FantLab ru

Все отзывы посетителя astoun

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «Разрешимое противоречие»

astoun, 3 сентября 08:22

Скучнейший рассказ, на 90 процентов состоящий из воды, с закосом под детектив, но совершенно провальный.

Вместо героев действуют картонные декорации. Одна декорация — главный Координатор — ездит по планете и выслушивает длинные нудные лекции о том, что ему и без того должно быть хорошо известно.

Параллельно читателям приходится впитывать такую же длинную и нудную информацию об особенностях земных регионов, которые не играют в сюжете абсолютно никакой роли. К тому же разграничение этих регионов не поддается никакой логике. К примеру, из состава Европейского зачем-то исключили Великобританию, но зато добавили Северную Африку, Сирию и... Аргентину. А Северный регион слепили из США, Канады, России и... Австралии с Новой Зеландией.

Суть возникшей проблемы становится ясна уже после посещения Координатором первого региона, далее она зачем-то тиражируется с незначительными вариациями, нагоняя воды в и без того водянистый рассказ. На самом же деле для перечисления возникших коллизий за глаза хватило бы одного абзаца.

Вторая декорация — доктор Кэлвин — появляется в самом начале, затем автор убирает ее на чердак, чтобы не мешала Координатору разъезжать и выслушивать лекции. Однако ближе к финалу он достает ее с чердака, сдувает пыль и заставляет сообщить читателям готовую разгадку. Вот так запросто: не совершив никаких действий, не продемонстрировав умственных усилий, взяла и изрекла истину в последней инстанции. При этом разгадка оказалась предельно банальной. Поневоле задумаешься: стоило ли ради этого городить весь огород?

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Риск»

astoun, 19 августа 22:53

На мой взгляд, никудышный рассказ.

Во-первых, создать чудо-робота только затем, чтобы в нужное время потянуть за рычаг — это почище, чем забивать гвозди микроскопом. С такой задачей справится обычное реле по команде с Базы.

Во-вторых, приказ роботу отдали донельзя дурацкий: «Крепко схвати рычаг, держи его крепко». Рычаг просто должен быть переведен из одного фиксированного положения в другое — при чем тут крепко — не крепко?! Не говоря о том, что «крепко» для робота — чистая абстракция. Как он должен оценивать параметры этого «крепко», по какой шкале?

Доктор Кэлвин в этом рассказе вызывает отвращение. Заставить человека, НЕ ОБЯЗАННОГО ЭТО ДЕЛАТЬ, выполнять смертельно опасное задание, да еще грозить каторгой в случае неисполнения, — это мерзко и подло.

А главное — с какой радости она послала специалиста по гиперполю? Сама же потоми призналась: мол, сразу заподозрила, что все дело в роботе. А кто на Базе главный спец по роботам? Вот и отправлялась бы туда сама! Но нет, своя жизнь священна, а чужая ничего не стоит...

Добавлю, что «великий» психолог намеренно довела Блэка до бешенства и этим поставила под угрозу всю операцию. Ибо Блэк, озверев, мог захотеть отомстить и послать астероид в тартарары. Кто знает, что взбредет человеку в подобном состоянии?

Ну и нельзя не отметить, что рассказ очень скучен. Если в предыдущих роботы были личностями с собственной психологией и поступками, то здесь просто металлическая болванка, фактически предмет мебели.

Кроме того, удручающе слабая интрига. Ждешь какого-то невероятного объяснения случившегося, изощренного коварства робота, а все заканчивается пшиком — погнутым рычагом...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Как потерялся робот»

astoun, 11 августа 12:14

Очень нелогичный, непродуманный рассказ. Автор поставил перед собой цель, а потом принялся усиленно натягивать сову на глобус, чтобы этой цели достичь.

Начнем с того, что изображенный в рассказе конфликт вообще невозможен, ибо любой робот должен иметь хорошо различимый номер. В противном случае с ними невозможно работать: как, к примеру, вы узнаете, какому именно роботу отдали приказ и с кого спросить за его выполнение?

Тем более, эта партия роботов — с ослабленным Первым законом, поэтому их просто обязаны были снабдить отличительными метками.

Добавим, что пропавший робот именуется Нестором-10. То есть номер 10 у него ОБЯЗАН присутствовать, иначе нумерация придумана просто от балды и с тем же успехом его можно величать 379-м.

И наконец. Если даже наружного номера нет (хотя это представляется невероятным), внутри обязан быть выбит заводской номер по примеру автомобильного. Так что задача решается элементарно.

Далее. Сьюзен Кэлвин — целый доктор, но не додумалась до простейших методов. которые приходят в голову мгновенно.

К примеру, выстроить всех роботов и приказать: робот, покинувший базу такого-то числа, сделай шаг вперед! Второй-то закон, заставляющий повиноваться, у него работает как часы. На худой конец — вызвать растяпу Блэка и велеть ему с помощью того же трехэтажного мата отменить свой приказ, отзывая робота обратно на базу.

Далее. У робота выясняют, что он понятия не имеет о гамма-лучах — и тут же дают ЦУ: «Если обнаружишь гамма-излучение, можешь оставаться на месте». Ну, ребята, это вообще смешно. Чтобы обнаружить кошку, нужно по меньшей мере знать, как она выглядит!

Еще один вопиющий ляп. Модифицировать роботов пришлось из-за того, что они лезли спасать людей от гамма-излучения. Однако позже выясняется, что заводские роботы понятия не имеют о гамма-лучах — эти знания им вдалбливают ученые уже на базе. Так, черт возьми, не вдалбливайте — и они не полезут никого спасать без всякой модификации! Странно, что высокоученый автор не додумался до такой элементарщины.

Далее. Мыслительные способности роботов абсолютно одинаковы, просто у Нестора-10 ослаблен Первый закон. Однако в рассказе все прочие выглядят тупыми жестянками, зато он — прямо-таки Вольтер. А с чего бы?

И так далее и тому подобное. Типичная сова на глобусе...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Айзек Азимов «Лжец!»

astoun, 28 июля 20:14

Отличный рассказ, причем не столько о роботах, сколько о людях, их несовершенстве, страстях и страстишках

Тут многие упрекали Сьюзен Келвин в том, что она ведет себя неподобающе крупному ученому. Да, разумеется, Сьюзен — целый доктор наук. Но вместе с тем — слабая влюбленная женщина, а в подобном состоянии людям свойственно совершать глупости. Этим она и подкупает, а если бы делала все безошибочно, то сама стала бы похожей на автомат. А изощренная женская месть в концовке — просто блеск!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Логика»

astoun, 25 июля 07:58

Идея рассказа блестящая, иначе не скажешь. Однако по прочтении возникают довольно серьезные вопросы.

Допустим, один робот сбрендил, но все остальные гораздо примитивнее его и должны беспрекословно подчиняться законам роботехники, в том числе повиноваться приказам человека. Каким образом Кьюти сумел переубедить их, не залезая в позитронный мозг — не объясняеся вообще.

Ну, а то, что герои никому не сообщают о случившемся и преспокойно оставляют сменщика с психом-роботом, подвергая Землю страшной опасности, — попросту преступно. Да их за это судить надо!

Оценка: 6
–  [  -3  ]  +

Айзек Азимов «Робби»

astoun, 21 июля 21:26

Все же в начале творческого пути Азимов писал более качественные и западающие в душу рассказы, чем десятилетия спустя. Исключения, конечно, есть, но тенденция налицо.

Что можно сказать о «Робби»? Лишь одно слово: «Классика«!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Айзек Азимов «Лучший друг»

astoun, 21 июля 21:23

Увы, это лишь бледная тень «Робби», героиня тоже которого предпочла робота собаке, но то был полноценный рассказ. А это — нечто слепленное на скорую руку и практически не вызывающее эмоций.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Айзек Азимов «Непреднамеренная победа»

astoun, 21 июля 21:16

Один из самых замечательных азимовских рассказов. И интересно, и с юмором, и блестяще переданы нечеловеческие (!) характеры. Даже явные несуразности (например, твердая поверхность Юпитера) воспринимаются не как ляп, а как необходимая условность.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Хоровод»

astoun, 21 июля 10:23

Сама идея заслуживает всяческого одобрения. Однако этот рассказ — наглядный пример того, как автор идет к своей цели напролом, ничуть не заботясь о правдоподобии придумываемых ходов.

Судите сами. Для чего делают роботов? Чтобы заменить хозяев там, где те не могут справиться или элементарно выжить. На Меркурии люди не могут выжить более получаса даже в скафандрах, однако разработчики зачем-то делают роботов, которые способны действовать лишь с человеком на плечах. Таким образом, люди превращаются в камикадзе.

Но даже это не имеет смысла, ибо движутся данные роботы с черепашьей скоростью. А дальше что? Через полчаса хозяин помрет от жары, а робот, не получая от него приказов, ничего не будет делать, так и останется стоять бессмысленной глыбой.

Это ж каким надо быть идиотом, чтобы сконструировать подобное «чудо техники»? Правда, в рассказе приводится разъяснение, но оно совершенно смехотворное: мол, это сделано для демонстрации, что робот безопасен...

И еще один момент.

Под станцией зачем-то выкопали как минимум 13 тоннелей высотой аж по 3,5 метра. Они имели бы смысл, если бы вели к каким-то объектам, куда можно пройти, спасаясь от меркурианского солнца. Однако этот титанический труд проделан впустую, ибо тоннели никуда не ведут: выходят на голую поверхность, где ничего нет, так что единственная перспектива людей — окочуриться под этим самым солнцем.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Айзек Азимов «Первый закон»

astoun, 19 июля 12:24

Удручающе слабый рассказ. Ни характеров, ни интересных описаний, ни логики — ничего.

Избитейший ход, когда картонный герой рассказывает в пивнушке другим, совсем уже безликим, персонажам свою историю. Причем абсолютно неправдоподобную, ибо с какого перепугу робот стал рожать? Все равно что булыжник вдруг начал бы выдавать газированную воду с сиропом...

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»

astoun, 9 апреля 14:24

Недавно перечитал роман. В первый раз он на меня большого впечатления не произвел, вот я и подумал: может, недопонял что-нибудь?

Увы, после второго прочтения мое неприятие текста только усилилось. Если в двух словах, то главная претензия — «Не верю!»

Теперь чуть подробнее. Насколько понимаю, главной задачей было показать, какие в будущем люди станут прекрасные, мужественные и благородные. И все бы ничего, если поместить их в действительно экстремальную ситуацию, позволяющую выявить, кто чего стоит. Как это, к примеру, замечательно сделали АБС в «Далекой Радуге».

Увы, в «Леопарде» все не так: здесь проблему просто-напросто высосали из пальца, а из другого пальца высосали то, как ее преодолеть.

Не торопитесь закидывать меня камнями: сейчас я все разъясню.

Текст просто зияет логическими дырами, причем автор то и дело противоречит сама себе.

Начнем со злополучного старта «Овератора». Значит, лучшие умы человечества десятки лет работали над кораблем, а в итоге он вместо пространственного прыжка совершил временной. Знаете, это все равно что сконструировать чудо-танк, отвезти на полигон, а там он вместо снарядов начинает выпускать из ствола стаканчики с мороженым.

Вы скажете: ну вот такие они непредсказуемые — физические эффекты. Да черт же возьми, вы видели, чтобы хоть одну новую машину ввели в эксплуатацию без целого комплекса испытаний, и в первую очередь — двигателя?! Не может быть, чтобы столько времени горбатились над проектом и ни разу не провели никаких опытов!

Ну ладно, пусть всю группу ученых поразило внезапное слабоумие, так ведь получается, что и «Овератор» тоже! У него был искусственный мозг, вместивший мозги всего человечества, который, однако, умудрился не узнать родной Земли, а людей принять за тау-китайцев. Это в какой же маразм надо было впасть...

Но дальше еще хлеще. Вместо того чтобы изучать планету, супермозг зачем-то проникает в земные информационные системы и выуживает оттуда даты смерти всех землян, заставших пуск «Овератора».

Во-первых, каков смысл этого поступка? Его кто-то об этом просил? Это было заложено в программу?

Во-вторых, как можно получить этот огромный массив данных, не вступая в контакт? Ведь сама же Ларионова пишет: «При задаче – собрать максимум информации о гипотетических «таукитянах», роботу-пилоту строжайше запрещалось вступать с ними в контакт. Даже при наличии высокой цивилизации».

Далее — новые непонятки. Высокоморальные люди коммунистического будущего должны были немедленно спасти главгера и его четырех спутников (о гибели которых тогда еще никто не знал). Координаты известны — какие проблемы? Однако на космонавтов элементарно наплевали, оставив ГГ болтаться на буе 11 (!) лет.

Версия, что испугались неведомого излучения, абсолютно не работает, ибо сама же Ларионова пишет: «Все это было очень мило, особенно если учесть, что ни один прибор не зафиксировал этих загадочных лучей, и судить о них можно было только по вторичным эффектам».

То есть о существовании излучения спасатели могли узнать, только высадившись на буй и никак не раньше! Чего же они тянули 11 лет?!

Совершенно непонятно, с чего Элефантус и Патери Пат испугались заразиться от Рамона. Уж если с ним за 11 лет ничего не сделалось, то что значит еще какая-то пара месяцев?

Еще один явный ляп: ну не могли земные технологии за 11 лет измениться настолько, чтобы заставить главгера переучиваться в течение четырехлетнего (!) курса. И это в условиях, когда люди бесятся из-за потерянных полдня!

А теперь перейдем к главному.

Значит, каждый узнает дату своей смерти, и все человечество сразу начинает работать вдвое интенсивнее.

Да с какой стати?!

Стоит чуточку подумать — и нелепость этого допущения становится очевидной.

Судите сами. Как следует из текста, люди к тому времени запросто доживали до 150-180 лет и умирали досрочно крайне редко — в основном по причине совсем уж несчастных случаев (медицина, надо думать, была на высоте).

Таким образом, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей узнало от «Овератора», что умрет где-то в 150-180-летнем возрасте, но об этом можно было легко догадаться и без него. А теперь ответьте: вы будете несусветно ускорять ритм жизни, зная, что ближайшую сотню лет, а то и больше, вам ничего не грозит?

Это имеет смысл лишь для тех, кому предсказали внезапную смерть в ближайшем будущем. Но эта группа, как я уже отметил, должна быть крайне малочисленной.

Тем не менее даже эта малочисленная группа 100% повела бы себя совсем не так, как описано в романе. Его персонажи смирились с предсказанной датой смерти, как пораженные фатализмом древние греки (мол, предсказал оракул, что убьешь отца и женишься на матери — исполняй и не рыпайся). Или как пациент из известного анекдота : «Сказано — в морг, значит — в морг!»

Но откуда такая беззубая покорность судьбе? Ведь «предупрежден — вооружен», поэтому информация, доставленная «Овератором», должна была бесповоротно изменить мир!

Ну сами посудите. Допустим, вам нагадали, что вы преставитесь 3 августа. И именно в этот день вы собирались лететь куда-то на самолете, подняться на Эверест, спуститься в Марианскую впадину и т.п.

Что сделает нормальный человек в данной ситуации? Правильно — посидит дома.

В романе речь идет не о дне, а о годе, но суть от этого не меняется. Можно этот год поберечься, зато потом прожить еще сотню. Не представляю, какой чистоплюй возьмется осудить такую предосторожность.

Вы скажете: Илль не стала бы отсиживаться, даже зная, что погибнет!

Да, не стала бы и не отсиделась. Но тут явно нетипичный случай. Не думаю, что бОльшая часть тех, кому предсказали раннюю смерть, погибли именно из-за того, что спасали других. Скорее всего — по другим причинам.

Ну и не могу сказать о языке. Это что-то невероятное: местами отличный, а местами — такой канцелярит, что хоть вешайся. К примеру, женщина приходит к любимому человеку, которого не видела 11 лет, и с места в карьер начинает вещать:

– Вскоре после твоего отлета был осуществлен запуск «Овератора». Я считаю нецелесообразным останавливаться подробно на физической стороне этого эксперимента, коль скоро в период, предшествовавший запуску, обо всем говорилось весьма подробно даже в начальных колледжах. К тому же скудная техническая эрудиция вряд ли позволила бы мне в достаточно популярной форме изложить этот вопрос. В основе эксперимента лежала теория Эрбера, выдвинутая около пятидесяти лет тому назад…

Вы можете такое представить? Я — нет.

Вот такое мнение. Это вовсе не наезд на Ларионову (многие ее вещи, например, «Сказка королей» или «Соната ужа», мне очень нравятся). Но за этот роман, увы, больше «шестерки» поставить не могу.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Роберт Сойер «Плечи великанов»

astoun, 20 января 01:00

Ну и скучища!

Мало того, что фантидея истоптана предшественниками вдоль и поперек, так еще и написано в духе совка 50-х — без конфликта и сопереживания. Герои ватные, вместо действия — нудные лекции и т.д.

Особенно поразили два момента.

Во-первых, готовить колонизацию планеты, до которой лететь 1200 (!) лет и взять в космический ковчег всего 50 (!) человек — это нонсенс.

А во-вторых, двое проснувшихся, даже не пытаясь узнать мнение тех, кто еще лежит в анабиозе, единолично решают их судьбу и собираются запулить в космос еще на да миллиарда (!) лет. Это уже вообще ни в какие ворота. Я бы таких ублюдков лишил всякой власти, а к ним, напротив, относятся как к героям...

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Джоан Слончевски «Микроб»

astoun, 13 января 11:14

Рассказ ни о чем.

Героиня отправилась исследовать планету, облачившись в разумный скафандр. На скафандр напали местные микробы и вывели из строя, но героиня сумела спастись и вернуться на корабль.

Вот и весь сюжет. Можете аплодировать...

Добавлю. В рассказе почему-то все время подчеркивается, что все местные организмы имеют форму колеса. В сюжете это ни малейшей роли не играет, поэтому непонятно: а почему не в форме квадрата, трапеции или двенадцатиконечной звезды?

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Грег Иган «Ковры Вана»

astoun, 8 января 14:24

Извините, но это просто тихий ужас. То ли автор — полный невежда, то ли переводчик, а скорее всего — оба.

Ну скажите на милость, как можно относиться к автору, который:

измеряет расстояние в кубических (!) световых годах,

на одной странице называет Вегу звездой, а на другой — галактикой (!),

путает углеводы с углеводородами (вы бы спутали сахар с бензином?),

уверяет, что Северный полюс гораздо обширнее Южного (как может одна географическая ТОЧКА быть обширнее другой?) и так далее и тому подобное?

Кроме того, в рассказе что ни фраза, то «рекбус, кроксворд» (с).

Вот, к примеру:

«Два вытянутых континента пересекали океаны полушарий планеты, оба полюса представляли собой ослепительные ледяные равнины».

Вы что-нибудь поняли?

Кто кого пересекал и каким образом?

Что такое «океаны полушарий»?

Как может полюс (условная точка на карте) представлять собой равнину?

Или:

«На Орфее была похожая на земную поверхность, состоящая из никеля, железа и силикатов»

Во-первых, первая часть фразы построена совершенно не по-русски. По-русски будет «Поверхность Орфея походила на земную».

Во-вторых, что-то я не замечал, что земная поверхность, по которой я хожу, состоит из никеля и железа. На самом деле в земной коре содержится ничтожно мало никеля — всего 0,01 процента, да и то не чистого (построение фразы подразумевает именно это), а в виде соединений. В общем, «неуд» автору по химии.

И подобные нелепости и корявости — на каждом шагу. Сквозь текст приходится продираться, читать практически невозможно.

Оценка соответствующая.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ирина Комиссарова «Три - один - шесть»

astoun, 1 августа 2018 г. 09:38

Сильный и страшный рассказ. О том, с какой легкостью люди становятся рабами Системы, да еще и оправдывают свой рабский удел некими «высшими» соображениями.

Ну и картина мира, где социальный статус зависит от того, сколько тебе насчитают кармы, довольно интересна.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Жерар Клейн «Ад есть ад»

astoun, 25 июля 2018 г. 21:57

Скучно, затянуто и вторично. Читал неимоверное количество рассказов про то, как дьявол остается в дураках, и не вижу, чтобы этот среди них чем-то выделялся.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Мишель Демют «Битва у Опикуса»

astoun, 25 июля 2018 г. 21:53

Не произвело впечатления. Какая-то розовая неправдоподобная сказочка. Ага, конечно, капитан боевого корабля может запросто сдернуть с него, дабы остаток жизни прожить в идиллическом раю, где не стреляют, зато много красивых девушек. При этом никто из команды его не осудил и — самое неправдоподобное! — не рванул следом. По принципу «если начальство дезертирует, то мы-то с какого перепугу должны воевать?»

Еще напрягло то, что мужчины на этой планете при малейшей опасности бегут спасаться, оставляя женщин на потеху агрессорам. Молодцы, что тут скажешь...

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Жан-Поль Тэрэк «Завтрашний рассвет»

astoun, 25 июля 2018 г. 21:40

Написано хорошо, но концовка разочаровывает. Все время ждешь, что герои изменятся, и они уже близки к этому, но... в итоге не меняются. Одно дело, когда герои терпят поражение в борьбе, и совсем другое, когда они сдаются без борьбы...

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Жерар Клейн «Самые уважаемые профессии Земли...»

astoun, 25 июля 2018 г. 21:32

Читал много произведений на сходную тему, но все они после шедевра Брэдбери кажутся его бледной тенью и не вызывают больших эмоций. Этот рассказ, увы, не исключение.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Франсис Карсак «Первая империя»

astoun, 25 июля 2018 г. 21:25

Может, Карсак и опередил с этой идеей кого-то из коллег, но меня не покидало ощущение вторичности. Кроме того, совершенно не верится, что наши далекие потомки не сумели распознать вымысел и наивно приписали слову «фантастика» значение «хроники». Это могло сработать, если было бы написано с юмором. Но юмор отсутствует, и взятый автором серьезный тон все портит.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Жаклин Остерра «Календарь»

astoun, 23 июля 2018 г. 12:41

Очень красивый и по-настоящему эмоциональный рассказ, который портит только малопонятная и вызывающая отторжение концовка. На мой взгляд, она ничем не продиктована. Неужели автор решила проиллюстририровать этим простенькую мысль, что счастье надо зарабатывать самим, а за ниспосланные свыше подарки приходится платить самой высокой ценой?

Увы...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ив Дермез «Письмо переводчика-инопланетянина фантасту-французу»

astoun, 23 июля 2018 г. 12:20

Начинался рассказ блестяще — я даже хохотал над перлами инопланетянина-переводчика. Предвкушал столь же блестящее развитие сюжета, но автору было то ли лень, то ли невмоготу — короче, он предпочел всё слить. И добился того, что крошечный (!!!) рассказ пришлось дочитывать через силу...

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Жильбер Мишель «Как раненая птица»

astoun, 23 июля 2018 г. 11:58

Идея довольно интересная: некие Эстеты общества будущего настолько зажрались, что их уже ничто не заводит, кроме эффектно поставленного самоубийства.

Казалось бы, такую сильную вещь можно было написать! Увы, вместо рассказа мы имеем скорее сухой конспект с подробным разжевыванием этой самой идеи, а вместо живых героев — такие же сухие функции. Но как можно сочувствовать функциям?

А ведь автор мог бы это сочувствие вызвать, показав, какие великие произведения создаются Эстетами, прерывающими собственное гениальное творчество на взлете. Однако из текста следует, что ничего стоящего они на самом деле не создают — просто-напросто пресытившиеся бездельники. А раз так, то с какой стати правители описываемого мира кинулись их спасать? По-моему, наоборот: чем меньше паразитов — тем здоровее общество.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Мишель Демют «Чудо летней ночи»

astoun, 23 июля 2018 г. 11:32

Дурной анекдот про то, как поймал мужик русалку и вместо того чтобы использовать как женщину, тупо зажарил ее и съел. Каннибал оказался...

Что сказать о произведении?

Во-первых, действительно тупо.

Во-вторых, предсказуемо насквозь — на ум сразу же пришла целая куча аналогичных анекдотов. Например, про Абрамовича, который зажарил Золотую рыбку и съел, или про алкаша, который употребил ее же в сушеном виде с пивом.

В-третьих, просто противно, ибо герои анекдотов хомячили все же рыбу, а этот деятель — практически человека. Буэ!..

Оценка соответствующая.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Александр Силаев «Подлое сердце родины»

astoun, 6 января 2018 г. 00:22

Написано хорошо и поначалу читалось с интересом, поскольку автор вывалил на читателя кучу интригующих завязок. Но, как это часто бывает, поматросил и бросил, безбожно слив концовку. И даже не просто слив, а обрубив самые интересные сюжетные линии и не дав практически никаких разгадок. В итоге получился полуфабрикат...

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Александр Силаев «Армия Гутэнтака»

astoun, 24 декабря 2017 г. 13:39

Повесть произвела отвратнейшее впечатление. Ее герои — 17-18-летние сопляки, которых в особой школе учат на сверхчеловеков, повелевающих быдлом, к коему автоматически причисляются все остальные россияне.

Естественно, элитарные детишки вовсю пользуются своим особым положением. Любого, кто им не понравится, могут под дулом револьвера поставить на колени и разбить ему ногой лицо в кровавую кашу. А если кто начинает рыпаться — просто сносят ему полбашки выстрелом из того же револьвера.

Если им попадается симпатичная девушка, то они не тратят время на ухаживания, а насилуют ее прямо на улице, ничуть не стесняясь прохожих, ибо чего стесняться быдла-то?

И даже между своими, элитарными, у них процветают точно такие же отношения: если понравившаяся девушка не хочет дать (потому что, видите ли, любит другого!), ей просто приставляют дуло к виску и жмут на спусковой крючок.

Но самое жуткое — не наличие в тексте отморозков (кого в наше время этим удивишь?), а то, как они изображены — с явной симпатией и даже завистью: вот, мол, как подобает жить свободному, не отягощенному моралью человеку! Тогда как все (!) встречающиеся на пути суперменов простые смертные выведены в негативном ключе: алкаши, наивные дурочки, гопота, псевдополитические пустозвоны... Ни одного человеческого лица, а раз так, то чего их жалеть? Кесарю — кесарево, рабу — рабье...

А язык, кстати, замечательный — автор, безусловно, талантлив. Только по этой причине и не ставлю «кол».

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Мууу»

astoun, 6 марта 2017 г. 11:34

Попытка на скорую руку сварганить миньку из всем известного анекдота про «А поцеловать?». Только анекдот смешной, а минька — глупая.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Евгения Халь, Илья Халь «Нефертитя»

astoun, 4 февраля 2017 г. 11:10

Симпатичная миниатюра. Написанная с юмором, но поднимающая серьезную проблему: где заканчивается личная свобода гражданина и начинается жесткое навязывание выгодных кому-то установок? Не приведет ли прессинг со стороны государства и корпоративных структур к тому, что у человека вообще не останется никакого выбора?

Отдельное спасибо — за концовку. Позабавила!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Майк Гелприн «Блаженный»

astoun, 14 июля 2016 г. 11:58

Хороший цепляющий рассказ с актуальной, жизненной, а не высосанной из пальца проблемой.

Вопрос отмщения за содеянное, адекватности наказания совершенному преступлению стоит перед человечеством с тех пор, как возникло само человечество.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Олег Мюллер «Плата за красоту»

astoun, 26 ноября 2015 г. 10:57

И это называется рассказ?

Сюжетец не просто примитивный, а прямо-таки одноклеточный. В сущности, он уже полностью исчерпан известным эпизодом из фильма «Интердевочка». Там сидящие в КПЗ бесстыжие девки показывают не видавшим женского тела вьюношам свои прелести, а те платят за полученное удовольствие сигаретами, забрасывая их в форточку.

Больше в рассказе ничего нет. Фантастики не обнаружил тоже. Правда, какбэ подразумевается, что девки — эльфийки, а вьюноши — орки, но ровно с тем же успехом их можно назвать эскимосами, зулусами или людоедами племени мумбо-юмбо. Плату за любование девичьими прелестями тоже можно заменить на какую угодно — поверьте, ничего не изменится.

Оценка соответствующая.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Евгения Халь, Илья Халь «Исповедник»

astoun, 4 октября 2015 г. 01:56

Хороший рассказ. И очень злободневный.

Тут говорилось, что рассказов про месть у нас хватает. Но что делать, если эта тема сверхактуальна, ибо справедливость торжествует крайне редко, и практически никто из суперубийц не получает реально по заслугам? Вспомним хотя бы Брейвика, унесшего 77 жизней и получившего за это всего 21 год отсидки в сверхкомфортабельных условиях. Разве это не издевательство над памятью о его безвинных жертвах?

Так что на меня рассказ произвел сильное впечатление. Убежден, что на самом-то деле подобных ему у нас отнюдь не переизбыток, а наоборот — очень не хватает. Как будто современные писатели стесняются, что в них будут тыкать пальцем и обвинять в неполиткорректности. К счастью, авторы этого рассказа не побоялись высказаться по острейшей проблеме прямо, честно и жестко.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Илья Варшавский «Повесть без героя»

astoun, 30 августа 2015 г. 13:13

Скучно.

Во-первых, тема уж больно заезженная. Умирает гениальный ученый, его решают воссоздать по новой (не важно, каким образом — переписав куда-то содержимое мозга или путем клонирования). Эта идея обыгрывалась много раз — взять хотя бы «Свечи перед пультом» Стругацких.

Во-вторых, автор создает совершенно неправдоподобную ситуацию. Оказывается, вместо гениального физика по ошибке клонировали обычного сторожа. Но путем целенаправленной учебы таки сделали из него пусть не гениального, но все же неординарного физика, послушать которого съезжаются научные светила со всего мира. Извините, но сказки все это! Никакая учеба не сделает из физика лирика и наоборот, из посредственности талант, если к этому нет природной предрасположенности. Можно дать человеку знания, научить его изящным манерам, но невозможно вложить в его голову способности, которых нет изначально.

Да, персонажи интересные, портреты их выписаны с достаточным психологизмом. Но это тот самый случай, когда персонажи есть, а самого рассказа нет. Увы...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Брюс Стерлинг «Рой»

astoun, 28 августа 2015 г. 22:04

Превосходный рассказ с интересной идеей и не менее интересным ее воплощением. Это первое произведение, которое я прочитал у Стерлинга, и сразу же попадание в «десятку«!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Илья Варшавский «Молекулярное кафе»

astoun, 28 августа 2015 г. 15:30

Это один из самых известных рассказов Варшавского. Но на меня он, увы, большого впечатления не произвел из-за явной нелогичности. С чего это люди, не знавшие иной пищи, кроме синтетической, вдруг ни с того ни с сего прозреют и будут мечтать о жареном медвежьем мясе, «пахнущем кровью и дымом»? Да возьмите хотя бы наше юное поколение, для которого верх кулинарии — продукция «Макдональдса«! Доходит до того, что они домашнюю еду и за еду-то не считают. Зато готовы до бесконечности поглощать гамбургеры, картошку «фри» и колу. Знаю, о чем говорю — у самого такой отпрыск. И чем дальше в лес — тем гастрономические вкусы становятся все примитивнее. Будьте уверены — когда фастфуд перейдет на синтетические бутеры, напичканные усилителями вкуса и прочей химией, их будут уплетать с восторгом, а супы, компоты и домашние котлетки с картофельным пюре считать пережитком варварской эпохи...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Артур Кларк «Колыбель на орбите»

astoun, 3 августа 2015 г. 11:16

Незамысловатый, но симпатичный рассказ о жизни, не знающей преград.

Мне кажется, зря Кларк избрал сугубо описательный стиль. Если бы он меньше РАССКАЗЫВАЛ, а больше ПОКАЗЫВАЛ — думаю, рассказ получился бы эмоциональнее. А так он, на мой вкус, немного суховат.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Артур Кларк «Созвездие Пса»

astoun, 3 августа 2015 г. 10:08

Хороший и очень трогательный рассказ. Интересно читать, как мизантроп, у которого и друзей-то почти нет, преображается, когда оказывается в ответе за живое существо.

Пожалуй, единственная претензия — фантастика практически отсутствует. Окажись герой в конечном итоге не на Луне, а в каком-либо уголке Земли, куда собакам нет доступа, — и ничего не изменится. Но, повторюсь, этот недостаток искупается эмоциональностью.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Евгений Лукин «В Стране Заходящего Солнца»

astoun, 29 июля 2015 г. 20:07

Великолепный рассказ!

Но сказать «смешной» язык не поворачивается, потому что смех тут сквозь слезы. Даже страшно становится, как представишь, какое неприглядное будущее ждет Россию, которая уже сейчас практически ничего не производит, а живет исключительно за счет нефти и газа. Неужели только фантастам видно, в какой тупик мы сами себя загоняем?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Артур Кларк «Спасательный отряд»

astoun, 27 июля 2015 г. 14:10

Очень слабый рассказ для Кларка, даже не представлял, что он может писать и такие.

Пришельцы, впервые прилетевшие в Солнечную систему, где людей уже нет, откуда-то узнают названия всех планет на английском, меряют расстояния в милях и т.д. А если до чего-то не могут додуматься, то сам автор бесцеремонно влезает в текст и объясняет им, к примеру, что они едут в особом вагоне метро, которым пользуется лично президент.

Пришельцы, кстати, тупые до невозможности. Преспокойно залезают в незнакомое транспортное средство, преспокойно жмут первую понравившуюся им кнопку — и этим почти подписывают себе смертный приговор. Почти — потому что сородичи им таки помогли — вызволили буквально на последних минутах перед взрывом Сверхновой. Хотя могли сделать это же самое сразу. Зачем тянули? Исключительно ради создания драматического эффекта — ничего другого в голову не приходит.

Еще умилило, что они по чистой случайности оказались именно в том вагончике — единственном на всю планету. Кому не лень, подсчитайте вероятность такого чуда.

Кстати, уже после обнаружения странного излучателя читателю становится ясно, что человечество не стало дожидаться гибели и убралось в космос. Но высокомудрым представителям сверхцивилизации на это почему-то не хватило мозгов. Впрочем, какая же она «сверх», если ее разведчики так по-дурацки застряли в вагоне метро, не сумев ни остановить его, ни пробить путь наверх?

Вызывает недоумение и само назначение метро. Вот представьте: чтобы посетить Европу, президент США не садится в самолет, а залезает в вагончик, который везет его, подныривая... под дно Атлантического океана! Смысл?..

В общем, один из самых непродуманных НФ рассказов, какие я когда-либо читал. «Четверка» лишь из уважения к автору.

Оценка: 4
–  [  -2  ]  +

Артур Кларк «До Эдема»

astoun, 27 июля 2015 г. 13:44

Очень избитая идея. Все думал, что Кларк в конце чем-нибудь меня удивит. Нет, ничем не поразил.

А ведь мог, если бы был чуть оригинальнее или хотя бы подпустил юмора. Как, например, Джон Браннер в «Заключении о состоянии лунной поверхности». Там один растяпа уронил на поверхность Луны чизбургер, и весь наш спутник покрылся коркой из лимбургского сыра. Хоть посмеяться можно!

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Артур Кларк «Техническая ошибка»

astoun, 27 июля 2015 г. 13:33

Обычный такой НФ рассказ про высшие измерения и зеркальные отображения. Подобных я читал немало и не вижу, чтобы этот чем-то выделялся на общем фоне.

Еще я так и не понял, каким образом в обмотках статора возник ток. Перечитал второй раз — все равно не понял. Мне кажется, этот момент не продуман.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога»

astoun, 27 июля 2015 г. 13:15

Рассказ хороший, если не взвешивать его на весах логики. А вот если взвесить...

Согласитесь, что ставить судьбу человечества в зависимости от решения чисто технической задачи совершенно нелепо. Ведь если наша цивилизация выполнила свое предназначение, то бог должен уничтожить ее без самозваных помощников. Если же еще не выполнила, то бог не тронет ее, даже если бы все его имена перечислили не один, а девять миллиардов раз!

Тем не менее ставлю высокую оценку — за оригинальную идею. Это большая редкость.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Артур Кларк «Из контрразведки»

astoun, 23 июля 2015 г. 08:53

Так себе рассказик, честно говоря.

Идея совершенно избитая (к примеру, за годы до гибели «Титаника» его судьба была довольно точно описана в одной из книг), интрига отсутствует — едва в мастерской появляются незнакомцы, все становится ясно, и дальше уже можно не читать.

Пришельцы поражают тупостью. Например, две недели разыскивают главгера, используя все возможные каналы, но при этом не знают, что такое ФБР. А уж оставить посреди двора свой космический корабль — это вообще анекдот. Похлеще, чем если бы Штирлиц ходил на работу в советской военной форме, размахивая красным знаменем.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Курт Воннегут «Виток эволюции»

astoun, 21 июля 2015 г. 20:52

Многообещающая идея реализована очень слабо, много несуразностей. И это при том, что я очень люблю романы Воннегута! Увы, тут идея как раз на роман, потому в рассказ и не вместилась.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Алексей Николаевич Толстой «Союз пяти»

astoun, 22 июня 2015 г. 12:41

Очень слабая вещь для Толстого.

Взять, к примеру, тот же 'Золотой ключик': куча персонажей, но каждый наделен запоминающейся внешностью и яркой индивидуальностью. Ни за что не спутаешь, скажем, Пьеро с Арлекином! А здесь просто ходячие манекены, из которых лишь двое удостоились чести быть названными по имени. Остальным даже в этом отказано, ибо они выполняют роль мебели. Выкинь эту мебель (то бишь четырех толстосумов, вся 'работа' которых — сидеть и молча выслушивать главгера) — ничего не изменится, даже лучше станет.

Сюжет довольно примитивный, читать было скучно, а концовка вызывает недоумение. Это с какого же перепугу все человечество превратилось в блаженных идиотов? Насмотрелись на комету — и крыша поехала? Сдается мне, этого маловато будет. :)

Скорее всего, Толстого вдохновил изданный в 1906 году роман Уэллса «В дни кометы», где как раз все люди стали блаженными (правда, не от простого наблюдения, а надышавшись кометных газов). Но, во-первых, получается неприкрытый плагиат. А во-вторых, это одна из слабейших вещей великого фантаста, и вряд ли стоило ей подражать.

А главное — как возможна жизнь в обществе, где все органы власти сдохли, силовики разбежались, а людишки просто берут в магазинах все, что им понравится? Дык, они за день все расхватают, а потом что — ложиться и помирать? Бред какой-то, на мой взгляд, от Алексея Николаевича такого не ожидал.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Светлана Юрьева «Время бонусов»

astoun, 21 июня 2015 г. 11:31

Какой-то недоработанный рассказ — сплошные вопросы без ответов. В чем конкретно заключаются сверхспособности бонусников? Почему они все как дети — это что, непременное условие развития сверхспособностей? Если же все их таланты заключаются всего лишь в непроизвольном вырабатывании некой сверхэнергии, то почему нельзя просто доить бонусников, как коров, не заморачиваясь выполнением их дурацких желаний? Насколько я понял, для пришельцев такое решение было бы самым естественным, ибо на морально-этические принципы им глубоко начхать.

Автор может ответить, что энергия возникает лишь при исполнении желания бонусника. Но зачем тогда жестко задавать каждому список желаний, причем совершенно произвольно, исключая действительно важные (например, влюбить в себя понравившуюся девушку) и оставляя бесполезные (ну, законопатит он эту девушку в Гулаг, но она все равно она останется для него недосягаемой)?

Непонятна и суть пресловутых Комплексов проживания. Если это просто источник депрессии, которой питаются пришельцы, так почему бы им не вогнать в депрессию все население Земли? Сразу столько энергии привалит! А обеспечивать себя эти несчастные будут сами — за счет своего же рабского труда.

Кстати, эти Комплексы начинают показывать еще школьникам, но так «складно» объясняют их суть, что даже став взрослыми, они ничего не понимают и даже более того — называют их байками и мифом. Да и зачем вообще было показывать? Ведь в сталинские времена детям не показывали Гулаг. Взрослые, конечно, о существовании лагерей знали, но там было «железное» обоснование — в них, дескать, искупают вину «враги народа». А в случае с Комплексами автор никакого внятного обоснования не приводит. Кто там сидит и за что — фиг знает. Приводятся лишь проценты сидящих, но для понимания происходящего они ничего не дают.

В общем, не продумано и неубедительно. Так что и оценка соответствующая.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Александра Давыдова «Ньаавэл таннья»

astoun, 14 июня 2015 г. 14:05

Рассказ оставил приятное впечатление. Не понял только, кто такой Сашка, которого автор упомянула ровно один раз, а потом бросила на произвол судьбы. Создается впечатление, что так в первоначальной версии звали главгера, а после переименования одно место осталось неподчищенным.

И еще (но это уже чисто субъективно) — фантастики маловато! :))

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Аллен Стил «Хорошая крыса»

astoun, 28 августа 2013 г. 00:15

Неплохо написанный рассказ ни о чем. Здесь даже фантастики практически нет. Не считать же фантдопущением то, что средство для лечения мозолей испытывают на людях. Помилуйте, а на ком еще его испытывать? Не на крысах же!

Автор даже не пытается показать, что действие происходит в сколь-нибудь отдаленном будущем. Напротив, щедро насыщает текст упоминаниями совершенно реальных, современных ему телеведущих, музыкантов, персонажей комиксов. Что в таком случае рассказ делает в сборнике фантастики — непонятно. Ну, и концовка никакая. Шестерку ставлю только за легкий и приятный язык повествования.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Пол Левинсон «Дело о менделевской лампе»

astoun, 23 августа 2013 г. 13:30

Очень слабо. Название говорит о том, что это детектив. Однако преступники так и не выявлены, а их мотивы абсолютно непонятны.

Особое разочарование вызывает главный герой. Он по самому характеру своей работы должен активно расследовать череду загадочных преступлений. Однако не ударяет палец о палец, только выслушивает версии других людей на этот счет. У самого же хватает ума лишь на то, чтобы спасти от пожара амбар, посветив на светлячков фонариком. Поистине гениальный ход, и как это местные кудесники генной инженерии и до него не додумались? Не кудесники, а, прости господи, остолопы! Кстати, те самые версии, преподнесенные главгеру на блюдечке, по ходу сюжета лопаются одна за другой, а подлинные злодеи так и остаются за кадром. Вот такой облом...

Посему — только пятерочка, да и то с натягом.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Александр Петрович Казанцев «Пылающий остров»

astoun, 14 июня 2013 г. 23:32

Мне не повезло — в школьном возрасте эта книга ни разу не попалась. Прочитал ее, будучи уже глубоко взрослым, и был страшно разочарован. Все до ужаса убого, неправдоподобно и идеологизированно. Мужественные и прекраснодушные советские люди, злобные империалисты — полный набор штампов, как на плакате. Настоящей, реальной жизни (как, например, в неоднократно упомянутом в отзывах «Гиперболоиде инженера Гарина») не ощущается вобще.

Насилу поставил 4. Большего этот опус никак не заслуживает.

Оценка: 4
–  [  34  ]  +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

astoun, 14 мая 2013 г. 18:47

Я не могу наслаждаться книгой, если качество ее перевода не просто оставляет желать лучшего, а просто никакое. Никогда в жизни я не сталкивался со столь кошмарным, отвратительным переводом, как в «Пламени над бездной». В сущности, его нет вовсе — есть тупой подстрочник, как будто текст засунули в машину с убогой программой или отдали его на глумление какому-нибудь китайцу. Такое впечатление, что для переводчика русский язык неродной — в противном случае не могу понять его издевательств над великим и могучим.

Теперь приведу несколько цитат, наглядно иллюстрирующих сказанное выше. Всего лишь несколько, хотя на самом деле весь текст такой.

«Двое протянули туманом свое сознание по локальной сети, истонченное до еле заметного осознания себя»

«Зло прорастало в новые машины, и каждый час был дольше, чем все ранее бывшее время»

«Под уровнем высшего сознания прорвались параноидальные настроения, забегали по людским базам данных»

«Еще секунда — и фрегат уйдет в надежное прикрытие межзвездного космоса»

«Все внимание новорожденного повернулось к уходящим кораблям»

«Люди были в ужасе — до той степени, до которой может развиться ужас в долю секунды»

«они были уже в атмосфере и двигались медленнее звука, не обгоняя его»

«Испуг полусекундного падения»

«Голос был очень высоким, каким мало кто может разговаривать по собственной воле, и в этом случае уши для низкого звука не слышат ничего. Высокий разговор мог быть спутан, но он был всенаправлен и быстро затухал»

«Что бы ни было то, что свалилось сюда сегодня, оно будет стоить для моих друзей больше, чем все, что я мог бы услышать на Скрытом Острове»

«Когда они хотели, чтобы их было слышно, они могли говорить очень, очень громко»

«он пришел один, вдали от всякой мыслимой подмоги»

«Стая что-то булькнула — как песня неизвестной птицы»

«Он схватился сам за себя»

«Сейчас это происходит медленнее, но я улучшаю тележкоподобие»

«Шум в комнате гудел на грани умалишенного хаоса»

Если это русский язык, то я — лауреат Нобелевской премии по литературе.

Оценка: 6
⇑ Наверх