fantlab ru

Олег Верещагин «Путь домой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Оценок:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Путь домой

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Плен для бойца хуже смерти! Унижения хуже ран и мучений! Где взять силы, чтобы не сойти с ума в этом аду? Где взять мужество, чтобы жить дальше и надеяться вернуться к своим, зная что они ждут вожака и друга. Олег, три года назад попавший в жестокий негостеприимный мир, только внешне похожий на Землю, вместе со своими одноклассниками, после одного из боев со свирепыми чужаками урса оказывается у них в плену. Но те, против обыкновения, не убивают мальчишку, а везут в загадочный Город Света, который никто не видел, но все слышали самые невероятные легенды. Однако то, с чем ему предстоит столкнуться наяву, оказывается куда страшнее легенд.


В произведение входит:


  • Скажи миру — «нет!»
  • Не остаться одному

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Путь домой. Книга первая. Скажи миру - «нет!»
2011 г.
Путь домой. Книга вторая. Не остаться одному
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это роман похож на СССР — его и хвалят, и ругают не за то, за что нужно.

Много стихов? Да и черт с ними — у каждого автора свои слабости. В пушкинском Онегине, к примеру, 232 строчки посвящены еде. Из 5541, то есть 4% текста.

Вторичность? Так автор честно признался в самом начале, что его книга — вариация на тему «Рыцарей сорока островов» С. Лукьяненко, только с блэк-джеком и… то есть большим количеством героев и обширной географией.

С моей точки зрения, самое интересное в книге — это приключения героев как метафора взросления.

Подросток покидает мир детства, чтобы столкнуться с жестокостями и несправедливостями взрослого мира, осознать его огромность, найти в нем свое место. Как в реальной действительности ребенок сталкивается со странностями окружающего мира, так и персонажи Верещагина исследуют незнакомые земли, в которые они попали. Как взрослые проблемы сеют хаос в детском сознании, так и в мир героев романа врываются жестокие и загадочные урса. Как уходят старые друзья и появляются новые — так и в романе кто-то погибает, а кто-то навсегда остается рядом.

С этой точки зрения сюжет романа представляется мне куда более цельным, нежели книга Лукьяненко: в «Рыцарях Сорока островов» весело потрошат светлые крапивинские архетипы счастливого детства, в «Пути домой» всерьез осмысливается конфликт детских грез и жестокой действительности.

Впрочем, на этом заканчивается все положительное, что я могу сказать о романе. Нет, простите — забыл упомянуть про отменные описания природы, пейзажей, стихийных бедствий и путешествий вообще. Тут Верещагин справился на отлично. И пусть на него равняются многие нынешние авторы, у которых описание локаций годится разве что для формата Short Message Service.

К сожалению, автор не сподобился придумать для романа сколько-нибудь внятного сюжета. Линия с Городом Света проходит контрапунктом, в остальное время герои хаотично плутают на пленэре, непрерывно сражаясь то с урсами, то с иными противниками. И ближе ко второму тому это начинает даже не утомлять, а смешить.

Второй глобальный провал: автор понимает, как меняется внутренний мир ребенка, взращенного на наивной романтике труда и созидания, от столкновения с суровым внешним миром — но поделиться своим знанием с персонажами не торопится. И его герои, даже в условиях жесточайшей борьбы за выживание, продолжают играть в Дюма и Сабатини, вместо того, чтобы включить рациональное мышление.

Автору отлично удаются описания мирной походной жизни и путешествий — с моей точки зрения, именно поэтому первая сотня страниц в романе самые удачные.

Но как только дело доходит до потасовок, исчезает и необходимая мотивация, и какое-либо правдоподобие, да и пафос выглядит весьма неубедительно. Какой-то косплей на фронте, ей-богу.

На мой вкус, все эти побоища можно изъять из романа без малейшей потери смысла — и роман о путешествии друзей по неведомым землям, опять же, на мой вкус, ничуть не менее увлекателен, чем непрерывная рубанина с кровью и потрохами.

О. Верещагин известен своей невоздержанностью в смысле описания насилия, поэтому роман чрезмерно, я бы сказал — вызывающе, натуралистичен. Не буду вносить автора в зал славы сплаттерпанка, не стану справляться о его душевном здоровье, не упомяну даже про этику, отмечу лишь, что при такой концентрации чернуха не дает нужного литературного эффекта — проще пролистнуть очередное кровопролитие, чем рассуждать о полной ненужности этой сцены в тексте. А ведь автор заметно подсократил оригинальный текст, где плотность насилия была еще выше.

Срочная переделка оригинального текста по требованию редакции — отдельная тема, породившая массу несообразностей в романе. Во-первых, перепутана дата переноса — сначала вроде бы упомянут 1989 год, однако после герои праздную наступление 1988 г. Это порождает несколько фактографических ошибок: герои не могли читать повесть С. Кинга «Туман» и знать песни из фильма «Гардемарины, вперед».

Во-вторых, крайне забавно смотрится упоминание о ненависти американских реднеков к урса: ошибка, появившаяся, как я понимаю, вследствие автозамены аутентичных негров на неведомых зверушек.

Мир, сконструированный автором, также вызывает вопросы: если возраст фиксируется на момент переноса, получается, что десятилетний пацан до скончания века останется неполовозрелым? Перед таким зверством меркнут все бесконечные декапитации романа.

В результате интересная с точки зрения концепции и, фрагментарно, крепкая вещь, не имея сквозного сюжета и внятной идеи для объяснения событий, превратилась в подростковый слэшер, где вся интрига сводится к тому, кто — и, главное, как! — умрет следующим.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в своём отзыве сразу отброшу всё, что связано с тем моментом, что все персонажи — дети/подростки. Я имею ввиду кровь-секс-психологическую устойчивость и всё такое прочее. Об этом моменте в творчестве Верещагина в спорах сломано немало копий и мне не интересно добавлять новых. Я скажу в целом о произведении.

Перед нами попаданство в очень землеподобный параллельный мир. Очень жёсткое попадалово, даже если не делать скидок на возраст героев. Люди гибнут пачками, причём самым жестоким образом. До натурализма не доходит, но, порою, очень всё реалистично. Никаких «пришёл-увидел-победил-обустроился-победил вообще всех». Никаких прогрессоров. Никаких стратегий. Одна задача — выживать. У особо упёртых — ещё мечты разобраться с местными легендами, попытаться разобраться с тем, что же, чорт возьми, тут происходит. Но эти попытки обычно приводят к гибели всех участвующих. Интригует? Вот то-то и оно. Читаешь — от книги сложно оторваться. Затягивает и не отпускает. И, на мой взгляд, зачётный финал. Это даже гениально, сделать финал одновременно и открытым и абсолютно не требующим продолжения. Даже не помню, чтобы я такое встречал раньше.

Между первой и второй книгами есть авторское послесловие (к первой книге) — замечательный психологический ход. Автор, сам, озвучивая все претензии (слабости) своего романа, по сути, изрядно подшатывает почву под ногами критиков и злопыхателей. Кстати да, очень многое вторично, но лично на мой взгляд, пастишем не является. Ибо есть использование чужих сюжетных элементов, но в сильно усугублённом (либо изменённом) виде и без стилизации под какого-либо автора. А о плагиате и вовсе речи быть не может, от слова вообще. Автор не зря написал книгу от первого лица. Ибо сам же и сказал — книга о фантазиях его и его друзей, вероятно, по мнению автора, и собирательных фантазиях большинства подростков. Тут я судить не берусь, но лично я в 14 лет точно не мечтал с мечуганом в руках восстанавливать справедливость в поединках. Я — подросток 1990-х и в 14 лет стоял у станка, работая в кооперативе. Но, кто-то, наверняка, и правда мечтал стать Королём Поединщиков, прославиться в веках, и всё такое прочее. Не мне судить.

В целом — мне понравилось. Очень. И потому более о слабостях произведения не скажу ни слова. Моё право, моё имхо, моя вкусовщина. :)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Верещагина есть несколько циклов. «Путь домой» примыкает к одному из них — о параллельных мирах куда попадают 14-летние мальчишки и девчонки не понятно каким образом и непонятно для чего. К этому циклу принадлежат «Горячий след», если в лесу сидеть тихо-тихо», малоизвестный роман-буриме «Дороги, которые мы выбираем» одним из соавторов которого стал О. Верещагин. «Путь домой» из того же потока, порожденного романом Лукьяненко «Рыцари сорока островов». Первая часть «Скажи миру — нет» по жанру ближе к приключенческому боевику с элементами робинзонады, переполнен схватками, поединками, боевыми походами, путешествиями. Главный герой О. Верещагина Олег Верещагин, децствие начинается в родном Верещагину Кирсанове. Похоже и другие герои списаны со знакомых ему людей симпатичных и нет. Мелькнул еще один забавный персонаж — прородитель жанра — Сергей Лукьяненко, попаданец из Казахстана, мечтавший писать приключенческие книжки. Роман написан неплохо, герои — личности, с цельным характером, но подверженным колебаниям, что наблюдается у всех подростков, Просматривается явная нелюбовь писателя к темнокожим и арабам, приверженность к древнеславянской символике. В книге много крови, убийств, людям с фобиями и толерантностью лучше не читать, это — не для них. От них Верещагину еще достанется по мама не балуй за рассовую сегрегацию, привитие детям непримиримости, нетерпимости к гомосексуализму, и проч.-проч. Ну что ж, мы живем в свободной стране, где каждый имеет право на собственное мнение, я тоже не терплю расизм, а приверженность к фашистско-арийской символике меня корежит, хотя лично я признаю коловорот и малиновый звон колоколов. Роман действительно написан для взрослых, но о детях, и это проявляется не только в натуралистичности боев, но и в достаточно откровенных эротических сценах. Кого-то это сильно заденет, хотя я не осуждаю писателя за это, тем более, 14-15-летние испытывают непреодолимое желание к знакомству к этой сфере жизни мужчин и женщин, узнать об ЭТОМ на практике, что в общем-то нормально. А уж современная молодежь к 12 годам узнает об этойсфере намного больше взрослых и поражают людей старшего поколения своей осведомленностью. Так что и это есть в жизни героев романа, тем более, что эротические сцены выглядят в контексте повествования естественными и не являются некоей-идеей фикс. К тому же чуть ли не в каждой фантастической книжке того периода можно найтои постельные сцены и пооткровенней. А для автора в общей ткани жестокого и кровавого повествования гораздо важнее, не то, как подростки делают Это, а, что в экстремальных условиях можно считать справедливостью, честью, как сохранить совесть и любовь друзей. Иными словами книжка мне понравилась, своей спорностью, желанием подисскутировать, желанием разобраться в том, где начинается дружба, как рождается предательство, зачем люди берут в руки оружие и применяют его друг против друга? В общем я и другим бы порекомендовал разобраться в этом.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец романа откровенно расистский. Что ж, по крайней мере раскрылась великая тайна, а именно почему в паралельный мир попадали только европойды. На это обращаешь внимание практически сразу. Те кто выживет, должны стать хранителями идеального, читай арийского генофонда, и спасти мир, от нашествия враждебных цивилизации негров и азиатов!?

Я далеко не сторонник политкорректости, и полностью согласен с Сергеем Лукьяненко который в своём «Непоседе» сказал, что это чёрно магическое слово способно погубить целый мир. Но в романе перекос в обратную сторону. В конце концов вторую мировую войну развязали не азиаты с неграми, а вполне цивилизованные европейцы. Кстати, с чего автор решил, что арабы начисто лишены творческого начала? Среди них в средневековье было не мало математиков.

Да и метод отбора придуманный магами явно будет малоэффективен. Лучшее как раз будут гибнуть первыми, спасая других. Именно это и произошло вовремя великой отечественной войны. Потери среди лучших были такими, что не смогли восполниться за два поколения, у власти оказались мерзавцы профукавшие страну. Я знаю, что автор в одной статье пожелал что б на нас обрушилась война: мол сразу ясно будет кто есть кто. Учитывая вышеизложенное эфект будет обратным, произойдёт антидарвиновский отбор. Ну хорошо, маги понятно осуществляют дополнительный отбор « в ручную», бракуя откровенный мерзавцев. Но всё равно, даже если отбросить моральный аспект, кпд процесса на выходе должен быть ничтожным.

Кстати, отбираются только бродячие отряды, или ещё и осёдлые. У меня сложилось впечатление, возможно ошибочное, что только первые. Но тогда в новый мир попадут в основном бойцы, и авантюристы ( В данном случае эти слова не имеют негативного оттенка), но не строители и созидатели, по своей психологической сути. А с одними бойцами мир не восстановишь. Конечно эти качества способны совмещаться, весь вопрос, что на первом плане.

Главный герой искатель приключений и авантюрист (безусловно благородный), но он не исследователь. В проклятую долину, он сунулся не затем что бы разобраться, что там происходит, а исключительно для того, что бы прославить себя новым подвигом.

Лично я хорошо понимаю позицию Вадима, который некоторое время замещал героя на посту командира, и поставившего целью минимизировать потери, хотя бы в своём отряде. Почему-то герой, а вместе с ним похоже и автор, воспринимают подобную постановку вопроса чуть ли не с презрением: ах, у тебя почти никто не погиб, да ты же наверно просто с урсами не дрался. А ведь истребить всех урса явно невозможно. Речь о защите территории там в принципе не идёт: отряд-то бродячий. Нет, герою нужна драка ради драки — этакий берсеркер.

Ну вернуться они на Землю после обещенной автором катастрофы и вырождения белых, что дальше-то?. Не будут они там ничего восстанавливать, опять будут странствовать и сражаться. Да, воины необходимы, но автор явно забыл о строителях.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не детская литература. Вот главное, что понимаешь уже после первых глав дилогии Олега Верещагина «Путь домой». Подчёркнуто жестоко, жёстко, прямо и однозначно. Нет полутонов и светотени, промежуточные положения и всякая неопределённость в его мире попросту не выживают. Реальность накидывает ситуации, не предупреждая, и на них приходится мгновенно реагировать. Никаких «эй, подождите», никаких «моя хата с краю». Успел – жив, не успел – мёртв. Жизнь как схватка на клинках: удар – защита – контрудар. Жизнь или смерть, третьего не дано. Такой же однозначный категорический императив и в отношении морали. Другой человек всегда либо друг, либо враг. За друга жизнь отдай, врага убей. Унижение терпеть нельзя. Совершивший подлость не жертва обстоятельств, а подлец. Слабых и девочек защити. Рабство не имеет прав на существование. Девочки не должны воевать и умирать. Если в человеке есть гниль, она обязательно проявится и разрастётся, такой человек никогда не исправится и потому не достоин дружбы. Никакой новомодной «толерантности», компромиссы с совестью всегда приводят ко злу.

Что это, романтика плаща и шпаги, очередное ходульное сказание о дружбе, любви, чести и поединках? Современные зорро, гардемарины и пираты? Очень похоже, но чересчур натуралистично. Секс, увечья, пытки, изнасилования, гомосексуализм, убийства, каннибализм. Рыцари Круглого Стола спасут положение? Были здесь и они, но их уже сожрали. Идёт такое нагнетание откровенной «чернухи», что становится непонятно, для чего Олегу Верещагину понадобилось делать героями этой истории именно школьников средней параллели. Можно возмутиться, а нужно задуматься. Лишь современная городская цивилизация породила такое понятие, как «подросток» (он же «тинейджер») – уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Взрослый, но недостаточно. В Средние века люди этого возраста уходили от родителей или теряли их, начинали обзаводиться семьями и хозяйством, нанимались на работу, рожали и воевали. В наше время «дети» из малообеспеченных семей и деревни хоть и вынужденно, но до сих пор вкалывают. Ещё пример к сравнению – в России смеются над «вечным студентом» за тридцать, холостяком без жилплощади и постоянного заработка, живущим на содержании у родителей. А в Европе это норма, поскольку там нишу наших тридцатилетних занимают пятидесятилетние. В чём разница? Только в правах, окружающей среде и воспитании. «Подросток» – это бесправный взрослый, искусственно задержанный обществом в развитии социального статуса из-за повышения среднего возраста населения. Именно проблемой инфантилизации современного общества и решил заняться «безумный пионервожатый» Олег Верещагин в своём жестоком эксперименте. Детей в его «Пути домой» нет. Они изначально поставлены в условия, заставляющие их оперативно принимать взрослые решения, и потому либо взрослеют в свои двенадцать-шестнадцать лет, либо погибают. Естественный отбор. Глобальная ритуальная инициализация, в которой могут выжить только личности с максимально развитыми морально-волевыми качествами и практическими навыками.

Окружающий мир дилогии похож на чуть усложнённый лабиринт для крысы. Даны во всём землеподобные декорации для обитания, природные ресурсы – лишь руки приложи, смена времён года и дикие звери, чтобы не расслаблялись. В избытке готовое – осталось найти – средневековое оружие для смертоубийства, враги и конкуренты. Враги возведены в абсолют для полной невозможности переговоров и заключения с ними мира: рептилоиды, каннибалы и гомосексуалисты. Конкуренты – такие же подопытные крысы, но часто другой национальности, причём националистические настроения для пущего интереса возведены в принцип. Беги, Лола, беги! Беги, но знай, что жизнь у тебя только одна. Беги, но помни, что остаться человеком важнее, чем выиграть. Условность и схематичность мира выгодно оттеняют и дополняют более чем многочисленные цитаты из русской и мировой классической и художественной литературы, песен советской эстрады и кинофильмов, культовых групп и бардов. Простите, но из чувства уважения к проделанной работе автора я хочу перечислить их в спойлере, хотя бы только из первой книги. Огромный массив чужих текстов и впечатляющий список фамилий! Одновременно срез конкретной ушедшей эпохи и вневременной культурный пласт настоящей поэзии. Картонные декорации простенького сюжета оживают, душа читателя расправляет крылья. Если отнять у персонажей эти песни, им останется только умереть. Олег Верещагин далеко не мастер описания человеческого сердца, но компилятор талантливый. Мне жаль людей, которые способны пролистывать в книгах «Пути домой» стихи, не читая их и не вникая, следя лишь за пунктиром передвижения загнанной крысы, издыхающей в лабиринте. Я бы хотел, чтобы сейчас зазвучала «Баллада о борьбе» («Средь оплывших свечей и вечерних молитв…», 1975 год) Владимира Высоцкого, хоть в его собственном исполнении, хоть группы «Мельница» Натальи О'Шей. После мне нечего будет добавить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Чайф», Николай Гумилёв, «Аквариум», Ада Якушева, «Наутилус Помпилиус», ВИА «Пламя», Андрей Макаревич, «Кино», Вероника Долина, Сергей Лукьяненко, Булат Окуджава, Константин Никольский, Владислав Крапивин, Михаил Светлов, Гарсиа Лорка, Леонид Бутяков, Юлий Ким, Александр Розенбаум, Башлачёв Александр, Юрий Визбор, Владимир Ланцберг, Юрий Шевчук, Андрей Вознесенский, Максим Танк, Юрий Ряшенцев, Олег Митяев, Александр Грин, Осип Мандельштам, Валерий Миляев, Леонид Филатов, Александр Градский, Саша Чёрный, Владимир Высоцкий, Роберт Рождественский, Юрий Левитанский, Михаил Исаковский, Павел Коган, Михаил Танич, Марина Струкова, «Любэ», Сергей Есенин, Александр Пушкин, Алексей Толстой, Елена Хаецкая, Константин Симонов, Сергей Боханцев, Борис Вахнюк, Александр Галич, Александр Бушков, Мария Семёнова, Уильям Шекспир, Лайон Спрэг Де Камп, русские народные, казачьи, походно-туристские песни.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторя часть «Пути домой» — «Не остаться одному» вполне соответствует своему названию. Она более фантастична, чем первая книга. В ней как раз и окажутся ответы на вопросы, кто, каким образом и зачем перебрасывает подростков из нашего мира в незаселенную параллельную Землю, кто и для чего вооружает неокрепших психически мальчишек и девчонок и мальчишек, и с какой целью заставляет уничтожать себе подобных, к чему может привести вседозволенность,Ж когда она становится доступной детям. Здесь как раз много тайн и много разгадок. НО от этого сражений, боев и поединков не станет меньше. В финале будет поставлена точка, но останется только жажда главного героя добраться до Города Света и уничтожить его. Может когда-нибудь писатель поможет утолить жажду своего тезки из романа «Путь домой», во всяком случае он действительно в финале не останется один.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о минусах. Книга слишком жёсткая, даже жестокая. Жёсткая даже для взрослого человека с хорошим иммунитетом. Второе. Явный перебор с песнями и стихами. Третье. Приключения немыслимы, особенно путешествия за тысячи километров. Идут без карт и без компаса, практически без снаряжения, вплоть до фляг и спичек, без обуви и подходящей одежды (сколько они прослужат, их футболки). Идут по миру, где нет никаких дорог, зато полно рек, болот, ущелий и прочих препятствий. Не верю.

Многие недостатки книги искупаются тем, что написана она от души. Создаётся впечатление, что человек писал её не для читателей, во всяком случае, не для покупателей, а для себя. Поместил в чужой мир себя молодого и всех своих друзей, вероятно, одноклассников, и решил кое-что переиграть в жизни. Попытка удалась. Вещь получилась сильной, честной, эмоциональной. Но тут таится и ловушка. Автору хорошо знакомы его герои, он знает о них гораздо больше, чем пишет, а для читателя это остаётся неявным. По-настоящему удалась только первая пара.

Теперь о главном. В мир, полный чудовищ, некие силы регулярно переносят подростков с Земли. Пусть в этом мире год надо считать за три, но всё равно это дети. Детей режут, мучают, пытают, насилуют. Детей убивают, и не просто убивают. И дети убивают, и не просто убивают. Кто и зачем устроил этот ад? Кто — выясняется, зачем — остаётся под вопросом. Вернее, декларация организаторов этого ада прозвучала, но мало ли что они скажут. Манипуляторы неспособны говорить правду. В сухом остатке один факт — выжившие научились убивать. Убивают очень умело, быстро, жестоко, без размышлений и сожалений, практически на автомате. Вот в этом качестве их, вероятно, и собираются использовать, когда придёт время. Хотя последние строчки дают некоторую надежду. Ребята могут и не послушаться.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень, на мой взгляд, интересная книга. Не хорошая, не увлекательная, а именно ИНТЕРЕСНАЯ своей необычностью.

Формально, это продолжение первой книги, и на первый взгляд, здесь то же самое: подростки, увешанные оружием, моря крови и горы трупов, секс, поединки – в общем, весь верещагинский набор как он есть, за исключением разве что политики. Все это в конечном итоге выглядит как описание компьютерной игры, в которой выстроен условный мир, полный страшноватых чудес и населенный врагами и чудовищами в полном ассортименте. Есть поединки на шпагах и палашах, случайные и не очень стычки. Никакой особой цели вроде бы нет, тактики или стратегии тоже не предусмотрено. Просто ГГ бьет проклятых урса и прочих злодеев везде, где они ему попадаются, а те ему платят горячей неблагодарностью. Поэтому вопросы: как, зачем и почему — тут просто не имеют смысла, потому что это ролевая игра. А многочисленные описания смерти во всех видах здесь, как мне кажется, как раз для того и нужны, чтобы мир не выглядел совсем уж игровым и искусственным.

При чем эта игровая составляющая во второй книге существенно возрастает. «Скажи миру — нет!» был все-таки романом про попаданцев, в котором герои охотились, сражались с дикими зверями, страдали от отсутствия соли, учились выживать, учились убивать, они открывали этот мир и узнавали друг друга. Здесь они впервые столкнулись с настоящими «фашистами» и работорговцами – в общем не все открытия были приятными, но они меняли ГГ и остальных. Много места занимала первая любовь и робкие поцелуи, потом неумелые ласки, ссоры…

А вот во второй книге этого уже практически нет. Все обжились и всему научились (прежде всего убивать), наладили быт, первая любовь переросла в нормальный супружеский секс (и его там стало не больше, чем в жизни). Правда там князя Олега берут в плен, но этот неприятный, но отнюдь не катастрофический эпизод занимает, процентов 10-15 текстового пространства, а потом он спасается и все идет как прежде. Герои не без труда, с боями и природно-климатическими трудностями, в пешем строю пресекают материки в любом направлении и легко находят друг друга на просторах Евразии и Америки. Они плавают на своих коггах и драккарах с континента на континент, воюют с урса, пиратами, бандитами и гибнут, гибнут один за другим.

Количество врагов даже увеличивается, зато урса, которые в первой книге были грозной силой и серьезной опасностью, как-то теряют в весе и превращаются в досадную помеху, в «визгливых надоед». В предпоследнем бою Олег один уничтожил чуть ли не сотню, а всем отрядом — три сотни!

В общем, продолжение отличается от начала очень сильно и меняет смысл всего цикла. Обсуждать сюжет и устройство мира, по-моему, бессмысленно, потому что никакие цитаты и спойлеры в данном случае ничего не объясняют. Эта книга очень сложна. Сложна не в том смысле, что ее трудно понять – понимать тут как раз особо нечего, все на виду (кровь, любовь и расчлененка), а непонятно ЗАЧЕМ все это?

Основываясь на личной интуиции и вышесказанном, берусь утверждать, что Олег Верещагин написал роман РЫЦАРСКИЙ. Не добрый и поучительный исторический роман про доблестных рыцарей, а такой, какой сочиняли Кретьен де Труа и Ко в XII веке, или Томас Мэлори в XV. Их герои также метались из Логрии в Нортумбрию или Ирландию в поисках чего угодно – Грааля, драконов, злодеев и т.д. – а если ничего такого не находилось, рубились друг с другом. И историко-бытовой реализм этих произведений был такой же, как у О. Верещагина.

Вот, например, один из моих любимых фрагментов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«сэр Тристрам вывел вперед Прекрасную Изольду и трижды обошел с нею по кругу, держа в руке обнаженный меч. Так же и сэр Брюнор обошел трижды со своей дамой. Но когда сэр Брюнор увидел Прекрасную Изольду, он понял, что никогда в жизни не встречал он дамы прекраснее, и подумалось ему, что не иначе как быть его даме без головы. И все, кто там присутствовали, высказали суждение, что из двух дам Прекрасная Изольда лицом красивее и станом стройнее.

— Ну так как же? — говорит сэр Тристрам. — Мне жаль, что этой даме предстоит лишиться головы. Но за то, что ты и она завели этот злой обычай, за то, что по вашей с нею вине погибло много добрых рыцарей и прекрасных дам, — из-за этого всего невелика будет потеря убить вас обоих.

— Да поможет мне Бог, — сказал сэр Брюнор. — Ибо, правду сказать, твоя дама прекраснее моей, хоть мне и обидно это признавать, но я слышу, что и народ весь потихоньку так говорит, ибо изо всех женщин, мне известных, ни одна не была столь хороша. И потому, если ты убьешь мою даму, тем лучше: я, без сомнения, убью тебя и твою даму возьму себе.

— Ну, ее придется тебе сначала у меня отвоевать, — отвечал сэр Тристрам. — И достанется она тебе, поверь, недешево. А за этот твой суд, что угрожал моей даме, окажись она из двух безобразнее, и за злой ваш обычай отдавай-ка сюда твою даму, — сказал сэр Тристрам.

И с тем сэр Тристрам шагнул к нему, взял его даму и одним косым ударом отсек ей голову прочь.

— Ну что ж, рыцарь, — говорит сэр Брюнор, — этим ты причинил мне страшное оскорбление. Теперь садись на коня, и раз уж я остался без дамы, я отвоюю даму у тебя, если смогу»

Кому интересно — http://knijky.ru/books/smert-artura?page=179

.

В мире Верещагина нет Грааля, зато есть Город Солнца и Бесконечные дороги. Главное в рыцарских романах – поиск, выбор, испытание воли и мужества. То же самое и здесь: сотни поединков, в том числе и с бывшими друзьями. Вся эта условно-игровая вселенная сконструирована с той целью, чтобы дать каждому из героев проявить свою сущность, типа «разберись, кто ты – трус, или избранник?!» А если и «избранник», то ЧЕЙ? Политика, экономика, семья и школа, инстинкт самосохранения и элементарная тяга к комфорту исключены из оборота, чтобы не мешать героям делать свой выбор. Поэтому поступки всех героев с точки зрения обычной логики просто непонятны. К примеру

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Я за, — поднялся Серёжка Земцов. — Просто потому, что Олег — мой друг, а кроме того, мне хочется посмотреть этот мир за пределами Европы.

- Я в любом случае с Сергеем, — пожала плечами Ленка. Похоже, и для неё вопрос просто не стоял…

- Я тоже за, — Йенс не стал подниматься. — Я здесь ищу приключений, это весь ответ.

...

- Я против, — Вадим встал. Он смотрел на меня. Он всё это время смотрел на меня! — Я против, потому что это авантюра. Я против, потому что это гибель. Я против!

- Песня блаженной памяти Сани, — пробормотал Джек, поднимаясь. — Я за поход. Потому что мне интересно в него идти.

- Я не знаю, — отрезала Ирка. Вадим покосился на неё: девчонка повысила голос: — Не знаю! Как все, так и я, ясно?!

Так герои решают, махнуть им в Америку, или не стоит? И получается, что главный смысл жизни для них – поиск приключений.

В итоге автор написал книгу о Судьбе и проблеме выбора. Судьба, в варианте Изначально закона упоминается им неоднократно. За семь описанных лет ГГ прошел почти все страны и континенты, потерял так или иначе большую часть друзей, убил сотни урса, дважды побывал в плену, превратился в матерого убийцу и великого бойца, получил возможность выхода из этого ада и остался в нем. ГГ убивает, щадит, рискует собой и другими, друзья уходят, становятся врагами и бьют в спину, другие приходят на их место и жертвуют собой для спасения друзей. Только эти эпизоды автору по большому счету и интересны – все остальное просто небрежно оформленные сюжетные связки.

В общем, это получился роман испытания. Проверка героев на прочность и вшивость. Автор катает их так и эдак, гонит из одной передряги в другую совсем не беспокоясь о логике сюжета. Но именно благодаря этому у него все таки получились приключения ДУХА, а не ТЕЛА, какоового автор совсем не щадит.

Такая постановка вопроса вызывает закономерное недоумение и даже раздражение. Нестыковки, натяжки, рояли и прочие технические ляпсусы (типа ГГ, переодетого девицей) серьезно затрудняют процесс восприятия и почти не позволяют воспринимать все это всерьез. Да, многовато пафоса и герои не всегда убедительные. Зло многообразно по природе, но однообразно по проявлениям: изнасилования, пытки, и убийства.

А вот Добра с большой буквы здесь, к сожалению, нет. ГГ активно и самозабвенно борется со Злом, но вот именно Добра несет с собой немного (постоянно кого-то спасает, щадит иногда кого-то из побежденных, не позволяя себе стать совсем уж монстром). У меня лично сложилось впечатление, что Злодеи любят убивать и мучить, а Хорошим (не путать с добрыми), интереснее процесс борьбы и поиска как таковой.

Хороший это роман или плохой? Затрудняюсь с ответом. Интересный – это факт, а вот соберусь ли я его перечитывать? Не уверен. По-моему, ему явно чего-то немного не хватает, чтобы стать шедевром. Поэтому недостатки так лезут в глаза, а достоинства выглядят так сомнительно. Оценку ставлю, ориентируясь на замысел, а не на исполнение.

P.S.

Насчет рыцарей — это не только мое ИМХО. Перечитал отдельные фрагменты и нашел несколько прямых авторских заявлений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не останется, – хмыкнул Саня. – По глазам видно – тоже… рыцарь. А можно и другие слова найти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я остаюсь, – ...– Я устал, – отрезал Вадим. – Устал, Олег, и больше не верю ни в романтику, ни в справедливость… ни в тебя....

– Я не рыцарь, – ответил Вадим.

– Да, не рыцарь, – безжалостно отрезал я. – Всего хорошего. Удач на новом месте.

И, отвернувшись, пошел по берегу прочь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Подожди, — он выкашлянул сгусток крови и улыбнулся. — Вот ведь, скольких убил, а сам боюсь… Тебя как зовут?

— Олег, — представился я, осознавая дикость происходящего и глядя в глаза смертельно раненого мною мальчишки. — Слушай… — я помедлил, — тебе там нравился Крапивин?

— Да, — он не удивился. — Я и фехтовать начал из-за него, только вот видишь — рыцаря из меня не получилось…

Ясно, что ГГ ощущает себя рыцарем (как он это понимает), других автор тоже делит на рыцарей и НЕ-рыцарей и процесс этого разделения важнее сюжетных квестов

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не помню, но где-то я наткнулся на хорошие отзывы об этом так сказать произведении, равно с рекомендациями к прочтению. Так-как я очень люблю фантастику, то решил почитать.

Начав читать получил полное разочарование.

Во первых, нафига делать упор на «детишках» ? Но дело даже и не в этом, если в начале читать было интересно, то потом сюжет утонул в сонме бессмысленных, бесцельных и беспощадных битв.

Во первых дико раздражал этот «князь» Если уж они там все из ссср, то вожак, был бы скорее комиссаром, нежели представителем врагов народа.

Во вторых, даже не промах а скорее жутко раздражающая странность...В рассказе принципиально не берут пленных?? То есть берут, но только собственно самого Олега...а остальных отчего то убивают способами еще худшими чем в битве...Ну ладно опустим за кадром моральность этих деяний..допустим реализуется скрытая мотивация автора...

Но вот тот факт, что на протяжении половины книги, никому даже в голову не пришло узнать кто такие «урса»? откуда они появились? отчего нападают на них? чего вообще хотят и добиваются? Казалось бы это логично и первое что должно придти в голову, это «захват языка» Но как минимум пол года (до того момента что я дочитал) это никому не пришло в голову, а корефееям этих мест, и того больше. Тем более что были среди урса и знающие языки людей. Но нет ..всех пленных то в овраг, то в костер..Мало того даже людей они в плен никого так и не взяли (например битва с прибалтами)

В общем не дочитав и до середины повествования, я забросил эту скучную муть.

И да...бесконечные стихи и песни ну просто надоели...С ними у автора явный перебор, если у Лукьяненко пара строчек и то редко, то тут автор оторвался по полной...они поют и читают стихи с завидным постоянством...Такое ощущение что любое действие должно обязательно содержать собоую песню другую..причем тексты сих песен не долго думая пихают полностью. Это что? Попытка приучить читателя к данной музыке ? Так я такую все равно не слушаю и не планирую начинать...

В общем все эти песнопения у меня лично кроме раздражения ничего не вызывали..

Засим изволю откланиваться, пойду почитаю Роберта Джордана, а княже Олег со своими опричниками, нехай навека блуждает по скучному миру проявляя шаляпинские таланты, и бесцельно кромсая урса.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная дилогия про выживание подростков в чужом мире и во враждебном окружении. Написано психологически грамотно и интересно, но географически примитивно, т.к. скорость передвижения персонажей не коррелирует с картой. Тем не менее, хочется сопереживать героям книги и жалеть о том, что книг в серии всего две. На мой взгляд написано лучше, чем рыцари Лукьяненко, более душевно что ли. Изначально немного насторожило большое количество «стихотворного и песенного содержания», но потом списал на год выборки персонажей (1988) и это некоторые вещи объяснило. Однако, стандартный подросток того возраста и года никак не мог знать то количество стихов, это вряд ли входило в интересы того поколения, а я его краем зацепил и интересы своего брата и его друзей прекрасно помню. Нет на гитаре поиграть, спеть это пожалуйста, а вот стихов из них никто никогда не читал, тем более по памяти. Хотя может я придираюсь за достоверность, может это злодейская выборка группы подростков по сюжету была «особенной». Пути автора неисповедимы)).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Логических несостыковок правда слишком много.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ребята решили пробираться к Волге — ну почему? Что их там должно ждать на Волге? Почему не на юг? Впереди же зима. Зачем главный герой уходит «погулять» за 10 км от лагеря(зная, что окружающий мир населен опасными агрессивными существами)? Он идиот? И как впоследствии находят свои, за 10-то км в неизвестном направлении? По gps-навигатору? Или они следопыты 80 уровня? Негр говорит на чистом русском — неинтересно, почему? Почему бы не взЯТь пленного, допросить? Что за ерунда с князем?
кажется, будто подросток писал (сама писала «романы» такие лет в 12-16). Вроде идеи фонтанируют, образы героев, приключения — все наличествует. Но из-за вот этих косяков читать не интересно. Надо бы переживать за героев. А они вызывают недоумение

Ах, да, и язык... Серьезно, вот так выражается подросток конца 1980-х, пусть и проживший пару лет в чужом мире?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Свен, Свен… — Лаури тронул его за плечи. — Свен ярл, мой побратим… Как две руки были мы с тобой, как два зорких глаза… Как жить мне теперь, когда половина моя осталась в этих скалах мёртвой? Как сражаться, если отрублена моя правая рука? О Свен, что я скажу Изабель?!

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю почему, и вопреки всем стилистическим минусам, эта книжка зацепила мою душу. Точнее первая ее часть. Вторая- «Возвращение Олега», является уже больше объяснением. Первая ярче, в ней есть какой-то ритм. Во второй- больше фантастики и хэппи-энд. Лично меня, может быть даже скорее порадовало, если бы во второй был другой ГГ.

Теперь о «технических» деталях.

Я абсолютный дилетант в фехтовании. И эта книга для меня стала эталоном описания поединков. Другие книги в этом плане теперь кажутся, зачастую, убогими и беспомощными. Хотя во второй книге начала проглядывать «техника ниндзя». Ну да это, возможно, так и должно быть у тех, кто рубится семь лет (вспоминаю виртуозов ВОВ, про которых рассказывал дед-участник).

Вообще, после прочтения первой части, возникло ощущение, что начиная писать автор не знал, до определенного момента, ни о сюжете, ни о мире, о котором он будет писать. Также, показалось, что писал он книгу с большим перерывом где-то в районе средней трети.

О текстах песен. Многие песни тех времен действительно были чуть ли не нашим «знаменем», но это было недолго. Так что стихи и песни совеццких авторов при прочтении я почти все пропустил, т.к. они во мне вообще никакого отклика не находят. За исключением некоторых более старинных и народных. И смысл их включать целиком, а не парой строк, лишь если автор рассчитывает на бессмертие своего произведения. Чтобы исследователи культуры СССР в 22-м веке смогли проникнуться атмосферой, в которой существовали подростки 80-х.

Про физиологию. Мне кажется, автору все-таки удалось сохранить немного такта при описании потрохов и секса, за что тоже спасибо. Плюс, первой части, к счастью, не пришлось стать «самой кровавой книгой», в отличие от фильма «Горячие головы-2». В том смысле, что когда 1 человек за 7 криворуких недочеловеков урса, это вполне можно пережить. А вот 100 за 0, как во второй- уже тяжело.

В общем, первая боле душевная и фактурная. Вторая- фантастичная. По мне они сильно разные. И я рад, что их прочитал!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подростки (чуть позднее выясняется, что копии/дубликаты оставшихся на Земле оригиналов) разных национальностей 12-16 лет оказываются в другом мире, где вынуждены сражаться (в основном, холодным оружием) за само выживание.

Нет — это не знаменитый дебютный роман С. Лукьяненко «Рыцари сорока островов». Это — «Путь в архипилаге» Олега Верещагина.

Роман ни в малейшей степени не является плагиатом, как это может показаться на первый взгляд. Скорее — новый взгляд на те же начальные условия. Впрочем автор и не скрывает родства своего произведения — среди второстепенных героев романа появляется некий Сережка Лукьяненко из все еще советской Алма-Аты. Да, кстати, действие романа достаточно четко привязано по времени — главные герои переносяся в параллельный мир из самого конца восьмидесятых, далее по ходу действия романа узнавая о распаде СССР и иных событиях в нашем мире от новых «попаданцев».

Также принципиальными отличиями двух романов является то, что у Верещагина герои физически не взрослеют, так и оставаясь подростками внешне (соответственно и их «время жизни» в параллельном мире не столь жестко ограничено, как у Лукьяненко); также большинство сражений герои Верещагина ведут все же не со своими ровесниками — «коллегами по несчастью», а с некоей внешней злой силой.

Верещагин пишет, как всегда, жестко, даже жестоко — многочисленные сцены сражений, пыток и убийств поданы очень натуралистично, с большим количеством подробностей. Чуть менее откровенно выглядят эротические сцены.

Итог:

- «мир» — 9 баллов — достаточно подробно, оригинально, правдоподобно;

- «герои» — 8 баллов — на мой взгляд автор не до конца реалистично показал перерождение обыкновенного советского подростка в безжалостного и хладнокровного «князя», не совсем убедительна мотивация поведения некоторых героев;

- «сюжет» — 9 баллов — держит, не дает отвлечься ни на минуту, сцены кровопролитных сражений сменяют одна другую, периодически перемежаясь эротическими моментами или морскими штормами, или эпизодами путешествий через горы/болота/джунгли/пустыни — словом в романе есть «приключения тела» на любой вкус;

- «композиция» — 7 баллов — а вот здесь малость похуже — нормальная завязка, чрезмерно растянутая центральная часть романа и скомканная концовка;

- «атмосферность» — 9 баллов — передана качественно, мельчайшие детали на протяжении всего произведения помогают ее подчеркивать.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, «Путь в архипелаге» — самое эпическое и масштабное произведение Олега Верещагина. Подробно и правдоподобно описанный мир, убедительные герои, интересный, хотя и не самый оригинальный сюжет (параллели с «Рыцари сорока островов» С. Лукьяненко каждый может выявить сам для себя, они очевидны, как и различия), внимание к мелочам и деталям — все это создает достоверную и доверительную атмосферу и до конца держит в напряжении, поддерживая интерес к приключениям героев. Действие жесткое, динамичное, его много... Все прописано достаточно натуралистично.

Произведение интересное, хотя и не без некоторых изъянов. Лично мне не совсем понятны причины, сделавшие ГГ тем, кем он явился и «вылепился» в итоге, отчего же он такой особенный?!. Некоторые явления тамошенего мира, буквально «повисли в воздухе» без объяснения причин, всякие непонятные существа и способность героя к каким-то видениям и оборотничеству никак не объяснены.

Ну и конечно же развязка... Концовки — слабое место Олега Верещагина, во многих его книгах они скомканы и написаны словно бы поспешно, лишь бы закончить по-быстрее... Не исключение и «Путь в архипелаге», как-то не очень убедительно все завершилось...

И все-таки книга получилась на вполне достойном уровне. Любителям подростковой фантастики (или фантастики для и про подростков), приключения героев будут интересны.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

заканчиваю читать, точнее слушать аудиокнижный вариант первой книги. К слову, начитано великолепно и музыкальный ряд наложен очень к месту!Да, автору удалось передать часть того самого чувства и ощущения 12-16 летних подростков — готовность к подвигу и самопожертвованию, юношеский максимализм. К сожалению только часть. ГГ получился несколько картонным, напомнил мне Тимура из кф «Тимур и его команда» еще черно-белого варианта. Сначала меня жутко бесил ГГ, раздражал своими «закиданами» и немотивированными поступками, своим преувеличенно возвышенно-сопливым отношением к «девочкам» (вспоминая эпизод с разгромом лагеря «мясника»), но мне было интересно, я подумал, что автор хочет показать взросление «мальчика», преобразование его в «Мужчину», что бы тот переосмыслил свои поступки и сделал выводы. Но к концу книги я уже засомневался, чьи это идеи и мысли, ГГ или автора? За то, что ГГ угробил на Крите почти всю свою команду, исключительно по собственной дурости, бросившись за отрубленной головой своего убитого соратника, — автор его оправдывает и преподносит как пример настоящего героизма, а единственный антигерой, который не оправдывает таких действий своего командира оказывается педиком. А то, что указанное действие еще и привело к тому , что погибает и просто хороший человек, который ждал ГГ на корабле и не ушел в море, пока не стало слишком поздно — этот факт сразу и прочно забывается как ГГ так и автором..

Про излишнюю натуральность боев (кишки и дерьмо) уже писали выше, а так же присоединяюсь к вышеуказанным претензиям о том, что ГГ не иследует мир, а «тупо мочит всех в сортире», хотя пару взятых «языков» могли куда более, чем просто дополнить картину мира.

Что еще? У меня появилось много вопросов к техническим мелочам и нестыковок, например:

- Переломы со смещением, с кучей мелких осколков не лечутся простым наложением гипса-нужна операция... Я уж не говорю за отсутствие заражения и воспаления ран, но это как раз списываем на особенности мира и сильного «инопланетного» иммунитета.

-Хотел бы я посмотреть как автор (который по его словам занимался фехтованием) сможет отбить клинком летящие стрелы, которые выпущены с такой силой, что способны пробить доспех.

-представляет ли автор процесс изготовления меховых и кожаных изделий, которые так легко и много делают герои его произведения? Вымачивание их в специальных рассолах и дубление, что бы предотвратить процесс гниения?

В общем, оценка 4 из 10.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх