fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Порог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
1053
Моя оценка:
-

подробнее

Порог

Другие названия: Проблема пятого уровня; Предел

Роман, год; роман-эпопея «Соглашение»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Человечество вышло в космос и обнаружило, что не одиноко во Вселенной. Земле несказанно повезло, что ее не постигла участь большинства других цивилизаций – самоуничтожения на пороге межзвездной колонизации. Пройдя этот путь, люди заняли место в Соглашении – объединении шести развитых цивилизаций, которые пытаются понять причины этого явления. Законы ли мироздания препятствуют цивилизациям в развитии или некая Воля вносит коррективы с неясной пока целью. В исследовательскую экспедицию снаряжается земной корабль со смешанным экипажем из представителей других рас Соглашения, чтобы найти ответы.

Примечание:

Отрывки из книги (с Facebook-страницы писателя):

- начало

- отрывок от 17 апреля

- отрывок от 19 декабря 2018


Входит в:

— роман-эпопею «Соглашение»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 293

Активный словарный запас: средний (2870 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Порог
2019 г.
Порог
2022 г.

Аудиокниги:

Порог
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Правда Лукьяненко? А это точно известно?

Очень не хочется скатываться в заурядную «раньше трава-то была зеленее!» Но, блин!.. Постараюсь держать себя в руках и просто пройдусь по пунктам.

1. Герои. Сразу же нам представляют десяток, наверное, разных персонажей, почти ничем не объединенных, естественно, не получается проникнуться к ним хоть какими эмоциями: два абзаца, пара реплик, и прыгаем на следующих. Вот и выходит, что они меняются чаще, чем ты успеваешь запомнить имена участников сцены! У каждого есть потенциал, но его просто невозможно раскрыть за то время, что ему уделяется. Это не герои — это намеки, наброски, черновики. Было ли такое раньше? Не могу вспомнить. Вроде всегда было понятно, кто просто напарник, а кто главный, и его характер постепенно раскрывался, становясь все более понятнее, и герой ближе. А тут, значит, на исследование ну прям очень особенной цивилизации, судьба которой так важна для все галактики, кого надо послать? Группу подготовленных специалистов с кучей техники и шпионских примочек? Да не! Своевольного вояку, не любящего выполнять приказы, группу случайно проходящих мимо подростков (что это вообще за подход?!), профессора, настолько невзрачного, что непонятно, существует ли он вообще. Какая-то рандомная толпа ничем не связанных людей. На них просто плевать.

2. Сюжет. Меня он вообще не заинтересовал, фундамент какой-то трухлявый. Посидели тут, посидели там, куда-то прилетели, куда-то вернулись. Это просто набор блеклых сцен, непонятно для чего выписанных, они скучны и даже для воображения нет никакой пищи. Где фантастика-то? Все здесь самое обычное — любая космическая станция, любой корабль, планета точь в точь как Земля и населенная вроде как людьми же. Да что уж говорить, если кульминацией книги будет «похищение ведра из колодца аборигенов«! Ну как мы до этого докатились??!? Одна из тех книг, которые забываешь, не успев закрыть. Спроси меня «О чем книга-то?» — так тут даже пересказать нечего!

Лукьяненко мне всегда нравился тем, что ты прямо с первых же страниц попадаешь в какую-то историю. Никаких мутных знакомств на пол книги, никаких экспозиций и унылых энциклопедических статей, зачитываемых персонажами друг другу без причины. Но что опять случилось тут? «Порог» долго буксует на месте, книга никак не могла разродиться, все ходили по кругу и ничего не делали, кроме разговоров как раз таки с лекциями про «как тут все у нас утроено, а то вы сами же не знаете.» Нормальных человеческих диалогов нет в принципе, все друг другу что-то объясняют, учат, умничают, и ДОЛГО СОВСЕМ НИЧЕГО не происходит!

Эх, писатели, ну зачем вы пишите про игры со временем, ну у одного из десяти только получается написать что-то вменяемое, что не разваливается на куски от отсутствия логики. Зачем вы продолжаете мучить нас этими «может там параллельная вселенная, а может и нет, может мы умрем, а может нет, никто ведь не знает, как оно работает, никто не знает, что происходит, никто не знает то и се». Ну не знаете, так и не пишите! Как же достали все эти путанные беспочвенные объяснения «я не могу вернуться в прошлое, потому что изменится будущее, которое настоящее, и меня там нет, а тут нет я...» и т.д.

3. Жители галактики. Все инопланетяне вышли совершенно одинаковыми, порой и не понимаешь, что речь в сцене идет о расе с другого конца вселенной, пока автор не вставит что-нибудь эдакое про копыто или третью челюсть. Нет вообще ничего уникального, что бы можно было представить мир, развившийся по другим законам. Словно в дешевой компьютерной игре просто раскопировали людей по планетам и загрузили разные скины на модельки. Может поэтому тут все так мечтают совокупиться вперемешку. О! Сколько же тут инопланетных писек и волосатых сисек! Даже школьники столько не уделяют этому времени. Еще немного и получится запретный хентай. Ну что еще нужно для хорошей фантастики?

4. Ну и гвоздь программы (или в гробу) — Киса. КИСА!!! КАК, скажите, КАК?! читать фантастику, где есть КИСЫ???? Каждое упоминание буквально вызывает блевотный рефлекс, настолько это тупо и неуместно звучит!

Нее....НЕ ТОРТ! Ох! не смог удержаться! Обидно, я под новый год отбросил все, предвкушая, и тут такое! Даже если бы это был не Лукьяненко, это все равно получается весьма посредственная, плоская, рваная история, которую нам еще и планируют размазывать на несколько томов. Но, блин,... это Лукьяненко... Я даже продолжение ждать не буду. Пусть отправляется в ведро к «Конкурентам».

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы не обращали внимания, сколько алкоголя присутствует в произведениях автора последних лет? Все постоянно пьют — коньяк, бренди, вишневые ликеры, инопланетные травяные настойки... При каждом мало-мальски уместном или вовсе неуместном случае. Будь там названия брендов, я бы поняла, зачем это нужно. Но их нет, зачем же тогда эти алкогольные эпизоды в таком неадекватном количестве? В сочетании с заметным снижением качества последних произведений автора это наводит на грустные мысли.

А что касается «Порога» — ну, «Порог»... Переодетые в нечеловеческие костюмы люди с типично человеческой психологией и реакциями, чего стоит одна представительница древней нечеловеческой расы, постигающая тайны ПМС. Практически все иные формы жизни — котики, кротики, лошадки. Не фантастика, а прямо детский утреник. Эмоций — никаких, разве что история семьи, спасающихся с детьми в горах, вызывает хоть какой-то отклик, а остальных — нет, никого не жалко, ни за кого не страшно, никакого азарта от побед... Честно, если бы не имя автора, бросила бы на середине, ибо скучно. Но здесь добросовестно пробежала до конца, пусть где-то и по вертикали, так что оценку выставляю обоснованно.

Оценка: 6
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала в целом с удовольствием, такой старый добрый Лукьяненко, без этой мрачности и унылости последних романов.

Примерно добрую треть книги читателю рассказывают что к чему, поэтому темп поначалу довольно медленный и неспешный. Много планет, много различных рас, много персонажей, везде что-то происходит. Но надо отдать должное, они совершенно не путаются в голове, каждый мир по-своему любопытен, каждый персонаж — самостоятельная личность, так что читается легко. Конечно, самые милые — кисы (кто бы сомневался :)). А вот лошадиная часть показалась мне несколько скучноватой (их вселенную как-то не особенно и жаль). Зато вот «крот» — само очарование, а ракс — замечательно таинственны, загадочны и непонятны.

Основная идея — порог, которого достигает каждая разумная цивилизация в своем развитии (так называемый 5-й уровень). Единицы его преодолевают, но большинство гибнет, например, в военных конфликтах — оружие уже такое, что уничтожает цивилизацию целиком, порой вместе с планетой. Ну а дальше, все заново — пещерные люди, мамонты и «будешь баобабом 200 лет, пока помрешь», то бишь новый цикл развития. Если планета сохранится.

Непонятно, является ли этот порог природным явлением — стремлением вселенной к энтропии, например, или же кто-то (древняя высшая раса?) «помогает» разворачиванию конфликтов и уничтожению миров.

Увлекательная космическая фантастика, жду продолжения. Вопросов и сюжетных линий осталось еще довольно много, есть где развернуться. С другой стороны, «Порог» — вполне законченное произведение. Т.е. читателя не бросают с открытым ртом.

P.S. Мне показалось, что ИскИн — напоминает аналогичный искусственный интеллект, который встречался у Ольги Громыко в космобиолухах и им подобных, но может это вообще общее место в такого рода фантастике.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Условно-стандартная космоопера. Здесь нет ни по-настоящему интересных героев, ни действительно оригинальных идей, ни экшена, ни впечатляющих конфликтов. Что же тогда есть?

Декорации. Достаточно стандартные, пускай и неплохие. Союз нескольких галактических цивилизаций, наблюдение за менее развитыми видами, единичная миссия, в которой приняли участие представители практически всех упомянутых цивилизаций. Впрочем, миссия — это слишком громкое слово. С учетом вроде как важности исследуемой проблемы собранный наспех маленький экипаж (без особой подготовки, информации и материальной базы) выглядит несерьезно.

Представители инопланетных цивилизаций. При всем их разнообразии наблюдается несомненная схожесть с людьми либо внешне (гуманоиды), либо по способу мышления. Всякие декоративные отличия не в счет. Конечно, есть еще как минимум одна пока не показанная галактическая цивилизация, да и с Ракс всё пока слишком таинственно, так что в этом плане у автора еще есть шанс нас удивить.

Интрига. Пожалуй, есть. Немного таинственности, связанной с Ракс. А также основной конфликт, связанный с тягой большинства цивилизаций, достигших определенного уровня, к самоуничтожению. К финалу будут даны некоторые ответы, но по большому счету герои не сами их добьются, а получат «на блюдечке» от одного из персонажей. Что несколько разочаровывает.

Сюжетные линии. Их три. Первая — миссия на космическом корабле. Вторая — цивилизации-соседи — «кисы» и «гуманоиды». Третья — чисто планетарная, от лица представителей одного из недостаточно развитых видов, тоже стоящих на грани ядерной войны и самоуничтожения. Первая линия вроде как основная, но вторая и третья при этом выглядят поинтереснее.

Герои. Их много. Ничего особо плохого про них сказать не могу, но и особо хорошего тоже.

Достаточно большое вступление с перечислением героев и некоторых инопланетных терминов. Не особо нужное, поскольку вся необходимая информация спокойно дается уже по тексту романа.

Некоторая увлеченность темой секса. Оно бы и ладно, когда это оправдано сюжетно, но тут даже ученые, коротающие время за разговорами, непременно свернут на обсуждение этой темы.

Упоминание идей «Тёмного леса» Лю Цысиня. Не то признание его популярности, не то полемика с ним.

Читается легко. По большому счету так же легко проходит мимо и в голове не задерживается.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле, я уже давно перестала читать Лукьяненко – после серии разочарований его новым творчеством, в которой «Застава» поставила жирную точку. Прошло много лет, как вдруг один из моих друзей рассказал мне о новой книге, которая вышла недавно. И посоветовал её прочитать. Мол, писатель пошёл на поправку.

Ну, что тут скажешь. Если сравнивать эту книгу с эталонным творчеством старого Лукьяненко… то лучше просто не сравнивать :)

Если отнестись к ней беспристрастно и оценить её с чистого листа – книга на твёрдую четвёрочку по пятибалльной системе, с приятными плюшками, но и не лишённая всех недостатков современной некачественной графомании.

Да, создана интересная вселенная в духе хороших, качественных космоопер. Да, прекрасно описаны портреты героев, технологии разнообразны, а текст реально затягивает, заставляя читать до 6 утра.

Но несвязухи, ставшие уже обычными в творчестве писателя, иногда переходят все мыслимые и немыслимые границы. Не надо даже слишком следить за сюжетом, чтобы понять:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ракс на станции не могла не знать о прилёте «Твена», потому что вскоре должен был прилететь (и прилетел) его двойник.

Двойнику «Твена» лететь вообще не зачем было, потому что проблемы в этой копии вселенной не было. Там всё было логично — воюющие планеты, корабль «Дружба» не построили.

Первая-вовне не могла бояться погибнуть со вселенной, потому что именно она совершала прыжок. Как раз она бы осталась, с подкорректированной памятью.

И так далее.

Более того, начинается книга плохо, в самых худших традициях самой занудной фантастики. Автор подробно и скрупулёзно описывает меры и величины инопланетян (которые, как потом окажется, будут упомянуты в тексте максимум 3-4 раза за всю книгу), просто форменно насилуя мозг читателей. Потом театрально перечисляет членов экипажа, с кучей имён и званий, которые ни за что не запомнятся. Не знала бы, как Лукьяненко обычно пишет – бросила бы ещё на этом моменте, но я решила поверить в писателя и просто пропустить это вступление. Не зря. Информация из него действительно не пригодилась. За знаки ему в этот раз, что ли, платили?...

Ещё одна проблема книги — зацикленность автора на сексе во всех его проявлениях, включая педо (что не новость для давних читателей) и зоо (а вот это уже что-то новенькое!). Фантазии по поводу сексуального устройства вселенной упоминаются в любых сюжетных пустотах, без особой на то причины, то ли для хайпа и привлечения случайных читателей, то ли по каким-то более глубоким причинам. Вот, знаете, как Толкин любил описывать биографию каждой пробегающей мимо белки, так в этой книге Лукьяненко описывает сексуальные обычаи каждого встречающегося в сюжете существа. Где надо и не надо. Впрочем, когда события, наконец, начинают развиваться, автор как-то отвлекается на продуктивные сюжетные линии и прекращает эти фантазирования, и на том спасибо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тем не менее, до конца книги самая главная ТАЙНА так и не раскрыта, и даже не приоткрыта, что заставляет занервничать. Будь это Лукьяненко начала 2000-х, я бы не сомневалась – всё будет объяснено в продолжении, причём объяснено по высшему классу. Сейчас я уже в этом не уверена. Скорее всё будет скомкано и снова таки несвязушно. Но – посмотрим.

В общем, даже не знаю, как оценить это произведение. Вроде бы и удовольствие получила, но ожидания как-то не оправданы. Но продолжение обязательно куплю, чтобы посмотреть, удосужится ли автор закрыть сюжетные висяки.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Лукьяненко мне нравится ещё со школьных времён. «Спектр», «Звезды — холодные игрушки», «Геном» прочитаны были именно тогда. Что уж говорить: томик «Лорд с планеты Земля» в 9м классе я бессовестно украл из сельской библиотеки, будучи у бабушки в деревне, потому что решил: «он мне нужнее», после чего перечитал его раз пять. Однако по окончании школы перестал следить за творчеством автора. Я не читал «Черновик», «Трикс», «Конкуренты» и прочее, не интересовался отзывами и общим мнением. Лукьяненко был ярким воспоминанием школьных лет. Потом я решил вернуться к его книгам. Подумал, что мои восторги от юношеской впечатлительности и теперь уже не зацепит. Перечитал «Глубину», «Лорда...», «Рыцари сорока островов» и понял что магия, это тонкое, щемящее ощущение приключения на месте, что книги работают, впечатляют по-прежнему. Потом опять был перерыв. И вот сейчас на просторах интернета обратил внимание на выход нового, да ещё и космического романа. Я приступал к чтению без груза плохих рецензий и мнений о других книгах автора, коих за последние годы вышло не так уж и мало. Поэтому звучащие во многих отзывах фразы о «возвращении Лукьяненко» не совсем понимал, так как для меня он никуда и не уходил. Ну что ж. Ушёл теперь, не знаю только надолго ли. О недостатках этой книги писали многое и ничего нового тут не скажешь. Как вывод: это совершенно не тот Лукьяненко, которого я знаю и люблю. Сомневаюсь читать ли продолжение, так как боюсь, что если оно будет такого же качества как и «Порог», то автор уйдёт надолго из моей книжной памяти.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С трудом заставил себя дочитать это. Надеялся до самого конца, что вот-вот, но так и нет. Если это писал сам Лукьяненко, весьма жаль. Книга уровня очень среднего «Самиздата». Стоило ли это печатать — оставляю на совести издательства. Персонажи серые, какие-то невнятные. Выделяется разве что крот, да и то. Неуклюжее нагромождение сюжетных линий просто свалено в кучу, видимо в надежде, что читатель и так схавает. Никак не могу рекомендовать к чтению.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Mr. Lukianenko is back. Почти.

Я бесконечно рад что Лукьяненко, наконец, после многочисленных попыток заработать на попсовых зомби, двадцать девятом по счету «дозоре», и, что хуже всего, на книгах, где сюжет был на третьем месте, а первые два занимали темы подросткового секса или выпады в сторону Украины и НАТО, вернулся к тому, в чем, (надеюсь, спорить никто не станет) он действительно хорош — к Космосу. Говорю я это не пытаясь приуменьшить значимость таких серий как «Диптаун», «Холодные берега» и «Работа над ошибками», однако космическая тематика — это то, что в свое время вознесло Лукьяненко на пьедестал лучших российских авторов и, в общем-то то, что он умеет писать на качественно ином уровне, нежели абсолютное большинство российских авторов работающих в этом и смежных жанрах.

Узнав пару месяцев назад, что автор готовится выпустить книгу в своей «фирменной» тематике, я, честно говоря, как закоренелый пессимист, решил для себя, что если и в эту книгу автор умудрится протащить две тонны политической грязи последних лет, депрессивных поучений в духе «вот эти люди, которые живут уже в 3 км от нашей, российской границы — они хуже, чем мы, и вообще, входят в Империю Зла, а мы, во главе с Вечно Великим Предводителем — единственные кто сеет добро на этой бренной планете» — вот тут-то я с творчеством Лукьяненко , наконец, попрощаюсь. К счастью, уж не знаю, что произошло в жизни и мировоззрении автора за последние пару лет, вектор и основной посыл в новой книге полностью изменились. На первом месте теперь, наконец-то, сюжет. Также радует то, что в книге явно прописана мысль «война — это плохо и вообще неактуально, разделять людей по любым национальным, внешним и каким угодно признакам — глупо , сила — в единстве, а те, кто пытаются разделять народы (планеты) и союзы любых видов — вообще нехорошие люди (или парнокопытные травоядные :)). Еще больше порадовало то, что книга вышла вполне качественной в плане динамики и не менее хороша по описательной части, да и вообще, получившийся салат из десятка рас, видов космических перемещений, планет и в целом происходящих событий, порадует как старых так и новых читателей, да и вообще, понравится даже тому, кто никогда особенно фантастикой не увлекался.

Уверен, книга разойдется неплохим тиражом. Странно ловить себя на мысли, что впервые за последние 5-7 лет я, наконец, жду новую книгу за авторством Лукьяненко… Ура, товарищи! Он Вернулся.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Секс и мышиная возня в космосе»

С нетерпением ждал новую книгу за авторством С. Лукьяненко. И как оказалось – зря.

Начинается книга с перечисления мер и величин обитателей галактики, каких-то понятий, кои не представляют совсем никакого интереса для читателя.

Далее идёт неспешное повествование унылого быта различных обитателей галактики. Внимание уделяется всем и каждому (автор дал им даже имена). Только все персонажи оказались настолько блёклые, что любого из них можно было именовать просто NPC и присвоить каждому простой номер.

Сексу (межвидовому, видовому и это ещё не всё) автор уделил столько внимания, что иногда казалось, что он главный герой книги, а остальные являются декорациями на его фоне.

Даже, если допустить, что в произведении есть какое-то повествование, то сюжет прыгает с одного персонажа на другого так часто и так не в тему, что становится не понятно: что, как и зачем тут всё это происходит. Каша в голове, дорогой читатель, тебе обеспечена.

Вывод: скучная, занудная, посредственная история, которая по замыслу автора будет иметь продолжение, которое окажется, скорее всего, таким же «интересным», как и первая часть.

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий фантастический роман, по стилю, как и заявлено — космоопера. Содружество цивилизаций пятого уровня («Соглашение»), способных к межзвездным перелётам, в которое входит и Человечество, озабочено системным самоуничтожением младших по уровню развития цивилизаций. В основном, с применением оружия массового уничтожения. Чтобы раскопать причины такого геноцида, в звездную систему, которая по расчету следующая в очереди, высылается корабль Человечества с представителями — учёными ещё двух цивилизаций Содружества. Собственно про корабль с экипажем, житие цивилизации «под угрозой», построившей свой первый межзвездный корабль, а также ещё одну, более низкого уровня, цивилизацию, переживающую очередной в списке геноцид, и идёт речь в романе. В целом, авторский стиль Сергея Лукьяненко выдерживается, хотя он и претерпел некоторое упрощение (явно адаптирован под восприятие современного читателя и на экспорт). Есть интриги, есть несколько загадок, есть научно-популярные вывихи на тему времени-пространства, есть даже секс и не только между людьми. Кроме всего прочего, сохранился, хотя и в небольшой степени, фирменный авторский юмор и завуалированный стёб над некоторыми социальными концепциями. То есть, книгу читать можно, хотя она и слабее по сравнению с вещами времен творческого расцвета автора — это не Звёздная тень и не Императоры иллюзий, хотя влияние цикла про Кея Дача явно ощущается, а ещё больше — влияние игры «Master of Orion». Но в романе отсутствует проработка расовых отличий, фактически это подростковая литература, где инопланетяне даже негуманоидного вида в своем поведении отличаются от людей лишь названием.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что нравится — тетенька Ксения как наиболее живой персонаж. Немного хи-хи вызывает Крот из Дюймовочки, но так, в целом, по-доброму. Остальные действующие лица — бледная тень героев прошлого. Прежде Лукьяненко больше уделял внимания актерам второго плана. Даже тем что появлялись всего на несколько минут, чтобы сказать «кушать подано» Ну да Люцифер с ним, времена «Линии грез» и «Холодных игрушек» давно прошли. Сейчас просто некогда придумывать каждому характер, все понимаю. Сериальные рожи и прочий Дом-2 с котиками. Ну и секс-мекс как без него. Нет конечно в «Геноме» все тоже спали со всеми, даже пилот с кораблем, но... любви что ли больше было во всем этом. Ушла непосредственность, заменилась техникой. Длинный список мер, весов и действующих лиц в начале книги тоже слегка шокирует. Ну автор решил что иначе не поймут, его право. Печальней всего неспешный сюжет, который лишь служит знакомству с героями и обстановкой. По сути вся первая книга лишь прелюдия ко второй. Еще немного и станет отжиманием на пляже, из серии «эй, чувак она уже ушла» К счастью, автор заметил, что малость увлекся и добавил действия в последних главах. Что тут еще скажешь. От Лукьяненко ожидалось большего. Но вторая книга идет лучше. К третьей может совсем раскачается )) И, несмотря на все, даже первую читать было интересно. Жду продолжения.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга в духе советской фантастики. И это хорошо. Несмотря на мрачноватость темы, книга получилась светлой, как тогда было принято.

На Земле царят мир, сотрудничество и, как как видно, относительная справедливость. Во всяком случае, резких социальных контрастов не заметно. В Космосе — нечто вроде Великого Кольца развитых цивилизаций. Цивилизации трудно назвать гуманоидными, но они успешно сотрудничают. А менее развитые цивилизации, как правило, погибают сами, достигнув определённого порога. Причина этого не вполне понятна, что создаёт поле для поисков. Несмотря на то, что тема, кажется, вконец истоптана, привычных штампов здесь мало. Автор пытается прочесть старую тему по-своему. Хорошо и то, что оставлено место не только для происков врага, внешнего или внутреннего, но и для проявления неизвестных нам, но вполне естественных закономерностей. Обращение к виртуальности меня лично раздражает, но в нашу эпоху без него, наверное, трудно обойтись.

Минусы незначительны. Герои часто ведут себя как подростки, независимо от возраста и расы. Ну, подростковость — фишка Лукьяненко, и ничего в ней страшного нет. Бросается в глаза рыхлость сюжета. Сюжетные линии развиваются сами по себе, хотя, наверное, всё-таки сблизятся в каком-то томе. Вообще, насколько я понял, деление единой книги на отдельные романы здесь условное. Видимо, это требование издательств, чтобы единую вещь можно было издавать многократно, по частям, вместе и снова по частям. В целом же «Порог» представляется одной из самых удачных книг Лукьяненко, не считая ранних рассказов.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимый автор детства.

Снова выдал книгу про будущее, звездолёты и космос, за что когда-то был полюблен мной.

Интересный подход к миру. Существует множество разных цивилизаций разной степени разумности. Они различаются по уровням развития. Те, которые смогли выйти в космос и научиться стремительно летать меж звёзд — считаются крутыми и вступают в Соглашение. На данный момент таких цивилизаций пять.

И плюс ещё одна сверхмогучая и загадошная.

Вначале книги, вместо «здрасьте», на читателя вываливается гора скучной информации о мире. В лучших традициях молодых и талантливых авторов, которые тщательно продумывают в своём мире названия календарных месяцев, времён года, систему дворянских титулов. У читателя весь этот мусор сразу же вылетает из головы. И в книге он потом упоминается пару раз от силы.

По сюжету выходит так — небольшой экипаж специально подобранных специалистов посылают с тайной исследовательской миссией. В космосе наметилась тревожная тенденция — на планетах, где жители должны бы вот-вот выйти в космос — они грызутся между собой, начинают ядерный конфликт, и либо исчезают, либо откатываются в доисторические времена.

При этом на первый взгляд не видно никакого внешнего воздействия. Просто удивительное совпадение факторов.

Так вот ещё одна планетка вот-вот должна покорить космос. И нужно внимательно за ней последить, кабы не случилось с ними чего. Потому что если на карте провести прямую линию по всем надорвавшимся планетам, то буквально через несколько планет должна настать очередь родного мира сверхцивилизации. Очень уж их напрягают такие тенденции.

Это завязка, суть которой раскрывается где-то в середине книги.

Всю книгу идут внезапные перескоки между тремя сюжетными линиями, каждая из которых ничего не объясняет о происходящем, но зато наполнена фирменными узнаваемыми типажами, разговорами, и настроениями, которые автор единожды разработав, любит пользовать и поныне.

Так-то по каждой из линий вполне можно было бы сочинить полноценную книжку. И я бы почитал, потому что ну такое, не вызывает отвращения, лёгонькое. Но «Порог» сама по себе книжка тонкая, так ещё и три сюжета воткнуть пришлось. И получились они выпаренные, сокращенные, неравномерные.

Похожее ощущение у меня было от «Заставы» того же автора. Там был каноничный сюжет и типичные персонажи автора, но при этом книжка была страниц на 100 тоньше, чем обычно.

К финалу становится ясно, чем и как связаны линии между собой. Точнее, они никак не связаны, просто становится понятно, их географическое расположение в пространстве. Ну и что с того?

А заканчивается книжка ничем.

Это всё была одна большая экспозиция и предварительный квест.

Читать было скучновато. Когда началась финальная беготня — я откровенно зевал. Ибо видел всё это не раз.

Единственное любопытное — разные цивилизации. Меня больше всего заинтересовала цивилизация двойняшек, где все дети рождались парочками, жили, росли, учились. И главгероиня, которая родилась одна — испытывала стресс, издевательство. Весь комплекс «белой вороны».

Но книга не посвящена полностью близнецам и их социокультурным особенностям. Автор лишь вкинул интересную идею, и парочку мазков сделал. Потому в основном книга скучна.

Я весь в размышлениях.

То ли вопить «автор исписался!», то ли признать, что мне уже не 16 лет.

И уже давно.

И поэтому нормально, что меня не штырит от подростковых книжек.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно классический хороший, старый Лукьяненко. Приятно читать, прочитаю продолжение. Одну из сюжетных линий пролистывал по диагонали, просто проверяя не случилось ли там чего-то значимого для сюжета. Нет не случилось. Точнее формально через всю книга там встретились две ветки, но все реально значимое там можно было описать в пару абзацев. Плюсы и минусы под спойлером.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Минусы:

— профессиональная ладно скроенная книга, отсылки где надо на что надо, строго дозированный хайп, четко выверенная механика пасхалок. Не люблю профессиональных писателей. Все сухо и направленно на одно — сделать книгу популярной.

— Характеры не то, чтобы вообще не раскрыты. Персонажи не картонные, логичные, но глубиной в 5 сантиметров. Все достаточно схематично и оживлено ровно настолько, насколько это надо для сюжета. Это момент особенно обиден, потому, что Лукьяненко умел в молодости показывать необыкновенно живых, глубоких и противоречивых персонажей.

Плюсы:

— это космос, это альтернативные реальности. Все исполнено на высоком уровне и внутренне логично.

— основной персонаж это видимо описываемый мир и он как раз раскрыт очень хорошо и со вкусом.

— книга читается хорошо и бодро. Т.е. такого как в Заставе, когда после 80% книги не интересно чем кончится — нет. Все как надо.

Bonus: Крот офигенный. Самый живой, хорошо раскрытый и выверенный персонаж. Ну и ИИ еще хорош, хотя и мало его.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Галактике творится нечто ужасное. Стоит только цивилизации достичь определённого технологического уровня, как тут же — хлоп... и по всей планете одни чёрные маки. Но, по счастью, Человечество чаша сия миновала и вот уже Земля является частью Соглашения, что регулирует отношения между самыми развитыми разумными и их взаимодействие с теми, кому пока меньше повезло. Жизнь не стоит на месте, кто-то рвётся к межзвёздным путям, чтобы присоединиться к Соглашению в качестве бонуса, а кто-то в одночасье самоуничтожается.

Не буду писать про «сильную фантастику и сильный детектив», ибо фантастика крепкая, а детектив без разгадки и не детектив вовсе. Но если кто-то скажет, что Лукьяненко-де и здесь уже не тот, то тому критику лучше подумать о том, что дело может быть в нём самом, ибо Сергей Лукьяненко выдал образец своей прозы времён «Императоров иллюзий» и даже поглубже, если разобраться, но всё равно это проза для старших подростков, а людям свойственно с возрастом меняться.

Используя шахматную аналогию, «Порог» — это даже не дебют партии, а расстановка фигур. Но все они на своих местах и искренне надеюсь, что будущая игра никого не разочарует.

P.S. Рискну предположить, что Ракс — это единый кибернетический организм.

P.P.S. Умилил авторский поклон в сторону братьев Стругацких — «Dumkopf! Rotznase!».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх