FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Порог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Голосов:
255
Моя оценка:
-

подробнее

Порог

Другие названия: Проблема пятого уровня, Предел

Роман, год; цикл «Соглашение»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Шесть галактических цивилизаций. Пять погибших планет. Четверо учёных из разных миров. Три звёздные системы. Два космических корабля. И одна большая беда для всей Вселенной.

Примечание:

Отрывки из книги (с Facebook-страницы писателя):

- начало

- отрывок от 17 апреля

- отрывок от 19 декабря 2018

Роман начинает новый цикл — «Соглашение»


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Порог
2019 г.

Аудиокниги:

Порог
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что половина книги написана нейросетью, на основе старых произведений автора. Ну да прогресс не стоит на месте, литературные негры и артели МТА а-ля Пограничье это вчерашний день. Немного интересно стало только в конце. Видать автор чуток подредактировал опус выданный текст-процессором :)

ps те кто надеется что СВЛ завязал с «соавторством» имхо надеются зря. Порог сильно напоминает синопсис для нового мегацикла. Ну лениво ему теперь самому.

pps раньше книги СВЛ были законченными произведениями, теперь это просто кусок текста. Вполне сознательно отрезанный там, где сюжет начал немного шевелиться. Продолжение типа следует.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С трудом заставил себя дочитать это. Надеялся до самого конца, что вот-вот, но так и нет. Если это писал сам Лукьяненко, весьма жаль. Книга уровня очень среднего «Самиздата». Стоило ли это печатать — оставляю на совести издательства. Персонажи серые, какие-то невнятные. Выделяется разве что крот, да и то. Неуклюжее нагромождение сюжетных линий просто свалено в кучу, видимо в надежде, что читатель и так схавает. Никак не могу рекомендовать к чтению.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мягко говоря это совсем не Лукьяненко. Уж не начал ли автор привлекать литературных негров? Отзывы про «триумфальное возвращение» здорово напоминают опусы кремлеботов про «победу Путина». Нет ну надо совсем подзабыть как СВЛ писал раньше или вовсе его не читать, чтоб сравнивать Порог хотя бы со Спектром, Императорами иллюзий или Холодными игрушками. Насколько живее там и лисы и крыски и даже котики. Не говоря уж о разумных амебах. Ну да бог с ними с негуманоидами. Чем раньше привлекали книжки пейсателя? С первых страниц в них есть герой. Человек со своим характером и проблемами. Которому начинаешь сопереживать. Порог начинается со списка мер и весов и того что обычно помещают в примечания. омг Может конечно автор расписался к середине, но мне даже заглядывать туда не хочется для проверки. Впрочем чему я удивляюсь. У нас ведь теперь так принято — пробитое дно называть ростом доходов и подъемом экономики. Так и в литературе «триумфальное возвращение» «мастер проснулся» «хороший добрый классический...»

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала в целом с удовольствием, такой старый добрый Лукьяненко, без этой мрачности и унылости последних романов.

Примерно добрую треть книги читателю рассказывают что к чему, поэтому темп поначалу довольно медленный и неспешный. Много планет, много различных рас, много персонажей, везде что-то происходит. Но надо отдать должное, они совершенно не путаются в голове, каждый мир по-своему любопытен, каждый персонаж — самостоятельная личность, так что читается легко. Конечно, самые милые — кисы (кто бы сомневался :)). А вот лошадиная часть показалась мне несколько скучноватой (их вселенную как-то не особенно и жаль). Зато вот «крот» — само очарование, а ракс — замечательно таинственны, загадочны и непонятны.

Основная идея — порог, которого достигает каждая разумная цивилизация в своем развитии (так называемый 5-й уровень). Единицы его преодолевают, но большинство гибнет, например, в военных конфликтах — оружие уже такое, что уничтожает цивилизацию целиком, порой вместе с планетой. Ну а дальше, все заново — пещерные люди, мамонты и «будешь баобабом 200 лет, пока помрешь», то бишь новый цикл развития. Если планета сохранится.

Непонятно, является ли этот порог природным явлением — стремлением вселенной к энтропии, например, или же кто-то (древняя высшая раса?) «помогает» разворачиванию конфликтов и уничтожению миров.

Увлекательная космическая фантастика, жду продолжения. Вопросов и сюжетных линий осталось еще довольно много, есть где развернуться. С другой стороны, «Порог» — вполне законченное произведение. Т.е. читателя не бросают с открытым ртом.

P.S. Мне показалось, что ИскИн — напоминает аналогичный искусственный интеллект, который встречался у Ольги Громыко в космобиолухах и им подобных, но может это вообще общее место в такого рода фантастике.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Mr. Lukianenko is back. Почти.

Я бесконечно рад что Лукьяненко, наконец, после многочисленных попыток заработать на попсовых зомби, двадцать девятом по счету «дозоре», и, что хуже всего, на книгах, где сюжет был на третьем месте, а первые два занимали темы подросткового секса или выпады в сторону Украины и НАТО, вернулся к тому, в чем, (надеюсь, спорить никто не станет) он действительно хорош — к Космосу. Говорю я это не пытаясь приуменьшить значимость таких серий как «Диптаун», «Холодные берега» и «Работа над ошибками», однако космическая тематика — это то, что в свое время вознесло Лукьяненко на пьедестал лучших российских авторов и, в общем-то то, что он умеет писать на качественно ином уровне, нежели абсолютное большинство российских авторов работающих в этом и смежных жанрах.

Узнав пару месяцев назад, что автор готовится выпустить книгу в своей «фирменной» тематике, я, честно говоря, как закоренелый пессимист, решил для себя, что если и в эту книгу автор умудрится протащить две тонны политической грязи последних лет, депрессивных поучений в духе «вот эти люди, которые живут уже в 3 км от нашей, российской границы — они хуже, чем мы, и вообще, входят в Империю Зла, а мы, во главе с Вечно Великим Предводителем — единственные кто сеет добро на этой бренной планете» — вот тут-то я с творчеством Лукьяненко , наконец, попрощаюсь. К счастью, уж не знаю, что произошло в жизни и мировоззрении автора за последние пару лет, вектор и основной посыл в новой книге полностью изменились. На первом месте теперь, наконец-то, сюжет. Также радует то, что в книге явно прописана мысль «война — это плохо и вообще неактуально, разделять людей по любым национальным, внешним и каким угодно признакам — глупо , сила — в единстве, а те, кто пытаются разделять народы (планеты) и союзы любых видов — вообще нехорошие люди (или парнокопытные травоядные :)). Еще больше порадовало то, что книга вышла вполне качественной в плане динамики и не менее хороша по описательной части, да и вообще, получившийся салат из десятка рас, видов космических перемещений, планет и в целом происходящих событий, порадует как старых так и новых читателей, да и вообще, понравится даже тому, кто никогда особенно фантастикой не увлекался.

Уверен, книга разойдется неплохим тиражом. Странно ловить себя на мысли, что впервые за последние 5-7 лет я, наконец, жду новую книгу за авторством Лукьяненко… Ура, товарищи! Он Вернулся.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно классический хороший, старый Лукьяненко. Приятно читать, прочитаю продолжение. Одну из сюжетных линий пролистывал по диагонали, просто проверяя не случилось ли там чего-то значимого для сюжета. Нет не случилось. Точнее формально через всю книга там встретились две ветки, но все реально значимое там можно было описать в пару абзацев. Плюсы и минусы под спойлером.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Минусы:

— профессиональная ладно скроенная книга, отсылки где надо на что надо, строго дозированный хайп, четко выверенная механика пасхалок. Не люблю профессиональных писателей. Все сухо и направленно на одно — сделать книгу популярной.

— Характеры не то, чтобы вообще не раскрыты. Персонажи не картонные, логичные, но глубиной в 5 сантиметров. Все достаточно схематично и оживлено ровно настолько, насколько это надо для сюжета. Это момент особенно обиден, потому, что Лукьяненко умел в молодости показывать необыкновенно живых, глубоких и противоречивых персонажей.

Плюсы:

— это космос, это альтернативные реальности. Все исполнено на высоком уровне и внутренне логично.

— основной персонаж это видимо описываемый мир и он как раз раскрыт очень хорошо и со вкусом.

— книга читается хорошо и бодро. Т.е. такого как в Заставе, когда после 80% книги не интересно чем кончится — нет. Все как надо.

Bonus: Крот офигенный. Самый живой, хорошо раскрытый и выверенный персонаж. Ну и ИИ еще хорош, хотя и мало его.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий фантастический роман, по стилю, как и заявлено — космоопера. Содружество цивилизаций пятого уровня («Соглашение»), способных к межзвездным перелётам, в которое входит и Человечество, озабочено системным самоуничтожением младших по уровню развития цивилизаций. В основном, с применением оружия массового уничтожения. Чтобы раскопать причины такого геноцида, в звездную систему, которая по расчету следующая в очереди, высылается корабль Человечества с представителями — учёными ещё двух цивилизаций Содружества. Собственно про корабль с экипажем, житие цивилизации «под угрозой», построившей свой первый межзвездный корабль, а также ещё одну, более низкого уровня, цивилизацию, переживающую очередной в списке геноцид, и идёт речь в романе. В целом, авторский стиль Сергея Лукьяненко выдерживается, хотя он и претерпел некоторое упрощение (явно адаптирован под восприятие современного читателя и на экспорт). Есть интриги, есть несколько загадок, есть научно-популярные вывихи на тему времени-пространства, есть даже секс и не только между людьми. Кроме всего прочего, сохранился, хотя и в небольшой степени, фирменный авторский юмор и завуалированный стёб над некоторыми социальными концепциями. То есть, книгу читать можно, хотя она и слабее по сравнению с вещами времен творческого расцвета автора — это не Звёздная тень и не Императоры иллюзий, хотя влияние цикла про Кея Дача явно ощущается, а ещё больше — влияние игры «Master of Orion». Но в романе отсутствует проработка расовых отличий, фактически это подростковая литература, где инопланетяне даже негуманоидного вида в своем поведении отличаются от людей лишь названием.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Лукьяненко мне нравится ещё со школьных времён. «Спектр», «Звезды — холодные игрушки», «Геном» прочитаны были именно тогда. Что уж говорить: томик «Лорд с планеты Земля» в 9м классе я бессовестно украл из сельской библиотеки, будучи у бабушки в деревне, потому что решил: «он мне нужнее», после чего перечитал его раз пять. Однако по окончании школы перестал следить за творчеством автора. Я не читал «Черновик», «Трикс», «Конкуренты» и прочее, не интересовался отзывами и общим мнением. Лукьяненко был ярким воспоминанием школьных лет. Потом я решил вернуться к его книгам. Подумал, что мои восторги от юношеской впечатлительности и теперь уже не зацепит. Перечитал «Глубину», «Лорда...», «Рыцари сорока островов» и понял что магия, это тонкое, щемящее ощущение приключения на месте, что книги работают, впечатляют по-прежнему. Потом опять был перерыв. И вот сейчас на просторах интернета обратил внимание на выход нового, да ещё и космического романа. Я приступал к чтению без груза плохих рецензий и мнений о других книгах автора, коих за последние годы вышло не так уж и мало. Поэтому звучащие во многих отзывах фразы о «возвращении Лукьяненко» не совсем понимал, так как для меня он никуда и не уходил. Ну что ж. Ушёл теперь, не знаю только надолго ли. О недостатках этой книги писали многое и ничего нового тут не скажешь. Как вывод: это совершенно не тот Лукьяненко, которого я знаю и люблю. Сомневаюсь читать ли продолжение, так как боюсь, что если оно будет такого же качества как и «Порог», то автор уйдёт надолго из моей книжной памяти.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

То ли постарел я за 20 лет, что прошли после знакомства с творчеством Лукьяненко, то ли раньше он писал увлекательнее. Читается роман легко, но все мало-мальски интересные события раньше уместились бы в любую из трех историй «Ночного Дозора». Любимые автором моральные дилеммы вроде бы и присутствуют, но решаются (обходятся) героями как-то уж очень легко. Ну и заканчивается роман буквально на полуслове, чего раньше не бывало у автора даже в дилогиях.Но нормальненько так, прочел не без удовольствия и очень быстро. Хотя можно было бы и не читать.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обожая дилогию «Звезды-холодные игрушки», конечно же нельзя равнодушно пройти мимо новой космооперы. Ждала эту книгу с нетерпением, бралась за неё с воодушевлением. Вообщем и целом, интересный сюжет, как обычно у Лукьяненко, завёрнуто, с легким налетели философии, масштабная задумка, множество миров. На этот раз они чуть более раскрыты и описаны, во всяком случае книга это обещает. Инопланетяне или представители других космических рас по большей части этакий симбиоз человека и животных, прям как боги у древних египтян. Но Сергей Васильевич не вдаётся в подробное описание их внешности, а лишь выделяет наиболее яркие моменты, заставляя остальное дорисовывать нашей фантазии. Ну и конечно же тут дело не обошлось без котиков. Одно это уже может вывести книгу в бестселлеры. Автор играет с множеством сюжетных линий, развивая их параллельно, видимо в конце произведения они все сведутся в одну точку. Но на данный момент внимание постоянно мечется от одного к другому, видимо это модная тенденция. Достаточно посмотреть на сюжет знаменитой Игры престолов. Однако, кому как, а мне это не слишком нравится и постоянное ныряние и выныривание из сюжета не даёт в полной мере погрузиться в книгу. Это прерывает внимание. Или я уж слишком быстро читала, что мне казалось, что смена героев и картин присходит слишком часто. Однако, это все субъективное восприятие, потому не буду говорить, что это плохо. Главная мысль сюжета — неизбежность войны и ее последствия. Однако, в этой книги из-за масштабности и множества героев, завязка, знакомство с героями и мирами длится очень долго, едва ли не пол книги, так что на развитие сюжета, множества сюжетных линий, текста и времени мало, и мысль обрывается на самом интересном месте, как в плохом сериале. Понимаю, что это вынужденное подстёгивание читателя, стимуляция будущей покупки продолжения, однако у меня остался горький осадочек оборванной мысли. Но все это особенности, в целом все же не влияющие на приятное впечатление от книги. Однако есть и действительно непонравившийся момент. В книге слишком много внимания уделяется сексу. Хорошо хоть не доходит до описания половых актов, но намеков на них хватает. Причём если межвидовое заигрывание ещё как-то можно объяснить, что все это для того, что бы показать несчастье одиночества героини и несчастье платонической любви между видами, то вот все остальные, включая отношения старпома и Ксении, вообще на сюжет не влияют. Честно, эта задумка Лукьяненко мне совершенно не понятна и действительно не приятна. Как дешевый бульварный романчик, для озабоченных подростков и скучающих дам или дешевый боевичок где если мало различных пикантных сцен, то публике не интересно. Очень надеюсь, что Лукьяненко все же не увлечётся этой темой в продолжении. По мне, так это может погубить всю книгу.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данного произведения – 8 баллов.

Спустя продолжительное время С. Лукьяненко возвращается к написанию космической фантастики. Автор по тексту делает отсылки к другим произведениям жанра, которые легко считываются, а за основу взял и переработал идеи Д. Брина.

Несколько параллельных сюжетных линий. История экипажа «Твена» и линия Невара более подробны, а вот про Соргос того же сказать нельзя. Об этой части истории мы узнаем уже в следующей книге цикла, пока же это второстепенная арка.

Локации разнообразны, хотя и не слишком детальны. Планеты у автора прописаны красочнее и насыщенные, нежели корабли и станции.

Технологии разнообразны, но не детализированы. Генная инженерия, контроль климата и другие разработки и подарки. Для межзвездных перелетов автор придумал по способу для каждой из представленных цивилизации. Они же и оказались одной из центральных элементов повествования.

Персонажи стандартны, я бы сказал – штампованы. Наибольший интерес вызывает разве что ракс, да и то, только из-за своей загадочности и юморист-хал, но это больше похоже на дань нынешней моде. Люди излишне миролюбивы, пацифизм смотрится искусственно, неправдоподобно. На корабле, отправленном в неизвестность с целью изучать потенциально опасное явление для экипажа не нашлось оружия. Возможно это попытка Лукьяненко развести неприглядную реальность и желаемое будущее, и через пару десятилетий критики будут хвалить автора за прозорливость и смелость, а пока…

В заключение могу сказать – роман увлекателен, читается легко и непринужденно. Интрига присутствует, хочется узнать, чем же все закончится, как оно там, в конце? Узнаем мы это, или нет, уже во второй книге цикла. Рекомендую к прочтению. Не так часто выходит качественное произведение русскоязычного автора.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Галактике творится нечто ужасное. Стоит только цивилизации достичь определённого технологического уровня, как тут же — хлоп... и по всей планете одни чёрные маки. Но, по счастью, Человечество чаша сия миновала и вот уже Земля является частью Соглашения, что регулирует отношения между самыми развитыми разумными и их взаимодействие с теми, кому пока меньше повезло. Жизнь не стоит на месте, кто-то рвётся к межзвёздным путям, чтобы присоединиться к Соглашению в качестве бонуса, а кто-то в одночасье самоуничтожается.

Не буду писать про «сильную фантастику и сильный детектив», ибо фантастика крепкая, а детектив без разгадки и не детектив вовсе. Но если кто-то скажет, что Лукьяненко-де и здесь уже не тот, то тому критику лучше подумать о том, что дело может быть в нём самом, ибо Сергей Лукьяненко выдал образец своей прозы времён «Императоров иллюзий» и даже поглубже, если разобраться, но всё равно это проза для старших подростков, а людям свойственно с возрастом меняться.

Используя шахматную аналогию, «Порог» — это даже не дебют партии, а расстановка фигур. Но все они на своих местах и искренне надеюсь, что будущая игра никого не разочарует.

P.S. Рискну предположить, что Ракс — это единый кибернетический организм.

P.P.S. Умилил авторский поклон в сторону братьев Стругацких — «Dumkopf! Rotznase!».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пам-пара-бам! Смотрите этим летом во всех книжных страны — блокбастер «Возвращение Лукьяненко». После очередного «Мамой клянусь в этот раз точно последнего дозора», после чудовищной, в стиле «куда вы денетесь и так сожрёте» «Заставы» (после которой я вообще перестал читать этого автора) — старый добрый Лукьяненко. Всё, как в 90-е. Крепкое, увлекательно написанное приключалово, сдобренное неплохой интеллектуальной составляющей. Классическая космоопера: огромный, манящий и пугающий космос, Чужие, от забавных говорящих кротов до действительно чужих, существ неясного облика с непонятной логикой и скрытыми целями. Космофлот, кадеты, корабельный ИскИн. Почти ефремовское сотрудничество цивилизаций и призрак войны и апокалипсиса. Червоточины и сдвиги реальности. Космологически-детективная Тайна, только приоткрытая к концу книги («Все на просмотр картины второй!»). Котики. Межвидовой секс. Лукьяненковский грубоватый юмор (нет, не про украинцев, про русских). Всем, ностальгирующим по «Звёздной тени» или «Линии грёз», хватать и читать без раздумий.

P.S. А крот Уолр, самый симпатичный и человечный персонаж книги, он ведь не из «Дюймовочки», он ведь из «Мешка яблок»: «Где-е я?»

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мои впечатления о книге идеально описывает пословица (в полном варианте): «Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет».

Есть интересная идея, несколько интересных мыслей по тексту и неплохой язык, хотя мне кажется, что он стал более тяжелым. Но, возможно, писатель нарочно поменял стиль, чтобы книга отличалась от предыдущих.

Сюжет затягивает, хоть и очень медленно, я «раскачался» только к середине книги. Героев слишком много на такой объем, к ним не успеваешь привязаться и распробовать — очень жаль, что это всего лишь первая книга, а не заявленная трилогия целиком. Тогда, думаю, исчез бы и этот недостаток. А так — ну, помню я, кто из них кто, но не более. Симпатий моих они завоевать не успели.

Основная же претензия — в целом книга глубоко вторична, как будто я одним глазом читаю «Космоолухов» Громыко, а другим смотрю «Стартрек». Учитывая, что я не так давно переел и того, и другого (не в плохом смысле слова, мне нравятся оба этих цикла, просто они уже из ушей лезут), чтение двигалось с жутким скрипом — ну, очередная серия этих космоопер, не более...

Продолжения, пожалуй, хочется, но если бы я до покупки книги знал, что его надо ждать и неизвестно сколько — отложил бы ее до лучших времен, а то наверняка забуду, кто там что и зачем...

Оценку выставлю, когда ознакомлюсь с трилогией целиком.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: новая космоопера от автора, чью космическую фантастику люблю и уважаю. Недавно вот цикл «Линия грёз» перечитывал.

В итоге: СтарТрек, «Возвышение» Брина, Ефремов, прямые отсылки к «Тёмному лесу» Лю Цысиня, ранний Лукьяненко. Всё это вместе.

Куда же без обязательных для автора подростков!?

Половина ксеносов какие-то несерьезные — кроты, лошади, кисы.

Три полноценных сюжетных линии не дают заскучать. Вроде бы всё хорошо. Но. Как бы автор не старался, мир всё равно слишком антропоморфен. И да, к сожалению, книга по неудержимости фантазии не поднялась до высот Бэнкса, по стилю не приблизилась к «Ойкумене» Олди, а по «твердости» фантастики уступает Уоттсу.

Качественная, но непритязательная космическая фантастика, рассчитанная на самого массового читателя. Где-то на уровне «Линии грёз», но поменьше экшна и побольше разговоров.

Из трёх сюжетных линий ни одна не завершена, хотя линия звездолёта «Твен» достигла кульминации. Но и в этой линии не все ружья выстрелили.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх