fantlab ru

Питер Акройд «Хоксмур»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Оценок:
31
Моя оценка:
-

подробнее

Хоксмур

Hawksmoor

Роман, год

Входит в:

— журнал «Англия № 4 (100)», 1986 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Гардиан / Guardian Award, 1985 // Лучшая книга года

лауреат
Премия Коста / Costa Book Awards, 1985 // Уитбредовская премия за Роман

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Хоррор - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Хоксмур
2011 г.

Периодика:

Англия № 4 (100), 1986
1986 г.

Издания на иностранных языках:

Hawksmoor
1985 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами образчик экзистенциально-философского детектива, в котором преступление рассматривается как часть метафизической картины мира. Убийца и сыщик движутся навстречу друг другу как воплощение тьмы и света, подземного и небесного, прошедшего и будущего, чтобы в какой-то момент сложилась целостная картина настоящего, и все дуальные элементы криминально-детективной драмы из двух времен отразили друг друга, слились в нечто единое и совершились, то есть прекратили быть.

Архитектор Николас Дайер в семнадцатом веке восстанавливает лондонские церкви, разрушенные пожаром. Он одержим идеей вечности и чувствует время как болезненное состояние бытия. Он остро воспринимает грязь и пороки лондонского дна, из которого вышел. Он видит в смерти мостик, позволяющий перейти от временного к вечности. На основе этой безумной извращенной метафизики развивается яркий талант архитектора и воздвигаются прекрасные храмы, числом семь, стоящие и ныне на улицах Лондона.

Век Просвещения уже наступает. Наука пытается раскрыть тайны мира. Но подходит к ним фрагментарно. Дикая же философия великого архитектора дает системную картину, хоть и замешанную на грязи, крови, пороке и мракобесии. Наука в своей суетности не замечает пугающей прозорливости и целеустремленности безумцев. Безумцы же возводят храмы, и храмы эти стоят века. Они — словно иглы, пронзающие полотно времени.

Полицейский сыщик Николас Хоксмур в двадцатом веке расследует серию убийств. Расследует странно: с минимальной аналитикой и глубоким погружением в интуитивные озарения. Причем озарения эти в полной мере так и не наступают, детектив лишь чувствует некое направление преступного замысла и следует этому направлению — как чисто географически, сопоставляя места преступлений с планировкой лондонских улиц, так и на некоем мистическом или метафизическом уровне. Он ищет преступника, пропуская его через себя. Жертвы преступлений тоже пропускают через себя нечто, настигающее их как зеркальное отражение. Дуальный мир, где каждая половинка неосознанно тянется к своему аналогу. Не важно, кто, не важно, как, важно лишь где и что предшествовало, потому что оно должно отразиться. В этом отражении цель, смысл и даже некоторая надежда.

Преступления реальны. Убиты люди, дети. Убийцу надо найти и призвать к ответу, полиция работает. Но это не имеет значения, ибо смерть есть единственный способ обретения вечности в точки зрения героя созидающего, но, будучи насильственной, подлежит наказанию, и для этого навстречу созидающей силе движется герой-мститель. Они не могут разминуться, ибо привязаны к общей опорной точке. Чем завершится их встреча, никто не знает.

Роман наполнен мистическими параллелями и образами, воплощающими философские абстракции. Он несет довольно сильную антиклерикальную нагрузку. Но убийства от этого не перестают быть убийствами, и сыщик идет навстречу убийце. И в этом также заложен глубокий смысл, поскольку один сумасшедший изначально предупреждал другого, что сыщика нужно бояться. Роман выдержан в темных тонах, он показывает слабость и беззащитность человеческой жизни, особенно жизни ребенка или бродяги, но сыщик идет, и это дает крошечную надежду на то, что даже в извращенной картине мироздания присутствует суровая справедливость... или просто механизм локальной аннигиляции дуальных начал в рамках общего отражения...

Роман временами воспринимается как притча, не связанная с каким-то временем, местом и человеческой индивидуальностью. Если бы не храмы, которые есть и не позволяют выпасть из реальности. Храм есть храм, он соединяет прошлое и настоящее, по сути своей символизирует некие идеи, но при этом грубо реален, как смерть ребенка. Произведение не просто многослойное, в нем вообще не видно дна. Лишь жуткая, грязная яма под ногами и темное небо над головой, а между ними — храмы и полицейский детектив Хоксмур — символы противостояния греху и преступлению, если отвлечься от камня и плоти, что бы там не замышлял изначальный созидатель.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моя первая встреча с Питером Акройдом, хотя очень давно собирался познакомиться с живым английским классиком. В целом — это, конечно, событие, правда немного не такое, как ожидалось, но событие — это несомненно.

Присутствует:

+ очень мощное погружение в реалии XVIII века со стилизацией текста «под старину» (но, видимо, это трудно оценить в переводе должным образом)

= параллельное развитие сюжетных линий в современности и в XVIII веке с иррациональным взаимопроникновением друг в друга, что само по себе воспринимается как очень любопытный литературный эксперимент

+ очень много различных «двойников» различного типа, почти мистических пересечений событий и персонажей 

Отсутствует:

- детективная составляющая в привычном виде (да это в прочем и не было целью произведения, по признанию автора)

- внятный финал

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из ранних книг данного автора. Скорее не понравилась. Все как-то затянуто и неинтересно. Детективно-мистическая канва тоже мутная и скучная.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, перемудрил. Излишне расхваливать Акройда — он примерно везде одинаков, эрудирован и хорош. «Хоксмур», по моим впечатлениям, мутный тяжеловесный романище с претензиями. Акройд как бы пытался показать все , на что способен: умелая стилизация прозы начала 18 века, познания в архитектуре Лондона, вариации на тему Дюрренматта в образе собственно Хоксмура, перекличка временных пластов, ложный детектив. В результате куча мала: вкуса, юмора, меры автору явно не хватило. У меня вызвало ощущение от прочитанного как от «ЖД» Быкова- достойный автор, а книжка перегружена.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Те, кто говорят, что Акройда читать скучно, скорее всего, испытывали бы невыносимую скуку от чтения Чарльза Диккенса, например. «Хоксмур» — это оккультная фантазия со славным городом Лондоном в главной роли. Ну и инспектор Хоксмур, конечно, и все эти УБИЙЦЫ....

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

в оригинале читать скучновато, возможно перевод более захватывающ. радует прием переключения временных пластов, но... не ново:glasses:

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх