fantlab ru

Все отзывы посетителя ValoImpros

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Робин Хобб «Сага о Видящих»

ValoImpros, 1 марта 15:40

Нуарное вступление:

Все было кончено, вся боль, страдания и безмерная тоска наконец отступали. Неужели это свершилось? Эпопея была дочитана? Там есть еще сиквел — гласили просторы интернета. Но на его прочтение, я уже был не способен…

А теперь серьезно: скажу честно, справиться с этой серией было нелегко и вышло это не с первого раза, но мне было до самого конца любопытно, как так вышло, что это произведение так прочно закрепилось в списке почитаемых фентези. Почему же оно неизменно появлялось в предложениях к хорошим произведениям? Как и всегда я не претендую на истину в последней инстанции, но я постараюсь представить вам некоторые аргументы и сравнения с другими произведениями, для лучшего понимания моей точки зрения. И вот я снова здесь и снова начинаю рубрику:

Внимание знатоки, зачем я это прочитал?

Ладно, это уже риторический вопрос. Попробуем снова: Внимание знатоки, что в черном ящике?

Запасайтесь чаем и печеньками, боюсь на этот раз вас ждет чертовски долгое увещевание.

Слоган: Глаза б мои не видели эту сагу о видящих.

Традиционно сначала принято сказать что-то о плюсах:

У серии довольно интригующее начало. Здесь заявлено немало тайн, происходит знакомство с магической системой. Нам демонстрируют угрозы, секреты которых, герои должны разгадать. И вот вы уже ожидаете скорого начала чего-то грандиозного!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эх если бы…

Присутствует ряд неплохих персонажей, о которых захочется узнать больше. Не путайте с сильными персонажами, ниже объясню почему, но неплохими они пожалуй будут.

Спойлер с личными предпочтениями по персонажам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лично для меня лучшими персонажами были Ночной Волк, Чейд, Шут(в первой половине), Кетрикен и Старлинг, о паре из них я еще упомяну ниже

Неплохой этап обучения протагониста — первая половина первой книги. В целом первая книга серии самая удачная.

Довольно легкий слог изложения — читается серия легко, из-за чего неплохо справляется с задачей занять время.

На этом мои усилия по поиску плюсов произведения заканчиваются. А теперь перейдем к тому, что с этим произведением не так.

Пойдем по порядку. Все и каждый уже пнули это недоразумение, не буду много распинаться, но слово «Убийца» в названии романов серии явно используется в переносном смысле. Протагонист отлично убивает: время и чувство здравого смысла читателя, усилия своих наставников и иногда свои жизненные перспективы. С убийством людей он справляется весьма сомнительно, за все время он справится с этим, если брать именно его работу, и опустить спорные случаи, барабанная дробь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один раз. Я объясню почему я так сказал немногим позже.

После этого заявления я вынужден перейти сразу к одной из самых крупных проблем книги: проблеме личности протагониста. Протагонист в этой серии романов один, при этом повествование идет от первого лица, поэтому его личность так или иначе затрагивает весь объем повествования. (В этом плане иногда схема с несколькими персонажами pov работает лучше — есть шанс что хоть кто-то из них устроит читателя, как в ПЛиО).

Для начала давайте попробуем без спойлеров, чтобы было общее понимание у тех из вас, кто ещё не читал книгу и решится читать ее после прочтения этого отзыва.

Первое что важно знать: это персонаж, с которым случаются события. По большей части его действия реактивны, а не проактивны, что не очень хорошо для любого персонажа, который де факто является основой произведения. Не будет большим спойлером, если я скажу, что персонаж в половине произведения и не в состоянии производить какие-либо активные действия потому что он либо болен, либо ранен и страдальчески страдает от этого.

Персонаж крайне плохо эволюционирует, эволюция может быть условно разделена на аспект личности и аспект умений. Возьмем для начала аспект умений. Вы не увидите здесь становление опытного бойца или изощренного шпиона или другого мастера своего дела. Существует великое множество примеров того как персонажи обучаются навыкам и применяют их далее по сюжету. Возьмите что угодно, от «гонконгских» боевиков по типу Пьяного Мастера, до книжных историй развития мастерства героев, таких как Ученик Ведьмака Джозефа Дилейни. Развитие героев от советов первых наставников, до собственных приемов с применением этого на практике это одна из самых беспроигрышных линий развития персонажа. Так вот — ничего подобного в книге нет. При этом Мери Сью персонаж не является, он ближе к его противоположности анти-Сью, то есть персонаж почти все делает посредственно, даже при условии, что у него был этап обучения.

А теперь добавим конкретики, где придется обращаться к спойлерам.

О мастерстве убийства я упомянул выше, но если все же вы хотите получить более развернутый ответ, то можете развернуть этот спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заветное одно убийство случится, когда Фитц убьет герцога-насильника о котором читатель знает примерно 8 строк. Горного принца Руриска он не убивал, девушку с непопулярными взглядами он не убивал. Короля убил по сути не он, хотя кто-то скажет об обратном — его уже убили заботливые окружающие и маги-паразиты (не говоря уже о том, что это связано с его ремеслом убийцы абсолютно никак). Перекованные это не люди, а зомби. Убийства пиратов топором в боевом раже не являются частью ремесла убийцы (это вроде не хроники берсерка?). Остальные убийства это вообще самозащита или проявление крайней степени не профессионализма (он не справился с двумя скованными магией людьми и даже себя убить своим же «отравленным» кинжалом не смог) иными словами он даже суицидник не профессиональный.

Что касается других навыков, то персонаж неплох в токсикологии, медицине, уходе за животными. Автор вообще явно большая любительница собак и лошадей (по странному стечению обстоятельств, других животных почти нет). Навыки вышеуказанные, к слову, тоже не эволюционируют.

Касаясь аспекта эволюции личности, здесь вы встретите: ни к чему не ведущее самокопание и самобичевание (Каладин, Архив Буресвета — имеет во всяком случае прогрессию, основанную на этом приеме, хотя он даже там порой утомляет). Полное отсутствие инициативы основанной на здравом смысле, вся инициатива протагониста основана на не контролируемых порывах эмоций (но до ситхов из ЗВ персонажу далеко, эти порывы не влияют на личность или ее изменение). У персонажа напрочь отсутствуют изменения взглядов в процессе развития. Он не обременен ни высоким интеллектом ни эмпатией, что будет неизбежно вызывать яростные приступы испанского стыда. Это можно было бы списать на возраст, если бы к концу произведения он не был взрослым. Этот персонаж будет много говорить о том, что у него все плохо, но не станет проводить работу над собой или над источниками проблем, чтобы это изменить.

Итого, я готов с гордостью представить вам, перед нами: истеричный ветеринар-меланхолик с выраженной инфантильностью, который не имеет инициативы и не меняется в течение жизни.

Поговорим о проблемах персонажей второго плана, для начала о положительных:

Все они, как и протагонист страдают недугом отсутствия здравой инициативы и реакции на происходящее. Я попытаюсь немного нагляднее объяснить. Персонажи Гарри Поттера инициативны — они совершают действия, пусть не всегда разумные, но их мотивы и активность понятны. Вспомните Ясну из Архива Буресвета, Йен из Ведьмака — примеры эрудированных активных персонажей, они совершают поступки по ситуации, или же сами эти ситуации образуют. Даже энты из Властелина колец не являясь инициативными персонажами — проявляют инициативу, приняв данность, что действовать необходимо. Персонажи здесь… ну, иногда они говорят, что надо что-то сделать. Хуже того, это бездействие и пустое разглагольствование очень заметно, кричит, постоянно бросается в глаза. Не должно быть в сценарии моментов, когда никому кроме читателя не очевидно, что что-то нужно сделать, чтобы предотвратить катастрофу. Точно не в среде средневековых аристократов, которым свойственна обоснованная высокая подозрительность. Именно этот феномен не позволяет верить в то, что происходящее возможно и не позволит сказать о персонажах как о сильных и глубоких, для этого они должны совершать, отвечающие ситуации и своей логике поступки или нести обоснованную идею. Броня наивности и неопытности может быть за уши притянута в случае протагониста и то только в начале саги, остальные же даже на нее права не имеют. Исключение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кетрикен имеет право быть наивной в первой половине саги и ей это прощается тк это имеет под собой основание. Хотя к ней тоже были вопросы, когда она выезжала на охоту с Регалом.

Отсутствие неочевидных поворотов сюжета и действий персонажей. Я уже говорил в одном из других отзывов, что читателя с опытом сложно удивить, но здесь автор даже не пытается в интригу. (Энтони Райан, Песнь Крови — интрига неясного антагониста, интрига предательств, интрига того как протагонист попал в эту ситуацию и прочее). Из всех линий этой саги только одна имела не совсем ожидаемое течение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовная линия. Но это не значит, что это хорошая линия.

Черно-белое разделение персонажей. Обе отрицательные силы в произведении чернильно-черные. Положительные — в сверкающих доспехах. Что может быть утомительнее, чем поляризация добра и зла в произведении ориентированном на возрасте старше детского? Есть такое! Неспособность создать какой-то конфликт даже между полярными сторонами. Главный движитель действия это мощное заклятие Finite Intellectum! наложенное сразу на большую часть участников. Именно благодаря этому заклинанию может существовать одна из сторон конфликта в целом. Заканчивая эту тему — даже второстепенные персонажи, которые что-то значат для сюжета поляризированы на одной из сторон. Либо персонаж вообще в сюжете не участвует, либо он на одном из полюсов. Никакой неоднозначности.

Небольшое примечание:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь я вернусь к Старлинг — причина по которой она мне импонирует в том, что это наверное единственный персонаж основного каста, в лице которого мы видим что-то похожее на серую мораль. В персонаже есть хоть и небольшая, но неоднозначность восприятия. Ее поступки можно воспринимать по-разному, но в этом и смысл. Есть хоть какое-то поле для спора, которое делает ее немного более живой.

Полное отсутствие проработки мира. Мира просто нет. Все локации обезличены, будут показаны только легкие зарисовки трех крупных городов, при этом особых характерных деталей или комплексных систем вы не встретите. Везде примерно одинаковая еда, про религию неизвестно ничего, про специфику народностей и групп известно мало. Архитектура и интерьеры описаны так, что вспомнить конкретное помещение или здание невозможно.

Политическая карта мира на уровне Ведьмака Сапковского. Иными словами не понятно зачем нужна добрая половина политических регионов и что они из себя представляют, так же как слабо раскрыты взаимоотношения между отдельными регионами (Герцогствами). Иногда нам будут говорить о каких-то городах, но ничего кроме названий это вам не даст, потому что эти города не фигурируют в активных действиях и даже когда фигурируют — они безлики. О большей части герцогов и правящей элиты ничего не известно, а то что известно почти никуда не ведет кроме двух случаев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герцогиня с собачкой и герцог с дочерьми. При этом о них тоже все забудут на определенном этапе повествования.

Отсутствие внимания к деталям. Если вам нравится всматриваться в детали, эпизодических персонажей или мимолетные факты, в надежде, что вы найдете к ним отсылку позже — забудьте. Я тоже надеялся. И вот мы с вами здесь.

Конфликты и сюжетные линии наполовину заряжены холостыми. На протяжении трех книг серии у вас накопится немалый багаж вопросов на которые не будет дан внятный или даже просто какой бы то ни было ответ. Складывается впечатление, что автор сама не была в курсе как ответить на эти вопросы и понадеялась, что читатель о них забудет.

Тут нужен хотя бы небольшой список, на самом деле он куда длиннее:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Как именно погиб отец Фитца? Не нужно рассказывать про козни Регала. Я хочу конкретику, как именно погиб персонаж, заявленный как сильный, здоровый и разумный.

2) Кто мать Фитца? Нет, это не нормально когда все что получает читатель это пара туманных строк на последних страницах.

3) Что случилось с великим и ужасным капитаном пиратов, даже его имя называлось и упоминалось какой он великий и могущественный. Что с ним произошло?

4) Почему белые корабли видел только Фитц? Догадки есть, конкретики нет. Так же как нет конкретики в том зачем нужно различие кораблей по цветам. Эпичность? Таинственная-таинственность?

5) Тема драконов вообще выглядит как затычка. Не говоря уже о том, что конкретно то, что нам представили — это не драконы, а големы. Но драконы видимо пафоснее.

6) Линия отшельников обладающих единением с животными возникшая из ниоткуда и ушедшая в никуда. Видимо ради одного мага предателя с дворнягой и хорька с предупреждением. О магии нам так ничего они и не расскажут.

В качестве отдельного дополнения к предыдущему пункту — в сюжете есть минимум одна линия, вызывающая вопросы как, а главное зачем?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В третьей части, при расширении роли Шута, читателя ставят в неопределенность по поводу пола этого персонажа. И это вызывает недоумение, по ряду причин.

1) Ещё больше усугубляется вопрос уровня интеллекта и эмпатии протагониста, который, общаясь с персонажем больше других на протяжении нескольких лет — не может с уверенностью ответить на этот вопрос исходя из косвенных признаков.

2) Это очень сильно дезориентирует читателя, у которого совершенно точно к этому времени был выработан какой-то ассоциативный образ персонажа. Выглядит будто автор решила совершить грубую инъекцию фактов и добавить особенность персонажа которую изначально и сама не задумывала. А после всего этого у читателя остается треть книги, чтобы попытаться сформировать новую ассоциацию, и книга в этом ему помогать не будет.

3) Цель этого хода никак не объясняется, как минимум в рамках этой трилогии, а это вызывает вопрос — зачем этот факт нужен для сюжета? Конец и без этого весьма сумбурный. И нет — это не удачный пример создания интриги перед созданием сиквела.

Хтонически ужасная любовная линия. Ужасна она потому, что она повсюду, но ни о чем. Она будет как сталкер преследовать вас из главы в главу и при этом — адекватного развития как и у многих других линий здесь не будет. Вы сможете насобирать из трех томов саги один целый, который будет полностью посвящен самокопанию персонажа по этому поводу. Этой линии уделено больше всего повествовательного времени по доле в произведении, но на протяжении всего сюжета новые мысли и видение у персонажа не появится, интересных взаимодействий — не будет, поэтому как любовную эпопею это произведение тоже не рассмотреть. Это все ещё один большой камень в огород развития личности персонажа — он отсылает к неизменной инфантильности героя, граничащей с синдромом Питера Пэна. С большой долей вероятности вам захочется пролистать большую часть того, что связано с этой линией, ввиду испанского стыда, однообразного страдальческого страдания героя, отсутствия связи линии с сюжетом (в большей части произведения) и того, что уже сказано выше.

Склад клавишных инструментов разной степени тяжести за каждым кустом. Deus ex Machina — не всегда плохо, но здесь это основной инструмент решения сюжетных проблем. Испытания персонажей ничего не стоят, если из раза в раз вместо противостояния трудностям — все решают клавишные инструменты. Немного примеров под спойлером, дабы не быть голословным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) многократное спасение жизни героя волком в последний момент (вместо того, чтобы уделить внимание лучшему развитию боевой системы героя, чтобы показать сцены противостояния) То же самое касается спасений при помощи Скилла Верити. Способностей и прогрессии у персонажа нет, поэтому до конца серии его спасают клавишные инструменты.

2) Суицид не удался потому что повезло, ведь яда уже не было. Иначе как бы герой исцелил этот яд?

3) Внезапный хорек, который успел предупредить Фитца. Правильно — в последний момент.

4) знаток скилла Кеттл, о которой до этого никто не знал и которая случайно оказалась именно в этой экспедиции по переправе.

To be continued…

Если так подумать — сложнее вспомнить пример, где победа в испытаниях была одержана без вмешательства клавишных.

Конец бездарно слит. Я очень надеюсь, что не нужно было помещать это под спойлер, чтобы сохранить для вас эту интригу. Это отчасти вытекает из предыдущих пунктов, в особенности не стреляющих конфликтов и добивается вот этим:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Персонаж не получает ничего. Мудрость? Любовь? Дружба? Дзен? Покой? Мастерство? Смысл существования? Нет. Ничего из этого. В конце он такая же развалина, какой всегда на самом деле и был. Он не смог и не захотел добиться ничего. Выброшенный на обочину как ненужная вещь. Он все так же жалеет себя и все так же не способен на что-то решиться. Осёл, что остался без хозяина и не знает, что делать со своей жизнью. И даже Старлинг, которая к нему приходит в конце — в итоге окажется в стороне, он и ее не удержит (это уже я интереса ради почитал этот конкретный спойлер, не в силах читать продолжение). Но знаете — она правильно сделает, что не останется. То, что она столько продержалась в его обществе — это вообще то серьезный подвиг.

Впрочем, возможно это конец достойный персонажа? Или приглашение прочитать продолжение, а вдруг там что-то изменится? Не верю, что изменится.

Что же в черном ящике?

Все, надо заканчивать с этим и подводить какие-то итоги. Итоги эти неутешительны. С книгой не так слишком многое. Ее можно сравнить с сагой Энтони Райана, но даже самые неудачные части той саги лучше, чем этот опус, и это при том, что Райан явно черпал здесь вдохновение в ряде аспектов. Если у вас есть возможность выбрать между этими произведениями, то мой уверенный совет выбрать Песнь Крови Энтони Райана. Можно сравнить книгу с Хроникой Убийцы Короля Патрика Ротфусса. Книга Ротфусса тоже вызывает смешанные чувства и имеет много спорных моментов, но знаете, скажу кощунство, даже сага о Марти Сью в лице Квоута выигрывает. У Ротфусса хотя бы описания колоритные. В сумме, произведение это — очень дискуссионное, близко не стоящее с серьезными представителями жанра, к тому же страдающее недугом ухудшением качества ко второй половине.

Вердикт: 3 (за пару персонажей и возможность скоротать время)

Стоит ли это читать? Если вам нужно просто занять время — попробуйте первую книгу. И только если у вас есть слишком много свободного времени и при этом нет выбора что читать — берите остальное. Лучшее, что я могу сделать — это посоветовать вам почитать что-нибудь другое.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Брендон Сандерсон «Архив Буресвета»

ValoImpros, 5 июня 2023 г. 06:32

На сегодняшней повестке дня — Архив Буресвета, один из циклов, которые входят в мой личный список фаворитов жанра. И потому, на сей раз отзыв видимо (внезапно) будет в основном положительным. Итак, начнем.

Внимание знатоки: что в черном ящике?

Начну, по традиции, с плюсов:

Качественный мир повествования. Мир, который на значительную долю самобытен, здесь флора и фауна, магия и расы по большей части имеют необычные формы и законы, которые не типичны для нашего мира или во всяком случае для той его части, что мы видим регулярно. При этом элементы мира хорошо описаны, в книге имеются их рисунки с описаниями, для лучшего представления читателем, а законы мира имеют толкование (хотя иногда оно представляется позже, чем хотелось бы)

Конструкция повествования. Немало тех, кто утверждает, что серия затянута и что действие развивается слишком неспешно. Я же в ответ скажу, что, учитывая массу новых для читателя феноменов: уникальный мир, религия, разнообразные локации, магические законы и прочее — то, что повествование неспешно — это достоинство. Это то, что позволяет избежать или во всяком случае сгладить дезориентацию читателя в этом океане новой информации. Автор постепенно вводит новые элементы мира и читатель постепенно привыкает к ним и осваивается. Камень в огород Мартина — в Архиве мир намного сложнее и при этом повествовательная рванина свойственная ПЛИО отсутствует.

Приятный стиль изложения, легкий и выразительный слог. Вам будет достаточно легко представить сцены и удерживать в голове всех действующих лиц (не считая самого начала, где будет происходить первое знакомство). В основном же — весьма ярко и эффектно.

Хороший сюжет. Местами он, разумеется, будет предсказуемым, но будем честны: для тех, кто знаком с миром литературы — большая часть сюжетных ходов предсказуема, но читать мы от этого не перестаем. Любопытна, как правило, не столько суть сюжетного твиста, сколько форма подачи и то, как этот твист будет обыгран. С этим аспектом, я считаю — в цикле все отлично. P.S некоторые ходы, вероятно, все же смогут вас удивить.

Достойные персонажи. Они прописаны — у них различные характеры, каждый из которых наделен своими чертами. Каждый имеет достоинства и недостатки, свой стиль мышления и причины для этого, которые в тот или иной момент будут раскрыты в книге. Личности персонажей так же имеют определенную эволюцию, что не может не радовать. Думаю, каждый найдет минимум 1-2 персонажей, которые смогут заинтересовать.

Теперь об одном известном спорном моменте:

Большой объем и растянутость. Это спорный вопрос по ряду причин. С одной стороны, даже та часть цикла, которая уже написана на сегодняшний день представляет собой хтонического гиганта. Далеко не все из написанного важно для основы сюжета. Нет смысла отрицать — сократить было можно. Но в то же время, вопрос первый, хотим ли мы сокращения объема в ущерб читабельности? Как я говорил — мир и большинство его аспектов самобытны и требуют время на осмысление читателем. Я не уверен, что читать перегруженную выжимку было бы приятнее, чем развернутое повествование. Сейчас будет чистая субъективщина, можете проигнорировать, но задам второй вопрос: а мы точно читаем ради того, чтобы узнать чем кончится или нам интересен процесс чтения? Лично я никуда не спешу и хочу получать удовольствие от чтения, а не пытаться разжевать выжимку сушеных фактов.

Цикл не лишен недостатков и пора бы о них поговорить:

Повторы. Если вы когда-нибудь имели дело с творчеством Джозефа Дилейни — вы поймете о чем я. Слишком часто повторяющиеся описания некоторых одних и тех же явлений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повторяющиеся описания визуальных эффектов от втягивания буресвета и некоторых явлений с этим связанных
, это не критичная проблема, но может со временем начать утомлять.

Перегиб по вопросу разного рода сегрегации в обществе, расизма и родственных явлений. Со временем это тоже может утомлять.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
меня лично больше всего утомляет деление по половому признаку на сильных и умных. Исключения присутствуют, но в целом это так. Предубеждений не имею, но настойчивое постоянство этого явления в книге может вызывать недоумение
.

Проблема в характере протоганиста:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При всем моем уважении к его тяжелой судьбе, его мрачная физиономия могла бы иногда делаться менее мрачной, в благоприятные для его положения моменты. Он мрачен по поводу и без. И это при том, что я сам люблю не самые жизнерадостные типажи персонажей. Но это даже для меня перебор.

Флешбэки: этот прием периодически сбивает с толку, когда читатель сильно погружен в основную временную линию. Местами их больше чем хотелось бы. Впрочем иногда этот прием оправдан раскрытием предыстории не прибегая к помощи отдельных книг приквелов.

Итак: что же в черном ящике?

Огромный труд, который затрагивает все аспекты повествования. Произведение, которое приятно читать и интересно изучать. То, что лично мне, захотелось купить и поставить на полку личной библиотеки с желанием однажды прочесть это снова. Рекомендую читать любителям эпического и героического фентези.

Мой личный вердикт — 9. Одно из лучших произведений в своем роде.

10 ставлю крайне редко, но снимаю шляпу, я под большим впечатлением.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Анджей Сапковский «Ведьмак Геральт»

ValoImpros, 3 июня 2023 г. 11:01

Цикл Ведьмака — очень странный предмет. Странный по нескольким причинам, о которых я попытаюсь до вас донести. Без лишних предисловий перейдем к выяснению вопроса

Внимание знатоки: что в черном ящике?

По ощущениям в этом ящике лежат два черных ящика поменьше с разным содержимым.

В первом ящике, на мой взгляд, лежат первые две книги, Сезон Гроз, несколько кусочков из остальных и… серия игр. Второй ящик лучше не открывать, но я расскажу о нем чуть позже.

Почему такое разделение? Потому что иногда кажется, что этот цикл писали разные люди в разные моменты времени. Итак, первый ящик.

Начнём с плюсов:

Уместный обьем и применение контента для взрослых, начиная с откровенных сцен, заканчивая сценами кровавых стычек. Уместен он потому, что на этом уровне он демонстрирует характеры персонажей и зачастую эти эпизоды сдобрены уместным характерным юмором. Кто-то может говорить, что это пошло или грязно, но в данном случае это лишь обрисовывает характер персонажа и то, что для него в порядке вещей — не все обязаны быть монахами и основные персонажи о которых идет речь в саге ими точно не являются. Если это вызывает порицание или шокирует — вероятно вам стоит выбрать другое произведение, где будут основные персонажи с другими устоями.

Редкий представитель славянского фентези, которому удалось успешно изобразить славянскую мифологию в сеттинге фентезийного мира. Разумеется, были задействованы не только славянские мотивы, но в целом, композиция из мифов, легенд и историй в основе сеттинга получилась удачной.

Некоторые персонажи неплохо прописаны и харизматичны, вы не будете уверены как к ним относиться, тк вести себя большинство из них будет неоднозначно. Но такая постановка вопроса делает действующих лиц более реалистичными.

Некоторые отдельные фрагменты повествования написаны так, что могут тронуть за душу. Таких моментов в саге не очень много, и они возникают совершенно непредвиденно и так же быстро заканчиваются. Иногда после таких моментов возникает вопрос, как человек написавший эту сцену смог написать большую часть остальной саги так…

Плохо.

Итак, здесь мы достанем второй ящик и он к сожалению больше первого. И наполнен он… сейчас обьясню.

Откровенных сцен и намеков, а так же сцен жестокости становится больше, но при этом они лишены смысла по большей части. Автор спроецировал особенности поведения и взглядов некоторых персонажей на весь окружающий мир, превратив его в эротическую и садистскую пародию на то, что могло получиться. Потому что многие персонажи стали вести себя примерно одинаково именно в этом ключе.

Глобальный сюжет таков, что лучше бы он отсутствовал полностью. Тк из изначального типажа произведения про охотника на чудовищ и солдата удачи с серой моралью и своеобразным юмором — сага превратилась в страдальческую эпопею о проблемах Цири, вокруг которой стал крутиться весь мир. О чем намеков никаких не было в начале цикла и о чем в общем то никто не просил. Это уже сложно назвать ведьмаком.

Политическая карта и локации внутри книг не проработаны совершенно. Вы будете путаться в бесконечных названиях локаций, не имея приличного представления о том, в чем их разница, как они выглядят и на чем строятся законы каждой из них. Что из себя представляет структура и бытность того или иного государства или чем оно отличается от других сказать сложно. То же самое с правителями этих государств и вельможами. Кто это? Откуда он? Что из себя представляют его взгляды? Слишком много вопросов, ответы искать придется долго. А найдутся они возможно уже только в игровой серии. Но при этом книжная серия преследуя глобальный сюжет будет водить вас по этим локациям, как будто вы все о них знаете.

Итак, что в итоге оказалось в черном ящике?

Отличное начало, с интересным взглядом на жанр фентези и любопытным выбором основных персонажей, приправленный элементами под рейтинг для взрослых. К сожалению, следующее за началом продолжение (лично для меня после 2й части) — по большей части сдает позиции и является вторичным по отношению к игровой серии, которая получилась более талантлива и качественна по содержимому. Хотя отдельные некоторые элементы после 2й книги все ещё бывают неплохи, в основной массе — это просто удручает.

P.S Сезон Гроз ещё неплох, он ближе по духу к первым двум книгам.

Оценка суммарная за всю книжную серию. Советую прочесть начало саги, и, возможно, Сезон Гроз, а продолжать знакомство с миром и персонажами уже в игровой серии.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

ValoImpros, 3 июня 2023 г. 08:54

Гарри Поттер, цикл, который вызывает у меня более чем смешанные чувства. Смешанные они настолько, что я дам две оценки одному произведению и я постараюсь объяснить почему. Итак, приступим:

Внимание знатоки: что в черном ящике?

Начинать принято с плюсов и здесь, к счастью, есть о чем написать.

Первое, что стоит отметить — это атмосфера волшебного мира. Читатель обнаруживает себя в мире, который имеет мало общего с реальным, где повсюду обитают магические существа, существует бесчисленное множество волшебных предметов и явлений, которые тайно существуют параллельно с нашим миром. Эта сказочная атмосфера увлекает и позволяет читателю в ней раствориться и она же, подобно фейерверку притягивает внимание, позволяя упустить из виду многие вопросы, о которых я скажу ниже.

Легкий слог и увлекательный стиль изложения. Это то, благодаря чему, книги читаются легко и с удовольствием. Похоже на ощущения от хорошего сериала или поедания снеков или легкого десерта — быстро и легко поглощается, вскоре хочется продолжения.

Неплохие идеи для некоторых испытаний, с которыми сталкиваются персонажи, опуская связанные с ними вопросы и проблемы- в большинстве случаев интересно наблюдать за преодолением этих сюжетных препятствий.

А теперь стоит вынырнуть из этого блестящего радужного бассейна и перейти к другим сторонам цикла. Итак, добро пожаловать на темную сторону поттерианы.

Несчетное количество логических дыр внутри конструкции мира саги. Я могу не задумываясь привести небольшую пачку примеров и положу ее под спойлер для интересующихся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Итак, у нас имеется магическое сообщество, существующее с древнейших времен, по всей видимости маги значительно превосходят маглов по возможностям, то есть могут (или могли) захватить власть в мире используя доминирующее положение. Но вместо этого они предпочли скрыться. А сейчас выбросите из головы отговорки про честь, равенство и тому подобное. Примите, что в реальности маги обладающие такими преимуществами обрели бы доминирующее положение в мире ещё в древние времена и жили открыто, представляя собой правящую элиту подобно осколочникам светлоглазым в цикле Архива Буресвета

2) самое ужасное непростительное заклинание в мире волшебства это мгновенное убийство одного живого существа. Забудьте про благородство, гуманность и прочее и найдите причину, почему ни один маг в мире не придумал сделать хотя бы массовую версию этого заклинания или что-то ещё более темное и ужасное, что было бы значительно более эффективно. Если не лезть в глубины лора — Северус Снейп был автором заклинаний, а значит новые заклинания могут быть сформулированы и созданы. В древние времена вероятно убийственное проклятие и было ультимативным оружием, но в современном мире, где у маглов есть автоматическое оружие это выглядит не очень эффективно. В случае, если такие заклинания существуют — возникает вопрос, почему их не используют антагонисты. Мораль сдерживает?

3) Итак, обучение в мире магов длится 7 лет, после чего человек считается полностью обученным, аналог высшего образования (кто-то слышал о магических университетах?) иными словами, выше этой ступени образования ничего нет? Вся магическая наука убирается в 7 лет обучения, которое проходит в не самом сознательном возрасте?

и это лишь капля в море подобных вопросов.

Такое же число дыр в поведении и образах персонажей, пара примеров под спойлером:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) группа опытных, взрослых пожирателей смерти не могут справиться с группой подростков, которые пару заклинаний знают, потому что…? Взгляните правде в глаза. Или так сказывается проблема образования из списка выше, что разница в умениях этих групп магов настолько незначительна? А как же многолетняя практика пожирателей? Более зрелый контроль эмоций и оценка ситуации?

2) Взрослый и не страдающий по сюжету проблемами с интеллектом Волан де Морт каждый раз изобретает умопомрачительной сложности планы против подростка, подвергая себя опасности неудачи на каждом шагу, вместо того, чтобы найти десятки более простых и логичных способов решения проблемы. И не рассказывайте мне о том, что таковых не было

Одинаковое построение сюжета каждой из книг кроме последней, где весь год происходят небольшие события и действительно важные крупные события неизбежно происходят только в конце года. Это стало своего рода ежегодным школьным экзаменом главного героя, что выглядит неестественно.

Практически полное отсутствие интересных личностей персонажей. Атмосфера мира и волшебные события скрывают за своей ширмой хороший, надежный картон из которого сделаны персонажи. Они не безликие, они имеют различия — их картон качественный и надежный, но они не имеют реального развития личности. Во всех случаях они поступают одинаково. За всю серию книг персонажи не извлекут уроки из прошлого, не начнут иначе мыслить. Они вырастают с точки зрения возраста, но никаких изменений личности не происходит, не считая вторичной и вскользь затронутой линии появившихся любовных интересов.

Абсолютные величины. Добро и зло, свет и тьма, черно-белая картина мира. Меня всегда раздражает неестественность подобных абсолютных величин в качестве фундамента повествования. Автор местами попыталась размыть добро, что получилось у нее не очень успешно, оно осталось почти безупречно белым и пушистым. Зло же всегда остается чернильно черным. Злое потому что злое, бесхитростное и почти безликое, без качественной мотивации. Нам попытаются объяснить мотивы главного антагониста, но почти все его приспешники останутся гиперболизированно отрицательными. Хотите отрицать? Вспомните мотивацию и черты личности четырех приспешников главного антагониста, которые бы были хоть немного сложнее черт карикатурных мультяшных злодеев, в которых нет ничего кроме злобного зла. Глубины персонажей нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Северус стал самым глубоким персонажем в основном благодаря интриге сохранявшейся до самого конца. Примите, на протяжении книжной серии он, тоже не меняется. Низкий поклон Алану Рикману, который смог так сильно сыграть этого персонажа. Я верю, что именно он сделал образ Северуса значительно мощнее в нашем сознании.
Все вышеуказанное приводит к выводу о беде почти полного отсутствия действительно неоднозначных персонажей.

Кстати о неоднозначности. В начале этого опуса я говорил, что не могу однозначно оценивать этот цикл и теперь я наконец скажу почему. Итак, причины раскола:

Значительная часть недостатков несостоятельна для целевой аудитории цикла. Для детского и подросткового возраста плюсы будут иметь значительно больше веса чем минусы. И здесь я безусловно назову цикл отличным. Он принесёт позитив, в целом имеет положительные посылы и в перспективе приведет к чтению более серьезных произведений.

P.S значительная часть вопросов бы и не возникла, если бы автор не решила во второй половине саги попытаться сделать более серьезное произведение, к которому принято задавать более серьезные вопросы.

Это не совсем фентези в привычном смысле. Не бросайте в меня арбузом, я объясню. Я бы отнес этот цикл скорее к сказке, чем к фентези. Он более воздушен и наивен, в нем меньше законов мира и они более размытые. Поэтому, я бы сказал, что знакомство с жанром фентези не состоится. Здесь советую например Хоббита.

Сага написана так, что ее захочется перечитать, но с каждым разом вы будете обнаруживать все больше недостатков, которые ускользнули от вас при первом прочтении. Особенно если будет много произведений для сравнения.

Итак, пора заканчивать это словоизлияние. Что же в черном ящике?

Восхитительная, яркая, действительно волшебная упаковка, которая может заставить проигнорировать очень простой и недоработанный уровень того, что внутри. Красочный, но крайне хрупкий мир, населенный показательными, но лишенными глубины персонажами.

Потому я даю две оценки.

9 — я ставлю за действительно потрясающую упаковку, она заставит вас улыбнуться и почувствовать себя погруженным в удивительный мир.

3 — я ставлю за качество проработки личностей персонажей, структуры сюжета, конфликтов и беды с логикой мира.

Советовал бы я это прочесть? Стоит того, чтобы это ощутить самому и позволить себе немного волшебства. Но не старайтесь погружаться в произведение более осмысленно и вдумчиво, чтобы не постичь разочарование от того, что Изумрудный город, на самом деле просто стеклянный.

P.S

Здесь я оценивал исключительно книжную серию, экранизация заслуживает отдельного отзыва и отдельной оценки, но здесь и сейчас все же речь о первоисточнике.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

ValoImpros, 2 июня 2023 г. 08:01

Давно я не писал отзывы на какие бы то ни было произведения, но на этот раз не смог удержаться. Слишком много хвалебных од воспевают этот цикл, настолько много, что можно придти к выводу, что он восхитителен, и считать иначе — глупо. Но я бы убедительно попросил вас не поддаваться напору фолиантов хвалебных отзывов, заглушить и фанатов сериала адаптации. Подойдите к циклу (если вы решитесь его читать) — с холодной головой. Не претендую на то, что мое мнение — истина в последней инстанции, но я попробую объяснить и обосновать свою точку зрения.

Итак, внимание знатоки, что в черном ящике?

Начну с плюсов:

Неплохо прописанные характеры некоторых персонажей. За некоторыми персонажами действительно интересно наблюдать. Персонажей великое множество и даже среди линий 1 и 2 плана есть много различных типажей. Скорее всего для каждого найдется минимум один-два персонажа, который привлекут интерес.

Поклонники натуралистических сцен найдут много интересного для себя. Эротические сцены разного уровня… специфичности, весьма яркие и жесткие описания кровавых сцен.

Отсутствие выраженных сил чистого добра и чистого зла придают произведению оттенки реализма.

Теперь же к минусам и неоднозначным моментам:

Для начала важная ремарка которую многим стоит уяснить сразу: Это не фентези.

Это произведение, которое иногда притворяется фентези, но если убрать из него те немногие элементы, что роднят его с этим жанром — то произведение не пострадает, так как эти элементы весьма вторичны и не оказывают значительного влияния на сюжет. Они крайне плохо интегрированы в мир и их легко заменить на нечто не связанное с фентези без потери смысла

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если убрать из сюжета ледяных ходоков и заменить их на неких воинственных варваров захватчиков с далекого севера — ничего кроме ауры таинственности не пострадает.

Если заменить драконов на какие-нибудь инженерные осадные приспособления — мир тоже не пострадает. Непосредственная нужда именно в этих фентезийных элементах отсутствует. Они для этого слишком локальны и не самостоятельны.

В противовес, попробуйте убрать фентезийные элементы из Эрагона. Привожу этот пример не как эталон совершенства, но как пример того, где интеграция в мир состоялась, и фентезийная составляющая значительна для произведения.

Если вы пришли сюда за легким и увлекательным чтивом для того чтобы расслабиться — можете сразу проходить мимо. Цикл написан очень тяжело, это пирамида Хеопса, где слог автора тяжел, как каменные блоки из которых она построена.

Количество персонажей огромно, а значение для сюжета у многих из них может быть спорным (если вы считаете, что в адаптации персонажей много, то знайте, в первоисточнике их ещё больше), из-за этого персонажи и их роли могут теряться из памяти и вы неизбежно будете задаваться вопросом «а кто это?».

Слишком много событий, сцен, явлений, которые выглядят так, будто были написаны исключительно для того, чтобы удовлетворить желание автора в описании разного рода жестокости и натурализма. Вопрос не в наличии этих сцен, а в их количестве и целесообразности. Я бы описал это так: я люблю острые приправы к еде, но мне кажется странным, когда приправы становится так много, что я уже не чувствую вкус еды. Особенно если я ем то, что острым быть не должно. Подобное явление присуще Сапковскому, где в каждой второй главе упоминаются темы ниже пояса, здесь они так же упоминаются нередко, только в случае с Мартином к этому добавляются темы кровавой жестокости, которые встречаются так же часто и чаще всего не имеют сюжетного смысла. Это не поможет в раскрытии персонажей или создании мотивов конкретным сценам — оно равномерно разливается по всему повествованию. Лично я считаю такой подход — утомительным.

Проблема построения мира повествования. Автор создал огромный мир с различными локациями, каждую из которых нужно тщательно прописать. Но это порождает проблему — каждая из новых разновидностей локаций требует времени на погружение в нее читателя, принятия ее культуры, законов, особенностей флоры, фауны, архитектуры, рельефа итд. Попытка внедрить одновременно много различных локаций — приводит к дезориентации читателя и, потенциально- к снижению качества проработки этих локаций. В данном случае получилось и то и другое. Другая проблема мира повествования — интеграция. Интеграция повествования в особенности локации состоялась плохо — локации и повествование во многих случаях существуют отдельно друг от друга, динамичной связи между миром и действиями — мало. Для сравнения- вспомните Архив Буресвета, например, описанные там Расколотые Равнины и события на них происходящие.

Растянутый основной сюжет повествования. За ширмой интриг, натурализма и пары сотен второстепенных линий и событий — можно забыть тот факт, что основные конфликты, вопросы и идеи сюжета не имеют развития большую часть времени. С решением или даже просто упоминанием непосредственно ключевых вопросов сюжета все обстоит крайне плачевно. Повествование подобно бегуну, что бежит на беговой дорожке с меняющимися фотообоями на заднем плане, он бежит, но реального движения вперед не происходит.

А теперь важный пункт, который есть у этого отзыва и которого нет у произведения Мартина — надежда на то, что читатель увидит финал написанного. Да, это камень в огород активного написания завершения саги. Разумеется, это не единственное в своем роде произведение, которое не спешит представить читателю развязку, вспомнить хотя бы Ротфусса и его Двери из камня. Но проблема в масштабе и критичности этой проблемы, если сказать прямо — автору произведения на момент написания отзыва — 75 лет, а последняя выпущенная книга вышла примерно 13 лет назад и это не звучит как что-то нормальное. При этом ожидаемая книга не является последней в серии. Возможно, я не достаточно оптимистичен, но лично мне кажется — что это уже перебор. Лет так на 6 минимум.

Добавлю личное наблюдение, как человек, знакомый с процессом написания книги — так как уже больше десятилетия автор пишет в стол он просто мог утерять писательский запал. Долгое написание без публикации и обратной связи не способствует активной писательской работе.

Все это приводит нас к синергии:

Очень растянутое и плохо сконструированное повествование. Автор пытается объять очень многое и сразу. Множество локаций, персонажей, сюжетных идей, жанров. Это выглядит как попытка поместить в одно место все и сразу, но это неизбежно приводит к недоработкам в большинстве отдельно взятых элементов и сложностями по части их связывания между собой. И в качестве вишенки на торте — есть высокий шанс, что завершения замысла автора в его исполнении читатель не увидит.

Так что же в черном ящике?

Цикл льда и пламени несомненно огромный труд, на который была потрачена огромная масса усилий. Автор старался поместить в него многое. Но мое мнение таково, что было бы значительно лучше, если бы из произведения была изъята добрая половина второстепенных и третьестепенных линий и немного больше времени уделено основным конфликтам. В качестве альтернативы было бы гуманнее по отношению к читателю, если бы было написано несколько отдельных произведений меньшего объема, каждое из которых было бы более комплексно проработано в рамках меньшего количества локаций и персонажей, прежде чем объединять все это в единое целое. Возможно разбиение на более локальные и меньшие по объему книги — решило бы и проблему с написанием завершения саги — так читатель бы получил за прошедшие 13 лет хотя бы часть того, что должен был получить от Ветров Зимы и автору бы не пришлось бороться одновременно со всеми его бесконечными линиями второго-третьего плана.

Стоит ли это читать? Можете попробовать, но не рассматривайте это как нечто необходимое для прочтения.

Мой личный вердикт: 5

Не худшее, но и далеко не лучшее произведение. Чрезмерно переоцененное, отчасти благодаря сериалу (первым сезонам во всяком случае) . Прочел цикл наполовину и продолжать — нет желания.

Оценка: 5
⇑ Наверх