Вадим Панов «Ручной привод»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Он существует с незапамятных времен, а может, и дольше. О нем знает вся Вселенная, но видели его единицы. Он редко включается, но с его работой всякий раз связана судьба человеческой души — «искры».
Никто не знает, почему он называется Ручным Приводом. Но именно здесь, посреди ничего не подозревающей Москвы, определяется ход вечной борьбы двух Царств за «искры».
Только отсюда можно выйти на связь с тем, кто порождает человеческие души. И именно сюда Царства присылают своих комендантов, попеременно управляющих Ручным Приводом.
Но, даже получив Силу и Вечность, человек не способен отречься от своего прошлого, а потому и на Земле, и во Вселенной кипят страсти, совершаются благородные и подлые деяния — и за всем этим следит Ручной Привод.
А за ним присматривают коменданты, в обязанности которых входит еще и наказание тех, кто возомнил себя равным Богу...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 327
Активный словарный запас: средний (2813 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2009 // Необычная идея |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
poxabich, 17 мая 2021 г.
Тут сравнивают «Ручной привод» с Булгаковым и даже с «Понедельником..» Стругацких. А могли бы еще сравнить с «Альтистом Даниловым» или с «Возрождением» Стивена нашего Кинга.:)) В данном случае сравнения как раз и показывают, что вещь получилась оригинальной и самоценной. Она в том же ключе, но немного о другом. Более приземлённая, но потому и более человечная, что ли. Нет в ней той камерности, как у Булгакова или Орлова, но от этого, на мой взгляд, она не хуже.
Очень живые герои, очень яркие события и даже брутальные диалоги, которые в поздних вещах Панова немного раздражают, здесь абсолютно к месту.
genametr, 9 сентября 2021 г.
Панов для меня «условно съедобный» автор. Жаль, но примерно половина его произведений просто не усваиваются. Не люблю такую манеру письма. Понты, пафос и всякая нелогичная чепуха, раздражают до невозможности. К счастью в «Ручном приводе» концентрация вредных примесей сильно снижена. Есть небанальный (для Панова) сюжет, забавные персонажи, мистические откровения и даже не совсем плоский герой, которому предстоит сделать выбор. А некоторая булгаковщина идет роману только на пользу. «Привод» заметно отличается от других (Анклавы, ТГ, Герметикон) произведений автора. И на мой взгляд только в лучшую сторону.
Лукавый, 20 марта 2016 г.
В отличие от Вадима Панова, я ценю чужое время, поэтому сразу резюме: Вадим Панов — посредственный составитель текстов. Открыть эту книгу можно с единственной целью — посмотреть, как делать не надо. В принципе, главное о «Ручном Приводе» вы только что узнали. Дальше я выпускаю пар и никого не принуждаю.
Привет опять, о читатель, который все еще здесь. Поведаю тебе предысторию вопроса, раз уж мы никуда не торопимся. Лет 10 назад я купил в поезд два первых романа Панова. Это было скучнейшее чтение, которое я закончил только потому, что ехать было далеко, а делать — нечего. Вот, в 2016-м, решил проверить (не могу объяснить): издается человек, ну как навострился, начал лучше писать, самый суровый критик действительно стал суровым и так далее.
Не тут-то было. Текст от Панова-2008 поражает своей безыскусностью, как бумажная аппликация, которую вырезал первоклассник. Текст этот избыточный, скучный и, попросту говоря, плохой. Хуже всего то, что и события он описывает скучные. Трудно поверить, что все это делает «писатель», который семь лет активно писал, а издатель его активно издавал.
И ладно там материи высокие (хотя авторские рассуждения читать просто невозможно, это какая-то феноменальная банальщина и кровь из глаз), но тут злоумышленники похитили человека, превратили в овощ, надо избавиться от тела. Они беспокоятся, что если полицейские найдут его в таком состоянии в подвале заброшенного дома, то «начнут копать» (почему-то им не приходит в голову вывезти тело в лес, куда они катят прямо сразу после, и немного покопать самим). Очевидное решение найдено быстро: ЧТОБЫ НЕ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЯ, надо все взорвать. Ведь тогда полиция, обнаружив среди развалин разорванное тело и остатки чемодана пластичной взрывчатки с часовым механизмом (автор упорно — ладно, один раз, но упорно! — называет ее «пластиковой»), придет к выводу, что тут были бандитские разборки, и копать не будет (а дело, кстати, происходит в США). O RLY?
Но — высокие материи, ангелы-демоны, вечность, душа, раскаяние и смысл жизни.
Чувак. В твоей книге герои незаметно избавляются от тела с помощью чемодана взрывчатки, развалив целый дом при этом. Какая вечность? Какая душа? Какой, к хренам собачьим, смысл жизни?
«Беда русской литературы в том, что в ней каждый мудак выступает в роли учителя жизни, а чисто литературные открытия и находки со времен Белинского считаются делом второстепенным». Шаламов написал это еще в 68-м. К сожалению, Вадим Панов в 2008-м так это и не прочитал. А ведь можно было сэкономить столько ресурсов.
Извините все (и даже Вадим Панов), но эта книжка — просто хлам. Искренне рекомендую вам (и даже Вадиму Панову) никогда ее не читать, потому что если вы несколько часов пролежите на диване, то все равно проведете время с куда большей пользой.
В утиль.
mastino, 27 апреля 2011 г.
О творчестве Панова у меня сложился достаточно стойкий и давний стереотип. Ах «Тайный город», ах «Анклавы», ах сериалы... В результате, был практически уверен, что творчество этого автора — сериальщина а — ля Армада в чистом и незамутненом виде, с простым слогом, простым сюжетом, простыми героями. И тут мне в руки попал «Ручной привод». Решил рискнуть и прочитать. Прочтение сие стало сломом сразу всех, вместе взятых стереотипов и заблуждений.
Начало, первые пару страниц. Ты- дымц... Это рухнул стереотип первый — насчет языка. Простоты и примитивности — никакой. Книга написана более чем достойно, в стиле автора не напрягает абсолютно ничего.
Читаем дальше. Бах.... Лопнул стереотип второй — герои книги оказались вовсе не пустышками, и с самого начала знакомства с ними смогли привлечь внимание. Коме того, они сразу, что очень важно, вызали ощущение живых и настоящих людей.
Чвяк... Это ляпнулось заблуждение последнее — сюжет. Сюжет на диво хорош, нестандартен, незаезжен. Несмотря на то, что писать на эту тему пытались многие, автору удалось создать по настоящему свое.
Итак, мои ошибки и заблуждения похоронили, венки возложили, теперь отдадим немного времеи роману, благо от того стоит.
Итак, повторюсь — писать на подобную тематику пытались многие — более или менее успешно. Придумать в описании всяких послесмертий, душ и возвращений «оттуда» казалось бы сложно. Панову это удалось. Удалось хорошо. Удалось совместить всё — и мистическую составляющую, и нашу современную действительность, со всей её чернухой и реальностью. Идея романа понравилась чрезвычайно...
Герои. О, это вообще песня. Герои хороши, занимательны, интересны. Некоторые из них очень серьёзны, некоторые абсолютно несерьёзны и веселы, но все до единого интересны и привлекательны в той или иной степени.
Единственное, что несколько напрягло и немного испортило впечатление — как мне показалось, некоторая затянутость романа. Несмотря на вроде бы, постояную динамику, иногда хотелось бы, чтоб события развивались чуть постремительнее. Но это мелочь, которой не удалось испортить общего, более чем благоприятного впечатления.
Итог. С этого момента обращу на творчество Панова более чем пристальное внимание... Судя по всему, оно того стоит.
lammik, 12 июня 2019 г.
Последнее время стало общим местом писать, что мол Панов-де исписался, раньше был ого-го, а вот теперь «не тот». «Ручной привод» я купил 10 лет назад вместе с «Занимательной механикой». Вторую прочитал сразу и, не сомневаясь, поставил 9 баллов, а вот до «Привода» руки дошли только сейчас. Прочитай я его тогда, то видимо тоже поставил бы 9. Но прошло время, прочитано много книг, пановских в том числе, и яркость впечатлений угасла, отсюда и оценка ниже.
Таким образом, хочу сказать, что часть претензий к творчеству Вадима Панова объясняется тем, что читатели стали искушённей и опытнее, часть — тем, что несколько «заелись», Панов пишет много и часто. К последним вещам из «Тайного города» это не относится, видимо, автор действительно начал уставать от цикла.
Что касается самого «Ручного привода», то это попытка Вадима Панова рассказать о том, как устроен мир на самом деле с евангельскими отсылками и поклоном в сторону Михаила Афанасьевича.
dimon1979, 10 июня 2014 г.
Эта книга нетипична для творчества Вадима Панова. Но в то же время, я считаю ее лучшим произведением, из всего написанного автором. «Ручной привод» — книга, которая поднимает и затрагивает сразу несколько важнейших вопросов. Что нас ждет после смерти? Есть ли какие-то силы наверху? Что ожидает закоренелых грешников и тех, кто не совершил в жизни ничего плохого? Это очень серьезные вопросы, которые нельзя обсуждать в формате развлекательного романа. Некоторые моменты можно оспорить, так как не все верят в жизнь после смерти. Но это уже больше из области философии и религии, а данное произведение относится все-таки к массовой литературе и религиозные споры здесь совсем не к чему.
Я уже неоднократно подмечал, что Вадим Панов обладает отличным чувством юмора. Если брать другие книги автора, то там юмор больше добрый, высмеивающий человеческие пороки и недостатки, в основном Красных Шапок. В этом произведении все пропитано «черным» юмором, иногда даже на грани. Это совсем не случайно, потому что выбранная тема очень и очень сложная. Пренебрежительное отношение к мертвым, которым бравируют некоторые персонажи этой книги, имеет несколько оправданий. Потеря жизни не означает конец всего. Придуманная автором концепция загробного мира, в котором есть и Рай, и Ад, позволяет надеяться на продолжение.
Честно говоря, сказать определенно о чем этот роман, нельзя. И читать его было довольно тяжело, хотя и очень интересно. Некоторые моменты, останутся за кадром, автор не даст все ответы на вопросы, что-то необходимо додумать читателю самостоятельно.
Я уже давно отметил, что автор часто выстраивает свои сюжеты в форме детективного расследования. В этом произведении, молодая журналистка будет пытаться найти ответы на странные события, которые происходят на территории одной из больниц Москвы. Статистика возвращений пациентов после клинической смерти в этом лечебном заведении заметно выше, чем в целом по стране. Чем же вызвано подобное совпадение и кто к этому причастен? Девушку ожидают непростые испытания, потому что ей придется столкнуться с мистическими и фантастическими вещами, о которых никто до этого не знал.
Я считаю, что это произведение лучшее из всего, что написал Вадим Панов. Необычные персонажи, увлекательный сюжет, интрига сохраняется до последней страницы. Каждому найдется над чем задуматься, может именно вы живете не совсем правильно и стоит это изменить? Очень жаль, что на данный момент автор отошел от написания книг из цикла о магической Москве.
Gourmand, 15 октября 2016 г.
Всё смешалось в книге Панова: и «Понедельник» Стругацких, и компашка хулиганов из «Мастера и Маргариты», но... в целом довольно симпатично. Да, есть лишние эпизоды, есть странные, ненужные персонажи (завхоз, скажем, и вся эта история с досрочным вылуплением саранчи апокалипсиса). Но читалось удивительно легко, фантдоп интересный, а продвигаемая идея про ненужность в Вечности «искр» самоубийц неплоха. С одной стороны — развлекательно, с другой — ну, кому-то в тяжёлой жизненной ситуации станет полегче, чем плохо?
И мне кажется, что для такой вот ненавязчивой антисуицидальной пропаганды тональность романа в самый раз.
Про детишек тоже что-то было, детишки нужны, мол. Тоже без выпячивания, тоже в меру.
Хороший роман. Светлый, лёгкий, про вечную жизнь и земные «ясли-садик».
Ольгун4ик, 8 июля 2016 г.
Зачем жить, как жить, а жить ли вообще? Жить на полную катушку или думать о каждом сделанном шаге.
Жить не оглядываясь или все время смотреть по сторонам?
Кто эти люди вокруг, что они знают и знают ли они хоть что-то?
Кем создан мир и зачем?
Чёрное и белое — просто цвет или оценка поступков. Поступки — это то, что совершенно или все что есть в планах и желаниях?
Желания — приоритет или потакание слабости? А зачем вообще что-то желать, если все тлен и прах. Или не все? Что остаётся от нас.
Что лучше, помогать или не мешать? Кому нужна помощь и кто решает проблемы тех, кто сам их решить не в состоянии. А может не хочет... И чем грозит нежелание решать проблемы, нежелание жить. Что там наверху или внизу. Зачем зажигают звезды...
Вопросов автор задал бесконечное множество. Ответов ещё больше.
Задумки, кого автор вывел в главных героях есть, это интересно, но в общем-то не важно. Потому что оценивать по прошлому не всегда хорошо и правильно, а меняется всё и вся.
Высший балл.
Barrell, 19 апреля 2017 г.
Книга — привет Панова творчеству Булгакова.
Хватает всего: мистики, детектива, юмора, мелодрамы, секса, экшена. Чуть меньше, чем обычно, антисоветизма. Чуть больше библейщины. И не отступает ощущение, что автору на душе плохо, несчастье какое-то у него. Переживаешь не за героев, а именно за Вадима Юрьевича.
ЧИТАТЬ
elninjo_3, 27 мая 2015 г.
Это очень хорошая книга. Со своей концепцией загробного мира, с интересным сюжетом, с тайнами и самобытными персонажами. Это что-то среднее между «Мастером и Маргаритой» и «Ночным дозором». Кое-где проскальзывает некоторая картонность, иногда персонажи очень уж быстро во все верят, иногда они очень уж похожи на персонажи других книг, но это очень маленькие минусы. В целом же, очень увлекательное чтиво, загадочное, ироничное. Читается на одном дыхании, а что еще нужно для развлекательного романа? Единственная проблема — совершенно нечего больше об этом произведении написать. С одной стороны, это признак пустоты, не о чем думать. Но тогда почему же эта книга показалась такой интересной? Потому что качественное развлекательное чтиво. А это не такая уж и распространенная вещь.
Ironic_Cloud, 7 августа 2016 г.
Поначалу подумала, что будет скучно. Но потом пошло движение и в сюжет меня буквально втянуло с головой.
Книга с концепцией, логичным и ближе к середине динамичным сценарием, написана приятным стилем.
Захотелось ознакомиться с другими произведениями автора.
perreiro, 21 марта 2016 г.
Книгу разделил бы на три части. Первая часть — вникаем в суть. Изначально все путано и загадочно. Вторая часть — врубился в происходящее и «провалился « в повествование ! Читается запоем. На мелкие несуразности и несостыковки просто не обращаешь внимания — настолько интересно — куда выведет кривая ! Третья часть — полнейшее разочарование. Настолько все «упростил» Панов. Такое сложилось впечатление, что автора к концу книги что-то отвлекло от написания произведения или издатель поднасел. И Вадим Юрьевич «слепил» наспех концовку. В своё время взахлёб прочитал «Тайный город». День и ночь!
Как-будто обманули ребёнка, поманив чупиком (
bubacas, 6 декабря 2013 г.
Книгу подарили на ЛитРес. На фамилию Панова натыкался часто — решил ознакомится.
Книга захватила с первых строк и не отпускала до самого конца. Общее впечатление — автор решил посрамить принцип «всем не угодишь» и напихал в свою книгу всего! Добротный мистический детектив, загадочный и интригующий, сменяется криминальным боевиком, динамичным и резким. Их обоих сменяют короткие философские эссе, приправленные Булгаковской фантасмагорией и чертовщиной.
Здесь найдется место для всех. Для молодой журналистки, напавшей на след своей первой Настоящей Тайны и не подозревающей куда она ее заведет. Для двух отринувших вечность, желающих обрести себя в мире... или мир в себе. Для того, кому даже смерть не помешает снова поступить правильно. И для той, которая впервые найдет для этого силы. И даже для двух разгильдяев санитаров, будто сошедших со страниц книг Николая Васильевича :).
Здесь есть место для настоящей дружбы и настоящей любви. Для веры и для надежды. А еще «тайны, интриги, расследования» (С). И все это сплетается в великолепный, красочный, а главное цельный, гобелен романа «Ручной привод».
Книга вышла просто замечательной. Рекомендую всем к прочтению.
ПС. «Подлая» задумка ЛитРес удалась :). Начну заполнять полки книгами Панова.
perom, 1 октября 2014 г.
Как-то грустно себе представлять, что «Там на Верху» все в точности как и на грешной земле, за исключением масштабов. Обретая целую вселенную и почти божественную силу искры не шагают за грань человеческого, не соединяются с этой вселенной, а остаются в ней просто гостями.
Роман наделен атмосферой, чувствующейся с первых же страниц. Герои интересны и отлично в эту атмосферу вписываются, целиком, вплоть до имен и кличек. Их мысли и поступки интересны.
Детективная линия в сюжете придавая ему направленность, составляя его скелет, на мой взгляд, основной смысловой нагрузки не несет. Пути героев, ведущие к финалу расследовани, гораздо интереснее.
А вот одно из самых главных действующих лиц, собственно Ручной Привод, мне в романе видится каким-то обособленным объектом. Не удалось автору заставить меня относиться к нему так же как главные герои. А ведь по сюжету он претендует именно на некую божественную роль.
После прочтения осталось ощущение недосказанности, невыясненности всех вопросов. А это значит, что к книге придется вернуться еще раз.
AlisterOrm, 7 июня 2013 г.
Прочитав «Занимательную механику», я не мог не обратить внимание на другой роман из цикла — «Ручной привод». Он, как и первый, является своеобразным «романом-идеей, автор не растекается «эпычной мыслью по древу», лаконично высказывая свои мысли по поводу придуманного им мироустройства. Вот главное отличие «РП» от «ЗМ» — в последнем главную роль играла центровая идея, в первом же — сама система мира.
Итак, два Царства — согласно всем канонам мировых религий. несмотря на то, что вопрос о том, что в этих Царствах творится, Вадим старательно обошёл, становится ясно: «нового лучшего мира» там и в помине нету. А что есть? Бюрократия — в наличии, преступность — в наличии, и так далее и тому подобное. Бог? С его существованием тоже не всё ясно. Вроде бы есть, а никто не видел. Но главное — не в этом. В центре повествования — некий механизм, Ручной Привод, который способен творить и удерживать «искры» — души людей. И, таки да, расположен он на Земле, и, ессно, в Москве. таким образом, Земля является единственным местом во Вселенной, где зарождаются души, и их, так сказать, полигоном. По результатам жизни на нашем шарике определяется, куда человек идёт в дальнейшем. И сразу же у меня возник вопрос: почему люди, побывав в Царствах, практически никак не меняются с точки зрения психологии? Вроде как выходя на новый уровень существования, они должны стать совершенно другими существами. Но нет — приобретая навыки более мощного использования физического тела, они ничего более не получают. Эту явную недоработку Панов предпочёл проигнорировать, хотя, возможно, просто акценты он расставил другие.
Конечно, об этом можно было упомянуть — как бы между прочим. тем паче, что в романе рассыпан целый букет самых различных и интересных мыслей и рассуждений — причём многие из них даже не связаны с Приводом — просто о душе человеческой. Однако это создаёт некий элемент хаотичности, поскольку линий в романе много, людей разных — ещё больше, и то, что вкладывает порой Панов в их уста вызывает некоторую растерянность. Скажем так — многие персонажи откровенно смазаны, не вызывают интереса. А некоторые — просто приковывают к себе внимание. Таинственный глава Подстанции — Карбид — один из них. Он вызывает интерес именно тем, что он действительно Иной, не такой, как остальные люди — и в силу некоторой фрагментарности образа абсолютно непроницаем и любопытен. Совершенно реалистичным кажется и Сергей, умерший бизнесмен — хотя он-то вполне прост сам по себе. А вот даже Виктор — нет. неинтересен — слишком наигранны его эмоции и чувства.
Конечно, в романе имеется центровая фигура — Ручной Привод. Прежде всего, конечно, цепляет его двоякая природа. С одной стороны — механизм, для которого есть штатный механик, который имеет комплект запчастей, как и положено машине... И в тоже время это совершенно уникальное явление божественного, нематериального характера — как оно создаёт души? Имеет ли оно разум? Бог ли это? Его посредник? Вопрос слишком сложен, и Панов не в силах на него ответить, и в этом нет ничего предосудительного.
Итог: крайне любопытный роман. Интересный своей миросистемой, сдобренный щепоткой философии, может быть, немного сумбурный по исполнению. Неважно. Это — роман-размышление, который написан, быть может, не столько для читателей, сколько ждля себя.