Нил Гейман «Американские боги»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Скандинавской | Русской/Славянской | Египетская | Североамериканских индейцев | Народов Африки | Индийской | Кельтской | Европейского средневековья | Арабской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Главный герой Тень, отсидев три года в тюрьме, выходит на свободу. Он ещё не подозревает, что главные испытания ждут его впереди. Лаура, его жена, погибает в автокатастрофе… Дома Тень поджидает странный человек по имени Среда, который представляется беженцем из какой-то далекой страны и вовлекает героя в запутанные события...
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Американские боги»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2001 // Роман | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Фэнтези (Великобритания/США) | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2002 // Роман фэнтези | |
лауреат |
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2002 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2003 // Переводная книга фэнтези | |
лауреат |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2003 // Переводной роман (Великобритания, 2001) | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2004 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези | |
лауреат |
Литуаникон / Lituanicon, 2005 // (Великобритания/США) | |
лауреат |
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 2005 // Книга года |
Номинации на премии:
Экранизации:
— «Американские боги» / «American Gods» 2017, США, реж. Дэвид Слэйд, Адам Кэйн, Винченцо Натали
- /языки:
- русский (19), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (19), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Г. Герасим (1), А. Комаринец (3), В. Михайлин (14), О. Петик (1), Е. Решетникова (14)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 31 октября 2024 г.
«Американских богов» по праву можно отнести к классике современного мифологического фэнтези. Нил Гейман в своем романе смог умело сплести мифологию разных стран с современной реальностью.
Америка – это место, куда пришло множество различных народов. И каждый из них принес вместе с собой свои верования. Ирландцы – лепреконов, норвежцы – Одина, славяне – Чернобога, африканские рабы – Ананси. Список можно продолжать ещё очень долго. С тех самых пор эти божественные сущности поселились на американской земле. Однако современность породила новых богов – телевидение, интернет, маркетинг, медиа. Старые же боги начали забываться, ведь гораздо легче поклоняться тому, что видишь каждый день. А боги без паствы уходят в небытие. Вот и приходится старичкам выживать как могут: водить такси, забивать коров на скотобойне, соблазнять туристов в гостиницах и делать оружие. Их былое могущество постепенно сходит на нет. Теперь же перед ними стоит смертельная угроза забвения, и Старые Боги должны объединиться и единым фронтом выступить против ненавистных Новых Богов. Всеотец Один задался целью собрать эти силы воедино, а у этого хитреца найдется парочка козырей в рукаве. В Соединённых Штатах назревает Последняя Битва между новыми божествами, зародившимися уже здесь, и старыми богами-иммигрантами. Суть конфликта проста – веры и поклонения на всех не хватает.
Исход этой битвы будет зависеть от нашего главного героя — здоровяка по имени Тень. Несмотря на простоватую внешность, он не обделён умом, сообразителен и смел. Его биография очень интересна. Тень совсем недавно вышел из тюрьмы по надуманному обвинению. Теперь опять ему не светит пожить спокойно. Один выбрал его в качестве спутника, что сопряжено с определенными рисками. Тень вместе с Всеотцом будет колесить по Америке и встречаться с разными богами, побуждая их примкнуть в Последней Битве. Ему предстоит сыграть в шашки с Чернобогом на собственную жизнь, поработать в похоронном бюро Тота и Анубиса, побывать на оружейном заводе Бога Войны, подраться и выпить с лепреконами. В этих странствиях его будет оберегать его мертвая жена. А угроз на этом пути будет немало, ведь Новые Боги будут всеми силами стараться помешать сплочению старичков-иммигрантов.
Что удалось Нилу Гейману на славу, так это атмосфера. Вместе с Тенью мы побываем в разных городках Америки, увидим их быт, смешанный с магическим реализмом. Будет в романе много загадок и интриг. Само повествование получилось многоуровневым, и читателю будет непросто за внешней простотой квеста увидеть все скрытые смыслы.
Правда не обошлось и без ложки дегтя. На протяжении всего романа напряжение все нарастало – приближалась Последняя Битва. Да только вот сама она вылилась в просто пшик. А ведь я ожидал чего-то по-настоящему масштабного. Но, как говорится, наши ожидания — это наши проблемы. В романе довольно логично объяснен такой финал, но я все же был несколько разочарован.
Итог: Несмотря на обозначенные минусы, роман мне по большей части понравился. В нем огромное количество отсылок и многомерных метафор. Символизма тоже хоть отбавляй. Чего только стоит, например, самопожертвование Тени, повторившего подвиг Одина. Считаю, что роман однозначно стоит того, чтобы с ним ознакомиться.
Nexus, 7 июня 2024 г.
Несмотря на то, что фэнтези не является моим любимым жанром, я все-таки не смог пройти мимо книги, речь о которой пойдет далее. И естественно, на то было несколько причин. Первая — это, конечно, синопсис. Не сказать, чтобы он был каким-то дико оригинальным, но тем не менее четкая интрига в нем прослеживалась. А вторым побудительным к чтению моментом стало не просто большое, а воистину огромное количество различных литературных наград, которых удостоилось данное произведение. Причем, туда затесалась и «Премия Брэма Стокера» (к слову, абсолютно непонятно почему). Ну а толкую я, собственно, о романе Нила Геймана «Американские боги».
Сюжет книги стартует с того, как отмотавший три года в тюрьме парень по имени Тень выходит на свободу и знакомится с таинственным человеком, который просит называть его «мистер Среда» и предлагает бывшему заключенному работу в качестве своего личного телохранителя. Поскольку за несколько дней до этого жена Тени погибла в автокатастрофе и дома его никто не ждет, он соглашается на столь неожиданное предложение, не подозревая какие испытания свалятся на его голову в дальнейшем. А главным же среди них станет столкновение древних и современных богов, которых в Америке накопилось великое множество.
Итак, что же можно сказать о романе? Начну с того, что идея о противостоянии почти забытых божеств с новыми идолами двадцать первого века сама по себе выглядит довольно интересно. Однако мне показалось, что Гейману она быстро наскучила и поэтому он не раскрыл ее в полной мере. В пользу этого говорят следующие факты:
1) В книге присутствует целая тьма сверхъестественных персонажей, но отличить их друг от друга весьма сложно, потому как автору было лень прописывать их характеры. Видимо, Нил посчитал, что его аудитория по умолчанию знает всех богов, а значит способна и сама додумать их образы;
2) Вся вторая часть романа (порядка двухсот страниц) посвящена тому, как Тень проводит время в маленьком городке Лейксайд, где каждую зиму бесследно исчезают дети. И в общем-то эта сюжетная линия вышла любопытной, вот только к основной истории она имеет крайне отдаленное отношение. То есть, Гейман настолько увлекся освещением провинциальной жизни, что напрочь забыл о том, что на горизонте маячит эпичная битва титанов;
3) Ну и сама битва — это какое-то недоразумение. Автор так долго готовил нас к некоему масштабному событию, а в итоге оставил его начало где-то за кадром, а потом и вовсе свел всё к проникновенной речи Тени на поле боя, после которой противники опустили оружие и разошлись по домам. Казалось бы, и зачем нужен был весь этот сыр-бор? Чтобы тупо поиздеваться над читателями?
В общем, «Американские боги» — очень странная книга. Видно, что Нил старался создать монументальный по своей задумке текст, но совсем забыл, что на одной идее далеко не уедешь. Нужно еще поработать и над героями, и над событийным наполнением, и над атмосферой. Да много над чем. А то получается, что берешь в руки чуть ли не шедевр мировой литературы, а погружаешься в черновик среднего по качеству сериала.
И напоследок, отмечу, что я так и не уловил, почему Геймана именуют главным сказочником современности. Допускаю, что в других произведениях Нил проявил себя в подобном качестве, но в «Американских богах» с фантастическими элементами вышел явный недобор. Что удивительно, ведь тема романа позволяла разгуляться на полную катушку. Но похоже и здесь автору не хотелось слишком сильно напрягаться.
Хотя, взглянув сейчас на свои претензии, я задумался о том, что вероятно Гейман — просто не мой писатель и я зря полез в его творчество. Что ж, может и так. Правда, шестое чувство подсказывает мне, что даже если бы я был поклонником фэнтези, несуразное детище Нила все равно вряд ли бы меня порадовало.
Groucho Marx, 13 января 2024 г.
Идея этого романа замечательная, реализация посредственная. Слишком заметно, что писалось в манере соверемнных сериалов, где каждая серия (глава) должна кончаться парадоксально и шокирующе, оставляя больше загадок, чем разгадок, и тем самым мотивируя читателя (зрителя) хвататься за следующую серию (главу). Во всех случаях подобной манеры повествования уже где-то к середине автор понимает, что запутался в многочисленных загадках и парадоксах (исключение — Чарльз Диккенс и Александр Дюма-отец, у них-то этот трюк срабатывал, они не путались в собственных интригах) и начинает лихорадочно распутывать их, превращая таинственность в банальность. Финал в таких случаях ошарашивает своей глупостью. Если же автор решает ничего не распутывать и громоздит «тайны и приключения» до самой последней страницы (до конча сериала), то на выходе мы имеем «Красный Вигвам», то есть опять-таки разочаровывающий хлопок мыльного пузыря — финал оказывается «открытым», ничего не объясняющим. Впрочем, в таких случаях фанаты текста (сериала) начинают уже сами, за автора, додумывать смысл прочитанного (увиденного).
В случае романа «Американские боги» финал получился настолько убогим и плоским после пышной, великолепной, завораживающей, многообещающей первой половины книги, что многие читатели не желают замечать, что Нил Гейман их просто надул, поленившись выдумать более-менее убедительную развязку. Отдельное спасибо Нилу Гейману за «непрямую рекламу» в тексте — регулярное упоминание марок потребляемых героями товаров и продуктов.
flying_kitten, 29 ноября 2023 г.
Супер-пупер известная книга, куча премий, экранизация, многочисленные подражатели и всё такое прочее. У нас в России — одна из первых книг в серии «Альтернатива», где публиковалось много хороших, но сильно неформатных книг. Вроде бы, одна из первых (а уж из широко известных, так наверное и первая) книг, где современная провинциальная Америка с современными провинциальными американцами смешана (и тщательно взболтана) с европейско-скандинавскими-какими-то-ещё богами.
Простой американский парень выходит из тюрьмы и случайно встречает странного человека, который предлагает ему хорошо оплачиваемую работу. Человек оказывается совсем даже не человеком, а главный герой попадает в самую гущу противостояния разнообразных языческих богов, которые в своё время понаехали в Америку вместе со своей паствой, да так тут и остались.
Первое. Богов много. Очень много. Правды ради, в сюжетных перипетиях активно участвует всего лишь несколько. Второе. Боги все очень похожи друг на друга. Такие, знаете ли, стопроцентные американцы — реднеки, а зачастую так и вообще те, кого называют «вайт треш». Главный герой ездит по США со своим нанимателем, общается с богами, попадает в разные передряги. Всё очень неторопливо, с обилием «телесного низа», введённого в повествование эпатажа ради, со многими-многими штампами — роман прямо таки наполнен разнообразными архетипами. Фактически, англичанин Гейман создал эдакий слегка искривлённый портрет Америки. :) В общем то и целевая аудитория — житель США, для него есть куча отсылок, намёков, пасхалок и аллюзий, для российского читателя не всегда понятных.
Идея романа по итогу оказалась гораздо лучше реализации, но нельзя сказать, что книга плохая. Подзатянутая, нарочито эпатажная, в каком-то смысле — специальный такой запретный плод для подростков. :) Но, в общем и целом, довольно интересная, ну и не забываем, это — родоначальник жанра, на момент публикации — некая свежая струя. Прочитать стоит, ждать каких-то откровений — нет.
AgentSmith2018, 18 ноября 2023 г.
Нда,
1. Главный герой встретил такого-то бога
2. С таким-то богом едет искать другого бога
3. Они сидят в местной забегаловке и едят фаст-фуд
4. Главный герой едет из одного скучного, шаблонного провинциального городка в другой такой же городок, выполняя поручения Большого Скандинавского Босса.
5. (иногда какие-то действия, которые гг совершает с богами)
Плюс к вышеописанному : педерастия ифрита с таксистом-арабом; Анубис(В эпизоде как Шакел) ест кусочки внутренностей трупа девушки, по мнению ГГ отдавая дань уважения мертвой девушке; Один(в этих эпизодах как Среда) пьёт виски «Джек Дэниэлс»(исправил. Спасибо пользователю который указал на ошибку), более достоверно было бы если он пил Баварское или там «Карлсберг»; ещё здесь есть несколько убийц-маньяков и очень много бытовой порнухи и грязи; и т.д.
Более подробно сказано в других отзывах. Не пойму за что его называют шедевром.
Нортон Коммандер, 12 января 2023 г.
Англо-американский писатель Нил Гейман и его самый известный роман «Американские боги».
Этот роман именно о том, что содержится в названии — об Америке и о богах, в нём передана атмосфера современной Америки (хотя, наверное уже не совсем современной — прошло больше 20 лет) и переосмыслена мифология различных народов мира. Сейчас немодно хвалить Америку, но, отдавая должное этой части света, стоит признать, что Америка — это молодая и активная цивилизация, которой постоянно предрекают скорый крах, но которая, тем не менее, не собирается сдаваться и активно переплавляет внутри себя всевозможные старые идеи и генерирует новые. (Однажды учительница в школе сказала нам, что все мы в душе немного американцы. Не все были с ней согласны, но лично я считаю, что так оно и есть. Хотим мы этого или нет, но современная массовая культура, в которой изрядная доля американского, имеет существенное влияние на каждого человека, в том числе и в нашей стране.)
Роман «Американские боги» собрал аж 13 литературных наград (судя по странице на Фантлабе), включая «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус», причём в то время, когда эти награды ещё что-то значили. Значит ли это, что перед нами один из величайших фэнтези-романов? Это вопрос спорный.
В «Американских богах» ирония сочетается с трагическими моментами, а городское фэнтези с постмодернизмом. Сочетание сильное, но реализацию его нельзя назвать гениальной.
В основе сюжета — столкновение старых, почти забытых, богов и новых — богов СМИ и высоких технологий. Главный герой, Тень, внезапно узнаёт, что наш мир не таков, каким нам кажется, что в нём есть существа со сверхъестественными возможностями и происходят невероятные вещи. Но Тень на удивление быстро принимает правила игры и практически не удивляется всему, что с ним происходит.
Создаётся впечатление, что этой книге нужен хороший редактор, причём желательно советский. Мы, конечно, против цензуры, но кажется, что книге не помешает небольшая стилистическая правка. В тексте то и дело попадается на глаза неприкрытый мат и прочая низость. (Например, можно сбиться со счёта, если считать сколько раз упоминается процесс опорожнения мочевого пузыря тем или иным персонажем; причём для сюжета всё это, естественно, никакой роли не играет.)
Самые сильные моменты романа — начало и конец. Начало интригует и заинтересовывает, развязка и концовка сильная и эмоциональная. Но при чтении основной части повествования иногда возникает мысль, что там нет единой истории. Главный герой куда-то едет, там что-то происходит, потом он возвращается... и так несколько раз. Поэтому откладывая книгу быстро забываешь на чём остановился при чтении.
Одним из тех, кому Гейман посвятил роман является великий Роджер Желязны. Так вот Желязны обо всём этом — о богах, о переосмыслении мифологии и процессов, происходящих в современном мире — писал пожалуй более мастерски. Но это дело вкуса и предпочтений, Гейман также находит своего читателя, и «Американские боги» уже стали знаковым произведением в мировой фантастике.
Harlekin667, 18 октября 2022 г.
Имя Нила Геймана для меня достаточно давно на слуху, но его творчество я как-то обходил стороной поэтому он был мне знаком только по «Благим знамениям» и пару пролистанным комиксам не оставивших после себя хоть каких-то положительных впечатлений. Да и сам роман в соавторстве с Пратчеттом не смог меня чем-то заинтересовать, скорее наоборот. Таким образом я к богам испытывал какое-то странное предубеждение и к его чтению я подходил с некой тревогой, авось не зайдет, но как в дальнейшем окажется вполне себе зайдет, правда по большей части местами.
В книге на момент происходящих событий описывается Америка со всеми ее ценностями где рассказывается как в свое не столь далекое от нашего времени на Новую землю условными «иммигрантами» были завезены боги, которым они поклонялись, почитая их. Но нынешняя действительность жестока и сурово относится ко всем даже невзирая на то если ты бог. По итогу так и получается, что вера в «старых» со временем скоротечно ослабевает, сменяя тем самым порядок и передавая власть «новым» в лице технологий и информации. И как следствие всего у них на этом фоне формируется противостояние. В центе самого конфликта оказывается бывший заключенный и с виду вполне себе обычный человек, но весьма с не обычным для наших реалий именем Тень. В последствии этот самый персонаж зарекомендует себя как «эмоциональный труп» который будет абсолютно невозмутим к оккультным вещам, происходящим вокруг него, но он кстати единственный кто будет прикладывать хоть какие-то усилия чтобы раскачать сюжетную лодку. Потом его на сомнительную должность телохранителя трудоустроит к себе на первый взгляд мягко сказать загадочный человек, с не менее удивительным именем Среда. Естественно сцена только одним лишь знакомством и последующим трудоустройством не ограничится, и в скором времени перерастет в психоделическое приключение, которое постепенно будет двигаться к событиям грядущей войны правда при этом путь будет часто отягощаться и размазываться фрагментами излишних сцен и чрезмерной болтовни с пустой составляющей.
Для тех, кто хочет прочесть, но еще сомневается может даже относительно жанра, скажу так, что данная форма литературы на самом деле мне не близка, прям вообще, но проблем читая эту книгу я не испытывал и прочих трудностей для себя не обнаружил. Но, несмотря на все это приобщиться к современному миру, в котором происходят мистические события и присутствует магия мне не удалось. Роман от начала и до самого конца получился своеобразный. Меня лично поразила его легкая форма мифологического контекста, которая как я считаю в состояние порадовать любого тем что не потребует от него сакральных знаний, а вот к тексту из-за изрядной формы жаргона я остался равнодушным. Сам сюжет выдался буквально предсказуемым и малость затянутым. Также для себя я отметил что все эти отрицательные стороны занимают почти всю первую половину книги. Добавлю еще и то, что крайне отчетливо видно, как Гейман настойчиво старается передать читателю свое исключительное представление о богах используя один из нашумевших инструментов расширяя им фокус своей многочисленной аудитории. С чем собственно успешно справляется. Поэтому здесь присутствует абсолютно вся навязчивая производная часть современной повестки, проходящая по всем пропускным пунктам оценочных критерий голливудского комьюнити. А все вымышленные персонажи по этой причине представляют собой типичный образец американской действительности.
Stalk-74, 18 мая 2022 г.
«Американские боги» был назначен великим романом ещё до написания. Прижизненный американский классик Нил Гейман, написав страничку, тут же выкладывал её анонс на соответствующий сайт, процесс шел, читающая часть человечества, затаив дыхание ждала обещанное Великое произведение. Разумеется, величие начиналось уже с названия. Все по высшему классу — и Боги, и Американские, куда уж выше. На деле, на мой ничего не значащий субъективный взгляд, получилась нормальная фантазия, без подпитки не тянущая на рольвехи литературы. но являющаяся вполне неплохой боевой единицей.
Намешанные в кучу опустившиеся боги были всех рангов и мастей — и ирландские, и скандинавские, и индийские, и египетские. Вот только у диких славян либо не было божеств, либо они гордо отказались эмигрировать в страну заокеанскую. А там выросли новые — бог наркоты, например, или бог автохлама. И грядет армагеддец.
На деле получился пшик. Никакого нового мира не родилось, новых поворотов не повернулось. Персонаж-уголовник все разрулил, галочка в списке «100 великих прочитанных книг» поставлена.
Слегка обманутые в ожиданиях читатели дежурно хвалят прочитанное, и даже чего-то находят на третьем слое написанного. Мол, не просто так Луна в доллар превращается, а убиенная девочка носит брекеты. На деле, это просто коммерческое произведение, замаскированное под сурьёзную литературу.
А, если, кто-то что-то для себя нашел, так и вообще замечательно.
LadyAngel, 10 апреля 2022 г.
Роман о богах, привезенных в Америку людьми из разных уголков мира, почитаемых, а потом забытых.
Не сказать, что книга очень увлекательная, но сюжет удерживает внимание с переменным успехом. По крайней мере, мне хотелось узнать, чем всё это закончится.
Но, всё же, я бы не стала рекомендовать роман. Не каждый способен вынести сцены однополой близости. Редкий читатель нормально относится к нецензурным выражениям (которые, к тому же, и не чувствуются тут уместными; как будто их писал человек, который не ругается в реальной жизни). Да и вообще у меня есть несколько вопросов по лору произведения:
- почему боги смертны?
- если они боги, почему они нуждаются в доходах от мелких мошеннических операций?
- почему ГГ всю историю носился с обещанием воскресить свою жену, но в конце произведения автор проводит его мимо всех возможных мест и персонажей, но даже не упоминает об этой линии?
Можно задавать вопросы ещё и ещё... Мне не понравилось, как сжался масштаб ближе к концу истории, как легко и бездарно был слит Один, отец всего (которого преподносили, как главного, самого влиятельного бога).
Double Black, 2 февраля 2022 г.
Странное ощущение, что я не первый, кто пытается написать отзыв.
Странная книга. Такое чувство, будто бы автор замахнулся на нечто очень большое, но не сдюжил и сдулся к концу второй трети. Я сознательно не хочу говорить о сюжете, не собираюсь даже намекать на спойлеры, но с начала книги у меня создалось впечатление, будто бы приподняли завесу над миром чудес. И ты уже ощущаешь запах волшебства, как вдруг все сворачивается, сходит на нет, упаковывается в обыденность и выпинывается в тусклый реальный мир. Читатель, ожидающий получить от книги что-то остается с пустыми руками и чувством, что его оставили без сладкого, а он ничего такого плохого не сделал. Обидно. Вместе с тем, написано это дело хорошо, читается в кайф и очень захватывает сюжет. До определенной точки. Читать надо. Перечитывать, как, например, «Князя света» — нет.
a0001, 29 декабря 2021 г.
По жанру немного не моё и по мне так многовато мата в переводе, но мне понравилось. Читается легко, сюжет захватывает, поэтому прочитав остался весьма доволен.
Любителям подобного рода произведений, несомненно, рекомендую.
detective.book, 4 ноября 2021 г.
Второе доступное произведение Нила Геймана на #storytel #сторител безусловно знаковое для жанра городского фэнтази. В основе сюжета персонаж по прозвищу Тень, потерявший все и оказавщийся избранным, открывающий знакомый мир для себя заново. В книге смешаны пантеоны богов и религий человечества. Так же как и в «Добрых предзнаменованиях» Нас знакомят с Миром с помощью самодостаточных рассказов. Гейман пытается насытить книгу не вообразимыми событиями, отчего переодически у меня появлялось чувство беспомощности. Как будто падаешь в пропасть а возможности ухватиться за что то просто нет. Причина многообразие мира и ограниченность его книжными страницами. Кажется что происходящее всего лишь маленькая песчинка, что если правила игры такие, почему герои вобще важны в ней. Гейман строит миры мастерски подмечая интересные особенности, но ощущения хаоса происходящего не покидает. Стивен Кинг для детей, потому что легко читается, интересно, но как то не реалистично, не страшно, не заставляет задуматься. Но в «Американских богах» есть один момент, который поменял у меня восприятие автора. Это сюжетный отрезок, когда главный герой скрываясь, селиться в маленьком городке и начинает знакомиться с жителями. Здесь безумное роудмуви сменяется камерным повествованием. Когда Гейман перестает мчаться во весь опор и закидывать меня необычным меняющимся антуражем, а начинает рассказывать камерную внятную историю с живыми персонажами и трагической интригой, я говорю «Вау, а можно так всегда». Эмоцианальный катарсис наступает, только благодаря этой части сюжета. Да, Нил Гейман остро, актуально, сатирически, создает огромные миры, но мне ближе его маленькие камерные истории. Лично для меня лучшим его произведением является «Океан в конце дороги». Автор принимает что он Стивен Кинг для детей, и пишет небольшую местечковую историю про детство, магию и непреодолимую силу возвращаться с одним из самых сильных и запоминающихся финалов за все мои прочитанные книги.
Instagram: @detective.book
poxabich, 25 января 2021 г.
Замечательная вещь! Гейман вообще хорош. Он замечателен, он старается держаться в рамках традиционного. Как не смотри, но «Американские игры» — это традиция. Когда Гейман выходит за рамки (это во многих рассказах, лень перечислять. Причем одни реально сделанные, а другие схалтуренные) — это хуже. Но сейчас. речь об «Американских богах», а они хороши. Много просвещения, много стеба. Но, скажем, до Пелевина, ему довольно далеко. Хотя это разные культуры и разные планы.
zvezdochet2009, 3 января 2021 г.
«Американские боги» — это литературный прорыв Нила Геймана, английского фантазера-постмодерниста и самого яркого писателя fiction нулевых по совместительству. У каждого писателя есть произведение-маркер, по которому его сразу узнает широкая публика. У Геймана это «Американские боги», виртуозная постмодернистская фантазия, основанная на мифологии большинства народов мира с сильной идеей и актуальными проблемами под обложкой.
Традиционно Гейман выводит местом действия наш современный мир, а точнее, Америку. Отмотав три года в неволе, из тюрьмы выходит угрюмый здоровяк по кличке Тень. Он пытается уехать домой, но узнает, что его жена, Лаура погибла в автокатастрофе. И тут к нему подкатывает странноватого вида тип с не менее странным именем Среда, предлагая работу за хорошее вознаграждение. Тень соглашается – все равно терять уже нечего…
Вот с такой завязки Гейман начинает раскручивать сюжетную спираль, куда окажутся вовлеченными не просто рядовые граждане, а в прямом смысле божественные силы, которые играют на Земле, как на шахматной доске в свою игру. Вроде бы роман отвечает всем признакам городского фэнтези, но постепенно становится понятно, что в историю вложен более глубокий смысл, чем разборки старых европейских и азиатских богов с новыми божествами за сферы влияния, то есть человеческие души.
Помещая богов и демонов в повседневность, Гейман не делает ничего оригинального. До него такими вещами баловался выдающийся фантаст Роджер Желязны, и довольно успешно. Стараясь размыть традиционные границы между научной фантастикой и фэнтези, Желязны нагло смешивал основные постулаты жанров, на выходе получая прекрасные, экзотические коктейли и свежий ветер перемен. Гейман идет по той же тропе, используя обширный мифологический арсенал и имплантируя богов в современность. Зачем? Ведь Желязны уже подобное проворачивал.
На первый взгляд, «Американские боги» — игры с богами в сеттинге 21-го века. Но вот что действительно заслуживает внимание в обстоятельном большом романе англичанина, так это тема, которая затрагивает каждого человека, всех нас вместе взятых. Гейман говорит о вере, ведь она присуща всем людям, даже атеистам. Каждый человек во что-нибудь верит, и Гейман утверждает, что именно вера дает божеству силы. Соответственно, чем меньше силы, тем слабее оказывается бог. И старые боги, привезенные поселенцами в Америку, постепенно утратили свое могущество, уступив место новым дерзким богам – Капиталу, Моде, Интернету, СМИ, Банковским карточкам. Схватка старых верований с новыми — об этом писал в своих «марсианских» рассказах еще Брэдбери.
Вообще для чтения такой литературы требуются серьезные начальные познания в области мифологии; без такого рода сведений читатель рискнет не понять более половины происходящих в книжке событий, которые имеют значение для всей истории в целом. Имена, сцены, символы и отсылки к эпосу наполняют роман на каждой странице; это прямые цитаты из скандинавского, египетского, славянского, германского и прочих фольклоров мира. Это боги, собранные на американской земле со всех уголков мира, а Тень, вроде бы обычный человек, играет в схватке божеств ключевую роль, исполняя свое предназначение. Не книжка, а учебник по мифологии народов мира.
В итоге внешне выглядящий как городское фэнтези с глобальным конфликтом, роман «Американские боги» ломает грани и оборачивается серьезными философскими размышлениями автора о месте религии в повседневной жизни обычного человека, о сути божественного, о связи бога и человека, о вере, силе и бессилии веры. Гейман взял готовые архетипы и, как мозаику, выложил из них новое полотно – так же как это делал Сальвадор Дали, создавая свои знаменитые картины-миражи: вроде бы составленные из отдельных образов, на каком-то расстоянии эти полотна открывали новые визуальные уровни и оказывается, что, например, две монашки – это глазницы большого черепа, если отойти на приличное расстояние.
То есть все зависит от восприятия. В этом романе в том числе. Главное, что автор создал текст, а как его воспринимать, пусть каждый читатель решает сам. Очевидно лишь одно: сейчас современную фантастику уже невозможно представить себе без творчества Нила Геймана и его знакового, этапного романа «Американские боги», важнейшего произведения в жанре.
amberLord, 17 декабря 2020 г.
Не могу припомнить, чтобы за последние года у меня появилось желание перечитать какую-либо книгу. Но просмотр первого сезона «Американских богов» подтолкнул меня к мысли, что надо бы освежить в памяти сюжет романа. Тем более, как оказалось после прочтения — я умудрился подзабыть один из ключевых моментов сюжета.
Взрослый мужской роман. Шикарный. Требующий от читателя обширного кругозора. Итого, имеем шедевр и один из лучших романов современности. Но, как и сериал, однозначно не для всех.