Сергей Лукьяненко «Категория Зэт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В рассказе Сергея Лукьяненко «Категония Зэт» ребенок обладал способностью материализовывать свои мысли и желания. И немудрено, что им как эффективным оружием заинтересовались военные...
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоБольшинство авторов начинают писать с рассказов. Вначале кажется, что куда проще написать маленький рассказ, чем большой роман. Лишь через годы приходит понимание, что, в сущности, все прямо наоборот.Рассказы из этого раздела – одни из первых моих произведений. «За лесом, где подлый враг…», например, – это первый написанный рассказ, и при этом – первая публикация в знаменитом журнале «Уральский следопыт». «Нарушение» – первый вообще опубликованный рассказ, причем вышел он одновременно на русском и казахском языках – существовали когда то такие двуязычные журналы. Рассказ «Именем Земли» явно предполагался началом какого то цикла, может быть, рассказов, а может быть, и романов. Не сложилось… этот мир так и остался первым, еще робким прикосновением к жанру космической оперы.
Какие то из этих рассказов сильнее, какие то слабее. Но в общем то мне за них не стыдно и сейчас. Разбросанные по множеству журналов и сборников, они впервые выходят вместе и под одной обложкой. И очень хочется надеяться, что и через десять лет после написания они вызовут интерес читателя
Входит в:
— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.
— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Донырнуть до звёзд», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_xander_, 29 сентября 2019 г.
»...ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его..»
от Марка. 11-23
Межзвездная война, охватывающая невообразимые по размерам пространство и количество живых существ, вовлеченных в нее. В любом случае победа или ощутимый перевес в ней, обойдется любой стороне конфликта немалыми потерями в живой силе, технике и ресурсах. Возможность разом закончить данное противостояние казалось бы является чем-то настолько несбыточным и невероятным, чтобы вообще вести о этом речь — как на сцену выходит ничем непримечательный подросток с окраины обитаемых земель...
В христианстве вера в чудо является только упованием на силу Создателя, ибо на подобное не хватит никаких человеческих сил, в этом же рассказе автор предлагает посмотреть на то, что получится, если человек будет расплачиваться за совершенное чудо своей собственной жизненной энергией.
В античной философии имело место утверждение, что человек это микрокосм, то есть в нем заключена вся материальная структура космоса. Такая точка зрения действительно позволяет понять и поверить в финал рассказа.
mputnik, 18 января 2020 г.
И-э-ххх.. Читаешь сборник, и — ощущаешь себя как на старом кладбище. Кругом — запустение и тлен, старые могилы великолепнейших Идей, каждая из которых могла бы стать основой шикарнейшего романа. Или — прекрасной повести. Ну, или — на худой конец — замечательного рассказа. Если бы Автор дал себе труд довести Идею до ума.
А так он её — просто похоронил под ворохом слов. И — теперь, аки мазохист, вытаскивает на свет божий, поворачивает с боку на бок, разглядывая так и сяк, а потом... — отворачивается и бредёт дальше, меж рядов покосившихся крестов.
Сколько трупов прекрасных книг, ёкарный бабай
LadyAngel, 27 марта 2019 г.
Да, действительно, рассказы Сергея Лукьяненко имеют особую атмосферу. Соглашусь, что в них наиболее прослеживается сам автор.
Романы, в силу объёма, имеют больше деталей, наполняющих атмосферу, воды, отступлений... В рассказах всё сжато до предела, в них ты сталкиваешься с проблематикой один на один. Будто она — это грабитель в подворотне, который держит лезвие ножа у твоего горла. Время останавливается, ты видишь каждую его крупинку, ты чувствуешь смрадное дыхание твоей проблемы... И остаётся либо отдаться ей, позволив распоряжаться твоей жизнью, либо попытаться решить её для себя. Да, возможно безуспешно, но ты попробуешь.
Что для вас этот рассказ? Решите сами. Для меня — это способ озвучить одну из неоднозначных проблем и подтолкнуть читателя к размышлению.
Сказочник, 13 октября 2018 г.
Очень люблю отслеживать и смаковать творчество автора не через романы, а именно через рассказы. Короткая форма более ярко отражает эволюцию или деградацию. И если посмотреть на творчество Лукьяненко через призму рассказов, понимаешь, насколько он крут. С конца восьмидесятых, с той же «Категории Зэт», и до тех, что датированы 2018-ым. Жаль только, что писать рассказы он начал в разы реже. А именно этот рассказ — человечный. Как и многое в творчестве автора.
god54, 3 ноября 2016 г.
Оригинальный рассказ за счет необычных сверхъестественных способностей человека и сюжетного решения. Хотя с моей точки зрения существовали простые пути транспортировки живого объекта в бессознательном состоянии или полностью напичканного снотворными средствами. Хотя в целом рассказ читается, но концовка могла быть и другая. В то же время любые сверхъестественные способности опасны для обычного человека и никогда не поверю в добрые чувства этих существ, так как в доброту обычных людей. Но, в целом неплохо.
stenny, 27 апреля 2016 г.
Чего прикопались к совершенно неважному понятию — «добрый офицер» или нет?
Это совершенно субъективное замечание, человека проведшего пару недель с другим человеком в некоем транспортном средстве.
вот вы в поезде встретите попутчика, поговорите с ним, выпьете пару раз и он вам тоже может показаться «добрым», а может это какой-нибудь вор-рецидивист «компанейская душа» подался на «гастроли» после убийства?
«Добрым» можно назвать по сравненению с другими людьми, и в данных обстоятельствах.
Офицер просто квалифицированный охранник, с адекватным восприятием опасности и довольно тонкой душевной организацией. Потому что «идейный», почти «пламенный революционер».
Дело не в том, что этот офицер на фоне других конвоиров выглядел лучше или хуже, а в знаменитой фразе Достоевского о «слезе ребенка».
Не знаю, я не очень люблю Достоевского. Не очень понимаю спонтанные поступки в защиту таких тринадцатилетних мальчишек.
Хотя с точки зрения получения «результата» сделано все правильно — неожиданное известие, эффект усиленный только пережитой катастрофой и «случайным спасением», усиленный некоторым периодом неизвестности и прибытия на Землю.
Сказать этак после пары недель, что мол, а ведь «мы победили» или враждебную планету разорвало какое-нибудь притяжение черной дыры — было бы сложнее сконструировать.
С точки зрения стратегии момент выбран удачно.
с точки зрения защиты прав ребенка...
Вероятно всего многие будут возмущаться, но когда войны были более «общенародные», а не велись контингентом высокоспециализированных военных, зачастую — наемников, контрактников, всякие китайцы и не только, считали, что если их ребенок совершил «подвиг» или как-то отстаивал интересы «своих» они гордились этим.
Это в чем-то сравнимо с понятием «один человек» и «выживание человечества».
Ведь не зря в рассказе приведен случай с «невероятным» попаданием метеора в корабль.
А если какой-нибудь паникер ненароком ляпнет что «марсиане» высадились на Манхэттене или в Буэнос-Айрес, или земляне понесли тяжелые потери и отступили куда-нибудь не туда — хана человечеству.
Ну или банально, мальчик проснулся ночью, ему показалось, что его родители умерли — и родители того, канули в Лету.
Думаю автор не ставил себе цель чему-то научить, а просто «поиграл» мыслью о ситуации «или-или».
Ну, Хагакурэ и Ямамото Цунетомо рекомендовали одно...
Знаете, всегда удивлял эпизод с Наткой Шестаковой и Сергеем Ганиным из «Военной тайны» на вокзале и после гибели Альки.
***Но что поразило Натку — это то, что он был не угрюмый, не молчаливый и вовсе не одинокий.
Аркадий Гайдар записал в дневнике: «Сегодня я неожиданно,
но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не
«Мальчиш-Кибальчиш», а «Военная тайна». Мальчиш остается мальчишем, но упор
надо делать не на него, а на «военную тайну», которая вовсе не тайна».
Что же это за «военная тайна», которая вовсе не тайна?
А это и есть те черты характера советских людей, их коллективизм,
интернационализм, готовность к подвигу, которые Аркадий Гайдар разглядел у
советских ребят и которые эти ребята, повзрослев, с такой яркостью проявили
десять лет спустя, на полях сражений Великой Отечественной войны.
Короче, это когда патриотизм не «против» кого-то, иноверцев, безбожников-атеистов, «черных». «желтых» и проч., а патриотизм «за».
ПС. но расказ мне кажется немного «педофильским». Чувствуется«крапивинское воспитание».
Если бы это был молодой, или совсем не молодой человек, или девушка — хотя взрослый, наверное, все-таки догадался насчет своих способностей, — было бы сложнее и не так «безупречно логично».
Герой, офицер чем-то напоминает клерика Престона — сообразителен, умен, безупречен.
A.Ch, 31 января 2016 г.
Юноша с горящими глазами, который сам не зная о том, материализует свои страхи и мечты. И военный, которому предстоит разобраться в применении его способностей. Дэниэль, подобно Хоттабычу, которому мешал шум самолёта, заглушает реактор и создаёт аварийную ситуацию, но беззлобно, наивно.
Для меня рассказ приходится братом, но троюродным “Звёздочки светлой…” Бестера, которому верю больше: ребёнок, даже запуганный, не потратит себя на других, накажет и будет непослушным. Произведение Лукьяненко о силах чувств и взаимопомощи, не в нашем времени решения проблем выстрелами бластера и нажатием кнопок.
Denver_inc, 3 октября 2012 г.
Один из лучших рассказов у Сергея Лукьяненко. Под категорию «ЗЭТ» — попадают особо опасные люди. Только чем может быть опасным обыкновенный мальчишка, способный порезаться от, казалось бы, в принципе небьющейся чашки? И где заканчивается предел нашим возможностям?
P.S. Боже, почему, несмотря на то, что всё шикарно написано, мне хочется выть от горя и тоски? Эй, автор, прекрати ТАК писать о мальчишках… Так нельзя, это ведь дети…
Mono-no aware, 13 мая 2013 г.
Что такое Добро? Некое морально — нравственное состояние сознания. Мораль категория человеческая, а следовательно относительная.
Как может представлять себе Добро тринадцатилетний мальчишка? Какое Добро он мог познать за свою недолгую жизнь?
У Станислава Куняева есть такое четверостишие:
«Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…»
И не смотря на отсутствие явной суровости и жестокосердия у офицера, возможно «добрый» в представлении мальчика, тот — кто к нему проникнется. Тот, кто его выручит. Офицер проникся к мальчику и тот поверил, поверил в его доброту. В ту доброту которую он представляет возможной.
Чтобы изменить что-то..нужно очень много душевных сил. Мальчик отдал всего себя без остатка, ради того..во что поверил!
ashas, 8 августа 2012 г.
Не понравился рассказ. Этот офицер не показался мне особым извергом. Сухарем и служакой да. Но не злодеем. Не могло быть так что обратить его к добру было так же трудно как уничтожить звездную систему.
vgjdh, 27 декабря 2009 г.
Сам рассказ понравился, нарастание интереса, интриги, загадки, подвод к кульминации и ... конец явно не тот. Всё равно что самым лучшим микроскопом забили гвоздь. Не вяжется, ценой жизни мальчишки, превращение 1 (по рассказу совсем неплохого) человека в совсем доброго. Привить доброту может хорошая, заботливая мать (и не обязательно ей при этом умирать), а сила пацана — совсем другого характера и уровня, в противном случае он себя давно бы растратил.
elsolo, 31 июля 2010 г.
По эмоциям, написан так, что задевает, хотя в тексте не видно причин для это, ибо текст показался нарочито сухим. А сам по себе рассказ показался занудно скучным. Странные ощущения.
Yazewa, 7 марта 2008 г.
Занятная история. Сделав вояку добрым, паренек исчерпал весь свой потнциал...
Конечно, много натяжек в этой истории, если задуматься, как грамотно можно было использовать такой дар, в какой компании психологов надо было его транспортировать (или в «выключенном» состоянии) и т.д. и т.п. Но автор явно не ставил задачей акккуратно разрабатывать тему. Он дал только эмоциональную составляющую.
Кстати, понятие доброты в данном конкретном случае тоже как-то сомнительно (перестрелять охрану и забрать мальчишку, неизвестно для чего?).
duke, 17 июня 2008 г.
Отличная история с шикарным финалом. Рассказана, имхо, совершенно правильно и честно. Вот именно так и должно всё происходить — все эти ляпы, отсутствие логики в поведении конвоира, недальновидность «военщины» и пр. и пр. Как в настоящей жизни. И единственное, почему не поставил десятку, так это за то, что уж очень «надоели» эти лукьяненковские тринадцатилетние мальчики... Хотя в данном рассказе это уместно.
Надежда, 19 мая 2007 г.
Меня глубоко поразил смысл этого рассказа. Это как раз тот случай, когда кратко, но очень содержательно. Пожалуй, это один из моих самых любимых рассказов Лукьяненко.