fantlab ru

Далтон Трамбо «Johnny Got His Gun»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Johnny Got His Gun

Роман, год

Аннотация:

В книге «Джонни получил винтовку» (1939) рассказывается о трагической судьбе американского юноши Джо Бонхэма, ставшего жертвой Первой мировой войны, потерявшего зрение, слух, обоняние, превратившегося в неподвижный, беспомощный человеческий обрубок.

Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антивоенный джаз. Книжный обзор на «Джонни получил винтовку» Далтона Трамбо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Дыра начиналась у основания гортани, как раз там, где полагалось быть челюсти. Теперь он чувствовал, как кожа окаймляет её края. Она расширялась и почти достигала основания ушных раковин, если хоть они остались. А верхний край её проходил, кажется, где-то над переносицей, которой тоже не было. Значит, не было и глаз. Их просто не могло быть. Он был слеп. Странно, но он не почувствовал ни малейшего волнения.

Он был спокоен, точно владелец магазина, который, производя весеннюю инвентаризацию, сам себе говорит: так, значит, глаз нет, надо включить их в список заказов. У него не было ни ног, ни рук, ни глаз, ни ушей, ни носа, ни рта, ни языка. Что за бредовый сон, что за чертовщина! Должно быть, это всё-таки только сон. Надо немедленно проснуться, не то он спятит. Живые такими не бывают. В подобном состоянии человек мёртв, а он жив, значит, это неправда. Просто ему что-то снится. Но это был не сон». (с) Далтон Трамбо: «Джонни получил винтовку».

Привет, буквоед! На дворе ещё стоит 2021 год. За окном падает первый декабрьский снег. Кажется, зима уже точно воцарилась в моём городе, и больше не уступит место хмурым осенним дождям. Я иду на работу по тёмным улицам, северный ветер упрямо дует в моё лицо, руки мои — в карманах зимней куртки, а в ушах звучит проникновенный голос Димы Качмара (ранее известного как Дима Птицами). Дима озвучивает аудиокнигу, и произносимые им слова бросают меня то в жар, то в холод.

О чём говорит этот голос? Он — о жизни. О любви. О детстве. О родителях. О друзьях. О родном доме. О вёснах и осенях. О солнце и луне. О запахе домашнего хлеба, смазанного маслом... Он — о войне. Вернее, не о самой войне, а о её неизбежных последствиях, которые всегда отбирают, калечат, жестоко уродуют всё, что дорого и близко каждому из нас.

Сегодня я попробую рассказать тебе, почему так важно: иметь здоровые руки и ноги, чётко видеть и слышать окружающий мир, мощью своего голоса выражать мысли и чувства... Но ведь это же и так ясно, не правда ли? Соглашусь. Но разве умеет человек ценить то, что дала ему природа? Как давно ты смотрелся в зеркало и говорил себе: «Господи, спасибо, что я здоров. Я могу ходить, видеть, слышать, говорить. Спасибо! Спасибо! Спасибо!»?

Сегодняшние книга и фильм дают чёткое представление о вещах, которые у здоровых людей есть как бы «по умолчанию», о которых мы часто забываем, не ценим их, не ощущаем, не чувствуем, не храним, а потерявши плачем. Я начну издалека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все цитаты в данной статье, если не указано иного, приведены по источнику: Далтон Трамбо— «Джонни получил винтовку» (пер. И. М. Шрайбер).

В 1939 году начинающий писатель и сценарист Джеймс Далтон Трамбо создал одно из сильнейших антивоенных произведений 20-го века: книгу «Джонни получил винтовку» (также встречается вариация «Джонни взял ружьё»). Книга настолько потрясла читающих людей Америки, что в том же году автор получил за неё Национальную литературную премию.

Но писательское счастье длилось недолго. Уже в 1950 году, в разгар американской политики «охоты на ведьм», организованной сенатором Джозефом Маккарти (см. «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности»), писателя и сценариста Далтона Трамбо обвинили в сотрудничестве с Коммунистической партией США, и по этому обвинению он просидел в тюрьме почти целый год. Свобода взглядов и идей, ничего не скажешь!

Одной тюрьмой дело не ограничилось: после выхода писателя из мест не столь отдалённых, ему намеренно ломали карьеру, отказывались брать на работу и сотрудничать с ним («охота на ведьм» всё ещё шла), и он временно переехал в Мексику, где писал киносценарии под псевдонимом и часто обращался к друзьям за помощью.

Вернуться на родину Трамбо смог только в конце 1950-х годов: после того, как методы сенатора Маккарти осудило общество и СМИ, опальный сенатор начал стремительно спиваться и в итоге умер от цирроза печени. Смерть сенатора смягчила ранее агрессивные гонения на американцев, и деятельность Комиссии вернулась в привычное русло штрафов, выговоров и бюрократической возни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Воротишься на родину. Ну что ж.

Гляди вокруг, кому ещё ты нужен,

кому теперь в друзья ты попадёшь?

Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина,

смотри в окно и думай понемногу:

во всём твоя одна, твоя вина,

и хорошо. Спасибо. Слава Богу…»

(с) Иосиф Бродский: «Воротишься на родину».

Шли годы. «Охота на ведьм» практически канула в Лету, и американцев перестали активно сажать за коммунистические идеи. Помня свой литературный успех 1939 года, в 1971 году Далтон Трамбо снял фильм «Джонни взял ружьё». Несложно догадаться, что фильм создан по одноимённому произведению автора. На моей памяти это первый случай, когда писатель выступил режиссёром своей же книги. Уникальное событие, не правда ли? Сразу же думаешь: уж экранизация-то ну никак не может быть хуже книжного первоисточника! На первый взгляд — да. Однако не всё так просто.

Я долго запрягаю и медленно еду; прошу тебя потерпеть ещё немного, дорогой читатель. Прежде чем я перейду непосредственно к рассказу про книгу и фильм, хочу сказать ещё пару слов.

Думаю, создай Далтон Трамбо книгу и фильм сейчас, они прошли бы практически незамеченными, а Национальную премию за такое точно бы уже не дали. Но почему? Есть три главных причины:

Во-первых, все мы слишком устали от депрессивных историй, а «Джонни получил винтовку» содержит чёрную-чёрную желчь и тоску, и они явно не поднимут тебе настроение. Во-вторых, даже в депрессивной истории нам теперь обязательно подавай счастливый конец, но у Далтона Трамбо его нет, и ты должен быть к этому готов. В-третьих, те современные люди, на земле которых не ведутся боевые действия, воспринимают её, войну, ещё менее чутко, чем их предшественники в прошлых веках. А теперь попобробнее.

Мы огрубели. Наши души заросли мхом безразличия. Благодаря засилью СМИ и болтающих голов в зомбоящике, благодаря эскапизму населения, идеям пластмассового потреблятства и «мира как супермаркет», — смерть единиц, десятков и сотен проходит мимо нашего восприятия, и чаще всего смерть остаётся для нас лишь цифрами в новостной сводке.

До тех пор, пока смерть не касается лично нас, пока старуха с косой не доходит до нашей хаты с краю, не стучит в окно и не улыбается тоскливо, нам (в общем и целом) наплевать, кого, где, сколько и во имя чего убивают. Всё это происходит где-то там, далеко-далеко, за горами, за морями, а я-то здесь! Мне жить надо. Мне! Им, может, тоже надо, но мне-то в первую очередь.

И потому тем важней обращаться к антивоенным произведениям прошлых лет, поднимать их из пепла времени и вновь о них говорить. Всё уже было на свете, и было не раз. Много лет назад некоторые философы, писатели, режиссёры и сценаристы смогли углядеть в войне её главную суть. Они изложили эту суть без лишней шелухи, без лицемерной идеологии и фальшивых оправданий, без паршивой конъюнктуры и трусливых отговорок идиотов в дорогих костюмах.

Разве сейчас напишут книгу, хоть немного близкую по силе к книге Далтона Трамбо? А фильм — снимут? Или опять всё будет про «звенящую пошлость» и про голую немецкую жопу, свисающую с самолёта? Микита Нихалков, ау! Слышишь? Далтон Трамбо — богатырь! А вы…

Много слов я наговорил. Пожалуй, стоит перейти к книге и фильму. Я не знаю, как рассказать о них так, чтобы обойтись без ключевых сюжетных моментов. Собственно говоря, они начинаются практически на первых же страницах (и минутах) каждого из произведений. Как ты уже понял, книга и фильм — о жертве войны. Первой мировой. Главный герой — молодой американец Джо Бонэм, простой сельский парень из штата Колорадо, который поддался громким лозунгам пропагандистов: мол, демократия в опасности, и только ты, солдат, сможешь спасти её. А ну-ка быстро подходи сюда и получи свою винтовку!

Джо, как сознательный гражданин, но обманутый патриот и мужчина пошёл и получил винтовку, а затем отправился воевать на фронт. Его и других ребят перебросили во Францию, где тоже шли бои с немецкими войсками. Там с Джонни приключались разные истории, в основном, конечно, жуткие. А как иначе? Далтон Трабмо хоть и рассказывает подобные истории, но ни в книге, ни в фильме он не акцентирует наше внимание на ужасах войны. В двух этих произведениях нет намеренной слезоточивой «пожалейки». Военные события подаются как воспоминания покалеченного солдата, а контекст создаётся такой, что и никакой «пожалейки» не надо: всё показано доходчиво, страшно и абсурдно.

Да, взрослому, адекватному (и оттого редкому) человеку всегда яснее ясного, что война — это кровавая игра одних богатеньких лицемеров с другими, игра ради денег, ресурсов, славы и власти. Взрослому человеку также понятно, что разменной монетой в подобной игре являются простые ребята, которые ещё вчера крутили коровам хвосты и бегали за девчонками, а уже сегодня они лежат в окопах. И умирают.

Лицемеры же сидят в тёплых кабинетах и тыкают пальцами в военные карты и чертежи, обдумывая, как бы так получше бросить подконтрольное мясо на мясо вражеское. Потом же их рабочий день заканчивается: они садятся в машины с личным водителем и едут домой, к жене и детям, и едят они какой-нибудь праздничный ужин, и ласкают они жену, и играют они с детьми… А утром их, лицемеров с руками по локоть в крови, ждёт новый рабочий день, их ждут новые решения, их ждут новые смертельные приговоры дивизиям, ротам и полкам.

Примерно на такие мысли наталкивает книга «Джонни получил винтовку». Как хорошо, что все эти мысли теперь совершенно неактуальны! Я в этом убеждён абсолютно. Разве вы где-то видите войну? И я не вижу. Потому как нет никаких войн на свете! И это прекрасно. Цитата из книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Если же вы собираетесь начать новую войну, если снова в кого-то надо выпускать снаряды и пули, если снова надо убивать людей, то мы этими людьми не будем. Мы не будем ими, слышите! Мы — это те, кто выращивает пшеницу и превращает её в хлеб, кто делает одежду, и бумагу, и дома, и черепицу, кто строит плотины и электростанции и натягивает длинные гудящие провода высоковольтных линий, кто перегоняет нефть, превращая её в бензин, керосин и солярку, кто изготовляет лампы накаливания, и швейные машины, и экскаваторы, и автомобили, и самолёты, и танки, и пушки… О нет, мы не станем умирать! Умирать будете вы!

Умирать будете вы. Те, кто гонит нас в бой, кто натравливает нас друг на друга и хочет, чтобы один сапожник убивал другого сапожника, чтобы один рабочий убивал другого рабочего, чтобы один человек, который всего-навсего хочет жить, убивал другого человека, который тоже всего лишь хочет жить. Запомните это! Зарубите это на носу, вы, ведущие дело к новой войне! Запомните это, вы, «патриоты», злобствующие сеятели ненависти, изобретатели громких фраз! Запомните это так, как не запоминали ещё ничего за всю вашу жизнь!»

Апофеоз войны настиг и Джо Бонэма. Рядом с ним разорвался немецкий снаряд, парня сильно покалечило взрывом, у него началась гангрена, и пока врачи спасали Джо в военном госпитале, им пришлось отрезать ему то немногое, что осталось после ранения.

Врачи отрезали ему руки и ноги, а голова бывшего солдата превратилась в мешанину из костей и сосудов, и он перестал видеть, слышать, говорить… Он даже дышать самостоятельно перестал; в госпитале ему в трахею ввели трубку, а лицо накрыли специальной маской (лица у Джонни больше не было). Тем не менее, Джо Бонэм остался жив, и разум его не помутился. А все вокруг думали, что перед ними — обрубок человеческого тела, кусок мяса, утративший разум и сознание. Можно ли представить такую судьбу? Ответ очевиден: да.

Не дай бог кому-то пережить подобное, но представить это необходимо каждому. Просто ляг в тёмной комнате, заткни уши, завяжи повязкой глаза, расслабь всё тело и представь: тебе двадцать лет, и у тебя отныне нет ни рук, ни ног, ни глаз, ни ушей, ни лица… Но ты жив и всё понимаешь. Ты жив, и у тебя нет ничего, кроме воспоминаний: о детстве, о родителях, о школе, о первой любви, о том как ты рыбачил с отцом и это был лучший день твоей жизни, как ты потерял любимую удочку отца, и боялся ему сознаться в потере, но всё-таки сознался, и отец не стал тебя ругать, а обнял тебя и сказал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Что же, по-моему, такой пустяк, как спиннинг, не должен испортить нам радость последней поездки вдвоём»…

Всю книгу и весь фильм нам рассказывают о дальнейшей судьбе Джо Бонэма, его судьбе после того, как он попал в госпиталь. Долгое время парень не может сообразить, что с ним происходит и где он вообще, но позже он всё-таки понимает весь ужас своего положения. Но разве в силах он что-то сделать?

Как выясняется далее: да, в силах. Честь и хвала парнишке Джо, который не сошёл с ума и продолжил бороться даже в по-настоящему безвыходной ситуации. Его преследовали кошмары, он путал реальность и сон, и Джонни всё никак не мог понять, жив он или мёртв (к нему же приходил Иисус Христос, и беседовал с ним, и жалел его)… Как тут не сойти с ума? Джо не сошёл, и всё-равно остался мужчиной, утратив всякую надежду не только на жизнь, но и хотя бы на скорую смерть. Честь тебе и хвала, Джонни, честь тебе и хвала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Где-то его сейчас готовят. Где-то, в самом сердце Германии, делают этот снаряд. Вот прямо сейчас какая-то немецкая девушка чистит и полирует его, вставляет в него взрыватель. Он поблёскивает в лучах заводских ламп, и на нём выбит номер, и номер этот мой. У меня назначена встреча со снарядом. Скоро мы с ним встретимся.

Ближе, ближе. Какой-то гружённый доверху, крытый брезентом немецкий грузовик переваливается по ухабам, едет в сторону Франции. Прямо сейчас. На грузовике снаряды, и среди них тот, что помечен моим номером. Он катится на запад по Прирейнской долине, и мне всегда хотелось увидеть, как он движется сквозь Шварцвальд, мне всегда хотелось увидеть, как он в глубокой, глубокой ночи надвигается на Францию — снаряд, с которым я должен встретиться. Он всё ближе и ближе, и ничто не может его остановить, даже длань господня, ибо в меня вложен часовой механизм, и в него вложен часовой механизм, и в положенное время мы должны встретиться.

Спрятанный под каким-то пологим холмом, возвышающийся над равниной словно грудь женщины, спрятанный под этим холмом в недрах никому не известного склада боеприпасов, притаился мой снаряд. Он готов. Поторапливайся, парень, поторапливайся, солдат, не опоздай, заканчивай все свои дела, у тебя осталось слишком мало времени.

Он прилетит, шелестя, и рыча, и дрожа. Прилетит с воем и хохотом, с визгом и жалобным стоном. Подлетит так быстро, что ты поневоле выбросишь вперёд руки и бросишься его обнимать. Ещё он не появится, а ты его уже почувствуешь и напряжёшься перед встречей, и в момент вашего слияния задрожит земля — твоё вечное ложе».

Теперь нужно рассказать о фильме. Если вкратце, то экранизация истории про то, как Джонни получил винтовку, мне почти целиком не понравилась. На мой взгляд, фильм слишком фрагментарен и слишком много утеряно книжной атмосферы. Там, где книга создаёт целую картину через множество выразительных средств языка, фильм показывает двухчасовой набор зарисовок, плохо связанных между собой.

Конечно, давай в принципе скажем «спасибо» Далтону Трамбо за то, что он спустя много лет снял фильм по своей же книге. Да, спасибо. Но всё же. Фильм практически неспособен передать книжную атмосферу, и потому зрителю остаётся довольствоваться лишь визуальными крошками с богатого стола литературы. Понимаю: фильмы строятся по другим принципам, в фильмах нужно действие, беготня и движение; и всё это показано Далтоном Трамбо. Однако книга какая-то более спокойная. И подобное спокойствие страшней всяких действий на экране.

В общем, к данному фильму я отношусь скорее нейтрально, чем отрицательно. Фильм-то на самом деле хороший: и актёрская игра, и воспоминания раненого солдата, и от ужаса кричащий в ночь Иисус Христос… Но тут же есть и некоторые искажения книжного первоисточника, которые портят впечатления тем, кто сначала проникся книгой.

Например, отец Джонни показан грубоватым мужиком, которому не жалко отправить родного сына на войну (возможно, это были галлюцинации Джонни, но тем не менее). Или вот различия между концовками фильма и книги: в последних главах книги раскрывается весь её мощный антивоенный посыл, а фильм же заканчивается гораздо более скромно и не рискует обращаться прямо к виновникам войн и смертей.

Я оставляю за собой право на ошибку, но всё же: если ты хочешь узнать историю про Джонни, то сначала тебе надо прочитать книгу, а уж потом посмотреть фильм. Скажем, для полноты восприятия. Это даже не обсуждается: читай и смотри. А в идеале ещё и послушай аудиокнигу в исполнении Димы Качмара. Только так ты возьмёшь всё возможное от истории несчастного Джонни.

Что ж, вот такой вот получился обзор: скомканный, сумбурный, но искренний. Надеюсь, он создан не зря, и теперь ты пойдёшь и познакомишься с «Джонни получил винтовку». Поверь, ты не пожалеешь о потраченном времени. Отныне (лично для меня) Далтон Трамбо одной лишь книгой и одним лишь фильмом потеснил признанных мастодонтов «военного жанра». Угрюмые персонажи Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя освобождают первое место для Джо Бонэма. Для Джонни, который получил винтовку.

К чему я вообще затеял всю эту историю? К тому, что как бы ни было сильно слово, каким бы ужасным ни был визуальный ряд и сколько бы ни писали о войне и важности мирной жизни, всё в мире остаётся по-старому. Война никогда не меняется. Люди любят воевать чужими руками, потому как война даёт слишком много выгоды. А крики «Хватит!» или «Прекратите!» слабы, и тонут в море информационного шума, мерзкой пропаганды и политической ангажированности.

На войне-то можно всё: списать на неё все ошибки и неудачи, стремительно разбогатеть, реализовать амбиции, исполнить тёмные желания, совершить смертные грехи, — и остаться безнаказанным. Что ещё для счастья нужно, если ты ублюдок? А Джонни, Иваны, Гансы и Франсуа пусть и дальше получают винтовки, пусть едут на войну чёрт знает куда и зачем, пусть убивают они таких же простых ребят, и пусть им отрывает руки и ноги, и пусть их лица плавятся в адском огне военных котлов, и пусть закопают их, молодых и здоровых, и навеки забудут.

Как хорошо, что больше нет войны, а всё, что я здесь пишу — лишь буйная игра моего воображения. Каюсь, грешен — я много смотрел, много читал, много играл и убивал много виртуальных людей. Потому и воображение у меня такое — дурацкое. В реальности всё совсем наоборот, и я рад этому.

Кстати, недавно я опять читал Иосифа Бродского. Мне нравится этот поэт. В его поэзии можно найти много аллюзий, аналогий, параллелей. Их интересно разгадывать, читать комментарии, искать информацию по теме. Совершенно случайно мне на глаза попалось стихотворение, написанное Бродским в молодости, когда им «занимались» в суде:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ночь. Камера. Волчок

х**рит прямо мне в зрачок.

Прихлёбывает чай дежурный.

И сам себе кажусь я урной,

куда судьба сгребает мусор,

куда плюётся каждый мусор.

Колючей проволоки лира

маячит позади сортира.

Болото всасывает склон.

И часовой на фоне неба

вполне напоминает Феба.

Куда забрёл ты, Аполлон!»

(с) Иосиф Бродский: «Ночь. Камера. Волчок».

А уж «Письмо генералу Z» Бродского так и вообще вне любой конкуренции среди стихов на подобную тему. Процитирую большой отрывок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Генерал! Вы знаете, я не трус.

Выньте досье, наведите справки.

К пуле я безразличен. Плюс

я не боюсь ни врага, ни ставки.

Пусть мне прилепят бубновый туз

между лопаток — прошу отставки!

Я не хочу умирать из-за

двух или трёх королей, которых

я вообще не видал в глаза

(дело не в шорах, но в пыльных шторах).

Впрочем, и жить за них тоже мне

неохота. Вдвойне.

Генерал! Мне всё надоело. Мне

скучен крестовый поход. Мне скучен

вид застывших в моем окне

гор, перелесков, речных излучин.

Плохо, ежели мир вовне

изучен тем, кто внутри измучен.

Генерал! Я не думаю, что ряды

ваши покинув, я их ослаблю.

В этом не будет большой беды:

я не солист, но я чужд ансамблю.

Вынув мундштук из своей дуды,

жгу свой мундир и ломаю саблю»…

(с) Иосиф Бродский: «Письмо генералу Z».

Как в воду глядел поэт, в 68-то году!.. Но, повторюсь, всё это лишь мои бредовые фантазии и неадекватная картина реального мира. Как хорошо, что больше никого не садят в тюрьму за убеждения, а стихи Бродского и книга Трамбо превратились в артефакты литературы, которые не отвечают реальной ситуации. А ещё недавно мне приснился очень странный сон. Хочешь расскажу? Мне приснились старые дураки. Их было несколько.

Мне снилось, как один старый дурак устраивал миграционный кризис на границе с соседним государством, которое испокон веков рвали на части и делили все кому не лень. А другой старый дурак пригнал на территорию соседнего государства боевые машинки и солдатиков, и устроил там кровавую бойню под громкие лозунги о свободе. И ещё мне снился третий старый дурак — он довольно потирал узловатые руки, предвкушая хоть какую-нибудь выгоду за чужой счёт.

Потом я оглянулся (во сне, опять же) и увидел, что их, старых дураков, сотни и тысячи, и под началом у них ходят дураки помладше, и все они воспитывают подрастающее поколение в том же духе дурачизма, идиотии и кровожадности. И эта неиссякаемая армия дураков шла на меня, и тянула ко мне кровавые руки, и злобно кричала на меня лозунгами, и плевала на меня слюной бешенства, и зыркала мутными мёртвыми глазами, а я стоял, и что-то кричал им в ответ, но никто хороший меня не слышал.

Приснится же! Я проснулся в холодном поту, выглянул в окно и обрадовался мирному небу над головой. Как хорошо, что это был только сон, мой глупый сон, внушённый глупыми, неактуальными поделками Далтона Трамбо. Как хорошо, что в нашем подлунном мире совсем нет старых дураков, а есть только умные, красивые, понимающие, честные, бескорыстные, отважные и сильные люди, которые сотрудничают, и торгуют, и обнимаются, и вместе стремятся к звёздам. Как хорошо жить в мире, где больше нету слёз.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В общем, не теряйте надежды, ребята, скоро будет новая война. Она придёт, и счастье улыбнётся вам. Вы выиграете в любом случае. Если вас не заставят сражаться — прекрасно: останетесь дома и будете получать на судоверфи по шестнадцать монет за смену. А призовут — ещё лучше, тогда вы, быть может, вернётесь, освободившись от многих желаний и потребностей. Может, вместо двух башмаков вам понадобится всего один, а это уже экономия! Может, ослепнете, и тогда вам не придётся тратиться на очки и зрелища. Наконец, вам, возможно, повезёт так же, как мне.

Присмотритесь ко мне внимательнее, ребята. Ведь мне в самом деле ничего не нужно. Трижды в день немного похлёбки или какой-нибудь другой бурды, и всё. Ни ботинок, ни носков, ни белья, ни рубашки, ни перчаток, ни шляпы, ни галстука, ни запонок, ни жилета, ни пальто, ни кино, ни кабаре, ни футбола. Даже бриться — и то не надо. Гляньте на меня, ребята, мне не на что тратить деньги. А вы просто дураки.

Верьте мне, я знаю, о чём говорю. Когда-то и мне нужно было всё, что сейчас нужно вам. Когда-то и я был, как говорят, потребителем и в своё время потреблял немало. Кстати сказать, шрапнели и пороха на меня израсходовано больше, чем на любого другого. Так что, ребята, не расстраивайтесь, вот-вот начнётся новая война, и тогда вы, быть может, станете такими же счастливыми, как я». (с) Далтон Трамбо: «Джонни получил винтовку».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спасибо за ваше внимание. Вот ссылки на мои соцсети, где есть статьи, эссе, кино, подкасты, стихи и рассказы:

Канал YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC-pqXyQn22nET6jM55ErPGw

Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed

Канал Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/id/64a322a2629a0b730990d896

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх