка» — это чудесная и жуткая сказка для взрослых с великолепным чувством стиля, без перегибов и провисаний. Художественные работы Брома прекрасно иллюстрируют каждую сцену и максимально точно передают атмосферу. Именно ту, что задумал он сам.

«Вырывашка» — это один незабываемый вечер, незаметно перетекший в ночь и почетное видное место в моей библиотеке.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

keytorry, 18 октября 2021 г. 10:55

В предисловии к «Печальной истории братьев Гроссбарт» нас сразу же предупреждают об исключительной мерзости персонажей, с которыми нам предстоит ехать всю дорогу. Но кто ж поверит на слово? Поэтому в первой же главе Буллингтон доказывает это ошеломительным количеством бессмысленной жестокости от рук братьев. После такого вступления в голове сразу возникает мысль: «видимо, тут над нами будут ставить эксперименты в духе старого доброго ультранасилия Энтони Бёрджесса и Михаэля Ханеке». Однако, в действительности это было нужно лишь для того, чтобы обесчеловечить главных героев и с чистой совестью развлекать читателя, опрокидывая на головы братьев одну гадость за другой. При этом ничего похожего на жалость у читателя возникнуть не должно. Вот только в процессе возникает парадокс: из каждой передряги Гроссбарты выходят все более грязными и вонючими, но абсолютно целыми и невредимыми (бороды не в счет). А вот многочисленным второстепенным персонажам, коим не посчастливилось пересечься с братьями достается по полной программе. Едва успев получить имя, они тут же идут на пушечное мясо, так что рассказать об остальных персонажах особо то и нечего.

Неудивительно, что Гроссбарты, столько раз выйдя сухими из воды, возомнили себя святыми. Между очередными кровавыми разборками братья постоянно развлекают нас своими эмоциональными диалогами как с другими персонажами, так и между собой. Умственная отсталость в этих диалогах порой граничит с гениальностью. Братья легко подминают все и всех под свое видение мира, а их мораль проделывает невероятные гимнастические упражнения, всегда оставляя героев на коне (в своих собственных глазах, конечно). Благодаря такой завидной самоуверенности и напору, окружающим легко поверить и в святость, и в прочие сомнительные Гроссбартские тезисы.

Несмотря на общий легкий тон повествования, нельзя назвать «Печальную историю братьев Гроссбарт» легкой халтуркой или пробой пера. Буллингтон вложил в роман серьезные усилия для придания ему псевдоисторического контекста. Количество деталей, погружающих в точно определенную эпоху и место действия, действительно впечатляет. За время чтения я множество раз задавался вопросом: «так все-таки это персонажи из реального фольклора или нет?» Перечень литературы в конце – как финальный подкол. Существует ли добрая половина произведений оттуда в реальности, знает только сам Буллингтон.

В целом, история пролетела как телега под откос – разухабисто и с ветерком. Эту книгу точно нужно иметь в библиотеке про запас. В момент, когда вам срочно понадобится глоток свежего воздуха посреди долгого путешествия по какой-нибудь «Малазанской книге павших» или «Колесу времени», «Печальная история братьев Гроссбарт» может прийти на помощь и немножко вас встряхнуть. Внецикловый фэнтези роман, не являющийся при этом никаким приквелом/вбоквеллом к чему-то другому – это большая редкость. Правда, не факт, что этот воздух покажется свежим. От страниц отчетливо несет всеми оттенками вони – в плане «атмосферы» автор тоже постарался на славу.

«Печальная история братьев Гроссбарт» — может показаться какой угодно, в зависимости от ожиданий, но только не печальной. Лично меня она неплохо повеселила. За что ей спасибо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Гарет Ханрахан «Святой из тени»

keytorry, 5 октября 2021 г. 14:02

После выхода «Молитвы из сточной канавы», Гарет Ханрахан оказался перед огромным фронтом работ. Уверенно запустив сюжет дебютной книги из уютных и понятных трущоб к материям божественного масштаба, автор поставил себя перед непростой задачей – основательно разложить свою концепцию по полочкам в сиквеле. В противном случае, вся история осталась бы лишь бессвязным потоком бурной фантазии, а щедро полученные от заинтригованных читателей авансы точно бы не окупились. Забегая вперед, скажу, что с поставленной задачей Ханрахан справился.

В «Святом из тени» автор отправляет нас вместе с героями разгребать последствия «кризиса» и разбираться, что же тогда произошло, что этому предшествовало, а главное – что будет дальше. Регулярно возвращаясь к заботливо нарисованной карте на форзаце, мы методично изучаем глобальную расстановку политических и божественных сил в этом запутанном мире. Количество вопросов без ответов из первой части стремительно уменьшается. Попутно мы знакомимся с новой тройкой основных персонажей (ну ладно, с одним мы уже знакомы). Проработаны они на порядок лучше предшественников.

Теревант Эревешич и вся линия домов аристократов-нежити из Хайта мне импонировали в этой истории больше всех. Интересный персонаж с личностью и характером. Выглядит живым и ему хочется сопереживать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Похоже, что его история закончена, по крайней мере я бы ее продолжать не стал. В таком виде она для меня выглядит законченной и логичной.

Эладора Даттин гармонично развивается из неуверенной в себе заики в человека, берущего судьбы людей и всего города в свои руки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В сцене похорон матери в концовке она вообще мне напомнила новоиспеченного дона Майкла Корлеоне. Посмотрим куда она поведет Гвердон дальше.

Шпион исправно интриговал до самого конца. Мощнейший эпизод с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
суицидом Анны
вообще оставил меня с открытым ртом. Это было вот прямо хорошо.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальнейшее раскрытие его личины сначала сбило с толку, но немного переварив это, я понял, что после такого завышения ожиданий это был единственный логичный вариант. Вопросов нет.

Что же касается старой тройки персонажей, то Ханрахан заслуженно задвинул их на дальний план. Их буквально поглотило главное действующее лицо всей истории – город Гвердон. И что-то мне подсказывает, что такое будет повторяться и впредь.

Благополучно разобрав сюжетные завалы после дебюта, автор аккуратно расставляет все многочисленные фигуры на доске большего размера, чтобы на этот раз ему хватило места для нового масштабного погрома. Его миру пока еще, конечно, далеко до вселенных знаменитых мэтров. Придраться к чему-нибудь можно без труда, было бы желание. Например, мне не понравилась раздача в ходе сюжета божественных сил каждому встречному и поперечному. Иногда трудновато было разобраться кто кого святее и почему колдунство одного персонажа теперь мощнее чем другого. Но, наверное, в этом и есть задумка. Божья война как-никак. Хаос и Армагеддон. По крайней мере, авторская концепция больше не хромает на обе ноги и выглядит неплохим фундаментом для новых историй.

Одно ясно совершенно точно — новая работа Гарета Ханрахана получилась наголову сильнее дебютной. Пусть это и не та история о крадущихся в ночи ворах под громогласный храп стражников и едва слышный скрежет отмычек, которую я ожидал прочитать, взяв в руки «Молитву из сточной канавы», а какой-то крупномасштабный шпионский боевик, прочтением я все равно доволен. Как оказалось, помимо хорошей фантазии и бодрости дебютанта, автор обладает еще способностью к работе над собой и своим писательским мастерством. Так что флаг ему в руки, а мне – ждать продолжения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Гарет Ханрахан «Молитва из сточной канавы»

keytorry, 2 сентября 2021 г. 10:17

Начну с плюсов. Город Гвердон, с первой главы позиционировавшийся, как один из главных героев книги, в целом действительно им и является. На протяжении всей книги не покидает ощущение его одушевленности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что, видимо, напрямую воплотится в продолжении, судя по самой концовке
Впечатлил весьма оригинальный бестиарий: сальники, веретенщики, ползущие, живущие в согласии с людьми упыри – все они хорошо описаны и органично теснятся в закоулках одного города. Второстепенные персонажи: Алина, Джери
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хоть и зачем-то слитый в середине книги с намеком на продолжение линии в концовке,
мой личный фаворит — Барсетка и некоторые другие смотрятся ярко и придают действию объем и красочность. В целом, книга читается легко, чувствуется баланс между экшн сценами и медленным повествованием. Скучать не приходилось.

Теперь о минусах. Главным минусом считаю трио главных персонажей. Они невнятны, плохо мотивированы и, самое главное, непонятно, что их вообще вместе связывает. Заявленная на обложке и где-то в первых главах дружба трех отбросов, помогающая им выжить в этом жестоком мире, попросту отсутствует. Персонажи 90% повествования проходят порознь, а их редкие пересечения этому повествованию не нужны и, если бы они не были знакомы, ничего бы в нем не поменялось. И если редкое общение Кари и Шпата еще можно как-то объяснить нахлынувшими обстоятельствами (пару раз за книгу они все-таки вспоминают друг о друге), то Крыс даже когда буквально присутствует с ними в одной сцене, просто НИКАК с ними не связан ни словом, ни делом и стоит только для мебели. Впрочем, как вместе, так и по одиночке основные персонажи вообще не знают, что они делают в книге. Кари вроде бы все время хочет сбежать подальше от постоянно сгущающихся над ней туч, но вместо этого покорно семенит, словно на поводке, то за одним персонажем, которого она видит в первый раз, то за другим, не проявляя ни капли самодостаточности присущей главному герою с трудной судьбой. Крыс вообще за всю книгу только пару раз плотно пожрал и успешно поборол проблески человеческого разума в своей голове. История Шпата выглядит из всей троицы больше всех имеющей право на жизнь. У него есть цель, а его крайне медленный и тернистый путь обыгран в буквальном смысле сковывающей все его тело болезнью. Промежуточный финал его линии одновременно обескураживает и интригует. Это было неожиданно.

Что касается сюжета в целом, то по мне он очень хорош на уровне локальных городских историй примерно до середины книги, а затем при попытке резко поднять градус эпичности, превращается в кашу. Во время кульминации вообще невозможно понять куда и зачем мы в очередной раз бежим вместе с персонажами из одного конца города в другой и что, собственно, происходит. Такой накал повествования к концовке, конечно, используют почти все авторы, но в данном случае отсутствует ощущение, что линии собираются в единое полотно. Скорее сваливаются в спутанный клубок. Возможно, гораздо лучше в канву успешно прописанного сеттинга легла бы более камерная, приземленная история с локальной драмой, без нагромождения мешанины из богов, таинств и армагеддонов.

В итоге имеем не без изъянов, но очень живую историю в колоритном сеттинге, которая не заставит скучать и подарит удовольствие читателю, готовому расслабиться, довериться всем условностям и не цепляться к косякам. Возможно, в продолжении проблем станет меньше, а глобальная линия разовьется во что-то стоящее.

А пока что 7/10.

P.S. Читал в первом варианте перевода. Глаза, конечно, иногда спотыкались, но в целом вполне читабельно. К тому же специфические речевые обороты и рубленый стиль – это явно фишка самого автора. Вряд ли переводчик настолько одарен, чтобы самостоятельно вставлять бриллианты вроде «изблевывались ансамбли конструкций».

Оценка: 7
⇑ Наверх