Сергей Лукьяненко, Ник Перумов «Не время для драконов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Возраст читателя: Любой
Как часто за повседневными заботами мы не замечаем своего предназначения. Но судьба не дремлет, меняя скучный мир изнанки на приключения Серединного мира. Дорогой испытаний ведет Виктора юная волшебница Тэль. Смертельные объятья воды, порывистое дыхание ветра, обжигающие языки огня встают на его пути, пути, в конце которого ему предстоит сделать решающий выбор.
Входит в:
— цикл «Не время для драконов»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 361
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2944 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2004 // Награды критики |
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1999 // Меч в камне |
- /языки:
- русский (7), немецкий (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Теллалов (1), А. Фрекман (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yarowind, 4 июля 2024 г.
Добрался и до этой классики. Название этого произведения двух мэтров российского фэнтази я знал давно, но вот руки не доходили. Середина 90-х, золотое время российской фантастики и фэнтази, как мне кажется. Представляю себе впечатление, если бы я ее прочел в то время (Разрешенное волшебство и Гибель Богов тогда были прям бомба). Даже сейчас книга хорошо и с интересом читается, несмотря на то, что оригинальности то уже нет, конечно. Как мне показалось, Перумова тут больше, чем Лукьяненко, особенно во второй половине книги (а вот легкая эротика – это от Сергея:)).
Lexa_snZoO, 2 августа 2023 г.
Мде... Скажу сразу, мне зашла эта весчь. Не шедевр, но приятно читать и оторваться трудно. Но тяжело на душе от прочтения.
Во-первых, сюжет тривиален донельзя. Ничем не примечательный ГГ оказывается эдаким Нео для другого мира, без всякого труда со своей стороны получает в напарники и потенциальные жены симпотную девчонку, при этом сильного и редкого мага, которая должна ГГ «по определению». У нее и собственной жизни нет как таковой — она продолжение ГГ. Попутно ГГ становится одним из самых крутых бойцов нового мира. Это давно читано-перечитано у Андрэ Нортон и прочих Берроузов, не будь к ночи помянутым.
И то даже Нортон постеснялась так прокачивать ГГ в новом мире.
Во-вторых, слабо прорисованы как сами главные герои так и их мотивационная составляющая, авторы почти все повествование наводят тень на плетень, очевидно сохраняя интригу. Хотя отдельные светлые моменты общения ГГ есть, я их отношу на счет Лукьяненко.
В-третьих, этим магам посвящено чересчур много текста. И при всем при этом мне лично не очевидна была их крутость и обособленность от простолюдинов и почти всю книгу я читал про магов через строчку.
В-четвертых, много сюжетных линий явно обозначено , а потом просто тупо забыто. Тэль и баба Вера в одной песочнице играли, по одному Дракону сохли , а по повествованию больше ни разу не встретились. А Раду, которую ни с того, ни с сего куда-то хрен понес?
Вобщем на мой взгляд или раздувать объем книги надо было с соответствующими пояснениями или сокращать магическую составляющую.
Итак, что же так стремно на душе после прочтения? А дело походу вот в чем. Есть некий универсальный сюжет, который зайдет большинству мужиков и особенно парней — «Был никем — стал всем», был прыщавый очкарик — на тебе меч, бабу, силу — круши. Такое современное прочтение «По щучьему велению, по моему хотению...»
Что это, если не потакание самым низменным чувствам читателя? И вот меня и гнетет, что такая серость мне понравилась. Быдло-с...
Manowar76, 14 апреля 2022 г.
Недавний реюнион Перумова и Лукьяненко и написание ими второй части дилогии заставил вернуться к прочтению «Не время для драконов», которую читал (вроде бы) в первом издании, в 1997 году.
Я прекрасно знаю, как у меня обстоит дело с перепрочтением вещей юности — в большинстве случаев не получается вернуть ощущения, которые книга вызвала при первом прочтении. Зачастую по прочтении возникает разочарование. Но это знание не мешает мне периодически возвращаться к любимым книгам четвертьвековой давности.
Попробую последовать совету Библии и Перес-Реверте «быть как дети» и читать, выключив внутреннего критика и отбросив весь читательский багаж.
В итоге читать «как в первый раз» оказалось просто — я, видимо, всё-таки не читал этот роман, хотя был уверен в обратном.
Ещё дисклеймер: к книгам про попаданцев, написанным до превращение этого жанра в тренд, отношусь нормально.
Итак, девяностые. Виктор, врач скорой, помогает загадочной девчушке-подростку и попадает в магический Срединный мир — мир стандартного эпического стимпанк-фэнтези: Кланы магов, эльфы и гномы, угроза вторжения, уничтоженные Драконы, бывшие одновременно тиранами и защитниками мира. Помимо магии есть электричество, пар и железная дорога-Путь.
Среди Кланов нет единства. Все по-разному смотрят на необходимость возвращения в мир Дракона, который мог бы противостоять Дракону Сотворённому Прирождённых, противников Кланов.
Политическое устройство: выше всех стоят четыре Стихийных клана, ниже — Тотемные кланы оборотней. Раньше на верху соцпирамиды были Властители-Драконы и Неведомый Клан.
Магическая система своей упорядоченностью одновременно привлекательна и по той же причине скучна. Не зря в своё время вышла RPG по роману, сильно, правда, запоздавшая. Этот факт, кстати, как никакой другой, говорит о популярности романа.
Авторы были молоды и веселы: упоминают в романе персонажей других своих вещей (Лорд с планеты Земля, Олмер, конные арбалетчики), Конана, Стругацких, Толкина, Высоцкого, подтрунивают над Сапковским («есть золото в в Серых Горах») и ролевиками («только Ником не зови... ненавижу...»).
Несколько затянутое перемещение из мира в мир, сбивание темпа объяснением диспозиции. Но со второй половины романа действие набрало огромную скорость, взорвавшись в конце мощным пафосным крещендо финала!
Я так понимаю, Лукьяненко отвечал за главного героя (удавались ему тогда неприкаянные персонажи, которых отторгает мир) и диалоги, а Перумов — за красочную магию, Кланы и мир. Каждый из писателей проявил свои сильные стороны.
Не знай, что там в продолжении (которое больше ругают, чем хвалят), но первая часть дилогии оказалось прекрасным фэнтези!
9(ОТЛИЧНО)
mputnik, 19 марта 2022 г.
В какое интересное время мы с тобой живём, уважаемый потенциальный читатель. Реальность смешивается с Фантастикой аки джин с тоником непосредственно перед употреблением, метафоры и преувеличения превращаются в тайные пророчества прошлого, выплеснутые наружу загадоШным катаклизмом из недр ментального подпространства. Меняется угол зрения. Само зрение — приобретает новые качества.
Что у нас тут, в этом варианте эвереттовской интерпретации? «…Изначально Драконы защищали этот мир от вторжения Прирождённых, однако, были жестокими и деспотичными, из-за чего Стихийным магам пришлось создать Убийцу Дракона. В результате все драконы были истреблены, и только один изгнан в мир Изнанки. После этого власть перешла к магам, а соперничество кланов переросло в междоусобные войны…». Нет, правда — неужели на свете, действительно бывают такие совпадения? Это же — фантастика чистой воды. Да, так о чем это я, уважаемый потенциальный читатель. Был в своё время такой страшно неприличный анекдот, ещё советский. Повторить его нАлюдях вряд ли получится, но суть — проста: слушателю предлагалось подобрать подпись к жутко неприличной фотографии из заголовков передовиц газеты «Правда», рупора коммунизма.
От самой книжки — данной конкретной — я далеко не в восторге. Однако. Ежели читать её, вот, именно в таковом разрезе, непрерывно ассоциирую каждую главу с каким-либо периодом недавней, древней или текущей реальной действительности, то получается — шикарнейшее развлечение, уважаемый потенциальный. Просто — шикарнейшее. Уверяю тебя
Гиннунгагап, 19 марта 2022 г.
Прочитал по совету чтобы отвлечься. Лукьяненко я в принципе давно не читаю, примерно с подросткового возраста. Пару лет назад прочитал Черновик/Чистовик от которых плевался, а вот сейчас закончил «не время для драконов».
Возможно прочти я книгу в подростковом возрасте мне бы зашло, но после основательного знакомства с хорошей литературой не могу сказать что книга займет позицию в моем топе выше чем «среднечек».
Мир — хорош, интересен. Довольно хорошо продуман, но как и в большинстве книг автора не раскрыт и стоит красивой но плоской ширмой на заднем фоне.
ГГ — полнейший болван. Совершенно инертное безвольное существо напоминающее осла на веревочке которого тащат всю книгу. Воля, принятие осознанных решений? Не об этом не слышали. Сказали идти, он и прет.
Магия — сделано интересно, но базовые элементы довольно вторичны. Тотемные кланы вызывают интерес, но опять же затронуты только вскользь.
Месилово на пляже совершенно бессмысленное и тупое, в книге оно только чтоб показать охрененную крутость ГГ. Проблема что к этой крутости он не имеет ни какого активного отношения — «оно само происходит».
AlisterOrm, 25 ноября 2021 г.
Иногда мне очень грустно читать книги из прошлого. Трудно до конца вернуться к ощущениям юности, когда сам уже настолько изменился, и ещё более тяжко понимать, что уже ничего подобного ты не встретишь. Есть в литературе штучные вещи, которые должны читаться в определённом возрасте, и которые должны появляться в определённую эпоху.
Хотя, казалось бы — «Не время для драконов»... Всё простенько, попаданческая фантастика — всё это мы уже видели, знаем, читали, чувствовали, воображение с готовностью нам подсовывает нужные шаблоны, которые в натуральном виде живут в глубинах памяти. И тем не менее — в своё время, когда я рос, это была книга-событие, захватывающая дух и бьющая по воображению история, и даже сейчас, пусть позволяю себе циничную ухмылочку и ироничный прищур в глазах, всё равно пребываю под постоянной угрозой проезда своих остановок.
В чём же дело?
И Ник Перумов, и Сергей Лукьяненко в ту эпоху, в 1997 году пребывали на пике своей формы. Первый выдал прекрасную «Техномагию», и оригинальную «Чёрную кровь», на подходе были «Мечи» — всё тексты богатые, дивно скроенные бешеной, пока не погасшей фантазией автора, украшенные многочисленными мелкими деталями-бусинами, переливающимися перед нашими глазами, словно особенно яркое пуанталистское полотно. И второй — создавший тогда «Мальчика и Тьму», «Глубину», «Джамп», «Осенние визиты», ваяющий уже «Ночной дозор» и «Холодные берега» — творения поразительной яркости и страстной юности. Именно в ту эпоху эти два писателя, да, пусть они попсовики, пусть они никогда не писали шедевров, создавали свои наиболее значимые произведения, пропитанные духом молодости.
Этот заряд молодости оживляет и «Не время для драконов».
Прежде всего это выражается, конечно в мире. Не будем лукавить — он изображён достаточно скупо, но ярко, в нём причудливо переплетаются реалии стандартных перумовских вселенных и лукьяненовских параллельных миров. Несмотря на скупость деталей, из текста тебе в глаза бьют яркие краски — изумрудно-зелёная, будто листва и трава деревьев Срединного мира, перемежающаяся жёлто-красными вкраплениями начинающейся осени, стально-голубой отблеск металла гномского паровоза, бледно-голубая синева магии Воздуха, красная ярость магии Огня, синяя мощь Водных плетей и серая масса Земного чародейства. Ближе к старости краски и вкусы притупляются — что же, соавторы не успели заскорузнуть в своих нынче уже привычных масках, они не жалеют красок, и от этой красоты захватывает дух. Его пресловутая «техномагичность», в общем-то, не важна, имеет значение только яркость авторского высказывания.
Сюжет? Банальный, конечно, а вы что хотели? Мне не совсем понятно, почему соавторы решили своего героя сделать настолько безликим и статичным? У Антона Городецкого и молодого Императора куда более харизматичные образы, Виктор же не проявляет себя никак вовсе — он персонаж-функция, который делает ровно то, чо ему предписано по сюжету... или девочкой Тэль, вот он наш Deus ex machina, без неё нашему драконоубийце и дня бы не протянуть. Апатичный главный герой был бы серьёзным препятствием для читателя, если бы он не резонировал такому яркому миру, как этот — и не имел бы в противниках Ритора. Пожалуй, Ритор и Лой Ивер держат на себе немало текста — раскаявшийся бывший революционер и свободолюбивая Кошка, склонившаяся перед новой силой — вот уж чьи образы держаться в памяти годами.
Сюжет цепляет вовсе не своим основным ходом — здесь всё банально — а наоборот, мелкими деталями и отступлениям, умением создавать которые наши дорогие соавторы нынче потеряли напрочь. Весёлый и печальный образ бывшего ролевика Ника с Изнанки, который в мире своей мечты, мире «меча и магии» стал рыхлым сытым и пьяненьким обывателем — одна из лучших их придумок за всю писательскую жизнь. Возница из мира чародейства, читающий фэнтези — «Как закалялась сталь», гномьи газеты на кириллице, Серые пределы, населённые беззащитными перед живыми мёртвыми — всё это настолько органично вплетено в текст, и так вплавляется в память, что заслоняют за собой и детали сюжета, и даже его смысл. Умели, чёрт возьми...
Что до основной идеи, то она проста — опрокинуть мысль об «убийстве дракона», блеснувшую в пьесах Шварца и Горина. Соавторы постоянно выглаживают мысль о Властителе, о яростном, страшном, непримиримом, но неподкупном, честном и справедливом Государе — с большой буквы! — эдакой мечте Филиппа де Коммина, только с ещё большим перебором. Стремление убить своего дракона, этот призрак тирании и диктатуры в своих душах, сменяется у них надеждой на его возвращение — на «наведение порядка» среди царствующей разрухи, защиты от врага, да просто — ради красоты его полёта. То, что позже превратилось для обоих авторов в идею-фикс, здесь смотрится органично, бесшовно и, самое главное, объяснимо, особенно если вспомнить, в какую эпоху писался роман. Окончательно меня примиряет с этим романом (я не верю в их Дракона) то, что — вот сила молодости! — они ещё сомневаются в своих идеях, они аккуратны с их формулированием и подачей, они вместе с читателем напряжённо думают — а как же лучше, так ли верно здесь всё сказано? перумов вспоминал, что ночевал у Лукьяненко на кухоньке маленькой квартиры, где они писали этот роман — быть может, вам снова попробовать? Вдруг что-то вернётся?
Я перечитал этот роман, и я вновь должен сказать соавторам — спасибо. За то, что в молодости у них была такая сила высказывания, и они поделились ею со мной, подростком, которому было это нужно. Простите, ваше продолжение я прочитаю как нибудь потом — в вас, нынешних, я ни капли не верю, простите, Бога ради. Ваш союз был удачным — не будь Лукьяненко, у Срединного мира не было бы той толики приземлённости, которая ему необходима, не будь Перумова, Виктор никогда бы не сделал выбор, как его не делают герои книг почтенного соавтора.
Я точно не забуду.
dxbckt, 6 октября 2021 г.
Второе (или третье?) прочтение данной книги спустя лет 10-15, дало несколько неожиданный эффект. С одной стороны (на момент первого прочтения) эта книга меня просто поразила (и была сразу отнесена в разряд «шедевр», наряду с прочими ранними произведениями автора «Враг неведом» и т.д). После этого, очень долгое время книга просто пролежала на полке из чисто ностальгических воспоминаний (о времени былом)... и вот когда настало время «обновить впечатления», книга отчего-то как-то сразу «потускнела» и читалась уже (совсем) не с прежним «неепическим восторгом».
Впрочем — ради справедливости стоит сказать, что... несмотря на то, что некоторые диалоги (мной) безжалостно пролистывались (да и сюжет был давно известен) книге все же удалось «зацепить (меня) краешком» и … не стать очередным полным разочарованием от всех «былых надежд»)).
В целом же данный мир (мир пограничья) получился совсем «не картонным», а то что данная вещь так «не выродилась» в цикл, само по себе как-то странно... Не знаю — может быть это результат именно «кооперации авторов», а самому Лукьяненко это тема «не зашла».... Кто знает? Хотя... что-то подобное я прочитал именно уже в (его) «Заставе» (но в более урезанном виде).
В общем — от чтения данной книги я получил некоторые приятные ностальгические эмоции, и думаю хотя бы уже за это автора стоит поблагодарить!
P.S Заметил странную вещь — когда ты находишь «именно ту книгу» (именно того издательства) которую ты читал когда-то раньше, эффект «от погружения» получается намного больше)) А когда абсолютно то же произведение имеется в несколько другом «в ином бумажном варианте» (как это получилось у меня), то эффект оказывается «намного слабей»)) Впрочем... думаю что это неважно, и весьма субъективно))
P.S.S И только когда я выкладывал эти свои «сумбурные мысли» — обнаружил что оказывается продолжение все же «в наличии»)) Чтож... обязательно учтем и прочтем... со временем))
Дописано 2022.07.26
Недавно решил «наступить на горло» и наконец освободить полки от «нечитабельного хлама»... Кое какие книги были сразу взяты «безжалостной рукой», другие заслуженно остались на полке... и только на этом томике, возник некий ступор...
По прошлому (практически недавнему) чтению книга себя зарекомендовала «не очень»... да и былые ностальгические восторги как то забылись... Но все же отчего я не могу окончательно убрать ее в ящик? Хм... В попытке понять — сажусь, пролистываю наугад и... ))
В общем — не знаю от чего, но скоро книга «буквально выстрелила» и была прочитана от корки до корки... И хотя кое-что было повторно пролистано — впечатления от прочтения «однозначный зачет». Итог — книга все же заслужила «право пребывания»... на полке))
Дописано 2024.07.04
Спустя почти 2 года «спустя» мне на глаза попалась аудиоверсия данной книги... а поскольку в данном формате я еще ни разу (эту) книгу не читал (т.е не слушал), то и... и решил исправить это (местами досадное) упущение))
Сразу скажу (как оказалось) идея это была оказывается не из лучших, ибо книгу я читал не один раз, и эффект аудиокниги получился совсем противоположный... В итоге — пришлось слушать очень долго и с большими перерывами, т.к все происходящее просто «растянулось» где-то на неделю-две (вместо обычного дня-двух, при чтении «с бумаги»). Так что... эксперимент с перечиткой был (субъективно мной) официально признан не совсем удачным)). С другой стороны... совсем уж нудным данный повтор назвать все же нельзя... Будем считать, что я просто «обновил изначальные впечатления» и окончательно задвинул книгу «на самый дальний угол полки»))
P.S Да, и полностью согласен с Manowar76: «... я прекрасно знаю, как у меня обстоит дело с перепрочтением вещей юности — в большинстве случаев отчего-то совсем не получается вернуть ощущения, которые книга вызвала при первом прочтении. Зачастую по прочтении возникает разочарование. Но это знание не мешает мне все же периодически возвращаться к любимым книгам четвертьвековой давности».
majj-s, 20 августа 2021 г.
Глаза Дракона или Об удачном соавторстве
«Когда человек перестает соответствовать своему миру, тот его отторгает. Выбрасывает.»
Соавторство вещь опасная. Только в комиксах супергерои, объединившись, удесятеряют силы. В реальности из соединенных усилий двух и более авторов чаще всего получается недурное буриме, не имеющее самостоятельной ценности как литературный артефакт. Я не говорю об изначально парных проектах, вроде братьев Гонкур, Анн и Сержа Голонов, Ильфа и Петрова, Стругацких , Дяченок, Литвиновых,но именно о совместном творчестве состоявшихся по отдельности авторов, чаще всего результат слабее того, чего можно было бы ожидать от каждого. Не в этом случае.
«Не время для драконов» в первый раз прочла больше двадцати лет назад, Перумова тогда уже знала, а Лукьяненко нет. Вот, кстати, первая обложка 1997 года четко отображает соотношение известности в паре: Ник Перумов выше и набрано более крупным шрифтом, Сергей Лукьяненко ниже и буквы поменьше, в современном переиздании с точностью до наоборот — звезда создателя «Дозоров», хотя бы теперь и закатившаяся, провела его через великую популяроность.
Итак, они объединились, и книжка получилась чудесная. До последнего времени одним из главных достоинств оставалось отсутствие продолжения. Не сарказм, история с продолжением по отношению к просто истории, сильно отдает халтурой. Лучшее враг хорошего для всех случаев, кроме эпоса.
Прочла, влюбилась, забыла. Не только сюжет, но даже название. Вспоминала только с нежностью сценку, где девушка, которая свалилась на героя как снег на голову, жарит яичницу, не выбирая обломков скорлупы, и это оказывается неожиданно вкусно. И кое-какую жутковатую психоделику, вроде сна, где грубиян толстяк походя смахивает гомункула в котел с малоаппетитным варевом. Это было омерзительно, это было круто.
Я и теперь, после того, как прочла второй раз, остерегусь хвалиться, что стану помнить в мельчайших подробностях. Интриги клановых магов, ужас перед вторжением Прирожденных примерно так же далеки от меня, как декабристы от народа. А все же книга отличная, и читается с удовольствием.
Нет, продолжения, которое «Не место для людей» читать не стану. Лучшее враг хорошего (см.выше).
Пробудился дракон и поднял
Янтари грозовых зрачков,
Первый раз он взглянул сегодня
После сна десяти веков.
Н.Гумилев «Дракон»
kurt76, 6 июля 2021 г.
Финал затянут, сюжет затянут, ГГ туповат.
Darth_Veter, 1 июля 2021 г.
На Срединный мир надвигается большая беда: магические племена Прирожденных в очередной раз пытаются покорить некогда отколовшиеся от них земли. Они делали это уже дважды, но неудачно: мешали драконы, Небесные Владыки местного населения. Но после второго вторжения их уничтожили свои же волшебники. И вот теперь, чтобы спасти мир от грядущей опасности, приходится вызывать Избранного из мира Изнанки...
Долгое время я не читал этот роман, оставляя его для более лучших времен. Виновата во всем реклама, представлявшая авторов как лучших фэнтези-писателей нашей страны. Но время ознакомления, наконец, наступило и... я в который уже раз понял, что доверять рекламе — значит, зря потратить свои деньги. Нет, роман не так уж и плох на самом деле (я ведь поставил ему довольно высокий балл). Просто это далеко не самый сильный и удачный роман двух известных писателей. И это вполне объяснимо. Сказки у Лукьяненко получаются не слишком хорошо — он всё же типичный представитель техногенной фантастики. Даже его знаменитое произведение «Мальчик и тьма» — это не вовсе сказка, а сказочная фантастика, поскольку вся магия там объясняется с точки зрения науки. «Не время для драконов» — из той же когорты. Мир магии в нем — оборотная сторона нашего, продолженная в плоскость магического. Только вместо негров и узкоглазых азиатов там живут гномы, эльфы и... драконы. Вместе с магией, которая вполне объяснима с точки зрения науки, там имеются и технологии: электричество, транспорт (только наземный и водный) и даже канализация! Так что любой переселенец из нашего мира найдет там много знакомого. Думаю, всё, что касается технологической стороны романа, придумано и написано именно Сергей Васильичем.
Перумов — писатель иного сорта. Он, как раз, типичный «сказочник». Тематика «Драконов...» ему хорошо знакома и опробована на практике (взять хотя бы трилогию о мире «Властелина колец»). Вся магическая составляющая этой истории, скорей всего, — его рук дело. Есть в ней стандартная линия (магия четырех стихий) и некоторые собственные разработки (магия зверей и двойственная сущность Убийцы). Многое в этом интересно и оригинально. А вот сам Срединный мир не удивляет ничем, кроме шаблонности и однообразия. Это явный «минус», ибо на особенностях магии и красочном описании Средиземья Толкин выстроил свой уникальнейший в многоликости проявления мир, ставший своеобразным эталоном фэнтезийного жанра. Я надеюсь, что с продолжением толкиновской трилогии у Ника получилось гораздо лучше (я еще ее не читал).
Сюжет особыми поворотами не блещет (за исключением самого финала, но о его сути уже можно догадаться с середины романа). Обычная road story, выражаясь языком американских кинематографистов: два персонажа идут по большому миру, преодолевая разнообразные трудности и препятствия, чтобы пройти все ступени инициации и достичь ключевой точки в строго отведенное время (чувствуется сильное влияние «Властелина колец»). К сожалению, сами персонажи какие-то однотипные и закомплексованные в своем предназначении. Та же Тэль так и не удосужилась объяснить Виктору, зачем они идут в Срединный мир, и что он там должен делать. К чему такая таинственность, авторы так и не раскрыли. Сам же Виктор вырисован весьма противоречиво и неубедительно: то он ничего не понимает и не может, то уже через секунду «чегой-то» вспоминает и крошит в капусту магов ПЕРВОЙ ступени. Взрослого читателя такой «малиной» не убедишь. Зато «зеленой молоди», помешанной на ролевых играх, действо определенно должно понравиться.
В общем, на мой взгляд, роман слишком растянут, в нем слишком много сексуальных сцен и слишком мало действия (прежде всего — интриги). Можно было сделать из него более достойное произведение, но авторам то ли не хватило времени, то ли фантазии. А жаль...
-----------------
РЕЗЮМЕ: российский аналог «Властелина колец» со всеми недостатками вторичности. Идея хорошая, а вот реализация...
koudiarov, 15 января 2021 г.
Читал в далеком 1997 подростком, перечитывал в 2000-х, и сейчас освежил перед прочтением продолжения.
Первое — контекст; действительно в 1997 в воздухе витало — ждали Владыку-дракона, боролись с прирожденными, устали от свободы кланов ... все именно так и было. Кланы — прямо как приватизированные сектора экономики — забавно рефлектировать уже взрослым. Дождались условно через 3 года — но дух той эпохи вполне хорошо отражен в тексте.
Второе — сюжет / мир. Первооткрыватели и мастера всех будущих попаданцев в русскоязычной литературы — сделано элегантно и вполне разумно — даже сейчас через 25 лет — читается свежо; сюжет — простенко и со вкусом — есть экспозиция, завязка, кульминация, логичный финал и полное раскрытие темы (без продолжений). Темпоритм, отдельные сцены, развитие героя — все хорошо по технике и замыслу.
Третье — женские персонажи, и маги как отличники-технари — стереотипы, стереотипы — это больше продукт Ника — можно было и меньше, но в целом неплохо, но односторонне. Насмешки на толкинистами — ха-ха — очень даже неплохо.
lammik, 2 октября 2020 г.
Из нашего мира, называемого Изнанкой, попадает в мир Срединный простой российский врач Виктор. У него есть Предназначение, он должен овладеть Стихиями и стать кем-то. Кем именно — решать ему самому, но желающие помочь найдутся.
Есть писатели, при упоминании фамилий которых память услужливо подсказывает фамилию соавтора. Войскунский и Лукодьянов, Брайдер и Чадович, Емцев и Парнов, Ильф и Петров. Два ума, два воображения, два вдохновения, объединившись, получают мощнейшую синергию. В данной книге ничего такого не вышло. Я в принципе не любитель творчества Ника Перумова: пафос, давящая многословность и общая расплывчатость (позволяющая вызвать у отдельных читателей синдром поиска глубинного смысла) — вот его вклад в общий котёл. Стили у авторов столь различны, что легко угадывается, кто и за что отвечает в тексте книги. О логике сюжета лучше при чтении не задумываться, даже и к финалу не всё происходящее получает вразумительное объяснение.
Возможно, в год издания «Не время для драконов» и смотрелся свежо и даже революционно. Но сейчас это просто банальная история о «попаданце» в параллельный фэнтезийный мир. Да ещё и не из лучших.
Lilian, 14 июля 2020 г.
Сравнивая впечатления «тогда» (первое прочтение лет десять назад) и «сейчас» (перечитывание с целью вспомнить и оформить впечатления), с некоторым радостным удивлением признаю, что мне до сих пор нравится эта книга. Чуть поменьше оценка, лучше видны стандартные ходы и приёмы... Но вот нравится, и всё тут.
На мой взгляд в этом романе соединились наиболее характерные черты двух соавторов. От Лукьяненко — образ главного героя, его самоощущение, лёгкая пассивная ирония в реакциях на стресс, подростковый образ Тэль, использование цитат из песен, ряд лёгких отсылок на реальность и реальных людей, финальные философские рассуждения. От Перумова — яркость в описании магических схваток, интриги и противостояния кланов, образы практически всех магов, возрастающий к финалу масштаб и пафос. И пускай сам по себе сюжет относительно прост и не уникален, совокупность всех перечисленных выше элементов создает яркую и интересную картинку. Редкий случай, когда в соавторстве проявляются лучшие черты обоих соавторов.
Всегда считала этот роман абсолютно самодостаточным и не требующим продолжения. Но спустя долгое время авторы решили вернуться в этот мир и к этим героям. Что, в свою очередь, сподвигло меня на перечитывание этой книги.
Anahitta, 21 июня 2019 г.
Привет «Роману-рулетке»!
Книга попала на рулеточную полку только благодаря Лукьяненко, потому что с творчеством Перумова (Героические Герои, Магическая Магия, Пафосный Пафос и непременно всё с Больших Букв) у меня отношения упорно не складываются. Для знакомства с романом я выбрала аудиоформат, так что как минимум проблема Больших Букв была решена (так нет же, чтец их выделял интонацией!).
Очень заметно, который из соавторов что писал. Линия Виктора – несомненно, Лукьяненко, а магические маги с проклятьем на челе – это по части Перумова. Главный герой Виктор – поначалу обычный человек с Изнанки, то есть из нашего мира, похожий на Антона Городецкого и прочих персонажей Лукьяненко. Обнаружив в своей квартире раненую девочку-подростка, он как врач считает своим долгом ей помочь и отвести домой. Вот только девочка со странным именем Тэль приводит его в Срединный Мир. Это типичный мир фэнтези, с Магической Магией, населенный кроме людей эльфами, гномами, а для разнообразия здесь уже есть электричество и поезда.
В параллельной сюжетной линии Перумов описывает разборки между магами стихий Торном и Ритером. Они обеспокоены тем, что Прирожденные собираются наслать на их мир Дракона Сотворенного, а еще и к ним с Изнанки идет Убийца Драконов. Причем читателю как дважды два с самого начала ясно, что этот последний и есть Виктор. Общество суровых магов разбавляет нимфоманка Лой Ивер из клана Кошки. У обворожительной интриганки есть свои собственные проверенные подходы к мужчинам… Не, ну я не мужчина, может, поэтому не способна симпатизировать шлюхе в роли одного из главных женских персонажей?
Маги пытаются убить Виктора, невразумительно мотивируя это тем, что Убийцу Дракона нужно уничтожить, пока не поздно. Виктор в компании с Тэль совершает эпический квест по Срединному Миру, прокачивая Силу. В какой-то момент Лукьяненко заражается стилем соавтора, главный герой начинает страдать припадками магического гнева, вещать, а не говорить, в общем, «Гнев, Богиня, воспой…».
Лет 20 назад, когда роман был написан, он мог представлять собой что-то примечательное, сейчас же это Банальная Банальность на сюжет «попаданец обыкновенный прокачивает Силу в вымышленном мире и поднимается на высший уровень». Для обоих соавторов вещь абсолютно проходная. Но вот какие-то моменты из описаний магических способностей впоследствии Лукьяненко явно и не без пользы позаимствовал для «Дозоров».
Hutorx, 29 марта 2019 г.
Читал лет 15 назад. До сих пор приятное впечатление об этой истории.
Приятная классическая фентези о попаданце (в то время я термина то такого не знал!). История про становление мифического героя-спасителя. Что-то типа мультика Аватар, где главный герой должен овладеть 4-мя стихиями и одолеть драконью угрозу!!
Звучит банально, да может так и есть, это же обычное героическое фентези, но читается это всё кране приятно. В конце концов это ж Лукьяненко. Он плохо писать не умеет. Да и Перумов — тоже не бездарь.