FantLab ru

Все отзывы посетителя inna_jv

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Святослав Логинов «Третья линия»

inna_jv, 7 сентября 2020 г. 13:45

Очень затронула эта повесть.

Потому что... После нее веришь, что:

Во все времена, в любом возрасте есть место тому, чтобы верить в честную, настоящую сказку (или не сказку, а жизнь, какой она должна быть?).

Во все времена, в любом возрасте есть люди, готовые защищать эту сказку. Даже если война совсем не сказочная.

И что человек, способный на это, всегда остается человеком.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»

inna_jv, 11 февраля 2010 г. 19:54

Один из любимейших романов моей юности, которые можно перечитывать и спустя много лет. Примерить на себя: а как бы я в такой ситуации? А смогла бы? А что бы выбрала? Кто из героинь ближе? И нужно ли это вообще было знать? Если да, то как с этим жить? Если нет — то не уподобляется ли человек страусу, прячущему голову в песок.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ольга Ларионова «Лабиринт для троглодитов»

inna_jv, 11 февраля 2010 г. 19:52

Одна из удач этой книги, кроме всех прочих и прочих, и многих, это то, как показано взросление девушки. По тому, кто становится «героем ее романа», причем на первых порах — романов не состоявшихся, набросков, можно отследить, как меняется ее отношению к миру, к своему месту в нем и к самой себе.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ольга Ларионова «Перун»

inna_jv, 11 февраля 2010 г. 19:48

Наверное, это рассказ для романтично настроенных девушек. На первый взгляд. Потому что, когда они вырастают, то все равно его помнят, и видят уже иначе. Для меня — один из лучших рассказов Ольги Ларионовой.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ольга Ларионова «Соната ужа»

inna_jv, 11 февраля 2010 г. 19:46

В школьные года я редко читала рассказы, предпочитая крупную форму. Так, чтобы книга потолще. Но этот рассказ Ольги Ларионовой... Не помню, где уж он мне попался, в каком-нибудь сборники или журнале, но попался очень вовремя, в том возрасте, когда это было необходимо. В пору максимализма, когда чувства должны быть доведены и отточены до крайности, но при этом, при всей жесткости юношеского восприятия мира, сохранено понятие милосердия. Этот рассказ лег на душу идеально. Потом, став старше и перечитав его, конечно, воспринимала уже не так. Но я благодарна автору за то открытие, которые я смога сделать надцать лет назад.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ольга Белоусова «Перекресток волков»

inna_jv, 11 февраля 2010 г. 19:33

Рецензию писала для «Книжной витрины».

Быть в ответе

Ольга Белоусова. Перекресток волков.

Издательство «Форум», обещая порадовать «несерийными» романами, выпустило дебютную книгу новокузнецкого автора Ольги Белоусовой. Действительно, стандартной эту вещь назвать трудно. Мне встречалось даже такое название жанра этого романа, как «анималистическая фантастика». Не могу согласиться: с таким же правом можно было сказать «божественная» или «психологическая». Но, в любом из перечисленных случаев, это не могло бы определить ожидания.

Роман «Перекресток волков» написан с конца, так и значится в тексте перед первыми строками: «Конец». И только потом – начало. Начало романа, начало мира.

«Комочек страсти… лепишь… лепишь… сворачиваешь в спираль… запахи, цвета, чувства… дикая вишня… дыхание света… кувшинки на поверхности озера…» – так рождаются миры. А так – жизнь: «Плоть изменчива, хрупка… выбирай… выбирай… форма… разум… душа… Два зверя в одном теле. Взгляд силы сквозь мрак сознания». Очень давно один молодой бог придумал мир, в котором под вишневым небом и желтой, как сыр, луной, жили люди-волки, или волки-люди – обе их ипостаси равны. Впрочем, они называли себя волками, отделяясь тем самым от племени человеческого.

Бог, Первый Белый Волк, создал мир, населил его – и забыл. Или просто ушел погулять, ему казалось – ненадолго, что время для молодого, беспечного бога? Он не знал, что спасенный им когда-то мальчик Ами, ставший другом Первому волку, сам захочет поиграть в бога. Племя волков не видело между ними разницы, а молодой тщеславный Ами ее не объяснил. Вот только стал Ами – дьяволом. Он и его возлюбленная увели за собой волков из мира с вишневым небом и желтой луной в бесконечное странствие. Научили их защищаться – научили их убивать, и сделали их вечными изгоями. Какой же бог другого мира потерпит чужих убийц?

Итак, бог ушел, а его место занял дьявол.

Прошло слишком много лет, и вишневое небо с желтой луной стало всего лишь сказкой. Тогда и появился в волчьем племени мальчик по имени Ной. У него была семья: отец – вожак, самый мудрый, сильный и жестокий. Мама – редкость, но она была человеком. Младший брат, для которого старший – кумир. Был друг. Все, как у людей? Да, но не стоит обманываться, все-таки Ной – волк. И однажды мир Ноя рухнул, волчонок был вынужден уйти из племени в город.

Город, так похожий на наши города: с каменными высотками и супермаркетами, аэропортом (да, и там тоже разбиваются самолеты), пустырем, на котором могут найти пристанище бомжи. На улицах – свои законы, и кто скажет, что они менее жестоки, чем волчьи? В этом городе пытаются самостоятельно выжить мальчишки, из-за авиакатастрофы оставшиеся без родителей. Они дают приют странному парню, не зная, что тот – волк.

Как совместить ненависть и благодарность? Ответственность за маленького мальчика и долг мстителя? Верность другу-человеку и ненависть к его отцу, убившего вожака волков? Ною придется это сделать. И напомнить всем нам, что люди – разные. Казалось бы, давно известное утверждение, но часто ли вспоминают его, когда захлестывает злоба или ненависть? Впрочем, это только одна сторона романа.

Другая же – об ответственности. Автор рассматривает проблему с разных ракурсов: ответственность бога перед созданным им народом. Спасителя – перед спасенным, и спасенного – перед спасителем. Чужака – перед человеком, пригласившим его в дом, принявшим в семью. Друга перед другом, даже если придется противостоять своему роду. И перед своим родом – прав он или нет. Дьявола – перед соблазненным им народом. Ольга Белоусова не дает героям поблажек, отвечать придется честно.

Можно догадаться, что дьяволу такая ноша не под силу, и он делает все, чтобы найти Первого Белового Волка и вернуть ему его народ. Дьявол завел волков в тупик, но выводить должен бог – он в ответе за тех, кого создал.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Оксана Панкеева «Люди и Призраки»

inna_jv, 3 февраля 2010 г. 19:27

Отзыв писался для газеты «Книжная витрина»

Хроника странного королевства

Только-только все успокоилось в королевстве Ортан. В этом странном королевстве, где король Шеллар III долго не мог научиться улыбаться, где единственный наследник – принц-бастард Элмер больше всего боится, как бы не пришлось ему надеть корону. Куда сваливаются переселенцы из нашего мира, ладно б, если тихие и спокойные!

Принесло же господина Хаббарда, который не растерялся и устроился на тепленькое местечко. Он теперь – глава Комиссии, самолично отбирает жертвы для дракона. Да так хитро все устроил, что даже король не может теперь с ним справиться. А вот Комиссия с королем – вполне, недаром уже готовится заговор.

Попал из будущего прямиком в самое пекло Жак, ставший самым трусливым шутом за всю историю королевства и единственным магом школы «Шлема и Перчатки».

Выпихнуло в Ортан и Ольгу, нашу современницу, совсем не похожую нравом на женщин королевства. Мало того, что она пьет с принцем-бастардом и дружит с королем, так еще завела себе любовника – наемного убийцу, повстанца с Зеленых гор, бывшего барда Кантора. А потом еще умудрилась вместе с подругами прикончить дракона. От безвыходности, понятно, очень уж не хотелось на своей шкуре узнать, что творит этот извращенец с девушками, но дело-то сделано.

Только разобрались с напастями, как пришло время королю выполнять данное шуту обещание: жениться. Долго Шеллар тянул с этим делом – и у королей бывают комплексы. Повезло: нашел невесту по сердцу, воительницу Киру, отличившуюся в той самой битве с драконом, хоть и потерявшую при этом глаз. Радуются жители Ортана, радуется Элмар – не грозит ему больше коронация. А королю не до ликования: предсказали, что в день свадьбы убьют Киру. И убили бы – не закрой Шеллар собой невесту.

С этого момента и начинается четвертая книга Оксаны Панкеевой «Люди и призраки». Шеллар мало, что при жизни был очень странным королем, так и умереть, как все, не пожелал. Очнулся посреди собственного дворца призраком. А что делать? Хлопот у короля много, наследник из Элмара никакой – нельзя умирать. Теперь главное, чтобы его не похоронили, а не то и душу утащат с концами. Друзья, конечно, спасти пытаются, да вот только в этом мире нет нужного противоядия. Вот разве что из соседних миров добыть…

Да и только ли у короля проблемы? В этой истории много персонажей. Принц Мафей, эльф-полукровка. Нимфа Азиль. Товарищ Пассионарио, он же принц Орландо, он же предводитель повстанцев, он же плакса-полуэфль. Его возлюбленная, придворная дама Эльвира. И у каждого, казалось бы, своя судьба, но так тесно переплетаются события, так широко идут «круги по воде» от вроде бы от незначительных событий – что уже и предсказать невозможно, что будет дальше в королевстве Ортан и сопредельных странах.

Книги Оксаны Панкеевой похожи на клубки событий, которые автор разматывает перед читателем. Дернул за одну ниточку-судьбу, показал одного героя, а следом уже потянулись и истории других персонажей.

И пятая книга нет покоя героям: обаятельный, хоть и трусливый шут Жак при смерти. Нависла угроза над армией повстанцев. На чей стороне выступит король Шеллар? Поможет ли он другу детства принцу Орландо? А тут еще страшные видения приходят к товарищу Пассионарио: его армию громят драконы и вертолеты…

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ольга Громыко «Верные враги»

inna_jv, 3 февраля 2010 г. 19:25

Отзыв писался для газеты «Книжная витрина»

От ненависти до любви

Каково это – быть оборотнем? Проклинать свою вторую сущности или просто смириться с ней? Шелена не собирается делать ни того, ни другого. Она – и женщина, и зверь, одно неразрывно-целое. Вот только люди никак не могут понять этого, принимая только одну сторону – зверя. Наверное, это привычка человечества – мерить от плохого и видеть в непохожим на тебя зло. Ладно еще, что один человек оборотню не страшен, опасаться следует распаленной злобой толпы. Но есть и другие противники – колдуны, с ними оборотню не просто справиться. Вот это – настоящий враг. И как сладостно видеть врага, попадающего в ту же ловушку, что и ты.

Не следовало колдуну забывать о том, что и он отличается от людей: силой, властью. Как не позавидовать, да злобу не выместить. Пьяной-то толпе и магия не страшна. Вот так бы и умер в овраге, если бы не подобрала его женщина-оборотень и не выходила. Не из сострадания, а только лишь затем, чтобы сойтись потом в честном поединке.

Так бы и схлестнулись в бою Шелена и Верес. Она – мстить за боль, перенесенную в прошлом. Он – за убитую оборотнем любимую. Да только странные события начали происходить в мире, сначала нужно спасти свою шкуру. Верный враг – хороший попутчик. Он не выдаст тебя людям, поможет в пути: верный враг не разменивается по пустякам, а предпочитает открытый бой один на один. Верному врагу проще, чем другу, доверить спину – и Шелена, и Верес знают это точно. Вот только ужиться им – сложно. Особенно если она – язвительная и циничная, а он – спокойные и насмешливый. А тут еще путаются под ногами малолетний ученик колдуна и дракон с большим самомнением и не очень приятным характером. И вот этой компаний они должны отправиться спасать мир!

Страшно, грустно – и смешно. Потому что Ольга Громыко не была бы тем автором, которого я люблю, если бы весь текст не был ироничен и легок. Любители цикла про Вольху не разочаруются.

Но в то же время «Верные Враги», с моей точки зрения, более «объемный» текст, более психологичный. Ольге удалось сохранить присущей ее книгам юмор и в то же время рассказать о серьезном: на одной странице улыбаешься, на другой – переживаешь за героев. Все как в жизни, смешное и страшное рядом. Стала более яркой картина мира, интересны описания природы – короткие, в несколько фраз, но с точными метафорами. Даже в жаркие дни, когда читалась книга, ощущалось дыхание мороза в занесенном снегом лесу, через который шла эта странная компания. Жаль, что я уже прошла этот путь вместе с ними и знаю финал. Я бы с удовольствием отправилась еще раз в путешествие ради спасения жизни. В путь ради сохранности мира, в котором так много врагов – и не всегда верных, а часто просто подлых. В дорогу от ненависти до любви.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ольга Громыко, Андрей Уланов «Плюс на минус»

inna_jv, 3 февраля 2010 г. 19:22

Отзыв писался для газеты «Книжная витрина»

Один плюс один?

Вы знаете о живых вещах? Тех самых, что сами выбирают себе хозяев и служат им до смерти, или пока те их не обидят? У вас не случалось так, что какая-нибудь безделушка все время попадается на глаза, находится в кармане, и невозможно ее ни потерять, ни сломать? Если да, то, вполне вероятно, вы – владелец живой вещи.

Такие вещи могут не только привязываться к человеку, но и испытывать чувства антипатии к какой-нибудь другой живой мелочи. Встречаются иногда парочки, что друг друга на дух не переносят. До чего доходит – хозяев рассорят, лишь бы не находиться в одном доме. А уж как обостряется ситуации, когда вещи оказываются бинарными артефактами…

Вот уж, казалось, не будет проблем, если хозяевами подобной парочки окажутся такие разные люди, как Леночка Коробкова и Саня Топляков.

Леночка – привлекательная блондинка, девушка самостоятельная: она трудится инспектором Государственной охраны нежити. Как многие независимые девушки, немного безалаберна (спасибо домовому Федьке, что не даст погибнуть в неравной борьбе с домашним хозяйством!). Вот только с мужчинами Леночке не везет…

Саня – бывший студент истфака, вернувшийся из Чечни. В багаже у Сани: контузия, мучительные сны и предательство любимой женщины. Представляете, какими глазами посмотрел Топляков на «фифу-блондинку» Леночку, определенную ему в непосредственное начальство?

Уж таких-то и ссорить специально не надо, расплюются на первом же, самом простом на вид задании: инспектор Коробкова со стажером Топляковым обязаны разобрать жалобу русалок на оккупировавших берег ролевиков. Разругаются так, что больше и близко друг к другу не подойдут. Должны были, но судьба оказывается сильнее. Или любовь?..

Роман «Плюс на минус» написан попеременно от имени Леночки и Сани. Как мне кажется, без такого подхода книга стала бы одной из многих иронических детективов с героиней-блондинкой и героем-воякой. Так же соавторы дают возможность мужчинам разобраться в женской душе, а женщинам – узнать кое-что новое о мужчинах. Посмеяться. Задуматься. Запомнить и постараться применить в будущем. Посмотреть, как меняется отношение к напарнику, из чего вырастает женская любовь, и из чего – мужская.

История Леночки и Сани интересна и тем, что рассказана она не о безоблачной любви, а о сложном процессе «притирания» друг к другу. Об ошибках, которые можно совершить, и – как их исправить. О том, как понять друг друга: хоть в главном, хоть в мелочах. Мелочах? Но ведь из них и складывается обыденная жизнь. О том, как существовать вместе таким разным людям.

Соавторство Ольги и Андрея оказалось очень удачным, может, и потому, что авторы – очень разные. И каждый привнес свое, умножая и добавляя грани к чужому, опровергая математическую формулу: один плюс один равно два. Больше, много больше!

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Юлия Галанина «ЗвеРра»

inna_jv, 7 ноября 2009 г. 19:26

Очень жаль, что роман не опубликован. Вещь, с моей точки зрения, великолепная.

Есть тексты, которые читаешь, и просто подпрыгиваешь от восторга — как классно! Все классно: что написано, как написано. Даже мурчать хочется, как голодный кот, дорвавшийся до куска мяса.

Жаль, такое случается не часто.

Но мне повезло — «ЗверРу» я читала.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Александр Бачило «Академонгородок»

inna_jv, 7 ноября 2009 г. 19:19

Сборник пестр по составу точно так же, как пестр, на самом деле Академгородок — тут вам и институты, и Верхняя зона, и район Щ, и хрущевки.

Прочитав сборник за выходные, задумалась: а стоит ли ехать в понедельник в Академ на работу?

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Наталия Осояну «Невеста ветра»

inna_jv, 7 ноября 2009 г. 19:13

Романтическая, немного страшная сказка про благородных и злых пиратов, изгнанных аристократов, целительницу и живые корабли. Мир описан так, что кажется — смотришь цветное кино с яркими красками на широком экране. Герои смелы и благородны, но при этом в них веришь, они живые. Кроме того, у каждого свой скелет в шкафу, что уже не делает их такими однозначными. Их мир полон легенд и загадок, конечно, нашлось место и артефактам. А если есть артефакт, значит, к нему идут, в данном случае — плывут. Да, в основе обычный квест, но в таком антураже, что я просто очарована.

У этой книги, правда, есть существенный недостаток — это только первый том.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Юлия Остапенко «Жажда снящих»

inna_jv, 7 ноября 2009 г. 19:09

Рецензия была написана на сборник «Жажда снящих», поэтому не только на заглавную повесть, но и на несколько рассказов.

Если представить карту, на которой вместо стран отмечены чувства и эмоции, то рассказы из сборника Юлии Остапенко свободно на ней разместятся.

В жаркой, безводной пустыне место для повести, название которой вынесено в заглавие – «Жажда снящих». Нет, это не опечатка: не «спящих», а именно «снящих». Спящие – это те, кто спит и видит сны. В роли спящего бывал каждый из нас. Порой даже видел вещие сны, не принимая их всерьез или же пугая друзей и родственников. Не задумываясь: а может быть, это отголосок странного дара? Дара снить. Снить видимость, создавая тот мир, который называется реальным. Сначала есть сон – и только потом все остальное.

Дар этот мог бы обернуться властью над миром или уютным личным счастьем. Мог бы – если бы всех снящих не отслеживали и не вербовали. С момента вербовки они обязаны снить только то, что им приказано. Мир слишком хрупкая вещь, чтобы позволять безнаказанно перекраивать его, и потому дар нужно жестко контролировать.

Человеку сниться то, чего он боится. А значит, необходимо лишить снящего страха. Наверное, это хорошо – больше никогда не бояться. Не бояться смерти, боли, высоты, огня, бродячих собак и маньяков. Вот только вычеркнув страх, жизнь лишается некоторых своих красок, одного из измерений.

А еще снится то, чего очень сильно желаешь. А это уже посерьезнее страха: что останется, если вычеркнуть все желания? Научиться хотеть только то, что хочет вышестоящий, заказывающий наснить тот или другой кусочек реальности.

Мне представляется сосуд, когда-то полный воды. Воду вылили, и только мельчайшие капли влаги остались на стенках. Можно слизывать их, прикасаться иссохшими губами – но нельзя утолить ими жажду снящих. Самую мучительную жажду, потому что помнится – каково быть другим.

Мария, героиня повести, нашла способ пользоваться чужими сосудами, чужой водой. Только даст ли это ей то, к чему она так стремилась?

Где-то на севере, среди причудливых ледяных глыб и застывших озер, будут мечтать о лете, как мечтает героиня рассказа «Цветы в ее волосах». Скорее всего, лето для нее никогда не наступит, черная оспа редко щадит свои жертвы. Остается только прикоснуться к чужой жизни, в которой все было так ярко, что осталось в сказаниях и легендах. Старый Лотар еще раз расскажет умирающей девочке историю об Алане и Селене, и, если нужно – повторит вновь. Девочка согреется чужим летом, чужой любовью – точнее, ее простеньким суррогатом, ведь правда, как обычно, неприглядна. Думаю, даже если бы Лотар знал всю подоплеку, он бы и тогда не разрушил красивую сказку.

Среди бескрайнего поля за высокими скалами расскажут о свободе. «Стигматы». Исходные условия просты: есть ведьма Нерина, два тысячелетия живущая на самом краю мира. Замок превратился в развалины, слуги умерли, да и сама Нерина утратила былую свежесть. И есть Рэндал, пленник, для которого ведьма воссоздала из тлена сверкающие залы, преданных слуг – не кукол бездушных, а практически неотличимых от живых людей. Придумала себя: красавицу с белыми, как иней волосами. Ирония судьбы: мужчина заперт женщиной в золотую клетку.

Так заманчива свобода, где-то там, за сизыми высокими горами. Ворота крепости не заперты, только все побеги заканчиваются одинаково: на ладонях пленника открываются стигматы. Прежде чем Рэндал истечет кровью, гарпии принесут его обратно в замок. Ведьма просчитала точно: она связала заклятие с чувством свободы – то, к чему рвется пленник, его и убьет.

Только что такое – свобода? Рэндал поймет, и за это придется заплатить.

В сожженных солнцем полях вспомнят о ненависти, как постоянно помнит о ней герой рассказа «Пепел». Представьте, что вы знатны и богаты. Что у вас есть старший брат, который был наставником в делах ратных и любовных. Что вы женаты на красавице, и любите ее всем сердцем. Точнее – был брат, и вы любили жену. Потому что застали Изольду и Данкана на своем супружеском ложе, и жена бросила вам: «Выйди вон». А брат собрал войско и повел против вас. Что вы должны чувствовать, глядя на пылающую башню, в которой – быть может! – укрылись любовники? Ненависть – ничего другого не остается. Ненависть, вскормленная чтением «Мизерианиуса», трактатом о пытках. Вот только в истории Двейта, преданного женой и братом, не так все просто. У него – свой ад. Ад человека, который должен, но не может ненавидеть.

В уютной зеленой долине поселится верность, рассказ о ней – «Собака моего врага». Жил-был враг. И была и у него жена – любимая, недаром выкрал ее из поселка. Только не спросил согласия, не подумал: а будет ли она любить его? Была собака – верная сука, не знавшая другой власти, кроме хозяйской.

Жил-был враг, пока не пришел тот, кто выслеживал и гнал его много лет. Убил, сам же был ранен и вынужден остаться в доме своего врага с его женой и его собакой. С собакой, которая ненавидит, рвется с цепи, стирая себе кожу в кровь – не успела спасти хозяина, так хотя бы загрызть чужака. С женой, выхаживающей убийцу, и ставшей верной ему как собака… но разве можно так сказать о той, что однажды предала? Вот такая разная бывает верность.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Елена Тыртышникова «Чёрный замок, или Вопреки устройству Мира»

inna_jv, 6 ноября 2009 г. 17:45

В детских журналах иногда печатают «загадочные» картинки: деревья, трава, вроде бы обычные. И подпись: «найди зайцев», например. Начинаешь присматриваться, и линии складываются совсем в другой рисунок – мордочка проявилась, вон ушки торчат, а тут чей-то хвост. Роман «Черный замок» Елены Тыртышниковой напомнил мне такую загадку.

Как и положено по канонам современных сказок, есть черный маг Керлик Молниеносный. Жилище у мага подходящее – Черный замок на горе, под горой деревенька. Но это – только на первый взгляд. На самом деле гора оказывается холмом, а белее стен Черного замка трудно найти. Да и жители в деревне только внешне похожи на обычных крестьян.

А уж хозяин-то замка тем более не прост. Черный маг из проклятого рода, «чирей на заднице Мира», «читающий» судьбы. Но если вы ожидаете увидеть хрестоматийного злодея, то совершенно напрасно. И когда к Керлику забредет команда спасителей Мира, он вовсе не будет мешать их миссии, так, только развлечется немного. Забыв – забыв! – что дочери вырастают и начинают интересоваться не только играми и магией. Так и его Лилийта умудрилась влюбиться в белого мага. А уж новоявленный зять так и вовсе побьет все рекорды по части неожиданностей, недаром имя ему будет – Романд Случайный.

Перелистываются картинки: интриги магов, школьные экзамены, покушение на короля, веселая вечеринка в кабачке «Пьяное солнышко» – на первый взгляд не связанные между собой, но опять-таки только на первый взгляд. Если присмотреться, то в каждой найдутся свои спрятанные «зайцы»

Пожалуй, из недостатков книги самый заметный – излишне усложненная структура. Частые отступления в прошлое, причем не столь отдаленное, несколько мешают следить за судьбами. Тем более, кроме главных на страницы выведено достаточно много и других интересных персонажей: маги, король, студенты, воины. И, что самое приятное, не просто интересных, но еще и очень обаятельных. Нарисованные портреты не оставляют равнодушными, и самые хмурые персонажи все-таки заставят улыбнуться им в ответ. Среди героев книги нет однозначно темных личностей, хотя какая интрига не держится на зависти и подлости? Но даже отрицательным персонажам нельзя повесть ярлык: «окончательная сволочь». Пожалуй, именно за это мне больше всего и понравился роман Тыртышниковой – он получился светлым. Не сахарно-добрым, сентиментальным, но и без излюбленной в последнее время многими авторами фэнтези чернухи. Наверное, это книга для тех, кто верит, что хороших людей все-таки больше, чем плохих.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Алла Гореликова «Корунд и саламандра»

inna_jv, 6 ноября 2009 г. 17:43

Если бы меня попросили сказать, о чем эта книга, одним словом, я бы ответила – о чести. Конечно, тем самым «обрубила» бы другие линии, затронутые в дилогии. Но, так уж получилось, именно эта тема мне показалась самой «разработанной».

О чем только не пишут в фэнтези-романах! О войнах и о любви, о праве быть сильнейшим и о праве просто быть, о спасении и о спасителях. В большинстве своем положительные герои честны и благородны, как положено героям. Честь для них такой же неотъемлемый атрибут, как меч или знатное происхождение. И мало в каких романах авторы приводят героя к выбору: что важнее, честь или верность короне? Опустошенная родина или клятвопреступление? И как жить дальше, если на площадях королевства объявлено: «сын мой и наследный принц лишается отныне прав на наследие мое, на имя мое и герб мой… и объявляется лишенным чести и имени…» или «приговорены к позору и посрамлению… и день сей станет днем их бесчестья…»?

Нет, Алла Гореликова не учит тому, что есть честь. Как сказал ее герой, Лека, сидя на лекции по предмету «Уложения дворянской чести»: «В их-то возрасте о чести пора знать все!» Поистине странные лекции для дворянина, а тем более – для Леки, принца Валерия, вынужденного тайком жить на родине своей матери, в Таргале. И странная тема – «Символика наказаний». Не знает Лека, что в Таргале его побратиму Сереге и принцу Карелу, законному наследнику этих земель, придется на себе узнать, как суров может быть приговор короля Анри Грозного, прозванного потомками Лютым. Но я забегаю вперед… впрочем, в этой книге слишком уж переплелись прошлое и настоящее.

…Прошли века, и от Смутных времен остались только легенды, песни менестрелей и несколько страниц хроники. О страшных временах Таргалы, опустошенной нескончаемой битвой с «нелюдью подземной». О жестком истреблении гномов – как зверей, как врагов всего рода человеческого. О затянувшейся войне, поставившей королевство на грань нищеты. О войне, развязанной гневом короля Анри Грозного. Остались сказания, в которых давно перемешаны правда и выдумка, и несколько чудом уцелевших вещиц.

Только один человек может узнать правду о Смутных временах. Полуслепой, запуганный и измученный скитаниями – или бесконечным бегством? – Анже, молодой послушник монастыря Софии Предстоящей, что в Корварене. Странный дар подарен ему: стоит взять в руки какую-нибудь вещь, потянуться душей в прошлое – и откроется ему то, что видел когда-то ее хозяин. Лежат перед ним, готовые рассказать правду, серебряная с алой каплей корунда брошка благородной панны Юлии, серебряный волк – родовой амулет принца Валерия и «серебряная трава» – шнурок, с вплетенными на концах изумрудами. И только кажется, что правда эта – дела давно минувших лет. Поздно поймет Анже, что прошлое неразрывно связано с настоящим, и даром его будут выпущены из Смутных времен страшные предвестники новых бед. Затравленный миром послушник – что он может сделать? Но ошиблись Пресветлые отцы, благословившие Анже на дознание. Разве мог он остаться прежним, узнав короля Двенадцати земель Анри, его верного вассала Ожье, не раз рисковавшего жизнью ради благополучия государства. Узнав принца Таргалы Карела и принца Двенадцати земель Валерия. И Сергия, сына Ожье, побратима Валерия, того, чья жизнь стала жизнью самого Анже, чьи беды – бедами послушника, и закалившие характер страшные дни остались в душе полуслепого так, словно сам он прожил с Серегой каждую минуту. Сплетается прошлое с настоящим – не разорвать.

Дознание окончено. Пришла сквозь толщу веков правда, и сегодня снова ее ломают и украшают так, как нужно власть имущим, и главное – власть желающим. Не первый случай, и не только в истории придуманных королевств. Очень хочется верить, что герои Аллы Гореликовой сумеют сохранить мир от новых Смутных времен.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Юлия Остапенко «Птицелов»

inna_jv, 6 ноября 2009 г. 17:42

Однажды Лукаса из Джейдри по прозвищу Птицелов спросили: «Ради чего ты живешь?» Отвечать он не захотел.

А ведь не так давно было ясно: Птицелов упивается волей и разумом других. Именно так: не чужая жизнь, не слава, не деньги, не власть над толпой притягивали Лукаса. Птицелов умело расставлял силки и терпеливо ждал, пока бьющаяся в них жертва не запутается окончательно. Окажется во власти Птицелова и пойдет за ним хоть на смерть, хоть на позор. Страшный талант: суметь заставить человека добровольно сделать то, что казалось немыслимым.

Еще раньше, совсем молодым, Лукас мог бы ответить, что самое интересное в жизни: драка, вино и женщины. Точно так же, как сказали бы многие рыцари, и в том числе Марвин из Фостейна. Тот самый Марвин, знаменитый победами на турнирах и в амурных делах. Известный тем, что не умел проигрывать.

Марвин мог бы так ответить, если бы кто спросил, хотя смешно спрашивать такое у молодого рыцаря. Мог бы, но только до той минуты, пока не свела судьба в Балендоре Марвина и Лукаса. И Птицелову не показалось, что он увидел себя – молодым.

Может, Лукас действительно пресытился жизнью, и ему не хватало остроты. Может, это было оправдание – из юных глупых волчат непременно вырастают жестокие волки. А может, неосознанное желание иметь наследника, свое продолжение, пусть не по крови, так по духу. Или все причины разом – до последней страницы трудно угадать, что именно важнее для Лукаса по прозвищу Птицелов. Но как бы то ни было, он задумал слепить идеального врага и начал самую важную игру в жизни: ведь выпестованный враг лишь тогда станет идеальным, когда убьет своего учителя.

Первый ход в этой игре – проигранный Марвином турнир в Балендоре. Сбитый на землю сэйром Лукасом из Джейдри, Марвин не смог сдержать ярость и попытался убить противника в спину. За что и получил пощечину от Лукаса в присутствии трех тысяч зрителей. С того мгновения Марвин, заработавший прозвище «щенок из Балендора», мечтал только об одном: отомстить Лукасу. Но только не понимал – как. Марвин умел убивал, умел обманывать женщин. Он даже смог собственноручно повесить доверившегося ему беззащитного мальчишку-стюарда. Но унижать Марвин не умел, а смерть казалась слишком малой местью.

Игра началась. С одной стороны был опытный Птицелов, с другой – юнец, не знавший ничего кроме битв и женщин.

Но играют обе стороны, и на ход Лукаса Марвин сделает свой ход – сначала, может, неверный, и попадет в расставленную ловушку. Но чем дальше, тем больше Марвину придется задумываться и учиться – на своей и чужой боли, и уже не просто отвечать, а самому делать ходы. Вот только между Лукасом и Марвиным всегда будет разница: первый видит перед собой «шахматную доску», второй – жизнь. Для Лукаса это еще одна партия, пусть и очень важная. И люди значат не более чем фигурки на доске, и чужая кровь волнует меньше, чем пролитая красная краска. А раз так, то можно пожертвовать такими «проходными фигурами» как Гвеннет из Стойнби или Рысь. Гвеннет – невеста, обещанная Марвину с младенчества; романтичная влюбленная Гвеннет, слишком хорошо понимающая, чем обернется для нее брак с молодым рыцарем. Наемница по кличке Рысь – незаконнорожденная дочь Лукаса. Она искала отца, чтобы убить – и осталась, чтобы доказать: она достойна быть его дочерью. Для Марвина же происходящее не было просто игрой с самого начала, ведь он тоже одна из фигурок на черно-белом поле. Одновременно игрок – и игрушка.

Пусть в стране разгорается война, вспыхивают мятежи, и сестра идет с армией на короля-брата, даже это не прерывает «партию» Лукаса. Слишком многое поставлено на кон, слишком велик выигрыш. И слишком незаметно Лукас сам оказался не за доской, а на доске, пусть как центральная, но все же – фигурка.

В этой игре разворачивается противостояние двух очень похожих людей. Похожим всем, за одним исключением: Лукас стал тем, кем он есть. Марвин же может избрать другой путь. Что заставляет выбирать в похожих ситуациях – разное? По разному жить с выбором? Какой крохотный, незаметный с первого взгляда поворот окончательно уводит дорогу в сторону?

Роман «Птицелова» удивителен тем, что он жесток – и в то же время не мрачен. Истории, когда герой под обрушивающимися на него бедами ломается и из честного и благородного становится подонком и убийцей, известны, и вот они – мрачные. В романе Юлии Остапенко показана обратная ситуация: как в крови и грязи из легкомысленного, по юношески циничного и жестокого мальчишки рождается мужчина, знающий, что такое любовь и вера. И как заигравшийся Птицелов ловит сам себя, и у него остается единственный шанс на прощение.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

inna_jv, 6 ноября 2009 г. 17:39

Я боюсь. Не хочу об этом говорить, даже думать не хочу, чтобы случайно не навлечь будет. Но страх есть, он похож на вулкан, притворяющийся спящим. Если пробудится, то затопит все кругом раскаленной лавой.

Наверняка, и для вас существует то, чего вы боитесь больше всего. Может быть, не хотите признаваться в этом самому себе, но есть. Один боится, что с родителями случится несчастье. Другой готов принять на себя все беды, которые могут пасть на ребенка. Кто-то страшится стать инвалидом, выпасть из жизни или перестать быть опорой близким. И если вам кто-то намекнет, что может – произойти…

Страх – хороший способ получить власть над другим, особенно если пообещать никогда не требовать невозможного. А только – нечто странное, порой на грани ваших представлений о самом себе.

Так можно заставить скромную домашнюю девочку купаться на рассвете голышом в море, не опаздывая ни на минуту. Или бегать рано утром в парке, обязательно завернув «в кустики». В любую погоду, в любой день – даже первого января, даже если вдруг встретиться симпатичный одноклассник, даже если на улице – опасный гололед. Именно это пришлось делать выпускнице школы Саши Самохиной.

Саша плавала, бегала, зная, что стоит ослушаться или нечаянно отклониться от инструкции, и с ее мамой случится несчастье. Платой за послушание были золотые монеты, которыми ее рвало после каждого выполненного задания. Четыреста семьдесят две монеты скопились у Саши, и они стали проходными баллами в Институт специальных технологий г. Торпа.

В этот институт никто не поступал по своей воле, а только под давлением. И учились – тоже из страха, зная, что несданный зачет может обернуться бедой с близкими. Учились, не понимая – чему и зачем. С ужасом глядя на второкурсников: каждый из них или калека или человек с психическими отклонениями.

А как иначе может быть в институте, где гусениц превращают в бабочек, насильно взрезая тела в поисках крыльев. Или позволяют увидеть мир таким, что даже у самых робких гусениц сами собой прорастают крылья? Меняются герои, меняет мир, и мастерство авторов так велико, что страшно оторваться от книги и оглянуть: а прежнее ли все вокруг? Кажется, что вокруг с тихим шипением плавится реальность, еле слышно потрескивая, ломаются привычные представления.

Странный институт. Кто его преподаватели – враги или помощники? Враги, ведь они манипулируют учениками, заставляя их делать дикие, непостижимые вещи. Помощники, ведь однажды ночью крылатый учитель опустится перед окном студентки и предложит полететь в ночном небе. Те, которые избрали один метод – кнута. Потому что считают, что за грань выводит только очень сильная мотивация, и со страхом не сравнится ни любовь, ни честолюбие. Как говорит один из преподавателей: «Равных нету. Это следствие объективных, нерушимых законов. Жить – значить быть уязвимым. Любить – значить бояться. А кто не боится – тот спокоен, как удав, и не может любить»

Саша проучилась в институте три года. Прошла путь от робкой девочки до иного. Или, наоборот, стала самой собой. Бабочка, созданная насильно. Теперь она вольна, и может даже больше, чем предполагалось: создать свой, новый мир. Только каким он будет, если без страха не мыслимо ничего, даже любовь? Можно ли быть творцом, если ушиблен страхом? Если должен сейчас произнести слово – и дать толчок к рождению? Каким оно будет, это Слово, которым начнется новый мир?

Бабочка, рожденная страхом. Сможет ли она летать без боязни?

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Николай Горькавый «Астровитянка»

inna_jv, 6 ноября 2009 г. 17:34

Голосую за!

Современная хорошая подростковая фантастика существует, ура автору! Фантастика оригинальная, со своим видением, а не как вариации любимых книг из детства.

Конечно, некоторые сюжетные ходы предсказуемы и стандартны, в кустах сидят «рояли», по опушкам бродят некоторые психологические нестыковки и другие минусы (ИМХО, ИМХО, не претендую). Все это есть, но… я не хочу перечислять их. Ругать обычно легко, а вы попробуйте рассказать за что вам понравилась книга.

За атмосферу. Вроде бы и приключения местами жестоки, и героям достается не мало, но атмосфера все равно… нет, не добрая, скорее – чистая. Именно то, что нужно подростку (как я себя помню), а так же взрослым, коим хочется вернуться в «те» времена.

За открытие мира глазами девочки-Маугли. За понимание, как ужасно могут быть люди. И за осознание, что мир – не только они. За любовь к Земле. Какая великолепная лирическая ниточка – воспоминания о ней Джерри.

За героиню, Никки, у которой «главное оружие – мозги». Никки – гений, но, несмотря на это, она понятна. И те же самые девичьи устремления…

За Джерри. Автор создал безотказный в глазах девушек образ. Мальчик-друг, которому самому была нужна помощь, и который спасает сам. Умный, надежный, благородный – но в то же время обычный, мальчик-из-соседнего-двора. Близкий, но со своими не разгаданными пока сторонами характера. А как великолепно показано глазами Никки его превращение из мальчишки-приятеля в любимого мужчину.

За первую любовь – без пошлости и излишних соплей. За трогательную, по детски-наивную, и в то же уверенно взрослеющую.

За твердую уверенность, что скоро Луна будет открыта для того, чтобы «люди могли летать».

За понимание: не только нашему поколению везло на интересных авторов. Сегодняшним мальчишкам и девчонками тоже есть что читать кроме книг, бережно сохраненных их родителями.

А что до минусов… Нет в мире совершенства. И я не буду ждать его от дебютной книги. Я просто порадуюсь, что она есть – такая.

Оценка: 8
⇑ Наверх