Филип Пулман «Северное сияние»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Одиннадцатилетняя Лира Белаква — сирота, проживающая в Оксфорде. Но однажды ей всё-таки придётся оттуда уехать, и после этого её ждёт цепь захватывающих приключений...
Входит в:
— цикл «Вселенная Тёмных начал» > цикл «Тёмные начала»
Награды и премии:
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1995 | |
лауреат |
Премия Гардиан / Guardian Award, 1996 // Лучшая детская книга | |
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 1997 // Детская книга года | |
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2007 // Carnegie of Carnegies |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2003 // Переводная книга фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной роман (Великобритания, 1995) | |
номинант |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Лучшая книга за 30 лет |
Экранизации:
— «Золотой Компас» / «The Golden Compass» 2007, США, Великобритания, реж. Крис Вайц
- /языки:
- русский (8), английский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Бабков (2), М. Байдюк (1), В. Голышев (7)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Velary, 1 сентября 2016 г.
Определённо, я разочарована. От книги, вошедшей в число 100 лучших всех времен, я ожидала гораздо большего (да, все мы знаем, чего стоят эти списки, но всё-таки это что-то да значит).
Я уже никогда не узнаю, как оценила бы «Тёмные начала» лет в 12-13, но на самом деле не считаю это принципиальным, ибо придерживаюсь мнения, что хорошие детские книги и взрослыми читаются с удовольствием.
Первое впечатление: скучно. Вроде листаешь страницы, что-то происходит, местами даже мелькает интерес, но чем дальше, тем реже. На середине я задумалась, а стоит ли читать дальше, и последнюю треть просмотрела по диагонали.
У автора есть изумительная идея — деймоны. Это лучшее, что есть в этой книге, и все моменты с ними чудесны и захватывающи. Но всё остальное... Мир не описан, невнятен, непонятен и потому не цепляет. Не верю!
Ну и конец, конечно *рукалицо, простите*. Даже шут бы с ним, с Лирой, которая ломанулась в прекрасное далёко, потому что «раз они говорят, что Пыль плохая, значит на самом деле она хорошая, надо её спасти! (от кого? от чего?)». Но сцена с её шизанутыми родителями меня добила! Главное, что она здесь ни к селу, ни к городу, зачем она была? Непонятно. Пыль как частица первородного греха — спасибо, посмеялась. Немного истерично, правда, но с кем не бывает?
Я не знаю, может там дальше что-то раскрывается, но судя по отзывам, первая часть лучшая, так что читать продолжения не буду ни за что. Даже не знаю, почему поставила пятёрку, роман мне совершенно не понравился.
gramlin, 3 октября 2024 г.
Ну камон. Опять детскую книжку выдают за «бестселлер ньюйорктаймс». Я все понимаю, адалт_янг во все поля, но не настолько же. Я отдам эту книжку читать своей восьмилетней дочке. Это просто сказка (увлекательная!): добрая и смышленая девочка помогает своему доброму и смышленому папе победить всех злых и несмышленых врагов. Непонятно, правда, к какому лагерю запишут маму — единственный небинарный персонаж — спрошу у дочки потом, ради этого я дочитывать не стал.
И еще ведьмы! И цыгане! И бронированный медведи! (серьезно... я хочу спросить у автора, почему только медведи? где мои бронированные моржи? я понимаю, для сказки очень красиво, но логика подска... да какая логика в сказке! Королевство бронированных медведей — даже звучит круто).
asakuro, 13 мая 2017 г.
Пулман попытался написать серьезную книгу для детей младшего школьного возраста. Не получилось (ну, на мой взгляд, конечно же). Сюжет — прост и примитивен, обычный квест по частям («найти медведя» — «найти его броню»). Поступки героев (особенно взрослых) — не логичны. Сюжетные твисты (например, про родителей девочки) — просто смешны и нелепы. В описании мира — полно дыр и нестыковок, особенно все, что касается деймонов. Все настолько плохо, что сценаристы фильма попытались хоть как-то построить логические цепочки, тем самым переработав значительную часть книги (к примеру, у большинства второстепенных персонажей деймоны совсем отсутствуют). И тоже не получилось — настолько сырой материал, что фильм в прокате США провалился, едва отбив треть производственного бюджета. Даже измененная концовка не помогла. Кроме как 10-летним детям советовать эту книгу никому нельзя.
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
В первой части цикла мы попадаем мир, в котором каждый человек имеет своего деймона, который принимает облик какого-либо животного. У детей деймоны могут менять свой облик, но по мере взросления деймон принимает облик определённого животного. Деймоны могут говорить, к чужим деймонам нельзя прикасаться. Человек и деймон не могут отделиться. Со смертью человека его деймон исчезает. Кому идеи платоновых половинок хватило бы – вы погодите. На севере живут долгоживущие ведьмы, которые летают по небу на ветках облачной сосны, обладают магией и могут разделяться со своими деймонами на значительные расстояния. В полярных льдах лежит царство панцербьорнов – огромных говорящих полярных медведей, которые не имеют деймонов и носят доспехи из метеоритного железа. Верховная власть в людском мире принадлежит тоталитарному ультраконсервативному фундаменталистскому Магистериуму, сочетающему в себе инквизицию и оруэлловское Министерство Правды, в стиле ортодоксального кальвинизма, кстати довольно лояльному к ведьмам.
В Англии начинают пропадать дети, их похищают и отправляют на север, в Больвангар, где церковники проводят эксперименты по рассечению – отделению деймонов от детей. В результате ни дети, ни деймоны после этого долго не живут. Так церковники хотят избавиться от деймонов, первородного греха, бла-бла-бла, библейский смысл, всё такое… Лира Белаква, осиротевшая ещё в детстве, содержащаяся в Оксфорде в Колледже Вод Иорданских, получив в руки таинственный прибор алетиометр, который при умелом пользовании может дать ответ на любой вопрос, из рук магистра Колледжа, сбегает из-под плена злобной стервы Марисы Кольтер, которая на самом деле её мамаша и руководитель проекта по образанию деймонов, сбегает от полиции и вместе с цаганами, вознамеревшимся спасти своих детей, отправляется на север чтобы спасти своего друга Роджера и вернуть алетиометр лорду Азриелу, местному Индиана Джонс,
Книга эта вовсе даже не детская. Это супер атеистично-антицерковное произведение, великолепное и нетривиальное фэнтези, но которое покажется таким лишь человеку с увесистым культурным багажом. Атмосфера этакого стимпанковского конца 19-го века описывается круто – все эти огромные дирижабли, аэростаты, только-только распространившееся электричество. Церковники, которые и в этом мире являются надменными ублюдками, проводят изуверские эксперименты на детях на своих станциях словно нацисты в концентрационных лагерях. Этот мир в какой-то момент пошёл по пути превосходства Церкви над научно-техническим прогрессом и каждое открытие должно иметь религиозный смысл. Личные деймоны и Серебристая Пыль, которая липнет к взрослым и огибает детей, у которых ещё не окончательно сформировался деймон, превратили основные христианские догматы в конкретные образы этого мира, хотя деймоны олицетворяют части души человека, а Пыль сродни пронизывающему всё Божественному Духу. Пыль говорит через алетиометр, указывающий истину.
Религиозная концепция, лежащая в основе книги, отталкивает тех, кому чужда такая глубокая тема. Им приходится верить тем одержимым открытиями учёным, которые пытаются приложить к основной проблеме — Пыли — формальную логику. Не удивительно, что у самых холодных и расчётливых людей деймон в виде обезьяны — самого похожего на человека существа, быть может, самого рационального из всех.
Магистериум пытается запретить лорду Азриелу исследовать элементарные частицы — Пыль, называя её результатом первородного греха. И это отсылка не только к гонениям на Галилея, которого духовенство преследовало за «атомизм». В XVI–XVII веках делимость материи была чисто религиозной проблемой: если бы католическая церковь признала существование атома, ей пришлось бы отвечать на неудобные вопросы о Святых Дарах, используемых при причастии. Если «тело Христово» состоит из неделимых атомов, значит, каждый из них священен. Как тогда убедиться, что мельчайшая Его частица не была выброшена? Считать ли достойным спасения насекомое, которое могло её съесть? Признание атомизма означало бы пересмотр кучи богословских концепций и переосмысление ритуалов, что было невыгодно. Во вселенной «Тёмных начал» таких проблем нет. Исследования пытаются запретить исключительно из-за того, что служители Магистериума прочли в книге Бытия слово «пыль», связанное с грехопадением, а учёные утверждают, что только половозрелые (то есть «греховные») люди притягивают эти частицы. Магистериум занимается «буквальным прочтением» священных текстов — примерно так же, как и современное российское духовенство, защищающее закон о гей-пропаганде на основании истории о Содоме и Гоморре, которая прежде воспринималась как притча о нарушении норм гостеприимства.
Отрезание деймонов от детей — один из самых жутких сюжетов «Темных начал». Работники Больвангара ставят опыты на детях с целью сделать человечество «менее греховным». Согласно Библии мира Лиры, до грехопадения деймоны Адама и Евы также менялись. Работающие на церковь учёные решаются на эксперимент по отрезанию души от детей, веря, что тем самым они смогут спасти их души от пороков деймонов.
«Северное сияние» — сильная книга по идейной составляющей и драматизму ощущений, история настоящего героизма и силы духа. Эта книга будет понятна не всем, она не наивна, в ней нет занудства волшебных систем и юмора, но есть жестокость. Это самый перекрёсток волшебного фэнтези и реалистического ужаса, продолжение мрачной готической сказки в реалиях очень близкого нам мира с теми же континентами и очень похожими названиями, разбираться в которых автор дал нам самим.
Фильм 2007-года – фигня, но ведь вы уже его явно смотрели, так ведь. А вот свежайший сериальчик, который православный проповедник, дьякон Андрей Кураев называл «откровенно сатанинской сказкой», первый сезон которого и снят по первой части трилогии, просто must watch. Хвала Badcomedian, HBO не поскупились на качественный CGI. Сериал же получился таким, будто бы создатели специально рассчитывали на реакцию христианских фундаменталистов всех мастей. Пока что официальных извинений никто не потребовал.
BroonCard, 10 августа 2019 г.
Говоря о трилогии “Тёмных начал” в целом и романе “Золотой компас”, или “Северное сияние”, в частности, нельзя ни слова не сказать про автора – Филипа Пулмана. Дело в том, что Пулман – довольно эпохальная фигура, немало повлиявшее на воззрение своего молодого читателя на церковь и теологию, что, понятное дело, нравится далеко не каждому человеку в этом мире, в котором всё ещё сильна вера в недоказуемую и всесильную сущность. Трилогия “Тёмных начал” – это таковой крик души, в каком-то смысле агрессивно преподносящий помыслы автора и его мировоззрение. Но то лишь в идеологическом плане, и то та самая агрессия – рудимент, который появляется далеко не в каждом моменте и в скорости сходит на “нет” из-за своей нерелевантности в рамках истории. Почему так? Потому как в книге первое место всё отведено приключению.
Заканчивая обозревать автора и начиная говорить о его творении, нужно выстроить таковой смысловой связующий мостик: Пулман написал, в первую очередь, приключенческий фэнтези-роман для всех возрастов. И это самое приключение в нём занимает основное место. “Золотой компас” – это увлекательное путешествие, выполненное в декорациях Викторианской Англии с вкраплениями стиля ар-деко. Книга запоминается своим стилем, своим незамысловатым, но наполненным деталями сюжетом. А главное – героями. Конечно, к главной героине, Лире, к которой мы ещё вернёмся, первично относишься с некоторым подозрением. Но первое впечатление, как известно, обманчиво. Однако об этом позже. Тут стоит сказать о сторонних персонажах: Филип Пулман так выстраивает повествование, так описывает свою немалую плеяду введённых в сюжет персон, что каждый из них чем-то, но запоминается. Какая-то деталь, какие-то определённые повадки, манера речи или что-то подобное. Такие книги, по понятным причинам, стоит читать в оригинале, ибо старания автора толково передать переводчикам не получилось. Однако из ближайших примеров чего-то подобного, что работает столь же хорошо, можно вспомнить у “Гарри Поттера” Роулинг – это схожий случай.
Притом с творением Джоан книгу Филипа Пудмана роднит не только это. Само нутро романа зиждется на тех же столпах – магия, невероятное путешествие прямиком в неизведанное, загадки с родными и близкими, масштабный конфликт, взвалённые на хрупкие плечи ребёнка.
Магия в мире Пулмана – это нечто само собой разумеющееся. Она не пышет через край, она просто есть. Самым главным её показателем являются деймоны – звери, являющиеся частью каждого человека, и отображающие его душевное и психологические нутро. Они формируют пласт для работы фантазии, притом не только писателя, но и читателя: каждое движение деймона того или иного героя что-то значит, его эмоции или чувства. Это порождает загадки и вопросы и в этом очень увлекательно что-то продумывать, искать. То есть открывается дополнительный вопрос: как, если говорить более чётко, “работают” деймоны. В книге на постоянной основе имеется загадка об их природе и принципах их поведения, о том, являются ли они самостоятельными существами или насколько они продолжают человека, которому принадлежат. Уже ради поиска ответа на данный интерес продолжаешь чтение.
Но куда сильнее продолжать чтение мотивирует сюжет. Масштабный, продуманный и неоднородный. Не в том смысле, что его качество скачет от главы к главе. А в том, что силы, расставленные на шахматной доске обширного противостояния в самом начале, кардинально меняются к концу, производя немалое впечатление. Те, кто были союзниками, оказываются врагами. Те, кто были бесстрастны ко всему, внезапно приобретают свои далеко идущие интересы, которые теплились у них в голове, как оказывается, с самого начала романа. Это не только отличный сюжетный ход, но интригующий мостик к продолжению романа – книге “Чудесный нож”. Такая связующая очень мощна, учитывая насколько сильно читатель проникается героями. Ведь их личностный рост, особенно главной героини Лиры, мы наблюдаем с самого начала. Мы видим, как она с малолетнего сорванца превращается в целостного персонажа со своим моральным компасом, который пусть ещё сбоит ввиду постоянно меняющихся данных об окружающих её людях, но всё-таки четко указывает направление, в котором, как она сама считает, ей следует двигаться.
Однако, если вспоминать самое начало книги, то стоит пожурить Пулмана за то, как он изображает Лиру. Не в том смысле, что ребёнок отображён нелепо или неправдоподобно, как раз наоборот. А в том, что изначально Лира не обделена подобием на “Мэри Сью”. Это немного портит первое впечатление и в дальнейшем от него трудно отделаться, хоть далее ситуация и исправляется. Зато не исправляется она в ином: как в самых первых главах, так и до самого конца героине и всем её планам очень сильно везёт. То есть не сама она всё умеет и может. Как раз нет. А уже в самых критических ситуациях себя являет то “Бог из машины”, то удачно запрятанный в кустах рояль и, вуаля, героиня спасается, невероятным образом освобождается, выживает, спасает себя и друзей и так далее. Такие моменты выглядят немного фальшиво, и в жестком анализе подобное можно было бы явить как однозначную слабину сюжета и его построения, но… этого не хочется делать. В смысле, да, это есть и это не есть хорошо. Но общие впечатления это не портит.
Несмотря на все “Золотой компас”, или “Северное сияние”, ‒ это очень красивый и увлекательный роман, переплетающий в себе фантастику и фэнтези, интересный для детей и взрослых, поднимающий неоднозначные темы религии и атеизма. Последнее вовсе пронизывает весь цикл и более подробно об этом стоит уже общаться на основе всей прочитанной трилогии. Однако фигура автора в этом плане чётко даёт понять расстановку сил и потому слегка скучно становится от осознания того, что может, и явно будет, дальше. Ведь сразу понятно, за кого радеет сам Филип Пулман. Однако то, как прописаны антагонисты этого романа, сколь неоднозначными личностями они предстают, даёт надежду: не всё так просто. Нет белого и тёмного. Пулман не сгущает краски до крайностей. Есть средина и лишь конец покажет, в чем же правда этой истории. Как было с финалом первой книги…
tolstyi1010, 12 апреля 2021 г.
Первая книга знаменитой трилогии Филипа Пулмана «Темные начала».
Действие романа происходит в мире, где бок о бок существует наука и магия, среди людей встречаются ведьмы, а на Севере живут бронированные медведи. Главная героиня, девочка Лира, живёт в Оксфорде. Ее родители погибли, а воспитанием занимается ее дядя, лорд Азриэл, который навещает Лиру один раз в году, все остальное время он проводит в экспедициях на Севере. Однако вскоре в руки к Лире попадает таинственный прибор алетиометр, который способен показывать правду, и у девочки начинаются невероятные приключения, в результате которых она должна спасти своего друга, поваренка Роджера, похищенного таинственными «жрецами».
Что можно сказать о романе в первую очередь? Почему он включен в список 200 лучших книг по версии BBC? Я не увидел здесь ничего особенного. Хотя больше половины книг из этого списка включены туда явно по блату.
Но давайте по порядку.
Мир. Он похож на наш. Там так же живут люди, ездят автомобили и в квартирах зажигается электричество. Но у каждого человека в этом мире есть деймон. Физическое воплощение его души. Деймон принимает форму животного. В детстве он может меняться, но по мере взросления эта способность исчезает, уступив место одному облику. Помимо людей в мире книги живут бронированные медведи и ведьмы, владеющие (помимо долголетия и возможностью летать) магией. Мир прописан интересно, погрузиться в него хочется с головой. Правда я так до сих пор и не понял почему люди не могут трогать чужих деймонов? Что за негласный запрет? Вы хотите сказать люди следуют какому-то запрету и даже не пытаются воздействовать на чужих деймонов? Не верю. Да любой маломальский преступник или убийца с радостью воспользуется этой возможностью. Не говоря уже о более могущественных организациях, которые 100 % воспользуются возможностью воздействовать на человека через его деймона.
Герои. Главная героиня у нас одна – девочка Лира и ее деймон Пантелеймон (разделить их невозможно, поэтому будем считать их одним человеком). Лире одиннадцать лет, она сирота, воспитывается своим дядей, который практически все время находится в экспедициях. Поэтому Лира в Оксфорде представлена самой себе. Она не ходит на занятия, предпочитая бегать по крыше со своим другом Роджером, дерется с цыганами и даже угнала и утопила у них лодку. Пантелеймон деймон, излюбленный облик которого горностай. Чуть позже по сюжету к девочке присоединяется бронированный медведь Йорек, воздухоплаватель Ли Скросби, цыгане и клан ведьм под предводительством Серафины Пеккалы. Роль «злодея» в первой книге выполняет Мариса Колтер и ее деймон золотая обезьяна. Личность пугающая. Я, как читатель, при каждом ее появлении ждал чего-то плохого для любого из персонажей книги.
Сюжет. Лучшего друга Лиры похищают таинственные «жрецы». Вместе с Пантелеймоном, цыганами и ведьмами, а также с присоединившимися к ним Йореком и Скросби, она отправляется на Север чтобы спасти Роджера и всех похищенных детей. И там она оказывается вовлечена в такую тайну, что все прочие неурядицы блекнут по сравнению с ней. Завязка сюжета оригинальностью не блещет. Большая часть приключений начиналась примерно также, некоторые вообще для приключений даже повода не могли придумать. Куда как интереснее то что Лира узнает в конце своего путешествия. В сюжете постоянно появляются новые герои, элементы мира и тайны. Неудивительно что после прочтения первой книги возникает жгучее желание начать вторую, дабы снова окунутся в этот мир тайн.
Вывод. Захватывающие приключения в «недетской» книге для детей и взрослых, которые не дадут вам заскучать, но которые, однако я не стал бы включать в список 200 лучших (по моему личному мнению). Есть более достойные представители (опять же по моему личному мнению).
majj-s, 3 марта 2020 г.
Лучезарная тень Нарнии
В том-то и беда, что предадут не ее. Предаст она. И одному Богу известно, сколь горька будет чаша, которую ей предстоит испить.
«Темные начала» уникальны. Считается, что экранизация способствует интересу к литературному источнику — «Золотой компас» убил желание свести знакомство с книгой. Мы с детьми тогда еще ходили на всякую заметную премьеру, «для семейного просмотра». Ждали яркого фэнтези с суперзвездами в главных ролях, получили невразумительную голливудскую киножвачку, из которой только и помню сейчас, что битву белых медведей.
В следующие тринадцать лет при упоминании Пулмана морщилась, подозревая в поклоннике человека не лучшего вкуса. Не случись фейсбучного поста Юзефович, о том, что считает трилогию прекрасным янгэдалт фэнтези, и сразу следом обзорной статьи Александра Стрепетилова; книга-фильм-сериал, так бы и продолжалось. Но сошлось, прошлую неделю жила с этой историей и теперь она у меня. Во мне. Похожая на все сказки, где герой-сирота проходит многие испытания, пытаясь спасти того, кто ему дорог, а в итоге спасая мир — и ни на одну не похожая.
Потому что здесь деймоны. Не знаете, кто такие? Сейчас объясню, волшебные создания (которых, впрочем, никто в мире Лиры не воспринимает волшебными, потому что там нет ни одного человека, у которого не было бы деймона). Симбионт, неразлучный спутник, материализованная и вынесенная вовне часть души. Самой близкой аналогией в нашей реальности мог бы стать домашний любимец, но это совсем не то. Деймоны разумны и наделены речью В детстве они легко меняют облик, примерно к пубертату обретают постоянную внешность. Разделение человека и деймона убивает обоих.
Кому другому одной идеи платоновых половинок за глаза хватило бы на погонные километры прозы, Филип Пулман не таков. У него это вводная, одна из особенностей, какими здешний мир отличается от прочих. Будут и другие? Сколько угодно. В первую очередь, раса паницрбьорнов — говорящих белых медведей в Арктике, искусных в обращении с металлами. Мироустройством стимпанк, электричество (антарную энергию) знают, но это дорогое и еще диковинное удовольствие. В технике преобладают пар и конная тяга, воздухоплавание представлено воздушными шарами и дирижаблями.
Впрочем, ведьмы летают по воздуху без приспособлений. Там и ведьмы есть? И инквизиция, хотя, довольно лояльная к этим дамам. О религии надо сказать отдельно. здесь довольно ортодоксального толка кальвинизм, жестко контролирующий большинство сфер, в числе которых государственная власть и наука. вот теперь главное, что отличает «Темные начала» от других книг (а Римская католическая церковь, чтоб вы знали, гневно осуждает Пулмана) — это глубоко антиклерикальная книга. Не богоборческая, что важно, трилогия пронизана идеями любви и самопожертвования. Но не приемлет ни посреднической роли между людьми и Богом, присвоенной служителями культа, ни мерзостей, творимых Его именем
Сирота Лира Белаква живет пансионеркой при одном из лучших оксфордских колледжей, водит дружбу с поваренком Роджером, коноводит детворой с соседних улиц, вредничает с наставниками и воспитателями, изредка радуется приезду своего знаменитого дяди — лорда Ариэла. Блистательный, байронического типа родственник гениальный ученый, храбрый исследователь неизведанных земель, географ, геолог, биолог, антрополог и живое воплощение понятия пассионарий, а деймоном у него пума. Кроме того, богач и красавец. На девочку, ясен пень, большого внимания не обращает, но она не сильно расстраивается, ища и находя приключений на чердаках, в подвалах колледжа и на соседних улицах.
А тем временем слухи о похищении трущобных детей (таких, которых родители сразу не хватятся, а и захотят сыскать, в полицию предпочтут не обращаться) становятся все настойчивее. Рассказывают о банде мертвяков, которыми руководит прекрасная дама. Да мало ли страшилок рассказывают? — думает Лира. Для игры хорошо, для «поверить» — с трудом, а поверить, что подобное может случиться в твоей жизни с кем-то, кто тебе дорог, вовсе невозможно. Пока не исчезает Роджер. А Лиру не отправляют жить к великолепной миссис Колтер.
Приключений будет вагон и маленькая тележка. Оторваться не захотите даже на минуту. А закончится все так, как ни одна известная вам книга не заканчивалась. Потому что «Северное сияние» только самое начало истории, которая продолжится «Чудесным ножом». Но о нем после.
Селеста, 14 сентября 2015 г.
«Северное сияние» восхитительно, без прикрас. Здесь великолепно всё. Например, тонкий перевод В. Голышева, а ведь плохой перевод способен загубить на корню любую книгу. Стиль прекрасный, и если сравнивать с тем же «Гарри Поттером», можно увидеть, сколь мастерски владеет словом Ф. Пулман, в отличие от Дж. Роулинг (при всей моей любви к её произведениям).
Сюжет нетривиален и многранен. Не раз и не два здесь всё переворачивается с ног на голову — не совсем уж непредсказуемо, но это же детская книга, а не детектив. И даже несмотря на жанр, автор держит читателя в напряжении до самых последних страниц, и пусть уже знаешь, чем всё закончится, ведь это логично проистекает из предыдущих событий, всё равно скорее перелистываешь страницы, чтобы побыстрее увидеть происходящее воочию.
Герои столь же прекрасны. Сюжет повествует об одиннадцатилетней девочке по имени Лира, и уже на главном герое видна потрясающая работа. Этот ребёнок действительно, чёрт возьми, настоящий ребёнок, а не плоская картонка. Ф. Пулман не пытается сделать из неё абсолютно положительного героя, который ратует за добро и справедливость, а в конце обязательно всех победит. Он не пытается сделать её и противоположностью штампованным персонажам: злой, ленивой и вообще сомнительных душевных качеств человека. Она просто ребёнок: непоседливый, обожающий подвижные игры, всюду сующий свой нос, в чём-то жестокий, в чём-то безгранично добрый — как и свойственно большинству детей, — самозабвенно сочиняющий небылицы и потрясающе изворотливый. Все окружающие её люди, даже набросанные парой штрихов, столь же объёмные и живые, сколь сама героиня. В медведя я просто влюбилась, он великолепен. А история ведьмы и цыгана хоть и промелькнула вскользь, но зацепила.
Пожалуй, одним из главных достоинств книги является её реализм. Да, даже сказку можно подать без отрыва от реальности. Ф. Пулман не смакует мрачные подробности, как это нынче модно на волне тёмного фэнтези, но и не умалчивает о жизненных реалиях с целью облагородить своё произведение и залить его сахарным сиропом. Он вплетает в тяжёлую, проблемную жизнь сказку, и оттого она воспринимается особенно остро. Многие, судя по отзывам, обвиняют книгу в недетскости и жестокости. Да когда сказки вообще бывали добрыми? Добр ли «Гарри Поттер»? Да я бы не сказала. А классические сказки? Если заглянуть в первоисточники, то волосы дыбом встанут. Да даже и без первоисточников, везде кого-то едят и кто-то умирает. Сказки не призваны повествовать детям о небылицах, сказки — они всегда о жизни. Каждый видит, что хочет видеть, как говорится, и если кто-то увидел в этой книге только жестокость — ну, печально. Потому что несмотря на некоторые поразительные сцены, в книге очень много добрых моментов: дружба, доброта, самоотверженность и смелость.
И, конечно же, нельзя не оценить поразительную фантазию Ф. Пулмана. На основе нашей реальности он создал волшебный, захватывающий, образный и ни на что не похожий мир, с первых страниц вызывающий недоумение, но вынуждающий погружаться в него всё глубже и глубже, забыв о еде и сне.
Великолепная книга. Очень надеюсь увидеть однажды переиздание, которое уютно устроится у меня на полке. И, конечно же, спешу взяться за продолжение.
Myrkar, 22 августа 2016 г.
Великолепное и очень нетривиальное фэнтези, происходящее в так похожем на наш, но все-таки немного ином мире. Но так покажется только человеку с культурным багажом, в который плотно проникло христианство, ведь вселенная «Темных начал» словно альтернативный мир, который пошёл другим путём, потому что здесь над научным прогрессом продолжала довлеть церковь, Магистериум, и каждое открытие должно было находить религиозный смысл. Невероятная идея личных деймонов и таинственной Пыли превратили основные христианские догматы в очень конкретные образы фэнтезийного мира, хотя подвижные зверьки олицетворяют чувствительную душу человека, а Пыль очень близка по смыслу к Божественному Духу, пронизывающему мир и сознательных людей; Пыль движет алетиометром, вещающем истину.
Забавно, что столь религиозная концепция, лежащая в основе книги отталкивает тех, кому чужда такая глубокая тема. Им приходится верить тем одержимым открытиями ученым, которые пытаются приложить к основной проблеме — Пыли — формальную логику, снизить пафос в стиле иудеев и протестантов: до Бытия, до первородного греха. После прочтения даже показалось, что это наш мир в какой-то момент вдруг ответвился от вселенной «Темных начал» в тот момент, когда людей превратили в зомби отрезанием их деймона; и теперь видишь вокруг повреждённых, рыщущих в поисках истинной веры вместо того, чтобы смириться с той, которая соответсвует их исторической культуре, или в поисках объективного знания, забыв о настоящем чувстве единения с самим собой, со своей душой, навязывая себя другим и, наоборот, пытаясь оторвать от чужого. Не удивительно, что у самых холодных и расчетливых людей деймон в виде обезьяны — самого похожего на человека существа, быть может, самого рационального из всех. И не удивительно, какой восторг у посюсторонних поврежденных вызывают панцербьёрны — животные, которым приходится ковать свою собственную воинственную душу-доспех. Потому что в христианском мировоззрении у животных нет бессмертной души, только человек характеризуется триединством тела-души-духа. И, быть может, не просто так самым страшным человеком в книге будет ломающая людей мать Лиры, одержимый наукой отец Лиры и пытающийся быть похожим на человека панцербьёрн.
В связи с этим «Северное сияние» открывает новый взгляд на взаимоотношения существ и людей, все ощущения куда сильней, потому что чувства отданы животному воплощению, расставание с которым терзает тоскливой болью. Ты вспоминаешь похожие ощущения из своего опыта, но понимаешь, что происходящее в книге куда сильней и осознаёшь, насколько мало значит бренное по сравнению с духовным, вечным. Быть может, именно поэтому долгожительницы ведьмы в «Северном сиянии» могут отсылать своего деймона на огромные расстояния — их опыт позволяет им другой уровень ощущений, поэтому им не страшен даже лютый северный холод.
Очень приятно читать фэнтези, герои которого находятся в своём собственном мире, открывая его для себя естественным образом. Мир целен и продуман, хоть и может видеться главной героиней обрывками, потому что она раньше не покидала стены монастырской обители, а позже местного аналога университета, где Учёные — всего лишь вторые после Магистров, адептов церкви. Но даже в стенах существуют свои мифы, свои секреты, а ещё множество случайных людей и постоянных посетителей. Девочка Лира не столько участвует в научной или религиозной жизни Иордан-колледжа (Оксфорд), сколько озорничает с мальчишками, пока дети не начали исчезать. Из-за своего свободного образа жизни Лира не привыкла витать в облаках абстрактных определений и идей, но обладает чётким и ясным взглядом на мир. Возможно именно такой склад ума и помог ей пользоваться сложнейшим прибором алетиометром и ввязаться в кампанию по спасению своего друга.
«Северное сияние» — очень сильная книга по идейной составляющей и драматизму ощущений, история настоящего героизма и силы духа. Ещё давным-давно, как только её издали параллельно с Гарри Поттером, мне не захотелось её читать. И правильно, потому что эта книга будет понятна не всем, она не наивна, но в ней нет и занудства волшебных систем, в ней нет юмора, в ней есть жестокость и жесткость, от неё словно пышет ледяным характером и волевыми решениями. «Северное сияние» находится на перекрёстке волшебного фэнтези и реалистического ужаса, почти что продолжатель мрачной готической сказки в реалиях очень близкого нам мира с теми же континентами и очень похожими названиями, разбираться в которых автор дал нам самим, а переводчики помогли тонкими намеками, ведь все так знакомо, если обладаешь каким-никаким знанием и культурным балластом, который не время скидывать, пока читаешь Филлипа Пулмана.
AlisterOrm, 30 мая 2013 г.
Берясь за роман «Золотой компас», я держал в голове две вещи: во первых, это не совсем детское фэнтези, а для «взрослых сердец», а во вторых — это страшное атеистично-антиклерикальное произведение, наделавшее много шума в традиционном католическом обществе. Как всегда, испорченный телефон общественного мнения дал сбой — пока ничего страшного в этом романе нет. Хотя нет, не совсем — всё же роман не совсем детский, он скорее подростковый, элементы жестокости и реалистичности есть.
Детскость определяется тем, что главной героине всего 11 лет. Само собой, её мировидение заметно отличается от взрослого, поэтому и сама подача текста навевает мысли о первых частях «Гарри Поттера» — та же самая непосредственность, некоторая наивность... Но и различия разительные. Во первых, в отличие от мира «Хогвартса» в «Золотом компасе» нет фальши, некоторой скидки на возраст юного читателя. Этот мир, с примесью стимпанка, создавался Пулманом на полном серьёзе. Я бы даже сказал так — этот мир весьма мрачен, и таинственен, он наполнен такими загадочными и необычайными тёмными силами, что никакие дирижабли и механизмы не убедят нас в том, что этот мир — дитя позитивного прогресса. И посреди всего этого безобразия — люди, часть души которых всегда находится вовне, но рядом — деймоны. Мрачный мир, но — в нём человек никогда не одинок.
Да и сам сюжет переполнен совершенно недетским насилием и жестокостью. Чего стоит только кровавый поединок медвежьих принцев в конце книги! А сама лаборатория мисс Колтер, где детей жестко калечат, отрезая деймонов для никому непонятной цели? Нет, это даже не пахнет детскостью. Казалось бы — приключения маленькой девочки, можно ведь и пожалеть читателя? Нет. не жалеет. Поэтому Лира теряет друзей просто толпами, одни уходят, другие — умирают.
.Что до антиклерикализма, то его пока нет. Конечно, кое-какие намёки на библейские мотивы есть, особенно в речах лорда Азриэла, но это так — ещё не выпады. Так что, по крайней мере пока, ничего подобного нет. Так что, в сухом остатке мы получаем недурное подростковое фэнтези, отличающееся весьма интересным миром и мрачноватым стилем. Удалось.
fsherstobitov, 10 февраля 2017 г.
Основа успешного фэнтезийного цикла — интересный, живой мир. В этом смысле у Пулмана полный порядок — к вашим услугам стимпанк версия Земли, в которой церковники занимаются исследованиями элементарных частиц, кланы ведьм воюют друг с другом, а далеко на Севере живут медведи, кующие себе броню из небесного металла. Ах, да, тут еще и души людей ходят рядом с ними. Ощущения камерности, как в том же «Гарри Поттере» с его одной Школой, нет вообще, а на горизонте маячат параллельные вселенные. Полный восторг!
Главный герой — одиннадцатилетняя Лира — не то чтобы прям супер, но все же довольно интересная. У нее есть некоторая история за плечами, которая подготовила ее к поджидающим невзгодам, но в некоторых моментах все-таки не очень верится, что ребенок отреагировал бы на ситуацию именно так. Впрочем, это простительно, с учетом целевой аудитории книги.
Кстати, о целевой аудитории. Хоть книга и позиционируется детской, мне она таковой не показалась: количество смертей и их описания, некоторые другие моменты, скорее подойдет публике подросткового возраста.
Сюжет тоже неплох, развивается динамично, событий хватило бы и на пару романов среднего пошиба, имеется пара (предугадываемых) поворотов.
Отдельно хочу отметить великолепную локализацию Виктора Голышева и аудиокнигу Натальи Корневой — оба справились со всей задачей не отлично!
Книгу рекомендую любителям фэнтези любых возрастов. Это один из лучших образцов жанра!
ab46, 3 января 2017 г.
Для какого-нибудь психологического реализма рояль в кустах – серьёзный просчёт, а то и приговор. Но перед нами книга совсем другого жанра – приключенческая сказка. А для неё идеал – в каждом кусте по роялю. Филип Пулман приближается к идеалу. Искусно расставленные сюрпризы заставляют стремительно разворачиваться историю поисков, погонь и открытий. И всё громче звучит мелодия приключений девочки Лиры и её неразлучного альма Пантелеймона. А если вы не знаете, кто такие альмы, то одного этого достаточно, чтобы взяться за книгу. Скорее всего, придётся прочесть несколько книг. Потому что на последней странице романа герои стоят на пороге нового (совершенно нового) мира и новых приключений.
bbg, 26 апреля 2012 г.
Начинал я читать этот роман с неким скепсисом, и первые страницы его вроде подтвердили: уж очень внезапно бросил автор читателя в действие. Как будто сзади остался целый роман, который познакомил уже нас с героями книги. Наверное, этот резкий, без раскачки рывок и заставил меня читать дальше и дальше.
Книга действительно этого стоит! События несутся стремительно, не оставляя времени на раздумья, мир властно вторгается в сознание читателя, заставляя верить в себя. Где-то до середины книги я немного напрягался обилию удач, приходящих в самый нужный момент, пока не понял, что читаю сказку. А ведь в сказке позволено многое, она служит другим целям.
Автор мастерски развёртывает повествование, добавляя к нему обстоятельства и детали в те самые моменты, когда это важнее всего. С некоторых пор я стал замечать такие вещи, стал задумываться над ними, и это умение писателя — впечатляет.
Удивительны герои, и удивительно меняется наше отношение к ним. От восхищения к омерзению, от недоумения к пониманию. С точки зрения драматургии роман сделан отлично, можно только позавидовать.
Как можно удивиться умению автора так настойчиво намекать на суть происходящего, на основную идею детективной интриги, обставив дело так, что я так и не догадался, в чем дело, пока не ткнули меня в эту суть носом.
Очень интересна технология сосуществования тела и «души». Она навела меня на ряд мыслей, которые, наверняка, не должны были прийти в голову автору, либо не предусматривались к озвучиванию. В частности, сам того не желая, автор доказывает бессмысленность самого понятия «душа», нормальность для человека существовать без неё. Весь текст буквально кричит об обратном, но и такое приходит в голову.
Вне всякого сомнения, у автора получился замечательный, масштабный, красивый мир. Жестокий, ибо иным он быть не может. Циничный, ибо благими намерениями выложена дорога известно куда. Благородный, ибо только за счёт благородства он и может существовать. Вообще же тьма и свет, злодейство и высокие идеалы сплелись в романе в затейливый клубок. В котором линия главной героини — единственная, наверное, прямая нить без узлов и заусениц.
Политика, церковь, быт, наука — настоящие.
И уж наверное, неспроста выбрано имя отца героини!
Обязательно буду читать продолжение.
Demid, 19 декабря 2010 г.
На страницах книги перед читателями предстает удивительный по красоте мир. В чем-то он очень похож на наш, в нем есть: Оксфорд со множеством колледжей и ученых, переполненный людьми Лондон, на улицах которого небезопасно гулять, есть даже злобные московиты :smile: и полудикие «тартары».
Своеобразную стимпанковскую атмосферу создают дирижабли, аэростаты, примитивные электрические лампы и прочие атрибуты XIX века. Отдельно стоит отметить работу переводчика В. Голышева , который используя такие слова, как «антарный» (от «янтарный», т.е. электрический), «гарная» (от «гореть») «шоколадло» (от «шоколад») мастерски передает атмосферу иного, но в то же время близкого нам мира.
А в чем-то созданный автором мир на наш совсем не похож: просторы полярного неба населены вечно юными и прекрасными летающими ведьмами, на острове в Северном океане живут огромные белые медведи, которые в совершенстве владеют искусством обработки металла.
Но самой интересной идей автора является описанная природа человеческой души, которую он представил в образе «деймона» – отдельного существа, составляющего с человеком одну целую личность. На использовании этой идеи построен этот и последующие романы о Лире Белаква.
События, происходящие в книге, не дадут скучать ни детской, ни взрослой аудитории. Дети будут с интересом следить за приключениями героев, а взрослым помимо этого будет интересен удивительный фантастический мир этой замечательной книги.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Наталье Корневой, озвучившей аудио вариант этой книги. Меняя интонации голоса (а фактически играя не на сцене, а перед микрофоном), она смогла донести до слушателя интонации не только Лиры Белаква, но и манеру речи медведя, демона Лиры и всех прочих героев. При этом ни разу не повторяясь и не дублируя интонации! Но больше всего мне понравилось, как она изображала ведьму Серафину Пеккала. Еще ни разу мне не встречалась аудиокнига так замечательно озвученная одним-единственным диктором!
sledgehammer, 25 октября 2013 г.
Долго настраивал себя на прочтение этой книги. Потому как к фэнтези отношусь с большой «прохладой». Как то не «вставляет» меня большинство произведений этого жанра. Однако информация из Википедии о том, что серия «Тёмные начала» заняла третью строчку в списке 200 лучших книг по версии BBC 2003 года», окончательно убедило меня таки взяться за чтение. К сожалению, мои опасения подтвердились. Скучно читать было с самого начала. Думал, к середине книги втянусь. Не втянулся. Просто хотелось быстрее закончить первый роман, что бы остальные два никогда не читать в будущем.
Теперь о самом романе. Стиль повествования уж какой то ну совсем уж детский. Я конечно знал, что книга позиционируется как детская литература, но все же «3-место в 200-ке лучших книг». Надеялся, все же, что «скакания мыслей» будет поменьше.
Параллельный мир прописан слабовато. У того же Джаспера Ффорде «параллельный Лондон», на мой взгляд, выглядит гораздо сильнее. Хотя задумки с «дэймонами» и «панцербйорнами» довольно не плохие.
В общем, подытоживая вышесказанное, ставлю книжке 6. Читать или нет? На ваше усмотрение. Если любите сказки и не хотите особо напрягать свое серое вещество, можно прочесть. Ну а если любите подумать, то время тратить не стоит. Лично я свое знакомство с «Темными началами» закончил.