Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Hohmach» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 июля 2009 г. 14:52

Итак, пять лучших погонь по версии меня.

5 Место: Пароль Рыба-меч

Хью Джекмен и Джон Траволта на TVR-Tuscan уходят от нескольких джипов. Сцена совсем непродолжительная, но очень напряжённая, динамичная и не выглядит повторением старого — много новых находок. Чего стоит момент, когда Траволта передаёт руль Джекмену, сам берёт два пистолета, Джекмен ударяет по тормозам, и джипы оказываются по бокам Tuscan'а. Траволта сперва стреляет в обе стороны, потом почерёдно концентрирует огонь на каждом из водителей джипов, что приводит к полному уничтожению последних. Шедевр!

"Придётся импровизировать!"

4 Место: Пятый элемент

Погоня десятка летающих полицейских машин за летающим же такси Брюса Уиллиса под обалденную песню в мусульманском стиле, которую я, кстати, никак не могу отыскать...

"У меня один пункт на правах остался..."

3 Место: Звёздные воины: эпизод II: Атака клонов

Энакин и Оби-Ван преследуют охотника за головами. Плевать, что погоня целиком компьютерная — зато как смотрится! Неоновые огни Корусканта сливаются в сплошные линии, всё сверкает, переливается, а брошенное в самый подходящий момент замечание о джедаях (if you know what I mean =))) дополняет картину. Ну и, конечно, знаменитый энакиновский прыжок в пустоту — тут без комментариев.

"Простите, учитель. Я забыл, что вы не любите летать"

2 Место: Матрица: Перезагрузка

Тринити и Морфеус летят по скоростному шоссе в надежде скрыться от агентов,"близнецов — призраков" и банальной полиции. Это словами не передашь... Мало того, что погоня длится минут эдак 15, если не больше, мало того, что транспорт несколько раз меняется, так ещё и снималось это дело на специально выстроенном участке шоссе с реальными машинами. Когда я увидел на диске доп. материалов всю непостижимо трудную работу, то проникся к создателям фильма искренним и пожизненным уважением.

"- Ты же учил меня на шоссе не соваться! Ты говорил, это самоубийство.

— Будем надеяться, что я ошибался"

1 Место: Плохие парни 2

Ну конечно, кто, если не они! Уилл Смит и Мартин Лоуренс на Ferrari 550 преследуют грузовик для перевозки машин, угнанный обкурившимися гавайскими бандюгами. Бандюги находчиво скидывают машины с грузовика прямо на трассу. Всё на предельных скоростях. Нужны добавления? =)

"- Ты это видел!?

— Тачки летают, как я мог не увидеть!?!?"


Статья написана 8 июля 2009 г. 14:32

Книжица тончайшая, отзывы восторженные. Аннотация на обложке щедро расточает хвалебные эпитеты: якобы культовая вещь, один из ярчайших бестселлеров XX века...

"Шёлк" долго томился на полке, благо, было, что читать. Да и, признаться, думал, что это будет нечто вроде книг Пауло Коэльо — созданная на пафосе и громком имени халтура. А недавно меня пересилило любопытство, и я решил почитать. Осилил за два часа, при этом только один раз прервался а обед. И у меня остались самые приятные впечатления!

Это история Эрве Жонкура, жителя провинциального французского городка, который занимался тем, что покупал шелковичных червей. В том городке было налажено производство шёлка. Жизнь этого человека вполне благополучна. Красавица-жена, которая искренне и преданно любит его, стабильные доходы, тихое, уютное существование. Всё неожиданно меняется в тот момент, когда непонятный мор стал уничтожать личинки червей, производство остановилось, и оставался лишь один выход — поехать на край света, в дикую, непонятную страну, только недавно открывшую свои границы для европецев — в Японию. Говорят, что тамошние черви лучше противостоят болезням, и дают неповторимое по своему качеству волокно.

В далёкую и небезопасную экспедицию отправляют Жонкура. Там он встречает женщину, которая заставляет его забыть обо всём на свете... Развивается история безумной любви между двумя людьми, разделёнными огромными расстояниями, социальными рамками, языковым барьером. Любовь без единого слова, без единого поцелуя...

Меня привлёк даже не сам сюжет, хотя он хорош, а какой-то невиданый авторский стиль. Язык прост, но точен. Ни одного лишнего слова, всё подчёркнуто конкретно, сухо, даже сжато. Мне кажется, что автор руководствовался принципом хайку — намечены только общие штрихи, а детали додумает для себя каждый читатель в отдельности. Текст это как бы личинка, а какое существо из неё появится, определяешь ты и только ты. Изюминка произведения — это ружья, которые не стреляют, это линии, которые уводят в никуда, но вполне просматриваются, стоит только включить наблюдательность и воображение. Мне ещё не приходилось читать что-либо подобное.

Оставлю невысказанными свои размышления о самом сюжете — не хочу портить удовольствие тем, кто захочет прочитать это очень яркое, интересное и необычное произведение.

Кстати, вот и ссылка: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/6/...

Приятного чтения! ;-)


Статья написана 3 июля 2009 г. 21:32

Посмотрел "Тёмного рыцаря" — фильм, который большинство моих знакомых назвали подлинным шедевром кинематографа, одним из лучших фильмов последних лет. Развёрнутую рецензию я писать не стану — неохота неактуально, но кое-что черкнуть хотелось бы.

Главная заслуга этого фильма, как мне кажется, в том, что его создатели поместили давно знакомого и типичного супергероя в нетипичную для него обстановку. В обстановку реального мира. Забудьте мрачноватый полугротескный Готэм-сити Тима Бартона — здесь вокруг вас самый настоящий современный мегаполис. Здесь есть политики, продажные полицейские, шумные автострады с рекламными перетяжками, здесь народ, который ждёт, что его спасут от произвола бандитов, и здесь есть настоящий злодей — бессмысленный и беспощадный Джокер. В этом антураже мужчина в чёрном трико и маске летучей мыши выглядит неуместно. Он не может найти своё место. На фоне двух других главных героев — начальника особого отдела полиции и генерального прокурора, которые тоже по мере сил борятся с преступностью — Бэтмену трудно скрыть свои внутренние противоречия. Более того — он выглядит самым слабым из них.

Иначе не могло и быть, ведь мир вокруг поменялся — он стал реалистично жесток, а супергерой остался таким же, каким он был в старых "сказках" — благородным, с мечтой и верой в добро. Но чем дальше по сюжету раскручивается трагедия, тем отчётливее Бэтмен понимает, что он тут лишний, что в этой обновлённой реальности его шаблонные представления перестают работать. "- Ты ничего не сделаешь с Джокером, для него нет правил, нет ограничений. А у тебя они есть." Джокер набирает себе банду помощников и безжалостно их предаёт ради собственных целей. Он закладывает в желудок одного из них бомбу и взрывает того, чтобы отвлечь внимание полиции и сбежать из участка. Он устраивает побоище в самом центре города. Он играет на эмоциях простых людей, на их страхах, провоцируя всеобщий хаос и истерию. Он может соврать, предать, убить, может взорвать больницу и стравить людей, заставив их, как диких зверей, бороться за выживание. Джокер олицетровряет собой реальную жизнь и все ужасы, которые она несёт в себе.

Что может противопоставить этому Бэтмен? Он не может снять маску и выступить в открытую, как того требуют обстоятельства. Ведь маска — часть даже не легенды, это часть его личности. Он понимает, что для схватки с противником, для которого всё дозволено, он должен перейти через себя, сломать все наложенные им самим ограничения. И не может. "- Просто я понимаю, кем мне придётся стать, чтобы его победить. Поэтому я ухожу". Он перекладывает ответственность за происходящее на ген.прокурора, и уходит со сцены. Очень по-геройски, не так ли? Но это проще, чем пойти на компромисс. Компромиссы не для героев. Потом он возвращается, но до конца победить самого себя у него так и не получается.

Один из самых сильных моментов в фильме: Бэтмен несётся на мотоцикле на Джокера, который стоит посреди дороги с автоматом в руке и приговаривает "Ну давай-давай, сделай! Сделай это!" Но герой не выдерживает и сворачивает с дороги. Он не сумел хладнокровно переехать человека, пусть даже этот человек злодей. За это малодушие впоследствии поплатились многие, и чуть не лишился жизни и сам Бэтмен.

"Либо умираешь героем, либо продолжаешь жить, пока не станешь негодяем" — ключевое противоречие всего фильма. Режиссёр видит лишь две крайности, а на мой взгляд, всегда нужно искать золотую середину.

Бэтмен побеждает. Потому что добро должно победить, и даже такой фильм как этот, не исключение. Но режиссёр не пошёл до конца, следуя собственной "двуполярной" логике. Он не мог сделать Бэтмена злодеем, который продолжил жить, подстроившись. Поэтому победа одерживается из последних сил, по-геройски. А я бы сделал иначе. Пускай Бэтмен, поймав врасплох усмехающегося Джокера и подвесив его над пропастью, не передал бы того в руки полиции, рискуя побегом, а попросту отпустил бы верёвку. Почему нет? Но герой остался героем, не преступив черты. Бэтмен так и не смог вырваться из рамок комикса, не смог, да и не за хотел подняться на уровень реальной жизни. Что ж, это его выбор.

Именно об этом фильм "Тёмный рыцарь" — об извечной проблеме допустимости компромисса в борьбе со Злом. Так всегда ли этот компромисс сам по себе несёт собой зло? Решать каждому из нас самостоятельно.

Главное помнить, что не стоит ничего возводить в абсолют ;-)


Статья написана 2 июля 2009 г. 22:09

Ещё со времён выхода пятой части высказывались предположения о том, что оставшиеся две книги вообще не будут написаны – якобы Роулинг исписалась. Я ни секунды в это не верил. Глупо пускать дойную корову на мясо. Другой вопрос – какими именно получатся заключительные книги. Шестая меня разочаровала. В ней практически не было действия, а вся интрига строилась на телепортирующем шкафе! Именно в шестой книге магия стала тащить на своих плечах весь сюжет. А эти плечи – на то они и волшебные – могут вынести любую ношу. В седьмой книге магическая оргия достигла апогея. Попробую объяснить свою мысль.

На последний роман писательница оставила Гарри работы поболее, чем на все предыдущие, вместе взятые. Хорошая сторона несла потери, тем временем как ни один злодей не был наказан! В довесок к целой армии недоброжелателей Гарри получил семь артефактов, которые нужно было найти и уничтожить. При этом, где их искать и как уничтожать — неизвестно. Я думал – а не загнала ли Роулинг сама себя в тупик? Уж слишком тяжела задача, чтобы расправиться со всем в одной книге. Само-собой, она вышла из положения, но, как мне видится, не слишком изящно.

Ввиду столь глобальных задач, финальная книга – единственная из всей серии — построена не по классическому сценарию: дом Дурслей – вокзал – Хогвартс – вокзал – дом Дурслей. Гарри с друзьями приходится покинуть школу, чтобы разыскать крестражи (те самые артефакты). Я ждал путешествия по мирам магов и маглов, длительных похождений в стиле Властелина… но я забыл об одной вещи – о трансгрессии – способности тренированного мага перемещаться в любое место на Земле. Эта способность смутила меня ещё в четвёртой книге, когда появилась. В седьмой, как мне кажется, трансгрессия стала камнем преткновения, который одновременно мешал Роулинг сроить сюжет – ведь трансгрессию можно засечь, а значит, враги могут появиться рядом с героями в секунду, причём все разом – и одновременно помогал его строить – можно в любой момент свистнуть в два пальца и сбегутся все уцелевшие герои от мала до велика! Поэтому добрая половина книги, и даже больше, строится по принципу – кто кого перехитрит в около-трансгрессионных и маскировочных уловках. Весь процесс поисков сводится к умелому использованию мантии-невидимки и оборотного зелья. Любая, даже самая невыполнимая задача становится решаемой с помощью этих двух вещей. Но ведь эти вещи были и в предыдущих книгах! Но там они меня не раздражали. Не раздражали потому что сюжет был филигранно выстроен, и магические штучки служили дополнением сюжета, а не его основой. Во всей Поттериане, а особенно в первых четырёх книгах, сюжеты выстроены мастерски — ни одной лишней детали, всё работает как слаженный механизм, не к чему придраться.

В седьмой книге всё наоборот.

То ли в погоне за кинематографичностью, то ли от безысходности Роулинг строит весь сюжет на удачах. Всё складывается очень уж удачно для Гарри – совпадение за совпадением. Есть подозрение, что в Министерстве магии хранится один из крестражей? Пожалуйста, герои попадают туда с помощью мантии и зелья, и тут же натыкаются на крестраж, который вообще-то мог находиться в каком-нибудь недоступном и незаметном тайнике! Кстати о тайниках — другой крестраж лежит в банке Гринготтс, в сверхсекретном и сверхзащищённом сейфе. Само собой, удаётся легко проникнуть и выйти на свободу! Эти удачные совпадения действительно правят сюжетом. Вплоть до того, что если проследить сюжетную линию, станет ясно — Волан-де-Морта Гарри побеждает из-за того, что в порыве праведного гнева произнёс его имя, которое отслеживалось (ещё одна магическая подпорка для сюжета!), это повлекло за собой плен, из которого выбрались герои тоже каким-то святым духом, получив заодно – надо же, какая удача! – единственную в мире палочку, способную уничтожить Волан-де-Морта! А не скажи выведенный из душеного равновесия Гарри вслух имя Того-Кого-Нельзя-Называть, не видать ему палочки и победы!

Я понимаю, в любом сюжете есть место случайностям и совпадениям. Особенно когда Добро настолько уступает Злу в численности. Но Роулинг этим злоупотребила!

Я пытаюсь донести одну-единственную мысль: Роулинг выбрала конечную цель, но не слишком утрудилась выбором средств. В итоге весь сюжет можно сравнить с полуразваленным, держащимся на многочисленных подпорках домом семейства Уизли.

Ладно, скажете вы, построение сюжета хромает, но ведь книга при этом всё равно может хорошо читаться! Может. Но не в этом случае. Скучно она читается. Предыдущие “Поттеры” проглатывались мгновенно, как ролл “Калифорния”. Оторваться было просто немыслимо! Последняя же книга была дочитана мной исключительно ради ответа на вопрос: “Чем дело кончится?” На тех страницах, что не описывают манипуляции с мантией, зельем и трансгрессией, мы копаемся в грязном белье семьи Дамблдоров – также, как в шестой книге копались в белье Волан-де-Морта. Интересно ли это? Да едва ли. Никакой особенной смысловой нагрузки прошлое Дамблдора не несёт. Если прошлое Волан-де-Морта изучалось с конкретной целью – понять его путь к бессмертию, чтобы потом лишить его этой читерской способности, то ковыряние в семейных тайнах Дамблдоров выглядит тем, чем, по сути, и является – глупым и бессмысленным чтением жёлтой прессы. Можно и почитать о жизни знаменитостей – исключительно от нечего делать, но разве Гарри нечем заняться? Такое ощущение, что Роулинг историей Дамблдора просто заткнула пустое место в своей книге.

Хороша, по моему скромному мнению, лишь последняя треть романа – возвращение в Хогвартс, где ведётся настоящая партизанская война. Роулинг устраивает ТАКУЮ Финальную Битву, то я так и вижу перед собой лица потенциальных создателей заключительной ленты, судорожно соображающих, “КАК МЫ БУДЕМ ЭТО СНИМАТЬ???” Надеюсь, что съёмкой займётся кто-нибудь вроде Майкла Бея или Питера Джексона – чтобы кино было без компромиссов. А иначе ничего хорошего из этого не выйдет – здесь нужен подлинный мастер боевиков и спецэффектов. Как Куарон, снимая третью часть, не побоялся радикально переменить концепцию “от детскости ко взрослости”, так же бесстрашно надо будет в седьмой части пересмотреть приоритеты. Прийти наконец к формату трёх часов и так далее…

Резюмирую. Последняя книга о Гарри Поттере скучная, тягомотная, обороты набирает лишь под конец, хотя и там не всё однозначно; сюжет неподобающе слаб; экранизация может получиться, если за дело возьмётся сильная команда.

P.S Отдельное спасибо выражаю переводчице, на корню загубившей всю литературность.

P.P.S Если вы не согласны с мнением автора, вспомните: человек есть мера всех вещей и явлений. ;-)


Статья написана 1 июля 2009 г. 12:23

Экономика всеобъемлюща. Она пронизывает всё вокруг – меня, вас, деревья, камни… Даже литературу пронизывает. Печально, но факт – когда человек понимает, что научился без особого напряжения делать что-либо хорошо (то есть, лучше большинства и с затратой энергии меньшей, чем для аналогичного деяния потребовалось бы большинству людей), он неизбежно приходит к идее повышения прибыли при одновременном понижении затрат. Едва ли его можно за это винить, но тогда стоит чётко отличать “коммерческие продукты” и не ждать от них откровений.

Так же и с новым романом Акунина “Сокол и ласточка”. Но пойдём по порядку.

Роман продолжает серию “Приключения магистра”, главный герой которой – потомок сыщика Эраста Фандорина – вновь оказывается втянутым в интригу с тесным переплетением прошлого и настоящего. К нему в руки попадает письмо 17-го века с указанием на остров с сокровищами, и он, оказавшийся из-за кризиса на мели, пускается в дорогу за последним шансом обеспечить своё существование. Но с Николасом мы проведём немного времени – бОльшая часть книги посвящена событиям прошлого. Мы следим за приключениями далёкой родственницы Николаса – Летиции фон Дорн, которая проникает в мужском платье на корсарский корабль с надеждой вызволить из плена своего отца-дипломата, и которая в конце-концов и должна найти клад, о котором говорится в письме. Итого мы имеем классический пиратский роман. Акунин – замечательный стилизатор, и он довольно хорошо воссоздал атмосферу “Острова сокровищ” Стивенсона. Здесь и выпуклые образы, и интрига, запах моря и крик чаек, скрип досок под подошвами ботфорт, пороховой дым и портовая романтика… Декорации и актёры хороши, а что же с действием? И тут поджидает главная неожиданность. Действие скучно до невозможности. Книга стартует лихо, корабль на всех парусах несётся в плавание навстречу опасностям, и… И плывёт. Дооолго плывёт… Нам описывают корабельный быт, сценки из жизни экипажа, душевные терзания главной героини, и всё это занимает до неприличного много места.

Читать роман интересно, он увлекает, но почти исключительно за счёт того, что навык у Акунина развит блестяще, и что бы он ни описывал, о чём бы ни рассуждал, всё облекается в приятную форму. Текст словно проскальзывает, страница за страницей, пока в какой-то момент вы не понимаете, что по сути в сюжете ничего не происходит, он стоит на месте. Лично я добавил бы побольше сражений, сабельных дуэлей, прыжков с каната на канат… =) Но сколь-нибудь значимым событием за всё плавание становится только игра в догонялки с английским кораблём. А вы ведь понимаете, что погоня на море это многочасовое, а иногда и многодневное плавание и – изредка – обмен ядрышками. Да, это показ специфики морского боя, я не спорю! Но дико скучно, потому что никто никого так и не догнал.

Надо отдать книге и должное: единственное морское сражение просто классное, и по задумке и по написанию. Я его даже перечитал по второму разу и при этом даже улыбался от удовольствия =) Но это самое положительное “воспоминание” от романа.

Сюжетные ходы, как и поступки персонажей, предсказуемы. Я обычно не пытаюсь разгадать загадку до того, как сам автор решит раскрыть карты, но тут всё было слишком явно. Чтобы перестать видеть сюжет на два хода вперёд, пришлось бы читать по диагонали. Акунин медленно, но верно становится до отвращения вторичен, как по отношению к авторам, под которых он “стилизуется”, так и по отношению к самому себе (что хуже всего).

Возвращаясь к тому, с чего начал, резюмирую: это лёгкое чтение, в меру качественное, в меру интересное. Провести с этой книгой несколько дней – одно удовольствие. Оторваться от чтения довольно сложно. Но перелистнув последнюю страницу, не спрашивайте себя, в чём мораль и глубинная суть. Этому роману вполне можно сказать: “You are empty” =)

P.S Книга шикарно оформлена, мне не приходилось держать в руках что-либо подобное.

P.P.S. Попугай, достигший сатори – отличная находка и лучший персонаж у Акунина за долгое-долгое время =) Есть шанс, что мы с ним ещё увидимся в новом романе про Нику Фандорина. А сомнений в том, что этот роман появится, у меня нет ни малейших. ;-)





  Подписка

Количество подписчиков: 9

⇑ Наверх