fantlab ru

Игорь Вереснев «Люрики во все времена»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.00
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Люрики во все времена

Рассказ, год

Входит в:

— антологию «Курс — Полюс!», 2019 г.

— журнал «Горизонт, № 6, 2021», 2021 г.



Издания: ВСЕ (2)

Курс – Полюс!
2019 г.

Электронные издания:

Горизонт, № 6 (20), июнь 2021
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы и хорошо написанный рассказ, более того – рассказ, написанный так, что и придраться не к чему. Но почему-то не лёг мне совсем. Прочитал, и ощущение, что-то не хорошо ему у меня в голове – будто квадратное пытаешься впихнуть в круглый паз или наоборот.

Полез в интернет – вроде никаких косяков. И люрики – птицы правильные, рассказу хорошо подходящие (до того я и про существование их не знал), и немецкие подлодки до Карского моря в войну добирались.

Посмотрел внимательно на фатдопущения – тоже всё обосновано, всё логично. Нет, нарушения логики можно найти почти в каждом фантдопущении мировой фантастической литературы, но такого, что бросалось бы в глаза и мешало читать, здесь определённо нет.

Остались герои, которых много, даже две совершенно отдельные группы (не считая медведя и люриков). Может с ними что-то не так? Тоже, вроде, придраться не к чему. Каждый действующий герой индивидуален, каждый антуражный для чего-нибудь нужен. Хотя, после раздумий, нашёл я в их поступках нарушения логики, но не огромные же и, уж точно, не замеченные по ходу чтения.

Наверное, всё-таки нет в рассказе ничего неправильного, а не лёг он мне по сумме факторов. Именно количество мелких, не понятых мной, деталей не позволило получить удовольствие. Перечислю то, что запомнились, под спойлерами, поскольку оно напрямую затрагивает сюжет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Героиня Вероника – довольно наивная девушка, руководствующаяся эмоциями, а не инструкциями. Типичная для литературы студентка-аспирантка-практикантка. Вроде бы нормально, но где-то в середине текста выясняется, что там, где она находится, действия одного человека могут разрушить чуть ли не вселенную. Даже слово «секретность» в тексте проскальзывает. Вопрос – как эта девушка туда попала? Без психологической подготовки, тренинга, проверок на эмоциональную устойчивость, в конце концов?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Криптоисторик, лицо эпизодическое, вдруг бросается помогать героине, причём сам нарушает все инструкции. Поступка его я не понял. Хотя... мужчина, да в присутствии юной девушки...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аркадия. Нормальная руководительница, с которой, к тому же, у Вероники отношения очень хорошие. Вероника верит, что Аркадия поможет в трудной ситуации, найдёт решение. Образ хорошо ложится. И вдруг Аркадия, без всяких раздумий или терзаний, совершает убийство нескольких человек (пусть юристы меня поправят, но, кажется, это называется «при отягощающих обстоятельствах»). Не может нормальный человек, не убивавший людей раньше, сделать это вот так хладнокровно. Не важно – своих или чужих, не важно из своего мира или чужого. Потому, что «не убий» это даже не мораль, это наша биология, инстинкты. Да, рождаются отморозки, лишённые таких инстинктов, но их видно издали, они не становятся руководителями исследовательских подразделений. А тут мало того, что образ Аркадии меняется, через несколько абзацев он меняется опять — в другую сторону. Она бросается за Вероникой с криком «Сумасшедшая... Самоубийца!» Не ложится мне такой крик из уст человека, только что хладнокровно прикончившего пятерых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Усечённый хэппи-энд. Прибытие в будущее, каким будущее грезилось одному из героев. По моему, фантдопущение не допускает существование такого варианта будущего. По идее, ветвление (или, по тексту, квантование) должно осуществляться от точки принятия решения, то есть от момента, когда герои рванули в это будущее. Но точка ветвления находится в первой половине 1940х, это слишком поздно, чтобы существовал вариант нарисованный в рассказе. Будущее, как ни крути, не случайно. Возможны варианты, но, если говорить о научной фантастике, а рассказ однозначно относится к ней, то ни один из множественных вариантов будущего не должен перечёркивать общего прошлого.

Ещё раз – может всё это мне просто показалось? Да и зачем я стал искать почему текст мне не лёг? Может и показалось, сложно сказать. А, может, наоборот, и то, что текст заставил искать причины уже говорит, что что-то до меня донести удалось?

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх