fantlab ru

Все отзывы посетителя Андрей Тепляков

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Андрей Тепляков «Чёрные небеса. Сверхчеловек»

Андрей Тепляков, 14 января 2018 г. 21:28

Я планирую выложить электронный текст для свободного скачивания. Ровно как и все остальные свои тексты. Если кто-нибудь знает, есть ли такая возможность средствами Fantlab, дайте знать

Оценка: нет
– [  10  ] +

Айра Левин «Степфордские жёны»

Андрей Тепляков, 14 мая 2010 г. 15:55

Как и «Ребенок Розмари», этот роман краток и стремителен. Писатель верен себе, создавая короткую и неожиданную историю. Историю сжатую, почти конспективную, и это мешает ей в полной мере реализовать заложенный в нее потенциал. Саспенс не терпит суеты. Здесь же интрига раскручивается молниеносно, словно сжатая пружина. И тем не менее, она держит, заставляя переворачивать страницы и идти до конца.

Очень хороши детали. Айру Левина можно было бы назвать предтечей Стивена Кинга, который довел в своих книгах бытовой реализм до совершенства. Герои «Степфордских жен» живые: все вокруг них имеет цвет, запах и фактуру. Они не декламируют — они говорят. Даже в короткой книге они имеют каждый свою историю.

Финал книги, ее «научное допущение», не производит того сильного впечатления, на которое рассчитано. Дело здесь, наверное, в том, что писалась она в 60-х, когда мир был совсем другим. Однако, в психологическом плане, все осталось таким же, каким было и сто, и двести лет назад, и вот здесь «Степфордские жены» попадают точно в цель. Потому и читают их до сих пор, и снимают фильмы. Роботы, это ерунда, а вот идеальная женщина, идеальная жена — совсем другое дело. У любого женатого мужчины, читающего эту книгу, обязательно мелькнет мысль: «А что, если моя...». Это глубже чувств — это инстинкт, это возникло тогда, когда любовь еще не придумали. Красивая, безропотная самка — хозяйка и дух пещеры. Совершенная, надежная, не требующая от своего хозяина ни малейшего душевного усилия. Идеальная женщина, у которой не бывает головной боли, плохого настроения и собственного мнения. Ее интересы, это интересы ее мужчины.

Идеал. Для многих. Об этом, наверное, и говорит Айра Левин.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Андрей Тепляков, 14 мая 2010 г. 15:53

В романе «Террор» описываются события, произошедшие с кораблями «Эребус» и «Террор» в ходе экспедиции Джона Франклина. Повествование ведется от лица капитана «Террора» Крозье.

Первое, что поражает воображение при знакомстве с книгой (если не считать объема — почти 900 страниц), это внушительный перечень источников, с которыми работал писатель. Такое не стыдно привести в любой научной работе. Сразу же настраиваешься на то, что автор немного лукавит. Нет — это не совсем фантастика. По сути, это реализм. Реализм до предела. Детали проработаны до мелочей, они не притянуты за уши воображением писателя — они настоящие. Читая книгу, настолько погружаешься в ее холодный, одинокий мир, что кажется, будто на самом деле ты там — на замерзших кораблях, голодный, наполовину больной и почти отчаявшийся. Ты чувствуешь вонь, озноб и постоянный, ни на минуту не отпускающий голод. Ты там, целиком и полностью, переживаешь день за днем на обреченных кораблях, преследуемых загадочным зверем, от которого невозможно укрыться.

Этот зверь, введенный писателем в сюжет, и есть тот фантастический элемент, который формально относит книгу к жанровой литературе. Но даже этот зверь создан не только в голове писателя, его корни исходят из эскимосских традиций, которым в книге так же уделено много внимания.

Вместе с командой покинутый кораблей, ты тянешь по льду тяжело груженые лодки в поисках открытой воды, в тщетной надежде выбраться из ледяного ада. Вместе с остатками команды ты до последнего веришь, что сможешь дойти до устья реки,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сможешь и... погибаешь.

Книга прекрасна. Она замечательна именно своим реализмом, исполненным с высочайшим мастерством и трудолюбием. Есть, конечно, некоторые досадные мелочи, вроде того, что главный злодей оказывается гомосексуалистом (а как же!), но это нисколько не портит общей картины.

«Террор» — одна из лучших книг у Симмонса. Настоятельно рекомендую тем, кто еще не ознакомился с ней, сделать это немедленно!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Фрэнк Герберт «Дюна»

Андрей Тепляков, 14 мая 2010 г. 15:40

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По приказу Падишах-Императора герцог Лето Атрейдес с семьей и приближенными покидает родную планету Колодан, чтобы вступить во владение Аракисом — планетой-пустыней, планетой пряности, ценнее которой нет ничего во Вселенной. Вокруг него сразу же сплетается сеть смертельных интриг. Кровная месть, алчность, неистребимое желание власти и могущества окружают герцога и его семью плотным кольцом. А в пустыне Аракиса среди гигантских песчаных червей Шаи-Хулудов странный народ фриманов ждет прихода своего мессии.

Герберт любил «Дюну» — это видно сразу. Столько оригинальных находок, подробностей, глубины в ней. Имена и названия: Муад'Диб, Суфир Хават, меланжа, дистикомбы — звучат очень точно и ласкают слух. Быт фриманов, их способ выживания в пустыне, окружающие их запахи и звуки — все настолько достоверно, будто написано очевидцем (что, в некотором роде, недалеко от истины) . Вставки из книг принцессы Ирулан — настоящие шедевры. Наверное самое удачное, что есть в «Дюне». Гильдия, и ее секрет. Орден Бене-Гессерит. Все продумано, все очень цельно. Но...

Я дважды начинал читать книгу и дважды откладывал. И все никак не мог понять — в чем проблема? История, наполненная событиями, красивая, развивающаяся в необыкновенном мире, но удивительным образом лишенная эмоций. Именно в этом все дело. «Дюна» — эпос, со всеми его недостатками. Это деяния, за которыми в книге почти не видно людей. Они там есть и описаны, но это лишь фигуры на шахматной доске галактической империи и Аракиса. Происходящие вокруг них события драматичны, более того — они ужасны, чудовищны, но преподносятся они со спокойной отстраненностью летописца, будто не происходят здесь и сейчас. Персонажи изменяются вдруг — без накопления, без прорыва. Пауль становится Муад'Дибом именно тогда, когда это необходимо. Без перехода, без перелома — Бог из машины делает его своим пророком. Молодой парень теряет все, но потери не трогают его душу. Я не чувствую этого, поэтому не чувствую и его. Я хочу быть вовлеченным в его драму, и не могу. Переживания Пауля декларируются, перечисляются, но их нет. Единственный по-настоящему живой персонаж в книге — барон Владимир Харконнен, злодей и чудовище. Бесконечные перепетии феодальной политики на фоне космоса и хайлайнеров не делает книгу живее. Она чем-то напоминает «Игру в бисер» Германа Гессе. Да, «Игра» получила Нобелевскую премию, но ее получили и «Старик и море» и «Сто лет одиночества». В «Дюне» события довлеют и определяют все. Всесильный пророк не знает поражений, утверждая себя среди фриманов. Он не знает горя, он почти не сомневается. «Дюне» не удалось вовлечь меня в свой мир. А жаль...

Книга появилась на свет очень своевременно — на волне интереса к экологии, которой в «Дюне» посвящено много слов. Однако сейчас, это уже не производит того впечатления. Экология оказалась куда более сложной наукой, чем представлял ее планетолог Аракиса Льет.

Книгу делают персонажи, а не события. К сожалению, в «Дюне» перевес отнюдь не на их стороне.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Нил Гейман «Американские боги»

Андрей Тепляков, 14 мая 2010 г. 15:35

В этой книге не стоит искать глубокого подтекста или оригинальной философии – их там нет. История, написанная Гейманом, проста и очень прозрачна. Она – взгляд чужака на Америку. Взгляд не оригинальный, но очень точный.

В 1992 году Гейман покинул Англию и перебрался в Соединенные Штаты. Как и старые боги в его истории, он видел в них страну бескрайних возможностей. «…я начал искать, и тут же нашёл. Вот ещё одна прекрасная черта Америки», — так он писал о покупке нового дома в стиле старой Американской готики. И Гейман привез с собой своих богов.

Противостояние старых богов, прибывших с первобытными людьми, викингами, рабами, и богов новых – богов Макдональдса, Интернета и медицинской страховки – отнюдь не самое главное в книге. И даже не второстепенное. Их война не имеет смысла, потому что сами боги, как это ни парадоксально звучит, ничего изменить не могут. Боги воюют в сознании людей. И в этой битве от них почти ничего не зависит. Главное – это мысль, которая повторяется в книге, как рефрен, мысль, которая сформировалась у Геймана почти за десятилетие жизни в стране больших возможностей: «Америка – это хорошее место для людей, но плохое место для богов». И в этом вся суть, вся философия. Эти слова, если подумать над ними, говорят очень много. Больше многих книг, статей и исследований.

«Америка – плохое место для богов».

Отличный стиль, отличный язык (который не смог испортить даже посредственный перевод), живые и выпуклые персонажи. Эта книга нравится сразу. Эта книга рассказывает настоящие истории, неторопясь и обстоятельно. Она собеседник.

Оценка: 9
⇑ Наверх