fantlab ru

М. С. Парфёнов «Сюрприз»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.18
Оценок:
170
Моя оценка:
-

подробнее

Сюрприз

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Настя и Анжик приехали на дачный участок к подруге, собираясь сделать ей приятный сюрприз. Но девушек на месте тоже ждал сюрприз, и сюрприз ужасный...

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2020», 2019 г.

— журнал «DARKER № 6'21 (123)», 2021 г.

— антологию «Лучшее. Страшное. Дрожь», 2021 г.

— антологию «Беспредел», 2024 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Самая страшная книга 2020
2019 г.
Лучшее. Страшное. Дрожь
2021 г.
Беспредел
2024 г.

Электронные издания:

DARKER № 6'21 (123)
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ, по чесноку, надо причислить не к литературе, а назовем вещи своими именами к говнотворчеству. И это не оскорбление! Просто откройте рассказ и убедитесь в самом прямом смысле слова дерьма в нем столько, что вполне заслуженно такое определение. Радость извращенца, выплеснутая на бумагу: фантазия о крови, расчлененке и дерьме ради крови, расчлененки и дерьма.

Никакого другого смысла в этом опусе не присутствует.

Колорит, атмосфера? Да бросьте! Кому нужна эта нудятина? Картонные, натужно выписанные провинциалы вызывают отвращение с первой минуты, настолько они примитивны: только бы пожрать да бухнуть. Если автор имел в виду, что провинция уже задолго до маньяка утонула в дерьме (духовно понимаемом дерьме), то извините, а почему такие оскорбления провинции?

Почему эти простые люди так омерзительны в изображении автора? Ради чего в тексте присутствуют все эти «ишш-шо», «милай моя», «по метрам чухалась», «до вокзала дошкандыбала», «покурякаю» и прочий «провинциальный» колорит, «брянско-шуйский эсперанто», разбавленный шутками, древними как говно мамонта («суров как брянский лес», «оглянись вокруг себя, не гребет ли кто тебя»?) Кстати, если кто не в курсе: эсперанто вовсе не диалект, а искусственно созданный для международного общения язык, поэтому в данной фразе нет ни метафоры, ни юмора, просто ошибка.

Чтобы пугаться и сочувствовать персонажам, читатель должен ассоциировать себя хоть с кем-то из них. Но ни с кем из этих персонажей ассоциироваться не хочется.

Жалеть в рассказе некого. Разве что собаку?

Но разве стоило ради этого выливать на страницы произведения такое количество дерьма? Глупо и зло по отношению к читателю. Вместо интересного сюжета, интересных характеров и событий автор просто плещет в лицо читателю помои – без труда и незатейливо. Здесь нет писательского труда, психику читателя подавляет сам выбранный предмет (дерьмо). Поэтому такие тексты нельзя считать литературой. А чем – написано выше.

Оценка: 1
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ делится на две части: бессмысленно-ненужную и основное повествование. Первая – это скучнейшие посиделки родственников, долженствующие обозначить завязку, вторая – вялый экшн с потугами в психологию. В такой композиции, вероятно, предполагалась игра на контрасте: мол, вот как все начиналось радужно, а потом якобы тучи резко над героями почернели. Но никакого контраста не получилось. Герои слишком карикатурно-картонные, с первого предложения понятно, что ничего интересного в их диалогах читатель для себя не найдет, никаких сложных отношений не обнаружит, а тем более чего-то любопытного для развития сюжета. Ни одного «сюрприза» здесь нет, все плоско и банально – и с какой целью эти затянутые разговоры присутствуют в рассказе, не ясно.

Огромное внимание уделяется персонажам дяде Вите и маме Васе: тщательно (с тщательностью, достойной лучшего применения) для них прописана речевая характеристика – провинциальный говорок, которым персонажи без умолку трещат, чем достают неимоверно. Примечательно, что вся эта «провинциальная прелесть» не сыграет ровно никакой роли в сюжете. Мама Вася исчезает из виду сразу, потрещав и потрындев о ненужных пустяках, бесследно. Зачем она была нужна для сюжета? Низачем. Зато дядя Витя был ОЧЕНЬ нужен — чтобы отвезти девчонок по адресу. С таким же успехом девицы могли бы воспользоваться такси. Причем сразу. С вокзала. Ведь дядя Витя тоже из сюжета исчезает – ровно до того момента, как его убивают за кадром при непонятных обстоятельствах, чтобы утопающая в фекалиях Настя, прячась от маньяка и ожидая неминучей смерти, растроганно поплакала об этом замечательном человеке, который был ей, оказывается, как родной. (Очень правдоподобно, правда?) Дядя Витя же такой положительный тип, хотя по ходу рассказа он преследует только одну цель: пожрать и выпить. Если судить по роли этого персонажа в сюжете, то это персонаж третьестепенный. А если смотреть по объему текста, сколько он занимает в рассказе, то на этом фоне затерялись даже обе главные героини – Настя и Анжик, представляющие из себя всего лишь двух странных картонных дур, которые смеются невпопад и непонятно над чем (только палец покажи). Разумеется, никакого сочувствия ни один из описанных персонажей вызвать не может: банальные фразы, тупой юмор на грани имбецильности вызывают только лютое раздражение.

На этом фоне мог бы быть интересным даже маньяк – если б он сразу замочил всех лишних персов в тексте, честь ему была бы и хвала. Но к сожалению этот тип такой же тупой и раздражающий, как и его жертвы. Перед нами одноклеточные организмы.

Сюжет для них выбран простейший, как в любом подростковом слэшере: девчонки едут в гости, а попадают в лапы маньяка – он убил жену после ссоры и пришлось ему избавляться от свидетелей – тех самых девчонок. Все события происходят ВДРУГ: случайно сходит с ума знакомый; случайно девицы приезжают в момент, когда маньяк возвращается домой. Совпадения, совпадения. В жизни в теории они могут встречаться, но в данном сюжете правдоподобие разрушается не только совпадениями, но и кучей других деталей, о которых скажу позднее.

А пока – маньяк. Он – никакой. Карикатурное убожество, которое орет на тело жены и без конца поминает по поводу и без лиц еврейской национальности – сыпет поговорками времен загнившего социализма. Неудачник, слабак, которого сократили с завода, из-за неприятностей он сорвался на беременную жену, которая хотела уйти, за что-то убил собаку, за что-то замочил жену, непонятно зачем убивает всех, кто попадется ему на пути. Сумасшедшая машина для убийства? Да нет. Учитывая глубину психологизма этого персонажа (примерно с блюдечко), и его постоянные ни к селу ни к городу фразочки о жидах, — не более, чем взбесившийся принтер.

Но он тоже одноклеточный дебил: попытался от трупа избавиться, но черенок лопаты сломался и грибники помешали, поэтому он с трупом в багажнике едет домой. Почему бы не бросить тело в лесу и замаскировать его листвой? А что мешало закопать во дворе дома или на огороде? По описанной локации – места полно, народу никого рядом нет, соседей нет. Ведь девчонки, попав к дому маньяка, даже не пытаются кричать или убежать по-партизански огородами, хотя дом вовсе не окружен по периметру каменным забором с вышками и собаками – беги-не хочу. Они не хотели. Вместо того, чтобы убежать (еще разделиться при этом!), они мечутся между машиной и туалетом (причем даже не выпуская из рук бутылки с бухлом – демонстрируя то ли упорство, то ли упоротость) и в конце концов выбирают маленький тесный сортир. Отчаянные!

У маньяка тоже куча вариантов, но он выбирает самый тупой. Возвращается с трупом домой и пытается его расчленить. Зачем? Ну, может, обереги хочет по огороду раскидать, мало ли. С убийством жены он тоже выступает редкостным рукожопом: сперва ее ударил, подождал, когда у нее случится выкидыш, а потом расправился? Труп собаки и «выкидыш» спустил в толчок, а для жены решил устроить торжественное погребение где-то в лесу. Логика? У одноклеточных этого не бывает.

Вот подружки — они тоже хороши: бутылку с вином, вместо того, чтоб тихо поставить где-нить в углу, будут ее таскать до конца, чтобы она упала и привлекла внимание маньяка. Две здоровые девки вдвоем настолько отупели от страха, что не могли вооружиться чем-то – инструменты садовые валяются рядом — и вдвоем атаковать хилого дрыща Костю?

Да той же бутылкой по балде врезать – на такое люди даже от страха вполне способны. А тут что получается? Девушке надо обладать большим дарованием, чтобы имея столько возможностей и вариантов, избежать всего и вместо всех хлопот загнать саму себя в сортир, чтобы захлебнуться в дерьме. Ради спасения жизни.

Ладно, в рассказе все имбецилы. Но все же самая большая глупость в рассказе – сам сортир-убийца.

Вы только представьте: туалет рядом с домом, чуть ли не перед крыльцом, ямный, глубокий. И в нем — гнилой пол. Притом, что дом-то не заброшенный, а вполне жилой. И через этот гнилой пол проваливается героиня. Сами жильцы ни разу не провалились, даже беременная женщина. А вот девчонка, забежав однажды, тут же улетела. Какая невезучая!

С одной стороны. А с другой: ну кому бы еще могло так повезти – в толще мочи и кала найти «выкидыш» (интересно, на каком месяце? До четырех месяцев тельце младенца не более 12-14 см, в полгода это уже преждевременные роды, а не выкидыш, но пусть будет побольше – 20 см. И вот эти 20 см в толще мочи и кала неожиданно всплывают наверх и прямиком попадают в руки Насте. Вот это джек-пот! И глаз подружки прямиком в дырочку-сердечко в двери тоже к ней выскочил, как в лузу в бильярде. А вы думали, девчонке не везет. Да она счастливица, каких мало!)

Но дура. В сортирной яме Настя продолжает тупить: после падения вниз – это какой гигантских грохот и хлюп должен был раздастся от проломленных досок и всплеска дерьма?! А какой запах! – Но Настя, не обращая внимания на этот шум и переполох, пытается зажать себе рот запачканными дерьмом руками…чтобы не нарушить покой маньяка, который в этот момент ломает дверь сортира. Наверно, очень тихо ломает. Настя слышит звук приехавшей машины дяди Вити и думает, что неплохо бы его предупредить… Покричать ему из сортира. Ну да. А че?

Закончу по традиции избранными цитатами:

«Одна грудь повисла набок, другая была залита кровью, а из плеча над ней торчал топор» – Вы поняли, где находится плечо? Если не знаете – читайте внимательно: над грудью!

«Стопа оскользнулась, гнилая доска под ней громким треском вторила ломающейся двери.» – Это не Настя поскользнулась, а ее стопа. Даже не нога, а отдельно стопа. Пока гнилая доска вторила ломающейся (какая ломака-капризяка) двери… Короче, в этой компании всем было весело.

“Прилипла глазами к окну” – глазки не размазались?

Каждый раз мне искренне не хочется посвящать творчеству автора такие полотнища текста. Оно того не заслуживает. Если бы автор был обычным графоманом, можно было бы пройти мимо. Но я вижу, что ему повсюду поют дифирамбы и даже называют будущим классиком русского хоррора. Упаси боже от таких классиков! Все мое нутро протестует против такого развития событий, и я берусь за работу.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понаехавшая студентка-москвичка Настя Хрипцова возвращается на малую родину, проведать родню да знакомых повидать. Она и не подозревает, чем окончится заготовленный для семейства подруги Светки «сюрприз», когда вместе с другой подружкой Анжелой-Анжиком отправляется навестить домик Светки в местной деревушке.

Этот рассказ меня удивил. Первая треть и без того небольшого текста выглядит так, будто автор добавил ее с целью попрактиковаться в персонификации диалогов. То есть, она не особо влияет на сюжет и просто переполнена «брянско-шуйским эсперанто». Не спорю, удалось оно на славу, только не вполне понимаю зачем.

Остаток истории содержит веселое кровавое мочилово, которое вполне себе ничего, особенно для любителей веселого кровавого мочилова:) игры в прятки с безумным маньяком, топор, натуралистичные описания — все на месте в нужных пропоряциях. Единственный смутивший меня момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Внутри машины никого не было. Настя поняла, что это не правильно, когда Костя повернул ключ в замке. Не правильно, ужасно-ужасно-ужасно неправильно, потому что там, в «Королле», должна была сидеть Света. И еще в салоне должен был быть пес, подросший за год жизнерадостный щенок хаски. А там было пусто.» — она ведет себя так, будто знает, что находится в хоррор-рассказе про маньяка. Там еще другие «ужасные» подробности прилагались, типа водитель был неаккуратно одет и на грязной машине. Тоже мне невидаль, особенно в деревне) и все остальное — ну приехал он один, и что? На то может быть тысяча и одна причина, и это вовсе не повод немедленно впадать в панику. В общем, как-то необъяснимо легко героиня понимает, что произошло что-то не то. Это малость смазывает реалистичность.

Вообще мне казалось, что в ССК больше не прокатывают подобные рассказы-коротышы, состоящие по сути из одной сцены. Ан нет, получается все зависит в конечном счете от качества текста. Здесь с этим все в порядке — как обычно у Парфенова, за отлично подобранными словами, за стройными строками видится прорва работы. И рассказ среди прочих выглядит крепким середняком.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда речь заходит о маньяках и серийных убийцах в русском хорроре, первым делом вспоминаются две фамилии: Матюхин и Парфенов. Не потому, что этих ребят давно разыскивает полиция, а потому, что они чаще остальных обращаются к теме — и очень уверенно (подозрительно уверенно!) себя в ней чувствуют. Матюхин в ССК-20 не представлен, а вот Парфенов тут как тут. И не один, а с очередным ярким душегубом.

«Сюрприз» не гонится за оригинальностью, а рассказывает предельно простую, но потому и жуткую историю. Главная героиня приезжает в родные края и вместе с одной подружкой решает нагрянуть в гости к другой. У той уже семья, вместе с мужем она живет за городом и ждет первенца. Только вот на звонки чего-то не отвечает, поэтому подруги и хотят заявиться без предупреждения. Устроить сюрприз. Но на самом деле сюрприз ждет их.

У Парфенова получился годный маньячный хоррор — в меру жесткий, в меру напряженный, в меру веселый (да-да, без черного юморка тут не обошлось). Удался образ антагониста, у которого пунктик на евреев. «Если в кране есть вода, значит, жид нассал туда» — подобные фразочки, наложенные на действия персонажа, звучат одновременно и забавно, и жутковато. Потому что ты понимаешь: у произносящего их человека явно протек чердак. И самое страшное как раз в том, что подобные экземпляры живут рядом с нами, могут быть (или казаться) вполне нормальными, а потом по каким-то причинам происходит то, что делает их героями криминальных новостей.

История ладно скроена и хорошо написана. Может, экспозиция длинновата, но зато она помогает лучше прорисовать героев, сделать их ближе к читателю. А сцена в уличном туалете помимо прочего воскрешает в памяти один из страхов детства, когда гостишь в деревне и боишься провалиться в зловонную сортирную яму… Бульк!

В сухом остатке имеем крепкий жанровый рассказ на любимую тему автора. Рассказ, который в очередной раз доказывает: страшнее человека зверя нет.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девушка Настя приехала из Москвы в родной поселок Шую — повидаться с родней и подругами. Но подруги не все в сборе — Света, беременная, не смогла прийти на встречу, и Настя решает вместе с дядей и Анжиком (тоже подруга) заехать в гости и устроить сюрприз. Но гостей никто не встречает, на участке тихо, даже собака куда-то запропастилась...

Собственно оценивать качество самого текста я пытаться не буду — не дорос еще. Одно могу сказать точно — ни разу не споткнулся, а все описываемое живо представлял в голове, так что за отдельные эпизоды отдельное же «спасибо» — я обедал.

Перед нами настоящее торжество саспенса. В самой, мать его, чистой форме — на уровне эссенции. Изначально, как пишет сам автор, рассказ был создан в качестве сценария для короткометражки, и , думается мне, на экране бы он смотрелся весьма мочегонно. Суть в том, что Михаил задействовал в рассказе почти все возможные формы взаимодействия с саспенсом: «герой видит опасность, она его не видит», «герой знает, что опасность рядом, но не видит», «герой подозревает опасность, но не видит», «опасность видит второстепенного персонажа на глазах героя» и так далее. Техника описанной Хичкоком «закрытой двери» здесь задействована в полной мере. На самом деле, возникло даже ощущение, что рассказ мог бы нам повествовать о волке и двух зайчатах, или, скажем, о минотавре и Тесее. Суть в том, что схема использована совершенно беспроигрышная и разыграна она великолепно. Отчасти даже обидно, что, непосредственно «релиз» ситуации можно краем глаза заметить ДО того, как до него дочитаешь (из-за капслока). Находись он, например, на другой странице, вполне возможно, финал мог бы действовать как скример. Кстати, наверняка этот рассказ очень здорово смотрится в звуке.

Возвращаясь к вопросу сеттинга — мне кажется, и здесь Михаил сработал безукоризненно, попав, в целом, в каждого первого читателя и создав ситуацию, в которую может попасть КАЖДЫЙ из нас. Ведь каждый ходит в гости , приезжает к родне, навещает старых друзей, которых давно не видел. Кто знает, что там могло за это время произойти у них в жизни или в голове?

Короче, мощная саспенсная вещь. Отличный триллер, хороший хоррор.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насквозь обыденная и оттого вдвойне страшная история. Две подруги решили наведаться в гости к третьей, сделать ей сюрприз. Поначалу все очень мило и беззаботно — девушки и вина прикупили, и после приятных посиделок собираются ещё сгонять по грибы. Зашли они в гости, а там...

Парфенов неукоснительно следует правилам Стивена Кинга — усыплять читательскую бдительность. И когда уже кажется, что ничего страшного в рассказе не будет, тут-то автор и обрушит ужас на своих читателей. Вторая половина рассказа просто беспощадна, и тем страшнее, что мистики в ней нет — иногда самый, казалось бы, невинный человек может обернуться монстром почище Пеннивайза.

Вместе с героинями я надеялся на хэппи-энд, но это Михаил Парфенов, его авторский сборник недаром зовётся «Зона ужаса», и это «Самая страшная книга 2020», так что держи карман шире. А сколько таких историй может происходить прямо сейчас, в эту самую минуту — и даже в новости далеко не все попадают...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

А потом в этой дыре появляется окровавленная харя безумца, который хохочет и орет: — СЮПРИИИЗ!

Не смотря на всю мою любовь к творчеству М.С. Парфенова, но порой попадаются такие рассказы, которые просто не твои. Сюжет, где кровь, кишки, распи*****им — очень популярно на экранах, да и фанатов жанра просто завались, но... Туалетный жанр иначе и не сказать.

Не хочу задеть автора, ведь, как уже говорила, его творчество действительно интересное и сильное, правда рассказ не для всех. Если отбросить все неприятие, то перед нами чистый слэшер. Безумие в чистом виде, где концовка предсказуема.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая история из жизни среднестатистической замкадской семьи. Две девушки решили устроить сюрприз своей подружке, и внезапно нагрянули к ней домой. Но сюрприз ожидал их. Муж подружки тронулся кукухой. Мне не зашло, хотя написано славно, не отнять. Есть напряжение, есть сопереживание, а вот концовки, как впрочем и начала, нет. Для любителей сплаттера, наверное норм, хотя, если подумать, все мясные сцены остались за кадром. Может от того и страшнее. И всё же, от Парфёнова хотелось получить полноценный рассказ, а не, пусть динамичную и яркую, но всё же зарисовку.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем рассказ понравился, так это — атмосферностью.

Маленький городок, частный сектор на окраине. Провинция. Но, провинция получилась какой-то, уютной, домашней. Ну, правильно, главная героиня и возвращается домой, туда, где провела своё детство.

А потом, на контрасте, начинается кромешный ужас.

Но, рассказ очень незатейлив.

Герои — плоские, картонные.

Сюжет — прост.

Но, тем не менее, история держит в напряжении. Страх героини читатель переживает вместе с ней. Очень кинематографичная история.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бодрый, незамысловатый рассказ о сошедшем с ума на фоне бытовых неурядиц товарище, ожидаемо ставшим опасным для окружающих.

Девушка-ГГ приезжает из Москвы в гости к провинциальной родне и друзьям.

После приветственного обеда, две подружки вместе с дядей одной из них едут навестить недавно вышедшую замуж третью, живущую в уединенном поселке. На звонки та не отвечает, и подруги решают нагрянуть в гости без приглашения, устроив сюрприз.

Честно говоря, ожидала бОльшего:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что в доме уже давно творится как минимум сектантская чертовщина, по углам развешаны трупы, беременная жена прибита к полу в подвале, собака распята на потолке, ну и прочая, и прочая

но все оказалось проще, хотя и все равно страшно.

Если б было больше изысков, поставила б на 1-2 бала больше, а так — просто хороший рассказ.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Добро пожаловать в бар “У Парфенова”!

- Да, давненько я у вас не был.

- Год, если точно.

- И правда! Ох и накидались же мы тогда у вас! Знатно... Как же та вечеринка называлась? Всё до сих пор как в тумане.

- Зона ужаса.

- Точно! Точно, Зона ужаса. Сколько ж я выпил тогда, не счесть, даже неудобно как-то...

- Шестнадцать коктейлей, если точно. Не стыдитесь, я понимаю, ведь это моя работа.

- Ох, а откуда вы все помните? Меня и... шестнадцать коктейлей.

- Ну... Вы единственный, кто выжил с той вечеринки. Я думал, вы уже и не вернетесь.

- Хах! Юморок у вас!

- Кстати, попробуйте наш новый коктейль “Сюрприз”.

- Звучит интригующе. А что там?

- Ну это же сюрприз! Специально для вас, только что приготовил. Мы вас ждали...

- Ну и сервис, однако! Выглядит интересно — тут и красное, и коричневое! Наверное ягодный сироп? Шоколадный ликер?

- Возможно... Но вы попробуйте.

- О, а на дне еще и водка? Или ром?

- Или пот с читательских ладоней.

- Что-что, простите?

- Ничего, ничего. Вы пейте!

- Ух ты! Да тут еще и плавает что-то! Круглое и белое. Зефир поди, а? Уххх, ну вы и выдумщики! Довольно гротескно смотрится, и вообще!

- Господи ты боже! Хватит болтать! Глотай! Глотай уже!!!

- Хорошо, хорошо, не кричите! Сейчас. Но пахнет он как-то странно. Фффуууу, это что дерь

- Ахахахаха, теперь ты живым точно не уйдешь!!! Не выживет НИКТО!!!!!!

PS: за полным рецептом обратитесь к первоисточнику.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе рассказ, пластилиновый, как мультфильм. Напряг имеется, загадка — спасётся — не спасётся в принципе тоже присутствует, внешняя среда ДЕЙСТВА также обозначена доходчиво. Не понравился настойчивый рефрен на «антисемитскую» тему — видимо, проходной балл автор решил повысить, прогнувшись под нынешние мировые тенденции.

В общем, рядовая побасенка без особой «ужасной» составляющей.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх