fantlab ru

Робин Хобб «Корабль судьбы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Оценок:
1479
Моя оценка:
-

подробнее

Корабль судьбы

Ship of Destiny

Роман, год; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Повелители Трех Стихий, гордые и прекрасные драконы возвращаются в мир. Вырвалась на свободу из векового заточения Тинталья, расправила мерцающие синевой крылья — и обнаружила, что она единственная из своего племени, парящая в небесах. В

Ведь морским змеям, чтобы превратиться в драконов, нужно подняться вверх по течению реки, к берегам, покрытым песком памяти, а путь туда преграждает отмель. Нет больше Старших, которые издревле помогали драконам и оберегали их коконы. Значит, ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к «мгновенно живущим» — людям.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место


Издания: ВСЕ (5)

Корабль судьбы. Книга 1
2005 г.
Корабль судьбы. Книга 2
2005 г.
Корабль Судьбы
2007 г.
Корабль судьбы
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Ship of Destiny
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фух, ну слава богу, наконец-то эта эпопея закончилась! Вот вроде и написано отлично, и сюжет держит, но я ОЧЕНЬ устал, дочитывая этот цикл.

Гланым минусом этого последнего тома для меня стало отсутствие интриги. В общем и целом было понятно уже после «Безумного корабля» чем все закончится. Надо признаться, что Хобб мастерски сплела все сюжетные линии и концовка выдалась эпичной, как того и следовало ожидать. Были, конечно, и притянутые за уши сюжетные моменты, например чего только стоит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ничем не мотивированный поступок Кеннита с попыткой спасения сатрапа и последующей его смертью
Ясно, что без этого весь сюжет расползался бы по швам, однако, осталось неприятное впечатление сюжетных рельс. И совершенно непонятно, куда делась калсидийская армада, направлявшаяся в Джамелию.

Порадовала завершенность цикла, расстроила излишняя эпичность. Если первая книга цикла — это такое нестандартное местечковое психологическое фэнтези, то последняя — шаблонный сладко-приторный эпик.

И объем! Если после «Волшебного корабля» послевкусие от прочтения было сродни приятной усталости мышц после тяжелого трудового дня. То чтение «Корабля судьбы» напомнило поглядывание на часы в конце рабочего дня. Ну, хотя бы я не бросил на полдороги, не каждый фэнтези-цикл достоин этого :) Значит «Сага о живых кораблях» не так уж плоха!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлеры!!!

Для создания полноценной истории автор должен обладать одним важным талантом — сдержанностью, выдержкой. Когда создаешь действительно отвратительных персонажей, в какой-то момент понимаешь, что хочешь самолично задушить этих гадин, перед этим причинив максимально много страданий, ибо они это заслужили. И вот не сделать этого по-настоящему сложно. При прочтении так и ждешь, когда все эти сволочи получат по заслугам, и когда это происходит не в полной мере, рождаются довольно двоякие чувства, которые заставляют себя обдумать, а не просто удовлетвориться заслуженной местью и забыть.

Кеннит по-настоящему ужасен, но вместе с этим и достаточно харизматичен, чтобы многие этого не замечали. Он сотворил много бед, и даже его прошлое не особо умаляет его деяния, и оттого каждый раз, когда ему все сходит с рук, аж пена изо рта от злости идет. Автор очень умело манипулирует чувствами читателя, устраивая настоящие американские гонки эмоциями. И вот, когда он сталкивается с Альтией и насилует ее, тогда-то он и переступает ту грань, когда еще может контролировать ситуацию. Ты понимаешь, что именно этот шаг стал его концом, и ждешь, когда все это всплывет и пират получит по заслугам. Но Робин Хобб четко чувствует настроение своего произведения и будущих читателей, и потому тянет с этим до конца, а в конце очередной раз изменяет правила игры. И вот некоторые персонажи уже знают правду, но всё оборачивается так, что раскрывать ее уже не имеет смысла, и это даже больше причинит вреда, а, по сути, ничего не изменит. Его судьба напоминает судьбу Регала из «Саги о Видящих», который также получил по заслугам, но в итоге в глазах многих остался чуть ли не героем. Это же касается и Кайла Хэвена, когда в моменте, где он наезжает на Альтию, ты так и ждешь, что она сейчас ему врежет, но этого не происходит, ибо автор умеет сдерживаться, не превращая историю в сплошные драчки, действуя тоньше. В итоге и Малта так и не узнала всего о своем любимом папочке. Хотя что смерть одного, что другого довольно нелепа: зачем Кайл вылез? Зачем Кеннит бросился за сатрапом?

То же касается и сатрапа Касго, который всю книгу ведет себя, как полный идиот, и его смерть явно бы стала облегчением для многих, но автор также не ищет легких путей и решений. Когда они с Малтой плыли по реке, я так и ждал, что Малта его веслом огреет или хотя бы ядовитой водой чуть плеснет, но она этого не делает, а потом и вовсе начинает ему наиграно прислуживать, что намного сложнее (и для персонажа, и для автора), чем просто выплеснуть эмоции и закончить все бессмысленной драчкой. Это то, чему стоит поучиться многим авторам, особенно мужчинам. Сдержанность! Та же Тинталья, которая отталкивает своей надменностью и чувством величия, и я так и ждал, что кто-то поставит ее на место, но этого не произошло (персонаж-то женский...), никто так и не сказал ожидаемых мной слов, что почему она, вся такая величественная, не может без людей, тех самых быстроживущих, которых так презирает. Пусть ей и поставили какие-то условия, но могли выбить куда больше, ведь жители Чащоб единственные, которые знают, как там жить, а потому только они могут ей помочь. А что она сделает? Убьет их? Тогда и все змеи помрут, а за ними и она. Но никто ей этого так и не разъяснил. Да и вообще странно помогать рождению новых драконов, когда все мореплаватели просто боялись змей, а тут летающие змеи, плюющиеся кислотой. Какая людям польза от их появления в мире? Они не думают, что просто станут рабами для драконов? Нечто подобное даже озвучивается Рэйном, но только он узнает, что Малта жива, как начинает думать не тем местом и просто забивает, соглашаясь на все, по сути, решая судьбу всего мира из-за дымящейся шишки. Кстати, а где остальные драконы из «Саги о Видящих»?

Только я написал в отзыве на предыдущую книгу, что у Робин Хобб в принципе нет плохих женских персонажей, так здесь Серилла становится настоящей сволочью. Вдруг резко из умной и адекватной она превращается в алчную стерву, стремящуюся захватить власть. Зажила в чужом доме, саботировала расследование смерти Рестара, заручилась поддержкой местного говнюка, который помогал ей запугивать оппонентов, слуги ей не нравились и все такое. И вот ее уже ничуть не жалко, изнасиловали, так поделом, можно было вообще голову свернуть и скормить змеям. А еще у нее, похоже, «биполярка», ибо сначала она попросила Роэда заткнуть рот Ронике, и даже была вот такая фраза: «Владычицу, которая отправит его выслеживать Ронику Вестрит и все семейство старухи.», а чуть позже такая: «Все ли ты сделала, Серилла, чтобы ее спасти? Или ты готова пожертвовать ею, чтобы спастись самой?» и, подозревая, что Роника подслушивает их под дверью, умудрилась предупредить ее, чтобы та сбежала. Плюс она подозревала, что та заговорщица, хотя сама буквально пошла против сатрапа. Логика! А потом еще: ««Будешь просто независимой женщиной, живущей как все, и только…» Знать бы Мингслею, какое благословение он призвал на ее голову, вместо того чтобы проклясть!» Так хочет она власти или не хочет? Готова предавать и убивать чужими руками или нет? Но все же Робин Хобб не смогла долго продержаться, и в итоге под конец Серилла из резко отрицательного персонажа превратилась максимум в неоднозначную, а Вестриты еще и должность ей выделили и позволили жить в их доме, платя деньги за какую-то там работу. А она еще и жалуется, что сатрап ее «бросил на произвол судьбы» после того, как она его кинула. Гениально! А как же искупление? Персонаж, по сути, вообще не нужный в истории. Зато Роэда сделали крайним, Серилла в итоге его предала, хотя по факту он просто исполнял то, что хотела она.

Также к минусу можно отнести внезапные вкрапления романтических сцен между Альтией и Брэшеном, которые вообще не к месту. То у Альтии жар, то сердце бьется, то голова пошла кругом, то Брэшен мечтает ее прижать к себе, увидеть ее взгляд. Как-то это всегда не в тему. Ну а Брэшен, будучи мужиком, обязан иметь явные недостатки, в отличие от идеальных женских персонажей, и потому у него вечный спермотоксикоз, и он постоянно обижается, когда Альтия его отшивает («Будет так, как ты хочешь, – произнес он. – Пожалуйста, вся кровать в твоем распоряжении.»). Что только стоит сцена, где он захотел засадить Альтии в грязном переулке, где наверняка не раз испражнялись пьяные пираты... Романтично! Уинтроу тоже недалеко ушел, постоянно думая об Этте. ««Вот она моргнула, и эти капли побежали по ее лицу наподобие слез. Уинтроу смотрел на нее, и плотское желание боролось в нем с невозможностью это желание высказать.» — это в тот момент, когда Кеннит сжигает Совершенного, где, возможно, сгорает заживо его тетка. А когда Альтия говорит про Проказницу, мол, та заперта в темноте, Уинтроу считает, что она с ума сошла, хотя сам знает, что так и есть, ведь это уже не Проказница, а Молния, но он чувствует, что та рядом. Тупость же!

Также надоело постоянно повторяющийся троп, когда кто-то думает, что другой мертв. Малта думает, что Рэйн мертв, Рэйн думает, что Малта мертва, потом Брэшен думает, что Альтия мертва, а та думает, что Брэшен мертв, Кефрия думает, что ее дети мертвы... И вот они уже все смирились, а тут вдруг раз — все живы!

Что имеем в итоге? Автор явно феминистка (не редфем, но все же), а потому из принципа не делает плохих женских персонажей, и уж тем более не убивает их, ибо «изнасилование — худшее преступление». Потому Кеннит и уверяет, что это не правда, хотя почему? Пираты постоянно этим занимаются. Из-за Этты и Уинтроу? Ну такое себе оправдание. Плюс к тому браслет мог бы его остановить, но не стал этого делать, лишь после назвав его уродом. Даже драконица, змеи-самки и корабли с женской внешностью (при их постройке создатели же не могли знать их пол?) — все сплошь приторно положительные, едва ли хоть с одним изъяном. Даже Кикки, которая из вечно обдолбанной идиотки вдруг стала мудрой наставницей для Малты. Зато все мужики в той или иной мере сволочи, некоторые прям эталонные, даже корабли и те же змеи. Просто, как я уже писал в отзывах на «Сагу о Видящих» — автор женщина с присущей ей женскими мыслями и пониманием хорошего и плохого, и потому она как бы хочет написать типично женское чтиво (пусть, может, и качественное), но прекрасно понимает, что в этом случае она затеряется среди посредственных авторов-женщин с их приторными ванильными романчиками, а потому старается писать так, чтобы чтение зашло в первую очередь мужской аудитории; по той же причине и псевдоним себе вязла с именем, который может принадлежать и мужчине. Как говорится, хочет и рыбку съесть, и косточкой не подавиться.

9/10 — несмотря на тонну минусов, у книги гигатонна плюсов, которые перевешивают отдельные сомнительные элементы. Большая и целостная история, пусть и не с полностью понятным финалом, хотя впереди еще «Хроники Дождевых чащоб», так что это не конец. Первая книга шедевральна, вторая несколько проседает, но третья в итоге стала отличным завершением для всей истории. Очень надеюсь, что дальнейшие книги поддержат планку качества, и автор не скатится в уныние, как в «Саге о Видящих».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я перед прочтением смотрел на «Корабль судьбы», стоящий на полке, то испытывал разные эмоции. С одной стороны понимаешь, что впереди меня ждет море словесной воды, особенно в середине книги. Вроде герои что-то говорят, думают, куда-то идут или плывут, а сюжет стоит на месте. С другой стороны так приятно дочитать цикл до конца, узнать все его секреты, удивиться неожиданным поворотам сюжета. Тем более что первая книга трилогии была очень интересной и многообещающей.

Вторая книга оставила в конце неплохой задел на будущее. Альтия с Брэшеном в погоне за Проказницей, Совершенный наконец-то стал полноценным кораблем, Малта с сатрапом плывет в опасную неизвестность, где-то вдалеке маячит дракон. Уже когда я прочитал «Корабль судьбы», то понял, что могу буквально за минуту рассказать все, что произошло в третьей книге. Если честно, то никаких потрясений у меня было от того, что происходило в финальной части трилогии. Какие-то маленькие элементы меня удивляли (например, прошлое Кеннита), но это было точно не «вау». Лично для меня каждый персонаж вел себя ровно так, как и должен был себя вести. Уинтроу перестал быть святошей, Альтией махнула рукой на свои розовые мечты, Брэшен наконец-то залез под юбку и удовлетворил свои желания на все 100, Вестриты вышли сухими из воды... Малта волшебным образом повзрослела за буквально 6-9 месяцев. Многие вещи мне казались удивительными, сказочными. «Ну не бывает такого», — говорил я себе. А потом подумал — а ведь это и есть сказка, и к ней нужно относиться соответствующе. И вот тогда финал истории начал восприниматься по-другому. Будто это романтическая сказка про корабли и драконов. И да, все закончилось максимально позитивно. И сколько бы не было попыток изнасиловать Малту, все они закончились неудачно. Все работает на героев, чтобы они победили всех и вся и в итоге заняли, образно, трон.

Драконица не понравилась из-за своей надменности. Постоянные угрозы всех уничтожить, непонятная мотивация... Ну такое... Опять сказка.

А главная загадка была для меня связана со змеями. Самое интересное, что все стало на свои места уже буквально в начале книги. В принципе, и в предыдущей книге уже было более-менее понятно, что это за клубки и откуда корабли берутся. Но тут нам все нормально объяснили устами персонажей. Но меня удивило, что то, что на протяжении двух книг было табуированной историей, в третьей книге вдруг стало всем давным-давно понятно и известно. Почему тогда раньше никаких слухов и домыслов не было? Примерно такое же разочарование у меня было когда-то, когда вдруг оказалось, что все вокруг знают, откуда дети берутся, а ты буквально вчера узнал. И все думали, что все это и так уже знают.

И в итоге, когда я дочитал книгу, мне было трудно поставить ей какую-то конкретную оценку. Это хорошая сказка для романтично настроенных девочек, кому надо и душевные метания, и прекрасные балы с красавицами и красавцами, и крах семьи, и дилеммы, и драконы, и чтобы все было как в сказке. Имхо, книгу есть за что ругать. Я все-таки надеялся, что Хобб добавит кризиса, какой-то печали и безвыходности, чтобы какая-нибудь линия закончилась совсем неожиданно, но все слишком приторно и слащаво. Особенно злили быстрые перепихи Альтии с Брэшеном — ну зачем это на фоне погони и грозящей опасности? Либо давай тогда всем добавим грязи, чтобы жизненно было. На фоне хороших отзывов хотелось поставить 8, но если быть честным, то «Корабль судьбы» был интересен мне на 7 баллов от силы.

Благо, что загадка Янтарь не раскрыта, поэтому однозначно стоит читать новые трилогии дальше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, неплохо. На самом деле гораздо лучше, чем ожидалось. Вполне возможно что Сага о живых кораблях станет лучшей сагой в цикле про Мир Элдерлингов. Несмотря на многочисленные сюжетные рельсы и рояли в третьей книге, Хобб удалось вполне сносно закончить трилогию.

В отзыве ко второй книге я сам себе напророчил парочку моментов — рад что они сбылись. Несмотря на то, что я угадал кончину Короля пиратов, радугой меня таки не стошнило. Все же Хобб сделала работу над ошибками, после первого цикла, чему я весьма рад.

Только в третьей книге до меня наконец-то дошло кто же такая Янтарь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За 15 лет Шут успел неплохо полинять, раз из белого стал золотым. Интересно, Фитц когда-нибудь встретиться со своей вырезанной деревянной копией на Совершенном?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж... Сага о живых кораблях началась хорошо, красиво, бодро. Вот вам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
живые корабли
, вот самопознание героев, держите еще немного высоких чувств: отвага, жертвенность, стойкость. Ну, и немного приправим любовью — чтоб прям ах.

Последняя же книга — сплошь политика. Если в предыдущих двух основной фокус был на конкретных людях, то теперь в дело пошли целые народы! Больше советов богу советов! Больше споров о влиянии!

Не люблю я такое. Я за личные трагедии.

Про героев прошлых книг, разумеется, не забываем. Робин Хобб осталась верна себе — они дружно страдают. А в перерывах между стенаниями... секс. Ну, зачем оно тут? Нет, не поймите меня неправильно, секс случается в жизни, а значит почему бы ему не быть в художественных произведениях. Но! Мне не понять, с какой стати некоторые герои как-то вдруг становятся похотливыми обезьянками. Особенно если это происходит в моменты, когда ну вот вообще не до того? Неуместно как-то. Есть такое ощущение, будто читаешь не книгу о приключениях, а эротическое фэнтези.

Но хорошо, что чаще всего это ощущение возникает очень не на долго, потому что вот тебе, читатель, кровь, кишки, смерть и запашок Делипая. В этой книге наконец-то открываются все тайны предыдущих, становятся понятны истинные мотивы многих участников событий, а некоторые люди и их поступки выглядят теперь иначе. Многое приходится переосмысливать. Вопросы закрываются, как и всякие гештальты героев — живем! Ну, и задел на следующие книги, конечно, присутствует. Но эта серия завершена логично и красиво — с отсылочкой к предыдущей серии. Хотя и слишком слащаво на мой вкус.

В целом же есть какой-то налет искусственности. Если в прошлых книгах серии ситуации происходили потому что они логичны, то здесь зачастую только по воле и прихоти автора. Как-то натянуто многое звучит и неправдоподобно.

Кажется, Робин устала от этих героев и этой истории — она уже не идет за ними, ведя читателя, а сама расставляет декорации и впихивает туда несчастных(во всех смыслах) людей.

Как сказал один великолепный(поверим ему на слово) автор, «хорошие истории пишутся в прямом смысле слова. Они существуют изначально. Их остаётся только открыть.» — и не надо пихать персонажей туда, где они бы не оказались сами по себе, куда их не завела бы и без того трагичная жизнь.

И появился местами привкус литературы 18-19 веков:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она мучается — но молчит, он тоже мучается — но молчит. И мы такие все благородные влюбленные страдальцы — будем молчать потому что... ну, вот как-то так, а вдруг она меня не поймет, а вдруг он меня разлюбит потому что... не знаю почему...

Господа, откройте рты и скажите уже все — вы в прошлых книгах вполне могли откровенно разговаривать в подобных ситуациях — я все помню! Не надо плодить недопонимание на ровном месте.

Единственный раз случилось такое, что подобное молчание было логично, вызвано обстоятельствами: ребята просто не могли поговорить — тут люди вокруг мрут, не до того как-то. Да и неудобненько объясняться, когда дыра в боку, а ноги скользят в крови убитых. Вот это я понимаю — любовные проблемы.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлеры.

Робин Хобб в своём репертуаре: потрясающая фантазия, глубокий психологизм персонажей, захватывающее повествование, а в конце — пшик.

Книга очень объёмная, занимает аж два тома, и в ней слишком много воды. И если в двух предыдущих романах эта «вода» была очень уместна, так как раскрывала персонажей с разных сторон и помогала прочувствовать их характеры, то здесь уже выглядит просто как искусственная затянутость — может, ради объёма, а может, автору просто настолько не хотелось расставаться с героями. Но всё хорошо в меру, честное слово.

Некоторые линии закрутились хорошо и интересно — например, корабля Совершенного. Было всё так же интересно читать о Мальте, сравнивая её в первой книге и то, что с ней стало в последней. Но вот другие линии... Например, Брэшен и Альтия откровенно заколебали. Брэшен в принципе самый неинтересный персонаж трилогии, а Альтия слилась в непонятное нечто. Сцена с изнасилованием была нужна вообще... зачем? Просто чтобы было? Как-то уж больно сильно она выпадает из стройной канвы повествования, даже если сделать скидку на то, что Хобб просто хотела показать привязанность Кеннита к её брату. А сама судьба Кеннита просто что-то с чем-то. Не сам итог его линии, это-то как раз закономерно и ожидаемо, а именно ситуация. Ничего глупее и придумать нельзя. Такой шикарный, хоть и паскудный сам по себе, персонаж — и так бестолково слит.

Финал разочаровал. Как-то странно нагнетать обстановку, заставлять персонажей страдать, а заодно — и читателей, ибо побуждать к сопереживанию Хобб умеет, — а потом просто щедро плеснуть глянцем, посадить героев на розовых пони и сказать: живите счастливо! Так не бывает. И если первые две книги верибельны именно из-за того, что где-то персонажам везёт, где-то они одерживают победы за счёт собственных усилий, а где-то терпят сокрушительные поражения, то вот это просто клубнично-сентиментальная жвачка. Уинтоу как-то буквально за две главы резко заматерел — нет, к этому всё шло, но уж больно резкий оказался скачок. Сатрап вдруг поумнел. В Удачном вдруг всё наладилось. И по всему финалу огромное количество таких вот «вдруг».

Не могу сказать, что это — достойное завершение цикла. Что, однако, не умаляет общей интересности всего цикла. Но всё-таки — ну Хобб, ну как так можно-то было? Оценку, тем не менее, ставлю не самую низкую, ибо я не объективна и просто безумно люблю Хобб за её воображение и созданных ею персонажей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончилось мое путешествие с живыми кораблями. Это был долгий путь, не всегда простой, но все же увлекательный.

В финальной части линии героев потихоньку собираются вместе, нас ждет финальная битва, для кого-то это битва с врагом, для кого-то с самим собой.

Что меня поражает в книгах Робин Хобб, ты думаешь, что уже ничего не способно тебя удивить, но вдруг случается «вот это поворот» (да-да, привет семейству Ладлаков).

Автор умело выписывает героев, их рост и развитие. Помню как бесила в первой книге Малта и как она преобразилась к третьей.

Кеннит тоже немало удивил, его путь казался таким ясным, поведение и мотивы были понятны и тут Бац! Персонажа как подменили.

Уинтроу тоже претерпел изменения, что не может не радовать. Да и остальные персонажи не остались статичными.

Чего нельзя сказать про Альтию, она что в первых книгах, так и здесь порой очень сильно раздражала. Да, она сильный персонаж, на нее свалилось много всего, но порой, когда начинались главы про нее и Брэшена, я просто откладывала книгу, потому что не могла читать дальше, настолько выбешивала героиня.

Наконец-то вспомнили про Кайла, хоть персонаж и тот еще гад, но судьба у него не завидная, правда нельзя сказать, что он этого не заслужил, его поступки были далеко за гранью хороших, но все же…

В этой части более полно рассказана история драконов, наконец перед читателем предстает вся картина целиком, т. к. изначально было не понятно, что за морские змеи, зачем они нужны в этой истории. Мир с появлением драконов сильно поменяется и начавшиеся перемены уже можно заметить. Это и изменения во внешности тех, кто близко общается с драконами и пересмотр политической обстановки и налаживание торговли с новыми союзниками.

Финал живых кораблей мягко подводит читателя к другому циклу автора, который надеюсь будет не менее интересным.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затянуто. Прямо-таки чудовищно затянуто! Из-за обилия сюжетных линий создается впечатление, что книга расползается по швам. В результате образуется порочный круг — из-за невероятного объема текста появляется опасность, что какие-нибудь имена и обстоятельства сотрутся у читателя из памяти, поэтому одну и ту же информацию автор повторяет по десять, двадцать, сорок раз. Текст, разумеется, от этих повторений разбухает еще больше. Честно говоря, мне иногда хотелось просто взвыть. Одно из двух, либо автор считает своих читателей умственно отсталыми, либо ему доставляет извращенное удовольствие разжевывать одно и то же по сто раз.

Сюжетные ветки показались мне весьма неравноценными. Наблюдать за Альтией, Брэшеном и Совершенным было интересно. В третьей книге автор наконец-то раскрывает нам загадки Совершенного, «подвешенные» еще с первой части. Это здорово, но, если честно, ждать пришлось уж слишком долго, так что самый острый интерес уже успел перегореть. Капитан Кеннит смотрится довольно бледно по сравнению с первыми двумя книгами. То же можно сказать об Этте, превратившейся из персонажа с яркой и запоминающейся индивидуальностью в героя-функцию. Крайне утомляет Уинтроу. Автор, как и раньше, уделяет ему очень много времени, размазывая по сотням страниц все новые и новые моральные терзания, всю суть которых можно описать пословицей «что имеем, не храним, потеряем — плачем». Честное слово, у меня просто не получается воспринимать серьезно персонажа, который сначала два огромных тома ноет и страдает из-за своей связи с кораблем, чтобы потом, что называется, не переводя дыхания, начать страдать из-за того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что эта связь разорвана
И хотя автор уверяет, будто до начала основных событий, живя в монастыре, Уинтроу был безмятежно счастлив, мне в это совсем не верится. Он выглядит, как человек, который не умеет быть счастливым. Меняются обстоятельства, меняются он сам и люди рядом с ним, и неизменным остается лишь одно — его депрессия, нытье и инфантильная сосредоточенность на собственных страданиях. Ни Этта с ее прошлой жизнью в борделе, ни то, что он успел узнать о положении рабов в Джамелии и вообще работорговле — ничто не мешает ему воспринимать себя, как главного страдальца на земле.

Про Ронику, Удачный, Кефрию, Сериллу etc ничего толком не скажу, поскольку продираться через эти главы у меня попросту не хватило ни терпения, ни интереса. Создается впечатление, что конфликт в Удачном — это Мииринский узел Робин Хобб. В предыдущих книгах автор нагромоздил вокруг Удачного столько противоречий, что пришлось убить пол-книги, пытаясь правдоподобно разрешить возникшую проблему, хотя мне лично с лихвой хватило бы, если бы до Альтии с Брэшеном в их плавании дошли слухи, что в Удачном все в порядке... или же он, наоборот, сгорел и провалился на дно морское, мне без разницы. Не знаю, может быть, и существует категория читателей, которым интересно наблюдать за геополитическим конфликтом в вымышленном мире, но, даже если такие в самом деле существуют, политические интриги лучше поискать в книгах какого-то другого автора. У Хобб конфликты интересов, войны и политика выглядят исключительно наивно, что в «Саге о Видящих», что в «Саге о Живых Кораблях».

Линия Малты и сатрапа оставляет отвратительное послевкусие, как будто в книгу подмешали грязи и говна. В трилогии вообще прослеживается странная тяга автора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подвергать персонажей риску сексуального насилия
Причем автор все время пытается найти компромисс между жестокой реальностью и условным миром героического фэнтези, в котором персонаж всегда сумеет посрамить своих врагов и выйдет из самой страшной передряги с гордо поднятой головой, а читатель порадуется за него и испытает катарсис. У Хобб — не первое и не второе. Для дарка автор чересчур благоволит своим героям (ну, по крайней мере, основным), и не желает подвергать их слишком страшным испытаниям. А для классического фэнтези здесь явный перебор с натурализмом.

Ну и, конечно, отношения людей с драконами — это что-то с чем-то. Меня позабавила стремительная деградация нормальных персонажей до дрожащих от восторга лизоблюдов, сладострастно и самозабвенно преклоняющихся перед вздорной, наглой и опасной для людей драконицей. Конечно, может быть, я что-то пропустил, и это было действие драконьей магии, которая работает по принципу микроволновки и поджаривает всем мозги — тогда вопросов нет. Но вообще-то всерьез стремиться возродить драконов и осчастливить человечество подобными «соседями» способны только претенденты на премию Дарвина.

Из уважения к таланту Хобб и ее дару тонкого психологизма ставлю «семь».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судьбы целых рас

***

Вот и подошла к концу вторая трилогия из «Мира Элдерлингов» — «Сага о живых кораблях». Ощущается, что мастерство Хобб растет – усложняется мир, становится больше ПОВов, причем их характеры прописаны достаточно хорошо, их мотивация вполне ясна и понятна. Так же заключение трилогии на этот раз получилось гораздо интереснее, чем финал прошлой трилогии, где автор, увы, снизошла до Бога-из-машины. Но вернемся непосредственно к «Кораблю судьбы».

Этот роман еще больше, чем второй и, конечно же, первый. Новых ПОВов Хобб вводить не стала, но всё так же сделала упор на расширение некоторых сюжетных линий. Каждый из главных героев получил должную долю внимание – Брэшен, Альтия, Малта, Рэйн, Уинтроу и Кеннит. Второстепенные персонажи тоже на месте. Даже Сельден теперь играет важную роль! Стало еще больше химии между персонажами – между Брэшем и Альтией, между Малтой и Рэйном, между Уинтроу и Кеннитом, между Малтой и Касго. Пожалуй, наиболее интересным оказываются изменения в Касго, в Кенните и в Уинтроу. И если Касго получается чуть картонным, (хотя и весьма ярким), то Кеннит раскрывается буквально на глазах, когда становится известно его прошлое. Уинтроу становится мужчиной, настоящим лидером. И это не выглядит чем-то натянутым или искусственным.

Отдельного упоминания достойны ружья, которые Хобб развешивала в прошлых двух книгах. Многие из них выстреливают по-настоящему. Так, например, раскрывается роль морских змеев, которые ранее выглядели инородным элементом; становится известна природа людей из Дождевых чащоб, а так же природа драконов. С другой стороны, некоторые ружья так и остались висеть на стенах –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Янтарь и Йек – кто они такие? Появятся ли они в следующих романах?

Из минусов в глаза бросается затянутость романа. 2\3 книги Хобб долго запрягала, зато финальная треть оказывается очень динамичной и интересной. Мир претерпевает изменения, Удачный уже не может быть прежним, как и большинство главных героев. В остальном же претензий к «Кораблю судьбы нет». На удивление, даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ЛГБТ-тематика не отторгает саму себя – она выглядит уместной, поскольку подается без лишних подробностей, а так же является определяющей в психологии Кеннита
.

Заключение: достойное завершение «Саги о живых кораблях». У Хобб получился интересный мир, прописанные герои. Сама история – это многогранное полотно. Любопытно – будут ли дальнейшие романы строиться на материале этой трилогии или она останется чем-то весьма самобытным? Ведь тут нет даже магии как таковой, только сами живые корабли.

9 живых кораблей из 10.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чужая слабость создана для того, чтобы человек более дальновидный ею воспользовался.»

«Вот так и поймешь, что является истинным движителем истории: деятельность мужчины, у которого отняли возлюбленную. Вот что воистину вращает миры! Неужели ты не видишь, насколько это странно и в то же время чудесно? Вся история вертится вокруг сердечного чувства.»

«Смерть не одерживает победы. Да, она угрожает, но не в силах победить будущее. То, что должно произойти, обязательно произойдет.»

Пока представители семейства Вестрит пытаются разобраться с навалившимися на них бедами, а некогда прекраснейший город с говорящим названием Удачный становится запятнан боевыми столкновениями надвигающейся гражданской войны, происходит событие, влияющее на судьбу всего мира Элдерлингов и требующее немедленного вмешательство жителей всего королевства. Способны ли «мгновенно живущие» люди, погрязшие в мелких неурядицах разделения власти, участвовать в решении вопросов вселенского масштаба?

Вот и подошло к своему логическому завершению мое путешествие по страницам трилогии «Сага о Живых кораблях» и это путешествие было ПРЕКРАСНЫМ! Звездный дуэт писательницы и переводчицы, которой оказалась небезызвестная Мария Семенова, сделали свое дело, и перед читателями предстает творение, которое за стиль повествования и смысловое содержание по праву может считаться шедевром современной фэнтези. Предыдущие книги трилогии поднимали лишь вопросы и создавали интригу из тайн и недоговоренностей. Эта книга являет собой финальную часть, поэтому все вопросы, заданные когда-то, находят здесь свои ответы. Читатель наконец понимает в чем заключается основная загадка мира Повелителей Трех Стихий, каким образом мудрые морские существа, имеющие отдельную сюжетную линию, тесно связаны с аномальным краем Дождевых Чащоб и сокровищами в нем хранящимися. Сюжет, разделенный на несколько линий повествования, полон невероятно захватывающих событий. Боевые действие на морских просторах и на улицах городов мастерски разбавлены трогательными моментами любовных переживаний героев, утомляющими своей политичностью сценами выбора власти и красочными эпизодами полетов в небесных просторах с панорамным созерцанием красот королевства. Автор так образно и подробно передает картину происходящего, что невольно становишься свидетелем того, как все описанное автором мгновенно оживает. Честно говоря, я не считаю Хобб непревзойденным мастером боевых сцен. В сценах сражений Хобб, прежде всего, старается показать, что испытывает герой, принимающий в них участие. Это позволяет читателю прочувствовать сражение без подробного описания маневров и тактики враждующих сторон. Здесь важны не только схватки на мечах и кровопролитие, а скорее то, что предшествует непосредственно столкновению, а также его последствия и переживания героев после битв. Очень полюбились в книгах лирические сцены, когда мурлычет вода, ветер что-то нашептывает парусам, река настолько узкая и кажется, что мы движемся прямо по лесу, раздвигая перед собой деревья и слушая шорох их листьев. Хотелось напевать легендарную «Blue Hawaii», бормоча себе под нос «Ночь молода — как ты, как я. Пойдем же со мной, пока на море луна...» и создавалось впечатление, что я словно сплю и вижу серебряный сон, сон о волшебном корабле!

За время, проведенное на страницах истории о Живых кораблях, я настолько привязалась к героям, что было невероятно тяжело осознавать неизбежное приближение расставания. Здесь не встретишь идеальных людей. И это здорово! Абсолютная идеальность — отклонение от психики или удел нереальных людей. Ее же персонажи, подобно живым людям, имеют свои слабости и недостатки, их поступки импульсивны и зачастую лишены здравомыслия. Поэтому, действуя в соответствии со своими характерами, они сами набивают себе шишки, проживая свои жизни и влюбляя читателей в себя! Потрясающие женские образы, которые иногда раздражали, а иногда вызывали восторг. Здесь каждая героиня не какая-нибудь тихая, смирная девушка-голубка, только ждущая, чтобы мужчина защищал ее и укрывал от всех зол мира. Женщины на страницах этой трилогии — истинные тигрицы, внутренне сильные и неукротимые. Они — достойные подруги и надежные опоры в тяжкий час для поражающих своим мужеством и невероятной харизмой мужчин! Ну и настало время рассказать о самом любимом персонаже этой саги, появление которого, как маленький приветик из предыдущей трилогии, заставляло мое сердце от радости биться сильнее. Хотелось впитывать каждое слово этого персонажа, перечитывать каждую фразу и обдумывать каждую мысль. Пусть этот образ — проходящий в этой трилогии и для многих так и останется второстепенным, я же всегда считала, что настоящие герои зачастую остаются в тени и на обнародованных экранах мы никогда не видим главных режиссеров.

*

Когда абордажные сабли свистят перед носом, морские твари на глазах многих людей уничтожают корабли, а сотни людей вынуждены найти свою смерть под завалами когда-то величественных древних городов, времени заниматься любовью (как в прямом, так и в переносном смысле) совершенно не остается. Не смотря на это, сага радует нас несколькими, абсолютно разными, любовными линиями. Любовь здесь выражается в желании увековечить образ дорогого человека, взять на себя его боль, продлить его имя в устах потомков и ни на секунду не выпускать его из своих мыслей, сделав его неотъемлемой частью своего существования.

*

Очень много жизненно важных и сложных вопросов взаимоотношений подняла автор на страницах этих книг. Вечные вопросы «отцов и детей», социального и психологического рабства, борьбы за власть, семейных ценностей, женского предназначения и болезненная тема физического насилия. Однако, наиболее важной темой для меня оказалась тема Судьбы и цикличности мироздания. Как бы мы того не хотели, события снова и снова потекут по кругу, начертанному временем и судьбой, по колее, которую ничто не изменит. Так всегда было в прошлом, так всегда будет и впредь.

*

Финальная часть саги была настолько пронзительной, что от нахлынувших эмоций я иногда рыдала, причем навзрыд. Увы, не все полюбившиеся герои дошли до финала. Хобб не относится к числу авторов, которые творят в розовых очках слащавые финалы, да и особо жестокой ее сложно назвать. Финал у нее — прямой результат совершенных героями поступков в рамках отведенных для них судьбоносных ролей. Здесь же финал, объединивший в себе несколько глав под общим названием «Весна», был чудесный и его название говорило само за себя. Улыбка радости не сходила с моих уст и эти книги оставили после себя чувство полного восторга и приятное послевкусие. Мы вечно гадаем о завтрашнем дне, страшно переживаем о событиях, которым не суждено состояться. Чувствуем ли мы, что ежедневно точка равновесия в выборе пути лежит именно на наших плечах. Мы — монетка, подброшенная этим миром, где каждый день, каждое мгновение, каждый вздох — все имеет значение. И однажды, когда участь миллионов людей будет дрожать и мерцать, точно след змея, проплывающего под водой, судьба одного-единственного корабля может решительно повернуть историю этого мира.

*

Я не жалею ни секунды потраченного времени на чтение этих книг и в очередной раз убеждаюсь, что наш читательский мир еще не скоро сойдет на дерьмо из второсортных книжек, покуда существуют такие писатели, как Хобб.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не скрою, что к третьей части Саги приступала с волнением – всё ж таки дело движется к финалу и впечатление зависит от многих компонентов содержания: от сведения всех линий воедино, от раскрытия секретов, от того, что долго скрывалось и вот–вот станет очевидным, от самого финала. Конечно хотелось, чтобы всё произвело неизгладимое впечатление, тем более, что первые две части мне очень и очень понравились, правда кое на что я закрывала при этом глаза, но общее впечатление было замечательным.

И вот последняя часть – две недели у меня ушло на её постижение. И если читая первые части меня не смущал объём книг, то в этот раз я даже притомилась немного. И не только потому, что Автор по–долгу всё описывает, да порой ещё делая акцент на одном и том же не один раз, а в том, что я не могла дождаться, когда же она перестанет мучить своих героев. Скажу, что после всего, с чем столкнулись Альтия и Уинтроу, я даже рада была такому счастливому концу для них. Эти двое изменились неимоверно – к концу Саги это совершенно другие личности, кажется, что с тех пор, как всё началось прошло много-много лет и с тех пор с них несколько шкур слезть успело, как со змеи. Были опасения, что я перестану их узнавать к концу, так круто с ними Автор поступала, но она оставила им частицы истинных себя, то, что позволяло им выжить, выстоять, измениться себе во благо и принять всё то, что было им предназанчено вольно и невольно.

Что касается живых кораблей, то нечто подобное ожидалось. И тут очень здорово показана борьба практически за жизнь и существование и Проказницы и Совершенного, их самих, внутри себя, особенно, когда память змей стала распространяться. Для кораблей это было так же, как было бы и для человека: открытие, ошеломление, неверие и что при этом возьмёт верх зависит от тех, кто находится рядом, от помощи и поддержки близких и любящих. И для Проказницы и Совершенного такие, конечно же, были рядом.

Судьбой Кеннита меня Автор по–настоящему удивила. Ничего подобного я не ожидала ни в хорошем ни в плохом качестве. Но по–прежнему он осталяся персонажем, который вызывает и нетерпение и восхищение. Для него, кажется, никогда не существовало ни единого правила. Он одерживал победы там, где терпел поражение любой. Он добивался невозможного, не прилагая видимых усилий. Он ставил перед собой задачи, которых не мог объять его рассудок. Кеннит совершал добрые поступки, даже великие. Поэтому Уинтроу стал частью его дел и стал его последователем. И я вместе с ним старательно отворачивалась от того зла, которое сопутствовало его добру. Но о его судьбе нисколько не сожалею.

Что же касается линии Удачного и сатрапа – именно на них я раньше закрывала глаза. В этой части эти линии приобрели больший размах и они то особо меня и утомляли. Мне и раньше Роника, Кефрия и Малта симпатичны не были, а тут их геройство, отвага, упорство и настойчивость выводили из себя. Ну не интересны мне эти дамы оказались. И Селден им под стать. И в финале для этих линий всё было слишком: и Роника вся такая победительница парламентских баталий, и Кефрия пришла в себя, но всё равно похожа на кислую сливу, и Малта с короной на голове была с ней и осталась, и Селден весь в бабаушку пошёл, и сатрап весь такой изменившийся. Ну фанфары, фейерверк и звёздный дождь там, где и не ожидалось вовсе.

А если всё же подвести итог, то Сага для меня оказалась очень интересной. Меня всего лишь не устроила маленькая часть этого масштабного произведения – всё остальное то классно. Эта история несомненно заслуживает прочтения, конечно при этом потребуется некоторое терпение иметь в запасе. Но зато она может подарить несколько часов увлекательного путешествия, непростого, сложного, опасного, наполненного радостью и печалью, геройством и отвагой, мечтами и целями, встречами и расставаниями, интересными героями и настоящими живыми кораблями. Множество ниточек самых разнообразных цветов и оттенков протянет Автор через все события прежде, чем предстанет перед нами полотно ,, Саги о Живых Кораблях''.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Корабль Судьбы продолжает и раскрывает некоторые из секретов, на которые намекали в первой и второй книгах. Здесь «Мы» – всего лишь крохотные создания из породы мгновенно живущих. Смешно даже думать, будто подобное существо и вправду может повлиять на судьбы вселенной! И потому, мы не лишены способности делать выводы из совершенных ошибок. Сумасбродное путешествие раскрыло глаза и уши на многое и многое, о котором утаивалось. Бесшабашная поездка, начавшаяся как развлечение, приносит обильные плоды. На нас катится девятый вал событий: скоро мы окажемся на его гребне, и тут-то окружающий мир окажется на перепутье. Вот так-то. Герои, проходят жизненную школу, умело лавируя мимо оскорблений, глотая справедливое негодование и приспосабливаясь к любой ситуации. Главное раз за разом оставаться в живых. Живые корабли пробуждаются и осознают свое истинное прошлое. А морские змеи — сделались для всех привычной реальностью. Повелители Трех Стихий снова воспарят в небеса..., а несчастные души, на столетия застрявшие в телах, предназначены лишь для кратковременного использования...

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это называется разочарованием. Столько усилий, столько часов потрачены впустую. Столько бесплодных надежд на то, что хотя бы концовка искупит многодневное чтение о нескончаемых страданиях героев и их травмах — душевных и физических, терзаниях и переживаниях, по большей части, бесплодных. И все напрасно.

Начать с того, что отдельные эпизоды стали еще более затянутыми, действия еще меньше, а разговоров и тягостных раздумий — во много раз больше. Разговоры, разговоры и разговоры, с постоянно повторяющейся тематикой — любовные страдания настоящего и ошибки прошлого. Единственно, что остается интересным — это тема клубка и перерождения змей, хотя драконы показались мне крайне несимпатичной расой, и, какой-то явной натяжкой показалось, что гордые и практичные торговцы, привыкшие сами строить свою судьбу, вдруг без слова и возражения стали пламенными сторонниками Драконов и начали выполнять их распоряжения.

Да простят меня поклонники этой Саги, но таких «натяжек» в последней книге — сколько угодно. И уже не логика событий и развития характеров ведет сюжет, а, наоборот, действие и герои подгоняются к задуманному финалу.

А финал получился — просто чистая «сказка». Столько усилий автора представить мир реальным, героев — нормальными людьми, индивидуальностями со своими достоинствами и недостатками, и нате Вам — все стали на одно лицо — чуть ли не безгрешными проповедниками нового мира. Даже законченный наркоман и развратник сатрап вдруг превращается в идеального правителя! Как в мексиканском сериале: злодеи повержены, герои счастливы, все мечты осуществлены, включая нечаянное богатство. Сюжет убит, интриги нет. А жаль. Была ведь такая чудная задумка — живые корабли, драконы, пираты, древние города.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня последняя книга в «Саге о живых кораблях» оказалась приятным сюрпризом после второй. Во всяком случае она привнесла немало смысла в то что происходило до этого, а в некоторых моментах стало понятно что это не дыры в сюжете, а сознательная недоговорённость, видимо до следующего романа. Наконец-то проявили себя Кикки (от неё мы немного узнаём о Калсиде) и Сатрап, хотя хотелось бы чтобы им уделили внимания побольше. Откровенно очень жаль что Калсиду обошли вниманием. Единственное что о ней известно это тотальный спермотоксикоз всего мужского населения. Серьёзно, мне кажется это у них вера такая, где изнасилование приравнивается к священодействию. Достаточно оригинальным способом всё пришло в норму. Добро не победило зло, просто все стали хорошими.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мальта стала хорошей, Сатрап стал хорошим, пираты превратились в борцов за свободу, в Удачном все померились, джамелийские вельможи решили что вполне довольны Касго и никакого переворота им не нужно, Тинталья оказывается вполне способна учитывать интересы людей, Совершенный и Проказница стали сами собой и т.д.
Просто вдруг оказалось что все они друзья, причём у каждой конфликтующей стороны появился представитель из семьи Вестритов, занимающей там не последнее место. Даже Калсидийцы не все хотели войны (ну, вряд ли они стали бы возвращать Каско домой если хотели захватить Джамелию).

Правда я так и не понял с какой стати Кеннету постоянно везло. Про то каким он был раньше нам тоже толком ничего не рассказали. Ребенок с которым очень жестоко обращались стал психопатом. Он плохой, но у него есть на то причины. Чувствуете на сколько сложный персонаж?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кеннет происходит из старинного рода; часть его души была утрачена, а её обретение обернулось смертью; по какой-то непонятной причине его все слушаются, хотя ничего дельного он не говорит.
Он как Волан-Де-Морт, только… не знаю, у него был секс.

Глупая концовка у Янтарь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уинтроу она нашла, но так как тот сильно устал и не хотел толком отвечать на её вопросы, решила, что ошиблась на его счёт.
Учитывая через что она прошла чтобы найти его, довольно странное решение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне эта сага понравилась больше, чем все остальные у Хобб. Очень интересно было читать про морские путешествия (да еще и на живых кораблях), пиратов и драконов. После истории Фитца в саге о Видящих настраиваешься на определенный размеренный темп чтения, а здесь читателя бросает прямо в водоворот событий. Конечно, и в этом цикле достаточно места отведено для внутренних переживаний и монологов героев, что несколько тормозило действие (особенно Уинтроу раздражал).

А вообще интересно следить за изменением или даже становлением, взрослением героев. Особенно порадовали Малта, которая из избалованной и откровенно глупой девчонки стала сильной мудрой девушкой; и Брешен, бывший задира,пират и даже наркоман без цели в жизни и ставший капитаном живого корабля. С самого начала было понятно, какая судьба ждет Кеннита, потому что вся его история — это путь деградации.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также было приятно наблюдать за Малтой и Рейном, Брешеном и Альтией, за тем, как появляется и растет их любовь.

Многие говорят о чересчур слащавом и счастливом финале, что в жизни так не бывает, чтобы все были хорошими. Но ведь именно поэтому и хочется хэпиэндов. Однозначно стоит потраченного времени.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх