FantLab ru

Сергей Лукьяненко, Ник Перумов «Не место для людей»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.30
Голосов:
171
Моя оценка:
-

подробнее

,

Не место для людей

Роман, год; цикл «Не время для драконов»

Аннотация:

Четверть века прошло с тех пор, как в Срединный мир, отделяющий наш мир от мира магии, вернулся правитель — Дракон.

Прекратились распри, отброшены в свои загадочные земли сотворенные хаосом Прирожденные, да и наш мир, Изнанка успокоился…

Но однажды что-то изменилось.

Неведомая опасность расползается по всем трём мирам, нарушает равновесие и порядок. В каждый мир проникает то, что ему несвойственно и смогут ли победить зло герои былых времён? Или же настало время для новых?

Юная дочь Дракона и Единорога сбегает из дому — но по своей ли воле? И что ждёт её впереди?

Когда-то было не время для драконов, но теперь — не место для людей.

И в этот раз каждый читатель получит свою развязку этой истории.

Примечание:

Запущен как проект «интерактивного романа» на Литмаркете.

От авторов:

цитата

Четверть века назад Николай Перумов и Сергей Лукьяненко написали книгу «Не время для драконов», соединив воедино миры магии и науки.

Более миллиона читателей в разных странах помнят историю Виктора, ставшего хранителем и властелином Срединного Мира — охраняющего порядок от хаоса и хаос от порядка.

Двадцать пять лет читатели ждали продолжения — и оно пришло. Авторы приступили к новой книге: «Не место для людей».

Но… это не просто книга. Это немного большее.

Во-первых, она публикуется в реальном времени, по ходу написания. Каждую неделю читателей ждёт новая глава истории.

А во-вторых, авторы впервые реализовали для читателя возможность персонального выбора — то, что ранее существовало лишь в компьютерных играх.

Как это работает?

В каждой главе читателя ждёт выбор, объясняющий мотивы поведения основных героев. Что ими двигало — гнев, расчёт, любовь, страх, благородство? Каждый официально зарегистрировавшийся читатель получает свой профиль книги — и в конце истории свой персональный финал истории.

Авторы обещают около двадцати финальных вариантов книги, рассчитанных по специальному алгоритму.«Не место для людей» — это та книга, которую каждый читатель напишет для себя вместе с авторами. Книга, ставшая возможной лишь в наши дни.

***

Поскольку не все поняли механизм, поясняю ещё раз.

Каждый читатель видит ОБА ВАРИАНТА развилки, объясняющих МОТИВЫ поведения героев. Дальнейший текст остаётся неизменным ДО ФИНАЛА. Именно в финале выбранные вами варианты просчитываются и вы получаете персональный финал истории. Нечто подобное было, к примеру, в компьютерных играх серии «Фоллаут» или «Ведьмак».


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги: Самая долгожданная книга


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Не место для людей
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И привиделось мне, примнилось при начале чтения «Людей…», что перед нами не просто новый виток развития известного мира, не просто новое приключалово. Но попытка его, этого мира, деконструкции.

А что?

За 23 года, упорно именуемых многими четвертью века, соавторы повзрослели, поумнели, познали, проанализировав, новый опыт, в том числе, литературный. И решили продолжить «Драконов…» не героическо-философской сказкой-паропанком, а социальной сатирой. Решили попробовать высмеять ставшее за это время стандартным попаданческое фэнтези, ломая столь любовно спасенный в предыдущей книге Срединный мир.

И получалось, замечу, вполне прилично. Так, прекрасен в своей легкости эпизод со смертным приговором за упоминание «выборной демократии, суверенной демократии, голосования, либерализма, свободы слова» и прочей «защиты экологии». Хорошо выписано и не новое, в принципе, противопоставление магическому эскапизму «банальных грузовиков, прорабов, смет и накладных».

К тому же, не обошлось и без пародийной составляющей. Чего только эпизод с седоволосым охотником на чудовищ стоит. Кстати, знаете, почему они – охотники – такая редкость? Цитирую. «Потому и редкость, – гном сплюнул. – Нанюхаются своих солей, и море им по колено. Да как можно такую тварь мечом победить? Или магия, или техника!». Порадовал в этом плане и «прогрессивный шведский писатель Бенкт-Эрик Хедин с романом, посвященном тяжкому труду беднейших слоев крестьянства…». Название подсказать? Конечно же, «Земля без радости».

И все это – и сатира, и пародия, и ирония семейных разборок – густо и грустно перемешано с жизненными (не просто литературными, и уж тем более не просто фэнтезийными) реалиями. Хотя, памятуя о любви одного из соавторов к пафосу, можно сказать и по-другому. С философией и природой хаоса и порядка, живых и мертвых, символов и пустоты.

Увы, редко каким авторам удается деконструкция собственных миров, тем более, собственных идей. Редко какая деконструкция дотягивает до оригинала. Да и, повторюсь, все мне это только привиделось…

На самом деле, имеем ровно то, что сказано ниже коллегами URRRiy и Lilian. Фэнтези ради завершения пары старых линий (которые можно было бы и не завершать) и ради пары условно-новых идей. В итоге, четыре с плюсом. («Плюс» – лишний балл – накинут, скорее, как дань «Драконам…»).

Вот только упаси нас боги литературы и стяжательства от третьей книги. Как-то, от приключений крылатого сына Дракона и Кошки, или от истории обустройства в новом мире а-ля СССР («с писателями порядок навести») Виктора и Тэль…

P.S. «Убийцей быть оказалось неожиданно легко. Куда легче, чем быть Драконом. Куда приятнее».

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Условно-фентезийный роман с эротическими моментами (и не только в части инцеста авторов с литературными героями своих предыдущих произведений), где от Лукьяненко только начало и эпизоды, а большая часть основного текста — от его соавтора — графомана.

По форме это типа борьба за власть в волшебном Срединном мире, где герою — владыке дракону, обзаведшемуся семьёй и парой очаровательных деток — противостоит разнокалиберная местная оппозиция в лице все тех же магов, с примкнувшими к ним эльфами-гномами и прочими магическими и не совсем сущностями плюс некие силы «снаружи», давящие на этот волшебный мир.

По сути это розовосопельная до отвращения сказка с элементами натужного юмора на предмет событий современности, хотя и не совсем безнадёжная. Эпизоды нормального действа имеют место быть, это миниквесты главгероев, бороздящих пространство вымышленных миров , хотя к окончательной развязке эти эпизоды и не имеют никакого отношения.

Не будь «эротических» сцен, целевую группу читателей было бы возможно определить как девочек — подростков лет десяти — двенадцати. В целом вещь даже не халтурная, а какая-то благотворительная что ли, то есть, сделанная с «бесплатным качеством».

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение, которое вышло спустя более чем два десятилетия с момента написания первого романа.

Разумеется, за это время многое изменилось. Так что не стоит ждать прежней атмосферы. Яркая, пускай отчасти и стандартная история героя-одиночки, прошедшего свой путь среди магии, интриг, тайн прошлого и моральных дилемм, осталась позади. Герой остепенился, у него почти взрослые дети со своими подростковыми проблемами, а на мир надвигается новая угроза, только теперь какая-то неявная и неправильная. Остались в прошлом и интриги магических кланов. Сюжет старается охватить своим вниманием всё драконье семейство, а также нового мальчишку-избранного, так что на прочих почти не осталось времени. Разве что кошка Лой и постаревший Ритор, да и то по старой памяти. Меньше магии, меньше яркости. Вместо этого странноватое, довольно блеклое отражение советского прошлого (в буквальном смысле ставшее маленьким миром), бульдозеры, уничтожающие волшебный край, новый убийца, ненавидящий магию, и проблемы самоопределения у детей главного героя.

Мне определенно не понравилось то, что ряд законов мира, знакомых по первому роману, изменился в угоду сюжету (или просто по невнимательности авторов). Так Лой теперь все же может превращаться в кошку, со схемой «он-дракон, а она- единорог» не всё столь однозначно, а помимо мест с истончившейся гранью между двумя мирами появилось множество причудливых волшебных путей в междумирье.

Авторы отчасти остались верны себе. Так что есть здесь отсылки к нашей реальности, пасхалки к другим книгам авторов и к знакомым персонажам. Даже грубоватый стеб над Ведьмаком затесался. Есть и масштабное финальное противостояние, где нашлось место магии, столкновению нескольких враждующих сторон и постоянному преодолению себя и возрастанию масштаба используемых героями сил. Масштаб мне понравился — классический Перумов, в этом его стиль.

Финал несколько неожиданный и очень добрый по отношению к героям. Почти все получили то, чего хотели. Все счастливы. У всех свой путь. Во всяком случае так в авторской версии — я не игралась с интерактивной версией книги и с другими возможными финалами.

Итог — перед нами совсем другая история по сравнению с первым романом. Он был проще, но интереснее. А здесь все оказалось довольно запутанно, в том числе в плане мотивов сторон, и при этом не столь ярко. Интересно было узнать о дальнейшей жизни знакомых героев. Но вот в качестве самостоятельного сюжета роман не производит особого впечатления.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не место для поклонников Лукьяненко. СВЛ здесь на вторых ролях и лишь слегка приложил руку. Ну или что-то там еще. А может просто решил отдохнуть от стахановской работы над другими проектами. Где он все же старался чуть больше. Читайте Мегиддо или даже Ловца и держитесь подальше от торфяных болот. Ну если конечно не являетесь фаном Перумова и его героической музы. В первой книге читался какой-то «юношеский» задор (даром что оба уже не мальчики) и даже гиперсексуальность не слишком портила дело. Мир Драконов был молод. Сейчас оба автора серьезно повзрослели и набравшись опыта... слили сказку в унитаз. Правильно заметили чуть ниже — деконструкция. И другие слова на «де». Грустно...

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока все не очень доделано, судить сложно.

Будем считать, что это как у Гаррисона. Книжка — игрушка.

Дочитал. Книга унылая, кстати. Мало Лукьяненко , много Перумова.

И в общем кляклая она какая-то. Может из-за развилок, может из-за сюжета, в котором эти развилки по умолчанию подразумевались. Убить дракона (хотя это и фильм), собственно о том же. Только убедительнее.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Призрачно всё в этом мире бушующем»

Л. Дербенёв.

***

Ну что же, прошло много лет. Виктор, Крылатый Владыка, вернул Силу, отразил нашествие Прирождённых, вступил в права, воцарился в Срединном мире... А дальше? И авторы решили нам показать, что дальше. Герой женился, завёл детей, теперь и они уже готовы дать жару, и он сам ещё ого-го, и знакомые герои в строю, и о природе мира много нового сказано, и про историю гномов, а также про особенности местной фауны добавлено, а что-то щемит. Причём масса ощущений в стиле «уже не торт», но мало конкретных претензий. Вроде бы, не фанфик какой-нибудь: вот они, авторы, вот он, Срединный мир, вот он, Крылатый Властитель. Что же не так? Я долго думал, собирался, формулировал, отсекал сугубо субъективные моменты и, наконец, могу сказать: как раз в мире-то и проблема.

Изначальный мир сеттинга был ощутим. Весом. Зрим. Реален. Да, были непонятки с Миром Прирождённых и тем самым Обжорой, но как таковой Срединный мир был миром, в котором можно было и хотелось жить. Без особых малоосмысленных задвигов. Ну, разве что гиперпотенция у Анджея... Да, не всё соответствовало ожиданиям. Эльфы в косухах, гномьи газеты и прочее. Но и это было хорошо! Потому что показывало как раз объективность мира.

Нынешний Срединный мир — майя, пелена тумана, ткни пальцем — развеется. Призрачна его физика: Дракон уже не просто Владыка — а практически Брахман какой-то. Авторские описания его природы вообще позволяют сделать необузданную догадку — что весь этот мир как таковой с его ручьями, которые питает Сила, — одно большое заклинание. А колдовство местных магов — просто маленькие вмешательства в «код».

Призрачна космогония: первичны-то Мир Прирождённых и Изнанка, а Срединный мир — так, маленькая перемычечка. Победа Эрика над псевдовикингами и вовсе заставила задуматься о валидоле. Это же Дикинсон какой-то, товарищи! К счастью, обошлось.

Призрачно население: и дело даже не в том, что слишком много абстракций, вроде тех же псевдовикингов. Виктор женился, естественно, на Тэль. При всём богатстве выбора другой альтернативы, разумеется, нет. Ну нельзя же девушке из твоей партии просто пожать руку, поздравить с завершением кризиса и отправиться дальше, верно? Тем более, всего за какие-то там 25 лет... Нет, тут всего две кандидатуры: либо Тэль, либо Лой. Все остальные — декорация, массовка. Лой попыталась вначале проявить ум и сообразительность, провела занятие по пропаганде суицида среди подростков, после чего авторы почли за благо убрать её с педагогической стези и окончательно задать вектор на секс с — о боже, какой мужчина! — Виктором.

Впрочем, это не всё. В сюжетах часто бывает: вот есть протагонист. Вот есть антагонист. Вот они строят козни друг другу. Но нужно же как-то показать, что сеттинг не только их борьбой живёт! Что-то происходит, кто-то ещё чем-то занимается. И вот автор сам этот факт понимает... а как добиться нужного эффекта — не очень. В итоге появляется персонаж, сам по себе безликий, никакой. Но им начинают затыкать все дыры. Если на собрании должен кто-то высказаться, но не протагонист и не антагонист — пусть это будет он! Если героев зовут к кому-то на пир — пусть это будет пир у него! Если герои случайно забредают в чьё-то поместье — пусть оно принадлежит... правильно, маркизу Карабасу! Если, напротив, сами окликают случайного прохожего и спрашивают, «чьих» он будет — угадайте с трёх раз ответ! Кто первым поддержал рискованный план протагониста? Или, напротив, кто первым бежал с поля боя, вызвав всеобщую панику? Мир тесен... Особенно персонаж подобного рода мне лично запомнился в «Новгородской саге» Поснякова — боярин Арбузьев. О нём постоянно слышко именно как о ком-то, кто имеет отношение вот к этому эпизоду... и к этому... и к этому... Усилиями авторов таким вот «боярином Арбузьевым», призванным каждый раз бросаться на очередную сюжетную амбразуру, маскируя бренность и тленность мира, становится памятный по первой книге граф Сотников.

Призрачно знание: среди местных полно выходцев с Изнанки — однако ж про эту Изнанку ходят всякие-разные легенды. Кто нам в первом томе жёстко сказал: «не бывает женщин-Драконов!»? Оказывается, перед нами ненадёжный рассказчик в полный рост. Да что этот Ритор в Драконах-то понимает?

Призрачен выбор, который Виктор делал в конце первой книги. Он ровно ничего не значил. Только текущий режим его функционирования. А по сути он по-прежнему одновременно и Дракон, и Убийца. Может переключаться.

Призрачны удовольствия и комфорт: вспомните первую книгу. Есть конкретная проблема: грядущее вторжение Прирождённых. Есть попытки её решить. А если бы не было его? Пожалел бы хоть кто-нибудь об изгнанных Драконах? В массе? Простой народ? У меня сложилось впечатление, что на текущий момент времени обитателям Срединного мира в общем и целом... хорошо живётся! Так вот, во второй книге всё ровно наоборот. Все недовольны всем, причём практически на ровном месте. Простолюдинов достали маги. Маги интригуют против Дракона... Словно кто-то вдруг начал агитировать: Товарищи! Вас эксплуатируют!

И при этом львиная доля времени всё равно уделена не Срединному миру. А новой прослойке, которая ещё более туманна, эфемерна, абстрактна и усреднена. И там, где туман конденсируется, появляются штампы и клише. Их видит Виктор — как, скажем, мирок православного коммунизма. Их видит Эрик — как братьев с грузовиком. И их, увы, видит читатель: начиная от классического «Я — твой отец, Люк» и заканчивая кое-чем посложнее.

Есть такая интересная тенденция в фантастике: если между мирами открывается окно — нужно обязательно закрыть! Иногда — буквально, как у Пулмана. И герою остаётся только выбрать, на какой стороне он хочет остаться. Кто-то решительно шагает в Зелёную Дверь, отрешившись от старого мира. Меня ждут Амбер, Нарния и Ехо! Кто-то, напротив, концентрируется на Родине. И мечтает, как Элли, вернуться в Канзас к маме и папе. А изредка герои выбирать не хотят. Как Стайл из «Начинающего адепта»... и как Виктор. И тогда авторы их заставляют.

Стайл хотел просто жить на два дома. А Виктор... Виктор развернулся на полную. Правлю миром, вожу Тэль по московским бутикам, кушаю в Срединных ресторанах, воспитываю детей на советских мультиках... А что такого? А ему говорят: низзя! Не положено!

Но заставило скрипеть зубами даже не это. Хотя, конечно, понимаю: субъективно. Заставил скрипеть зубами эпизод, где Эрик получает объяснение, мол, то, что ты, парень, сейчас испытываешь — это не интерес, не похоть и не лёгкая влюблённость. А Настоящая Любофффь! А что, так можно было? Ах, да, это же говорит Бог и Создатель миров... Кстати, познакомьтесь: очень приятно, Бог! Но всё равно — так нечестно! Современные люди, даже сомневаясь, готовы счесть свою любовь индульгенцией на всё, что угодно. Официальное заверение человека в истинности его чувств может лишить его тормозов полностью, то есть абсолютно.

Ну и, конечно же, напоследок... Лой не умеет превращаться в кошку! Она не Минерва МакГонагалл!

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению,не место и не время-Перумову с Лукьяненко.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом прочитать можно, не Стейнбек и, не Фейхвангер, и не Олди, но мастерство есть, хотя было немного тяжело начать после Потока, Квази и всяких Игнисов. В целом сильная кульминация, много потенциальных зацепок для последующих продолжений, но надеюсь продолжений не будет. Есть филеры 'тяжелых битв' скорее от Перумова, типичное — застряли в закрытом мире а ля Клара Хуммель, прямо ловушки сознания из древнего Звягинцева. Линия красных беретов — неплохая завязка, но без развития. Лой и Тель — вполне неплохо с мужской точки зрения, но правдиво ли это?

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитать ЭТО получилось. Мир созданный первой книгой был достаточно хорош. Перумов честно говоря замучил уже своими множественными мирами и Демиургами местного разлива, но тоже терпимо. Отвратительна тоска Лукьяненко по советскому прошлому и перестроечному безвременью. Наверное ему кажется что он хорошо и точно это описывает, но получаются только его обиды на строй и страх перед бандитами-рекетирами. Похоже увлекшись защитой Русского мира вместе с чеченскими шахтерами, Лукьяненко полностью деградировал как писатель Скоро вместе с Прилепиным партию станет создавать.Может оно и к лучшему

Уныло. Не сбалансированно. Литературный Доширак.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, книга не очень зашла. Как продолжение первой части не воспринималась, скорее как развитие мира «Заставы», насколько я помню ту книгу (читал давно, не понравилось).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх