FantLab ru

Паоло Бачигалупи «Заводная»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Голосов:
1149
Моя оценка:
-

подробнее

Заводная

The Windup Girl

Роман, год; цикл «Заводная»

Аннотация:

Андерсон Лейк, сотрудник компании «Агроген», пытается найти банк семян в городе Крунг Тхеп независимого государства Таиланд. Китаец Хок Сен надеется украсть тайну пружины, изготавливаемой на заводе Андерсона, для восстановления своего клана. Эмико — Новый человек, выведенный японцами для помощи и ублажения — оказывается в публичном доме, где терпит постоянные унижения. Национальный герой Джайди, бывший боец муай тай, капитан «белых кителей», борется с беззаконием.

У каждого свои цели, но все они оказываются замешаны в борьбу двух министерств за владение городом.

© gaid
Примечание:

Аннотация приведена в переводе Александра Малиновского


Входит в:

— цикл «Заводная»

— сборник «Заводная и другие», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2009 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2010 // Дебютный роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2010 // Лучший НФ-роман

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2010 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2010 // Дебютный роман

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2010 // Научная фантастика

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Книга года (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Научная фантастика (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной роман

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2012 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2012 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2012 // Лучшая книга года (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2013 // Переводной роман (США, 2010)

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2013 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Другая Земля / Une autre Terre, 2013 // (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2009 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Научная фантастика (133 голоса / 4.9%)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая книга на языке оригинала

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2011 // Роман

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Переводная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книга года

номинант
Портал, 2013 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Заводная
2012 г.
Заводная и другие
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Windup Girl
2009 г.
(английский)
Dívka na klíček
2011 г.
(чешский)
The Windup Girl
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман, который невозможно сравнить ни с каким другим произведением художественной литературы. Его пугающий мир вместе с героями — это биомеханический паззл, элементы которого утопают в грязи Юго-Восточной Азии, по которой много раз прошли катком биокорпорации, оставив после себя жизнь в таком искалеченном виде, что она не отличима от смерти. Искренне завидую тем, кто только собирается впервые его читать!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Склоняюсь к тому, что мистер Бачигалупи все пятьсот страниц «Заводной» сочинял исключительно с крайне серьезным выражением лица. Глубокомысленно и сосредоточенно нахмурившись до такой степени, что зависть одолела бы портреты Фридриха Ницше с Максимом Горьким вкупе с роденовским «Мыслителем». В своем дебютном романе он намеревался явить граду и миру такую ошеломительно апокалиптическую картину будущего, от лицезрения которой даже совет директоров компании «Монсанто» в полном составе обратился бы в буддизм, пожертвовав все деньги на корм для панд, борьбу за сохранение кашалотов и посылки голодающим детям Гаити...

Но такое серьезное отношение к своему литературному труду не помешало мистеру Бачигалупи изваять нечто похожее одновременно на худшие проявления киберпанка вроде фильма о Джонни Мнемонике, шоу Монти Пайтона и дурацкие телепередачи,в которых завороженным обывателям показывали, как бирманцы и тайцы с аппетитом кушают скорпионов и личинок короеда. До предела нафаршированное самыми расхожими гринписовскими страшилками, согласно которым...

Иссякнут запаса нефти и газа, половина земного шара засохнет и станет пустыней, а прочее утонет в связи с повышением уровня моря. Сдохнут птички, окочурятся зверушки, склеят ласты прочие рептилии и амфибии, завянут травы, зачахнут деревья. Налетят полчища вирусов и бактерий, половина человечества испустит дух от страшных болезней, а оставшиеся получат пожизненное несварение желудка от поедания генетически измененного риса. Ничего оригинального в них нет, но на Олимп литературных премий они книжку затащили

Потом наступает триумф всяких нелогичных вещей, о которых уже писали в предыдущих отзывах, но стоит их кратко обобщить. Хрен с ними нефтью и газом, кончились так кончились,но Бачигалупи едва ли не всю технику переводит на какие-то таинственные пружины, в которые кинетическую энергию запихивают гигантские слоны-мутанты, странным образом забыв, что можно строить гидроэлектростанции или АЭС, что электричество можно получать с помощью ветряков и солнечных батарей. Или потребный для указанных батарей кремний тоже иссяк, поскольку весь песок на земле тоже закончился? И как поверишь в то, что людям еды не хватает, а полчищам колоссальных слоняр ее вполне хватает? И каков вообще коэффициент полезного действия этих самых слонов, леший их задери?

Потом там еще удивляют компьютеры, работающие благодаря тому, что некто крутит присобаченные к ним педали. Прямо как в той серии мультика про Барбоскиных, когда Дружок ввиду отключения электричества в момент финального матча по футболу попросил Генку спасти просмотр футбола, и тот превратил велосипед в генератор. Выходит, что и Барбоскины теперь стали героями научной фантастики...

На фоне утверждений о том, что некие умельцы с использованием подобных компьютеров взламывают генетический код растений оптом и в розницу, хочется предложить дорогому Паоло Бачигалупи поехать в лабораторию, занимающуюся расшифровкой генома, и предложить свои услуги в качестве сидящего на велотренажере источника энергии для тамошних суперкомпьютеров...

Пистолеты эти пружинные. Порох тоже не из чего сделать? Бертольду Шварцу было из чего, а теперь вот категорически никак сырья не найти?

Пример еще одной логической нестыковки. Когда автору нужно, он вещает о гибели единого мирового рынка. Но вдруг по мановению волшебной палочки выясняется, что продовольственные корпорации из Айовы диктуют свою волю целым государства и даже Индию поставили на колени...

Подозреваю, что всякие экзотические локации и были выбраны в качестве места действия потому, что надо было всякими шокирующими азиатскими обстоятельствами прикрыть необоснованность притязаний фантазий Бачигалупи на звание научно-фантастических...

Спасает роман от полной дисквалификации живость изложения, лихой сюжет да пара-тройка запоминающихся персонажей. Но именовать сие творение шедевром совесть мне не позволяет...

Оценка: 6
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Поведясь на рекламу, покупаю книжку,

Просто так, ни с того, ни с сего,

Открываю, листаю, читаю, понимаю –

Вот оно, унылое .овно»...

Учитывая количество наград эту «книгу» хочется «раскатать» построчно, но затраченное время явно того не будет стоить..

Поэтому схематично по пунктам:

-Название «заводная» вкупе с аннотацией, вызывает однако интерес, есть какая то игра слов и некий флёр что ли.... Но забудьте это слово.. героиню будут называть на манер колхозного сленга «чесальщица»...«мотальщица»..ааа!«ПРУЖИНЩИЦА», очень интригующе надо заметить..называть персонажа, сексуальность и трагизм которого заостряется неоднократно, этаким простите «погонялом». Интересно как продавалась бы книга если бы называлась именно «Пружинщица», а не «Заводная«!?..Но может быть это наши переводчики постарались!? Их тут в отзывах прям хвалят местами, а зря, уже за одно «дуло» пистолета ( в миллионный раз, в миллионной книге) хочется их казнить..

-Персонаж отдельное разочарование..итак это искусственно выращенный человек, но именно «пружинный» тут вообще все пружинное...совсем все... лодки, тачки, микроволновки, вилки, ложки, пистолеты.. все с эпитетом «пружинный(ое-ая)» зачем.. к чему? это науке не известно ( это как если бы у нас все было бы на бензине к примеру.. оружие .. электронника.. ну а чего прикольно, только дорого). Персонаж этот самый, от обычного человека ничем собственно не отличается, ест пьёт, спит, чувствует, как и обычный (но не забываем пружинный!!) ан нет есть отличие (!) двигается подчеркнуто, как заведенная-механическая ( подчёркивается автором) кукла, потому что ..пружинный!! почему !? зачем!? как это работает!? вы не узнаете) равно как и что случилось в этом мире тотального идиотизма

-мир ... (пишут тут что то про детализацию и самобытность в каком месте непонятно)) нет тут мира )) есть описание нищеты попадалова и каких то трущёб ..и всё хватит.. как случилось .. что случилось.. как он работает и существует.. выкусите не скажем вам) но знайте все страдают и всем плохо

-Персонажи.. ну добавлю слово имхо.. ( мало ли люди и доярку из хацапетовки смотрят плачут) лютый «картон» «гофрированный» местами.. они НЕ развиваются, НЕ имеют внятной истории, не вызывают сочувствия от слова совсем .. автор конечно из страницы в страницу описывает как, им плохо...но по фиг честно говоря, они бесят больше.

-События ..напряжно тут с событиями .. нет их фактически .. пространный трёп есть.. «пАлитика» есть.. стенания персонажей на нелегкую судьбу есть, вы скажете мол это же не «экшон«!? извините есть множество «не экшен» романов, где градус интереса и развитие сюжета зашкаливает и без столь претенциозных терминов в аннотации, а тут..«фантастика»(!) «биопанк(!) прости господи..ГДЕ??. Отдельная тема текст .. готовьтесь ..автор думал это круто .. чуть ли не каждое третье слово вам будут преподносить на тайском, китайском и древнечукотском растягивая «хронометраж», это без комментариев вообще!

«Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет. « писал один малоизвестный писатель фантаст).. но тут не так.. мы каждую хреновину будем прописывать типа «он взял в руки «ахалай махалай ляськи масяськи»- (кружку) и сказал..» Нельзя не упомянуть эти (нереально-моднокрутые по мнению автора) термины через каждые пять слов .. «генхакеры» взломанные долгоносики» и тп. звучит настолько же прикольно, настолько и глупо учитывая что повторяют эту муть просто на каждой..ещё раз каждой..чтобы вы запомнили на КАЖДОЙ!!! странице (вот примерно так). Вроде, как генная инженерия и модификация растений существуют без пафоса уже много лет и оттого, что ученых генетиков назвали «генхацкерами» а гмо растения «взломанными» круче не стало. Прости нас Мичурин(

Короче жесть .. фантастики ни на грамм, биопанк-вас обманули.. мир постапокалипсиса..вас обманули, хотели почитать про механическую девушку.. нуу вы поняли. Много, много идиотии и скукоты.. педальные компуктеры одни чего стоят, но устал уже писать.. надоело право..

Вообще надо сказать, что поклонники Бачигалупи, это видимо отдельная группа читателей, так прочитав один из его трудов можно сказать, что читал все.. для меня это четвертая книга (и последняя за его авторством) и везде уныние, депрессия, скука. Хотя чего только люди не читают.. а уж какие отзывы пишут.. да глубинные смыслы с «мясом выковыривают» .. ну хоть читают и то хорошо.

Оценка: 3
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз. Престижные премии, высокие оценки, восторженные комментарии и.. достаточно нелепое и невнятное произведение на выходе.

Да, азиатский колорит. Да, самобытная детализированная вселенная. Да, неоднозначные персонажи. Да, моральные и этические вопросы и дилеммы.

Вот только мир этот настолько нелеп, что недолго на лице мозоль от часто хлопающей по нему руки получить. Закончилась нефть, уран, метан — но почему-то уголь остался. Биотопливо из рапса или чего еще делать нельзя, пластик из кокоса — легко. Исчезли литий, никель, кремний — батареи, солнечные панели, ветряки сделать никак, а вот каким-то чудом машины на пружинках изготовить — не вопрос. Электроника на педалях, но «генетические хаки» процветают. В мире миллионы беженцев умирают от голода, но понадобилось делать искусственных людей. Каждый прохожий знает, кто такие «пружинщики», а для чиновника это «чудом невиданным» оказалось.

Сюжет рвет линии как бумагоизмельчитель, концовка из себя представляет продукт того же измельчителя.

Язык (за исключением непроизносимых и незапоминаемых имен и названий) достаточно складный, вот только послевкусие неприятное, оставляющее справедливое «ну и что?»

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга — лауреат многих литературных премий, включая Хьюго и Небьюлу, по определению не может быть плохой. Но может просто не понравиться. Понравилась ли она мне? Трудный вопрос, скорее да, чем нет.

«Заводная» — это антиутопия и постапокалиптика в одном флаконе. «Апокалипсис» прошел сотню-другую лет назад (а может и тысячу, автор не дает прямых указаний на год, так что, возможно, это даже параллельная вселенная) и состоял в том, что на планете просто кончились запасы нефти и газа. От этой «печки» танцует автор. И танцует так, что любо-дорого почитать! Здесь просто ворох интересных оригинальных идей, которые я не буду тут описывать, дабы не спойлерить лишний раз. Скажу только, что из всех направлений в науке и промышленности на первый план выходит генная инженерия. А из этого вытекает... Не, лучше прочитаете сами)

Книга цепляет своей проработанностью во всем. Великолепный сюжет, который постепенно раскручиваясь, к финалу превращается в такой водоворот событий, что не продыхнуть. Отличные персонажи, им веришь и сопереживаешь. Про кучу интересных идей я уже говорил. И вот тут, как мне кажется, кроется главный минус этого произведения. Совокупность всех идей порождает такой мир... ну уж слишком другой, не похожий на наш. Если бы это было фэнтези или хотя бы другая планета, смело можно было закрыть на это глаза. А так читаешь — и не веришь, что такое может произойти в будущем, пускай даже в Юго-Восточной Азии. И да, забыл сказать, все события в книге происходят в Банкоке. Быт и особенно климат Тайланда передан отлично (помню как выходил из самолета — будто в баню попал). Ну и главный плюс, наряду с сюжетом, это язык (спасибо переводчику!).

Так что читать «Заводную» стоит, вряд ли разочаруетесь.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: роман с наибольшим количеством премий и номинаций из всего списка «книг к прочтению», а их под три сотни наберётся. Да ещё и про Таиланд!

В итоге: автор очень умело разбрасывает приметы новой эпохи, создавая убедительную картину мира после энергетического кризиса, глобального потепления и генетической революции. К достоверности мира есть небольшие вопросы, но впечатления они не портят.

Четыре равноценные линии, неожиданные повороты сюжета. Взрослая, без дураков и соплей, концовка.

Книга полностью оправдывает все врученные ей премии.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тематика генной инженерии, несмотря на своё массивное влияние на человечество в настоящем, отчего-то несильно развёрнута в кулуарах литературы не научной направленности. То есть в рамках художественных книг, ну лично я, по крайней мере, не встречал ещё романов, основанных на видении будущего в тонах, что были выбраны человечеством ввиду чрезмерного баловства с генетикой. Книга Паоло Бачигалупи «Заводная» — тот редкий образчик.

Вообще я немного слукавил, указав тематику, на которой зиждется книга, лишь генную инженерию. Паоло сплетает тут страхи человечества касательно опустошения топливных запасов. Он выворачивает наизнанку людскую природу и на суд читателю предлагает видение средневековой борьбы на основе разных этнических и расовых корней в кулуарах какого-никакого будущего. Это будущее — падение ренессанса, которым здесь выступает наше время. То есть, осознавая дикость и людскую злобу человечества сегодняшнего дня, не трудно понять, насколько всё худо на страницах «Заводной». В данный и без того примечательный коктейль тем, автор кидает ещё боязнь постоянно эволюционирующих вирусов, опасных не столько для человека, сколько для растительных культур, чей запас и чья численность исчезает стремительней последних капель топлива. Окончательным штрихом романа является манера повествования и идеологические темы, рассматриваемые с различных сторон различных философий. Тут представлены, в рамках прекрасно описанной тайской культуры, истинный воин муай-тай Джайди, его непреклонный помощник с неоднозначной жизненной позицией и судьбой, загнавшей в тупик, Канья, старый китаец Хок-Сен, еле-еле спасшийся от мачете тех, кого считал соотечественниками, и теперь попавшийся в схожие сети судьбы, европеец Андерсон, на всё готовый ради прибыли своей компании капиталист, изумительно понимающий постулаты идеологии «всемогущей валюты», а также Новый человек, пружинщица, андроид из Японии Эмико, через которую автор задаётся теми же вопросами, на которые уже давно пытается дать каждый читатель романа Филиппа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах».

Как вы понимаете, каждый из героев — это особенный, самостоятельный мир. Взгляды их разняться, поступки логичные для одно ни в коей мере такими не являются для другого. Самый масштабный, завершающий конфликт запускается вовсе случайно ввиду необдуманных действий человека, пытающегося найти своё место в этом мире. А окружение видит в этом злой умысел, ищет нити политических связей. А ведь их нет. Но мир власти и правящей валюты находит их, призрачные, но позже — сам ткёт и выдаёт за истину. То есть роман — один огромный, злободневный комментарий на наш мир, соединённый с предостережением о том, что способно статься, изврати мы своё понимание природы и того, что она нам способна дать. Но в первую очередь — изврати мы сами себя. «Заводная» — очень жестокий роман. Он не описывает кровавые сцены ужасающе чётко — нет. В глобальном плане — он очень жестокий. Невозможно воспринимать картины, описанные сухим языком, как нечто обыденное для мира, как нечто, к чему можно относится как к чему-то, уже бывшему, а потому не поражающему. Нельзя так. И автор сквозь призму своего описания говорит об этом. Вынуждает не морщиться, читать дальше, узнавать, что же будет в конце.

А конца так и не наступает. Он размыт. Он представляет из себя более-менее закруглённую часть определённого грубо вырванного отрезка из жизни определённых индивидуумов. Для них же — жизнь не окончена. Эта история не окончена. Но для читателя — конец. В котором он волен сам думать, что произошло дальше, что послужило началом того, что он прочёл, и как с этим жить, понимая, что в принципе всё, что он прочёл, не далеко отошло от того, что он видит вокруг.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неладно что-то в тайском королевстве! Век вывихнул сустав – и вот уже океан бороздят парусники, в небе висят дирижабли, белые кители ходят с пружинными пистолетами, урожаи зависят от милости всемогущих компаний-калорийщиков, вирусы-мутанты лезут из щелей, а генные хакеры ломают во флоре и фауне все, что не доломали их предшественники, угробившие несчастную планету Земля.

Да, еще Новые люди. Дергунчики, пружинщики, заводные. Ох уж эти хитроумные японцы с их неутолимой потребностью в рабочих руках…

К роману Паоло Бачигалупи «Заводная» у меня был особый интерес. Не всегда автор превосходных рассказов (см. отзыв на сборник «Алхимик») в состоянии совладать с крупной формой. Бачигалупи справился, да еще как! Сюжет формируют пять-шесть, если не больше, линий повествования, опирающихся на поступки разных героев с разными биографиями и мотивациями: сложная, экзотическая, яркая, умело сплетенная косичка. Было над чем переживать в кульминации, и над чем подумать во время развязки.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано, безусловно, талантливо. Но вот, читая весь цикл все время за что-то цеплялся глазом. Никак не мог понять за что, пока наконец не осенило: сам мир достаточно сомнителен. Мир снова ставший большим. Без-нефтяной мир деградирующего человечества прозябающего в своих замкнутых экономиках. И при этом, мир глобальных корпораций. Они не просто транс-национальные и даже не над-национальные. Они мета-национальные. Определяющие не просто экономическую модель мира, а сам факт его, мира, физического выживания в самом радикальном виде: либо покупаешь у корпорации, либо умираешь. И все это, подчеркиваю, в мире рухнувшей глобальной модели, без общего рынка и при радикализации местных элит.

В общем, если почивший киберпанк с принципом «хай тек, лоу лайф» хотя бы подразумевал наличие «золотого миллиарда» и дегуманизации экономики за счет того самого «хай тек»,почему и выглядел реалистичным, то здесь, извините, не верю. Или глобальные корпорации, или замкнутые сообщества. Одно из двух.

Вторая крупная претензия: мир описывается очень уж скупыми намеками. Что случилось с Бирмой? Каковы причины «Казуса»? Какова история инцидента в Финляндии? Что, наконец, случилось со всем остальным миром, за пределами индокитайский карликов и заболоченного американского континента? Сплошные намеки на намеки. Намеками. Наиболее реалистично-выпуклой показалась повесть «Разрушитель кораблей», но ведь она и берет в качестве сцены реально существующее место. Пусть даже это реальное место и находится не в Мексике, как в книге, а в Индии и называется Аланг — берег мертвецов.

При всем при этом, не надо считать, что я разношу эти книги в пух и прах. Написано очень здорово. Просто эти книги слишком привязаны к нашей реальности, что бы быть абстрактно-развлекательной фантастикой в стиле классиков 50-х, но и с реальностью, к сожалению, стыкуются плохо.

Язык прекрасный. Переводчику глубочайшее почтение.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классная книга! Даже не ожидал! Очень прикольный мир, новые взаимоотношения стран, продвижение науки и технологий в другую область, могучие корпорации, которые могут тягаться с государством, и главное герои, они вытягивают книгу на высший балл. Хоть сама заводная, пружинщица Эмико, беззащитная, желающая повиноваться а потом сорвавшаяся с катушек и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разящая налево и направо за счет скорости и точности реакций
. Хоть представитель богатейшей корпорации Андерсон, чья судьба очень знакова. Хоть китаец-желтобилетник, со своими стремлениями и эмоциями. Хоть Гиббонс Ги Бу Сен, почти бог генетики, умирающий но веселящийся. Очень крутая книга. 10 баллов

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно – не очень. Вроде все и придумано достаточно хорошо, и продумано (хотя и не без огрехов) довольно детально, но дочитывала уже просто из чувства долга.

Будущее. Позади несколько мировых кризисов – энергетический, продовольственный. Часть государств поглощена океаном. Королевство Таиланд – одно из немногих, продолжающих бороться за выживание и противостоять многочисленным угрозам, как внешним, так и внутренним. С одной стороны, собственные министерства, чья грызня за власть и влияние время от времени выливается в очередной государственный переворот. С другой – полностью контролирующие продовольственный рынок могущественные компании-калорийщики. Без их культур со взломанными ДНК, устойчивых ко всевозможным вирусам, страны обречены на голодную смерть.

А еще ослабляют и без того почти дошедшее до ручки государство топливные войны за уголь и нефрит. Уголь – основной источник энергии, с помощью него даже вырабатывают электричество. (Кстати, а почему не использовать солнечные батареи – благо, солнца хоть отбавляй? Разве мегадонты, вращающие колесо для выработки механической энергии – единственно возможный способ?). Впрочем, я – девочка и в таких вещах не разбираюсь. Мегадонты – значит мегадонты.

Кроме того, нам регулярно напоминают и о постоянной опасности для королевства быть затопленным океаном, сдерживать чей натиск призваны постоянно работающие насосы, дамбы и религиозные песнопения (Таиланд же, насосы насосами, а духов задобрить все-таки нужно). Вообще, азиатской экзотики даже многовато – утомляет…

В общем, проблем у государства предостаточно, сюда же можно причислить и постоянную угрозу эпидемий, и процветающее взяточничество. Платят все, берут тоже, закон обходится с удивительной легкостью, жестокий мир, где человек человеку волк… К слову сказать, из героев мне не симпатичен никто, за всю книгу так ни к кому и не прикипела… Каждый носит здоровенный камень за пазухой, за каждым водятся грязные делишки, в приоритете выживание, нажива или месть. Хитрость, двойная игра, интриги – постоянные спутники. Полюбить, как известно, можно и негодяя, но здесь этого не случается – видимо из-за отсутствия глубины, с которой должны были бы быть проработаны персонажи. О предателе, кроме того, что его лицо – непроницаемая маска, мне, например, хотелось бы знать, испытывает ли он угрызения совести, терзается ли сомнениями, что вообще чувствует. А так, я не могу ни осудить, ни посочувствовать. Любовная история – и та какая-то неполноценная, хотя, если подумать, какая еще она может быть между существом без души и механическим существом без души? Ни намека на то, были ли чувства, испытывались ли эмоции, все сводится к констатации фактов встреч. И все.

Еще из минусов – некоторая скупость (или скудость) в описаниях, от чего все выглядит иногда довольно скомкано (чтоб не сказать убого). Стремление максимально наполнить повествование действием – это здорово, но, когда художественная составляющая отходит на второй план, динамичный сюжет начинает напоминать банальное перечисление событий. Через запятую.

Финал вообще странный. Не то, чтобы меня обуяла тоска по хэппи-энду, просто такое тотальное крушение всех планов и надежд оставляет вопрос, для чего вообще была вся эта крысиная возня?

Итог: нет души, 7.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Заводная» — та книга, про которую хочется сказать: «чертовски хороша», «дьявольски хороша»...

Вообще, мне кажется, что на эту книгу сложно писать рецензию. По крайней мере, я решился на это только после вторичного прочтения. И то спустя какое-то время. Наверное, потому, что у романа «Заводная» мало литературных недостатков. Книга и вправду очень хорошо написана. Традиционно отдам хвалу переводчику – В. Егоров. Сразу отмечу, что и вторичное прочтение не разочаровало меня. Хотя с точки зрения научной фантастики, как идея, как концепция, тема гмо-продуктов и банка семян, на первый взгляд кажется какой-то будничной и мелковатой, недостойной внимания на фоне каких-нибудь глобальных проблем, звездных войн с пришельцами и пр. Компьютеры, работающие от ножных «динамо», «пружинная» энергетика с долей метана, а также оборудование, приводимое в действие тягловой силой животных и человека… Перед глазами встает знакомая с детства картинка: ослик ходит по кругу, вращается колесо, приводя в действие… ну, скажем, примитивную систему водоснабжения:))

Никогда бы не подумал, что, например, описание вырубного пресса и сеток с водорослями может быть преподнесено столь увлекательно, я бы даже сказал — завораживающе. Действительно — малейший акцент, деталь практически любой сцены вызывает живой интерес читателя: рикша, который крутит педали, останавливается в потоке транспорта, вытягивает шею, попутно переругивается с остальными рикшами:-) Объем описаний и картин выстроен ровно настолько, чтобы поддержать интерес читателя, но не более того.

У автора есть характерная особенность: многократно подчеркивать те или иные детали. Например, можно было пару-тройку раз упомянуть о невыносимой жаре, но он акцентирует на ней внимание десятки раз, поддерживая тем самым атмосферу, в которую погружено действие. И читателю уже самому начинает казаться, что он изнывает от жары и духоты.

Книга жестокая и откровенная. Некоторые описания столь же бесстыдны и вызывающи, как и сами пороки, которые они обнажает. Но, вместе с тем, чарующая красочность превращает пороки в подлинное искусство. Роман написан на той тонкой грани между добром и злом, между отвратительным и прекрасным, где возникает накал, порождающий настоящее искусство, словно соприкасаются вода и пламя, и противоположные стихии начинают корчиться в агонии.

В романе переплетены линии множества персонажей, которые примерно в равных пропорциях являются главными. Иногда повествование настолько далеко уходит от собственно пружинщицы, в «честь» которой и названа книга, что про нее вообще забываешь и начинаешь словно недоумевать: а что, собственно, за такое странное название – «Заводная»? Названием роману могло бы послужить в принципе имя любого персонажа, например, Хок Сена. Однако у пружинщицы единственной из всех была светлая мечта, лишенная какой либо корысти по отношению к окружающим – найти себе подобных, вырваться из омерзительной действительности и спокойно жить себе, чтобы никто тебя не беспокоил и не унижал.

В книге вы найдете и предательство, и лицемерие, и алчность, и несбывшиеся надежды, и отчаяние, и страх на грани ужаса, и равнодушие или жестокость к иному существу, и любовь, и священный долг перед близкими и отечеством...

И все это на величественном фоне гигантской дамбы, сдерживающей напор могучего океана, и которая хранит город. По мере развития сюжета, автор время от времени упоминает дамбу, подпитывая в воображении образ этой как бы существующей отдельно, но очень важной декорации, словно подчеркивая зыбкость и эфемерность всех человеческих желаний, надежд, страхов, всей этой суеты вокруг растений и их модификаций. Читая, с напряжением ожидаешь: ну вот, сейчас как снесет эту дамбу! и как ринутся мощные воды на и без того несчастный город и его затюканных нелегкой жизнью обитателей! Пришлось «ждать» этой катастрофы до самого финала. Она таки разразилась. Неспроста автор часто упоминал дамбу, держа читателя в напряжении!

Очень символично, что из всех главных персонажей после потопа остались в городе (по крайней мере автор упоминает только их) пружинщица Эмико и ученый Гибсон – именно те, кто в душе жил несколько отстраненно от общества, как бы вещи в себе, не желая быть участниками интриг, политики и алчных, лицемерных взаимоотношений. Эмико страшилась этого всего, а Гибсон – откровенно насмехался и презирал. И вот они, среди вод затопленного города, расселись в полуразрушенной башне у импровизированного костра и беседуют. Собственно, в результате они как раз и очутились в СВОЕМ мире – гораздо более свободном, умиротворенном и далеком от всех человеческих страстей…

«Камма» (или карма) — всеми силами продраться через эту жизнь, сокрушая препятствия, и заслужить лучшее, чем это, воплощение!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга произвела на меня странное и, кажется, незапланированное автором впечатление. Во всяком случае, я почти убедилась, что человечество сможет выжить даже без бензина и исключительно на ГМО-продуктах. И что если власть дать экологам, это будет очень скверно. По крайней мере, в романе «белые кители» Министерства природы мало чем отличаются от штурмовиков Эрнста Рема, а устанавливающийся режим их диктатуры мягче, чем «беспределом», не назовешь.

Но в какое красочное, отвратительное, завораживающее место ты попадаешь! Бангкок — Город Божественных воплощений. Разрушающийся, едва защищенный от натиска океана дамбами и молитвами буддийских монахов — но все равно притягательный и одновременно свирепый. Плохо в этом городе беззащитным, будь то пройдоха Хок Сен или наивная Эмико. Их присутствие в книге создает особую ауру обреченности. С каждым новым поворотом сюжета убеждаешься: шансов нет. Все усилия бесполезны. Любое благополучие — иллюзия. Как все это по-буддийски!

Я очень ценю в книгах атмосферность и от Бачигалупи получила ее сполна.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга

Безусловно заслуживает все свои награды

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Заводная» Паоло Бачигалупи — это, безусловно, хорошая книга. Но, как лично мне кажется, такого количества громких премий эта работа автора все же не достойна.

Обо всем по порядку. «Заводную» я читал не зевая и с интересом, практически не пропуская ни одного слова. Роман вышел действительно на уровне — на добротном срединном уровне; книжка молодого автора, очень удачная и хорошая для начала писательской карьеры, с хорошо проработанным миром, и... Да в принципе и все.

В этом, наверное, главная беда и вместе с тем преимущество данной книги — необычный мир, устройство будущего. Видно, что Бачигалупи существенное внимание уделил описаниям быта постуглеводородного Таиланда, общего устройства будущего через несколько веков... Все эти моменты и сделали книгу читабельной и интересной, помогли ей замахнуться на столь фундаментальные в фантастике награды. И все же, «Заводная» с этими многочисленными плюсами для меня шедевром не стала. Чем-то ее прочтение напомнило мне «11/22/63» Кинга — хорошая, нешедевриальная работа, с многочиленными описаниями Америки конца 50-ых — начала 60-ых, но читаемая на ура и без перерывов. Только вот упомянутый роман Короля Ужасов еще выделяется и проработанными персонажами, поднятием довольно важных социально-исторических тем... И вот в этих пунктах у «Заводной» начинаются проблемы.

Кроме добротного мира, у данного произведения особых плюсов нет. Герои? Ну да, есть разные, в разных сюжетных ветках. И вроде бы рассказывает нам о них автор, дает о них всю информацию, характеры, диалоги, флэшбеки даже иногда, и все-таки ан нет. Не совсем то. Поднимаемые социальные, философские темы? В основном говорим мы об экологии — упор в большинстве своем на нее и делается. Это роман об экологических проблемах современности, вполне реальных и опасных... И на самом деле отсутствие должного развития двух данных тематик — персоналия и социальной проблематики. А все это, в свою очередь, исходит из другого минуса, который явно противоречит тому, что я говорил по поводу главного плюса «Заводной».

Мир ее не такой уж и прописанный. Да-да, главная заслуга книги все же является стопроцентным плюсом. Скорее уж на процентов семьдесят, а так... Нет, тут речь пойдет не о каких-то научно-логических неточностях в построении общества, переходящего с технической на биологическую фазу развития, хотя не без этого. Все недоговоренности, который оставил Бачигалупи, видимо, чтобы не превышать немалый объем книги и оставить какие-то детали своей вселенной на потом, на следующий раз, не делать из своего произведения какой-то научный тракт, именно в данном конкретном случае еще как бы пригодились. Честно, в книге, которую по большей части и читаешь из-за описанного в ней будущего или еще чего, что создает картину ее мира, и читаешь именно из-за картины мира. Все детали становления подобной реальности, прихода к событиям, разворачивающимся на страницах данного и любого другого подобного произведения мне и многим другим были бы очень интересны. Нет, я понимаю, что, например, изобретение пружин, или, как их, Паоло уже описал в рассказе, прилегающем к роману, но мне хотелось прочитать об этом здесь. Мир в первые годы после окончания нефти-газа, начала распада государств и всей экономики, открытие выхода из этой проблемы, начало угольных войн и все-все остальное — очень хотелось, чтобы это было в книге. Тем не менее в защиту автора наверняка скажут, что это слишком большой и лишний материал, сделавший бы «Заводную» излишне подробной и масштабной, «без важных писательских недоговорок»... Но этот материал как раз мог бы придать большей глубины героям книги и лучше выразить часть, касающуюся проблематики романа. Как? Просто. Через более часто встречающиеся флэшбеки персонажей мы подробнее рассказываем о планете после Экспансии и Свертывания, о процессе становления этого мира. Так мы и лучше бы узнали самих героев «Заводной»: Андерсона, Эмико, Хок Сена, Джайди... Больше было бы и мотировки в их действиях. А уже благодаря этому могла бы выйти более заметная проблематика вместе с авторской позицией, которая либо совсем отсутствует в «Заводной», либо совсем уж бледная и незаметная. Тогда получилась бы отличная вещь, которая и в этой своей форме так и просится рассказать о тяжестях и трудностях времени перемен, которыми бы были воспоминания и книги об Экспансии Старой, и события романа о становлении Экспансии Новой; о людях, живущих в сжимающихся тисках истории, на тонкой границе между двумя эпохами и о многом другом.

Но это всего лишь мои пожелания и в некотором смысле претензии к хорошей книге П. Бачигалупи «Заводная», которая собрала чуть более премий, чем того достойна; книге, которой не хватает проработанности, которая, я уверен, еще успеет проявиться в других трудах этого молодого автора с накоплением в нем должного опыта. Вполне достойное прочтения произведения с достойными восемью баллами.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх