Всеволод Крестовский «Жид идет!»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 20 января 2019 г.
Этот цикл — не только классика антисемитской мысли, но и классика мысли консервативной. Крестовский не приписывает евреям никакой мистической власти, их могущество в цикле объясняется лишь тем, что они умеют играть на слабостях и пороках христиан.
Крестовский еще не расист, евреи у него еще не низшая раса. Как подобает антисемитской классике, есть в романе еврейка, прекрасная душой и лицом, история ее молодости составляет внешний сюжет цикла. Тамара Бендавид (заметьте, что у нее поэтическое имя Тамара, а не какое нибудь прозаическое — Хася-Двося или Песя-Малка), наследница миллионов, позволила графу Каржоль де Нотреку вскружить себе голову. Но она бежит из дома не только ради любви, граф принес ей Евангелие, и она уверовала в Христа (но неужели она ни разу не слышала молитв, начинающихся словами «Отец наш»?).
Действие первого романа происходит всего за один день — день бегства Тамары в монастырь, еврейских хлопот по ее возвращению и еврейского погрома (во многом оправдываемого автором). Крестовский с гордостью писал о том, что хорошо знает еврейский быт, что он учил еврейский язык и изучал Талмуд с раввином, но историки еврейства находят в его описании еврейского быта много ошибок. Дед Тамары, миллионщик, получился очень обаятельным персонажем. Крестовский не может скрыть, что среди евреев много было грузчиков и нищих.
Во втором томе, новообращенная Тамара становится медсестрой на русско-турецкой войне. Она видит героизм русских солдат и их преданность государю (тут современный читатель может усомниться), и не может не слышать разговоры о феерических хищениях дельцов, еврейских и христианских.
В третьем томе действие переносится в глубину России. И роман уже не антисемитский, а антиземский и антилиберальный. Деятели земства или воры, или прекраснодушные идиоты. Рассматривает автор и проблемы сельских школ. Увы, роман слишком слаб художественно, слишком много в нем откровенной публицистики.
Роман неокончен. Еврейский автор закончил бы книгу о пагубных следствиях отсутствия женского образования торжественным раскаянием Тамары и ее возвращением в еврейство. Интересно, как хотел закончить роман Крестовский.
Читать — историкам консервативной мысли.