Борис Акунин «Доброключения и рассуждения Луция Катина»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот роман, написанный в духе авантюрно-философских романов XVIII столетия, описывает захватывающую эпоху, когда человечество училось обустраивать общество, мыслить и любить по-новому. Что-то получалось, что-то нет, но скучно не было!
Внутри спрятана еще одна книжка, дополнительная. Называется она «аристобук», то есть «улучшенная книга»: впервые в издательской практике она снабжена уникальным аудиовизуальным контентом, считываемым смартфоном или планшетом при помощи бесплатного приложения.
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
deti, 7 августа 2021 г.
В чем мастерство искусного кулинара?
В том, что из всех известных и знакомых ингредиентов он может сотворить свежий уникальный шедевр, вкушая который каждый почувствует что-то неуловимо знакомое, близкое. Когда то ранее бывшее и потому — радостно узнаваемое.
Таков очередной литературный (кулинарный?) шедевр Бориса Акунина.
Мне приятно писать об этой книге, поскольку, читая «Доброключения…» я перечитал, до мурашек знакомые с детства, приключенческие романы Рафаэля Сабатини, «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» Пушкина. Прозвучали мотивы из Сергея Алексеева с его яркой «Крамолой» и еще многие книги интуитивно близкие по стилистике, но пока не называемые мною.
Кто помнит мультфильм «Рататуй» и его финал, тот меня поймет.
И тем не менее, это совершенно новая и захватывающая авторская книга.
Энергичное, доброе и вдохновенно написанное приключенческое повествование, держащее в напряжении до последней страницы. (Ну, это уже, как водится у Акунина).
До слез. В определенных местах.
P.S. Очень удивил онлайн контент прилагаемый к тексту романа.
Не его содержание, а форма подачи такового. Акунин интересничает. Это ему свойственно. (И это +100 к карме…)
Fadeaway Evanesc, 5 сентября 2019 г.
Очередной «меченый» герой эпохи XVIII века в исторически-художественном цикле Акунина. Аллюзии на современную армию с муштрой и побоями за «бесплатное пиво» изрядно повеселили.
Сочетание историчности и популярной философии делает книгу достаточно доступной для любой категории читателей. История о принце Анхальтском подтолкнула полистать Википедию.
Язык по-прежнему сочный, развитие сюжета стремительно меняется. Вариант «авантюрного романа» удался.
Приятно удивил Aristobook.
В целом, хорошее впечатление осталось.
Несоответствие знаний героя и реальных научных сведений того времени забавляет.
Эгоистка71, 29 июля 2019 г.
В который раз книги Акунина вызывают у меня недоумение. С одной стороны, они невероятно увлекательны, и от чтения невозможно оторваться. С другой стороны, взгляды автора уже не просто вызывают несогласие, а откровенно бесят. Поэтому хочется ставить девятки и десятки за доставленное удовольствие, но в последней вещи главный герой вызвал у меня настолько сильное неприятие, что поставила восьмерку. Такие невероятные глупость и самоуверенность, за которые платят своими жизнями другие люди, — это уникальное что-то. И снова и снова герой наступает на одни и те же грабли, практически ничему не учится, а его чувство вины перед погибшими проходит как-то удивительно быстро. Еще бы – он же мир улучшает, что ему отдельные люди. Хоть бы помог семье этого несчастного
Ну и финал какой-то не до конца ясный. Но книга все равно отличная, читать всем любителям беллетристики.
lammik, 11 июля 2019 г.
1756 год. Луций Иноземцев-Катин, сын Катерины Трёхглазовой, отправился в городок Тюбинген с целью обучиться в тамошнем университете астрономии. Вот только вместо обсерватории судьба привела его в ряды прусской армии короля Фридриха, а в Европе полыхает Семилетняя война, которую можно было бы по праву назвать мировой...
Есть у акунинских книг из этой серии несколько общих моментов, которых не удалось избежать и «Доброключениям». Во-первых, все они, ну может за исключением «Князя Клюквы», депрессивны и наполнены сверх всякой меры безнадёжностью. Всё плохо и выхода нет! И вот члены древнего рода с характерными пятнами каждое поколение начинают всё заново, выживают в труднейших испытаниях, чтобы уже в следующей книге побыстрее помереть и до этой самой следующей не все могут дотянуть. Во-вторых, очень много отсылок к современности, что выбивает из атмосферы исторического повествования, уж больно навязчиво педалируются и кризис с беженцами и конкурентные выборы и свободная журналистика. Ну где же ещё обо всём этом поговорить как не в книге про XVIII век?
У «Доброключений» есть и особенность. Герой книги — человек учёный с энциклопедическими знаниями из области естественных наук, вот только автору этих знаний явно не хватает. Приведу пару примеров.
«Но перед дальней дорогой Луций решил напоследок побаловать себя трапезой в каком-нибудь трактире. Заведение он выбрал скромное, а пищу потребовал самую простую: яичницу с колбасой да кувшин воды – и оказался единственным, кто употреблял здесь сию смесь водорода с кислородом.»
Напомню, 1756 год. Еще не открыты ни кислород, ни водород, да и названия свои они получат не сразу. Никому тем более не известно, что вода — это соединение (не смесь!) кислорода и водорода. Ну и смесь кислорода и водорода при комнатной температуре и атмосферном давлении, естественно, газообразна и называется «гремучим газом».
"– Глупости! – Беттина топнула ногой. – Вы поступили правильно. Гонять зло с места на место безответственно. Вы ведь знаете закон сохранения энергии? Сколько в одном месте убавится, столько прибудет в другом.»
Закон сохранения энергии откроют только в следующем веке.
Но в целом книга понравилась больше предыдущей, особенно если считать, что речь не об исторической прозе, а о некоей либеральной сказке на материале XVIII века с прекраснодушным принцем, его ловким министром-гуманистом, принцессой-феминисткой и ужасными русскими крестьянами, в которых не осталось ничего человеческого, только страх, раболепие и вороватость. Не читаю параллельного цикла, как бы документального, ибо подозреваю, что там всё то же самое, но что простимо беллетристу, нельзя прощать историографу.
mputnik, 29 сентября 2019 г.
Интересная форма. Стержень, основа повествования — утопия в стиле Эпохи Просвещения («Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Севильский цирюльник», «Фауст» — это все оттуда). А на этот стержень «наверчено» — аки деревянные блинчики в детской пирамидке — масса иных стилей и жанров (от любовного романа до детектива с боевиком). При этом Автор смешивает в кучу эпохи, жонглируя политическими и социальными концепциями, техническими аспектами, нравственными принципами и психологическими архетипами — свойственными периодам, разделённым целыми столетиями. Намеренно смешивает — именно этот «коктейль», в итоге получившийся, и позволяет воспринимать текст именно как Фантастику (такой своеобразный приём подачи информации современникам со всеми их привычками и стереотипами, но — «про события» 250-летней давности).
Совершенно чарующий язык, со всеми этими «сударями», «сударынями», «студиозусами» и «флогистонами». Совершенно обалденное время и абсолютно неподражаемые нравы (когда оказаться нагишом на морозе после неудачного любовного приключения — это такая же обыденноть, как и автоматический отказ назвать имя оставленной пассии по соображениям чести). Какая прелесть.
Читается легко, текст достаточно динамичен, образы сочны и метафоричны. Такой — в итоге — сюр в стиле лофт.
Повторюсь: весьма интересная форма. И — вполне приемлемое для восприятия содержание
sergej210477, 27 ноября 2019 г.
Очень характерная для Б. Акунина книга. Одни и те же достоинства и недостатки, переходящие из произведения в произведение.
Начало и первая треть книги, на мой взгляд, самые удачные. Приключения молодого человека в интереснейший период середины XVIII века. Тут Акунин в своей стихии. А это — развлекательная литература. Детективы, в «легких» исторических декорациях. Просто, приключенческие книги. Яркие, легко читающиеся, захватывающие. Вот и этот роман начинается в таком ключе.
А потом, Акунин начинает строить картонное утопическое государство. На манер философов Эпохи Просвещения. Ну зачем? Они свои книги писали в XVII — XVIII веках, это было интересно, оригинально (хотя, и они лишь обновили идеи античных философов), своевременно. Сейчас, читать об этом — в художественной книге? Если мне надо — найду свои конспекты институтских лекции, или, обращусь к первоисточникам. А философия в обработке Б. Акунина, мне, как-то, неинтересна.
Дальше — больше. Построив «земной рай» на территории Германии, герой решает продублировать свою модель идеального государства в России. Опять — двадцать пять! Все то же самое, только, с учетом русского менталитета.
К тому же, ну как же Акунин ненавидит русского человека! Ну, прямо, совсем быдло, скотов, делает из крестьян. Да, впрочем, и дворяне и помещики — глупое безголосое стадо. Совсем чёрные и мрачные краски.
В общем, интересное, развлекательное начало — выше всяких похвал. Я уже разогнался поставить высокую оценку, а дальше... Впрочем, что было дальше, я уже читал в одной из книг этого цикла — про «Князя Клюкву». Один в один. Тоже, молодой и наивный правитель хочет создать «земной рай». Нет, той книги автору мало, захотелось повторить.
Вот и я повторюсь, как и в большинстве отзывов о книгах этого писателя.
Надо писать книги про то, в чем силён.
Акунин — мастер развлекательного жанра. Когда его заносит в политику, философию, серьезную историю — беда!
Да, написан роман отличным языком, читается быстро и без труда. Но, не вышло развлекательной книги. Не получилось, на мой взгляд, и серьезного произведения.
«Ни рыба, ни мясо».