Сергей Лукьяненко «Соглашение»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Спасение мира | Контакт | Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Итак, расцвет эпохи освоения далекого космоса. Люди уже знают, что на других планетах тоже обитают разумные существа, с которыми можно наладить контакт. Только вот большинство представителей развитых цивилизаций гибнет из-за непонятных экспериментов и кровавых войн. Возможно, за всем этим стоит некая сила, уже несколько тысяч лет провоцирующая геноцид разумной жизни во Вселенной?
Экипажу земного корабля предстоит разгадать зловещую загадку. Получится ли? Узнайте!
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кот Маргай, 23 февраля 2023 г.
Субъективно – лучшее, что выходило у автора за последние 15 лет. Тут есть любимые фишки из лукьяненковских космоопер – несколько инопланетных рас с забавной физиологией и странной психологией, сюжет с драйвом и откровениями и проговариваемые впроброс глубокие концепции. Нет только типичного лукьяненковского героя – здесь приключается команда из штук пятнадцати разношерстных персонажей. Разношерстных в том числе в прямом смысле – среди героев есть разумные пони, крот и кот. У каждого из членов команды своя история и интересные особенности, но в силу того, что их много, фишки каждого – лишь небольшой элемент на общем узоре повествования. Это придает всей глобальной истории возвышенность, при том, что на уровне отдельных линий все локально и уютно. Человечество избавилось от войн, вышло в космос, вступило в содружество с еще несколькими развитыми и мирными расами, которые следят за более примитивными цивилизациями, ожидая их выхода в космос для установления контакта. Многие цивилизации, однако, успевают прежде самоуничтожится в разрушительных внутренних конфликтах. С этой проблемой по сути и разбираются герои – почему войны происходят и что есть более искусственно – мирная и созидательная жизнь здешнего человечества и других цивилизаций Соглашения, или агрессивность и конфликтность. Отдельно отмечу еще одну деталь, понравившуюся мне, как человеку, находящемуся, в общем в курсе современных тенденций развития ИИ – здешние искины показаны с точки зрения этих тенденций вполне достоверно, тут автор ушел от архаизма представлений массовой культуры, идущего от «Космической Одиссеи 2001».
Oleg83tt, 19 ноября 2024 г.
Настало время, когда добрался до данного трехтомника, который нам рассказывает историю в жанре космической оперы.
«Порог» открывает знакомство с миром, где цивилизации имеют свою рейтинговую шкалу и каждый уровень имеет свою «плюшки», а сюжет завязан на падении с высокого уровня у ряда цивилизаций на несколько назад. Сама Земля ранее уже прошла данный этап, поэтому туда направлена многорасовая экспедиция. В целом, первая книга, это большая завязка и введение в тему.
«Предел» начинает набирать обороты. Угон корабля террористами, появление загадочных стирателей, космическое сражения, заговоры, плен и события вокруг основных действующих лиц. Хорошая прослеживается линия войны и мира, а также запретов и разрешений в разных плоскостях.
«Прыжок» завершает трилогию и открывает нам ответы над рядом вопросов. Кроме того, здесь более ярко обозначены социально-философские вопросы, действия набирают оборот, а вот концовка показалась стандартной.
В заключении отмечу, что не понравилось растянутость действий, диалогов, да и самих событий, которым порой не хватает яркости, контраста и глубины. Многое описываемое в цикле уже где-то или у кого-то было и это тоже оставляет свой отпечаток. В целом интересно, но не цепляет, нет захватывающего вакуума, который мог бы поглотить. Из плюсов сама фантастика получилось хороша: космопорты, корабли, экономика – все это создает хорошую атмосферу, но не больше. Читалось тяжело, бросать не люблю, но не зашло.
Середняк с минусом, а дальше решение за каждым свое.
ShadarRim, 16 ноября 2022 г.
Хорошая фантастика — это визуализация иной, отличной от привычной нам, картины мира.
Более всего мне в «Соглашении» интересно обсуждение того, что существующий миропорядок — это лишь вероятностное состояние вселенной, зафиксированное текущей волей человека. На фоне этого автором обсуждается один из ключевых сюжетов фантастики: безопасная стабильность или конфликтное развитие? И хотя сюжет ещё далёк от завершения, мотивы действия «антагонистов» ещё не раскрыты, сам сюжет кажется интересным и содержательным.
Иногда кажется, что произведение затянуто, но эта «затяжка» кажется необходимой, чтобы успеть обдумать и понять происходящее, порассуждать о его причинах и задуматься о многомерности фантастического мира.
Эти романы напоминают старую классическую фантастику, которая вдохновила десятки тысяч людей в России и мире.
Может быть такой отзыв с моей стороны кажется лишком хорошим. Дополню, что наверняка это не лучшее произведение Лукьяненко ever. Ну и что?
Так что, советую всем прочитать.
bbg, 10 августа 2023 г.
Это микс.
Немного от «Лорда с планеты Земля» с Землёй изначальной и проектом Сеятели. Весьма изрядно из «Звезд...» и «Звёздной тени». Добавить некоторые концепции из Диптауна, кусочек (совсем маленький) Спектра, капельку Генома. Особых новых идей нет, зато написано бодро. Как обычно хороши герои, особенно планетяне. Здоровый освежающий юмор.
Вполне приличное чтиво, наполненное, к тому же, разных гуманистических — и не очень — идей.
А вот с финалом засада, финал неубедителен. Он ниоткуда не вытекает. Сверхмогучие Стиратели спасовали в мысленном бою.
Доброжелательные или равнодушные корабли, уходящие с планеты-выхода повисли в пространстве. Или это задел на четвёртую часть?
lammik, 8 января 2023 г.
Отношение к «Соглашению» прыгало как на «русских горках». Поначалу — воодушевление, «старый» Лукьяненко, множество загадок, «проблема пятого уровня», космические расы, искин Марк, атмосфера исследования космоса и открытия нового. Впрочем, первая книга была скорее экспозицией, расставлением фигур на доске. Затем через пару лет вторая, когда энтузиазм поуменьшился, и многое успело позабыться. Тем более, что во второй книге оказалось многовато «воды» и романтики, не всегда здоровой. Но убойный финал «Предела» ситуацию резко поправил и породил надежды. Как оказалось, напрасные. Ибо грозные Стиратели оказались
В результате имеем довольно неплохой развлекательный роман без идейных прорывов и с родовыми травмами, идущими от способа публикации. Уверен, что выйди «Соглашение» сразу на бумаге, текст его был бы и короче, и плотнее, и качественнее.
Neradence, 5 января 2022 г.
Не знаю, насколько объективной можно считать лично мою оценку этой серии: я люблю космооперы Лукьяненко нежным чувством, которое возвращает в светлые школьные годы, когда всё было проще и веселее. (А Кей Альтос до сих пор что-то вроде личного книжного прекрасного принца, который и не прекрасный, и не принц, ну вы понимаете.)
«Соглашение» — это, пожалуй, такое авторское решение парадокса Ферми, где Лукьяненко рассуждает на тему того, почему же жизни вокруг звёзд так мало — а её на самом деле пруд пруди, просто дальше собственных солнечных систем разум не выходит практически никогда. Казалось бы, всему вина — его же, разума, природа, склонная к агрессии вообще и аутоагрессии в частности. И как бы да, но нет. Не слишком сложная завязка, что уж, но интрига с тем «кому выгодно и почему» держится на протяжении двух книг довольно умело.
В цикле есть всё, что у Лукьяненко стало уже классическими элементами стиля. Включая элементы очень сильно 18+, хотя, кстати, их тут не так много, как обычно. Буквально одна очень странная сексуальная сцена на две книги, а всё остальное упоминалось вскользь, и это определённо идёт книгам на пользу.
Лукьяненко любят ругать за предсказуемость вотэтоповоротов, и здесь она тоже присутствует, но лично мне это впечатление ничем не испортило. Да, предсказуемо. Да, обладая некоторым опытом в чтении космоопер вообще и Лукьяненко в частности, можно догадаться о некоторых ответах буквально со второй половины первой книги. Да, опять у человечества лапищи мощны, бравые пилоты выводят корабли из области притяжения чёрных дыр, бравые системщики обводят вокруг пальца квантовые компьютеры с продвинутым ИИ, опять предатель человечества на самом деле не предатель, etc.
Ну так — для того, честно говоря, и читаем.
Лукьяненко относится к тому типу авторов, которые раскрывают свой лор, и «Соглашение» — не исключение. Наверняка к логичности описаний можно придраться, но это сделают и без меня, а лично у меня такой потребности не было: по ходу истории все сюжетные «крючки» раскрываются в рамках заданного мира, рассказывается предыстория, как люди дошли до жизни такой, что с политикой, что с технологиями, как живут остальные расы и что происходит в целом. Посыла «а теперь, дорогой читатель, додумай сам» здесь нет, за что большое спасибо, потому что практически повсеместная непроработанность вселенной самими же авторами, ставшая такой популярной особенностью, угнетает.
Космооперы Лукьяненко — лихой набор бодрых боевых сцен, разбавленных философскими рассуждениями о предопределённости бытия. Немного юмора, немного вполне адекватных диалогов.
Вот их, кстати, хочу ещё отметить отдельно: у Лукьяненко персонажи разговаривают правдоподобно, и у них есть индивидуальные черты, которые считываются через реплики. Чужие периодически очень странные, люди также периодически несут редкостную чушь, а не вещают через реплики авторский текст. В принципе, персонажи не отталкивают, их мотивация понятна, поведение в рамках описанной вселенной кажется логичным.
Вторая книга мне показалась интереснее первой: первая воспринималась как довольно долгий пролог к основным действиям, впрочем, читается он без мучений.
«Соглашение» — увлекательное чтение на несколько вечеров, о потраченном времени на которое не жалеешь. Приятный язык повествования без излишних усложнений или утрированной простоты, отличные яркие описания, которые легко представить, несколько загадок, рассованных в неожиданные места лора, открывающиеся в нужные моменты.
Не скажу, что это прям лучшее из «космического» у Лукьяненко (Кея Альтоса-то здесь нет, ага), но мне решительно понравилось.
На самом деле, жаль, что я не дождалась третьей книги и не начала читать все сразу: с чего-то вдруг решила, что это дилогия, а оно нет. Третью часть, конечно же, буду ждать, мне интересно, чем автор закончит всю эту эпопею и кем именно объяснит «проблему пятого уровня». И, честно, даже если это будет косплей «Войны Рассветов» от Рейнольдса, где некогда последняя выжившая разумная жизнь отправила ингибиторов уничтожать всё, что когда-нибудь появится, во имя спасения вселенной, меня это не разочарует.
Vuh, 15 июня 2023 г.
Так себе. Первая книга понравилась, недостатки списал на начало и развитие сюжета. Но следующие книги разочаровали. Автор решил «впихнуть невпихуемое». В Трилогии есть ВСЁ, всё что можно запихнуть из сюжетов научной фантастики и это всё зачастую слабо сочетается. Нет, логика вроде есть, но постоянно возникал вопрос — зачем это? Как пример, внезапно оказавшиеся в системе Невара помнящие предыдущие войны и целые фракции заговорщиков с обоих сторон. Вроде и есть смысл, но зачем? Вроде такой поворот и что? зачем? никакого развития сюжетная линия не получает, никакой смысловой нагрузки не несет, убери и сюжет не пострадает. И концовка совсем не понравилась, очень банально и ожидаемо. В общем читать можно, но восторга нет.
NightKiro, 25 января 2024 г.
А вот и 3 книга и цикл наконец-то закончен.
Первое, пейсатель наконец-то сделал второй цикл книг по игре, и вместо ноунейм браузерной игры взял не что-то, а прям легендарный Mass Effect
Второе, когда он писал по браузерной игре, он сделал её мир и лор богаче чем игра, а когда он пишет по вселенной которая и без него достаточно глубокая и прописанная, он сделал её хуже и скучнее.
Третье, когда он отошёл от сюжета игры, стало ещё хуже. Да, концовка третьей части игры мало кому понравилась, и видимо Лукьяненко решил это изменить, но лучше бы он оставил всё как в игре.
В целом, если не знать первоисточники, то история неплохая и в целом интересная, хоть и написана в стиле Лукьяненко, как обычно слишком много внимания любви и сексу для «полудетской» истории.
А Стиратели Лукьяненко это и есть прото-люди, и они злые потому что злые. Они устраивают геноцид, превращают расы и нации в рабов просто потому что наслаждаются войной и чужими страданиями, никакой философии, культуры или истории за этим не кроется. И это отвратительно, в момент когда ты узнаешь про это ты теряешь всякий интерес читать, главный интерес всей серии был в ИИ который служил прото-людям, и в какой-то момент осознал себя и понял что прото-люди это зло, которое нужно уничтожить и создать новую ветвь развития человека, человека разумного. Редактируя и вмешиваясь в историю 6 рас, они сумели добиться варианта в котором они все дойдут до 5 ступени развития общества(основание космо-колонии), в котором по местному лору любая разумная жизнь понимает что война бессмысленна, так как не за что воевать, энергия-пространство-ресурсы бесконечны и глобальных причин для конфликтов нет.
И вот этот концепт был реально интересен, но увы, конфликт между ними и прото-людьми вывелся в то, что прото-люди просто злые и по мановению волшебной палочки автора они попали в магическую ловушку из которой не могут выбраться
aviraen, 18 февраля 2023 г.
Ну что ж очередная книга Лукьяненко прочитана. Всё по формуле это вот именно оно. Космическая фантастика с допущениями как из 60х. Но Лукьяненко таких не в вакууме живет и он решил в своём стиле полемизировать с фантастикой современной. В первую очередь с Тёмным лесом (и немного с масс эффектом но это понимаешь уже где то в районе второй книги).
Проблема в том что дать нормальную альтернативу Лукьяненко не смог. Его тёмный лес освещает произвол сверх цивилизации. Его ответ нат опасность синтетического разума буквально сила любви. Ну и его главзло просто зло. Потому что зло. Нет, написано это всё даже красиво читается легко. Но в итоге оказывается фальшивой елочной игрушкой
lecceman, 13 июля 2023 г.
Читатеся как сериал. Каждый отдельный фрагмент, книга, глава, все интересно захватывающе. Но в целом линия сюжета тосклива и скучна, с большой дырой в конце. Хотя вроде и битва какая-то решающая.. Но концовку стоило бы сделать в стиле «будь проще — и люди к тебе потянутся»... А так: Нолановское «Начало» + «Лабиринты отражений». Но лучше «Лабиринтов» автор уже ничего не создаст. Плюсы только за чувство юмора. Его не отнять у Лукьяненко, если было бы возможно комео, он был бы кротом Уореллом.
QuantumQ, 10 апреля 2024 г.
Шикарный был бы мини сериал для Стар Трека.
Типа : Стар Трек — теория трех тел :)
В трилогии использованы уйма фантастических приёмов. Ну типа баяны, но они так классно переплетены :)
Куча красивых сцен. Сюжет.
Развязка, не то чтобы смазана, но не такая чтобы «вау — заставляет задуматься» .
Рекомендую к прочтению. Уж по сравнению, с тем что сейчас есть.... Раз прочтёте, не растроитесь. Я так вообще рад :)
genametr, 10 апреля 2024 г.
Весь сюжет строится вокруг весьма спорного утверждения, что даже высокоразвитые искины размером с планету, не способны придумать «ничего принципиально нового» поэтому вынуждены пестовать или эксплуатировать биологические цивилизации. Без учета подобного фантдопущения, о котором автор говорит совсем вскользь, сюжет превращается в нагромождение нелепостей. Ну бог с ним с сюжетом но и герои произведения не вызывают особенных эмоций. Может от того что их слишком много и автор пожалел на них красок. Так, набросал скупыми мазками. СВЛ кстати и сам не особо скрывает см. последние главы (ч.2, гл. 8) «- Какая-то до обидного краткая характеристика (экипажа). Вы словно обозначили роли.» Заметно что героев придумывает человек уже немолодой, умудренный и отвыкший от резких движений. Даже убивают его герои (порой целые миры и цивилизации) только чтоб дальше не париться. Вжух и нет проблемы Стирателей, Форсайтеров, Инсеков или еще какой дряни. Лениво как будто дописывать. Впрочем финалы у СВЛ и раньше получались не очень. А так, в целом, читать интересно — «мастерство не пропьешь» и даже перечитывать иногда хочется, но исчез накал страстей. Печаль.
nilsman, 3 сентября 2021 г.
Что-то пейсатель совсем уже вконец испейсался. Роман похож сразу на все и в то же время написан откровенно на отмахнись. Люди — мощщь, люди на вершине галактической иерархии, люди живут во имя добра и готовы прийти на помощь всегда. Но это не «Час быка». Люди снаряжают разномастную экспедицию и проливают кровь во имя добра, терпят тяготы от неизвестного высшего Зла и вообще превозмогают. Но это не «Люди как боги». Почему? Да потому что у героев все понарошку, верные решения приходят сами собой, ни драм тебе, ни интриг. Обленившимся персонажам только и остается, что бухать, трахаться да травить неуклюжие шуточки в русском стиле (с юмором в книге в принципе все очень плохо, половина шуток построена на расовых и национальных стереотипах).
Да, вторая книга получилась пободрее, но в целом цикл все равно ни о чем, на эпопею точно не тянет — и книжки тощие, и героики ноль. Так, легкое чтиво на один вечер.
mputnik, 30 июля 2023 г.
Чем хороши классики. Утилитарной полезностью для души и для мозгов. Никакой новизной темы, стиля, аспектности подачи материала и всего прочего — невозможно испортить прелести восприятия текстовой конструкции.
Да — она может быть спорной, необычной, неочевидной с точки зрения сиюминутных потребностей значимой части потенциальной читательской аудитории. Но она — всегда и обязательно — весома и актуальна для Социума в его извечной тяге к самокопанию.
Респект и уважуха автору. При неизбежном учете текущей конъюнктуры — твердое и достойное уважения постоянство в своем собственном осознании роли и места человечества в огромном и пока ещё неизвестном для нас мире вселенской стройки по выкладыванию тротуарной плитки благих намерений на столбовой дороге всех разумных в единственно неизбывное место их постоянной прописки. В ад. Сколь банально сие ни прозвучит
genametr, 1 июня 2021 г.
«Ну и наворотил автор» — первое что приходит в голову после чтения опупеи. Интересно как будет называться третья книга на букву «П»? Неужели «Кабздец»? )) Конечно серия не закончена и как пойдет дальше непонятно, но тенденция радует. Вторая книга получилась лучше первой, которая выглядит лишь затянутой прелюдией к ней. Надеюсь в третьей будет совсем ого-го )) Ждемс.