FantLab ru

Василий Головачёв «Не берите в руки меч»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.39
Голосов:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Не берите в руки меч

Повесть, год; цикл «Олег Северцев»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Церковь Второго Вселенского Пришествия ведёт активные поиски меча Крестителя – Чернаги, что тысячу лет назад огнём и мечом нёс христианство на землю русскую…

Не останавливаясь ни перед чем, монахи, тем не менее, встречают серьёзное сопротивления со стороны путешественников-экстремалов, оказавшихся втянутыми в это дело…

В произведение входит:

5.42 (153)
-
6 отз.
5.54 (132)
-
3 отз.
5.51 (122)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Земля чудес», 2004 г.

— сборник «Мир приключений», 2007 г.

— антологию «Красная машина, чёрный пистолет», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 118

Активный словарный запас: средний (2945 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Земля чудес
2004 г.
Не берите в руки меч
2005 г.
Отклонение к совершенству
2005 г.
Преодоление невозможного
2006 г.
Мир приключений
2007 г.
Не берите в руки меч
2010 г.
Красная машина, черный пистолет
2015 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть в новеллах Василия Головачёва «Не берите в руки меч» я прочитал в составе трёх антологий фэнтези за 2003, 2004 и 2005 годы, вышедших в серии «Миры fantasy». Вернее, даже не так — сначала я прочитал «Фэнтези-2005», и очень чётко осознал, что входящий в неё рассказ «Песнь мечей» явно не может быть самостоятельным. К счастью, попались в руки и другие книги, поэтому повесть прочёл целиком. Что можно сказать о впечатлениях? Очень рад, что перестал читать Головачёва в 1999 году. Почему? Потому что настолько беспомощного, коряво написанного и откровенного глупого произведения не читал я довольно давно....

Герои данной повести — типичные головачёвские супермены, на этот раз путешественники-экстремалы, которые (разумеется!!!) владеют различными видами единоборств и холодным оружием, являются носителями родовой памяти, все из себя благородные, посвященные в различные тайны истории, ну и между делом способные переходить в боевой режим ускоренного движения, открывать третий глаз и прочие «локаторы неприятностей». И ни слова о том, чем живут эти люди — как стали такими навороченными суперпрофессионалами, чем зарабатывают на жизнь, откуда куча друзей во всяких структурах? Когда мы все читали «Запрещённую реальность», там герои хоть ганфайтерами-волкодавами были...

Сюжет повести в новеллах прост и традиционен для Головачёва: в древнем городище Костьра находят два меча — Чернобой, меч крестителя Руси Чернаги, и Боривой, принадлежавший защитнику исконной веры русов Боривою-витязю. Чуть позже выясняется, что за этими мечами охотятся служители Церкви Второго Вселенского Пришествия. Сокращённо, кстати — Церковь ВВП =))) Далее — не менее стандартные для автора приключения с драками и поединками на мечах, экскурсами в тайную историю (а вы не знали что-ли, что Великую китайскую стену русы построили?), мордоворотами в кожанках, различными спецами из контор и так далее. Ещё есть мгновенные перемещения в пространстве при помощи «внепространственных тоннелей», которые в древности именовались «прямоступами» (активируются, кстати, как это ни странно, фразой «Поехали!»), таинственные волхвы, Хранители Родового Искона, и Обитель Мечей подо льдами Антарктики. И всё это — на фоне бесконечного и примитивного наезда на христианство и «христоносцев», плюс восхваления справедливой исконной веры русов, приправленных глубокомысленными «философскими» диалогами вроде этого:

"— Хотя насчет христианства я с тобой согласен. Его вековечное клеймо — космополитизм и обрезание национальных корней, это мне еще мой учитель по русбою говорил.

— Плюс беспримерное религиозное самовозвеличивание и фанатизм, — добавил Витюша. — Чего никогда не было у языческой веры.

— Я не знал, что ты язычник.

— Я не язычник, но Иисус Христос — не мой бог!»

Одним словом, рассчитано на родноверов и родолюбов, причём, как мне показалось, явно младше 16 лет =))) Но даже это не это самое обидное. Самое обидное, что несмотря на всю патриотичность повествования, пусть «патриотичность» и в понимании автора, оно написано ОТВРАТИТЕЛЬНЫМ русским языком. Как будто писал не профессиональный писатель, из-под пера которого вышли «Чёрный человек» и «Реликт», а подросток, пробующий свои силы в сочинительстве. Пример? Да пожалуйста: «Девушки, поглядывающие на нового коллегу, принялись петь под гитару «старые песни о главном». Одна из них была очень даже симпатичная, сероглазая, с длинными ресницами, пухлыми губками и ямочками на щеках». Кто была «очень даже симпатичная», песня? =))) И такого нелепого построения фраз и предложений в повести — пруд пруди! Я уж молчу о том, что в поведении героев напрочь отсутствует хоть какая-то логика. В то, что все герои готовы сорваться в очередное путешествие в любое время, я ещё могу поверить: они же экстремалы-путешествеенники, в конце-то концов! Но как можно объяснить такой пассаж — Дмитрий Храбров собирается жениться, и далее по тексту:

«А из друзей Дмитрий пригласил всего троих: Олега Северцева, Витюшу Костина и Антона Рыбина, с которым учился еще в школе. Хотел было позвать Виталия Сундакова, друга и учителя Северцева, но тот уже убыл в очередную экспедицию, и найти его не удалось. На вопрос: куда именно отправился на этот раз знаменитый путешественник, жена Эля ответила, что Виталий давно мечтал посетить Гору Мертвецов на Северном Урале, окруженную легендами. Дмитрий посетовал, что не знал о планах Виталия, иначе пошел бы с ним, и на этом телефонный разговор с женой Сундакова закончился».

Так ты жениться собрался, или готов на Гору Мертвецов отправиться? =))) Но и это ещё не всё! Зачастую герои вообще действуют на уровне «взаимоисключающих параграфов» !!! Дабы не быть голословным — очередной пример из текста: «О судьбе мечей они договорились ни с кем не разговаривать, даже с друзьями». Через страницу: «Пока ели, Олег в подробностях выложил учителю и другу всё, что знал сам».

Читаешь и ловишь себя на мысли: «Блин! Ну как так-то???» Одним словом, читал буквально через силу. И если с некоторых моментов откровенно ржал, типа подразделения ФСБ «Служба контроля ведической истории», то демонизация и очернение христианства довольно быстро утомили. Основная суть сюжета от меня тоже ускользнула — если учитывать, что в Обители мечей хранились такие артефакты как меч Яхве или Экскалибур, а Хранители прекрасно знали, ЧТО скрывается в городище Костьра, и какую опасность представляет, то что мешало им давно переместить мечи в Обитель? Тысячу лет ждали пока путешественник-экстремал СЛУЧАЙНО там окажется? Как-то неправдоподобно. Ну а когда я добрался до фразы «Иди с богом, витязь. Да пребудет с тобою сила!», просто смахнул со щеки скупую мужскую слезу и в очередной раз возрадовался: хорошо, что я бросил читать Головачёва в 1999 году! Некоторые книги всё-таки должны оставаться детскими...

И всё-таки за повесть — 2 балла. Почему не законная единица? Во-первых, будучи неудачно написанной, повесть всё-таки читается влёт и остаётся весьма патриотичной. Ну а во-вторых, я просто уважаю господина Головачёва как профессионального писателя: надо было умудриться издать ЭТО общим тиражом под 90 тысяч экземпляров в 7 (!!!) изданиях, не считая трёх антологий, в которых напечатаны отдельные рассказы =)))

P.S. Я не владею русбоем и никоим образом не отношусь к путешественникам-экстремалам, а вот по образованию я археолог, побывавший в паре десятков экспедиций. Учитывая, насколько «правдоподобно» описан быт археологической экспедиции, я примерно представляю, насколько правдоподобно в повести всё остальное.

«Завтрак оказался таким, какого и ждал Дмитрий. В принципе в походных условиях он и не мог быть иным. На первое — овсяная каша, на второе омлет, на третье ягодный кисель».

Хотелось бы заметить, что яичница, так же как и жареная картошка, или пельмени, относятся к пределу мечтаний в экспедиции. И дело не в том, что продукты эти малодоступны — всё упирается во временные затраты. Даже если учесть, что в экспедиции 20 человек (это минимум, ибо меньше попросту не смогут выполнить необходимый объём работ, а стандарт — 30-45 человек), приготовление омлета для всех них — лишний час времени, потому как гигантских сковородок ещё не изобрели, а жарить партиями — очень долго. Поэтому в экспедициях чаще всего едят кашу с тушёнкой и различные супы, но никак не омлет. Не верите мне — спросите любого знакомого археолога, много ли он ел омлетов в экспедициях =))) Не приготовленного для себя, а чтобы вот так, НА ВСЮ экспедицию. Ну и весь остальной описанный в повести «археологический быт» — бред чуть более, чем полностью.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По мне, так очень удачная повесть. Эпично, но при этом лаконично. Редкое для произведений Головачёва сочетание.

Повесть затрагивает в душе какие-то струнки исконно русскими мотивами. Очень реалистично показана ситуация со снабжением, охраной и т.п. археологических экспедиций.

А ещё... очень увлекательно, до предела динамично (чуток введения и затем — практически экшен), и... не затянуто, не растянуто на цикл из пачки романов, что обычно автору очень даже свойственно.

Эта повесть в новеллах — она и самостоятельное произведение и как будто эпиграф ко многим другим, более крупным работам автора.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть. Понятно уже что сюжет достаточно стандартен, но «берет» Головачев не этим здесь. Мне лично понравились два момента а) мечи. У каждого своя история. Это же интересно черт возьми) И Олег Северцев. Его здесь мало, но уж очень он прямо здесь кстати

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх