Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя Kabasha

Отзывы (всего: 96 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Станислав Лем «Альбатрос»

Kabasha, 23 августа 2021 г. 18:42

Справедливости ради замечу, что роль Пиркса в этом рассказе – чисто декоративный, элемент общей обстановки и не более того. А вот вопрос, поднятый в весьма коротком, но интересном и глубоком рассказе, очень сложный и многогранный – как правильно поступить в ситуации, когда спасая одни жизни, ты вынужден рисковать другими.

На мой взгляд, здесь в отличие от математики однозначного ответа нет и, наверное, никогда не будет. Причем каждый из нас вероятно поступит по-разному – у каждого ведь своя правда и свои принципы. Плюс рассуждать легко, сидя в книжкой на диване, а когда взаправду случается подобное – мозги куда-то улетучиваются.

Самое главное достоинство рассказа Лема – после знакомства с ним он заставил меня задуматься и поразмышлять о том, как бы поступил я. И до сих пор продолжаю думать. Большего от рассказа и желать нечего.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Станислав Лем «Испытание»

Kabasha, 23 августа 2021 г. 12:35

Красивое, емкое и при этом увлекательное знакомство с персонажем, с которым мне предстоит еще очень много пережить. Быстрый ввод в курс дел, краткая, но достаточно на данный момент характеристика героев и их текущей жизни и сразу в бой… который окажется потом совсем не таким уж настоящим, но это будет потом.

На мой взгляд, отличное начало книжное жизни пилота Пиркса, многообещающее и заставляющее продолжить знакомство с его жизнью и приключениями. Вкупе с этим весьма интересное размышление о виртуальной реальности из далекой сегодня середины прошлого века.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Агата Кристи «Смерть на Ниле»

Kabasha, 10 июля 2021 г. 22:50

Прекрасный, по-настоящему увлекательный роман Агаты Кристи, который стоит перечитывать сразу же после первого прочтения. С одного раза, скорее всего, не получится в полной мере следить за хитросплетениями сюжета и наслаждаться отменным слогом.

Став продолжением не менее известного и роскошного «Убийства с Восточном экспрессе», этот роман ничуть не уступает своему предшественнику, а прекрасные ландшафты долины Нила порой даже выигрывают по сравнению с вагоном пассажирского поезда, пусть даже такого роскошного как Orient Express.

Удовольствие от прочтения ничуть не меньшее, чем бокал с прилично выдержанным солодовым виски – каждый раз пьешь вроде бы знакомый напиток, а он нет-нет да и удивит тебя, заиграв новыми, доселе невиданными особенностями. Видимо, буду перечитывать вновь, спустя некоторое время.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Агата Кристи «Убийства по алфавиту»

Kabasha, 30 июня 2021 г. 11:37

Наверное, один из самых известных романов блистательной Агаты Кристи, который я перечитываю уже не первый раз и при каждом знакомстве с ним нахожу все новые и новые мелочи, которые и удивляют, и радуют.

Сегодня уже никого не удивит смена автора в отдельных главах, от лица которого ведется повествование, но во времена создания произведения это было в новинку. Кристи сумела не только великолепно выстроить интригу, но и увлечь читателя на протяжении всего, порой неспешного расследования. И, что самое главное – финал вышел таким же легким и грациозным, отнюдь не скомканным (от чего, к сожалению, страдают многие детективы и их экранизации), да и в логике ему не откажешь.

Я становлюсь необычайно рад, как ребенок, когда в руки попадается подобное нетленное произведение. Вот и последние пару дней удовольствие от пусть уже донельзя знакомых персонажей не заставило себя ждать.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Айан Натан «Ридли Скотт: Гений визуальных миров. От "Чужого" до "Марсианина"»

Kabasha, 16 апреля 2021 г. 21:09

Книга, посвященная творчеству одного из самых известных и влиятельных режиссеров современности, станет интересна, скорее всего, исключительно фанатам Ридли Скотта. Для простого и легкого чтения каким-нибудь вечером она будет тяжеловесна (сказывается то ли язык автора, то ли качество перевода, к чему я склоняюсь более всего) и не очень увлекательна. Как говорится, без огонька.

Бодро начавшись, затем работа Натана превращается в порой скучное, порой блеклое описание каждого фильма, теряя при этом свою основную задачу – показать цельную и разноплановую натуру режиссера, который смело берется за абсолютно противоположные проекты: от истории до фантастики, от триллера до комедии.

На страницах же книги перед читателем возникают разрозненные мысли, факты и впечатления по каждой ленте Скотта, за которыми, к сожалению, не видно больше ничего. Хотя я убежден, что про Ридли и его творчество и можно, и должно было сказать и больше, и лучше. Материала для этого книг на пять, наверное, с избытком.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Хуан Диаc Каналес «Полярная нация»

Kabasha, 22 августа 2020 г. 15:40

Прекрасная графическая интерпретация кинематографического нуара, которая не только способна по-настоящему порадовать своей графикой и детально проработанными персонажами, но и даст возможность насмотренному читателю увидеть огромное множество отсылок к другим литературным и киногероям этого некогда популярного жанра.

За историей, созданной двумя испанскими авторами, несомненно интересно следить, стараясь разгадать загадку вперед главных героев, потому что перед нами ни что иное, как hard boiled detective, однако почти каждый разворот, каждый крупный рисунок заставляет остановиться и начать разглядывать его, отвлекаясь от интересного сюжета. Вот и приходиться читателю биться между двух альтернатив — быстрей познать разгадку или остановиться и наслаждаться героям, рисунком, раскадровкой.

Все это благодаря тому, что авторы графического романа не формально подошли к делу, пытаясь воссоздать послевоенный американский мегаполис, зловещий и прекрасный, а рисовали с душой и талантом, наполняя истории большим количеством коннотаций, аллюзий и той самой атмосферой темного, мрачного города, в тени улиц которого происходит неблаговидные дела, разобраться с которыми должен будет никто иной, как Блэксэд.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Хуан Диаc Каналес «Где-то среди теней»

Kabasha, 22 августа 2020 г. 15:40

Прекрасная графическая интерпретация кинематографического нуара, которая не только способна по-настоящему порадовать своей графикой и детально проработанными персонажами, но и даст возможность насмотренному читателю увидеть огромное множество отсылок к другим литературным и киногероям этого некогда популярного жанра.

За историей, созданной двумя испанскими авторами, несомненно интересно следить, стараясь разгадать загадку вперед главных героев, потому что перед нами ни что иное, как hard boiled detective, однако почти каждый разворот, каждый крупный рисунок заставляет остановиться и начать разглядывать его, отвлекаясь от интересного сюжета. Вот и приходиться читателю биться между двух альтернатив — быстрей познать разгадку или остановиться и наслаждаться героям, рисунком, раскадровкой.

Все это благодаря тому, что авторы графического романа не формально подошли к делу, пытаясь воссоздать послевоенный американский мегаполис, зловещий и прекрасный, а рисовали с душой и талантом, наполняя истории большим количеством коннотаций, аллюзий и той самой атмосферой темного, мрачного города, в тени улиц которого происходит неблаговидные дела, разобраться с которыми должен будет никто иной, как Блэксэд.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Саки Отоо «Куклы. Том 1»

Kabasha, 12 августа 2020 г. 09:32

Короткая, динамичная манга небольшого формата, которая легко прочитывается за пару часов (идеальный вариант, кстати, для чтения в метро). Сюжет круто берет быка за рога с самого начала и не оставляет читателя времени на раскачку. Главные герои приступают к очередному делу, попутно знакомя читателя с некоторыми особенностями работы в первом отряде.

Я не обладаю большим опытом чтения манги, до этого познакомился лишь с некоторыми произведениями: Тетрадь смерти, Стальной алхимик, Токийский гуль. По сравнению с ними сюжет выглядит проще, а образы главных героев более плоские и схематичные. Возможно, в последующих томах это изменится.

Единственный недостаток, на мой взгляд – это сложности с пониманием сюжета на тех страницах, где появляются новые герои. Здесь в отличие от других страниц мне пришлось перечитывать несколько раз, потому что многое показалось сумбурным, внезапным и не всегда логичным. В целом же хорошая манга для одноразового прочтения, к которой второй раз вряд ли хочется вернуться. Но при первом чтении время пролетает незаметно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Марк-Уве Клинг «Страна Качества»

Kabasha, 10 апреля 2020 г. 17:36

Страна качества – это одновременно и смешная утопия, и страшная полуреальность, поскольку многое, что описывается в книге, уже окружает нас с вами в нашей повседневной реальности. Стоит лишь оглянуться по сторонам.

Если попытаться абстрагироваться от нелепой и веселой трагикомедии, сопровождающей жизнь Петера Безработного и заглянуть глубже, становится неуютно от того, что наши привычки, наши вкусы, вплоть до нашего поведения – все то, что нам казалось созданным только и исключительно нашей свободной волей, оказывается на поверку не таким уж и свободным. И не таким уж личным, кстати, тоже.

В разговорах с друзьями мы не раз уже поднимали интересную тему о том, что наше поведение не только формирует окружающую нас среду (что в офлайне, что и в онлайне), что вполне логично и обоснованно, но и о том, что данное сформированное окружение начинает постепенно менять нас самих, заставляя уподобиться тому образу и той среде, что окружает нас, т.е. сначала мы меняем среду под себя, а потом она совершенно неожиданно для многих начинает менять нас.

Конечно, многие станут спорить с этим фактом, доказывая, что все не так, да и сам автор Марк-Уве Клинг, кстати, тоже не стремится что-либо доказать, оставаясь лишь невольным рассказчиком занимательных историй жизни в самой лучшей наикачественнейшой стране. Более автор, автор не пытается даже строить серьезные выводы из нарисованного им будущего, либо предоставляя это право читателю, которого он мог бы «разбудить» своим текстом, либо изначально не желая углубляться ниже уровня описательной сатиры на современное общество.

Большим плюсом романа является большое количество отсылок на произведения современной культуры: от кинематографа и музыки, до книг и других социальных явлений. Начитанному или наслушанному читателю они, вне всякого сомнения, будут знакомы, и возможно его посетит милая улыбка, поскольку большинство подобных отсылок сделано изящно и грамотно. Причем в лидерах – коллега Клинга по жанру Джордж Оруэлл.

Однако в сравнении с тем же Оруэллом или Хаксли Марк-Уве Клинг абсолютно проигрывает им, поскольку не стремится задуматься или заставить читателя сделать это, а лишь предлагает глазам и другим органам чувств историю о мифической (или не такой уж мифической, если остановиться, призадуматься и оглядеться по сторонам, а также заглянуть в свой телефон, планшет или ноутбук) стране, где все, что угодно направлено вроде бы на удовлетворение потребностей и нужд человека, а на самом деле…

Впрочем, что на самом деле – это вопрос, который стоит задать самому себе в тишине и спокойствии, после прочтения книги. Она хоть и проста, смешна и незатейлива по своей глубине, тем не менее, способна доставить удовольствие и возможно заставит задуматься, все ли мы делаем правильно в нашей жизни. Или все же нет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Сэмюэл Дилэни «Вавилон-17»

Kabasha, 30 марта 2020 г. 17:44

Лингвистическая пьеса-триллер с элементами фантастического боевика… наверное, именно так лучше всего охарактеризовать это произведения Сэмюэля Дилэни. Задавшись крайне интересной и очевидно не избитой идеей о языке, его способностях и потенциальной силе лингвистики, автор в конечном счете развернул свое произведение совсем не туда, куда хотелось бы большинству читателей, на мой взгляд.

Вместо масштабного фантастического романа о звездных войнах и космических сражениях, состоящих порой из небольших, но важных битв, которые выигрываются силами одиночных героев и множества бесславных, но не менее важных участников, мы получаем небольшую камерную (несмотря на все описания больших звездных баталий) пьесу в пять эпизодов, которые по сути слабо связаны между собой и представляются лишь вырванными эпизодами из жизни Ридры Вонг, Батчера или других героев книги, будь то профессор психиатрии или военный генерал.

Там, где один авторы (например, Джеймс Кори и его цикл «Пространство») умудряются неспеша и постепенно создать огромную, многогранную вселенную, населенную различные расами, взаимодействующими между собой и создающими ту самую среду обитания, богатую на истории и жизнеописания; или же там, где другие (например, сага о Конане от различных писателей) рассказывают свои отдельные истории, тем самым формируя вселенную по разным направлениям и с разных точек зрения, но все равно позволяя создать единую картину мира, у Дилэни не получилось, к сожалению, ни того, ни другого.

На выходе мы имеем, как мне кажется. лишь несколько фрагментов жизни главных героев, которые условно подчинены одной цели, но по сути разобщены и дают читателю лишь частное восприятие о том, что происходит здесь и сейчас, не позволяя смотреть дальше, что называется, за кадром. Более того, многие герои (как положительные, так и отрицательные) приведены схематично: нам, читателям, не видна их фактура и предыстория, непонятны их мотивы и поступки; многие отношения между героями, только начавшись, безжалостно обрываются, чтобы сгинуть навсегда и оставить в недоумении; слишком много сцен даны лишь для того, чтобы показать очередное яркое сражение или баталию и не несут за собой ничего большего. Хотя, конечно же, стоит признать, выписаны эти сцены хорошо и качественно, но тем не менее...

В конечном итоге нас ожидает увлекательное, но слишком поверхностное знакомство с нашей галактикой в далеком или не очень будущем, которое ставит в начале своего повествования интересные вопросы и загадки, но не удосуживается в достаточной мере ни показать ход расследования, ни раскрыть финальную тайну.

P.S. В свое время Станислав Лем серьезно критиковал этот роман Дилэни за поверхностность и отсутствие серьезного содержания. Я не берусь судить, каков уровень серьезности и глубины был бы приемлемым для Лема, но даже для меня, не умудренного опытом читателя, роман показался легковесным и отрывочным дневником, который скорее подходит для прочтения самим автором дневника и последующего воспоминания дел далеких дней, чем для знакомства с ним постороннего человека.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Абракадабра»

Kabasha, 18 марта 2020 г. 21:24

Мне кажется, это самый известный в нашей стране рассказ Рассела. Наверное, с ним знакомы даже больше людей, нежели тех, кто прочел не менее известную «Осу» или дебютный роман автора «Зловещий барьер».

На самом деле рассказ получился сочным, ярким, увлекательным и на выходе вызывает гораздо больше позитива, смеха и хорошего настроения, чем более крупные произведения. В рассказе вновь затронута любимая Расселом тема т.н. «волны», когда маленький человек или рядовое, пустяковое событие является зарождением или источником массовых и глобальных впоследствии событий, своего рода знаменитый «эффект бабочки2 Брэдбери иной интерпретации.

Однако, помимо основной темы в коротком, но емком произведении, где фантастика служит лишь легким антуражем для происходящих по тексту событий, находится место и для бюрократии, царящей всегда и везде независимо от времени и планеты, и для находчивости опытных вояк, воспринимающих проблему не как вселенское горе, а еще один повод проявить собственную смекалку и находчивость, и для многих других тем, затрагиваемых порой лишь по касательной.

Как бы там ни было, но этот рассказ, пожалуй — самая яркая жемчужина в коллекции драгоценностей, вышедших из-под пера Эрика Фрэнка Рассела. Добавь в рассказ робота в том или ином виде, он отлично подошел бы в коллекцию короткометражек Love, Death and Robots, не так давно вышедшую на Netflix и получившую заслуженную порцию зрительских аплодисментов и похвалы.

З.Ы. Кстати, рассказ получил премию «Хьюго» в 1955 году, несмотря на легкость, репортажность стиля, свойственного, как мне кажется большинству амер. фантастики того времени (Ван Вогт, например, и другие), несмотря на другие мелочи. А упомянутая легкость — это не минус, это законы жанра, которым Рассел следовал и создавал свои произведения.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Оса»

Kabasha, 18 марта 2020 г. 19:29

Очередной залихватский боевик в исполнении Эрика Фрэнка Рассела. Причем, если убрать фантастическую составляющую, которой здесь совсем немного, остается смесь из приключенческо-шпионской тематики, приправленной щепоткой военного противостоянии двух держав.

Как и другие произведения автора, этот короткий роман читается легко, отчасти благодаря динамичным событиям на страницах книги, отчасти благодаря неплохим диалогам и щедрым порциям юмора, тут и там разбросанного в избытке британцем, который настолько сильно мимикрировал под своих американских коллег, что, знакомясь с его творчеством, изрядно удивляешься, как мог человек с туманного Альбиона писать в такой манере и столь хорошо, что многие читатели с далекой заокеанской страны принимали его за своего соплеменника.

Да, несомненно, как и в случае со «Зловещим барьером», автору можно предъявить претензии в излишней легковесности, пустословии и отсутствии глубокого смысла в произведении. Но ведь и развлекательная литература, коей это роман, на мой взгляд, является, тоже должна быть и должна радовать читателя. Основная же, если так можно сказать, моя претензия к Расселу заключается в том, что он низводит сложность и трудность работы разведчика под прикрытием к уровню щеголеватых франтов по имени Джеймс Бонд со товарищи, когда великие дела творятся лишь мановением пальца этих супершпионов. На самом деле это, конечно же, не так, и мы имеем массу подтверждений оного, как в литературе, так и в других сферах искусства, да и в документальной хронике тоже.

В остальном же, роман «Оса» — неплохо написанное, увлекательное, еще раз повторюсь, «залихватское» произведение, которое продумано лучше «Зловещего барьера», выглядит более глубоким и серьезным (хотя какая тут серьезность :) ), но все равно страдает, как и другие работы Рассела, от отсутствия предыстории, описания характеров персонажей и многого другого, что, на мой взгляд, мешает поставить за этот роман более высокую оценку.

З.Ы. Для читавших роман на русском из поля зрения скорее всего уйдет один интересный момент, связанный с названием. Дело в том, что WASP — это не только насекомое, вынесенное в заглавие, но и популярная лет 50-70 назад английская аббревиатура White Anglo-Saxon Protestant, то бишь белый англосаксонский протестант, а проще говоря человек привилегированного происхождения, то есть наделенный лучшими качествами среди себе подобных. И вот как раз Джеймс Моури именно таков, согласно задумки писателя.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Зловещий барьер»

Kabasha, 15 марта 2020 г. 19:18

Бедная, бедная Америка, сокрушающаяся под натиском неведомых ранее сил, страдает также как и другие страны мира от нашествия витонов. Однако для Билла Грэхема первостепенная задача – спасти именно свою страну от бедствия и потому уже всех остальных.

Первый роман Эрика Фрэнка Рассела по прошествии 80 лет (он был написан в 1939 году) по-прежнему читается легко, быстро и, что называется, с жаром. Писатель не утруждает себя объяснением многих моментов, включая историю возникновения существ, прошлое главных героев и многое другое, вместо этого он вдоволь наполняет страницы произведения качественным и описанием страшных и масштабных бедствий, настоящего вселенского Армагеддона и попыток горстки людей противостоять этому.

По современным меркам, роман, наверное, можно сравнить с фильмами Майкла Бэя, когда добрые 90% экранного времени зрителя потчуют хорошо поставленными экшен-сценами. Со страниц книги точно также льется кажущийся бесконечным поток взрывов, массовых убийств и прочих бед и напастей на род человеческий, перемежающийся попытками разгадать загадки пришельцев и наконец-то победить их. Будь это фильмом из 80-х в качестве главного героя несомненно стоит представить Чака Норриса. Чак точно бы спас всех.

Несомненно, читателю, ищущему спокойное, размеренное чтение стоит пропустить это произведение, но ведь стили всякие важны, стили всякие нужны, поэтому тем, ко хотел бы познакомиться с залихватским боевиком, написанным хорошо и качественно (по меркам жанра), но не избежавшим определенных жанровых клише и стереотипов, советую обратить внимание на первый роман Расселла, тем более что он имеет скромный объем и займет скорее всего не более двух дней вашей жизни.

Резюме: добротная, хоть и не оригинальная работа на тему нападения на человечество, которая читается легко и быстро. Правда, улетучивается из головы читателя она также быстро и также легко. В качестве дебюта на писательском поприще – вполне хорошее начало, тем более что дальше автор смог создать несколько более сильных и значимых произведений в жанре НФ.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Хирому Аракава «Стальной алхимик. Том 1»

Kabasha, 14 марта 2020 г. 12:24

Вторая манга, с которой я познакомился, представляет собой скорее сборник историй и зарисовок из жизни двух мальчиков, ищущих способ вернуть свои тела, потерянные в результате неудачного эксперимента, нежели единую цельную историю, как это было в первой Кабашиной манге «Токийский гуль».

Повествование выглядит более легким, более жизнерадостным и регулярно снабжает читателя очередной порцией черного юмора. «Токийский гуль» в этом плане оставляет куда более мрачное впечатление и словно веет безысходностью. Однако эта безысходность или чернота привлекла меня больше, чем веселые истории из жизни большой железяки его огромного собрата. Есть что-тол в них, что заставляет читать и ждать новых событий со страниц прекрасно изданной манги.

Само издании от «Азбуки» выполнено также прекрасно, как и «Токийский гуль». В актив смело заносим и суперобложку, и тонированные обрезы, и частичный лак на обложке и небольшие цветные рисунки. Отдельным бонусом — обложка оригинального издания, выполненная на кальке. В целом единственное, что вызывает эта книга по своему оформлению – это восторг и удовольствие. 100% удовольствия!

Очень приятно видеть и трогать такие издание и, конечно же, жаль, что кроме манги в подобном виде практически ничего не появляется в рамках других жанров, не говоря уже о тиражах. С другой стороны, можно радоваться тому, что есть такое хотя бы в манге. В общем, кому-то стакан на половину полон, кому-то — пуст. Jedem das Seine.

Резюме: еще один прекрасный образец литературного направления, с которым я знакомлюсь впервые, который чуть проигрывает по стилистике и сюжету, но тем не менее является отличным представителем жанра, познакомиться с которым (и с жанром, и с книгой) Кабаша всем от души советует.

P.S. А меня после порции романов Эрика Фрэнка Рассела ждет третья манга Death Note. Посмотрим, как она зайдет мне.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Суи Исида «Токийский гуль. Том 1»

Kabasha, 7 марта 2020 г. 15:00

Первая прочтенная манга в Кабашиной вселенной. Все-таки знакомство с новым жанром, хоть и знакомым, но лишь поверхностно, понаслышке – это всегда интересные и неповторимые ощущения, которые с возрастом случаются все реже и реже.

Не имею пока что возможности сравнивать различные истории и произведения, но замечу, что данная манга, на мой взгляд, обладает интересным сюжетом, который лихо закручен вначале, спокоен и даже местами чрезмерно, что можно выразить словом «скука», но к концу второго тома (в книге, что я читал выпущена две первые части цикла) события вновь обретают живость и динамику.

Несмотря на имеющий опыт чтения комиксов, замечу, что манера рисунков кажется весьма необычной и привлекательной. Сложностей с чтением справа налево не возникло, стоит лишь минут 10-15 внимательно почитать и опыт подобного чтения сразу же прививается и становится родным. Черно-белая графика обладает великолепной передачей эмоций и психологических состояний персонажей, единственная проблема для меня – это сцена драк и боев. Пока что сложно понять картинки, их описывающие.

Но в целом очень интересная манга, к которой Кабаша обязательно вернется, познакомившись с первыми частями «Стального алхимика» и «Тетради смерти». Добро пожаловать мне в мир манги!

P.S. Кстати, после прочтения манги вновь понял преимущество книги перед мангой, комиксом и прочей литературой с преобладанием картинок. Мне все-таки нравится читать текст, потому что я сам придумываю в голове внешность персонажей, локации и интерьеры. И придумывать самому, видимо, мне нравится гораздо больше, чем следить за сюжетом в картинках, который уже однозначен и не оставляет поля для фантазии. Разве что за рамками сюжета. Это, однако, ничуть не говорит о том, что манга хуже книги или лучше нее. Это разные жанры и каждый из них хорош по своему.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт «Самый Странный Бар Во Вселенной»

Kabasha, 27 февраля 2020 г. 20:19

Томик милых, интересных, в меру увлекательных, в меру скучных, но при этом весьма разношерстных рассказов, которые чаще всего случаются именно в баре. Ибо где же еще им происходить, как ни тут.

Если отбросить литературную приглаженность и писательские изыски, то подобные истории и случаи из жизни легко услышать в баре, где вы уже завсегдатай или же зашли всего лишь впервые. Да и среди персонажей бара Гавагана несложно будет найти своего профессора Тоболку или библиотекаря Китинга. Говорю это как человек, бывавший долгое время по обе стороны барной стойки.

Сами рассказы не представляют собой высоких шедевров литературы, но для поездки в метро или электричке на дачу, оно подойдут на все сто. Или, лежа дома на диване, помогут вам вечером отдохнуть, улыбнуться и немного расслабиться за порцией веселых историй о незадачливых посетителях бара, то и дело попадающих в разный переплет.

А если совместить прочтение с бокалом-другим хорошего напитка (советую, ирландский виски для большей аутентичности) или коктейля (кстати, рецепты, фигурирующие в историях, аккуратно сведены в самом конце книги), то вполне возможно, что рассказы заиграют новыми, немного неожиданным красками. Кто знает… В любом случае удачного вам знакомства с героями и хорошего настроения, ибо никакого другого в баре Гавагана быть не должно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Генрих Альтов «Может ли машина мыслить?»

Kabasha, 8 февраля 2020 г. 12:21

Цикл рассказов, объединенный общей темой, вынесенной в его заглавие.

С позиции сегодняшнего дня истории могут казаться глупыми и наивными, но они хорошо отражают эпоху тех времен, когда они были созданы, т.е. самое начало 60-х, когда люди были полны энтузиазма и надежды на скорое развитие техники, покорение космоса и феноменально быстрое развитие науки.

Сегодня же, цикл можно рассматривать как хороший пример социально-гуманитарной фантастики, популярной в 60-е, и как отличный повод задуматься, уже с позиции нынешних дней, на вопрос о том, может ли машины мыслить.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Генрих Альтов «Машина смеялась...»

Kabasha, 8 февраля 2020 г. 12:01

Достойное завершение цикла коротких рассказов Генриха Альтова под названием «Может ли машина мыслить?».

В эпилоге цикла, если можно так назвать этот рассказ, четко и емко показано кардинальное различие между машиной и человеком. Неважно, испытывает ли машина эмоции, оперирует она фактами или делает предположения, она навсегда останется машиной.

Но вот в чем вопрос: может ли машина превзойти человека? Может ли продукт стать лучше своего творца?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Генрих Альтов «Странный вопрос»

Kabasha, 8 февраля 2020 г. 12:00

Короткий рассказ на тему того, может ли машина мыслить, входящий в цикл рассказов на данную тему, написанный Альтовым в 1961 году.

В сравнении с другими рассказами этот выглядит крепким середняком. Здесь, на мой взгляд, не получилось создать интригу как в первом рассказе цикла («Тригерная цепочка»), но и нет излишнего драматизма и напряжения, которое присутствует, например, в рассказе «К взлету готов». Просто еще одна неплохая история на заданную в цикле тему.

Кстати, из рассказа могла бы получиться неплохая повесть или роман. По крайней мере, все необходимые составляющие для этого есть.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Генрих Альтов «К взлёту готов!»

Kabasha, 8 февраля 2020 г. 11:59

Еще одна история о том, может ли искусственный интеллект мыслить. Хороший небольшой рассказ, который, на мой взгляд, все же страдает от чрезмерного обилия эмоций и слишком сильного напора на жалость к кораблю.

Да, несомненно, звездолет можно воспринимать как старца, грустящего о прошедших днях, но все-таки автор это делаем слишком активно и чрезмерно. Тот же «бездушный холодильник» из «Триггерной цепочки» (другого рассказа Альтов из цикла «Может ли машина мыслить?») написан гораздо изящнее.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Генрих Альтов «Триггерная цепочка»

Kabasha, 8 февраля 2020 г. 11:58

Один из коротких рассказов Генриха Альтова, входящий в цикл «Может ли машина мыслить?». Но может ли машина еще и чувствовать?

Ставший один из главных героев рассказа, написанного в стилистике мягкой социальной фантастики, «бездушный холодильник» оказывается тоньше и чувствительнее человека. По крайней мере, так захотелось автору рассказа.

Вымысел? Да. Наивность? Несомненно. Но ведь каждому из нас порой нужна не логика и правда, а сочувствие, забота и сострадание. И, похоже, машина справилась со своей задачей куда лучше ожидаемого.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Генри Каттнер «Башни смерти»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 23:33

Захватывающий рассказ о злоключениях Симеона Джерарда и одержимости человеческой. История, которая была явлена миру уже много раз, рассказывается в привычной манере, но подача материала у Каттнера радует глаз и душу животрепещущими деталями, динамичным сюжетом и великолепно отрисованной в словах обстановкой всего происходящего.

Наверное, пытливый ум опытного читателя догадается, чем закончится история, но если не стараться бежать вперед, а неспешно вчитываться в каждое предложение, получится поймать весьма впечатляющую картину, вполне достойную того, чтобы оказаться на страницах небезызвестного Некрономикона.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Генри Каттнер «Blue Ice»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 22:50

Простой и очень короткий рассказ в несколько страниц с незатейливым сюжетом от Адмирала, рассказывающего о временах своей далекой юности.

Полагаю, что сие произведение будет интересно только истинным фанатам Каттнера, ибо оно слишком коротко, чтобы стать захватывающим, не слишком смешно, как другие рассказы автора и не содержит скрытого смысла («второго дна», если хотите), в целом выглядя как рассказ из серии «прочитал и забыл».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Генрих Альтов «Генеральный Конструктор»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 21:33

Еще один привычный для советской фантастики того времени рассказ о торжестве человека над техникой, а точнее даже о торжестве человеческого разума над ограниченностью человеческого тела. Мысль сильнее всего, сильнее любой техники, ибо техника создана этой мыслью.

Произведение пронизано юношеским задором от приближающегося покорения космоса, открытия далеких планет и полетов к неизведанным звездам. Но интересно скорее не это, а поднятая в нем диалектика техники и разума, запрограммированного и непредсказуемого. И рассказ – это отличный повод вновь подумать и порассуждать на эту тему.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Генрих Альтов «Полигон «Звёздная река»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 21:12

Типичный пример советской фантастики времен победившего коммунизма. Рассказ, в котором слишком много всего. Слишком много надуманной проблематики, слишком много прямолинейного действующих персонажей, слишком банальна проблема выбора, как бы не пытался усложнить ее автор. Впрочем, спишем это не особенности времени.

На самом деле рассказ может быть интересен совсем с другой стороны, казалось бы на первый взгляд, необычной. Квинтэссенция произведения – это рассказ секретаря совета и ученого. И вот здесь вполне можно наблюдать поединок логики и эмоций, схоластики и патетики. На мой взгляд, сегодня рассказ становится наиболее интересен именно с этой точки зрения, потому как все восемь миллиардов людей (по-видимому, коммунистов в душе) как один в едином порыве выключили все, что могли… И даже больше.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Генрих Альтов «Богатырская симфония»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 20:35

Легкий, лирично-романтический рассказ о взрослении, мудрости и меняющихся ценностях, в котором фантастика и ионные звездолеты играют лишь роль обертки. Все это могло произойти где угодно: летним вечером на скамейке в городском парке, в городской суете сентябрьского дня или безмятежной неге дачного участка на окраине мегаполиса…

Возвращение звездолета – это повод вспомнить прожитое, вернуться мыслями в прошлое, когда ты был молод, рядом была любимая женщина, а впереди… впереди планы, мечты, желания. А ведь вспоминать стоит не только при наличии повода, но и просто так, время от времени, чтобы на душе вновь стало теплее и уютнее.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Генрих Альтов «Правило Юрьева»

Kabasha, 5 февраля 2020 г. 14:02

Микрорассказ о студенте Юрьеве, который может быть участи поучителен, отчасти юмористичен и отчасти познавателен тем, кому интересен рентген, трубка Крукса и прочее. Много писать про рассказ не выйдет, ибо он совсем крошечный. В целом же, прочтение доставило несколько приятных минут с улыбкой на лице. Значит произведение хорошее. Как-то так.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Альетт де Бодар «A Salvaging of Ghosts»

Kabasha, 2 февраля 2020 г. 22:43

Короткий рассказ, в котором автор сумела широкими мазками не только нарисовать глобальную картину футуристического мира, в котором живут так называемые дайверы, но и показать локальную проблему одной семьи.

Порой, на мой взгляд, описание мира превалирует над другими составляющими рассказа, однако в целом он получается глубокий, интересный и заставляющий задуматься о прочитанном. «Спасение призрака» — это всего лишь одна страница из Вселенной Сюйя, но этой страницы хватает, чтобы заинтересоваться, а что же там дальше в этом странном и темном мире…

Оценка: 7
– [  7  ] +

Валентин Макрушин «Первый день на Марсе»

Kabasha, 29 января 2020 г. 20:02

Загадочная ситуация с непубликацией окончания повести, наверное, самое интересное во всей этой истории. Ибо само произведение, на мой взгляд, слишком эмоционально, порой даже чересчур, и при этом страдает от отсутствия глубины и какой-либо серьезной авторской задумки.

Автор возбужден, увлечен, азартен в преддверии встречи с таинственной планетой и хочет вызвать подобные чувства у читателя. Однако, выплескивая с первых же страниц на него массу эмоций, он перебарщивает и после наслаждения и эйфории у читателя наступает вполне логичное пресыщение. Слишком много эмоций.

А ведь за этими эмоциями, к сожалению, нет ничего стоящего. Весьма прямолинейный, незамысловатый сюжет, лишенный каких-либо поворотов и чрезмерно перенасыщенный поистине детскими впечатлениями, вполне понятными, принимая во внимание время написания произведения и общий уровень эйфории от первых успехов в деле покорения космоса.

Не берусь судить произведения целиком, ибо доступно лишь его начало, но это начало привычно, местами даже банально и представляет собой далеко не лучший образец советской фантастической прозы 60-х. Почему-то мне кажется, что конец вряд ли изменил бы общее впечатление от произведения.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Альфред Ван Вогт «Часы времени»

Kabasha, 25 января 2020 г. 10:56

Занятная и милая история о необычный семейной паре и… да-да, путешествиях во времени. На эту темы написан не один десяток произведений, и придумать что-то новое, наверное, вряд ли возможно. Поэтому Ван Вогт, не мудрствуя лукаво, берет история и облекает ее в новую форму, которая, надо признаться честно, интересна и увлекательна.

Все истории о прыжках по времени обычно сводятся к двум вариантам: либо как в эффекте бабочки, изменив прошлое, мы навсегда меняем будущее, в котором может быть так, что не будет даже нас самих, либо к инвариантности, когда любые наши изменения в прошлом никак не скажутся не будущем в силу тех или иных особенностей течения времени.

Как мне кажется, Ван Вогт в своем рассказе не склонен выбирать ту или иную позицию, ему гораздо интереснее придумать новую обертку для очередного time traveler, умеючи снабдив ее антуражем из описаний, героев и их высказываний и поступков. И здесь гораздо интереснее просто наблюдать за историей нежели вдаваться в детали и выяснять, куда же пропала Джоан и пропала ли она вообще.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Альфред Ван Вогт «Кот! Кот!»

Kabasha, 25 января 2020 г. 08:55

Вновь привычная картина для рассказов Ван Вогта – за внешне простым и незамысловатым сюжетом скрывается множество вопросов, которые читатель способен (если хочет и может, конечно) задать себе после прочтения.

Вт и здесь, казалось бы, просто милая история про кота-инопланетянина, который, будучи существо куда более развитым, чем человек, наставляет последнего как мудрец школьника. Но ведь помимо этого рассказ способен поставить и ряд других, не менее важный вопросов.

Например, тот, что лежит на поверхности – чем же, действительно, можно охарактеризовать человечество? Религия, любознательность? Можно ли вообще в единичном предмете отразить все суть нашей цивилизации?

Другая история – это столкновения человека с неизвестным, потусторонним для него. Вагон и маленькая тележка таких история была показана в Секретных материалах с Малдером и Скалли, но тут важнее другое – готовы ли мы сами к таким встречам? Или лучше пребывать в приятном неведении? Не зря ведь существует пословица: «Меньше знаешь – лучше спишь».

Ну и наконец еще одна черта этого рассказа – прекрасный пример того, что многие вещи и их восприятие зависят от обстановки. Казалось бы, обычный бар и незаметный человек, рассказывающий историю из серии городских легенд, но ведь все совсем не так, как кажется.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Альфред Ван Вогт «Пробуждение»

Kabasha, 25 января 2020 г. 08:47

История необычного чудовища, окаймленная настоящими географическими предметами, развивается по традиционному для Ван Вогта сценарию. Да и финал в какой-то мере можно назвать привычно неожиданным.

Однако, на мой взгляд, основное здесь – не в самой истории и не в ее финале. Автору удалось переплести в одном, очень коротком рассказе несколько слоев, за каждый из которых наблюдать интересно и в частности, и как за частью одного целого.

Так, например, это штрихами, но все же показанная история человеческих междоусобиц, будь то отдельные личности как капитан Мейнард и лейтенант Джерсон, или же целые сообщества и организации (ученое сообщество и военные моряки в целом).

Кроме того, вторая история – это пребывание особи в незнакомой обстановке. Эта история рассказан чуть подробнее на примере Иилаха, однако ее вполне можно рассматривать как история человека в незнакомых ему условиях. Как мы ведем себя, не знаю никого вокруг. Будем ли мы враждебны или подчеркнуты миролюбивы? Можем ли мы ранить человека беспечной, казалось бы шуткой, или обыденным вопросом, как это делает Иилах, посылая свои лучи?

При желании можно найти еще пару моментов для задушевного разговора за стаканчиком single malt, но даже без них благодаря хорошей обертке в виде сюжета рассказ читается легко, с интересом и оставляет после себя в голове несколько вопросов, что позволяет говорить о знакомстве с весьма приличным произведением.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Тед Чан «Купец и волшебные врата»

Kabasha, 16 января 2020 г. 20:46

«Рано или поздно ты поймёшь, как и я. Знать путь и пройти его — не одно и тоже.» (фильм Матрица)

Обильно стилизованная под арабскую сказу история о путешествиях во времени, которая стоит на прямо противоположной позиции в сравнении с той, что описана у Брэдбери во всемирно известной истории про бабочку и динозавров.

Утверждать, с какой бы то ни было долей уверенности, кто из фантастов прав сегодня нельзя. Можно лишь склоняться к той или иной точке зрения. Склоняться, исходя из собственных желаний, убеждений, воззрений и прочих особенностей собственного индивидуума. Но не более того. Истину познать не выйдет. А, впрочем, стоит ли… Незнание – оно ведь тоже иногда сила, причем весомая.

Возвращаясь к рассказу, отмечу его отличное начало, достойную, хорошо прописанную середину и, к сожалению, не такой замечательный финал. Мог бы он быть лучше? Возможно. Хуже? Несомненно. Тем не менее, финал есть таков, как он есть. Да и другим ведь он быть и не мог, согласно теории, изложенной в рассказе. Или…

И в заключение вновь вспоминая Матрицу: «Случалось видеть сон, казавшийся реальностью? Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что такое сон, а что действительность?»

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вернор Виндж «Куки-монстр»

Kabasha, 7 января 2020 г. 20:16

Конец двадцатого века, на широкие экраны выходит фильм тогда еще братьев Вачовски «Матрица», который открывает новую страницу в кино и историях о восприятии сущности это мира. Снятый немного раньше, но не сумевший конкурировать «Матрицей», немецкий фантастический фильм «13 этаж» тоже повествует о создании искусственной симуляции жизни.

А еще в середине 70-х к подобной теме обращался немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер в своем фильме «Мир на проводе», Станислав Лем, Дэниел Фрэнсис Галуйе и некоторые другие. В 2003 году работой по данной, чрезвычайно модной в то время теме, решил отметиться и Вернор Виндж. На выходе у него получилась короткая увлекательная повесть, которая, на взгляд Кабаши хороша, но немного страдает из-за двух моментов:

1) Вернор, будучи профессиональным математиком, обильно удабривает свою книгу элементами математического и физического аппарата, которые не несут серьезного подтекста и без точного знания и представления об оных не повлияют на понимание всей повести в целом. Однако, обычному читателю без соответствующей подготовки будет местами немного сложно, несмотря на которые комментарии, призванные рассказать в двух словах суть того ил иного аспекта.

2) Сюжет отличается логичностью и последовательностью (не зря ведь за ним стоит математик), однако в тексте присутствуют крутые, порой нелогичные повороты событий, которые отнюдь не вытекают из всего ранее рассказанного и скорее выглядят как прихоть автора. Подобное, кстати, характерно для многих работ американского писателя середины прошлого века Альфреда Ван Вогта, которого смело можно похвалить за бурную фантазию, но пожурить за отсутствие внятной логике в произведениях крупной формы.

В целом Кабаше понравилось произведение, оно читается легко и непринужденно, однако вторичность темы и изложенные выше два обстоятельства мешают поставить ему высокую оценку. У Винджа есть более крупные и более удачные работы, поэтому данную литературную работу можно смело пропускать тем, кто не сосредоточен на изучении творчества писателя или не склонен читать все подряд у того или иного автора.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Альфред Ван Вогт «Дорогой друг»

Kabasha, 4 января 2020 г. 10:53

Написанный Альфредом Ван Вогтом в 1949 году короткий рассказ об общении двух существ интересен, прежде всего, не своей сюжетной линией (она, если можно так сказать, традиционна и привычна для рассказов писателя-фантаста).

Здесь скорее стоит обратить внимание на форму подачи материала в виде переписки между двумя сущностями, причем видим мы только одну сторону. В остальном же, включая финал, история выглядит законченной, интересной, но если вы читали многие другие рассказы Ван Вогта, удивиться конечному исходу не придется. К хорошему уже успеваешь привыкнуть :)

З.Ы. И да, как всегда, дьявол — в мелочах.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Альфред Ван Вогт «Защита»

Kabasha, 4 января 2020 г. 10:35

Еще один короткий, но емкий и увлекательный рассказ из-под пера Альфреда Ван Вогта.

Короткая форма удается ему намного лучше, романов и повестей. Именно здесь по-настоящему раскрывается манера автора писать кратко, репортажным стилем, которая даже в рамках пяти-пятнадцати страниц позволяет создать цельное законченное произведение.

Настоящая история о попытках освоения человечеством соседней и такой, на первый взгляд, безжизненной Луны дает повод задуматься о правильности способов противодействия захватчикам. Заодно уместной будет и знаменитое стихотворное изречение Омара Хайяма:

Все, что видим мы, видимость только одна.

Далеко от поверхности моря до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей не видна.

А финал рассказа пусть не такой неожиданный как в «Зачарованной деревне», тем не менее, все равно выглядит весьма нетривиальным и, как кажется Кабаше, наиболее эффективным для целей, которые он преследует.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дмитрий Биленкин «А шёл человек по грибы»

Kabasha, 4 января 2020 г. 00:20

Легкий, юмористический словесный натюрморт с традиционно серьезным подтекстом от автора для тех, кто умеет читать между строк. История безликого бесхарактерного представителя рода царей природы, оказавшегося один на один в ситуации, когда спрятаться за головы других никак не получается, а решение надо принимать тут и сейчас.

Многим юным или молодым читателям история может показаться непонятной и странной, но более старшим любителям книг (а заодно и знакомым не понаслышке с фильмами, например, «Афоня» или «Служебный роман») картина станет «ясна-понятна», а тактичное высмеивание и обличение пороков человека советского (homo sovetikus) окажется вполне обыденным. Может быть даже слишком легким и недостаточно едким.

Кто-то возразит, мол, справился ведь Сосипатров, вступил в контакт с инопланетянами как подобает. Только вот, вглядываясь в строки рассказа, становится понятно, что не он вступил, а удостоили его чести таковой. Потому что когда ты чуть больше, чем пустое место, то внимания тебе тоже чуть больше, чем такому же пустому месту. И то лишь в случае глубоко воспитанной особи, неважно земной или инопланетно-зеленой с противогазным рыльцем и хоботком.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Альфред Ван Вогт «Зачарованная деревня»

Kabasha, 3 января 2020 г. 22:53

История выживания на Марсе космонавта-инженера по имени Билл Дженнер, оказавшегося единственным выжившим участником экспедиции на далекую красную планету.

Кажущийся сегодня привычным и избитым сюжет был отнюдь не стандартным для времени создания рассказа (далекий по сравнению с сегодня 1950 год, когда люди еще только задумывались о космических полетах на ближайшую Луну, в отнюдь не на Марс).

При этом за кулисами основного и прямолинейного сюжета разыгрывается не менее глубокая и серьезная драма о приспособлении ради выживания. На что можно пойти, чтобы не расстаться с жизнью, как убедить противоположную сторону в необходимости того или иного. Если нет ответа – это значит, что оппонент не хочет тебе помогать или он просто тебя не понимает. Вопросов гораздо больше, чем ответов. Но именно от них зависит жизнь…

Ну и финал, конечно, отрабатывает, как говорится на все сто. Грамотно уведя читательское внимание в сторону, Ван Вогт демонстрируется незаурядную развязку, которая по сути была всегда перед глазами читателя и после знакомства с ней не кажется такой уж неожиданной. Но в первые секунды после прочтения понимаешь, что это шок, растерянность и… необходимость приспособиться к финалу.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

Kabasha, 3 января 2020 г. 22:27

Короткий рассказ, наполненный традиционной любовью Ван Вогта к человеческой расе и его непоколебимой уверенностью в том, что люди могут достигнуть всего, чего захотят, нужно только очень постараться.

За интересным сюжетом, показанным коротким репортажным стилем (это еще одно характерное для всего творчества писателя свойство) скрывается некий дуализм понятий «монстр» и «пришелец». Каждый из них одновременно выступает в одной и во второй роли. Но кто из них более варвар и более ужасен?

Однозначного ответа в рассказе нет, есть лишь всепобеждающая натура социализма… Нет, не социализма, а человека. Человека одаренного, человека в высшем понятии этого слова, который смог не только пережить апокалипсис на планете Земля, но и возможно породить новую цивилизацию, которой инопланетяне будут уже не страшны.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Альфред Ван Вогт «Слан»

Kabasha, 2 января 2020 г. 21:59

Начало 2020 года… Было желание перечитать «Дюну» или «Хроники Эмбера», вновь заглянуть на страницы «Барраярского» цикла или вернуться в «Академию» Азимова. Однако жизнь, как всегда, распорядилась иначе, и Кабаша впервые прочитал научно-фантастический роман Альфреда Ван Вогта «Слэн».

Яркий, взрывной, похожий порой на динамит, сюжет произведения то замедляется до нуля, то, внезапно «проснувшись», выдает на гора массу событий на страницах книги, выплескивая их на читателя в такой, почти предельно допустимой концентрации, что едва успеваешь осознавать прочитанное. А лучше всего — вернуться назад и перечитать еще раз.

При желании пытливый читатель сможет провести множество ассоциаций между событиями на страницах романа и ситуациями в реальной жизни. Здесь и положение евреев в рамках третьего рейха, и паранойя о наличии врагов и шпионов среди обычного мирного населения и попытках распознать оных, причем порой неудачных и приводящих к гибели ни в чем неповинных людей, и многое другое. Однако, вся прелесть книги не в этом.

Одним из весомых отличий Альфреда Элтона от своих коллег по цеху, на взгляд Кабаши, является тот факт, что Ван Вогт не пытается хоть как-то примирить описываемую им реальность с настоящим миром. Он ничуть не задумывается о том, как могло наступить все то, что происходит в его книге. Ему гораздо интереснее развивать историю уже в выстроенных декорациях, чем объяснять читателю их природу.

А поскольку с фантазией у автора все в порядке (надеюсь, смогу убедиться в этом и далее, прочитав другие его произведения), то дивный нелогичный и причудливый мир, который изливается со страниц романа «Слэн» (не менее странный, чем всем известный «Твин Пикс», но более яркий и сочный) манит, увлекает и заставляет читать страницу за страницей, следя за приключениями Джомми, политикой Кира Грея или попытками Кейтлин справиться то с Дэйви Динсмором, то с Джоном Петти.

З.Ы. Читал версию 1951 года.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Пер Валё «Стальной прыжок»

Kabasha, 12 декабря 2019 г. 10:42

Спустя пять лет после печально известного происшествия в «Доме печати» и гибели пресловутого 31 отдела, пятидесятилетний комиссар полиции Йенсен наконец-то решил заняться своей печенью и отправляется в отпуск в другую страну на лечение. Через три месяца, успешно прооперированный и идущий на поправку Йенсен собирается возвращаться домой, однако странное стечение обстоятельств вынуждает его сделать остановку и встретиться с первыми лицами родного ему государства.

Написанный в 1968 году, роман «Стальной прыжок» Пер Вале представляет собой вторую часть дилогии про комиссара Йенсена. Известный в нашей стране гораздо больше своими произведениями про комиссара Бека, Вале в данной дилогии создал объемный, внятный, хорошо сформированный образ тоталитарного государства, где все сферы жизни людей контролируются корпорациями, а основная задача правящей партии – создать т.н. общество «всеобщего взаимопонимания».

Если первый роман выглядит как антиутопия в обертке из полицейского детектива, то вторая книга дилогии более склоняется уже к боевику с элементами триллера. Здесь и погони, и захваты заложников, и противостояние различных группировок – все это как нельзя лучше сказывается на динамике сюжета. И без того короткая книга читается еще быстрее и увлекательнее.

При попытке отойти от восприятия исключительно внешних факторов, на поверку перед нами находится все та же антиутопия о мрачном тоталитаризме вкупе с критикой существовавшего на момент написания книги капиталистического строя в Швеции, который подмял под себя и первоначально светлые, по мнению Пера Вале, идеи социал-демократов.

Кроме того, как и раньше, многие вещи этого романа, появившегося на свет 40 лет назад, как ни странно находят свое отражение в сегодняшней жизни и могут быть легко обнаружены вокруг каждого из нас. Попытки отучить людей думать, главенство потребительской модели поведения, попытка уровнять всех и вся – это и многое другое удивительно и несколько странно видеть в книге 30 с лишним летней давности.

Все это позволяет читать и наслаждаться сюжетом, манерой изложения материала и прочими плюшками. Но в конец нас ждет немного печали. Финал книги расстраивает своей прямолинейностью и некоторой сказочной наивностью.

Автор ведь взрослый человек и понимает, что залихватский финал, когда добро безоговорочно побеждает зло, возможен и даже логичен в боевике или детской сказке, но классно созданная антиутопия никак не может, на мой взгляд, заканчиваться именно так.

В общем если весь роман – это качественная бочка меда, то финал – та самая ложка дегтя, которой, кстати, в предыдущей книги не было. Тем не менее, второй роман отлично продолжает ранее начатую тему и вдвоем читать обе книги вдвойне интереснее.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Пер Валё «Гибель 31-го отдела»

Kabasha, 30 ноября 2019 г. 18:51

[b]Единое общество, в котором никто не имеет права на иное мнение...[/b]

Во второй половине 60-х годов прошлого века шведский писатель Пер Вале создал мрачную антиутопическую дилогию о трудовых буднях полицейского комиссара Йенсена, которая представлена произведениями «Гибель 31 отдела» и «Стальной прыжок». В каждом из них показано серое, выхолощенное, тоталитарное общество, в котором все стороны жизни контролируются всемогущими концернами, объединяющими свои усилия по управлению общественными настроениями вместе с правящей буржуазной верхушкой.

Так и здесь, все средства массовой информации, от ежедневных газет до развлекательных периодических журналов, контролируются одним концерном-монополистом. И вот в один из дней в этот концерн, а точнее в его главный офис под названием «Дом прессы» приходит письмо с угрозой взрыва всего здания...

Не слишком известный и вследствие этого нераспознанный и недооцененный шведский журналист, а затем и писатель Пер Вале является основоположником так называемого социологического детектива. В большинстве своих работ он жестко критикует современное ему шведское общество, злоупотребление своими полномочиями властьимущими и другие пороки современного социалистического общества того времени.

При этом некоторые боли общества становятся удивительно похожими на пороки и боли современного нам общества, и мысли, высказанные шведским писателем еще 35 лет тому назад, становятся поистине пророческими. Вот лишь пара из них:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— До этого я служил в другом журнале. Вы, наверно, такого и не помните. Его издавали социал-демократическая партия и объединение профсоюзов. Это был последний крупный журнал в стране, не зависящий от концерна. У него были свои амбиции, культурные в частности, хотя положение на этом фронте начало заметно ухудшаться.

— Культурные амбиции?

— Ну да, он ратовал за настоящее искусство и поэзию, публиковал серьезные рассказы и тому подобное. Я не силен в этих вопросах, я репортер, я занимался политическими и социальными проблемами.

— Вы были социал-демократом?

— Я был радикалом. Точнее говоря, я принадлежал к крайнему левому крылу социал-демократов, но об этом я и сам не догадывался.

— Дальше.

— Дела шли далеко не блестяще. Журнал почти не давал дохода, хотя и убытков тоже не приносил. Он имел довольно большой круг читателей, которые ему доверяли. И вообще он служил единственным противовесом всем журналам концерна, он боролся с концерном и с издательством, он критиковал его, отчасти прямо, отчасти косвенно, благодаря самому факту своего существования.

— Как?

— Полемические статьи, передовицы, критические выступления. Честный и серьезный подход к поднимаемым вопросам. Деятели Дома, разумеется, ненавидели его лютой ненавистью и наносили ответные удары, но уже на свой лад.

— Как?

— Они увеличивали выпуск безликих массовых серий и развлекательных журналов, а кроме того, они ловко использовали повальную тенденцию современных людей.

— Какую тенденцию?

— Рассматривать картинки, вместо того чтобы читать текст, или если уж читать, то по крайней мере ничего не значащий вздор, а не такие статьи, которые заставляют думать, волноваться, занимать определенную позицию. К сожалению, именно так обстояло дело уже в мое время.

Рассказчик по-прежнему стоял у окна спиной к посетителю.

— Этот феномен именуется мозговой ленью и является, как говорят, неизбежным следствием, своего рода возрастной болезнью телевизионного века.

Точное и вполне очевидное описание современного общества, не находите? Или вот еще:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И одновременно следом за всеобщим оглуплением наступала духовная реакция. Вы понимаете, к чему я веду?

— Не совсем.

— Тогда-то и была предпринята попытка сблизить крайние точки зрения в различных вопросах. Мысль сама по себе, возможно, не столь дурная, но все методы, которыми пользовались для осуществления ее, сводились к фигуре умолчания, точнее, замалчивания: замалчивали трудности, замалчивали противоречия. Каждую проблему опутывали ложью. Через нее перескакивали путем неуклонного повышения материального уровня, ее обволакивали бездумной болтовней газеты, радио, телевидение. Вместо фигового листка на эту болтовню навесили термин “занимательные беседы” и надеялись, что замалчиваемые болезни в ходе времени исчезнут сами собой. Но вышло по-другому. Личность почувствовала, что физически она вполне ублаготворена, зато морально над ней учредили опеку; политика, общество стали понятиями расплывчатыми и непостижимыми, все было вполне терпимо и все мало привлекательно. Наступила растерянность, сменившаяся у некоторых равнодушием. А на самом дне притаился беспричинный страх. Да, страх, — повторил он. — Перед чем — не знаю. А вы случайно не знаете?

Если раньше вполне можно было после прочтения провести сеанс политинформации с разгромной критикой капитализма и буржуазного строя, то сейчас становится ясно, что все описанное – это неотъемлемая часть нашей с вами жизни, хотим мы того или нет.

Если отойти от всего этого философского и социального подтекста, проходящего сквозь произведение красной нитью, стоит отметить, что и общество в целом, и главные герои показаны лишь грубыми основными мазками, которые нарочито небрежны и лишены детальности. Даже сам главный герой, комиссар полиции Йенсен, на протяжении всего романа постоянно говорит: «Не надо подробностей». И автор неукоснительно следует этому правилу. С первых же минут окунаясь с головой в перипетии сюжета, мы до самого конца книги так и не узнаем, как сложилось данное общество, ввиду каких причин или поводов он пришло к текущему состоянию и многое другое.

Тем не менее, отсутствие детальности не мешает восприятию тягостной и гнетущей атмосферы, когда единственным выходом души становится пьянство, многократно выросшее в описываемом в книге обществе. Пьяных тысячами задерживает полиция, пьянство запрещено даже в домашних условиях, пьяниц облагают непомерными штрафами, однако это никак не меняет положение дел.

Подводя итог, скажу, что перед нами яркий образец социологического детектива, завернутый в оболочку мрачной антиутопии, который при всей своей поверхностности и скоротечности (в произведении всего-то порядка 150 страниц) оставляет крайне приятное впечатление от прочтения, читается легко, что называется на одном дыхании, и, что самое главное, заставляет задуматься о том, в каких условиях мы живем и что будет дальше. А для этого порой придется перечитать отдельные главы книги, причем перечитать вдумчиво, спокойно, с расстановками и перерывами.

P.S. Для любителей визуального ряда и предпочитающих фильм книге Кабаша с удовольствием посоветует одноименный фильм, созданный в 1980 году студией «Таллиннфильм». В главной роли снялся знаменитый Лембит Ульфсак, голос которого при монтаже был заменен на голос актера Александра Демьяненко (да-да, того самого Шурика из гайдаевских комедий).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Стивен Эриксон «Радость, словно нож у сердца»

Kabasha, 21 ноября 2019 г. 09:26

Известный вопрос о том, можно ли быть милым насильно в современной постановки и антураже научной фантастики.

Стивен Эриксон, автор и создатель знаменитой эпической фэнтези-эпопеи о Малазанской империи, насчитывающей несколько десятков книг и очень популярной у современного народонаселения Земли в разных странах, решил попробовать свои силы на несколько ином поприще, а именно научной фантастики.

Несмотря на близость и кажущуюся дружественность сфер фантастики и фэнтези, в каждой из них действуют свои правила и законы, есть свои нюансы и особенности, благодаря чему авторов, одинаково хорошо играющих на обоих полях, совсем немного.

Посмотрим, получится ли у Эриксона данный ход конем. Между тем, его коллеги по цеху полагают, что первый блин не вышел комом.

Вышедший в прошлом году, роман канадского фантаста попал в Россию в этом году и был выпущен издательством «Эксмо», в рамках его импринта FanZon, в октябре 2019 года. Роман повествует о новой и неожиданной интерпретации первого контакта инопланетян с людьми, причем подан это контакт живо, ново и в неизвестной ранее манере.

Первая часть книги, наверное, добрая ее половина, предстает перед глазами читателя юмористической легкой зарисовкой в противовес всем тем трагическим событиям, которые в ней происходят. Автор создает некое подобие черной комедии, когда читателю хочется смеяться там, где нужно переживать и плакать. И смеяться, замечу, получается легко.

Затем Стивен меняет ориентиры и на смену стебу и черной иронии приходит сначала немного поверхностной философии и размышлений о сути человечества и его бытия на этой планете, что в ходе второй половины книги начинает постепенно нарастать, и уже вместо смеха читателю предстоит задуматься над нелегкими вопросами, которые, стоит заметить, поданы очевидно, явно и без неуместных заумствований.

Да, нельзя не добавить, что порой Эриксон уходит в дебри философии или льет воду, словно у него задача уложить роман в определенное количество страниц, которые обязательно нужно добить любым возможным способом. Однако среди определенной схоластики и словоблудия в изрядном количестве присутствуют здравые, интересные идеи, мысли и точки зрения, которые не покинут вдумчивого читателя и после завершения прочтения книги.

Вот лишь некоторые из них: В какой момент прекратится эпоха всеобщего потребления? Может ли быть капитализм с человеческим лицом? В какой момент человечество поглупело настолько, что позволяет медиа-магнатам кормить себя фальшью, ложью и информационной пустотой, заполняющей собой время, которое могло бы быть потрачено на образование, семью, отношения к родственниками?

И самый главный вопрос, который находится в стороне в перечисленных и вечен как сама жизнь – можно ли быть насильно милым? Можно ли творить добро людям против их воли? И, наконец, может ли быть радость словно нож у сердца? Об этом и многом другом можно познакомиться на страницах романа канадского писателя фантаста Стивена Эриксона «Радость словно нож у сердца».

P.S. Отдельного восхищения достойно отношение автора к своей родине Канаде, и ее взаимоотношениям с двумя извечными антагонистами – Россией и США. Эти сцены привносят свою определенную радость при чтении книги.

P.P.S. Литературное камео Сойера — отдельный вкусный бонус!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Сами боги»

Kabasha, 3 ноября 2019 г. 18:21

Изданный впервые в начале 70-х годов прошлого века роман известного американского фантаста Айзека Азимова состоит их трех частей, в заголовке каждой их которых отрывок из крылатого выражения Шиллера «Против глупости сами Боги бороться бессильны», которое он использовал в своей драме «Орлеанская дева».

В чем же заключается эта самая глупость, побороть которую не могут даже всемогущие божества? В том ли, что привыкнув к определенному благу, люди не готовы поверить во вред этого блага. В том ли, что находясь в зените славы и почета, никто не хочет возвращаться назад или спускаться хотя бы на ступеньку ниже, даже если этого требует ситуация.

Как и в других своих произведениях (например, романе «Конец вечности») Айзимов задумывается о противопоставлении техники и человечества, его прогресса. Так ли уж во благо нам некий таинственный аппарат или механизм, который приносит нам определенные выгоды? Стоят ли эти выгоды тех затрат, которые необходимо для работы это механизма.

Еще одна идея, рефреном проходящая через всю книгу, заключается в том, что какие бы вселенные не существовали, какие бы многополые, бесполые или трехполые существа их не населяли, фантаст наделяет их чувствами, пороками и стремлениями, которые не так уж серьезно отличаются от земных.

Тоже самое, кстати, можно наблюдать в романе Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», в котором терраформеры прилетели на новую планету в попытке сделать все с нуля и прекрасно, а на деле получили вторую землю, с ее интригами, склоками, военными конфликтами и прочими «прелестями».

Не стоит забывать, что и ученые тоже люди, им свойственны все те же беды и пороки. Грехи и слабости, что и обычным людям. Только ради них они готовы жертвовать миллионами людей. Способных пострадать от того или иного открытия. Поэтому и вопрос о том, стоит ли слепо доверять науке так и не нашел своего полного раскрытия и по наш день.

Наиболее сильной, на взгляд Кабаши, является вторая часть с описанием мира трехполых существ из паравселенной. Здесь по-настоящему раскрывается яркий писательский талант Азимова через подробное описание устройства паравселенной, через глубину и сложность взаимоотношений трех участников одной триады, через детализированный анализ их чувств, ощущений и мировосприятия. При этом написано это все живо и увлекательно, словно смотришь фильм с прекрасно выполненными спецэффектами.

В заключение хочется сказать, что несмотря на тот факт, что многими критиками лучшим произведением автора считается именно «Конец вечности» в его многослойной и философской подоплекой, Кабаше данный роман кажется ничуть не менее ярким и сложным, заставляющим задуматься о том многом, что нас окружает и от чего мы зависим, даже порой ничуть об этом не подозревая. Да и сам Айзек писал, что это его лучшая работа. Так стоит ли спорить с ним?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Kabasha, 23 октября 2019 г. 20:54

Конец вечности. Роман, написанный Айзеком Азимовым в 1955 году, и считающийся, по мнению части критиков, лучшим его произведением.

На взгляд Кабаши, роман прежде всего прекрасен большим количеством вопросов, грамотно поставленных в тексте. Среди них и вопросы путешествий во времени, и вопросы относительно решений, принимаемых группой людей в отношении значительно большего количества людей, и вопросы ценностей и благ в целом. Однако, среди других, возможно, менее явных вопросов есть и такие: как по-настоящему оценить полезность того или иного изобретения, как решить, что правильно, а что нет, как выбрать между полезным или вредным и многие другие.

Очень сильное впечатление производит роман и в части перерождения главного героя техника Эндрю Харлана. Хотя по глубине исследований души и философских вопросов ее трансформации автор уступает, например, Роберстону Дэвису (особенно второй книге из знаменитой Дептфордской трилогии канадского прозаика), тем не менее, читатель проведет немало времени наедине с Эндрю, пытаясь понять, как один из самых ярых приверженцев идей Вечности станет почти что в мгновение ока одним из тех, кто будет готов ее же уничтожить. Это ли не главное явление во всем романе?

Из других плюсов, несомненно, стоит отметить увлекательный сюжет, достаточную степень научности, добавляющую свою порцию интереса к прочтения романа, и традиционно отличное умение писателя держать темп повествования и выдавать с четко отмеренной скоростью те или иные сюжетные повороты. Как результат – желание прочитать книгу запоем и многочисленные восторженные отзывы писателей и критиков на протяжении десятков лет.

А ведь роман мог бы и не появиться на свет, ведь повесть, с которой, собственно говоря, и началось появление романа была отказана к печати несколькими издательствами, в которые обратился Азимов, при это он был уже в статусе известного писателя, имеющего за спиной десяток успешных книг, а отнюдь не незрелым юнцом, впервые представляющим свое творение на суд публики… Может быть все-таки кто-то создал Вечность в реальности и проник в прошлое 

Оценка: 9
– [  7  ] +

Робертсон Дэвис «Пятый персонаж»

Kabasha, 3 октября 2019 г. 21:23

История жизни славного мальчишки из маленького канадского городка Дептфорд послужила основой первого романа «Пятый персонаж» из знаменитой одноименной Дептфордской трилогии известного канадского писателя и драматурга Робертсона Дэвиса.

У каждого из нас есть в душе свой Дептфорд, он может быть мал и уютен как милая канадская деревенька или небольшой поселок в Карелии, а может быть вездесущ и огромен как Нью-Йорк или Шанхай, но какой бы он ни был, именно он оставляет навсегда память о себе в нашем сердце и нашей душе. Именно здесь происходят первые обиды, первые успехи, а порой и первая любовь и первая вражда.

Дэвис так мастерски описывает Дептфорд, что каждый читающий наверняка найдет в нем отголоски своей малой родины, при этом это описание не делает город живым и одушевленным, напротив город живет сам по себе и Робертсон мастерски его фотографирует словами, абзацами, главами своего романа.

Перед глазами читателя проходит большая половина двадцатого века, богатая событиями, которые будут помнить долго: это и великая депрессия, и первая и вторая мировые войны, и многое другое. Но все это служит лишь интерьером для жизнеописания одного молодого человека, который, относясь с добротой и любовью ко всем окружающим, напрочь забыл о себе, что и привело к тому, что в шестьдесят лет они оказался наедине с собой и историей своей жизни, которую есть кому рассказать, есть с кем обсудить, но это все равно не те люди, которых хочется видеть рядом, чувствовать рядом, ощущать рядом.

Почти весь роман читается легко и быстро, Дэвис несомненно умеет в полной мере управлять словом. На некоторых страницах тебя словно несет вперед на всех парусах. На некоторых ты останавливаешься, чтобы задуматься, перечитать, вновь вникнуть в смысл того, что хочет сказать автор. Единственная капля дегтя в бочке меда –это религиозные отвлечения, которых в третьей четверти книги становится, для взгляд Кабаши, слишком много. Но, с другой стороны, этот недостаток еще большое подчеркивает великолепие всего остального текста и всей истории, так умело и грамотно рассказанной автором.

Вердикт: читать и наслаждаться всем, кто не чурается современной зарубежной прозы в одном из наиболее мастерских ее исполнений.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джордж Ланжелен «Дедукция в старом кресле»

Kabasha, 11 сентября 2019 г. 21:44

Прекрасный лёгкий и увлекательный рассказ с поверхностной детективной составляющей и неожиданным финалом. Отличное качество хорошего писателя — создать интригу на пяти страницах. Что называется, на ровном месте.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Борис Штерн «Жена от Карданвала. Апокриф по Геродоту»

Kabasha, 7 сентября 2019 г. 11:56

Веселая, незатейливая история о женах инспектора Бел Амора, которую кто-то прочтет и улыбнется, кто-то будет искать скрытую подоплеку или скрытый посыл, а кто-то проведет параллели между историей и реальной жизнью.

Самое интересное, что каждый будет по-своему прав. В остальном же перед нашими глазами – еще одна история из жизни инспектора Бел Амора с его трудной, порой непредсказуемой жизни, полной различных историй и приключений.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Борис Штерн «Туман в десантном ботинке»

Kabasha, 7 сентября 2019 г. 11:39

Рассказ в стиле Паустовского с расширенным описанием природы входит в цикл про инспектора Бел Амора, хотя по-честному, связь рассказа с циклом весьма условная.

А история про радиоактивное варенье могла бы быть очень интересной, если бы герои рассказа позволили одному из них рассказать ее подробнее. Хотя, в жизни всегда так… самое интересное мы порой не замечаем, высказывая свое мнение там, где порой и не нужно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

Kabasha, 7 сентября 2019 г. 11:25

Короткий, яркий, динамичный рассказ о дележе планеты с неожиданным и финалом, которые прочитывается одним залпом и дело здесь не только в его скромном размере…

Это первое знакомство читателя с инспектором Бел Амором и его верным металлическим подручным роботом Стабилизатором. Впереди будет еще много рассказов, хороших и не очень, веселых и печальных. Так что история только начинается.

Оценка: 8
⇑ Наверх