FantLab ru

Александр Беляев «Борьба в эфире»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Голосов:
360
Моя оценка:
-

подробнее

Борьба в эфире

Другие названия: Радиополис

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

В основу романа положены научные перспективы радиоэлектроники и телемеханики. В своём произведении автор предугадал ставшие для нас обычными стратосферные научные станции, дистанционное управление машинами и механизмами.

Примечание:

Впервые роман опубликован в журнале «Жизнь и техника связи» №1-9, 1927 г. под названием «Радиополис». Книжным изданием в сборнике: А.Р. Беляев. Борьба в эфире. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928 г. Впервые переиздана в 1986 году в Ленинграде.

По некоторым свидетельствам, в годы «холодной войны» ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге, ставшей библиографической редкостью, ибо это было единственное в советской фантастике описание войны Советского Союза с Соединёнными Штатами.


Входит в:

— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 88

Активный словарный запас: низкий (2613 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Борьба в эфире
1928 г.
Последний человек из Атлантиды
1986 г.
Ариэль
1990 г.
Борьба в эфире
1991 г.
Небесный гость
2001 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Борьба в эфире
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2011 г.

«Если это сон, то сон интересный, — подумал я. — Будем смотреть».

Революция 1917-го года кардинально изменила как судьбу огромной страны, так и судьбы миллионов людей, населявших её. Последовавшая за ней гражданская война принесла горе многим и многим участвовавшим в ней и послужила причиной массовой эмиграции несогласных с новым порядком. Перед теми же, кто поддержал произошедшие перемены, раскрылись удивительные перспективы, ведь новая власть, власть рабочих и крестьян, обещала столь многое, что от предоставляющихся возможностей просто захватывало дух. Многим тогда казалось, что вот-вот и наступит рай на земле, но он всё никак не наступал, так что о земной благодати оставалось лишь мечтать. Вот и мечтали кто во что горазд, у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже — всё зависело от одаренности «мечтателя» и развитости его фантазии. Писатели-фантасты новорождённой Страны Советов тоже наперебой принялись мечтать, являя на свет разнообразные литературные утопии, повествующие о грядущем счастье, которое будет достигнуто посредством превращения всего мира в Государство Свободы и Труда. Не мог остаться в стороне от этой темы и «фантаст номер один» того времени Александр Беляев, который выпустил в свет свою вариацию на тему под названием «Борьба в эфире».

Говорят, что Новый год — это время чудес. Вот одно такое чудо и произошло с обычным московским служащим, приехавшим в канун праздника с работы домой. Ожидая обеда, он сел послушать новости по радио и вдруг, по неизвестной причине, обнаружил себя сидящим «на садовом, окрашенном в зеленый цвет плетеном кресле у края широкой аллеи из цветущих каштанов и лип». Вокруг спокойно прогуливались какие-то странные люди одетые в необычные одежды и все поголовно лысые, как будто герой романа попал в госпиталь, где проходили лечение люди, пострадавшие от эпидемии плешивости. Когда его заметили, то он вызвал у лысых не меньший интерес, чем они вызывали у него. Первый контакт не задался, потому как разговаривали эти странные люди не по-русски, а на каком-то языке, отдаленно напоминавшем эсперанто. Вскоре прилетел переводчик и после небольшой беседы, ещё больше озадачившей и так ничего не понимающего человека, попросил одного из стоявших рядом людей проводить того в одно место, где гость поживет какое-то время «до выяснения обстоятельств». Единственное, что выяснилось, так это то, что проснулся наш герой всё же не территории родной страны, в трех минутах лета от Москвы. Из дальнейших объяснений, последовавших после прибытия в намеченное место, стало ясно, что он оказался в далеком будущем, где известный ему СССР разросся и занял территории трех континентов: Европы, Азии и Африки. Находящаяся за океаном Америка всё ещё находилась под капиталистическим гнетом, а некоторое недоверие, с которым отнеслись к гостю из прошлого, было связанно с тем, что его, поначалу, приняли за очередного американского шпиона. Недоразумение удалось быстро разрешить и перед путешественником во времени открылся мир будущего, удивительный и невероятный.

Александр Романович, сам того не желая, создавая очередную литературную утопию, написал один из первых романов о попаданцах, ставших столь популярными в наше время. Ведь начало его построено точно по попаданческим канонам: жил-был человек, ничем особенным не выделялся, вдруг, бац, и непонятно как очутился неизвестно где. Вот только наши современные попаданцы если и путешествуют во времени, то исключительно в прошлое, ведь там открывается такой простор для вмешательств и исправления прихотливых изгибов истории. Попаданец же двадцатых годов «проваливается» не в прошлое, а в будущее. Ведь прошлое ему абсолютно не нужно, оно отжило свой век и теперь, на его обломках, предстоит выстроить здание новой жизни. Что ему делать во временах, когда цари и попы угнетали простых крестьян? Зато будущее манит своим блеском, голова аж кружится от открывающихся возможностей и дух захватывает от того, что вот-вот мечты осуществятся и трудовой народ, впитавший с молоком дух коммунизма, своими руками создаст великое и могучее государство рабочих и крестьян, которое и приведет весь мир в счастливое завтра.

Картина дивного нового мира, которая открывается перед читателями и в наше время вызывает определенный интерес. Автор, создавая её, предсказал появление множества вещей, которые затем воплотились в реальности. На страницах романа есть и мобильные телефоны, и видеотелефоны, и летательные аппараты с вертикальным взлетом, и солнечные электростанции, и прообраз современного интернет-телевидения с возможностью заказа нужного фильма, и управляемые по радио полуавтоматические боевые машины, и операции по замене хрусталика глаза, и многое-многое другое. В связи с появлением высокоскоростного транспорта и освобождением большого количества земли, раньше использовавшейся под выращивание пищи (теперь еда ввиде таблеток получается химическим путем), города практически исчезли, а на смену им пришла система рассредоточенного жилья, в который люди стали жить в небольших домах на одну семью. Изменилось не только общество, сами люди тоже эволюционировали. Жители новой Страны Советов поголовно облысели, тела их стали довольно субтильными, причем на глаз отличить женщину от мужчины стало практически невозможно (первое время главный герой постоянно путался), человеческий организм стал слабее, насморк теперь — это серьезное заболевание, после поездок в дальние страны приходится проходить дезинфекцию, люди будущего не могут обходиться без периодической электризации, которую используют как «массаж для нервов», зато, благодаря специальным препаратам снимающим усталость и выводящим накапливающиеся токсины, они практически не нуждаются в сне. Жители Америки выглядят ещё более экзотически, если не сказать карикатурно: тонкие ручки-ножки, большие животы, гидроцефальные черепа, по-старчески беззубые рты, а один из фактических хозяев Америки — магнат Клайнс, так и вообще, кровопийца в прямом смысле этого слова. В целом, многие моменты в романе вызывают именно ощущение карикатурности и пародийности ( «Нет канцелярий, нет совработников! Это уж слишком. Как можно обойтись без совработников?» ), а утопическая картина сложившегося общественного уклада при ближайшем рассмотрении обнаруживает признаки тоталитарного централизованного подавления отдельной личности: «У нас нет противоречий между личностью и обществом. Всё, что полезно обществу, полезно личности». Хотя аппарат подавления и принуждения де-факто отсутствует, но он искусно заменен на механизм внутреннего самоконтроля: «Если хотите знать, у нас каждый гражданин — милиционер или следователь, если этого потребуют обстоятельства. Каждый наш гражданин, без инструкций и кодексов, знает, как охранять интересы общества. И если случай именно его привел столкнуться с фактом, угрожающим нашему порядку и спокойствию, этот гражданин и доводит дело до конца». А в некоторых случаях применяется прямой мысленный контроль, хотя и считается, что исключительно с благими целями: «В тех случаях, когда нам нужно срочно произвести работу, требующую участия рабочих масс, мы пускаем в ход передачу мыслей на расстояние. Невидимый вами «дирижер» направляет и координирует действия отдельных работников и массы в целом». Но ведь ничто не мешает применять этот мысленный контроль и с совершенно иными целями, теми самыми о которых автор так подробно рассказал в своем романе «Властелин мира».

Изначально «Борьба в эфире» показалась мне написанной в нехарактерной для автора манере и более напоминающей выходившие примерно в то же время «Страну счастливых» Ларри и «Через тысячу лет» Никольского. Но, видимо, Беляев не был бы Беляевым, если бы он не привнес в роман фирменные приключенческие мотивы — с началом битвы за Америку утопия стремительно превратилась в фантастический приключенческий роман, наполненный битвами, схватками, погонями и смертельной опасностью, поминутно грозящей героям. В той же последней трети текста, описывающей жизнь страдающих под гнетом буржуинов американских рабочих появляются описания фабрики и города-небоскреба Нью-Йорка, одного из последних городов Земли, словно бы навеенных «Метрополисом» Ланга, вышедшим на экраны в 1927 году. Интересно, это осознанное заимствование или просто сходство идей? Первоначальный журнальный вариант — в формате небольшой повести под названием «Радиополис», — вышел в том же 27-ом году. В следующем же году автор переработал и расширил текст повести, создав роман «Борьба в эфире», увидевший свет в одноименном авторском сборнике. Так что, видимо, возможность познакомиться с гениальным творением Фрица Ланга у него теоретически была.

Учитывая некую весьма отчетливую пародийность текста, а особенно финальную фразу про болезнь главного героя, становится совершенно ясно, почему этот роман, после его первого выхода в свет не переиздавался очень долгое время. Лишь при перестройке, в 1986 году он вернулся к читателю, видимо до этого времени власти не желали подрывать свой авторитет такими «радужными» прогнозами. Удивляет то, что это произведение вообще вышло в свет, хотя, может быть, в то время цензура просто ещё не успела заработать в полную силу. Зато Ян Ларри уже получил по полной за отправляемые лично(!) Сталину главы его «Небесного гостя».

Итог: пусть написано всё это слегка наивно, но послевкусие оставляет вполне приятное. Пусть герои плоские и шаблонные, но, если посмотреть на текст здраво, даже главный герой здесь отнюдь не является таковым, основной фокус писатель сосредоточил на описании мира будущего, и именно этот мир и есть истинный главный герой романа. Пусть, по здравому размышлению, идеальность описанного мира далеко не идеальна. Всё это совершенно не мешает получать от книги удовольствие. Беляев остался Беляевым, даже в таком несвойственном для него жанре, как утопия. Рекомендую для вдумчивого ознакомления. Читайте классиков!!!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2013 г.

М-да. Вот это роман...

Такое ощущение, что это школьник фантазёр выдумывает на ходу.

Тут значит мужик попадает из 1927 года в светлое будущее, где вовсю идёт война с Америкой. Волосы почему-то у всех отвалились, как атавизм, хотя холода остались. Зато появилась масса изобретений:

1. Возле Красного моря упал самолёт шпиона! Ну-ка посмотрим в бинокль... Но как же так? Мы в Москве, а до Египта 2500 км. Ничего страшного, я просто выставляю координаты в бинокле и вуаля! но как же горы, стены и тому подобное? А вы слышали про рентген, батенька?....

2. Летят в самолете. «О, боже, по нам стреляют вражеские истребители!!»-ничего страшного наш самолёт имеет специальное бронепокрытие, которое я лично изобрёл, но пока не запатентовал!

3. Находятся в небоскрёбе. Снаружи ведётся огонь с вертолётов, снаряды пробивают окна, стены и двери. Но у наших героев есть аэрозоль, попшикавшись которым, все пули попадающие в тебя превратятся в дымок...

В общем, эпическое произведение. Хотя начало было многообещающее. Беляев угадал, что в Москве будущего не всегда разберёшь кто перед тобой парень или баба — метросексуалов развелось, как собак. Еще он угадал про мобильники у всех и каждого, правда встроенные в руку, но и до этого уже недалеко. И про интернет он все точно и подробно расписал (это в 1927 году!), что он заменит живое общение и как это будет здорово!!

Итог: несколько хороших идей потонули в общем безумии. Далеко не лучший роман автора...

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2008 г.

Настоящий шедевр иронии и одновременно, антиутопической оперы и боевика. Современник Замятина, Беляев иронично отражает его мысли в безопасной, но нарочито карикатурной форме. Будущее, где утопическая коммунистическая Европа противостоит комично-карикатурному, явно в шутку нарисованному буржуинскому капитализму Америки. И финал, развенчивающий только что нарисованный миф —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— все оказывается бредом тяжело больного человека.
Было бы интересно снять фильм по нему, использовав утрированную стилистику как плакатно-советского стиля, так и толстопузо-буржуазного.

Кроме того, «Борьба в Эфире» — это великолепные прозрения в технологическом плане. Война высокоточных машин, управляемых на расстоянии — на это фантасты не решаются даже сейчас. А ведь к этому идет. Высокоточное оружие сейчас будущее войны, кто обладает им — тот побеждает. Оружие массового поражения. аналогичное ядерному, здесь тоже предсказано. ЧИтать «Борьбу в Эфире» — все равно что играть в невиданную компьютерную стратегию с оригинальными условиями.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2008 г.

Перечитала «Борьбу в эфире», очаровало то, что идеи общественного устройства, описанные Циолковским переданы в максимальной степени приближения к реальности, а вариант «радиотелефона», таблетки от усталости :wink: и варианты связи без использования бумаги (почти интернет) осуществились практически.

Однако сквозь текст о будущем просвечивает сатира на современную Беляеву действительность, когда «каждый гражданин — милиционер», и каждый «без инструкций и кодексов знает, как охранять интересы общества».:dont: особенно забавляет, что человек может совмещать розыск «американского шпиона», (ну куда же без них) с мастерской игрой в шахматы, что тоже было чертой времени. Очень понравилась фраза справедливая и сегодня: «Значит, это будет больше войною машин, чем людей. «Победит тот, у кого выше техника».

Рассказ интересен уже тем, что сравнивать реальность и альтернативный вариант будущего не менее увлекательно, чем читать фэнтези.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2013 г.

Схватки, интриги, сражения, слегка потешные фантастические изобретения, многие из которых, как ни странно, уже воплотились в соответствующие изделия, ну и, конечно же, революционный порыв. Всего очень много, но как и пару десятилетий история не увлекла, так и сегодня ничего особенного, запоминающегося, вспомнить не могу. Попробую все-таки перечитать еще раз. Ведь А. Беляева обожаю до сих пор, хоть и понимаю, что он уже староват стал в век всеобщей компьютеризации и полетов в космос.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2009 г.

Лучший из романов Александра Романовича.

Мастерски приготовленный коктель из антиутопии, социальной фантастики, тонкой иронии и капельки альтернативной истории, читающийся запоем и оставляющий приятное послевкусие.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2009 г.

Вначале я был просто разочарован этим произведением, напрочь политизированным и достойным самым лучшим произведениям ранней советской фантастики. Но потом стала закрадываться крамольная мысль: ну не мог такой автор описать свое будущее таким уродливым и карикатурным (хотя были произведения того времени, которые именно так его и описывали) и лишь концовка развеяла все сомнения: «Вы ещё бредите. Вы были очень больны, но теперь опасность совершенно миновала». Наверное так и нужно, просто переболеть таким будущим и стараться больше о нём не вспоминать, как о кошмарном сне...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2010 г.

Книга очень слабая, потому что полностью лишена хоть какой-либо финальной мысли или какого-либо философского подтекста. Все слишком просто и посредственно — подобными идеями никого уже не удивишь, мысли давно устарели и нуждаются в скором ремонте или вывозе на свалку.

Иначе, в общем и целом, никак...

Банально, неинтересно и неглубоко... от такого писателя, как Беляев можно было ожидать и большего...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2008 г.

Произведение, которое вряд ли сейчас может кого то впечатлить и заинтересовать. Все идеи, изложенные в этом романе устарели, а невысокий художественный уровень произведения и вовсе лишает его всех шансов на успех у современной публики...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх