Я давно (уже лет пять) хочу сделать обзор современных фантастических периодических изданий. Осмыслить их актуальность, литературную ценность, глубину идей, оригинальные находки.
Но современный мир диктует мне свои альтернативные этому плану действия и заботы. И вдруг я вижу весьма значимую новость для мира фантастической литературы. Вручение очередной премии имени И.А. Ефремова! Стоит отметить важность этой премии не только как носящей имя одного из титанов жанра, но и сам механизм отбора лауреатов. Голоса подавали авторитетные представители фэндома: писатели, издатели, критики. Многие из них в моем рейтинге выдающихся представителей фантастической мысли и деятельности на высших строках. Скажу больше! В списке проголосовавших больше десятка Легенд! Перечислять не буду. Они уже знают свое место в Истории жанра.
И вот объявлен лауреат премии в номинации "За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" — Николай Романецкий!
Первая мысль, что зародилась в моей нейронной сети, — это несомненное согласие с результатом голосования!
Под новостью вижу пару комментариев, и моя природная любознательность заставляет меня взглянуть на мнения других критиков и мыслителей в фантастических областях человеческой деятельности.
И вот я вижу вопрос от пользователя asakuro (класс на фантлабе магистр, что является серьезным вызовом для меня в качестве ответчика). "А кто может пояснить, в чем заключается "выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" Романецкого?" — спрашивает asakuro.
И я попробую ответить, исходя из моих личных соображений как читателя, мыслителя, писателя, общественного деятеля, ученого, алхимика (прервусь, пожалуй...) и просто личности, которая берется за всё, что ни попадя, и пытается создать свое виденье любой концепции, проблемы или явления.
Когда в 2013 году в связи с уходом из жизни Б. Стругацкого закрылся авторитетнейший (несмотря на часть критических оценок издания) альманах фантастики "Полдень, XXI век", именно Николай Романецкий поднял упавшее знамя журнала, поправил древко, обновил полотнище и понес его дальше во времени и пространстве, чтобы дела Великих продолжались! Сплотив вокруг себя крепкую, энергичную команду энтузиастов и профессионалов в различных областях фантастической деятельности (редакторы, художники, издатели, меценаты), Романецкий проявил выдающиеся организаторские качества и стал методично уровень за уровнем отвоевывать место для уже нового "Полдня" на рынке фантастической периодики! Он сумел создать всю инфраструктуру проекта, этакую фантастическую экосистему для создания и распространения издания, для рекламной поддержки и для поощрения авторов.
Это тяжелая работа, насыщенная трудностями, проблемами и требующая много времени и сил!
Уже только за это Романецкому надо присвоить Заслуженного! А ведь есть ещё его труд по истории "Полдня"! И его собственные романы и повести (в частности новеллизации "Секретных материалов" — а я фанат этой франшизы!). Есть его огромный вклад в ведение "АБС-премии" и других премий и конвентов, где несокрушимая энергия Романецкого продолжает давать свои творческие и организационные плоды!
А! Точно! (Это мне моя нейронная сеть сейчас напомнила! Он ведь ещё выступает в составах жюри многих литературных конкурсов. Ну типа "Алло, мы ищем таланты!" :) Находит потенциалы в молодых да ранних и печатает их в теперь уже его альманахе! Открывает МТА дорогу в мир Фантастической литературы. А это тоже очень важное направление деятельности Николая Романецкого.
Отмечу и Полдневский семинар, где нынешний лауреат — бессменный ведущий и организатор.
Это я ещё не всё, наверно, вспомнил, так как мне за молоком ещё бежать.
Так что премия имени Ефремова в сложном 2020 году вручена человеку, который многогранным, упорным трудом её заслужил!
Николай Романецкий, безусловно, является выдающимся, авторитетным и очень влиятельным человеком в современном мире фантастической литературы, фантастических конвентов и фантастических наград!
Как-нибудь пройдусь беспристрастной критикой по произведениям нового "Полдня"!
А пока мои уважение и поздравления Николаю Михайловичу Романецкому в связи с получением данной премии!
Я на железнодорожном вокзале встречал поезд. А в зале ожидания стоит шкаф с книгами. Свободная библиотека. Можно туда ненужные книжки относить, а можно, как я — брать. Смотрю: фантастика, ну и взял. Через какое-то время я и сам отправился в поездку. И вот выпал свободный час для ознакомления с новым автором. Наугад я взялся за «Безумную луну».
Наивным показался мне рассказ. Юношеским. Твердой интеллектуальной парадигмы нет. Философии структурной нет. Но нормально…
Ведь… (Это я потом авторскую биографию на «Фантлабе» прочитал…)
Написан рассказ в 1935 году!
В Москве первые станции метро только открылись.
Алексей Стаханов за смену 104 тонны угля добыл в этом году.
Эрвин Шрёдингер ставит мысленный эксперимент по квантовой физике с участием кота.
Главным химиком исследовательской лаборатории американской компании «DuPont» Карозерсом впервые проведён синтез нейлона.
А тут молодой автор Стенли Вейнбаум (33 года) отправляет своего героя не в «Парк культуры», а на спутник Юпитера. На Ио. И Грант Кэлторп тоже там добывает что-то. Не уголь. Какую-то траву или листья…
И друг у него кот.
А кругом мелкий психоз. И два вида инопланетян. Аж два! (В реальности в 1935 Германия с Италией создают ось Берлин-Рим: и это уже будет не мелкий психоз — через несколько лет…).
А в литературе 1935 года тоже немало значимых событий.
Наш Александр Беляев создает «Воздушный корабль» и «Чудесное око».
Агата Кристи вовсю творит!
Мэри Поппинс возвращается!
И появляется один из веселых человечков: Бу-ра-ти-но!!! От Алексея Толстого.
А Дуглас Хилл и Роберт Силверберг только родились…
Так, что всё в мире развивается поступательно. По ступенькам.
И творчество Стенли Вейнбаума тоже было для кого-то той важной ступенькой, что будет прокладывать тернистый путь к «Дюне», «Звездным войнам», «Гипериону»…
А на счет нейлона…
Вейнбаум намеревался быть инженером-химиком, но передумал…
Вот так плетутся дороги судьбы. В этом же 1935-ом Стенли Вейнбаум скончался от рака легких…
Творчество Вейнбаума высоко оценили Азимов и Кларк – а это непререкаемые авторитеты!
В 2012 (через 77 лет после смерти автора) сборник его рассказов выпустит
руководство «Фантлаба» (Алексей Львов и команда) с замечательной обложкой К.А. Териной (которая оказалась ещё и талантливой художницей и оформителем…). Это издание станет седьмым авторским сборником Вейнбаума выпущенным в нашей стране. Мне, стало быть, досталось четвертое: 1992 года.
Да, легко с ухмылкой критиковать легкость и наивность старых произведений… Намного труднее понять их ценность из прекрасного далека… Где у каждого есть такие технологии, что в 1935-ом и не снились фантастам тех времен…
«Рэй Брэдбери. «Будет ласковый дождь», — услышал я из приемника и перестал бродить туда-сюда. О! Знаменитый расск! Надо послушать!
Шёл первый тип восприятия. Голос человека – диктора.
И что? Это всё? Что-то, как-то…
Ладно…
«Надо прокрутить все аспекты данного произведения», — подумал я и полез в Киберпространство…
Что скажут авторитеты? Может я прохлопал нечто важное, неуловимое, тонкое?
И наткнулся на мультфильм! Снял его в далеком доперестроечном 1984-ом Назим Туляходжаев (Узбекфильм!)
Идет всего 10 минут. И раскрывает «БЛД» во всей его мрачности и апокалиптичности. Авторы, конечно, привнесли своё виденье истории, но сделали это мастерски. Просто, но мастерски!
Один вид искусства находит отражение в другом, сплетается, искажается…
Чума, короче! Ядерная чума!
Может быть я даже видел этот мульт на каком-нибудь мультсборнике в ДК, но не помню! Да как этот полубред запомнишь?
Карусель – помню! Волка с полным пузом – помню! А этого робота принципиального и сдвинутого по фазе – не помню.
Вот танк — уничтожающий боящихся его — помню, а робота нет! Хотя…
Ну да ладно!
Это был второй тип восприятия. Кто следит за рассуждением…
И наконец, загнал я эту новеллу в цифровую книжку! Чтобы всё «по науке». До конца! …
Вот теперь всё соединилось в единый философский концепт!
Всё, что останется после нас — это очень важно! Но самое важное – это мы! Люди! Цивилизация! Не будет людей – всё будет пеплом…
«И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет»…
Но пока мы существуем…
Сара Тисдейл с её стихотворением в 1920-ом.
Рэй Брэдбери с его рассказом в 1950-ом.
Назим Туляходжаев с его мультипликационным фильмом в 1984-ом.
Ну и я — со своей цифровой книжкой и своим пониманием этого Ласкового дождя…
На простом советском аналоговом диване в 2017-ом…
Отзовусь своими строчками:
«И весна, постучавшись капелью в окно сквозь холодные, жгучие слёзы
Тихо скажет: «Не думай, что мне всё равно как без вас, без людей в искрах первых лучей зацветают немые берёзы…»
Смотрю, валяется в дачном домике в шкафу книжка. Вся грязная, в глине. Советская фантастика.
Тираж охренительный! 100 тыс. экземпляров! Ну девяностые же почти! (Конец 80-х...) Тогда все нормальные люди читали книжки.
Видеомагнитофоны только пробивались в советскую реальность. А киберпространство существовало лишь на Западе. А заинтересовало меня на обложке имя автора, ведь Александр Геннадьевич знаком мне по ... "Грелке"...
Я там иногда критикую участников, от нечего делать, и указываю им их место в современной фантастической литературе...
Впрочем, творческих достижений у Александра много, и, наверняка, я сталкивался с его проектами и в прошлом, но имя его оставалось в тени.
Теперь к рассказу...
Стиль для современной эпохи простоват, но у поколения девяностых отклик в сердцах найдет!
Интрига есть, но смазанная несерьезным отношением автора к реальности блекнет, и поэтому в напряжении не держит.
А вот идея мощная! (Для своего времени...)
Но реализовать её во всей полноте и блеске удалось ... Шьямалану в его "Деревне" 2004 года. Фильм произвел на меня впечатление
суперрезким контрастом в смешивании жанровых составляющих.
Ну и концовка — вообще ударная! И главное — серьезность!
А у Александра сплошная ирония и самоирония. Ну девяностые же! (Конец 80-х...)
Рассказ в итоге получился наивным (для современного меня) и лишенным
актуальности. Мне жаль, но без полной переделки под современного читателя
"Простой тайне" нечего делать в современных сборниках!
Либо новый вариант, либо ностальгическое существование в "стотысячном" авторском
"Ждите событий" в библиотеках и на чердаках в коробках из-под всякой еды...
И если кто упрекнет модернизированный рассказ во вторичности по отношению к той же "Деревне", можно смело ткнуть в год публикации — наивный, ироничный и уже неактуальный, но такой клёвый 1991 (1988)...