fantlab ru

Том Холт «Шестнадцать способов защиты при осаде»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
278
Моя оценка:
-

подробнее

Шестнадцать способов защиты при осаде

Sixteen Ways to Defend a Walled City

Роман, год; цикл «Осада»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Приближается осада, и у города очень мало времени, чтобы приготовиться. Нет еды, нет оружия, а противник поклялся вырезать всех местных жителей.

Чтобы спасти город, нужно чудо, но у него, так получилось, есть только Орхан. Полковник инженерной части, он больше сведущ в постройке мостов, а не в битвах, а ещё он — вор и лжец, к тому же по самым разным причинам не слишком любит собственное командование. В общем, идеальный кандидат для такой работы. Ведь история далеко не всегда плод великих и благородных дел. Иногда приходится тяжело поработать и кое-кого обвести вокруг пальца.

Входит в:

— цикл «Осада»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Шестнадцать способов защиты при осаде
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)
Sixteen Ways to Defend a Walled City
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  43  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня часто спрашивают (все три раза), с какой книги лучше начинать знакомство с творчеством Паркера. И вот личный опыт обогатил таки меня этим сакральным знанием. Начинать надо с последней его книги. Холт (в этой ипостаси) дистиллирует своё творчество. Соответственно, каждая следующая книга — это более Паркер, чем предыдущий Паркер.

В общем: роман очень быстрый и неожиданно короткий. Фабула проста — кто-то очень продуманно берёт Город в тиски (да, да, см. также «Перимадея» и иже с ней — мотив в творчестве Паркера не редкий). Но внутреннее устройство одного из представителей национального меньшинства не позволяет ему пустить всё на самотёк. Орхан, будучи молоколицим в империи синекожих робуров, тем не менее, поднялся в их армии до поста командира инженерного корпуса, и теперь именно ему предстоит что-то сделать с помянутой осадой. Инженер и читер по призванию, он понимает, что описанных в классической военной литературе пятнадцати способов защитить осаждённый город недостаточно... И, собсно, понеслась...

Ключевое отличие — главный герой. Тут всё просто, он самый симпатичный из всех. Он мягкий и самоирония (не чуждая и Лордану, и Ваатзесу, и прочим) у него просто на порядок выше, чем у остальных «героев» этого мира. Роман напитан легким юмором, как правильная ромбаба, аж капает. От этого он должен восприниматься неподготовленным читателем гораздо легче. Фактически Орхан пришёл в роман из рассказов Паркера — там и настроение обычно посветлее, и персонажи по... гуманнее что ли. Всего два относительно спорных поступка за всю книгу — это кейджей-рекорд, я считаю.

Инженерность, отбалансированная в «Sharps» и «The Two of Swords» (Savages я так и не прочитал пока), перенеслась и сюда. Она в меру и чётко дозирована. Мне недосолёно и не остро, но для нормального человека — самое то. Политических хитромудростей и интриг же вообще практически нет. Сопру у себя термин — Паркер-лайт на выходе. Зато философия утратила былую тяжеловесность и кристаллизовалась в афористичную мудрость. Вот поэтому люблю я зрелых авторов фэнтези. Они мне гораздо ближе, чем любой классик или мейнстримщик, их философствования должны ещё и развлекать.

Про суть книжки и вовсе коротко — тут про друзей и врагов. И про то, кто из них лучше. Мило, мрачно и без пафоса.

Концовка фирменная: те кто в курсе и так знают, те кто нет — на хэппи-энд не рассчитывайте.

Итого — мне было классно. Должно понравиться всем, кому уже и так, остальным лучше не читать. А то вдруг вам не понравится, а я буду расстраиваться.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидания от книги были велики. Интригующая аннотация, незаезженная тема, положительные отзывы тех, кто успел прочитать роман на языке оригинала, да и первые отзывы на русское издание внушали нешуточные надежды. И по итогам прочтения даже есть основания для того, чтобы поставить «Шестнадцати способам…» довольно высокую оценку. Но всё же главное впечатление от книги – разочарование. От Тома Холта я ожидал если и не шедевр, то нечто выдающееся, а он – чижика съел!

… У истории идиотское начало. Автор не смог или не захотел придумать более-менее убедительной причины того, как вражеское войско смогло осадить столицу огромной империи. Гражданская война, мятеж популярного в армии полководца или Великое переселение народов под руководством очередного Потрясателя Вселенной показались автору слишком скучными и предсказуемыми и он придумал… Он придумал нелепицу. ВНЕЗАПНО у стен Столицы материализовалось сорокатысячное войско, которое взяло и перебило весь столичный гарнизон до последнего человека, причём именно в тот момент, когда этот гарнизон в полном составе вышел из хорошо укреплённого Города в дальний рейд. Так оно в реальной жизни и бывает, не правда ли? И это только начало истории! ИМХО, роману пошло бы на пользу если бы от рукописи Орхана (а книга представляет собой его мемуары) не сохранилось первых пяти или шести глав, в которых бы и описывалось начало осады. Получилось бы изящнее и достовернее.

Идём далее. По мере чтения дико раздражала мешанина из различных исторических эпох. Огромный город, сильное централизованное государство, способное создавать колоссальные запасы снаряжения и содержать регулярную армию – это элементы античности. Но графы, герцоги, церковь с культом святых и иконами – это же махровое средневековье! Хм, может быть тогда Империя представляет собой вариацию на тему Византии? Тем более, что Город находится на берегу моря и флот в его жизни играет ничуть не меньшую роль, чем армия. Но даже для Византии подобная эклектика Античности и Средневековья выглядит не слишком естественно. Империя Видесс в цикле Гарри Тертлдава была прописана гораздо убедительнее.

Ещё печальнее история с порохом, который внезапно возникает на страницах книги. Решительно не понятно, почему этот самый порох никак толком не повлиял на военное дело. Жители мира догадались использовать его для закладки мин под стены крепостей, но не додумались до примитивных пушек (самое простое, что вообще можно придумать). Но даже если так, то почему стены самого главного города в этой части планеты построены так, как будто никакого пороха не существует? В нашей реальности Константинополь в XIV – XV веках не перестаивал свои укрепления только потому, что Византия пришла в полнейший упадок и денег не хватало на самые элементарные государственные расходы. Но здесь Империя находится в зените славы, так что деньги на бастионы, равелины, гласисы и прочие инженерные сооружения должны были найтись. Самое забавное, что в какой-то момент Том Холт видимо задался ровно теми же вопросами, что и я, поэтому и не стал развивать пороховую тему. Но почему тогда он вообще оставил её в романе? Вопросы, вопросы…

Впрочем, даже нелепица с порохом отходит на второй план, ибо однажды в текст романа ворвались доллары и пенни. Вот это было по-настоящему неожиданно!

Мир романа полностью абстрактен и подчинён авторскому замыслу об осаде огромного города непонятно откуда взявшейся огромной армией. А когда автор сообщает крохи информации становится только хуже. Не буду спойлерить, но объяснение причины почему Столица не была деблокирована имперской армией настолько нелепа, что на ум немедленно приходит фраза «А что, так можно было?!» Опять же, писатель прекрасно понимает всю слабость своего замысла, поэтому и пытается выдать главного героя за ненадёжного рассказчика, веры которому по определению быть не может. Мне такой приём не понравился, ибо здесь он не более чем костыль для хромающего сюжета.

Финал истории вогнал меня в ступор. Любой автор по определению творец своей истории и закончить он её может так, как пожелает. Но столь неряшливого окончания у книги я не видел уже давно.

Итог: в целом книга неплоха. Но провальные начало и финал, абстрактный мир и рояль в виде лидера армии, которая осаждает Город, не позволяют поставить роману сколь-нибудь высокий балл. Это вторая книга, которую я прочёл за короткое время у Тома Холта и она мне тоже не понравилась. Похоже, что это не мой автор.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Комедийный фарс, абсурдный гротеск, пародия на империю, методы управления, войну и осаду? Стоило назвать книгу «Самые нелепые способы поиграться в осаду»

Стиль написания крайне суматошный. Роман представляет собой этакий поток сознания главного героя, которого постоянно кидает от одной мысли ко второй, третьей, четвертой... Большинство персонажей либо жалкие трусы, либо непроходимые тупицы, поэтому инженер Орхан на их фоне выглядит будто бы гением. Вот только его манера уверенным бодрым тоном декларировать глупости совсем не помогает проникнуться происходящим.

Способы обороны осажденного города далеки от реальности и работают только по щучьему велению.

Что нужно сделать в осажденном городе первым делом? Конечно, заняться подделкой денег, ведь никто в городе не будет спасать свою жизнь задарма. И никто не сможет отличить настоящее серебро от фальшивого.

Персонажи обычно находятся в полном неведении: адмирал флота не знает о пиратах; знать и народ не подозревают, что император долгие месяцы лежит в коме; жители города не выходят за его стены и не следят за собственной армией и т.п.

Вражеское войско давно стоит в трестах ярдах от стен, да еще отправляет под них разведчиков, а герой и его подчиненные устанавливают на стены грузовые краны, отбойные молотки, винные прессы, ткацкие станки, выдают все это за катапульты, тем самым якобы пугая и обманывая захватчиков.

Четыре тысячи плотников сооружают мостик то ли через семидесятифутовую (25 метров, какой ужас) пропасть, то ли между двумя сторонами крутого оврага, причем делают его для солдат, которые не получают известий от дивизии три года и которым не платят. Потом герой приводит этих плотников в город, но вовремя осады пять тысяч женщин колят кедровые доски и строгают их на древки для стрел вместо плотников.

Вообще, проблемы решаются чудесным образом на коленке за пару предложений или пару абзацев.

Инженер Труха, еще более гениальная, чем главный персонаж, мигом строит улучшенные катапульты, которые то ли катят шары, то ли метают их в воздух

«Тем временем Труха взлетела на стену, к заряженным и готовым к бою катапультам. Она быстро внесла некоторые коррективы в диспозицию машин, после чего отдала приказ. Сотня этих кошмарных каменных шаров покатилась от стены — но так, чтобы остался свободный проход для безумной одиночно-кавалерийской атаки. Излишне говорить, что, как только шары оказались в воздухе, вражеские воины побросали оружие и со всех ног припустили к возвышенностям. Остались лишь группы, обслуживающие семь требушетов»

Все вражеское войско разбежалось, а невероятный богатырь Лисимах в одиночку разгромил семь требушетов. Операция повторится далее с большим эффектом для разрушения осадной башни. Орхан и Труха изобретают еще одни необычные семидесятифунтовые каменные шары и громят противника следующим образом

«Солдаты, выстроившиеся в тройную линию в двухстах семидесяти пяти ярдах вниз по пологому склону, тоже увидели это. Они рассмеялись, когда снаряд грохнулся оземь на прискорбно коротком, казалось бы, от точки стрельбы отдалении. Смеялись, когда снаряд подпрыгнул — один раз, другой. Ну а потом, когда сто пятнадцать семидесятифунтовых каменных мячей стали врезаться в них на высоте головы, ломая шеи и кости в первом, втором и третьем ряду, стало не до смеха. Склон, хотя бы в силу того, что он — склон, а не равнина, придавал нашей атаке скорости и мощи: семьдесят фунтов, катящихся немного быстрее, чем человек может бежать, имеют большой импульс, требуется чертовски много остановок, чтобы его погасить. Кости на это не способны, равно как и шесты для палаток, повозки, привязанные лошади, плоть, кровь. Ничто не может остановить его, пока земля не выровняется или не начнет забирать вверх, а к тому времени…»

Солдаты выстроились, как на параде, появились не возвышенности из предыдущей цитаты, а склон градусов в 45, прыгающий каменный шар весом тридцать пять килограмм догоняет людей, а силы трения временно отменены в данной вселенной.

Остальная армия мирно спит в палатках и ее сметают дорожными баграми примерно так

«Из маленькой круглой ясеневой рощицы вырвались колесницы. В каждой, крайне тщательно спроектированной под специфические нужды, находилось по два бойца — один правил, другой вез с собой пятнадцать дорожных багров, заткнутый скрученным отрезом ткани глиняный кувшин, полный масла для заправки ламп, и светильник.»

«Я знал, что ошибок не избежать — компактные фаэтоны, сработанные для атаки, оказались слишком уж легкими и хрупкими. На моих глазах три экипажа перевернулись, не доехав до вражеских палаток. Но остальным удалось-таки удержаться. Как только они заехали в лагерь, люди стали высыпать из-под пологов — и были сметены баграми с пути.»

Похоже, каждый из других как-то расставил пятнадцать багров во все стороны и смел всех с пути. Но оно работает, поскольку «крайне тщательно спроектировано под специфические нужды»

Многие предложения составлены непонятно, часто приходиться ломать голову, что вообще происходит. Из-за этого, а также из-за постоянной путаницы и несуразицы у меня сложилось впечатление, что книга не то чтобы не редактировалась, но и не перечитывалась после написания.

Сюжет, помимо осады, представляет собой некоторую имитацию борьбы за власть в осажденном городе. Поскольку все, как дети, сразу слушаются героя, он быстро побеждает, за исключением пары недоинтриг. Во второй части есть неожиданный поворот, который немного проясняет суматоху самым шаблонным и нелепым способом. Сделаны попытки создания некой драмы, но плутовской настрой книги, картонные персонажи и общая карикатурность происходящего гасят их на корню.

В общем, для меня тег «ироническое» не спас произведение, как и не спас ее

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
недостоверный рассказчик
из эпилога. Давно не читал книг, где так много бреда.

Оценка: 2
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравятся «Шедевры фэнтези» за их разнообразие. В рамках серии выходило и тёмное фэнтези («Печальная история братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона), и светлое («Император-гоблин» Кэтрин Эддисон), и эпическое («Сказания Меекханского пограничья» Роберта М. Вегнера), и мифологическое («Стая воронов» Скотта Одена), и переосмысление сказки («Бессмертный», Кэтрин М. Валенте), и фэнтези, смешанное с научной фантастикой («Владыка Ледяного сада» Ярослава Гжендовича), и городское фэнтези, смешанное с мистикой («Пепел и сталь» Ярослава Гжендовича), и много чего ещё. В общем, поджанровый спектр обширный. И вот дошла очередь до истории, нарратив которой опирается на юмор. Не полностью, перед нами всё-таки не юмористическое фэнтези, а скорее военное. Однако без юмора эту историю сложно представить. Так что сегодня поговорим о сороковой книге серии – «Шестнадцать способов защиты при осаде» за авторством Тома Холта, также известного как К. Дж. Паркер.

На юмор намекает уже название, но к этому аспекту книги мы обратимся чуть позже. Для начала стоит сказать, что роман по факту является мемуарами полковника Орхана, военного инженера, попавшего в серьёзный переплёт, и вынужденного оборонять Город всеми мыслимыми способами, коих в учебниках военного дела насчитывается всего пятнадцать. И в данном случае они не работают. Отчего приходится изобретать немыслимый шестнадцатый способ защиты Города при осаде. Инженер наш обладает особым плутовским складом ума и недюжинной удачей, помноженной на наглость, так что скучать при чтении не придётся.

Но особая прелесть книги не только в том, что именно рассказывает Орхан, но и в том, как он это делает. Отличный пример для демонстрации своей мысли я обнаружил уже в начале первой главы:

«Приёмная моего приятеля клерка находилась в квартале 374, ряд 42, улица 7. О последовательной нумерации в отделе поставок явно слышали, но сомневаются в её эффективности, так что блок 374 вклинен между 217-м и 434-м. Улица 7 ведёт с улицы 4 на улицу 32. Впрочем, наверное, так и должно быть, тем более что я тут вполне могу найти дорогу, а я всего лишь строитель мостов – никто.»

По ощущениям роман находится где-то рядом с «Поправкой 22» Джозеффа Хеллера: сначала смешно и весело, потом просто смешно, а под конец, если у меня и вырывался смешок, то только горький. Автор очень ловко делает свой сюжет грустнее и трагичнее, большую часть времени этого даже не замечаешь. Ну а по форме рядом с «Шестнадцатью способами защиты при осаде» можно поставить «Легенду» Дэвида Геммела, в которой также всё повествование было сосредоточено вокруг одной осады. И точно также защитникам удавалось удерживать стены довольно долго благодаря одному чрезвычайно одаренному человеку. Однако Друсса у Геммела волновало количество врагов и сколько из них он успеет покрошить, в то время как Орхан у Паркера больше беспокоится о всякой технической информации, типа: какой высоты стены, какова дальность орудия номер 16, то есть катапульты, сколько полных комплектов брони есть в запасе и так далее. Но подаётся это в довольно ироничном ключе, так что обилие специализированной информации не кажется нудным.

Роман хорош и представляет нетривиальный взгляд на военное фэнтези. Да, здесь нет прописанного мира, ярких персонажей (за исключением Орхана и пары его друзей), магии и эпичных сражений. Но сюжету это всё и не нужно. Зато у романа есть индивидуальность и отличная история. Так что он однозначно стоит прочтения.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полчища врага окружают столичный город. Помощи ждать неоткуда: флот разбит, армия уничтожена, а в самой столице из гарнизона только инженеры, стражники да гладиаторы. Самое время вывешивать белый флаг и стройными рядами идти на заклание. К счастью, инженерной ротой командует полковник Орхан — плут, мошенник и авантюрист, а также блестящий специалист и млеколицый, который попросту не умеет сдаваться. И не беда, что из известных военной науке пятнадцати способов обороны города в данной ситуации неприменим ни один — Орхан сымпровизирует и придумает шестнадцатый.

Повествование в романе ведётся от лица главного героя — по сути, перед нами предназначенные для потомков мемуары военного инженера. И образ Орхана — главная удача романа. Орхан простым и доступным языком описывает встающие перед ним инженерные и военные проблемы, с иронией и юмором признается в ошибках и промахах, и не скрывает, что он не самый образцовый офицер — ну а чего вы хотели, с имперской-то бюрократией инженер, который не будет врать, воровать и мухлевать, останется и без довольствия, и без припасов, и без денег на зарплаты подчиненным.

Повествование развивается динамично. Паркер не тратит времени на раскачку, и Орхан как попадает в неприятности в первой главе, так и продолжает расхлёбывать их до самых последних страниц, причем на место каждой решенной проблемы мигом встают три или четыре новых.

Возможно, роману не хватает более проработанных образов второстепенных персонажей, да и мир за пределами столичного города показан скупыми штрихами. Но эти недостатки я готов списать на издержки формата — в конце концов, перед нами мемуары военного инженера, которому нет никакого резона ни выставлять в выгодном свете кого-то ещё кроме себя, ни описывать какие-то детали мироздания за пределами его непосредственного участка ответственности.

В сухом остатке мы имеем яркий, необычный и увлекательный роман с обаятельным главным героем и изрядной долей юмора. В цикле «Осада» вышло ещё две книги, но «Шестнадцать способов» — абсолютно самостоятельная и законченная история, и в следующих частях разбираться с очередными проблемами будут уже совсем другие персонажи.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоюмористический, недоинженерный, какой-то весь неряшливый, слепленный из кривоватых кусков роман. Вместо мира просто набор имен. Персонажи в книге почти не отличимы друг от друга, кроме, конешно, недогероя-недоантигероя полковника Орхана. Да, у него серая мораль, но где-то в глубине души он хороший парень... Всё это, впрочем, меркнет на фоне антагониста, который сильнее прочего подводит произведение к превращению в фарс. Книга, очевидно, для поклонников Паркера/Холта, которые уже знают, чего ждать, а на что закрыть глаза. Если же вы ждали чего-то вроде осады гурками Дагоски, то вас ждёт жестокое разочарование. И немудреные шутеечки главного героя, нюхнувшего непарадной стороны жизни.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман мог бы носить название «Шестнадцать способов не раскрыть тему». Начинаешь читать, и поначалу вроде бы присутствует все то, что обещалось и ожидалось: фэнтези, война, осада, приключения, ирония... Но ни одна из составляющих не доведена до такого уровня, чтобы роман можно было поставить в один ряд с творениями Сапковского, Аберкромби, Пратчетта, Мартина.

Главный герой — инженер. Хорошая идея. Но его мысли, рассуждения, объяснения, касающиеся обороны города, строительства машин и прочей деятельность на этом поприще, описаны довольно по-дилетантски, без технических деталей и подробностей, как мог бы написать человек, знающий об осадных орудиях и осадах исключительно по псевдоисторическим фильмам и книгам. Может, и не стоило тогда ставить героя во главе целого инженерного полка и постоянно твердить про его инженерные способности и опыт?

В книге вроде как происходят масштабные геополитические события — мятеж и последующая война, охватившая всю Империю. Но большая часть этих военных событий происходит где-то за кадром и объясняется довольно кратко и скупо. Не говоря уж о том, с какой невероятной стремительностью и скрытностью все происходит. Орда варваров-мятежников возникает словно из ниоткуда (полкниги персонажи голову ломают — кто они и чего хотят?) и становится сюрпризом для всех, включая многотысячную имперскую армию, которая выходит из города, попадает в засаду (волшебную, судя по результату) и благополучно гибнет вплоть до последнего человека. Уже в этот момент захотелось разбить лицо фейспалмом.

География, история, геополитика в произведении заслуживают гораздо больше внимания, чем им уделил автор. Мир не вырисовывается, не выглядит цельным, трудно представить что это за Империя такая, какие народы ее населяют, чем живут, и в каких отношениях между собой находятся.

В романе вроде как поднимается тема и проблема расизма, только повернутая с ног на голову — главный герой белокожий, а тут это люди второго сорта. Но и эта тема толком не развита и вообще непонятно зачем нужна. Да, варвары-мятежники собираются истребить имперцев, но акцент делается не столько на расовых разногласиях, сколько на детских обидах и жажде мести предводителя вражеской орды. С тем же успехом это могли быть «бедные» против «богатых».

Отношения между персонажами шаблонные и картонные, личность и характер большинства из них почти не прописаны.

Ирония, юмор, шутки тоже как бы присутствуют. Но в недостаточных объемах, чтобы назвать роман юмористическим или ироническим. Иронично, но у пресловутого Аберкромби в его темном и мрачном фэнтези иронии и черного юмора было больше, и они были более к месту. Пардон за тавтологию.

Военно-политически-техническое фэнтези автору явно не удается. Более легкомысленное иронично-юмористическое фэнтези про войнушку и осадушку — тоже получилось не таким забавным, как могло бы.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неглубокое развлекательное чтиво. Плюсы книги — главный герой, он харизматичен, ироничен, циничен.

Все остальные персонажи пустые картонки на фоне которых полковник инженерных войск Орхан блистает, что немудрено. Понравилась отсылка на фанатов скачек древнего Константинопля.

Мир не прописан, нет ни реализма ни вообще вменяемого понимания абсурдности предлагаемого читателю. Нет понимания стратегии, логистики, политики, отношений между людьми. Произведение претендует на некий масштаб, осада многотысячные войска изощренные тактические замыслы и производство. Но это никак не прописано, потому что у автора нет ни квалификации ни понимания того, что он в действительности описывает. Все скомкано, нет ни деталей ни глубины. Массовая бойня 17 тысячного войска описана так как будто все это произошло на полянке 30 на 40 метров. И разумеется ни единого выжившего, ведь лес это именно то место которое можео полностью деблокировать ни оставив ни одного свидетеля...

Наличие пороха, который никак не влияет на тактику и технику военного дела.

Рядовой потребитель фентези литературы конечно не будет задумываться, как снабжается войско, как оно передвигается, какие политические силы и партии взаимодействуют в столице, как происходит движение кораблей и работа катапульт. Поэтому и ставят высокие балы этой несуразице.

Материализовалась армия, вырезала 17 тыс профессиональных солдат и стражников, (почему стражников?) так же легко как гопник отжимает стипендию у первокурсника. Флот который уплыл и не может вернуться, почему не может? Говорят в этом деле замешан какой то маяк, видимо флот по каким то религиозным причинам не хочет дождаться дневного времени суток и хорошей погоды, что бы отсутствие испускаемого маяком света ему не мешало. Орхан как самый умный решил проверить императора, потому что ни одному другому это в голову не пришло. Недееспособность императора старательно скрывали, кто??? Врач? Зачем ему это? Но даже если так — никто из аристократических кругов не захотел подтвердить полномочия нашего выскочки, как мы поняли сделать это несложно.

Подруга главного героя которую автор представляет как умную и проницательную заставляет делать нелепые и идиотские поступки.

И вот таких нелепиц и несуразностей крайне много. Это не позволяет считать это произведение заслуживающим серьезного внимания.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, прошло около пяти дней после прочтения романа. Он в голове улёгся, я обработал его с учетом послевкусия и снизил оценку с 8 до 7.

Роман очень прост и прямой как палка, незатейлив и немудрен, но в тех моментах, когда автор пытается осуществить сюжетный кульбит, это всё равно делается при помощи палки, которая, как мы помним, очень проста и пряма.

Поначалу впечатления от романа оптимистичные: пред нами предстает пример хорошего и качественного незатейливого фэнтези, где «незатейливого» не несет негативного оттенка. Сразу приходит на ум «Костяной капеллан» Питера Маклина из этой же серии. Что там, что тут роман — это такая жвачка для мозгов. С оглядкой на главного героя можно даже сказать, что фэнтези сие — харизматичное, близко к плутовскому. Главный герой очень напомнил Никомо Коску из романов Джо Аберкромби.

Крошечное отступление: да, многие рецензенты замечают прямые отсылки и к Константинополю, и к Византийской империи, и к Риму, однако, во-первых, это вообще не влияет на роман и его восприятие, во-вторых, есть желание оценить именно как самостоятельное художественное произведение. Благо, цикл «Осада» состоит из трех самостоятельных романов.

Возвращаемся к «16 способам». Да, роман харизматичен и явно по своему стилю и настроению выбивается не только из серии, но и из привычных фэнтези-работ, однако при имеющихся любопытных и относительно свежих исходных данных на выходе мы получаем простоватенькую историю с очень сказочными развитиями событий.

Здесь всё условно: у Города нет имени, АБСОЛЮТНО ВСЮ армию города перебивают во время ее рейда за пределы, Город стоит на берегу моря, но флот как-то кем-то заблокирован тупейшей отмазкой про маяк, у стен Города вражеское войско в 40 тысяч, но они не нападают и не используют свою мощь, чтобы достичь цели и нахрапом взять населенный пункт.

Вся эта нелепица выстроена ради демонстрации смекалки и гениальности главного героя — полковника инженерных войск Орхана, который строит мосты.

Интересный факт про имя «Орхан»:

Имя Орхан по происхождению является тюркским. Состоит оно из двух частей:

•персидское «оура» — крепость;

•хан – султан, правитель.

То есть, его можно прочитать как «хан войска», или полководец.

Тут нет магии и привычных фэнтези элементов, однако: если бы роман был немного честнее к реалиям, достоверности, тактике, стратегии и иным, более приземленным вещам, читалось бы гораздо спокойнее и интереснее. Ведь у нас главный герой с инженерным складом ума, он знает длины, глубины, стоимости оборудования, количества, шарит за сплавы и в какой пропорции разбавлять золото так, чтобы состряпать больше монет, у него связи, свои ходы и выходы, и это могло бы породить интересный жанр «научного фэнтези», но автор либо поленился, либо решил поломать шаблоны самым нелепым способом, и потому забил на матчасть и достоверность, если даже не сказать АДЕКВАТНОСТЬ.

Здесь есть требушеты, корабли, тут печатают книги, вообще развито производство и мануфактурное дело, но ни разу не было упоминания такой незначительной, но важной детали, как подзорная труба — это я молчу, допустим, про взрывчатые вещества. Почему важна труба? Потому что герой, став своего рода мэром города, отправляет на стены простое население, облаченное в старые доспехи, вооруженное списанными мечами, дабы создать видимости армии. И со стороны врага никто ничего и не замечает и даже ухом не поведет. Это имея факты, что вся армия вырезана.

Очень уж странная осада: войска врага то и дело подходят к городу, не атакуют, огребают и уходят — не строят что-то для осады, не делают что-то в ответ, не адаптируются к условиям; короче, ждут, когда их расфигачат из катапульт. Их предводитель совсем не считается с утраченными впустую и совершенно бездарным образом жизнями, такой-то туповатый завоеватель с манией величия, берущий количеством и бесхитростными лобовыми атаками, уверенный, что рано или поздно охватит своей империей весь мир. И, как мне думается, осаждать маленький городок, ничего не делая, это себе дороже — все-таки армию надо содержать, постоянно должны быть отработаны линии снабжения, ибо войско немалое, трава вокруг быстро придет в негодность, как и живность закончится, так что трат будет ого-го! Поэтому, если углубляться в детали, будет много вопросов, как, допустим, с миром «Убить некроманта» Макса Далина.

Странно, что при такой неэффективной и жизнезатратной системе осады города войско главного врага внутри армии не взбунтовалось и не начало возмущаться, мол, чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь чего это ты впустую тратишь ресурсы и пускаешь нас на убой?

Кстати, остального мира как будто бы и не существует. А армия врага всемогуща, способна непонятно как перекрыть морские пути к городу, но свой основной потенциал тратит на лагерную жизнь близ стен.

Стиль повествования честный, без заигрываний, и через героя автор прям не скрывает: да, понимаю, это идиотский подход, но это моё решение, и оно сработает. Или что-то в духе «извините, я разнылся, несу чушь, отвлекся». Такие фразы приятно оживляют повествование и ритмику, но вместе с тем и прикрывают множество провалов как в художественной, так и в матчасти. Словно сама СИТУАЦИЯ автору была важнее, нежели ее ЧЕСТНОЕ решение. При этом я не скажу, что стиль или вот эта ситуация стали совсем уж минусом.

Скажем, Орхан в пылу осады гадает: а где вообще гарнизон? Черт, наверное, это моя работа теперь — вызывать его!

Или диалог, которых несколько по своему типажу, но все они показывают, как Орхан адаптируется к новой должности — владыки города:

— Могу я одолжить это? — спрашивает ГГ об уникальных материалах у архивариуса.

— Выносить любые документы из помещения строго запрещено, — пробухтел он.

— Я буду трактовать это как «да».

Лейтмотивом повторяется через роман фраза Орхана: «Я инженер. Я строю мосты». Мне особенно понравилась вот эта: «Я не солдат. Всё, над чем я когда-либо хотел одержать верх, — это несколько рек».

Иногда он в середине осады вспоминает некие архиважные вещи, о которых должен был бы подумать сразу. Что тоже придает живости и мы видим: ГГ не всегда идеальный и может что-то запамятовать.

Тем не менее, герои неглубоки, даже главный. В его активе только харизма и бойкая речь, но как такового внутреннего мира нет, если не считать клише благородного циничного подонка. Персонажи абсолютно плоские, они функционеры и двигатели сюжета, но если понимать, особенно исходя из названия, что роман про город и решение ситуации, то становится немного легче.

Антагонист вышел необычным и… Пожалуй, это одни из самых странных диалогов между антагонистом и протагонистом. Максимально… Я даже теряюсь. Ну, словно злодей напрочь лишен ума. Детские мотивы, странные заявления, отсутствие внятной позиции. Как в духе Кинговских концовок, когда оказывается, что городом просто играли дети-инопланетяне. И в этом видится не желание сломать шаблон, а некая лень автора продумать что-то посерьезнее. Такой перекос в неадекватность и иронию отбивает желание проникаться сопереживанием и вживаться в происходящее — пред тобой словно предстает комедия, фарс. Особенно на последней сотне, когда от диалога между двумя сторонами ждешь чего-то ядерного, ждешь накала, а встречаешь бредни и монологи не совсем здорового дяденьки с явными комплексами и пеленой странной преданности к… Не скажу, к кому, чтоб не спойлерить.

С позиционированием тоже странно: это не темное фэнтези, это не военное фэнтези, не героическое. Это могло бы быть классным производственным романом, но автор ушел в иронию и КУРЬЁЗЫ, молниеносные решения проблемы, которые главный герой достает из-за пазухи, словно фокусник кролика из шляпы. Не всегда должно быть именно так. Множество ключевых моментов решались в последнюю очередь без предварительной подготовки, что, я считаю, не совсем честно по отношению к читателю, которому не дали верных знаков, дабы прийти к выводу вместе с героем.

Концовка вышла скомканной и невнятной. Вернее, всё там понятно, но то, какое развитие она получила, из каких предшествующих моментов вытекла и к чему привела, предстало совсем неубедительно и нелепо, что больше похоже на слив и непонимание, куда пихать ставшего ненужным главного героя.

Из странного: мелькают в тексте и такие слова, как «доллар», «реплика» в понимании подделки, «фан-клуб», что, на мой взгляд, даже для стебного фэнтези несколько перебор не в лучшую сторону.

Однако есть юмор, и он хорош: «Когда Айхме было четырнадцать, я сказал ей, что на смертном одре ее папа взял с меня обещание позаботиться о ней. Конечно, это была ложь; на деле он сказал что-то вроде «держись подальше от моей дочери, или я оторву тебе голову». Да и никакого смертного одра не было – он истек кровью на песке под одобрительный гвалт и ор семидесяти тысяч стадионных зевак.». Или вот: «Я испортил хороший совет тем, что посмел его дать».

С итогом всё ясно: как у футуристов и постмодернистов — превалирование формы над содержанием. Оттого и оценка снижена по справедливости. Когда некий вау-эффект проходит, осадочек после анализа совсем жиденький. Это больше роман-ситуация, роман-настроение, театр одного актера.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил приобщиться к творчеству Паркера (хотя он, вроде, Холт), но смотри имя на обложке. Сподвигли выставленные в сети ожидания этой книги и первые комплиментарные обзоры. Тем более издание вполне неплохой серии «Шедевры фэнтези», ну и заявлен целый цикл Осада.

Попробую описать эмоции по ходу прочтения:

Первая — приятное изумление и даже восторг от легкости действий ГГ и развития сюжета

Вторая — к середине — сюжет как поднялся на волну сюжетной легкости, так там и застыл, несомый этой волной. Эмоции поутихли, все в книге движется в очень схожей стилистике

Третья — ожидание конца уже без интереса, только чтобы все-таки перевернуть последние страницы. Поднадоело вытаскивание сюжетных кроликов из разных карманов и выпуск знакомых голубей из поношенной авторской шляпы

Немного по самой книге — Да, это именно очень узнаваемый Константинополь и Византийская империя. Главные маркеры такого (сугубо византийские):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
болельщицкие темы Синие и Зеленые — в Константинополе они именно таковыми и были в свое время, даже так и обозначались. И общая система византийской власти, о которой современные исследователи пишут как имеющей вполне развитые демократические императивы в управлении городом. Ну и активное привлечение к высшему управлению разных представителей в разное время покоренных народов
. Так сказать, ощутимый и понятный византийский эксклюзив. Другого совсем ничего не припоминается.

Сам Главный Герой, вроде как и необычен для фэнтези — полковник местных инженерно-строительных войск, но как человек, через мысли и ощущения которого мы видим развитие событий, лично у меня ГГ не вызывал радостного восторга. Так себе образчик, вполне часто встречающийся в литературе и истории вроде как случайный прохожий, на долю которого выпала великая миссия. С которой он, как бы и нехотя, но все равно справляется. Ну и мы помним что, стройбат — это же люди, которым в Советской Армии автоматы выдавали только для присяги (и это не анекдот), так что там еще то сборище талантов и проходимцев встречается. И все эти суета и действия ГГ, направленные на «защиту при осаде», изображаемые Паркером как случайные невпопад, но жутко эффективные, надоедают к середине повествования, т.к. большинство из них сводится к «утром я проснулся, а в это время вот что произошло», ну и «мы взяли и победили».

Другие персонажи, которые хоть крутятся вокруг главного героя, и по сути как раз и обеспечили защиту при осаде, особо ничем не примечательны, цепко не запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Терминатора-Лисистрата таковым не хочется и считать. Потому что он как раз и выполняет здесь миссию терминатора: неведомо откуда прийти и оперативно разобраться

В общем, чтиво нормальное, интереса заслуживает, но к Шедеврам фэнтези никогда его не отнесу

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Холта читал «Переносную дверь» (восторг, уже пару раз перечитывал, по настроению напоминает сериал «Офис» — очень неловко, неуклюже и мило, прям мимими), «Граальщиков» (недоумение — это ТОЧНО тот Холт, что написал «Дверь»? дочитать не смог), и пару рассказов. И вот «Шестнадцать способов».

Ну, это прям хорошо. Такое фэнтези с человеческим лицом — без могучей магии, быстроногих эльфов, капризных богов, древних пророчеств, избранных судьбой героев, нависшего над миром Зла.. В общем, фэнтези без признаков фэнтези, очень приятно, спасибо. Имеем мы условную Римскую Империю и огромное войско варваров, которое осадило Город, столицу и сердце Империи. А что же армия Империи? А, как бы это сказать.. Она вышла за стены города и их поубивали. Всех. Подстерегли в засаде и убили 13000 воинов. Ну, вот так. Да, так. Нет, в Городе они никого не оставили. Да, они вышли из Города все, абсолютно. В конце концов это же юмористическое фэнтези, что вы цепляетесь!

А флот? А флот уплыл. Весь. ДА, ВЕСЬ! Ну, вот так. Нет, он не может вернутся. Ну вот не может и все! Потому что.. мм.. ну, допустим, потому что враг сломал маяк. Норм? Норм.

Руководство? А сбежали все. Увидели варваров, попрыгали в последние лодки и только их и видели. Император? Хм. Император. Император, император.. О, а давай так — император уже 9 месяцев как овощ! Его разбил инсульт, когда он узнал что оба его наследника утонули. По-моему правдоподобно. Власти нет, армии нет, флота нет, оружия нет.. Оружия почему? А все оружие в отдельном городе хранилось! О как! Столица обречена.

И тут появляется наш герой, глава инженерного корпуса Орхан. На мусорных баржах проникает в притихший Город, выставляет на стену краны, лебедки, прочие всякие механизмы, которые издалека можно принять за катапульты, расставляет народ, чтобы создавали видимость армии — успевает в последний момент. Враг, призадумавшись, решает сразу не штурмовать, становится лагерем, начинается осада.

Орхан вообще мужик непростой. Бывший раб, да еще и неправильного цвета, да еще и постоянно конфликтующий с начальством, который смог дослужиться до полковника — это вам не кошка чихнула. Всех знает, со всеми работал. Бандиты, фальшивомонетчики, скупщики краденого, контрабандисты — все знают Орхана. Хочешь жить — умей вертеться. А как иначе? Не мы такие, жизнь такая. Впрочем, большинство своих преступлений и подлогов он совершает не для себя, а для инженерного корпуса. Да и просто потому, что ему нравится быть умнее и хитрее всех, быть выше бюрократии и имперских правил — это в какой то мере его протест. А уж какой он инженер! Вы вот можете построить понтонный мост через горную пропасть глубиной в 70 футов? Орхан — может!

И вот такой человек оказывается единственным в осажденном Городе, кто не готов сдаться. Нет военных машин? Ну мы инженеры, построим. Нет стройматериалов? А давайте здание Совета разберем по бревнышкам. Нет людей? Договоримся с профсоюзами. Они хотят оплаты? Будем платить из казны. Не хватает денег? А разбавим золотые гистамеоны медью, только тсс.

Орхан, без шуток, очень симпатичный персонаж. Деятельный, умный, дальновидный, хитрый — и при этом очень какой-то человечный. Считающий всех вокруг идиотами — и готовый за этих идиотов сложить голову. Ну, фигурально выражаясь. Как выясняется ближе к концу книги, он вовсе не идеален — и в прошлом у него грязные тайны есть, и в настоящем он не моргнув глазом готов положить десятки а то и сотни соратников ради своих целей, да и в будущем умирать смертью храбрых не собирается. Да, ему иногда поразительно везет, но он готов объяснить, в чем секрет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вы, наверное, догадались, как много в этом повествовании ненадежных частей.

«Уж больно этот парень хорош в своей истории – и язык у него подвешен на зависть, он умен, изворотлив как угорь, слишком владеющий ситуацией, чтобы это было достоверно, и всегда у него в рукаве какая-то хитрость и нужные слова.» Что ж, мне плевать. Это моя история, и если я хочу показаться настолько крутым, насколько это возможно, почему нет? Через сто или тысячу лет кто будет знать, как оно было на самом деле?

Ну, вы поняли. Может, он действительно понтонный мост над горной пропастью строил — кто проверит? Ну, либо переводчик что-то не так понял. Мне кажется, все таки переводчик, потому что как-то он не очень старался. Мост этот, всплывшие вдруг откуда то доллары и пенни, предложения и целые абзацы, которые я вообще не понял, настолько они криво составлены. Яма то ли за стеной, то ли перед, которую пошли чистить от камней во время штурма.. Очень неряшливый перевод. Благо, сюжет держит и на все эти «Если генерал Приск мобилизовал всю стражу, то за Городом следит сейчас только стража.» вскоре перестаешь обращать внимание.

Мне очень понравилось. Если бы не идиотская завязка был бы шедевр, но и так здорово.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение!

Странности здесь начинаются уже с названия. Из 16-ти способов защиты при осаде, обозначенных автором, в конечном итоге, читатель не узнает ни об одном. Что это? Юмор, стёб или нечто подобное? Вряд ли. Слишком уж простым выглядит повествование. Автор решил показать свой придуманный мир (где-то, неимоверно схожий с нашим) глазами среднестатистического обывателя. За что был вознаграждён многими читателями, отметившими «необычность» (в лучшем её понимании) его творения. Да, с термином «необычность» я, пожалуй, соглашусь, но вот в её художественной привлекательности позволю себе очень и очень усомниться. Безусловно, мемуары подобных Орханов могут иметь ценность для историков, но превратить воспоминания среднестатистического индивида в шедевр может только мастер, владеющий словом и знающий истинные потребности большинства читателей. С подобной задачей на отлично справился, например, Фоллет в «Столпах земли». Паркер в «16 способах», к сожалению, нет. Единственным, что можно считать здесь достоверным, является сухой статистический стиль написания хроник. Возможно, именно так всё и видится офицеру стройбата. Но интересно ли это читателю? Х.З. «Я никогда не был самым сильным... У меня короткие ноги... Я не люблю бить людей» говорит о себе главный герой, но вместе с тем — вмазал одному, вмазал другому — и вот он уже руководит всеми. Согласитесь, в таких политических действах просматриваются определённые коллизии. Техническую сторону своей деятельности наш инженер тоже особо не детализирует. Зачем вам знать как мы строили мосты или совершенствовали требушет, с вас достаточно того, что мы успешно соединили два берега и наши требушеты бьют на 50 ярдов дальше, а шары из катапульт могут не только лететь по воздуху, но и с горы катиться. К слову, такой подход меня вполне устраивает, но откуда в таком случае появляется «необычность»(в смысле, оригинальность)?

Подытоживая скажу, что в произведении нет почти ничего. Сюжет линеен до невозможности несмотря даже на пару-тройку незамысловатых камбеков. Сеттинг отсутствует. Закономерной, мрачной атмосферы тоже нет, ведь в осаждённом городе герой достанет всё: и целую реку питьевой воды и древесину для сотни-другой катапульт и требушетов и с враждой внутри города покончит... Но самые «забавные» здесь — герои. Все они попадают под определение: «тупой и ещё тупее», как в одном неплохом фильме. Особенно этим славятся протагонист с антагонистом. Их дружеские отношения по ходу дела выглядят смешными — сплошные приколы друг над другом, но смеяться особо не хочется, поскольку, «16 способов», в отличие от упомянутого выше фильма, не позиционируются как комедия.

Из положительного в романе, пожалуй, только простота повествования и небольшой его объём, что позволяет быстренько с ним разобраться. И вряд ли стоит искать здесь высокий смысл или какие-либо аллегории, поскольку, мудрые мысли (они встречаются) тонут в «детской» непосредственности, в результате чего, роман скорее напоминает набор тезисов, которые можно было бы неплохо обыграть, но... не срослось.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю людей, которые пишут восторженные отзывы данной книге, особенно позабавил последний отзыв о профессии-метафоре (чего-чего??????)))))). Такое ощущение, что АСТ не знает как распродать оставшийся тираж и нагоняет восторженные отзывы с невнятными и пространными рассуждениями. Книга сама по себе полнейший мусор, даже не тратьте на нее времени. Сюжет максимально примитивный, главная интрига просчитывается на середине, ни одного запоминающегося персонажа, ни одного сносного сюжетного поворота. Фактура истории вообще провал, что за мир, где происходит действие романа, что творится вокруг, думайте сами! Ниже в одном из отзывово написано что «вместо мира просто набор имен» — это прям в точку!))). У Аберкромби осада Дагоски, которая занимает от силы процентов 30 всей книги, расписана более изобретательно и интересно, чем это «произведение».

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я строю мосты © Орхан

***

«16 способов защиты при осаде» – фэнтези-роман британца Дж. К. Паркера, он же Том Холт. Роман был одним из самых долгожданных в серии «ШФ». И, забегая вперёд, надо сказать, что ожидания оправдались. Но совершенно не тем образом, который ожидали ожидающие. Потому что ожидающие – идиоты. Почему идиоты? Потому что Орхан так сказал.

…Орхан – капитан инженерных войск Империи, он служит в Городе. Он – млеколицый (белый), чернь, если говорить без купюр. Да ещё и бывший раб, дослужившийся до достойного звания. Сперва Орхан видит то, что не должен был увидеть (попутно он ещё и выжил, идиот), затем он решает сделать то, что (по всем прикидкам!) делать не должен – он обороняет Город, хотя весь бомонд умыл рученьки, оставив сердце империи врагу на растерзанье. Ну, Орхан и решает спасти Город. Так, интереса ради…

Что нужно знать первым делом о «16 способах»? Во-первых, это пусть и фэнтези роман, но ни о какой магии тут нет и речи. Это чисто историческое фэнтези, которое вполне могло быть в нашем мире. Во-вторых, это самостоятельный роман из цикла «Осада». Поэтому даже если «ШФ» дропнет продолжение, читатель не сможет попенять на незаконченность. В-третьих, «16 способов» – роман специфический.

Дело в том, что перед вами – мемуары капитана инженерный войск. Со всеми вытекающими. А их тут сразу несколько. Субъективность (приём ненадёжного свидетеля), ироничность (следствие характера Орхана), сухость (о ней тоже ниже). И вот тут читателю впору задуматься – а нужно ли читать такое? Кому вообще интересно фэнтези без сочногрудых красавиц, кишечно-мозговых выплесков, некромантов, инквизиторов, чернокнижников, карты? Если вам всё это надоело (даже пусть на миг!), если хочется синглового романа – «16 способов» написаны для вас. А не для других идиотов.

Но вернёмся к нашему Орхану. Орхан – язвительный белый мужик, не особо красивый, с короткими ногами, до сочногрудных красавиц не охоч (он мосты строил, ало!), сражается он так себе, трусоват, плутоват. По всем прикидкам – так себе персонаж. Но всё же нет. Орхан – украшение романа. А вы думали – осада Города или сам город? Это вы зря, ой зря. Орхан чем-то напоминает Йорга (но меньше пафоса, больше язвительности и ироничности), Мордимера (меньше мрачности), Киллербота (малыш автостраж будет ироничнее, это точно). Отдалённо – Иса Низиньского. Но все эти сравнения условны. Он впишется в их лайн ап, не затеряется. Орхан привык мыслить по-инженерски. Ну, он же инженер. Поэтому в бой идут даже шары, которые он увидел в армии. Ну, игра в шары. Ну, вы поняли. И если Орхан где-то что-то нашёл и это можно сделать, то он сделает. Доспехи из ничего? Воду из ниоткуда? Победу из поражения? Это про него.

И не беда, что автор-идиот забыл нарисовать карту. Он же забыл раскрыть мир. Накалякал каких-то мазков, прикололся с отсылкой к Иисусу. В остальном книга идеальна. Ну, если вы не идиот. Орхан даже остался доволен количеством опечаток (бывает грешок у «ШФ»), коих всего 2 по его скромным инженерским способностям к чтению русского текста.

Что касается сухости и дискретности. Орхан нередко пускается в воспоминания, расписывая их в подробностях, при этом диалог из условного настоящего может податься в виде пересказа. Из-за этого темп повествования кажется несколько рваным. Это не минус, это и не плюс. Просто особенность. Ещё одна особенность – язык. Орхан не чурается грязных словечек, но их концентрация кажется вполне уместной. А ещё Орхан всех считает идиотами. Порой – себя.

Заключение: «16 способов защиты при осаде» – глоток свежего воздуха. Самостоятельный роман без начала и конца с уклоном в инженерию. Он априори выбивается из общего числа, что создаём вокруг него особый флёр. Инженерная же сторона обороны города выглядит интересно, принципиально нового тут ничего нет, но концентрация этих оборонных примочек – это да, это свежо. Роман подойдёт далеко не всем, очень много условных странностей и минусов. Но если вы готовы читать про осаду (уникальность) от лица харизматичного героя, то это книга для вас.

10 осад из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня только один вопрос к старожилам сайта и вообще знатокам: Почему это стало книгой года? Неужели все остальные настолько плохи?

Я прочел за два дня, с удовольствием, но без восторга, хотя обожаю плутов в роли ГГ.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх