FantLab ru

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Голосов:
12
Моя оценка:
-

подробнее

,

Зеркальный гамбит

Сборник, год

Аннотация:

Седьмая книга серии «Зеркало» – это шахматная партия на зеркально-гладкой доске. Древняя игра Света и Тьмы, созидания и разрушения, технологии и магии.

Два ряда шахматных фигур. Стальной доспех Чёрной пешки и композитная броня Белой; холодное спокойствие Белой королевы в против ярости королевы Чёрной; доблесть Белого короля с венцами на трёх челах и интриги короля Чёрного, не имеющего короны.

Два десятка ходов, где клетки — это целые миры: бездна межзвёздного пространства, углекислые снега чужой планеты, мрачная чаща, пожирающая путников, и волшебный лес, где среди зимы цветут подснежники, как в сказке.

Двадцать одна история — непредсказуемые, как рокировка, изящные, как шах, напряжённые, как эндшпиль.

Две тактики игры — мужская и женская. Кто выйдет победителем? Или противоположности сыграют вничью?

Партия, за которой стоит следить, не удивляясь тому, что в отражении фигур можно увидеть себя.

В произведение входит:

  • 1. ПЕШКА
8.30 (33)
-
1 отз.
7.00 (13)
-
  • 2. КОНЬ
6.13 (15)
-
7.68 (42)
-
1 отз.
  • 3. ОФИЦЕР
7.62 (21)
-
2 отз.
7.36 (11)
-
  • 4. БАШНЯ
7.53 (15)
-
7.00 (15)
-
  • 5. КОРОЛЕВА
6.19 (21)
-
6.82 (11)
-
8.43 (14)
-
  • 6. КОРОЛЬ
7.36 (22)
-
3 отз.
7.00 (13)
-
  • 7. РОКИРОВКА
6.60 (10)
-
8.07 (39)
-
2 отз.
  • 8. ПЕШКА, СТАВШАЯ КОРОЛЕВОЙ
6.94 (17)
-
7.17 (18)
-
  • 9. ШАХ
6.76 (25)
-
6.73 (15)
-
  • 10. МАТ
6.59 (71)
-
8.38 (29)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2019 // Дебютная книга (номинируется только А. Провоторов)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Зеркальный гамбит
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Зеркало» не перестаёт радовать, но семёрка и впрямь оказалась волшебной цифрой, как ей и положено традициями. «Зеркальный гамбит» превосходен, планка поднята просто на фантастическую высоту :) Да и число рассказов в сборнике — 21 — по-своему намекает на идеальный вариант.

Произведения двух авторов на этот раз скомпонованы в квадрат шахматной доски, но не думайте, что всё тут радикально чёрно-белое или простое, как е2-е4. Наоборот, е2... то есть едва открываешь книгу, как оказываешься в пространстве неоднозначного, тревожного, волнующего. Рассказы Ларисы Бортниковой и Алексея Провоторова надолго захватывают воображение, предлагают моральные дилеммы, дают простор фантазии, тешат душу любителя как чистого ФиФ, так и «мучительной» психологической прозы.

Да, за доской сошлись очень сильные и достойные друг друга партнёры (не соперники!). Каюсь, ни одного из авторов седьмого сборника доселе не читала, поэтому «Зеркальный гамбит» стал для меня двойным открытием, за что я глубоко благодарна как Ларисе и Алексею, так и создателям/координаторам серии.

Правду сказать, к произведениям А. Провоторова поначалу отнеслась немного скептически — просто в силу того, что, как мне показалось, автор тяготеет к пафосному классическому фэнтези, а я от этого жанра уже ушла-наелась — но нет, Алексей показал себя искусным игроком и на других полях: научной фантастики, триллера (да такого, при чтении которого просто ноги отнимаются от страха, честное слово) и даже юмора, чем невероятно порадовал.

Рассказы же Л. Бортниковой поражают, извините, до самых потрохов. Как, ну вот как удаётся автору при впечатляющем разнообразии поджанров и сюжетных ходов раз за разом выворачивать душу наизнанку?! Иногда до слёз. Некоторые рассказы не отпускают по нескольку дней, так и ходишь с ними, баюкая боль и сладость, оберегая от случайного равнодушного прикосновения то ли героев Ларисы, то ли собственную исцарапанную душу.

Кто выиграл в этой партии? Безусловно, читатель! Читайте, советую от всего сердца.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго ли, коротко ли, но серия «Зеркало» дошла до своего экватора. «Зеркальный гамбит» стал седьмой книгой проекта, а в моем личном топе занял почетное второе место сразу после «Зеркала для героев». И для начала поговорим о хорошем.

Очень круто показал себя Алексей Провоторов, выступая в основном в жанре фэнтези, но временами ломая рамки и стереотипы. Целых пять его рассказов понравились настолько, что хочется поговорить о них отдельно:

• «Волк, Всадник и Цветок» — залихватская приключенческая погоня с юмором и романтикой. Прямо таки идеальное воплощение короткой формы, все четко, закончено и увлекательно.

• «Дилемма 4» — отличный морозный ужастик в духе «Нечто». Слабость у меня к параноидальному хоррору, когда не знаешь, кто заражен, а кто нет. При этом Алексей не идет по самому простому пути, то есть не злоупотребляет замкнутыми пространствами, что очень здорово.

• «Способы управления» — как и «Волк, Всадник и Цветок», этот рассказ – идеальное воплощение короткой формы. По сути, нам демонстрируется одна массовая дуэль и все. Но за развитием событий следишь с напряжением, а временами приходиться возвращаться назад, чтобы до конца осознать кто, что сказал и сделал (очень уж много тут персонажей).

• «Почти как брат» — еще один обаятельный ужастик, который, правда, под конец свое обаяние несколько утрачивает. Два сводных двоюродных брата выехали в заброшенное село, где с ними, естественно не произошло ничего хорошего. И вот пока атмосфера нагнеталась, все шло отлично, я читал на ночь и прям ощущал как сгущается тьма за пределами света ночника. Но как только пошел экшн и развязка, сразу стало как-то не так жутко.

• «Железо» — тот случай, когда спойлер к сюжету приравнивается к преступлению. Но рассказ хорош, один из лучших в сборнике.

Лариса Бортникова порадовала меня немного меньше, и у нее мне хочется выделить всего два рассказа:

• «Новое платье для Долорес Романо» — трогательная социальная антиутопия про войну, любовь и мотивацию.

• «Основной инстинкт» — драйвовый постап, замешанный на социалке.

Теперь скажу немного про плохое. А. Провоторов отлично пишет фэнтези, но ни один рассказ сборника я не могу поставить вровень с «Костяным». А жаль, очень бы хотелось. Л. Бортникова в свою очередь неплохо выписывает социальные проблемы, необычно интерпретирует сказочные сюжеты, но в остальном пишет как-то безлико. Хорошо, интересно, но без изюминки. По крайней мере, для меня.

Восьмая книга серии «Танец с зеркалом» за авторством Э. Сафина и М. Дробковой выйдет примерно через месяц. И это будет для меня новые знакомства, потому что ничего из творчества обоих авторов мне читать не доводилось.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я впервые пишу рецензию на издание, к которому сам приложил руку. Но в данном случае не могу удержаться. На мой взгляд, книга вышла — огонь!

В неё входит 21 рассказ, и добрую половину из них я оценил десятками и девятками по фантлабовской шкале. Не оттого, что приятельствую с Алексеем или Ларисой — просто рассказы того стоят. Часть из них я помню ещё с тех пор, как они побеждали на литконкурсах. Оставшуюся часть прочитал, когда авторы сдали сборник.

Я не стану останавливаться на «шахматной» компоновке — с моей точки зрения, она довольно изящна и вписывается в концепт серии, ну и славно. Также на мой взгляд рассказы искусно 'спарены» за одним, пожалуй, исключением, где парность большей частью условная. Но вот сами рассказы...

Когда читаешь, в том числе по долгу службы, множество короткой прозы, абсолютное большинство текстов забывается весьма быстро — в лучшем случае от них остаётся смутное воспоминание «о чём это было». Некоторые задерживаются в памяти более-менее надолго — по-видимому, один из десяти, но потом всё-таки растворяются в множестве других и прочих, чем-то схожих. И лишь очень немногие остаются навсегда, так, что через месяцы и годы после прочтения можно с лёгкостью пересказать сюжет и акцентироваться на том, чем именно рассказ зацепил, а иногда и поразил. В этом сборнике, вопреки статистике, таких рассказов с десяток. Я попросту их перечислю.

— Новое платье для Долорес Романо

— Мы рождены

— Жил да был один король

— Основной инстинкт

— Любовь и смерть техника Евстигнеева

Ларисы Бортниковой

и

— Дилемма 4

— Почти как брат

— Ночь, день и ночь

— Железо

Алексея Провоторова

Ну вот, собственно, и всё. Напоследок попросту рекомендую эту книгу. Кому? Да всем. Буду изумлён, если найдётся хоть один разбирающийся в короткой форме читатель, который скажет 'не понравилось'.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень удачный сборник и по текстам, и по композиции составления (пожалуй, лучший в серии), и по контрасту авторов. С Ларисой и её творчеством мы знакомы, знали, чего ожидать (в хорошем смысле :-) ), и ожидания вполне оправдались. С рассказами Алексея познакомились впервые и не пожалели. Бортникова пишет резко, жёстко, нервно, болезненно. Провоторов развёрнут, эпичен, детализирован, красочен. Переходы от одной авторской стилистики к другой доставили отдельное удовольствие.

Лариса в рассказах особое внимание уделяет экспозиции и кульминации, они всегда максимально прописаны. Часто на кульминации рассказы и заканчиваются. Алексей отдает предпочтение завязке и развязке. Вместо экспозиции он предпочитает бросать читателя в историю сразу, без прелюдий – пусть выплывает. Эта тенденция у обоих не абсолютна, что радует – чем больше инструментов и авторских предпочтений, тем лучше.

Личное, спорное: у Ларисы временами видны механизмы эмоционального давления на читателя, приёмы манипуляции. Кое-где они чрезмерны, выпирают из текста. Рассказы Алексея, вероятно, стоило бы чуть-чуть сократить. Для позвоночника сюжета и мышц конфликта такой объем текста избыточен (к примеру, десять раз слово «тёмный» на пять страниц текста или пять «мокрый» на две страницы – большинство повторов без потерь вычеркиваются). Впрочем, мы читатели с профдеформацией, наше восприятие текстов тоже специфично.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборники серии «Зеркало» отличаются уникальной концепцией. У каждой книги два автора — мужчина и женщина. Их рассказы пересекаются, олицетворяя «мужской» и «женский» взгляд на схожие темы. При этом в каждом новом сборнике новая концепция, привязка то к знакам зодиака, то к рунам, картам таро, восточному гороскопу... в данном сборнике тема «шахматы».

Не смотря на то, что авторы попеременно «ходят» и черными, и белыми фигурами, для отзыва представлю, что Лариса Бортникова играла белыми, как и безымянная девушка в предисловии. Итак...

Белые начинают и... проигрывают. Увы, видимо, это просто не мой автор. Не смотря на то, что объективно в ее рассказах неплохие, иногда весьма оригинальные, сюжеты, авторские язык и стиль мне не зашли. Показались грубыми (лучше слова не подберу), агрессивными, отталкивающими, а юмор показался натужным. Вот, казалось бы, рассказ про мир Пиноккио-Буратино в антураже «Крестного отца» и «Города грехов» — что могло пойти не так?.. Идея хороша, а исполнение мне не понравилось. В общем, повторюсь, не мой автор, на интуитивном уровне. Хотя многим может и понравиться. Единственный рассказ, который меня зацепил, и сильно — «Большое путешествие из Саратова в Москву». «Основной инстинкт» тоже неплох.

Стиль Алексея Провоторова, я, напротив, люблю. Яркие, красивые описания, образы, врезающиеся в память (не зря автор, помимо текстов, создает иллюстрации). Классические фентези-похождения и космическо-фантастические сюжеты, временами с толикой хоррора. Больше всего понравились истории про огненных птиц со Второй Луны, морозную планету с углекислым снегом, поединок убийц в городе с синей башней, катастрофический поход за Край Земли, зеркальных двойников в заброшенном селе и чудесный рассказ «Железо», где фентези и фантастика сплелись в тугой узел.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ШахМатная партия на поверхности N-мерного гиперкуба

Для меня это уже третья прочитанная книга из серии — первой была стартовая «Зеркало для героев» (М. Гелприн, О. Рэйн), затем сборник под №6 «Отражения и миражи» (М. Гелприн, И. Голдин), и, наконец, вот эта, седьмая.

Что бросается в глаза применительно не только к этому сборнику, но вообще как общая распространённая тенденция в современной фантастике: чаще всего читатель оказывается в каком-либо постапокалиптическом мире, либо в мире в состоянии происходящего всеобщего катаклизма, либо в предапокалиптическом состоянии, но непременно в мире, пребывающем в определённой степени депрессии. Об этом состоянии читаемого мира свидетельствуют и состояние погоды/непогоды, и разные природные аномалии, и тревожно-неблагополучная социальная среда в самых разных степенях неблагополучия и тревожности, и актуальная проблематика, с которой сталкиваются герои современных фантастических рассказов.

Другая общеизвестная тенденция, это то, что фэнтези победило SF. Если когда-то основными направленческими движениями жанра фантастики были рассказы, повести и романы научно-фантастической направленности, а затем постепенно крен пошёл в сторону социальной фантастики (не теряя при этом признаков научности), то теперь доминирует явный сдвиг в сторону полусказки, в сторону фэнтези. Причём как классического фэнтези, с рыцарско-средневековым антуражем и с многочисленными представителями малого народца в качестве основных героев и персонажей или же массовки, так и с его разновидностями.

Вот примерно такая же картина вырисовывается и при чтении этого сборника. Т.е. в доминанте мы имеем фэнтезийные темы или фэнтезийные картины задника, в доминанте же мы имеем те или иные формы депрессивного состояния внешнего мира, в котором происходят те или иные сюжетные действия и происшествия. Правда, нужно отметить, что всё-таки несколько рассказов из так называемой космической фантастики в сборнике есть, и их присутствие выгодно оттеняет и обогащает тематическое содержание.

Всё вышенаписанное не следует воспринимать как критику, направленную в сторону авторов. Это просто то, что явно бросается в глаза при некотором внимании к состоянию современной фантастической литературы. Не более того.

Если говорить о качестве представленного авторами литературного и сюжетного материала, то тут всё как минимум на «хорошо», но скорее на «очень хорошо» и «отлично». И потому удовольствие от чтения сборника было неподдельным, интерес к читаемому взаправдашним, а азарт трудно сдерживаемым.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх