fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Вечерняя беседа с господином особым послом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
1343
Моя оценка:
-

подробнее

Вечерняя беседа с господином особым послом

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 173
Аннотация:

В один прекрасный день земляне установили контакт с инопланетянами-грагами. Точнее, контакт установили граги — их летающие тарелки внезапно появились над Вашингтоном, Москвой и Пекином, и сразу же в этих городах были созданы грагские посольства. Анатолий Белов, особый посол при Президенте РФ, в очередной раз отправляется на переговоры с чужаками. Правда, человечество может лишь уступать и пытаться задобрить грагов — люди слишком слабы и отсталы по сравнению с ними...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С. Лукьяненко
Среди новых рассказов я уже начал выделять отдельный… даже не цикл, а просто «тип» рассказов. Для себя я называю их «шеклианские». Конечно, не только Роберт Шекли писал что то подобное, но именно на его рассказах я понял золотой принцип классического американского фантастического рассказа: сочные детали, легкий налет условности и, самое главное, парадоксальная и неожиданная, будто в хорошем анекдоте, концовка.

«Вечерняя беседа с господином особым послом» была первым из таких рассказов. Случившийся одним из первых читателей критик и журналист Александр Ройфе немедленно взял рассказ для «Книжного обозрения», сделав к тому же очень ценное замечание. В 2001 году, к моему огромному удивлению, рассказ получил премию «Странник» как лучший фантастический рассказ 2000 года. Видимо, в таких рассказах и впрямь ощущается потребность – ведь все мы воспитаны на рассказах Шекли и Саймака в не меньшей мере, чем на книгах Стругацких.


Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Фантастика 2000», 2000 г.

— сборник «Атомный сон», 2002 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Звёздный портал», 2005 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Донырнуть до звёзд», 2008 г.

— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Странник, 2001 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Фантастика 2000
2000 г.
Атомный сон
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Звездный портал
2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Фугу в мундире
2007 г.
Донырнуть до звезд
2008 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Донырнуть до звезд
2011 г.
Именем Земли
2015 г.
Именем Земли
2022 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Рассказы
2003 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Донырнуть до звезд
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я ожидал от автора рассказа более глубокой идеи. Например, что земляне ценны для галактического сообщества своим стремлением гуманизировать межзвездные отношения, снять все ограничения и уничтожить взаимное недоверие. То же, что придумал автор, слишком мелко для межзвездной политики. Именно поэтому я не могу отнестись к сказанному автором иначе, как к злой шутке. Тем более, что раскрывается она в самой последней строке.

Гораздо более ценным в рассказе, на мой взгляд, является нестандартный вариант Контакта, точнее, галактическая философия контактов. Большинство рас не размениваются на мелочи и просто сгоняют «юные» цивилизации со своих планет, справедливо считая, что они сами принесут мировому сообществу гораздо больше пользы, чем какие-то неоперившиеся дикари. Благородство и милосердие могут позволить себе далеко не все — например, могущественные Тиуа, создающие планеты из вакуума, или граги, считающие себя рачительными менторами юных рас. Правда, последние поставили землянам ультиматум: отдайте нам ровно половину своей планеты! Хороши менторы, нечего сказать... Впрочем, автор прав: никто в Галактике нас с распростертыми объятьями ждать не будет. Пригодных к колонизации планет крайне мало, а экспансия требует от развитой цивилизации крайне жестких мер. Так что термин «братья по разуму», скорее, говорит о человеческом идеализме — мы бездумно распространили свою гуманистическую философию на весь остальной мир. Но за пределами Земли она теряет свой смысл: здесь нам встретятся совершенно чужие по морали и мышлению живые существа, понять которых мы не всегда сможем. Может, даже не сможем распознать, как разумный океан в лемовском «Солярисе». Так что посол Дкар прав: для галактических разумян граги поступили весьма милостиво — попросили землян немного потесниться. Хорошо, если так окажется и в действительности! Но, боюсь, более реалистичен вариант, описанный в уэллсовской «Войне миров» или в кинговском «Проклятии подземных призраков».

----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о Контакте с несколько иной для землян философией. Вспомним свою собственную историю, в которой испанские конкистадоры безжалостно уничтожили самобытные цивилизации гуанчей, инков, майя и ацтеков. Дело даже не в золоте, которым эти народы не дорожили вовсе, а в их морали, которая показалась европейцам слишком чуждой, чтобы принять ее.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ёмкий текст на тему Контакта, враз разрывающий шаблон последней фразой. За рассказ этот впору давать какую-нибудь награду от Патриархии за борьбу с такой греховной страстью как гордыня.

Не перестаю поражаться умению Сергея Лукьяненко одинаково успешно создавать как романы, так и подобные этому небольшие рассказы. Умение подняться над плоскостью стандартных представлений и взглянуть через призму иронии на изъезженную ситуацию под новым углом — необходимое качество для автора, чьи рассказы будут читаться с интересом и через десятилетия после написания. И тут не вспомнить Шекли будет просто преступлением. Лукьянеко прав — если уж на кого-то равняться, то на лучших.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая прелесть. Чистокровная породистая фантастика. Чудо, а не текст. Ни одной претензии к «качеству продукции».

Всё при всём, адекватная, полнокровная литТриада (Тема + Идея + Антураж). Сожаление только об одном: подобных текстов в данном сборнике ощутимый дефицит.

Эффектное, неожиданное завершение. Значимая, удобоваримая философия. И даже — вполне ощутимое «ментальное послевкусие» (текст не «выскакивает» автоматически из головы по завершении чтения, хочется подумать, поразмыслить, пофантазировать)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В продолжение знакомства с малой прозой Лукьяненко мне достался этот рассказ о контакте землян с иной цивилизацией. Понравилось, причем весьма, после множества романов, повестей и рассказов о том, как представители молодой, но стремительно развивающейся, необычайно одаренной, слабой физически, но гениальной и т.д. (нужное подчеркнуть) земной цивилизации походя решают вопросы галактического масштаба этот рассказ, как глоток свежего воздуха. Плюсом к этому идут легкость чтения и общая, настороженно-напряженная атмосфера рассказа, заканчивающегося таким прекрасным финалом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне зачётный юмор. И с чего читатели переживают, что какие-то выскочки нелестно отзываются о землянах? Белов ведь не знает, чья и какая технология _уже_ была там, куда прикатили граги после того, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
изобрели колесо.

А мы-то на свою науку и технологию наработали своим умом да кровавыми мозолями.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта маленькая трагикомическая сценка вполне может потянуть на хорошую научную работу по проблеме поиска внеземных цивилизаций. Вот что писал С. Лем в своей знаменитой книге «Сумма технологии»: «Если бы мы обнаружили проявления космической деятельности других цивилизаций, то заодно узнали бы и кое-что о своём будущем. И тогда нам не пришлось бы более опираться лишь на домыслы, основанные на скудном земном опыте. Космические факты дали бы нам огромное поле для сравнения. Кроме того, мы установили бы и наше собственное место на «кривой распределения цивилизаций», узнали бы, к каким — обычным или исключительным — явлениям относится наша цивилизация, соответствуем ли мы «нормам развития», «принятым» во Вселенной, или представляем собой отклонение, уродство.» Согласно Сергею Лукьяненко, цивилизации развиваются на несколько порядков быстрее, чем земное человечество. И если у них чей-то прапрадед изобрёл колесо, то праправнук путешествует по Вселенной на гравитационной тяге, а учёные на его родине находят способ уничтожения чёрной дыры. Причина столь быстрого прогресса тривиальна и заключается в достаточной продолжительности жизни индивидуума. Из текста рассказа следует, что период расцвета творческих способностей жителя планеты Граг длится не менее двухсот земных лет. Что если бы у нас на Земле учёный мог плодотворно работать не 40-50 лет (в лучшем случае), а, хотя бы, раза в три дольше? Если бы такие люди как Стивен Вайнберг или Эдвард Виттен (не говоря уж об Эйнштейне) проработали бы ещё сто лет, была бы не только создана единая теория поля, но и появилась бы основанная на ней техника. И какие были бы мощные научные школы! Цивилизация Тиуа, которая тоже развивалась с огромной скоростью и могла создавать звёзды и планеты из вакуума, достигнув предела развития для биологических существ, перешла на иной уровень существования. Их даже граги потеряли из виду. Отсюда следует ответ на вопрос Станислава Лема. Цивилизации мелькают перед земным наблюдателем так быстро, что он не успевает их замечать. Да и возможность хоть что-то заметить появилась у людей совсем недавно, когда был изобретён телескоп.

Так что по Лукьяненко мы во Вселенной не одиноки, просто нет точек соприкосновения. Случай же, рассматриваемый в рассказе, является редчайшим исключением, благодаря которому человечеству повезло — у Земли появятся интересные соседи на Венере и Марсе. Жаль, что не надолго.

Чем в особенности мне импонирует этот рассказ, так это тем, что автор предоставляет читателям самим убедиться в правоте грагов насчёт уровня и темпов развития земной науки*. Предлагается (только слепой этого не заметит) простая задача — объяснить причину периодических колебаний высоты зависания над поверхностью земли космического корабля грагов. «Плюс двенадцать сантиметров, минус восемнадцать и выход на прежний уровень.» Причина этих колебаний очевидна, и я думаю, что на Фантлабе она любому новичку по зубам, просто нет времени на пустяки:), когда пишешь отзыв, а это дело серьёзное. (А есть ли у Лукьяненко пустяки?) Итак, дело в следующем: на корабле работает система автоматической стабилизации высоты зависания. Любой регулятор работает с запаздыванием. При увеличении высоты сила гравитационного притяжения корабля к земле, обратно пропорциональная квадрату этой высоты, уменьшается быстрее, чем нарастает с её уменьшением. Поэтому регулятор быстрее отрабатывает при подъёме корабля, чем при спуске. Поэтому колебания асимметричны. Если бы расстояние в Законе Всемирного Тяготения присутствовало в первой степени, то колебания корабля по высоте совершались бы с равными амплитудами. Точные значения амплитуд зависят от массы корабля, известной только автору рассказа.

Никто из написавших об этом рассказе не заинтересовался этим вопросом, и дело, конечно, не в недостатке времени, а в очевидном отсутствии интереса к чему-либо, связанному с наукой. Ясно, что если бы рассказ прочитал граг, то задача была бы решена. Мы, арканарцы, ленивы и не любопытны.

Но в рассказе есть ещё один вопрос, может быть, более сложный. Что это за цифра 114,5 метров? Вроде бы одна и та же в Москве, Вашингтоне и Пекине. Не подскажут ли москвичи? Или вашингтонцы? Насчёт Пекина не уверен, есть ли связь.

*) а заодно и в их правоте в некоторых даже более животрепещущих выводах.

9.02.2016 пришел ответ из Лондона. Это высота скульптуры-башни «Орбита Арселормиттал». Символ дьявола, обвивающего в виде змея, райскую яблоню. Такая вот информация к размышлению.

Результат размышлений — рассказ Лукьяненко написан в 1999 году, а строительство башни началось в 2010-м. Башня Орбита не подходит.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, это глубоко ироничный рассказ, как противопоставление всему набору фантастических произведений, в которых земляне легко, одной левой, покоряют галактики и целые вселенные, вселяя ужас и подчинение в другие инопланетные цивилизации. А, что, в этом есть смысл, чтобы каждый читатель также почувствовал свое место в этой Вселенной, которая явно принадлежит не людям.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один шедевр от Лукьяненко, облеченный в малую форму. Вреемнами поражаюсь, как один человек может создать СТОЛЬКО по-настоящему классных произведений. Да, ноги у этого рассказа растут из Шекли и Саймака, но, елки палки, как же он изящен и в целом хорош. И да, «убогие» цепляют.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотелось бы отметить сюжет, оригинальность и неординарность описываемой ситуации, самобытную логику мышление и подход автора к созданию рассказа — но нет, категоричное нет, ничего подобного и близко не присутствует в произведении «Вечерняя беседа с господином особым послом».

Хотя назвать этот удручающий рассказ произведением — богохульство.

Откровенная халтура, с затянутыми рассуждениями «автора» и его героями о каких-то сумасшедших мечтах и странных фантазиях.

Рассказ создан по лекалам голливудских сценаристов, жалкое подражание американским писателям. Одни штампы и устаревшие давно сюжетные ходы, избитая тема и скучное повествование.

Правда, есть и огромный плюс этого «творческого шедевра» — рассказ не очень длинный, за это отдельное спасибо.

Уж пусть простят меня почитатели творчества Лукьяненко, пишу этот отзыв почти сразу после прочтения «Вечерней беседы...», но вывод очевиден — не всегда у него получается писать качественные тексты.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря я не фанат Лукъяненко и его творчества. Но несколько вещей мне его вполне с интересом приглянулись, например этот рассказ. Почему? Потому что наверное автор сумел действительно подробно и иронично подать почему нас не стоит завоевывать. Юмор вышел неплохим, ситуация из рассказа очень интересная, учитывая тот факт к чему она в конце концов сводится.

Рассказ скорее это настроение читателя, как попадет. Мне он попал в самый раз, заставив улыбнуться на крутом конечном повороте. Тонкая ирония и обыгранная в фантастическом антураже с инопланетной тематикой вполне себе удалась. И благодаря тому что рассказ неглупый и эффектный, подан с интересными мотивами.

Хороша ирония с эффектным и красивым концом.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов Лукьяненко — умный, интересный и оч-ч-чень эффектный. Хотя, по большому счету, ничего сверхоригинального автор не придумал — просто взял и инвертировал год за годом вбиваемую нам в голову писателями-фантастами идею об исключительности человеческой расы: мы всегда и во всем самые, самые, самые.. А заслуга Мастера как раз в том, что он смог воплотить эту идею в хорошо продуманный и отлично выписанный сюжет с эффектной концовкой.

И, что интересно, рассказ ведь вообще-то должен бить по нашему самолюбию — человечество в нем выставлено далеко не в лучшем свете, а вот послевкусие после его прочтения оказывается отнюдь не плохим, напротив, вещь вспоминается с большим удовольствием, как очень и очень достойное произведение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свежо и неожиданно. «Мой дедушка 800 лет назад изобрёл колесо» и «мы защитим вас, убогих» — это сильно.

Отличный рассказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ неплохой, но есть нестыковочка.

Высокоразвитые расы инопланетяне захватывают, а отсталых не трогают, так как они убогие. Логика странная.

А вообще, рассказы сбивающие антропоцентризм всегда в цене.

Так что не будем отказывать инопланетянам в обладании странной мотивации.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, одна из сильнейших вещей Мастера. Я даже не говорю о стиле и о действительно красивом и мощном финале. Я говорю о самой идее. В современной фантастике по-настоящему оригинальная идея — редкий зверь. А здесь она есть, присутствует в полной мере. Отличная, яркая, ставящая все на свои места. Этот рассказ созвучен подсознательному вопросу, который мы задаем себе, но на который не хотим отвечать. Нам четко указывают на наше место. Как и почему мы на нем оказались, из-за чего мы такие — автор не пишет. И правильно делает. Это уже совсем другая история. А он просто называет вещи своими именами. За что ему огромное спасибо!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, сделанный в стиле Р. Шекли. Самая что ни на есть классическая фантастика в лучших традициях американского фантастического рассказа :glasses:(не смотря на то, что автор наш). Заслуживает высокой оценки.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх