fantlab ru

Ханна Джеймесон «Выжившие»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.68
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Выжившие

The Last

Роман, год

Аннотация:

Историк Джон Келлер находился на конференции в одном из отелей Швейцарии, когда ядерное оружие разрушило большую часть мира. Люди охвачены паникой. Но Джон остаётся верным своей профессии и документирует события после катастрофы, составляя хронику современных ему дней. Он тщательно фиксирует свой опыт, а также собирает истории других постояльцев, надеясь, что ему удастся сохранить хотя бы память об исчезающем человечестве.

Но у многих из оставшихся в живых есть свои тайны, которыми они не готовы делиться... Джон находит на крыше тело маленькой девочки. Кто из постояльцев убийца?

Келлер начинает исследовать огромный отель в надежде найти виновного и ответы на свои вопросы.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 275

Активный словарный запас: крайне низкий (2237 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Выжившие
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случился апокалипсис, ура! Ядерные бомбы уничтожили Вашингтон вместе с правительством, Шотландии больше нет, Канада призывает к спокойствию – удар то по США. Тем временем в огромном 9-ти этажном отеле «Сизьем», где-то в Швейцарии, остатки гостей и персонала пытаются выжить в новом мире.

Джон Келлер, историк, он же рассказчик, решает вести дневник, где описывает дни после катастрофы. Все идет своим чередом – несколько самоубийц, несколько уехавших, остальные 20 жителей отеля приноравливаются к новой жизни. Пока на 50-ый день в одном из баков с водой не находят труп маленькой девочки…

Будем честны, фраза из аннотации «Под подозрением – каждый из двадцати выживших.» немного лукавит. Да, героев здесь примерно столько, но многие из них служат чисто для упоминания в разговоре. Больше везет тем, у кого есть хотя бы один-два эпизода. Например, есть такой сотрудник, Саша Маркин, у которого лунатизм. Он дважды появляется в этом состоянии, пару раз упоминается в разговоре, и разок плотно тупит в финале. Сашу, кстати, я отношу к «утраченным возможностям», об этом ниже. Или Николас Ван Шайк – один раз он наезжает на рассказчика, второй раз участвует в суде. Также есть герои-функции, которые чисто двигают сюжет – Миа Маркин, Лорен Брет и весьма удобно подвернувшийся детский психолог Петер. Другие герои, которым автор уделила чуть больше места на страницах, это круг приближенных к Джону, круг его друзей. Раскрыты они, правда, тоже сильно так себе. Выгодно выделяется Аарон и его призрачный мальчик в углу.

Апокалипсис здесь словно соевый. Он как в той шутке про поддельные елочные игрушки – выглядит так же, но радости никакой. Люди ютятся в отеле, но его защиту от условных дикарей не обеспечивают; меньше едят, но в город за припасами ездят очень редко; говорят, что есть ГЭС, от которой электричество, но свет экономят. В какой-то момент дикари таки появляются, но вместо каких-то забаррикадированных дверей и постов охраны, выжившие отправляют в город, на разведку, трех человек и тупо сидят в ожидании… Докопаться можно почки к любому аспекту. Автору даже не хватило характера скормить каннибалам одного из героев, что могло добавить драмы и трагичности. Он, внимание!, убегая из города в лес подвернул ногу (!), и за несколько суток (!!) без еды и воды (!!!) смог добраться до отеля (!!!!).

До конца романа меня держало две вещи – прекрасная начитка Григория Переля (никаких замечаний, все в лучшем виде) и детективная интрига (оооо, здесь все плохо). На этом моменте стоит поговорить о тех самых «утраченных возможностях» а.к.а. «не выстреливших ружьях». Первое – лунатизм Саши, который вообще ни на что не повлиял, только испугал беднягу Джона. Второе – один из героев говорит, что у него ощущение, что в отеле намного больше людей, чем все думают. Хороший и интересный задел на твист умирает в зародыше. Третье… Третьим можно записать мотив убийцы. Он настолько тупой, настолько по-идиотски выглядит, настолько не вписывается в, казалось бы, классическую схему детектива, что я был только рад, что его, мотив, раскрывают в самом-самом финале. Иначе я не смог бы и бросил, да, несмотря на Переля.

Как я уже писал выше, «Выжившие» — соевый постапокалипсис с детективной интригой. Новеньким в жанре скорее всего зайдет, а читавшим… Наверное, лучше перечитать «Почтальона» Брина или вроде того.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что книга, видимо, задумывалась автором как постапокалиптическая история осмысления последними людьми на планете своей незавидной участи, вышла в итоге социальная драма. С большим количеством повествовательных метафор и — моё любимое — социальных комментариев.

С логической точки зрения местный лор не выдерживает никакой критики: тринадцатиэтажный отель в глухом лесу, до которого надо примерно два часа (как я прикинула по описаниям дороги из последней трети книги) добираться чёрт знает как — это уже само по себе восхитительно правдоподобно. Дальше лучше, дальше в ход пошли излюбленные жанровые клише вроде стремительно умирающих деревьев, невидимого за облаками солнца, радиоактивного дождя, под которым купаются без последствий, каннибалов, которые начинают есть человеческие трупы через два месяца не особого-то голода. Какие-то объективные технические подробности никак не освещаются и не упоминаются даже: так и неясно, как и почему случилось, что случилось, кто развязал войну и из-за чего.

Не.

Две строчки об этом в тексте.

Или что там со спутниками связи, сбивали ли их, или что с правительствами других стран, не США, может, кто-то выжил, или как персонажи проморгали город у себя под боком, или почему группа каких-то непонятных людей оказалась в лесу, если про них знало подобие городской власти: они же опасны, ежу понятно, что их нельзя было оставлять просто вот так бродить по окрестностям.

Тут не просто сырой лор, он тут отсутствует.

И из этого отчётливо следует, что автор не про постапокалипсис хотела, а про социальную драму в замкнутом пространстве и особо сложных обстоятельствах. Она многократно возвращается к теме обретения Бога и разочарования в нём, пророчеств, призраков, неслучайности судеб и прочей метафизике, причём не то, чтобы это как-то двигало сюжет или развивало героев.

В принципе, наверное, рассуждения персонажей про то, что, может, они вообще уже умерли, просто не поняли, или что конец света наступал и не наступил, были бы даже интересны. Но подано всё так тоскливо и пресно, что не удаётся проникнуться.

Сюжет практически не развивается: после завязки в аннотации, где группа из трёх мужчин вылавливает из бака мёртвого и, очевидно, убитого ребёнка, Джон бродит по отелю, расспрашивает людей и пишет мемуары. Пару раз обыскивает комнаты. Событий не то, чтобы мало, но они все очень вялые и совершенно не удерживают интерес; всю вторую половину книги я ловила себя на мысли «когда эта тягомотина закончится уже».

Здесь слишком много диалогов и попыток в выяснение отношений в группе, которые автору тоже, ИМХО, не особенно удались. Я не поняла глубины повествования этими разговорами и пересказами этих разговоров; сильно не мой типаж истории.

В основном скучненько, бедненько, но социально-драматично. Блёклый текст, блёклая история. Все персонажи занимаются тем, что вспоминают своё прошлое, жалуются друг другу, страдают в своих номерах, пьют, принимают наркотики и занимаются сексом. В некоторых случаях они выбираются из отеля в страшный наружный мир, где попадают в перестрелку, а потом снова выходят в цикл из страданий, выпивки и секса.

И вообще, если посмотреть на это объективно, я даже не уверена, что это так уж неправдоподобно. Имея достаточно комфортное положение в виде отеля, где есть стены, еда, вода, электричество и запас медикаментов, действительно можно просто сидеть на месте. Другое дело, что читать про это тоскливо, потому что движения куда-то здесь особо нет. И ничего другого нет.

Может быть, проблема в повествовании, которое ведётся от первого лица через подобие личного дневника или хроники катастрофы, как это назвать; автор, который литературный герой, невыносимо скучный и нудный человек, который сам не понимает, как он жил и как будет жить. Формально он вроде как расследует это убийство, но по факту итог расследования сам падает ему на голову, прекрасно понимая, что иначе Джон в жизни ничего не выяснит.

С остальной группой, кстати, всё примерно также — они все настолько ни о чём, что вселенная сама бросает им на головы необходимое, потому что иначе они никуда не сдвинутся и ничего не сумеют.

Однако меня сильно повеселил один момент, который, подозреваю, автор не закладывала нарочно, и именно поэтому он так хорош. Мэрисьюшная Томи, исполняющая (плохо) здесь роль обязательной для современной прозы с элементами социальных вопросов «сильной женщины», являет собой идеальное отображение ультралевого активиста из твиттора. «Да, мои взгляды единственно возможные и правильные, все остальные вокруг — слабаки и плесень; да, я украла у группы патроны и оружие, потому что а вдруг на меня нападут, а на остальную группу мне плевать; да, я оскорбляю людей, потому что я выше каждого из них, прекраснее, великолепнее и правильнее, но когда мне говорят объективные претензии, я закатываю истерику, потому что никто не смеет меня поучать; да, я никому ничего не должна, но как только мне станет плохо и я заболею, меня надо спасать и тратить на меня общественные ресурсы, потому что я ценная.»

Причём ценность её, женщины без детей, которая не собирается рожать и которая не владеет ни одной прикладной профессией вроде шитья одежды, в обстоятельствах постапокалипсиса, мягко сказать, очень невысокая. Нажимать на спусковой крючок, а именно оно и подаётся как великая ценность Томи для группы, научить можно даже шимпанзе. И довольно быстро.

Настолько филигранно выполненный портрет, что я только за него лишний балл накинула.

А так...

Если ничего не ждать от романа и не представлять себе запутанный детектив в антураже сурового выживания, то он может даже зайти. Главное — не верить захватывающей аннотации, она заманивает слишком красивыми и невыполнимыми обещаниями. Меня не впечатлило, потому что я ожидала больше фантастики и меньше социальных комментариев о том, как страшно жить на свете сильной женщине, ведь все мужчины вокруг — потенциальные насильники, а дети должны умереть, потому что они отбирают у сильной женщины ресурсы, которые ей нужнее.

Не прям худшее, что я читала, но не уверена, что оно стоит потраченного времени.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна книга недели на #storytel #сторител, которая меня разочаровала. Начало много обещающие. Группа людей оказались в уединенном отеле во время начала мирового бедствия. Коммуникации не работают, что происходит не ясно. Часть постояльцев решает остаться в отеле, чтобы дождаться когда за ними приедут спасатели. И без того мрачная обстановка еще больше накаляется, когда в водонапорной башне находят труп недавно убитой неизвестной маленькой девочки. Главный герой историк Джон Келлер решает самостоятельно найти преступника подозревая всех и каждого. Происходящие события в книге не выглядят реальными. Скорее, это набор не мотивированых поступков и идей. Развивается история вяло, а вкупе с серыми главными и второстепенными персонажами, даже 11 часов выглядят затянуто. И чем дальше читаешь, тем больше книга начинает разочаровывать. От начальной задумки герметичного триллера на фоне апокалипсиса автор скатывается в нудные перебранки героев из-за незначительных поступков. Апофеозом глупости становиться концовка, которую нельзя назвать твистом, а скорее «бредом сумашедшего». «Выжившие» читабельная книга, но лично мне было жаль потраченного времени.

Instagram: @detective.book

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничто не предвещало беды. Богатая Швейцария, отель среди лесов, конференция... И внезапный ядерный удар, что разрушил бо́льшую часть мира. Многие в панике бегут из отеля, но двадцать человек остаются пережидать. Среди оставшихся — историк Джон Келлер. Именно он решает вести хронику нового мира. И именно он с друзьями по несчастью находит на крыше отеля тело убитой девочки. Под подозрением каждый...

Из плюсов здесь начало, когда только-только начинают развиваться события. Повествование в виде хроники дней рваное, показаны напряжение и некая дезориентированность героя, что логично для тех страшных условий, в которых он находился. Неплохо показаны конфликты, которые неизбежно могут возникнуть в замкнутом пространстве, в т.ч. конфликты на политической почве (какие страны виноваты в войне?). Есть интрига, заставляющая думать: кто же, всё-таки, злодей? Кто убийца, волк в овечьей шкуре? Что будет с людьми дальше? Читается легко и быстро, слог без «изысков», но для такой хроники событий это и не нужно.

Из минусов. Главгер не то, что бесхребетный, он... ни рыба ни мясо. Остальные герои, за исключением одного-двух, разной степени картонности. Есть моменты с употреблением алкоголя и наркотиков (понятно, что после ядерной войны у героев нервы ни к чёрту, им хочется как-то расслабиться, убежать в другую реальность, но, имхо, этим моментам можно было уделить гораздо меньше «экранного времени»). Экшена особо нет, напряжение сдувается, читать местами скучно.

На протяжении всего чтения не было ощущения, что в мире произошла именно ядерная война. Да, Швейцарию с отелем как бы обошло стороной. Но заражение, тем не менее, было! А герои преспокойненько расхаживают по территории, не особо болеют и т.д. То, что произошло ближе к концу смотрится почти шоколадным хэппиэндом.

Заявленной мистики здесь с гулькин нос, а уж объяснение убийства... У меня было столько гипотез, а Автор свёл всё это к... Впрочем, спойлерить не буду. Мало ли, вдруг кто-то решится прочитать. Но по мне — концовка слита, она обернулась пшиком. И это очень разочаровывает.

В общем, если эту книгу экранизируют и добавят мистики — возможно, мне понравится больше. Книга вполне может сойти за своеобразный сценарий, а в кино может быть и красивая картинка, и больше жути в виде спецэфектов, флэшбеки, возможно... Но книга мне не понравилась. Это не особо детектив, не особо постапокалиптика и практически не мистика. По мизерному кусочку оттуда и отсюда. Но, как говорится, всегда лучше составить своё мнение.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вялый сюжет, все события происходят медленно, мотивы героев не всегда логичны и понятны, а уж загадка про труп девочки... без комментариев. Не советую к прочтению, пустая трата времени, интересных идей ноль.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх