fantlab ru

Артур Кларк «Песни далёкой Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
210
Моя оценка:
-

подробнее

Песни далёкой Земли

The Songs of Distant Earth

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

В четвертом тысячелетии Солнце сожгло Землю. Земная цивилизация погибла. Но ученые предсказали катастрофу давно, и с Земли были отправлены корабли-сеятели с эмбрионами землян, роботами и базой данных о земной культуре.

Один из таких кораблей нашел Талассу — прекрасный мир. Прошли годы, и на Талассе существует своя цивилизация, которая помнит про свою погибшую родину. И вот, однажды, в небе планеты появился космический корабль, люди с которого заявили, что прилетели с давно погибшей Земли.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Переписан из одноимённой повести 1958 года.

Шестнадцатый студийный альбом Майка Олдфилда «The Songs of Distant Earth» основан на романе Артура Кларка «Песни далёкой Земли». Роман фантаста понравился Майку Олдфилду, и он решил записать альбом, посвященный ему. Олдфилд связался с Артуром Кларком, получил разрешение и отправил ему демоверсию альбома. Артур Кларк был впечатлён этим альбомом и даже написал вступительную статью к буклету диска.


Входит в:

— журнал «Всесвіт 1993'03-04», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Песни далекой Земли
2011 г.

Периодика:

Всесвіт № 3/4
1993 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нетипичный и небанальный роман, после которого не сразу даже поймёшь, какое впечатление он на тебя произвёл.

Во-первых, рассказ о гибели, а точнее о завершении жизни на Земле — самое интересное и захватывающее, что здесь есть. Сначала неверие и равнодушие, а потом тотальная безысходность и попытки найти хоть какой-нибудь выход. Да и сама масштабнейшая программа максимального расселения по Галактике настолько широко, насколько вообще можно успеть.

Во-вторых, с этим прекрасно контрастирует мирная и беззаботная жизнь на Талассе, где такая гармония, что даже политики не хотят занимать свои места и приходится разыгрывать высшие должностные посты по лотерее. Ну да, места для жилья маловато, но это решается строгим контролем рождаемости, есть, конечно, опасный вулкан, но он извергается-то раз в несколько сотен лет.

В-третьих, хоть здесь и нет какого-то глобального, опасного конфликта и захватывающего сюжета

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(всю книгу аборигены мирно и практически без конфликтов взаимодействуют с пришельцами, а те просто взяв чуть-чуть в масштабах планеты воды, улетают дальше),
, но межличностые конфликты и общение вполне это искупают. Но здесь начинаются уже некоторые сомнительные моменты. Я понял, что Кларк хотел описать новую мораль без ревности, ненависти, конфликтов и готовностью отойти в сторону, чтобы не мешать чужому счастью.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но, блин, в таком случае уже надо было бы быть последовательным — после того, как Брант спокойно уступает свою женщину другому, а потом, как они «натрахались» и герой-любовник улетает, возвращается и воспитывает её ребёнка от другого мужчины как своего — какого фига Брант с Мириссой после этого страдают и понимают, что никогда уже не будет прежнего счастья в их отношениях и Лорен всегда будет стоять между ними? Это выглядит, простите пожалуйста, как современный куколдизм, а не новая мораль с отсутствующей ревностью и без заморочек. И зачем тогда Бранта было изображать слабовольной тряпкой и слабаком, у которого даже близко нет никакой гордости и самолюбия? Тут надо или крестик снять или трусы надеть — у вас или общество, где люди не придают значения, кто с кем потрахался и от кого родил, или ГГ выглядит безвольной тряпкой.

Ну и крайне сомнительной выглядит концепция общества, где все проблемы были от религии. Нет, серьёзно, по этому роману все проблемы были от всяких там придуманных богов и неправильной литературы. А стоило всё это вычеркнуть и забыть — сразу наступает благорастворение и счастье. Как, простите, это работает? Отсутствие Библии, Корана и Льва Толстого как-то отменяет объективные экономические процессы и интересы людей угнетать друг друга? К сожалению, Кларк уделил слишком мало внимания описанию экономики Талассы, чтоб можно было лучше понять этот момент.

Но это я с запасом простил книге за потрясающий эпизод, в котором над Бейкер-Стрит вновь заклубился туман...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ласковый, простой, спокойный и безмятежный роман, прямо как жизнь на планете Таласса.

Автор сам любуется миром, который он создал, и заставляет своих читателей и героев произведения тоже влюбиться в него. В мир, где самая большая проблема — извержение вулкана Кракан, последний раз случившееся четыреста лет назад.

Вполне можно понять Оуэна Флетчера и его единомышленников, устроивших бунт на «Магеллане». Зачем лететь в неизвестность ещё триста лет, если мир, пригодный для жизни, уже достигнут. Но сторонники продолжения путешествия приводят весьма весомые аргументы, главный из которых — чем больше колоний будет основано человечеством, тем больше шансов на сохранение человеческой расы появится в будущем. На Талассе уже всё хорошо, зачем портить идиллию и размеренную жизнь местного населения?

Морская тематика была очень близка Кларку, она уже встречалась в «Большой глубине» и «Острове дельфинов» (если брать в расчёт романы). Здесь главная загадка моря выражается в неведомой расе скорпов, которую обнаружили при создании снежинок для ледяного щита «Магеллана». Загадочные существа, которые претендуют на «вторую силу» Талассы, так и не раскрыли всех своих тайн, их история и дальнейшие отношения с человечеством остались за рамками романа, в конце произведения об этом сказано несколько слов, но не более того.

Впервые в романе Кларка сюжет строится вокруг любовной линии, а сама фантастическая идея, как правильно заметили ниже, является неким антуражем, иногда выходя на главные роли, иногда прячась в тени романтики. По сути главная фантастическая идея — квантовый двигатель, который использует вакуум и его содержимое. Всё остальное — производные от этого допущения.

Конец Земли и Солнечной системы описан не очень запоминающе, но с другой стороны, это событие здесь просто отголосок минувшего, затерянного в веках времени.

Население Талассы ещё много лет видело в небе тускнеющую с годами звезду, которая была космическим кораблём «Магеллан». Они никогда не забудут друг о друге, и талассиане, и достигшие Сагана-два земляне, хоть их и разделят семьдесят пять световых лет и триста лет полёта. Неважно, что в момент достижения «Магелланом» цели никого из талассиан — очевидцев встречи — не останется в живых, они будут вечно хранить в своей истории это величайшее для них событие и, возможно, когда-нибудь примут послание с далёкого Сагана-два.

К сожалению, пока не могу сравнить этот роман с более ранней повестью, так как она ещё не прочитана.

Рекомендую к прочтению, произведение «берёт за душу» и создаёт умиротворяющий настрой, оставляя приятное и долгое послевкусие.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не надо, было, по-моему, А. Кларку делать из отличной повести роман! В первоначальном произведении, несмотря на небольшой объем, все-таки, нашлось место драматизму, трагичности кратковременного счастья и вечного расставания. И, как мне кажется, получилось сильное, концентрированное произведение, где основа — романтическая любовная линия. А научная фантастика — красивый и интересный фон.

А роман не получился, конечно, на мой взгляд. Много воды, а напряжения, чувств, эмоций, мало. Нет изначальной лиричности. В повести лейтмотив — Музыка, песни далекой Земли. А в романе эта музыка уже не слышна. Замолчала, пока Кларк тридцать лет собирался переделать повесть в роман.

И разделение жанров у автора смотрится, как-то, неестественно. Главы, описывающие внутренний мир героев чередуются с главами, где идут только научно-фантастические гипотезы и теории. А единой органичной картины нет.

Прочитать разок можно, все-таки классика, но, если сравнивать с одноименной повестью, то роман слабый.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я уже неоднократно писал, Кларк, великолепный писатель-фантаст, являет собой пример исписывания... Болезнь, старость — к моему глубокому сожалению, он потерял часть своего таланта, довольно существенную. Последние его романы никак нельзя поставить в один ряд с «Концом детства», «Городом и звездами» и т.д. И, Кларк потерял и еще одну важную составляющую писательского мастерства — интуицию. Ту самую, что позволила выбрать «Да не наступит ночь» за основу нового романа. А вот уже на «Песнях...» и «Молоте Господнем» она сбилась — ну не зачем и не надо было эти рассказы переделывать в романы.

Но, теперь поподробнее о сим произведении. Ядро, на котором оно основано — это одноименная повесть, рассказывающая о не состоявшейся любви звездолетчика и девушки-колонистки. Чистой, прекрасной, но невозможной. Одновременно в повести неплохо изложено устройство межзвездного человечества, которому победить скорость света невозможно. Все отлично, но вот перед нами роман. Такие же невозможные сверхсветовые перелеты, но описана радость открытия человечеством способности летать на скоростях, приближенных к скорости света, ЧТО И ТАК ВСЕМ ИЗВЕСТНО. Зато сделано из этого величайшее открытие. Зачем было заострять на этом внимание, мне не ясно. Ну, атеистическая тематика ладно. Артур Кларк атеист, но мне не мешает это восхищаться его произведениями. Но как в этом мире победившего материализма, так и в «Одиссеи 3001 года», появилась странная культовая система каких-то других богов... Несколько бредово, по-моему, было что-то подобное оставлять, если жители описываемой в романе колонии вообще свободно обходятся без Бога. Далее, самое главное — любовь. Основная тема повести и романа именно любовь, но здесь все несколько иначе. Заранее хочу сказать, что нет, я НЕ против гомосексуализма, ну пусть, но НЕ МОГУ Я ПОНЯТЬ, зачем он был нужен здесь. Даже не в целом в роме, где описывается, что это нормально и даже необходимо, что гетеросексуальность — это как раз и есть отклонение. Нет, даже не в этом, а в описании отношений главных героев. Наш новоявленный колонист влюбляется в таласску, и одновременно с этим трахается, уж извините за термин, с ее братом, утверждая, что это нормально. Ну зачем это, объясните: не пойму...

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Регистраторы нейтрино зафиксировали снижение потока, исходящего из термоядерной топки, сидящей внтури нашего Солнца. Звезда закономерно эволюционирует и вот-вот, к 3600 году, превратится в сверхновую. Человечество всё ещё не вышло в дальний космос, но примерно с 2500 года начинает запускать корабли-сеятели: генетический материал людей и некоторых растений и животных, техника на первое время, компьютеризированные школы для обучения первого поколения, библитека знаний. «Тысячу лет назад гении, желавшие лишь добра, переписали историю. Они прошлись по библиотекам Земли, решая что сохранить, а что оставить огню. Критерий был прост, но применять его оказалось не так легко. В память кораблей-сеятелей загружали только способствующие выживанию и стабильности новых миров произведения литературы и сведения о прошлом. Практически невыполнимая, терзающая душу задача. Со слезами отборочная группа отвергла Веды, Библию, трипитаку, Коран и основанный на них необъятный пласт текстов — художественных и нехудожественных. Несмотря на красоту и мудрость этих трудов, следовало оградить девсвтенные плаенты от их влияни. Древние яды религиозной ненависти, набожной чуши и веры в сверхъестественное, утешавшие бесчисленные миллиарды мужчин и женщин ценой их разума, оставили погибать на Земле» (с.100). «Почти все здравомыслящие люди согласились с жёстким вердиктом великого философа лукреция: все религии аморальны. Суеверия, порождаемые ими, приносят намного больше зла, чем добра» (с.175).

(Однако Мормоны и Дочери Пророка построили свои собственные корабли-сеятели, о судьбе которых ничего неизвестно).

Корабль-сеятель на планете новой зведзной системы разворачивает строительство и оживляет материал. Трагизм первых поколений благоразумно опущен Кларком в этой утопии, но намёки на нечто ужасное оставлены. Под самый занавес существования человечества под лучами угасающего Солнца отркыт-таки принцип квантового двигателя и построен единственный корабль с миллионом человек, ждущих в анабиозе пока «Магеллан» доставит их к планете Саган-2. По пути у космического автобуса прохудилась фронтальная защита (сделанная в виде щита изо льда и закрелпенная перед кораблем). Для ремонта и пополнения запаса льда «Магеллан» делает остановку на Талассе — малонаселенной водной планете, заселенной семьсот лет назад. Первая встреча наопоминает контакт-лайт: те же размышления о границах культурного и научного вмешательства, о разнице культур, о моральности и аморальности секса с инопланетными существами пусть и одного биологического рода. Кларк аккуратно всё это показывает по ходу дела, ведь надо морозильный заводик по производству экрана строить, и блоки транспортировать на орбиту, и некстати выясняется что шельф Талассы занят разумными омарами (привет доктору Зойдбергу ((Dr. John Zoidberg) из Футурамы), и еще неясно, как эти два вида будут конкурировать за дары моря — ресурс-то ограничен, столкновение возможно, и неизвестно, выживет ли стотысячная микроколония землян, пребывающая в эротическо-утопической пасторальной неге, будет сметена этими членистоногими или будет погребена лавой взорвавшихся вулканов — ведь острова в океане, занятые землянами — это просто часть молодой вулканической гряды. (Всё это остаётся за скобками восприятия, роман-то утопический, о том как построен небольшой мир на безрелигозных началах).

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень поэтичная история про погибшую нашу Землю, про далеких потомков этой Земли, живущих на замечательной планете спокойной сельской жизнью. И вот на эту планету приземляется корабль с погибшей Земли, высшее достижение земных технологий. Начинается взаимодействие новой культуры и старой. Потом земляне улетают, но жизнь на планете уже не будет прежней.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь основа сюжета — типичнейшая. Молодая женщина, у которой есть бой-френд (все русские слова либо не подходят, либо неприличны), которая уже перестала испытывать к этому человеку влечение (сколько можно дурака валять? Биология...) Вроде мужчина есть, а детей всё нет — в таких ситуациях женщины обязательно уходят, без видимых причин. А причина — вот она — должны быть дети.

И тут — совсем новый интересный человек, и он ей понравился, и она его позвала, и, конечно, он не в силах сопротивляться — мужчины, несмотря на свою силу, устойчивостью особой не отличаются. Хотя и результатов никаких редкие любовные эпизоды для мужчин не имеют.

А потом он ушёл, потому что остаться не мог. А она вернулась к тому, кто у неё был, потому что больше было не к кому.

Вот и весь сюжет по сути. Написано спокойно и деликатно. Вокруг всякие эпизоды из жизни планеты и космического пришельца. Достаточно интересно, ситуации не надуманы, а естественны — в общем пишет Мастер. Поступки героев мотивированы, характеры просты, но не картонны. Маленький, лиричный и спокойный рассказ. Отдыхаешь душой. Любителям острых сюжетов не подойдёт. Мне — понравилось.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось что в етой книге нет ни начала, ни конца! Однако ето не портит, а поддерживает глобальную тему сюжета — борьба за жизнь и взыскание места человека под небом. Очень простая книжка, читается легко. В частности речь идет о развитии общества и так — в даконку закинуты научные теории о скоростном передвежении космических кораблей.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга довольно сентиментальна, с грустным концом (по моему мнению).

В мир Талассы хочется возвращаться снова и снова. Обязательно ее перечитаю

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх