fantlab ru

Сергей Лукьяненко «История болезни, или Игры, которые играют в людей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
373
Моя оценка:
-

подробнее

История болезни, или Игры, которые играют в людей

Другие названия: Игры, которые играют в людей (История болезни)

Статья, год

Аннотация:

Очень интересная история о том, как Лукьяненко заразился, а потом всерьез «заболел» компьютерными играми. Ладно бы сам болел, так еще и заражал других.

Примечание:

Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С. Лукьяненко
Рано или поздно писателя фантаста просят: «А напишите нам… нет, не рассказ! Статью!»

Это всегда радует. Возникает ложное, но очень приятное ощущение, что ты не просто сочиняешь истории для развлечения почтенной публики, но еще и владеешь каким то тайным знанием: КАК ХОРОШО ПИСАТЬ КНИГИ? КУДА ИДЕТ СТРАНА? ЧЕМ ДУМАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО? МОЖНО ЛИ ЕСТЬ КУРИЦУ РУКАМИ? – в общем, знаешь ответы на все ключевые вопросы мироздания.

На всякий случай отвечу: книги надо писать с душой, страна идет своей дорогой, правительство думает тем, кого назначат думать, а курицу руками есть нужно – она тогда вкуснее.

Ну а далее – эти и другие умные мысли в виде статей.


Входит в:

— журнал «Если 1998'2», 1998 г.

— журнал «F-хобби № 3'2001», 2001 г.

— сборник «Атомный сон», 2002 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Сигма-Ф, 1999 // Диплом «Если»: Публицистика

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1999 // Критика / публицистика

номинант
Бронзовая Улитка, 1999 // Публицистика


Атомный сон
2002 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Фугу в мундире
2007 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Именем Земли
2015 г.
Именем Земли
2022 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 1998 г.
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

F-хобби № 3'2001
2001 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это заманчивое слово «игра»... Могу согласиться с автором, что дело это гораздо более глубокое и серьезное, нежели кажется вначале. Игра — занятие не только детское. В жизни взрослых она играет не меньшую роль. Еще с древних времен люди играли в нарды, шахматы и «го». Причем все указанные игры считались священными у своих народов, и ими занимались исключительно серьезные дядьки из привилегированных сословий. Например, те же карты Таро вначале использовались не для пустого развлечения, а для предсказания чьей-то судьбы. Позднее их толкование изменили и упростили, породив современные карточные игры — подкидной дурак, покер «козел», «очко» (т.е. blackjack). История СССР просто немыслима без Всесоюзной военно-патриотической игры «Зарница», а также без играющих во дворе в домино пенсионеров. Я уж не говорю про спортивные игры, из которых самыми известными являются греческие Олимпиады. Словом, игра всегда занимала в деятельности человека далеко не последнее место. В новую эпоху играми стали называть модели коммерческого или экономического поведения разнообразных фирм и организаций.

Но наивысшего своего расцвета игры достигли с появлением компьютеров. Первой компьютерной игрой стала цифровая модель размножения живых клеток — Life (Жизнь), занимавшая умы программистов 50-х годов прошлого века. Ну а в 1952 году появилась знаменитая игра «Крестики-нолики», также выросшая из математической модели связных плоских графов. Так постепенно, шаг за шагом, человечество стало осваивать новый вид деятельности — досуговые электронные игры. Наибольший вклад внесли, естественно, англичане с американцами, но и нам есть чем похвалиться: в 1989 году русский программист Алексей Пажитнов создал первую компьютерную головоломку, в которой играющему предлагалось замостить без прорех ограниченную с трех сторон плоскость, используя для этого разнообразной формы фигурки из четырех соединенных сторонами квадратов — так называемый «Тетрис» (т.е. «четвертак»). А дальше — пошло и поехало...

Я застал самое начало игровой компьютерной эпохи еще в институте. Мы считали за счастье посидеть за цветным монитором импортного компьютера, чтобы на его экране ощутить всю прелесть знакомых советскому пользователю игр: Galaga, Pac-man, Color lines (в просторечии — «пять в ряд»), Chessmaster. Позднее появились более мощные ПК на базе 286-го процессора с 16-цветной графической платой, и мы смогли по достоинству оценить более сложные и многогранные игры Kings bounty (хит сезона), Livingstone, Kung-fu masters и Goonies. Затем пришла эпоха 386-х процессоров, и оперативная память компьютеров впервые превысила 1 мегабайт, а количество цветов на экране достигло 256. Тогда это казалось чем-то запредельным, почти невозможным. Появились игры-симуляторы (Battlezone, Wing commander) и стратегии (Dune, Sim-city, Civilization, HMM). Но наибольший успех выпал на псевдо-трехмерные имитаторы реального мира — Wolfenstein и Doom. Думаю, виртуальное сумасшествие началось именно с них. В них играли студенты и ученые, продавцы компьютеров и менеджеры компаний, «зеленая» молодежь и солидные начальники. Если ты не играл в Doom или Heretic, у тебя не было никакого авторитета и почти невозможно было заслужить уважение со стороны настоящих игроманов. Первая реально-трехмерная игра появилась в 1996 году вместе с 486-м процессором и графическим 3-D ускорителем на 256 Кбайт. Это была настоящая супервстряска для всех геймеров! Конечно же, я имею в виду игру Quake от компании id software. Пройти ее было еще сложнее, чем хорошо освоенный Doom: на один уровень обычно уходило несколько часов. Эта игра свела с ума немало людей и даже породила отдельный класс фанатичных игроков — т.н. «квакеров». Они помогали друг другу находить выход из сложных уровней и обменивались опытом «как валить боссов и супер-боссов», поджидавших игроков в конце каждой главы. Почувствовав изменения в психологии, издатели начали выпускать геймерские журналы «Игромания», «Лучшие компьютерные игры», Computer press, «Компьютерра»...

Вместе с играми стали вырабатываться и специфические паразитные привычки. Например, настоящий «думер» никогда не заворачиал за угол, не заглянув за него украдкой — авось, там затаился какой-нибудь коварный какодемон или «рыцарь Ада«! Про смену флага на водокачке мы, правда, не говорили, но и имеющихся привычек хватало, чтобы окружающие начинали крутить пальцем у виска при нашем появлении. Это действительно было похоже на самую настоящую паранойю. Тем не менее, именно эти ощущения являются для меня самыми ценными и дорогими — такой романтики открытий и свершений я более не испытывал уже никогда. Далее были более совершенные и красивые игры (Serious Sam, HMM-5, Diablo, Fallout, Gothic, Dungeon siege, Half-life, Borderlands, Neverwinter nights, Star wars...), но эффект от их новизны уже был не так велик, как от первых игр. Лично для меня последней стадией неадекватности стали знаменитые белорусские «танчики», в которые я часто заигрывался «до первых петухов» и иногда опаздывал на работу. Но тут (не знаю, к счастью или на беду) молния разбила мой старый компьютер и я был вынужден с играми завязать. На новый игровой ПК денег уже не осталось, и последние 3 года я живу «на голодном пайке», играя лишь в пасьянсы. Времени стало чуть больше — ровно настолько, чтобы я мог начать составлять рецензии к прочтенным мной книгам и даже самому заняться писательским делом. Но одно я понял точно: соскочить с геймерской иглы невероятно сложно, хотя и возможно, если ты обладаешь хоть какой-то силой воли. А где эту силу воли тренировать, как не на играх или при чтении хороших фантастических романов!

------------------

РЕЗЮМЕ: зарисовки о новом виде психической зависимости людей под звучным названием «игромания». Будьте бдительны и разумны, чтобы не попасть под ее влияние! Иначе вся ваша жизнь покажется вам всего лишь блеклой картинкой, отражающейся на стекле вашего компьютерного монитора.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, эта зараза будет пострашнее героина. Человечество пока что не осознало всего ужаса ситуации. Пока ещё нет.

Но — увы, уберечься от катастрофы нам в сей раз не суждено. Краше всего последствия живописаны в Мирах Головачева: мертвые кварталы замусоренных городов, где редкие прохожие напоминают оживших мертвецов, ибо оные несчастные — вынуждены по каким-либо причинам вылезти из своих капсул виртуальной реальности, выдернуть иглы глюкозного питания из вен, и — ориентируясь на выкрутасы расстроенного вестибулярного аппарата, тащиться куда-то по своим неотложным НЕвиртуальным делам.

Видимо, Апокалипсис будет выглядеть именно так. Сегодня — просто НАЧАЛО. Чем выше будет становиться производительность труда, чем бессмысленнее существование одного отдельно взятого человека, тем более «реальным и зримым» будет становиться этот новый Мир.

Миг ИГРОВОГО АПОКАЛИПСИСА

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать эту статью было интересно. А ближе к концу чтения стало еще и грустно – ибо хоть сие произведение и имеет цель прежде всего развлечь, но поднимает вопросы нешуточные. Лично я знаю нескольких людей, которые действительно живут в виртуальном мире игр, и лишь иногда, в случаях только крайней необходимости, ненадолго заглядывают к нам, в мир реальный. Лукьяненко, по моему мнению, очень точно описал, чем мир игры так привлекает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Этот мир был ясен и правилен, прост и логичен. Как и в реальной жизни, в нем многое зависело от случая, но основное – от твоих действий… И было очень интересно жить в таком мире».

Поэтому, думаю, каждому любителю (в том числе и мне) поиграть в компьютерные игрушки стоит задуматься, чем игрушка для него является – развлечением, чтобы просто отдохнуть от трудовых будней, или чем-то большим, попыткой куда-нибудь далеко-далеко убежать от этих самых будней без желания возвращаться обратно. Товарищи игроманы! Вы нам нужны и здесь! Пожалуйста, всегда возвращайтесь.

Оценка: 7
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, сидел в Героях плотно очень проработанный атмосферный мир. Четко схвачены ощущения игрока, дух игры.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки интересно, что сильнее (в смысле, какое изобретение человечества) — рюмка коньяка с лимоном, или компьютерные игры? Лукьяненковскому ироничному (в смысле, наполненному самоиронией) эссе почти пятнадцать лет, а ответ так и не определен...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теперь понятно, что симптомы «дип-психоза» Лукьяненко брал из своей личной «истории болезни». Поэтому получилось так достоверно и принималось близко к сердцу в серии о Диптауне.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитать было интересно, но поскольку сам никогда не болел, не понимал и особо не играл, какого то отношения к написанному нет. Разве что, « И не жалко тратить столько времени».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно подозреваю, что большинство лаборантов, поставивших этой статье Лукьяненко девятки и десятки узнали в ней себя (впрочем, как и я). Интересно было почитать!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Когда проходя мимо водонапорной башни Васильев спросил: А почему флаг не изменил цвет. Я понял, что болен».

Считаю, что мне повезло и я вовремя смог сойти с этой «иглы» или «болезни». Конечно бывает, что реальные ситуации меряешь компьютерными или игровыми терминами, но не настолько.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, чужая история болезни, которой ты и сам болеешь, всегда интересна! Хотя у меня стадии заражения других не было, да и сама я сейчас почти вылечилась ;-).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все рано или поздно сходят с этой дороги но самое страшное в том, что потом жалеешь об этом утерянном чувстве безраздельного увлечения чем-то очень интересным И тогда безумно хочется снова окунуться в какойнибудь вымышленный мир

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

все точно подмечено..немного узнаю себя))

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да страшна зараза — Компьютерные игры! Пострашней сериалов! Теперь я понимаю как появляются геймеры. Какое счатье что я не играю...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая статья. Надо дать ее почитать старшим детям... Воспринимаю ситуацию только умом, ибо имею мощный иммунитет. Мне эти игры абсолютно неинтересны. Может, просто толком не пробовала, но даже смотреть через плечо мне скучно. Я скорее дореволюционный тетрис начну гонять...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, поскольку очень правдоподобно! Герои затягивают как и в данном рассказе:lol: И могу просидетьмногие часы за ними

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх