Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Критопанк» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 ноября 2020 г. 13:37

Я давно (уже лет пять) хочу сделать обзор современных фантастических периодических изданий. Осмыслить их актуальность, литературную ценность, глубину идей, оригинальные находки.

Но современный мир диктует мне свои альтернативные этому плану действия и заботы. И вдруг я вижу весьма значимую новость для мира фантастической литературы. Вручение очередной премии имени И.А. Ефремова! Стоит отметить важность этой премии не только как носящей имя одного из титанов жанра, но и сам механизм отбора лауреатов. Голоса подавали авторитетные представители фэндома: писатели, издатели, критики. Многие из них в моем рейтинге выдающихся представителей фантастической мысли и деятельности на высших строках. Скажу больше! В списке проголосовавших больше десятка Легенд! Перечислять не буду. Они уже знают свое место в Истории жанра.

И вот объявлен лауреат премии в номинации "За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" — Николай Романецкий!

Первая мысль, что зародилась в моей нейронной сети, — это несомненное согласие с результатом голосования!

Под новостью вижу пару комментариев, и моя природная любознательность заставляет меня взглянуть на мнения других критиков и мыслителей в фантастических областях человеческой деятельности.

И вот я вижу вопрос от пользователя asakuro (класс на фантлабе магистр, что является серьезным вызовом для меня в качестве ответчика). "А кто может пояснить, в чем заключается "выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" Романецкого?" — спрашивает asakuro.

И я попробую ответить, исходя из моих личных соображений как читателя, мыслителя, писателя, общественного деятеля, ученого, алхимика (прервусь, пожалуй...) и просто личности, которая берется за всё, что ни попадя, и пытается создать свое виденье любой концепции, проблемы или явления.

Когда в 2013 году в связи с уходом из жизни Б. Стругацкого закрылся авторитетнейший (несмотря на часть критических оценок издания) альманах фантастики "Полдень, XXI век", именно Николай Романецкий поднял упавшее знамя журнала, поправил древко, обновил полотнище и понес его дальше во времени и пространстве, чтобы дела Великих продолжались! Сплотив вокруг себя крепкую, энергичную команду энтузиастов и профессионалов в различных областях фантастической деятельности (редакторы, художники, издатели, меценаты), Романецкий проявил выдающиеся организаторские качества и стал методично уровень за уровнем отвоевывать место для уже нового "Полдня" на рынке фантастической периодики! Он сумел создать всю инфраструктуру проекта, этакую фантастическую экосистему для создания и распространения издания, для рекламной поддержки и для поощрения авторов.

Это тяжелая работа, насыщенная трудностями, проблемами и требующая много времени и сил!

Уже только за это Романецкому надо присвоить Заслуженного! А ведь есть ещё его труд по истории "Полдня"! И его собственные романы и повести (в частности новеллизации "Секретных материалов" — а я фанат этой франшизы!). Есть его огромный вклад в ведение "АБС-премии" и других премий и конвентов, где несокрушимая энергия Романецкого продолжает давать свои творческие и организационные плоды!

А! Точно! (Это мне моя нейронная сеть сейчас напомнила! Он ведь ещё выступает в составах жюри многих литературных конкурсов. Ну типа "Алло, мы ищем таланты!" :) Находит потенциалы в молодых да ранних и печатает их в теперь уже его альманахе! Открывает МТА дорогу в мир Фантастической литературы. А это тоже очень важное направление деятельности Николая Романецкого.

Отмечу и Полдневский семинар, где нынешний лауреат — бессменный ведущий и организатор.

Это я ещё не всё, наверно, вспомнил, так как мне за молоком ещё бежать.

Так что премия имени Ефремова в сложном 2020 году вручена человеку, который многогранным, упорным трудом её заслужил!

Николай Романецкий, безусловно, является выдающимся, авторитетным и очень влиятельным человеком в современном мире фантастической литературы, фантастических конвентов и фантастических наград!

Как-нибудь пройдусь беспристрастной критикой по произведениям нового "Полдня"!

А пока мои уважение и поздравления Николаю Михайловичу Романецкому в связи с получением данной премии!


Тэги: Премии
Файлы: Медаль Ефремова.jpg (11 Кб)
Статья написана 4 февраля 2017 г. 18:58

Стенли Вейнбаум. Сборник 1992
Стенли Вейнбаум. Сборник 1992
Я на железнодорожном вокзале встречал поезд. А в зале ожидания стоит шкаф с книгами. Свободная библиотека. Можно туда ненужные книжки относить, а можно, как я — брать. Смотрю: фантастика, ну и взял. Через какое-то время я и сам отправился в поездку. И вот выпал свободный час для ознакомления с новым автором. Наугад я взялся за «Безумную луну».

Наивным показался мне рассказ. Юношеским. Твердой интеллектуальной парадигмы нет. Философии структурной нет. Но нормально…

Ведь… (Это я потом авторскую биографию на «Фантлабе» прочитал…)

Написан рассказ в 1935 году!

В Москве первые станции метро только открылись.

Алексей Стаханов за смену 104 тонны угля добыл в этом году.

Эрвин Шрёдингер ставит мысленный эксперимент по квантовой физике с участием кота.

Главным химиком исследовательской лаборатории американской компании «DuPont» Карозерсом впервые проведён синтез нейлона.

А тут молодой автор Стенли Вейнбаум (33 года) отправляет своего героя не в «Парк культуры», а на спутник Юпитера. На Ио. И Грант Кэлторп тоже там добывает что-то. Не уголь. Какую-то траву или листья…

И друг у него кот.

А кругом мелкий психоз. И два вида инопланетян. Аж два! (В реальности в 1935 Германия с Италией создают ось Берлин-Рим: и это уже будет не мелкий психоз — через несколько лет…).

А в литературе 1935 года тоже немало значимых событий.

Наш Александр Беляев создает «Воздушный корабль» и «Чудесное око».

Агата Кристи вовсю творит!

Мэри Поппинс возвращается!

И появляется один из веселых человечков: Бу-ра-ти-но!!! От Алексея Толстого.

А Дуглас Хилл и Роберт Силверберг только родились…

Так, что всё в мире развивается поступательно. По ступенькам.

И творчество Стенли Вейнбаума тоже было для кого-то той важной ступенькой, что будет прокладывать тернистый путь к «Дюне», «Звездным войнам», «Гипериону»…

А на счет нейлона…

Вейнбаум намеревался быть инженером-химиком, но передумал…

Вот так плетутся дороги судьбы. В этом же 1935-ом Стенли Вейнбаум скончался от рака легких…

Творчество Вейнбаума высоко оценили Азимов и Кларк – а это непререкаемые авторитеты!

В 2012 (через 77 лет после смерти автора) сборник его рассказов выпустит

руководство «Фантлаба» (Алексей Львов и команда) с замечательной обложкой К.А. Териной (которая оказалась ещё и талантливой художницей и оформителем…). Это издание станет седьмым авторским сборником Вейнбаума выпущенным в нашей стране. Мне, стало быть, досталось четвертое: 1992 года.

Да, легко с ухмылкой критиковать легкость и наивность старых произведений… Намного труднее понять их ценность из прекрасного далека… Где у каждого есть такие технологии, что в 1935-ом и не снились фантастам тех времен…


Статья написана 28 января 2017 г. 18:41

"Будет ласковый дождь"...
"Будет ласковый дождь"...
«Рэй Брэдбери. «Будет ласковый дождь», — услышал я из приемника и перестал бродить туда-сюда. О! Знаменитый расск! Надо послушать!

Шёл первый тип восприятия. Голос человека – диктора.

И что? Это всё? Что-то, как-то…

Ладно…

«Надо прокрутить все аспекты данного произведения», — подумал я и полез в Киберпространство…

Что скажут авторитеты? Может я прохлопал нечто важное, неуловимое, тонкое?

И наткнулся на мультфильм! Снял его в далеком доперестроечном 1984-ом Назим Туляходжаев (Узбекфильм!)

Идет всего 10 минут. И раскрывает «БЛД» во всей его мрачности и апокалиптичности. Авторы, конечно, привнесли своё виденье истории, но сделали это мастерски. Просто, но мастерски!

Один вид искусства находит отражение в другом, сплетается, искажается…

Чума, короче! Ядерная чума!

Может быть я даже видел этот мульт на каком-нибудь мультсборнике в ДК, но не помню! Да как этот полубред запомнишь?

Карусель – помню! Волка с полным пузом – помню! А этого робота принципиального и сдвинутого по фазе – не помню.

Вот танк — уничтожающий боящихся его — помню, а робота нет! Хотя…

Ну да ладно!

Это был второй тип восприятия. Кто следит за рассуждением…

И наконец, загнал я эту новеллу в цифровую книжку! Чтобы всё «по науке». До конца! …

Вот теперь всё соединилось в единый философский концепт!

Всё, что останется после нас — это очень важно! Но самое важное – это мы! Люди! Цивилизация! Не будет людей – всё будет пеплом…

«И весна… и весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет»…

Но пока мы существуем…

Сара Тисдейл с её стихотворением в 1920-ом.

Рэй Брэдбери с его рассказом в 1950-ом.

Назим Туляходжаев с его мультипликационным фильмом в 1984-ом.

Ну и я — со своей цифровой книжкой и своим пониманием этого Ласкового дождя…

На простом советском аналоговом диване в 2017-ом…

Отзовусь своими строчками:

«И весна, постучавшись капелью в окно сквозь холодные, жгучие слёзы

Тихо скажет: «Не думай, что мне всё равно как без вас, без людей в искрах первых лучей зацветают немые берёзы…»


Статья написана 5 сентября 2016 г. 21:44

А. Бачило. Сборник "Ждите событий"
А. Бачило. Сборник "Ждите событий"
Смотрю, валяется в дачном домике в шкафу книжка. Вся грязная, в глине. Советская фантастика.

Тираж охренительный! 100 тыс. экземпляров! Ну девяностые же почти! (Конец 80-х...) Тогда все нормальные люди читали книжки.

Видеомагнитофоны только пробивались в советскую реальность. А киберпространство существовало лишь на Западе. А заинтересовало меня на обложке имя автора, ведь Александр Геннадьевич знаком мне по ... "Грелке"...

Я там иногда критикую участников, от нечего делать, и указываю им их место в современной фантастической литературе...

Впрочем, творческих достижений у Александра много, и, наверняка, я сталкивался с его проектами и в прошлом, но имя его оставалось в тени.

Теперь к рассказу...

Стиль для современной эпохи простоват, но у поколения девяностых отклик в сердцах найдет!

Интрига есть, но смазанная несерьезным отношением автора к реальности блекнет, и поэтому в напряжении не держит.

А вот идея мощная! (Для своего времени...)

Но реализовать её во всей полноте и блеске удалось ... Шьямалану в его "Деревне" 2004 года. Фильм произвел на меня впечатление

суперрезким контрастом в смешивании жанровых составляющих.

Ну и концовка — вообще ударная! И главное — серьезность!

А у Александра сплошная ирония и самоирония. Ну девяностые же! (Конец 80-х...)

Рассказ в итоге получился наивным (для современного меня) и лишенным

актуальности. Мне жаль, но без полной переделки под современного читателя

"Простой тайне" нечего делать в современных сборниках!

Либо новый вариант, либо ностальгическое существование в "стотысячном" авторском

"Ждите событий" в библиотеках и на чердаках в коробках из-под всякой еды...

И если кто упрекнет модернизированный рассказ во вторичности по отношению к той же "Деревне", можно смело ткнуть в год публикации — наивный, ироничный и уже неактуальный, но такой клёвый 1991 (1988)...


Статья написана 7 мая 2016 г. 23:58

Смотрю на список лауреатов Интерпресскона 2016. Номинация сверхкороткий рассказ.

Эльвира Жейдс с миниатюрой «Кролик и удав». Так... Надо посмотреть, что за автор!

Набираю в поисковой строчке ФантЛабы... И...

Всего один микрорассказ. «Стервятники». И я помню, что я его читал!

Но важнее, что я помню сам рассказ! А это уже круто для миниатюры.

Жанр очень не простой для восприятия! Да и для создания!

Но раз такое дело... : (Лучший сверхкороткий рассказ на ИПК 2016! Надо же, как премии и лауреатства

меняют статус автора и отношение к его произведениям!)...

Достал электронную книгу. Загрузил «Астра Нову №2(005) 2015...

И ещё раз неспешно перечитал «Стервятников». Уже с неким, (автоматически усиленным титулом), предубеждением!

Да! Рассказ сильный! Наполненный философской глубиной и жесткой, хлесткой моральной нитью ...

Стиль выдержан в современных тенденциях повествования. Скорее западных, чем отечественных...

Но это расску только в плюс. Каждый абзац напряжен. Нет ненужных смягчений и отсылов...

Хотя, нет, есть... Небольшие, незаметные прогибы, которыми, на общем фоне текста, можно пренебречь...

Этой «Астра Нове» действительно удается находить как сильные произведения, так и перспективных авторов.

Не первый раз замечаю!

При всех достоинствах «Стервятников» высокую оценку поставить не могу, так как этот жанр лично для меня

содержит слишком много зыбкости, неясности, туманных образов...

Слишком мало знаков... 10000 — это минимум для раскрытия авторского замысла. Меньше — это сверхтрудная задача!

Когда-нибудь узнаю как она решена в «Кролике и удаве». И да, противопоставлять свои произведения, произведениям Чехова...

На это нужна смелость!

Так держать, Эльвира!





  Подписка

Количество подписчиков: 3

⇑ Наверх