Питер Гамильтон «Звёздная дорога»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Клоны и клонирование | Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Изобретения и научные исследования | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Автор бестселлеров по версии “New York Times”, Питер Ф. Гамильтон представляет новый захватывающий триллер, объединяющий напряженную поиск серийного убийцы и социальную экстраполяцию, с помощью которой он создает не просто возможное, а неизбежное будущее.
Через сто лет, благодаря технологии позволяющей путешествовать на сверхсветовых скоростях, человечество решило проблемы с энергией, навело порядок в окружающей среде, и колонизировало отдаленные миры. Ключами к этой империи, владеет могущественная семья Норт, составленная из поколений клонов. Но эти клоны не идентичны. Во-первых, с каждым поколением проявляется все больше генетических ошибок. Во-вторых, первые три “брата” пошли разными путями, и отношения их стали товарищеским соперничеством.
Возможно, что и не таким уж товарищеским. По крайней мере, именно это говорит детективу Сиднею Херсту, убийство клона Норта в Ньюкасле. Сид — обычный детектив, которому хотелось бы избавиться от этого дела. Он понимает, что вне зависимости от результатов расследования, он наживет себе кучу врагов и разрушит свою карьеру.
Но это дело принимает неожиданный поворот: обстоятельства убийства невероятно похожи на убийство на планете Сэйнт-Либра, случившееся много лет назад, где Норт и вся его семья были хладнокровно убиты. Осужденная, Анджела Трамело, не признавала свою вину. И, похоже, что она была права. Только убийца с Сэйнт-Либры, мог совершить преступление в Ньюкасле.
Проблема в том, что Анджела утверждает, что убийца – инопланетный монстр.
Теперь Сиду придется преодолеть минное поле интриг в полиции, и коварство политической и экономической элиты… не прекращая охотиться за убийцей, который может ударить вновь. На Сэйнт-Либре, освобожденная из тюрьмы Анджела, присоединяется к охоте за монстром, но узнает, что граница между охотником и жертвой невероятно тонка.
Награды и премии:
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2015 // Роман, переведённый на французский в 2-х томах |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2014 // Роман в 2-х томах (Великобритания) | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Научная фантастика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Verveine, 9 ноября 2016 г.
2 143 год. В результате открытия, совершённого китайским учёным в 30-х годах XXI века, человечество получило возможность расселиться по множеству планет, толком не выйдя в космос, опираясь исключительно на портальную технологию, позволяющую соединять точку А с точкой Б туннелями, сквозь которые можно мгновенно перемещаться на любые расстояния — хоть пешком, хоть на машине, а можно и в самолёте, если он достаточно мал, чтобы пролететь через ворота в другой мир. Теперь у США есть дополнительные штаты-планеты, как и у Гранд-Европы, прообразом которой является Европейский союз; Китай, Индия, Россия и другие страны обзавелись собственными внеземными зонами влияния; религиозные группы отыскали для себя миры, где не надо опасаться иноверцев; и, наконец, все сливки общества — сверхбогатые по любым меркам — переселились на планету мечты, которую назвали Новое Монако. Сеть обитаемых миров соединяют дороги, по которым можно путешествовать, если у тебя есть транспорт, деньги и виза; по другую сторону портала путешественников поджидают разнообразные проблемы (бюрократы, джетлаг…), но, по большому счёту, портальные технологии сделали жизнь в этом новом мире достаточно лёгкой и полной возможностей, о которых в наше время никто и не мечтает.
Всё как-то слишком уж радужно, не так ли?
Представьте себе: вы прибыли на новую, только что открытую планету, где под синими небесами плещутся чистейшие моря и океаны, где горы не изрыты шахтами и не истощены, а плодородные земли только и ждут, когда фермеры начнут их обрабатывать. Поселившись в этом раю, вы готовы трудиться ради воплощения в жизнь тех планов, которые нельзя реализовать ни в одном из старых миров, где все тропы исхожены, все запасы потрачены, и каждый шаг регулируется каким-нибудь суровым законом. Вы трудитесь на своей ферме год, другой, и всё складывается благоприятным образом… пока однажды, подняв голову, вы не замечаете нечто странное, падающее с неба. Самолёт? Метеорит? Поначалу кажется, что причудливая глыба недостаточно велика, чтобы её падение вызвало глобальный катаклизм, но их, этих глыб, становится всё больше. Их десятки. Сотни. Тысячи. Они являются из пространственно-временного разлома, открывшегося рядом с планетой, их цель — захватить её и преобразить, сделать своим подобием, для которого человеческий язык с трудом подбирает слова, а человеческий разум — средства для уничтожения.
Это Зант. Вы познакомились с самым страшным врагом, который существует у человечества в XXII веке. Он всегда приходит неожиданно и поглощает планеты без остатка за несколько дней. Условия его обитания несовместимы с человеческими; он непреклонен, практически бессмертен, безлик и договориться с ним нельзя — он не разговаривает и, возможно, вообще не понимает, что столкнулся с разумным видом. Его можно лишь задержать, чтобы у поселенцев хватило времени эвакуироваться через порталы.
Но если не принимать во внимание эту опасность — ведь космос велик, и всегда кажется, что Зант где-то далеко, — то люди живут весьма неплохо. Идея дополненной реальности реализована: каждый человек постоянно подключён к транснету с помощью вживлённых в тело смарт-клеток, обеспечивающих двустороннюю передачу зрительной, слуховой и прочей информации; по дорогам ездят беспилотные авто; автоматизированы все виды строительства; в быту используется солнечная энергия; экология Земли приходит в норму за счёт того, что ей больше не нужно обеспечивать потребности всего человечества, для этого есть другие планеты — и одной из этих планет стала суперземля под названием Сент-Либра, где выращиваются генетически модифицированные водоросли, из которых производят горючее, заменившее человечеству нефть.
Особенность Сент-Либры в том, что она — единственная планета, которая принадлежит частной корпорации, а не какому-нибудь государству. Корпорация называется «Нортумберленд Интерстеллар». Её основали в 2034 году три весьма необычных брата: Августин, Бартрам и Константин Норты. Обстоятельства сложились так, что их отец Кейн Норт, отпрыск богатой и влиятельной семьи, утратил способность к воспроизводству, и, будучи очень состоятельным и очень упрямым, решил эту проблему весьма нетривиально: клонировал себя, тем самым положив начало одной из самых странных династий, что когда-либо существовали в человеческой истории. Сент-Либра стала владением Нортов, их сердцем и источником их могущества; и там же, на Сент-Либре, один из них — Бартрам — погиб страшной смертью вместе с 13 другими людьми.
Если верить полиции, их всех зверски убила 18-летняя девушка по имени Анджела Трамело. В гуманном новом мире нет смертной казни, поэтому наказанием для неё стало пожизненное заключение в одной из тюрем, что ещё остались. Никто не захотел прислушаться к её крикам о том, что бойню в особняке Бартрама Норта устроил инопланетный монстры с лезвиями вместо пальцев…
Прошло двадцать лет. На Земле, в Ньюкасле-на-Тайне, находят труп ещё одного Норта.
И в груди у него смертельная рана, нанесённая пятью лезвиями.
***
Простите меня за длинную экспозицию, но она вполне соответствует книге, в которой тысяча страниц. Мир, придуманный Гамильтоном для этого романа, необычайно масштабен, и пусть он во многом напоминает тот, что окружает нас с вами, для полноценного знакомства с ним не хватит короткой аннотации. И уж подавно её не хватит для того, чтобы понять, с каким произведением мы имеем дело.
Прежде всего, это детектив. История начинается с того, как Сидней Хёрст, сотрудник полиции Ньюкасла, получает вызов с кодом, говорящим об обнаружении трупа «при подозрительных обстоятельствах». Сиду меньше всего хочется взваливать на себя дело об убийстве члена самой влиятельной семьи в городе, во всей Англии и, в каком-то смысле, на всей Земле, но по стечению обстоятельств именно ему поручают это расследование. И мы открываем для себя второй аспект «Великой северной дороги».
Это производственный роман. Зверь довольно редкий, не всегда красивый и не всеми любимый; мне попадались отзывы, в которых читатели жаловались на обилие подробностей полицейской работы, которые, дескать, неинтересны по сравнению с инопланетной линией. Но даже если вы не относитесь к ценителям производственных романов, стоит отдать автору должное: он действительно в мельчайших подробностях расписал довольно нудную работу полиции будущего, не забыв ни о криминалистах, ни о процедуре (которая превыше всего), ни об отношениях с начальством, прокуратурой, судьями, адвокатами и так далее. Вся эта детализированная картинка вписана в гамильтоновский мир будущего очень органично, так что мы глазами Сида познаём не только то, что касается расследования, но и то, что относится к более масштабным проблемам, включая политику и экономику всей Земли.
Та самая инопланетная линия, о которой я написала чуть раньше, представляет третий аспект романа: триллер. Отчасти политический, отчасти экологический; местами спорный, не очень логичный и даже комичный, и всё же безошибочно узнаваемый и выделяющийся на детективно-производственном фоне.
Мир, придуманный Гамильтоном, не очень-то далеко ушёл от нашего, и потому его особенности и проблемы вызывают живой, а не академический интерес. Всё — за исключением порталов — кажется таким реальным, словно может воплотиться в жизнь уже завтра, в отличие от какого-нибудь техобслуживания дроидов на Татуине или добычи анобтаниума на Пандоре. Дополненная реальность? Пожалуйста, мы ловим покемонов, и линзы с функцией фотоаппарата наперегонки разрабатывают Sony, Google и Samsung. Беспилотные автомобили? Тестируются на дорогах США. 3D-принтеры? Давно не фантастика. ИИ? Уже обыгрывают игроков в го. Наноботы в крови, следящие за состоянием здоровья? Чуть сложней, но, думаю, тоже не за горами.
Однако за внешней идиллией скрываются проблемы, с которыми, в отличие от Занта, людям в XXII веке приходится иметь дело каждый день. Кое-что из них нам знакомо: например, [евро]бюрократы никуда не делись, и Гамильтон не удержался от язвительных намёков в их адрес (Брекзит, правда, не предугадал). Развитие технологий сделало Гранд-Европу, Землю и бОльшую часть обитаемых миров пространством тотальной слежки, поскольку в них все машины и здания (частные — только снаружи, а публичные — и внутри) превратились в сплошную камеру наблюдения благодаря слоям смартпыли, которая непрерывно снимает происходящее. Это не привело к исчезновению преступности, но лишь сделало её более изощрённой и технически подкованной. Наличные деньги ушли в историю, теперь все расчёты идут через транснет; впрочем, в XXII веке каждый человек — немножечко остров, то есть, простите, офшор. У всех есть вторички (вторичные, дополнительные счета в более благоприятных налоговых юрисдикциях) и государство с этим не борется — бессмысленно. Однако вторички всё равно вне закона, и если полицейскому очень сильно понадобится кого-то прижать… ну, вы понимаете. Ещё дигитализация жизни привела к тому, что государственный служащий сможет получить доступ к досье на любого человека, из которого он узнает буквально ВСЁ. А уж как воспользоваться этими данными в своих целях, ему подскажет фантазия, в особенности если её не отягощает совесть. Гамильтон также намекнул на кое-какие масштабные социальные потрясения — и не только в странах «третьего мира», — но подробнее их описывать не стал.
От мира и сюжета романа перейдём к действующим лицам. Безусловно главных героев двое — это уже упомянутые Сидней Хёрст, детектив полиции Ньюкасла, и Анджела Трамело, на момент начала истории — заключённая тюрьмы Холлоуэй. Глазами Сида мы видим детективную и производственную линии, глазами Анджелы — триллер (и хотя вам может показаться, что для Анджелы личность убийцы — не тайна, на самом деле всё куда сложней, чем можно себе представить). Эти двое отличаются друг от друга по всем параметрам: Сид — хороший детектив, сторонящийся офисной политики и дрязг, насколько это возможно, и к тому же семьянин, преданный своей жене. Анджела… о, Анджела! Это совершенно удивительная женщина, наделённая железной решимостью, несгибаемой волей и упрямством тысячи ослов, которое позволяет ей раз за разом бросать вызов судьбе. Гамильтону удалось создать очень яркую и запоминающуюся героиню — рискну предположить, что даже если книга в целом вам не понравится, Анджелу Трамело вы вряд ли когда-нибудь забудете.
Помимо Анджелы и Сида в романе множество других персонажей — одни описаны достаточно подробно, другим немного не хватает жизни и красок. Кому-то довелось поучаствовать в комических эпизодах, хотя в целом тон романа достаточно серьёзен, и иногда дело доходит даже до самой настоящей драмы, от которой захватывает дух. Отдельно стоит упомянуть ещё агента Вэнса Эльстона: двадцать лет назад он стал одним из тех, кто отправил Анджелу в тюрьму, однако, в отличие от своих соратников, не забыл о ней и испытывал угрызения совести, подозревая следственную и судебную ошибку. Вэнс — член религиозной организации Воины Евангелия, широко представленной среди офицеров Альянса защиты человечества [от Занта], и это поначалу придаёт его образу некоторую однобокость, но под давлением обстоятельств он изменится и раскроется, так что к финалу мы увидим совсем другого Эльстона.
Также следует особо отметить Нортов. Мы в той или иной степени познакомимся со многими представителями этого семейства, и все они будут разными. Как узнает Сид — и мы вместе с ним, — лишь основные черты характера и внешность у клонов одинаковые, но сформировавшиеся на этом основании личности совсем друг на друга не похожи. Их судьбы тоже сложились по-разному, и отчасти это связано с расколом, который случился за пятьдесят лет до начала истории: три брата-клона, создавшие «Нортумберленд Интерстеллар», поссорились и разошлись. Августин продолжил заниматься компанией, Бартрам вложил все силы и средства в омоложение, продление жизни и поиски бессмертия, а визионер Константин отправился к Юпитеру, чтобы там заложить основу для совершенно нового мира, каким он его видел, ибо тот факт, что в XXII веке человечество не очень-то изменилось по сравнению с предыдущими историческими периодами навёл его на мысль, что оно идёт по тупиковому пути развития.
Гамильтон явно согласен с Константином и потому созданную им утопию выписывает с любовью, без тени иронии или сарказма, хотя со стороны всё не так уж однозначно. Это действительно новый мир, действующий по иным законам, с которыми можно соглашаться или не соглашаться — но для несогласных, как прозрачно намекает сам Константин, места в нём нет. Слишком искусственна созданная им среда, слишком хрупка, и для её поддержания в рабочем состоянии каждый должен трудиться не покладая рук, пусть воздаяние за труд и выглядит довольно щедрым (от каждого по способностям, каждому по потребностям — помните такую фразу?). В этом плане весьма интересен смелый выбор, который делает ближе к финалу один из персонажей книги.
Именно линия Константина Норта позволяет перейти от событийного плана «Великой северной дороги» к идейной составляющей романа. Как я уже сказала, Константин считает путь развития человечества тупиковым: по большому счёту, на очередном витке истории меняется только масштаб событий, но в остальном они идут по устойчивому закольцованному сценарию «зарождение империи — пик развития империи — падение старой империи и возникновение новой». На страницах романа немало отсылок к империям минувших эпох, не раз говорится о том, что космическая экспансия дала многим шанс построить собственные империи, а ещё в одной из сцен открытым текстом сказано, что «с римских времён в обществе ничего не изменилось». Отсылок к римской империи больше всего — собственно, название книги и есть отсылка, непереводимая игра слов, потому что оно означает одновременно «великую дорогу Нортов» и «великую северную дорогу», ту самую, что была построена римлянами и проходила через Ньюкасл. И как та империя пала под натиском варваров, так и новая империя человечества обречена — с точки зрения Константина — пасть под натиском Занта, который в определённый момент начинает казаться своего рода воплощением бездумной человеческой жадности, стремления захватывать всё новые и новые земли и ресурсы ради собственного благосостояния в ущерб всем тем, кому не повезло оказаться на пути. Ещё один довольно элегантный образ, быть может, воплощающий в себе бесплодность экстенсивного пути развития человечества — это сама семья Нортов, которая «развивается вширь» из-за ошибки в изначальном клонировании, приведшей к тому, что новые Норты представляют собой всё те же биологические копии Кейна Норта, даже если зачаты и рождены естественным путём… только вот с каждым новым поколением в них всё больше физических и психических аномалий, и потому они обречены на вымирание, если не изменятся.
Есть в «Великой северной дороге» и другие символы, отсылки, темы, самостоятельные и переплетающиеся друг с другом: к примеру, не будь в сюжете Воинов Евангелия с их особыми воззрениями и отношением к Занту как к врагу рода человеческого, вряд ли удалось бы должным образом подать один из самых необычных образов Рая, какой только мне встречался в НФ. Довольно много внимания уделяется экологическим вопросам, но их анализ чреват раскрытием одной из главных интриг, так что ограничусь констатацией факта — экология в этом романе играет важную роль.
Можно, разумеется, не углубляться ни в какие идейные дебри, а читать книгу исключительно как детектив/триллер, следя за сюжетными перипетиями и судьбой героев. Событийный план «Великой северной дороги» изобилует неожиданными поворотами, и Гамильтон не спешит раскрывать все секреты, так что почти до самого финала — да, даже после того, как выяснится личность убийцы и способ, которым было совершено преступление — читателя будут ожидать сюрпризы. Один из этих сюрпризов касается того, победит ли человечество Зант или нет.
Резюме: «Великая северная дорога» — самостоятельный роман с проработанным миром, увлекательным сюжетом и чёткой идейной составляющей. В минусы можно записать немного скомканный финал, затянутость ряда сцен и глав, а также чрезмерную увлечённость автора техническими подробностями, далеко не всегда важными для сюжета; ну и, наверное, для кого-то объём в тысячу страниц тоже может показаться минусом. Мне эта книга понравилась, и когда-нибудь я её обязательно перечитаю, чтобы снова побродить по улицам Ньюкасла и лесам Сент-Либры, а также заглянуть одним глазком в новый мир, который, возможно, человечество когда-нибудь построит.
Еркфтвгшд, 24 декабря 2017 г.
Сначала о названии и его переводе.
Great North Road – Великий Северный путь, Великая Северная дорога, Великий путь Нортов. Уж как тут втесалась Звездная дорога – ума не приложу. Разве что редактор прочитал этот талмуд от корки до корки, мозг это присел от разночтений перевода и он такой «надо спасать русскоязычного читателя, давайте просто сделаем, «Звездная дорога», ага, прям название фантаст-романа, всё, как у людей!»… По что нельзя было оставить «Великий Северный Путь» — не знаю.
Great North Road необходимо рассматривать и как игру смыслов (права была Наталья Осояну касательно аллюзий на Римскую империю и Великий Северный Путь (или Тракт), проходящий культурно охраняемыми остатками по территории современной нам Великобритании) и как главные составляющие романа.
Great – нечто великое (уж не Норты точно или не все Норты): это и технологии, и политическое устройство государств, и мотивы, движущие некоторыми из персонажей (некоторыми, повторюсь), и описание планет, их природных условий, самой великой идеей в романе оказался… пришелец (да, он заявлен в аннотации, никаких спойлеров, но прям из души рвёт, рассказать кто да что, а нельзя, интрига) + Зант (о нём отдельно);
North – это Норты, этакая семья «маскулинных Y-пчел» с квази-партогенезом, сатира на корпорации, где все одинаковы с лица и должны быть ментально вышколены в единый порыв. Гамильтон довел идею корпоративности до семейности, генетической идентичности, а вот что из этого получилось – вопрос другой; это Ньюкасл-апон-Тайн, как торгово-оборонный узел на тракте (древности и современности) и как точка отсчета происходящих в книге событий;
Road – это и путь, который пройдут множество персонажей, и Зант, прокладывающий себе трассу среди звездных систем, и стремление человечества если не расселиться на других планетах, то хотя бы побывать в других галактиках.
А теперь по делу: «Звездная дорога» — мульти-роман, панорама. Увесистая книга подобная кирпичу нестандартных размеров, включает в себя как минимум четыре самостоятельных повествования, замечательно состыковывающихся:
- «ближний прицел», т.е. о будущем, каким оно видится автору – тут и общество, и политическое устройство, индустрии, научные и не очень достижения, планы как отдельных людей, так и человечества вцелом; и знаете что? – а там комфортненько;
- «полицейский процедурал» — это партия детектива Сиднея Херста и его команды, Гамильтон скрупулёзно показывает процесс расследования убийства одного из Нортов (это настолько важное событие, что к расследованию подключается практически вся политическая верхушка + спецорганизация АЗЧ), огромный ему плюс за описание перемены настроения команды в связи с затянувшимся расследованием, то, под каким давлением со стороны начальства находились люди, как в офисах мусор, например, копился, когда у полицейских руки начали опускаться;
- «авантюрный роман» — это партия Анджелы Трамело (она у автора фаворит во всех смыслах, её сюжетная линия из людских самая уникальная), женщины с множеством прожитых судеб и фамилий, но с одним лицом и глубоко личной подоплекой её действий; чем-то Анджела (имя ей дано такое не случайно, и из-за внешности, и из-за технологии «один-в-десять», прочтете – поймете) напомнила мне принцессу Лею, происхождением немного, тем, что не сдаётся никогда, готовностью к перемене окружения, готовностью ответить на то, как мир, стремительно или постепенно изменяется. Ведь авантюрный роман берет и с разгону катится в триллер и даже фильм ужасов.
«фантастическая каша с элементами защиты экологии» — и вот сюда льем фантастику всю: Нортов, Зант, пришельца, порталы на другие планеты, D-бомбу, биосистему без участия животных на Нова-Либре, идею о Гайе, смещение Сириуса в красный спектр и ответ биосистемы Ново-Либры на это безобразие, биойль, биойля побольше, ведь каши маслом не испортишь, не так ли? Вот бы еще объяснил бы автор, куда продукты использования планета девает, было бы вообще хорошо.
Не могу не отметить Гранд-Европу и соотнесение этой идеи с топливно-ресурсным картелем. Вы в курсе, что современный нам Евросоюз изначально так и создавался – как толпивно-энергетический картель, с собственным бюрократическим аппаратом и судебными органами для разрешения конфликтов между участниками? Автору за аналогию браво. Это показатель насколько автор «сечет фишку» и это здОрово. Можно, конечно, пнуть, что Гамильтон не предвидел брекзит, а я могу в ответ пнуть, что до описываемых в книге событий, нам еще плыть и плыть и, кто знает, м/б будет у Великобритании еще и в-брекзит обратно в Евросоюз.
Нужно и Наталью Осояну отметить за её наблюдательность – Гранд-Европа действительно империальна, как и любое многосоставное государство. Как и любое другое политическое устройство, разрастаясь, Гранд-Европа задыхается под собственным весом и держит её поставки топлива, обеспечивающие комфорт рядовых людей. Отними у метрополии стабильность и такого государства вскоре не станет (всё, как в Древнем Риме).
Возвращаясь к Нортам, Гамильтон показывает, как корпорация (любая) способна разладиться, если в её структуре появится больше, чем один, одаренный харизмой лидер, мало того, что с харизмой, так и с собственными идеями о развитии, мало того, что с собственными идеями, так еще и с собственными средствами. Она распадется. Или разовьется в самостоятельные системы. Называйте, как хотите. Итог: было единство – станет множество. И такие лидеров в романе среди Нортов три: А, Б и К. Один за технологии омоложения, другой – за высос энергоносителей с других планет, а третий (самый автором обласканный) – за марксизм и развитие человека в человечестве.
Константин Норт – отдельная песня. Ребята, мне показали марксизм, который наконец-то начал сам себе приносить доход. Не как лично Карл Маркс жил от подачки до подачки и по гостям, а реально так, с собственным орбиталищем (чтоб родственнички не донимали), с технологиями, с банком гамет, с замахом на, если не покорение, то исследования космоса). Константин Норт, оказывается, много с кем из персонажей связан, в связи с ним вообще целая оружейная палата по стенам развешана, но это по роману впереди.
А сейчас… ЗАНТ
Я намного порассуждаю на сию тему и это ни фига не раскрытие сюжета, потому что всё, что про Зант, это сходи и догадайся сам. Зант – нечто, что появляется внезапно, выпускает впереди себя так называемый Рой (свои осколки), и а потом всё в себя поглощает, в никому не понятную структуру. Всё: от атомов до звезд и межзвездного пространства. И вот моя мысля на сей счет – Зант это некое состояние между энергией и материей, такая квантовая неопределенность, способная присоединять к себе практически всё. И еще Зант – это не существо и нечто сущее, это… технология более развитой цивилизации, межгалактический асфальт Великого Северного пути расы, которая согласна общаться только с теми, кто способен общаться с ней. Как один из персонажей попросил Зант подвинуться, он и подвинулся. Человечество же пока воспринимаемо Зантом (или техниками Занта) за муравьев. Раздавим, ну раздавим по пути этих муравейников еще будет… Само человечество мыслит о Занте категориями недоказуемыми, да, Богом и Дьяволом, Адом и Раем. Всё как обычно. Пока технология необяснима, она магия.
Пришелец… От идеи природы пришельца сильно веет угадайте чем? Солярисом Лэма. Идеей о зеркале, отразившим человеческое подсознание, и результатом этой встречи.
А потом… Потом все персонажи соединяются в некой точке и каждый персонаж по итогу получит своё. По итогу ружья выстрелят сиропом. Хотелось бы, конечно, поменьше. Персонажей много, а благости еще больше, хоть и некоторых из них автор пустит в расход, но к ним лично я не успела привязаться. Из романа полицейского/политического/авантюрного/романа ужасов «Великий Северный Путь» вдруг станет романом о гуманном отношении ко всему живому и экологическим. Но всё так же книгой о поисках человечеством лица, да такого, с каким не стыдно предстать перед другими разумными расами. Если они есть. А Зант как бы намекает.
Оценка: 9,5 (всё-таки много сиропу на мой вкус)
asjaka, 29 февраля 2020 г.
У Гамильтона, очевидно, заказ на определенное количество страниц, по другому никак не объяснить затянутость и подробное описание «цвета снега и неба». Может он себя возомнил Достоевским от НФ, но нет, у классика каждое слово, как заклинание волшебника, вызывает магию, удовольствие от возникающих образов. У Гамильтона словоблудие вызвано коммерцией, необходимостью напечатать 1000 страниц!
Теперь о романе, идея хорошая, персонажи хорошо прописаны, откровенных ляпов не много. Книгу можно читать, местами получать удовольствие. Но, прочитав один раз, перечитывать желания не возникнет.
Резюме: если много свободного времени, читать можно.
Fredi.K, 30 декабря 2022 г.
Доброго времени суток.
Я прочитав восхищенные отзывы , с большим ожиданием заказал данное произведение. Предрекали захватывающий сюжет , великолепное написание и глубину... но увы это только реклама. К моему сожалению я начал знакомиться с автором именно с этой книги, и на этом пожалуй закончу.
Крайне растянутая книга, с тонной занудного описания и скомканным концом. Читать её не только скучно но и периодически становится противно, от кучи ,вечных, однотипных фразочек и крайне не богатого слова(. После этой книги хочется взять старую добрую классику и насладиться письмом автора.
Кто-то пишет что это интересный детектив... но нет.
Есть и плюсы , такие как задумка.. пожалй все
Я честно совсем не разделяю восторгов, когда вокруг столько прекрасных книг, пожалуй это и заставило меня написать данный отзыв.
Резюмируя скажу, читайте если у вас много времени и под рукой нет более интересной книги.
FixedGrin, 13 февраля 2013 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2g9jpyK).
Этим томиком, если в бумажной версии да еще в твердой обложке, можно кому-нибудь голову проломить: за тысячу страниц. Но это не омнибус классического цикла и не хроники очередного мальчика-волшебника-убийцы-короля-из-школы в Кармартене, а сознательный смелый эксперимент в довольно редком жанре научно-фантастического экодетектива. Впрочем, определение с необходимостью неполное: экологические проблемы занимают в книжке центральное место, но с таким же успехом эту мрачную, лабиринтоподобную историю о кровной обиде, войне на выживание человечества, парезичке-Фемиде и квесте возмездия можно занести в космооперу, киберпанк, посткиберпанк и политический триллер.
Преамбула, с аккуратно расписанной хронологией эволюции человеческого общества от наших дней до 2143 года, чем-то напоминает пролог к «Моя цель — звезды» Альфреда Бестера, возможно оттого, что технологическую революцию во вселенной Гамильтона произвело открытие телепортации через гиперпространственные туннели примерно в 2030 г. Космическая колонизация, что вполне естественно, пошла по модели, описанной Джерри Пурнеллом в тетралогии Совладения, с заселением колоний по национальному признаку. Если у Пурнелла точки Олдерсона находились все же в открытом космосе, и перемещение внутри планетных систем требовало значительных затрат времени и топлива, то у Гамильтона порталы открываются прямо с поверхности планет.
Экологические и экономические проблемы человечества решаются внешне простым способом: перекачкой сырья и технологий между мирами по туннелям. Так, например, под производство биотоплива отведена планета Сент-Либра, на которой и разворачивается действие значительной части романа.
Повествование несколько затянуто, не всегда последовательно (и это касается даже ключевой детали детективной интриги!), страдает от неизбежных научных ляпов (укажу лишь самый вопиющий: производство биотоплива на Сент-Либре для последующего потребления на Земле, рассуждая логически, не снижает, а, напротив, наращивает содержание углекислого газа в атмосфере, поскольку круговорот углерода по-прежнему ограничен пределами одной планеты и не работает сквозь порталы), но великолепно прописанная Анджела Трамело заставляет простить Гамильтону эти оплошности.
Координаты чудес, 9 июля 2021 г.
Жанровая связка космоопера + детектив, возможно, не самое уникальное явление в фантастической литературе, но уж точно не распространённое. Так, если воспользоваться расширенным поиском крупнейшего тематического ресурса рунета Фантлаб.ру и попытаться найти указанное сочетание, то результат получится весьма скудным, а одно из первых мест в списке найденного займёт именно роман Питера Гамильтона «Great North Road» (Великая северная дорога), представленный на суд российского читателя, как «Звёздная дорога».
Высокий читательский рейтинг книги говорит сам за себя (8,37 из 10 на том же Фантлабе; 8,4 из 10 на LiveLib), заявленная аннотация пробуждает интерес. Как после этого любителям обоих жанров, не знакомым с творчеством Гамильтона, пройти мимо? Другими словами – капканы расставлены идеально. Единственное, что смущает изначально – это объём произведения. 800 страниц убористого текста за день не осилить. Забегая вперёд, скажу, что объём – один из краеугольных камней «Звёздной дороги». Без особого ущерба для содержания можно было бы сократить книгу вдвое, и стало бы не хуже. Это уже потом, когда выясняешь, кто такой Гамильтон, что и как он обычно пишет, открываешь последние страницы темы форума, посвящённой автору, и видишь там отзывы пользователей к его другим произведениям, наподобие: «Автор раздул объем в ущерб качеству. У него и остальные произведения такие же?» или «Гамильтон бывает избыточен, его романы – не развлечение на вечерок». И тут же вывод-предположение: «Просто Гамильтон, судя по всему, просто не ваш автор». Действительно, универсальная правда для тех, кто не доволен, не правда ли?
Однако когда только начинаешь читать, то ещё не знаешь, что столкнёшься с автором-графоманом и его мексиканскими страстями в обёртке научной фантастики. По завершению же приходит понимание того, что как наивный читатель, был, по сути, обманут, поскольку в остатке потраченного на прочтение длинной истории времени одни лишь несбывшиеся ожидания, множество несуразностей и притянутых за уши сюжетных ходов. В этом плане Гамильтон похож на одного из ведущих европейских детективных авторов современности – француза Жана-Кристофа Гранже. У того в писательском арсенале тоже имеется невероятное количество идей, пересекающихся линий, запутанных поворотов сюжета и… традиционно провальные концовки, когда нагородив вавилонские башни, автор просто не знает, что с ними делать и как это всё закончить. Отличие же в том, что Гранже пишет легко, его детективчики проглатываются оптом, и голова от них не устаёт. А вот Гамильтон похвастаться подобным качеством не может.
Конечно, сложно судить по переводу, но слог «Звёздной дороги» представляется попросту нейтральным, удобоваримым, стиль – усреднённым, диалоги – выписанными на потребу широкой аудитории, дабы пребывать в существующем тренде. Ну, например, как расценивать кучу ругательств из уст почти любого из героев, даже в тех случаях, когда этого совершенно не требуется и это не соответствует градусу и сущности ситуации? Как попытку добавить реалистичности или как конъектуру в литературе, продиктованную сложившимися тенденциями? Конечно, каждый читатель решит для себя сам. Лично я склоняюсь ко второму, уж больно «показушно» и наиграно выглядит, когда практически ни один диалог не может обойтись без фраз-паразитов типа «грёбанный», «нахрен», «твою ж мать» и тому подобного. Эдакий недотарантино-стайл. Сам перевод Н. Осояну в издании 2017 года «Фантастика Книжный Клуб» можно признать нормальным, но с некоторыми оговорками. Поразительно, неужели ни сам автор, ни переводчик не знают другого ласкового обращения (его синонимов) кроме набившего за 800 страниц оскомину «лапуля». Или ещё более странная метаморфоза: герои Эльстон и Вермекия становятся то майорами, то полковниками. Видимо, нужно понимать, что каждый новый день их то повышают в воинском звании, то обратно понижают… Впрочем перевод переводом, а главные претензии всё-таки к оригиналу.
Во-первых, герои. Их в «Звёздной дороге» много, но, по большому счёту, там некому сопереживать, не за кого болеть. Уж простите за вольную субъективную оценку, раздражающая своей феминистической повесткой «я всё могу», «я самая крутая» полушлюха Анджела, которая, такое ощущение, всю свою долгую жизнь только и делала, что с кем-нибудь совокуплялась (по доброй ли воле или нет – это уж другой вопрос), неистово верующие вояки в привычных образах религиозных фанатиков, которые либерально настроенные авторы традиционно рисуют на базе Христианства, потому как (известное дело) за высмеивание и передёргивание некоторых других религии можно и последствия получить, и даже такой, казалось бы, положительный во всех отношениях домашний семейный персонаж, как детектив Сид, и тот меньше через час после смерти близкого человека (не говорю кого, дабы не спойлерить) особенно не шокирован и не скорбит, а думает… о возможном повышении! Что уж говорить об остальных второстепенных героях, которые не слишком остаются в памяти ввиду своей штампованной основы, которой их наделил автор.
Во-вторых, это сюжет. Да, несколько интересных идей в романе присутствует (порталы в другие миры, система этих миров, отделившееся от человечества и обосновавшееся возле Юпитера псевдо-коммунистическое общество Константина Норта, продвинутая сеть будущего, вживленная в головы людей либо вмонтированная в автомобильные дороги). Интригует также угадывающийся подтекст, вероятная скрытая политическая параллель с безосновательным вторжением США и их союзников в Ирак, которая, впрочем, впоследствии ничем не подтверждается и сходит на нет примерно к середине истории. Однако по факту всё сводится к банальному «зелёному» назиданию из серии «человек по своему неразумению творит много плохих вещей» и «нам нужно беречь природу». А уж идея про потушившие звезду деревья (хоть и в упрощённой трактовке) – полнейший абсурд, который ни в какое сравнение с лучшими образцами научной фантастики, разумеется, не идёт. На пути к финалу также попадается множество несуразиц: ну, зачем, скажите, все эти супер-пупер-технологии, если они никогда не работают, когда это нужно (отличный пример – смартпыль на дорогах), и любой злодей отключает их по щелчку пальцев. Апофеозом же бреда является экспедиция на планету Сент-Либра. Здесь само собой напрашивается сравнение с «Террором» Дэна Симмонса, но достаточно быстро понимаешь, что это всего лишь фантом. Куда более точная аналогия – действия американской армии во Вьетнаме, положенные в основу советских анекдотов. Совершенно не понятно, как человечество смогло колонизировать далекие планеты через межгалактические порталы и организовать там целые государства, если даже лучшие представители расы колонизаторов не в состоянии спрогнозировать и выполнить элементарные вещи? Может и правда все объясняется фразой Задорнова «ну тупые»? По крайней мере, вязание шапочек и шарфов Анджелой для членов экспедиции в 2143 году при описанных Гамильтоном технологиях будущего точно выглядит, как анекдот. Вперемешку с не самой, как вы уже, наверное, поняли, качественной фантастикой английский писатель заполняет 800 страниц текста мексиканской мыльной оперой с бесконечными флешбеками и попытками найти мотивацию для каждого из героев, что выглядит как отрабатывание контракта с издателем на заранее оговоренный объём произведения. Что-то же писать надо!
Ну и наконец, дурацкая концовка «хэппи-энд». Мало того, что развязка детектива на любителя, так она ещё и наступает примерно за 100 страниц до завершения истории. Мягко говоря, не самый лучший писательский ход. Что касается «ми-ми» финала и одновременно кульминации мытарств горе-экспедиции с верой «на слово» ответственных за будущее человечества лиц своему беспощадному врагу и с внезапным добродушием последнего – то они и вовсе за гранью моего понимания. Куда люди так долго шли, как планировали противостоять невидимому врагу, зачем тащили с собой ракеты с биологическим оружием, зачем полегло столько народа, если можно было изначально решить всё полюбовно...
Видимо, Гамильтону лучше знать, как должна завершаться его история. Я же со своей стороны рядового рецензента лишь отмечу, что положительные стороны у «Звёздной дороги» хоть и найдутся, если хорошо поискать, но их явно недостаточно для столь высоких рейтингов, какие роман имеет в настоящее время. Максимум – нейтральная оценка и честное предупреждение о тех минусах, которые могут ждать неподготовленного читателя.
tapok, 15 июля 2018 г.
Над головой небосклон огней
Будто неоновые слоганы
Через окно наподобие панно видны
Светодиодами укомплектованные миры.
Рассветет, полыхнет колесо в небесах.
Завтра злой и весёлый восход.
Ты прочтешь обо всем в новостях,
А пока что
Над головой небосклон огней,
Будто неоновые слоганы
Через окно наподобие панно видны
Светодиодами укомплектованные миры.
Повезет, гарнизон будет сломлен и взят,
Рубикон перейден, срок истек.
Ты прочтешь обо всем в новостях.
© Мирон Янович
***
«Звездная дорога» — это роман, который заставляет удивляться. Более того, он заставляет удивляться вслух, кружа голову неожиданными ходами и перипетиями. То, что выглядит как космоопера (по обложке и аннотации), на деле оказывается крепким детективным траснгуманитарным научно-фантастическим романом. Причем каждый поджанр раскрыт полноценно, никаких жалких эрзацев.
Питер Гамильтон рисует мир XXII века. Наука ушла вперед, но не совсем в традиционных смыслах. Люди так и не изобрели корабли, способные лететь по космосу со скоростью света. Зато есть много других изобретений, которые, что важно, очень оригинальны. Например, трал – это своего рода сеть (интернет), которая не просто связывает общение одного человека с другим человеком. Трал способен видеть всё. Это что-то типа нанокамер, которые как пыль – они везде. И люди будущего нормально к этому относятся. Нет никакого шума и гама по поводу свободы личности, по поводу тотального контроля. Автор так ловко описывает использование трала, что действительно хочется верить, что это возможно, что это несёт пользу. Идея с тралом достаточно интересна и самобытна. Она лишь отдаленно напоминает киберпространство. Есть и другие достижения будущего. Это и порталы на другие планеты, и искусственное омоложение, и клонирование. Правда, клонирование доступно лишь для семьи Нортов. И здесь Гамильтон сумел удивить. Речь не идет о копировании разума, копировании памяти или перемещении этих аспектов личности. Речь идет о прямом воспроизводстве…одной конкретной личности. Точнее – трех. У одного главного Норта было три сына, вот они трое и воспроизводят брата-отца. Оригинально? Еще бы! А что вы скажете об обществе, где нет смертельной казни, зато есть принудительная высылка? Это же практически трудотерапия в чистом виде! Шикарно.
Пусковым моментом для сюжета является убийство одного из Нортов. Убийство настолько необычное, что был лишь один аналог двадцатилетней давности. И убийства, Анджела Трамело, всё еще сидит в тюрьме за содеянное. Ей никто не верит, что двадцать лет назад это не она убила четырнадцать человек. И вот с этого начинается лихо закрученный сюжет. Первая составляющая – это чистый детектив. За него отвечает Сид Хёрст – полицейский со своей командой. Эта линия сюжета – самая валотекучая Авто рчётко показывает, насколько сложным бывает расследование, сколько там подводных камней и бюрократии, помимо трудностей чисто полицейской работы. Читателю вместе с Сидом предстоит пережить не только взлеты (зацепки), но и падения (ложные следы). Вторая линия сюжета – эта сама Анджела Трамело и её прошлое. Надо сказать, что эта часть книги автору удалась на загляденье. Без преувеличений. Это крепкая драматичная линия, которая подается пластами, отделенными друг от друга большими пространственно-временными отрезками. И в этом кроется прелесть. Ведь до последнего судьба Анджелы остается загадкой! Наконец, последняя часть сюжета – это экспедиция на планету Сент-Либра. Военщина, сдобренная политикой и общий трансгуманитарными фоном – вот апогей произведения. Именно здесь (не без содействия линии номер два) раскрывается главный посыл романа. Возможно, я понял его неправильно, но мне видится, что Гамильтон заострял внимание на
Персонажи выписаны здорово. Сид – приятный коп, фанат своего дела, но с острым языком и умом. Его друг и коллега – Йен – это больше сумбура и веселья. Вместе они составляют здоровский тандем. Анджела – настоящий боец, храбрая и отважная. Остальные персонажи запоминаются не так сильно, даже тот же Сол, хотя ему уделяется достаточно много внимания.
Сюжет подается очень неспешно, что нехарактерно для подобного жанра (детектив\технотриллер\социальная фантастика). Но это не водянистое произведение. Автор очень бережно выписывает социальные и техногенные аспекты близкого будущего. Картина его мира – это огромное полотно с максимумом важных деталей. В такое будущее хочется верить. Язык повествования не всегда простой, но переводчик – Осояну – справилась на все сто, как всегда. Вопрос есть только к названию. Это скорее «Великий путь Нортов», что сразу же позволяет понять некоторые аспекты романа
Если заводить речь о минусах, то тут как таковых нет. Да, многие могут посчитать книгу слишком затянутой. Она и правда кажется такой на первых порах. Например, среди основных ПОВов есть второстепенные, которые выглядят ненужными и шаблонными. Порой кажется, что Гамильтон раздувает произведение всё больше и больше. Вот только дело совсем иначе обстоит. Каждое оружие, а их здесь много, выстрелит. Уж поверьте. В итоге динамика страдает, таковы реалии. Но всё-таки это социальная фантастика с трансгуманитарным уклоном, а не боевик в стиле «Неудержимых». Поэтому данный минус очень условный.
Заключение: «Звездная дорога» — одна из самых сильных книг, что я читал. Я нисколько не пожалел, что начал знакомство с Гамильтоном именно с этого произведения. И пусть читается оно непросто, зато послевкусие остается – красота! Автор заставляет задуматься над многими моментами нашей жизни. Из ближайших аналогов – это «Аватар», в нём так же есть схожие элементы, если говорить об основной идее. Если же говорить о форме и подаче – то это «Хищник», который действует в мире «Террора». Но всё это – ярлыки. Книга самобытна, оно достойна вдумчивого прочтения.
dimon1979, 4 ноября 2018 г.
Питер Гамильтон по праву считается одним из самых ярких и талантливых писателей, которые работают в фантастическом жанре. Его книги написаны для широкого круга читателей, причём, не обязательно любителей только фантастики.
«Звёздная дорога» — смесь сразу нескольких жанров литературы. Детективное расследование убийства, с которого и начинается книга, во многом определит и задаст ритм всему повествованию. Сложно сказать, чего в этом романе нет, так как автор максимально соединил все возможные литературные области. Детектив, триллер, научная и социальная фантастика, проблемы экологии, приключения, открытие новых миров. Вот далеко не полный перечень использованных книжных поджанров, которые органично дополняют друг друга.
Середина 22-го века. Человечество успешно осваивает другие планеты. Межзвездные перелеты становятся вполне доступны, поэтому заселение новых миров идёт успешно и стремительно. Наконец-то решён вопрос с расселением людей по разным признакам. Любой может выбрать себе планету по нраву, по религиозным, политическим или каким-то другим аспектам. Есть даже отдельная планета для очень богатых людей, названная Новое Монако. Решён вопрос и с экологией Земли, как раз за счёт открытия новых миров, ставших донорами и добытчиками природных ресурсов. Новые технологии позволяют извлекать из этого конкретную пользу, которая поступает на Землю в виде нового вида топлива, пришедшего на смену нефти. Автор старается показывать собственный вариант будущего, который мог бы быть при стечении определённых обстоятельств. То есть, Гамильтон не придумывает какие-то сверхсложные научные изобретения, а старается опираться на близкое и понятное нам, но с поправкой на разницу в 130 лет.
События в основном будут происходить на Земле и на планете Сент-Либра, которые станут ареной противостояния между несколькими группами людей и не совсем людей, но обязательно заинтересованных в процессе участников. Расследование убийства, которое произойдёт при весьма странных обстоятельствах, в итоге выльется в борьбу за существование всего человечества.
100 лет исследования космоса не выявили следов разумной жизни. Контакт между человечеством и иными цивилизациями, так и не состоялся. Хорошо это или плохо? Автор старается по-своему ответить на этот вопрос. Гамильтон не скрывает своего отношения к существующей цивилизации, которая построена на поглощении и уничтожении всего, что было создано природой. Бездумное и безумное чувство отсутствия инстинкта сохранения, присущего всему живому, у нынешнего человека атрофировано и заменено инстинктом потребления. На мой взгляд, данный аспект вынесен в этом романе на главную роль и автор по мере сил пытается привлечь внимание к этому вопросу.
Многие читатели отмечают излишнюю многословность писателя, перегруженность деталями и второстепенными персонажами. Возможно, что некоторые сюжетные линии и выглядят ненужными, но в конце книги все задуманные автором концы будут плотно завязаны в один узел. Вообще, поклонники автора должны уже привыкнуть к тому, что Гамильтон не страдает лаконичностью и если берётся за дело, то делает это с широким размахом.
Фантастический роман «Звёздная дорога» прекрасно подойдёт для знакомства с творчеством Питера Гамильтона. Однозначно рекомендую всем любителям фантастики и тем, кто любит длинные и запутанные истории, написанные в разных жанрах и с большим количеством действующих героев.
vvmonahov, 11 февраля 2018 г.
Утомительно-однообразное чтиво. Сначала была некоторая интрига — необычный мир, где вживлённые смарт-клетки обеспечивают людям связь с продвинутым аналогом интернет, а распылённая смарт-пыль, работоспособность которой поддерживается радиоизлучением, фиксирует всё происходящее. И неожиданно обнаруживают труп одного из клонов создателя важнейших технологий этого мира — Норта. У него выдраны все смарт-клетки, и не удаётся опознать, какой именно клон убит. Расследованием этого происшествия начинается книга. Продолжается книга. Продолжается. Детектив расследует. Находит место, где скинули в реку труп. Начинают искать такси, которое привезло тело, строят модель движения транспорта в городе. Строят модель. Построили. Подходят двести семьдесят такси. Детектив с помощниками начинает прослеживать движение первого такси. Оказывается, кто-то вывел из строя смарт-пыль в городе на множестве перекрёстков, поэтому надо прослеживать маршруты вручную. Описываются помощники детектива и их личная жизнь — как и жизнь семьи детектива. Второе такси. Третье. Ещё. Ещё. Устал, сменился. И так далее. Семидесятое такси. Действие переключается на Анжелу — женщину, которая якобы убила двадцать лет назад другого Норта. Способ убийства аналогичен убийству клона. Но есть подозрение, что убил инопланетный монстр. Действие расползается, начинается первый эпизод из жизни Анжелы. Опять такси. Личная жизнь детектива. Второй, третий, четвёртый эпизод из жизни Анжелы — то прошлой, то нынешней, где сильные мира сего решили организовать экспедицию для поиска монстра. Сто сороковое такси. Ещё второстепенные герои. В экспедиции «найдём монстра!» начинают погибать участники экспедиции. По поводу «найдём монстра!» это я пошутил — книга не содержит даже капли юмора, она педантично-серьёзна. Автор описывает все второстепенные детали, которые ему кажутся не очень важными. А которые кажутся важными — описывает много раз, с отсылками в прошлое, настоящее, опять прошлое, и т.д.
В итоге я сдался. Интерес к книге терялся по мере чтения, и меня даже перестал интересовать вопрос, кто убийца — Анжела или монстр. А проезжающие по улице такси стали вызывать раздражение.
Вывод: перед чтением книгу требуется положить в сушилку, чтобы вода, составляющая девять десятых её объёма, была убрана. Без этого — нечитаемо.
Vladialivan, 17 марта 2022 г.
По сравнению с другими творениями Гамильтона роман «Звездная дорога» можно назвать относительно небольшим по объему, да и персонажей меньше сотни, действительно камерная книга. То, что начинается как детектив, быстро превращается в погоню за призрачным монстром, который выглядит как гибрид Эдварда-руки-ножницы и «Чужого». В самом начале романа бросаются в глаза «школьные» ошибки автора в попытке объяснить генетику Нортов. К сожалению, иногда подробные «научные» объяснения автора играют против него, но положа руку на сердце, мы ведь и любим Гамильтона не в последнюю очередь за фундаментальность и основательность его миров. Со временем линия Нортов превращается в этакий литературный прием, и уже не обращаешь внимание на наивные проколы автора.
Несмотря на восторг некоторых читателей от качества перевода, я не могу согласиться с их мнением, особенно мне не понравился перевод терминологии, начиная с не удачного перевода оригинального английского названия, и заканчивая всеми этими «зонными театрами» и «микрофактурщиками».
Постепенно с ходом сюжета романа на поверхность все больше выходят социальные мотивы, которые в финале звучат откровенным гимном коммунистической утопии. Интересно, что бы сказал Карл Маркс, если бы мог прочитать сей роман?
Да, вот такая эклектичная вышла книга, но при этом интересная и захватывающая, как обычно у Гамильтона. Из недостатков могу отметить разве что чересчур слезливо-слащавый конец. Но с другой стороны, ведь хорошо, что иногда хоть что-то хорошо заканчивается, особенно по нынешним печальным временам?
Ulfhednar, 23 июня 2023 г.
При том, что мне нравится, как сочиняет этот автор, и эта книга написана интересна, и над верунами автор выстёбывается как никогда, оценку поставить всё же не могу. Занижать балл несправедливо, т.к. само повествование мне понравилось, но и высокий балл поставить не поднимется рука. Дело в том, что левачество вредно и опасно даже в гомеопатических дозах. А объём этой заразы в этой книге способен даже слона закабалить «до колгоспу». Показана человечья «цивилизация», смертельно поражённая толерантностью, простившая монстру убийства множества человек (ах! Мы же выдернули пару деревьец с его планетки, он убивал нас правильно = понаехи из диких стран отрезают нам головы за дело, ведь мы их колонизировали). По мне, так зачистить на Сент-Либре всю зелёнку, чтобы знали! Но по беззубости евроавтора было понятно, что бомбами они не жвахнут. Мало того, во 2м эпилоге они ещё и с Зантом помирились. Тьфу, блин. Хайнлайна на него нету(((
sarthur71, 25 декабря 2018 г.
Долго думал — писать рецензию или не писать. Но решил, что при столь высоком рейтинге произведения, необходимо обосновать не слишком высокую оценку, которую ставлю я.
Итак, начнем с плохих новостей (ну, как обычно принято).
Во-первых, «эпичность» романа на самом деле кажущаяся. При своем объеме (вполне, кстати, сравнимом с «Войной и миром»), у меня не осталось цельной картины мира XXII века. Ну да, изобретения,.. повсеместное распространение нанотехнологий, машины без водителей... с таксистами :) Сорри, но ведь если сравнить два поколения — наших детей и наших родителей — их психология очень, ОЧЕНЬ сильно различается. Про уклад жизни и даже язык вовсе говорить не стоит — они тоже изменились в немалой степени. Да даже за истекшие 15-20 лет. А этот мир обогнал нас больше чем на целый век, между прочим. Молчу про технологии клонирования — только один чел позволил себе себя многократно клонировать! Просто смешно, чесслово... В общем, на тему убогости социального и технологического описания 22 столетия писать можно много и долго, но если сравнивать глубину описания мира в целом, например, с «Властелином колец» (произведение примерно такого же объема) — сравнение далеко не в пользу «Звездной дороги». Вывод — размеры и масса мелких деталей оказались почти бесполезной «килобайтщиной».
Во-вторых, вторичность идеи. Небольшой, совершенно замечательный рассказ Брюса Стерлинга «Рой» покрывает весь роман как бык овцу... Равно как и другие фантастические идеи и допущения — всё вторично. Снова и ах — увы.
В-третьих, еще один минус за «мыльность» сюжета. Встреча матери с дочерью, с бывшим мужем... Немного отдает бразильскими сериалами.
Далее — абсолютная предсказуемость сюжета. Интриги нет, ну, разве что, в некоторых вторичных мелочах
Реально удивила только Анджела. Вернее то, что она отлита из молибденистой стали. Но чё-то с трудом верится, что изнеженная принцесса, проводящая свои дни на разных вечеринках в борьбе со скукой, оказалась способна на такие решения и действия. Ой-ой-ой...
Отдельный минус за т.н. «психологию» т.н. «инопланетного монстра». По-моему, здесь даже объяснять ничего не нужно. Еще одна цитата:
– Я… он когда-нибудь что-то для тебя значил? – спросило существо.
Резануло глаза. Это инопланетное существо? Нечеловеческий разум? Ой, мама...
Еще один небольшой минус за перевод. За режущие глаз «рафинировочный завод» и «зонный театр». Но, в целом, бывало и хуже.
Теперь о плюсах. К сожалению их немного.
Написано неплохо (даже с учетом некоторых огрех перевода), читается легко (хоть и теряешься в персонажах и именах). Поэтому хочется читать подольше :) И с этой точки зрения «килобайтщина» выступает даже плюсом.
Да, не все персонажи психологически адекватны и по поводу мотивации некоторых есть вопросы, но, тем не менее, в этом плане в романе всё очень даже неплохо (с точки зрения нашего современника, хе-хе). Это очень большой плюс, между прочим.
Ну и, конечно же, совершенно предсказуемая и ожидаемая концовка романа. Да, надоела чернуха и безнадега :) Хочется банального хэппи-энда. Он есть.
Deliann, 11 июля 2018 г.
«Звездная дорога» — роман сложный, и от того особенно интересный. 800 страниц увеличенного формата, почти четыре месяца сюжета с флэшбеками и флэшфорвардами, десятки отлично прописанных персонажей, логичный мир и захватывающий сюжет. Что еще для счастья надо? А какое тут разнообразие жанров…
Хотите почитать детектив? В «Звездной дороге» это один из основополагающих жанров. Сюжет начинается с обнаружения трупа одного высокопоставленного клона и продолжается всеобъемлющим описанием расследования этого убийства. Сбор улик, допросы подозреваемых, слежка, проработка версий, работа со свидетелями, различные нетривиальные методы расследования, отлично вписывающиеся в выдуманный автором мир.
Желаете триллера? Его тоже в достатке, ведь у найденного трупа пять колотых ран в груди и сердце, изрезанное в лоскуты. Неизвестно, что за оружие способно нанести такие повреждения, но двадцать лет назад уже находили жертв с идентичными ранениями. Тогда произошла бойня в особняке, убитые – клоны того же семейства и их приближенные, а в живых осталась лишь одна девушка, Анджела Трамело, на которую повесили всех собак и упрятали за решетку. Анджела твердила, что во всем виноват монстр, вот только ей никто не поверил. Однако сейчас идея существования монстра не вызывает у людей отторжения, и Анджелу вместе с отрядом солдат и командой ученых отправляют в инопланетные джунгли на поиски монстра. Вот вам и «Хищник» смешанный с «Чужими».
Может, интересует научная фантастика? В книге есть семейство клонов богатого, умного и целеустремленного человека, порталы на другие планеты, межгалактическая угроза, смартпыль, смартклетки, элки, виртуальная модель целого города, воспроизводящая все перемещения всех людей в течение нескольких суток, генетические модификации, интересный контакт с внеземным разумом и много чего еще.
Скучаете по такому редкому зверю, как производственный роман? В «Звездной дороге» вам предлагается вникнуть во все тонкости работы детектива XXII века, как то: патрулирование, рапорта, вопросы субординации, внутренние отношения между различными отделами полиции, внешние отношения полиции с различными службами, проблемы финансирования, сложности делопроизводства, вплоть до основания для ордера на арест и сбора достаточных для суда улик.
Считаете, что всегда должно быть место хоррору? Тогда несколько столкновений с монстром вас порадуют. Здесь даже есть клишейные сцены, когда третьестепенному персонажу выделяется подглавка, чтобы раскрыть его внутренний мир и в конце отдать на растерзание чудовищу.
Вам скучно без юмора и романтики? В романе нашлось место и этому. Причем демонстрируется как романтика семейной жизни, так и очарование начала отношений. Более того, здесь есть даже мелодрама из разряда встреч давно потерянных родственников и возлюбленных.
Думаете все? Нет, в романе присутствуют еще и социальные мотивы, экологические, экономические, морально-нравственные, философские и политические.
А какое у автора внимание к деталям! Доходило до того, что некоторые сцены из двухсотых страниц получали новую трактовку благодаря информации на семисотых страницах. И я частенько листал туда-сюда, чтобы перечитать некоторые моменты в контексте свежеполученной информации и понять происходящее глубже.
Временами роман зануден, сюжет может начать буксовать на ровном месте, но тем не менее, это отличный образец научно-фантастического детектива с шикарной интригой и не менее шикарной Анджелой Трамело. Заслуженные 9 баллов.
Anphisa, 12 марта 2019 г.
Гамильтон решил еще раз написать Пандору. И написал. Уложившись в один бесконечный роман вместо двух. Это, конечно, прогресс, но вот все остальное... Герои стали еще более скучными. Инопланетяне еще более шаблонными. Детектив еще более примитивным. Созвездие секси-героиня с темной стороной, коп и молодящийся звездный патриарх с гаремом еще более раздражающим. Порадовали только клоны, заставившие вспомнить о Керолайн Черри.
Автору срочно нужно заканчивать с самоплагиатом, потому что «двойка» Пандоры еще съедобна, а вот у «тройки» точно будут неисправимые дефекты в ДНК...
Gilad, 10 марта 2018 г.
Моя оценка данному произведению – 10 баллов.
Книга представляет собой две равнозначные линии повествования, которые взаимно переплетаются и дополняют друг друга. Щепотка информации из одной перетекает в другую резко меняя стройную картину, переворачивая все вверх дном, а затем происходит обратный маневр и так от начала и до самого конца. Высокий темп вкупе с неслабой интригой еще больше украшают роман.
Первая линия рисует перед читателем урбанистический пейзаж недалекого будущего, в котором IT правят бал и невозможно ступить и шага без того, чтобы не попасть в поле зрения той или иной следящей системы, но тем не менее именно такая ситуация и становится ядром этой линии. Как раскрыть необычное, загадочное преступление, о котором не осталось и следа в сверхцентрализованном мире, если такого исхода просто не предусмотрено системой?
Вторая же линия более привычна – колонизация новых планет сталкивается с необходимостью выяснить – не скрывается ли кто-то еще на вашем приобретении и не угрожает ли оно вам и всей человеческой цивилизации, т.к. на эту роль и так уже есть претендент? Лучший способ это выяснить — снарядить военную экспедицию в глухомань и бросить ее там на произвол судьбы.
П. Гамильтон остается верен себе и его описания всех локаций на высшем уровне, они детально, скурпулезно проработаны, выверены и создают необходимое основание для столь лихо закрученного сюжета.
Не менее удачны и персонажи, их внутренний мир и стремления, несмотря на то, что лишь в самом конце читатель узнает их истинные сущности и цели, следить за их похождениями интересно и увлекательно, нет откровенно негативных и положительных героев, каждый из них по-своему разнообразен и сложен.
Читатель, знакомый с другими работами автора, заметит явное заимствование «портальной технологии» из вселенной «Содружества», хотя между собой они никак и не связаны. Этот роман самостоятельное произведение. Наиболее интересным, на мной взгляд, выглядит конечно тотальная цифровизация современной жизнедеятельности человечества, страшный сон одних, и мечта для других. Это особенно интересно, т.к. практически одновременно с прочтением этого романа мне на глаза попались кое-какие материалы о практическом локальном применении этой технологии в Китае. Можно отметить и промышленность романа, и устройство самого человеческого общества, обязательно упомянуть о семье Нортов, автор вставляет с свои миры уж очень много переработанных аллюзий. Далекое будущее не так уж и далеко, как обычно всем считается?
Всем любителям жанра и просто неравнодушным — рекомендую однозначно к прочтению, вы не окажетесь разочарованным.