fantlab ru

Ф. Джели Кларк «Хозяева джиннов»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.41
Оценок:
79
Моя оценка:
-

подробнее

Хозяева джиннов

A Master of Djinn

Роман, год; цикл «Каирский цикл»

Аннотация:

Каир, 1912 год. Фатима эль-Шаарави — самая молодая женщина, работающая в Министерстве алхимии, заклинаний и сверхъестественных сущностей. Впрочем, новичком в своем деле её назвать трудно, особенно после того, как прошлым летом агент Фатима предотвратила разрушение Вселенной. Поэтому когда кто-то убивает всех членов тайного общества, посвящённого одному из самых известных людей в истории — аль-Джахизу, к делу привлекают именно её. Аль-Джахиз изменил мир сорок лет назад, когда приоткрыл завесу между царством магии и царством людей и исчез в неизвестности. Убийца утверждает, что он и есть аль-Джахиз, вернувшийся, чтобы осудить современный мир. Его опасные магические способности провоцируют беспорядки на улицах Каира, которые угрожают выйти на мировую арену.

Примечание:

Переводчик Артём Киселик о романе (репост на Фантлабе).


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2021 // Роман

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2022 // Фэнтези

лауреат
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2022 // Дебютный роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2022 // Дебютный роман

лауреат
Ignyte Awards, 2022 // Роман для взрослых

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2023 // Переводной роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Альтернативно-исторический роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2022 // Роман

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2022 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2022 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Хозяева джиннов
2022 г.

Издания на иностранных языках:

A Master of Djinn
2021 г.
(английский)
A Master of Djinn
2021 г.
(английский)
A Master of Djinn
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано, конечно, бойко, но это единственное достоинство с лихвой перекрывается модной повесточкой. Сильные независимые женщины с неумехами-мужчинками на фоне, отважные и продвинутые африканские жители Ваканды... простите, Египта, утирающие нос проклятым колонизаторам, борьба за права феллахов, рабочих и прочих пролетариев — все на месте. Разве что глобальное потепление не удалось впихнуть.

Жаль потраченного времени.

Оценка: 3
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив в антураже альтернативного Египта с обилием сверхъестественного. Жанр горфэнтези всегда актуален и тут чаще всего все зависит от стиля автора, интересного героя и умения грамотно вплести фантдоп. Тут 1 из 3. Ну и плюсик за этнические мотивы, которыми в общем и вызвали желание почитать.

Стиль подкачал не в последнюю очередь из-за адаптации на русский.

Куча стилистических ошибок, свойственных неопытным (или ленивым) переводчикам: винтажная (а не старинная) мебель, стоящие на шее волосы и прочие косноязычные выражения и дословные фразеологизмы. Уверена, тут и пираты на грудь, а не на сундук мертвеца набросились бы... Похоже, в Фанзон теперь берут косноязычных переводчиков не только с польского, но уже и с английского... Пора тогда снижать и цены на книги, раз качество упало...

Будьте готовы к огромному обилию египетских и арабских терминов: от фраз и до названий предметов мебели. Незнакомым с восточной культурой рекомендую готовиться гуглить через абзац, потому что поясняются отнюдь не все слова.

Модный феминизм очень выпирает. И вовсе не потому, что инспектор — девушка, а потому, что постоянно подчеркивается, как она утирает носы всем мужчинам. Наверное, для востока это действительно более острая тема, но осадочек остался...

Главная героиня — представительница ЛГБТ сообщества с нубийкой-полуджинном в партнерах (это очень ярко вплетено в сюжет), что дает понять: книга полностью выдержана в современных трендах (хоть сразу премию давай), хотя в повествовании не только ислам, но еще и начало века.

Расследование меня не сильно увлекло, героиня тоже, текст не позволял погрузиться, поэтому читать было скучно. Только на финальном отрезке появилась движуха, после пафосной речи злодея и финального твиста с часами, которые рассылали всем блогерам, даже пошло стимпанк-фэнтези... Однако концовка вылилась в такую толерантную речь, что в ассамблее ООН бы прослезились...

По итогу: чтение сильно на любителя. Тут нужно пробовать и составлять свое мнение, однако лично для меня Кейт Дэниелс с блеском удержала свое первенство на пьедестале сверхъестественных детективов. Далее идут Странные времена (там еще и юмор ?) ну и потом все старички: Батчеры, Куки... Джинны плетутся далеко в хвосте.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь будут спойлеры!

Погружение в прогрессивную фэнтези-прозу случилось быстрым и разочаровывающим, как дегустация молекулярной кулинарии в модном ресторане. Ну, вы знаете. Выглядит все так, как будто художник-авангардист изваял из лунного света и весеннего поцелуя вкуснейшее блюдо, а потом ты пробуешь, а это всего-навсего буряки с хреном, просто выглядят не так, как ты привык. Вот и с «Хозяевами джиннов» та же история. Лучший дебютный роман и премия «Небула», пишут они... Восточный колорит и опасные приключения! Магия, любовь, джинны и детективы! Ну круто же звучит, да? Да.

В общем, главный спойлер: все это в романе действительно есть. Но все это намешано в такой винегрет и настолько вывернуто наизнанку, что уже невозможно:

а) разобрать, где здесь буряки, а где хрен;

б) проникнуться и поверить в мир;

в) проникнуться и поверить в сюжет;

г) задушить в себе душнилу и не начать ныть о повесточке и о том, как современные социополитические тренды Европы и США превращают относительно перспективные задумки черте во что. На что-то подобное я уже ругался, читая «Войну с демонами» Бретта (см. отзыв на страничке цикла), но в «Хозяевах» все еще хуже, честно.

Итак, замут здесь такой: жил да был мудрец аль-Джахиз и хотел он вернуть в наш многострадальный мир образца расцвета империй XIX века не кого-нибудь, а целых джиннов. Хотел, хотел, а потом взял и вернул. Мужик, чо тут скажешь. Молорик. Вернувшиеся джинны резвенько так превратили Египет в страну чудес, мирового флагмана науки, техники и вообще очень продвинутое во всех смыслах государство. С остальным миром ничего подобного, судя по тексту романа, не случилось, из чего можно сделать вывод либо о том, что разные эльфы, вендиго и ёкаи джиннам в подметки не годятся, либо о том, что их вовсе не появилось. Казалось бы, настоящий шанс для Египта! Но нет. Имбовый Египет начала XX века довольствуется... ничем, по сути. Довольствуется тем, что хорошо по мнению автора из начала XXI века, слабо представляющего, что такое геополитика и что в мире в начале XX века вообще творилось. Джинны начисто лишены каких-либо амбиций, равно как и политики, и и мудрецы, и даже злодеи. Никому особо ничего не нужно. Мотивация главной антагонистки сводится к тому, что «я вот такая коварная тут», все власть предержащие, которых сводит в Каире сюжет, занимаются чем угодно, кроме действительно насущных дел. Но это, в принципе, норма в выведенном автором мире.

Тут все странные.

Я готов поверить в то, что в результате появления сверхъестественного способен резко трансформироваться социум, хотя и не считаю, что трансформировался бы он именно в сторону всеобщей терпимости и равенства. Но я не готов поверить в то, что этой трансформации будут подыгрывать древние ифриты, вырвавшиеся из тысячелетнего заточения. Не особо верится и в сохранившиеся (каким макаром?!) культы древнеегипетских богов. Ну и уж совсем невозможно без саркастичной улыбки читать о троице протагонисток, которые настолько талантливы и сильны, что вот прям уже дальше некуда, призваны отражать разнообразие прекрасного Каира 1912 г., и поэтому очень-очень плоские. Знаете, я много лажового фэнтези читал. Про каких-нибудь попаданцев в тело Гитлера, предотвращающих на пару со Сталиным восстание машин под командованием Эйзенхауэра. Так вот, некоторые попаданцы в Гитлера сложнее выписаны. Трио героинь из «Хозяев джиннов» это буквально:

- Сильная независимая дама, уважающая западный образ жизни, моду и предпочитающая женщин;

- Традиционалистка, приверженная нормам религии, при этом ничего не имеющая против предпочитания женщин;

- Благородная дикарка, которая не против того, чтобы ее предпочитали.

Просто мечта завсегдатая сайта «Реддит». И абсолютная норма для Египта. Например, никаких ревнителей веры, которые джиннов, вообще-то, должны считать злыми духами, в книге нет. Тотальная любовь, принятие и все такое. Джон Леннон, ты все делал неправильно! Нужно было не в постели за мир валяться со своей подругой, а изучать, как джиннов вызвать.

На этом как бы все. Для сюжета дальнейшее раскрытие героинь не так уж и важно, объяснять про них особо нечего; роман прекрасно стоит, аки на трех китах, на том, что три девушки, снабженные авторской помощью и умышленным принижением соперников, способны разобраться с любой проблемой. В отрыве от этого сюжет не бесячий, благо он — магический детектив. Поверхностный магический детектив, но худо-бедно работающий. Законы жанра соблюдены, и на том спасибо.

Кстати, в романе есть светлые пятна! Это все, что связано со жрецом бога Себека, у которого тут своя сюжетная веточка, и относительно неплохая. Это колорит. Он тут присутствует, несмотря ни на все. Все эти лепешечки вкусные, базары, джинны с витиеватыми речами, вкрапления джиннского хай-тека в мир — хорошо. На такой благодатной почве можно было бы написать нечто годное. Но увы.

Ну ладно. Джинны получают заслуженные баллы, незаслуженные отдам кому-нибудь другому.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тогда. 40 лет назад некий мудрец аль-Джахиз открыл портал в Каф, мир джиннов. После этого знаменательного события в мире, и в Египте в частности, проснулись магические силы. За эти года Египет изменился, стал одной из мировых сил, диктующей свои правила. Для контроля магических существ в Египте было создано Министерство алхимии, заклинаний и сверхъестественных существ.

Сейчас. 1912 год, Каир. В поместье британского лорда, во время заседания тайного общества аль-Джахиза, неизвестный убивает путем сожжения заживо всех 24-ех членов общества. Все усложняется тем, что неизвестный называет себя вернувшимся аль-Джахизом. За дело берется агент Министерства Фатима эль-Шаарави.

Как-то так получилось, что во время чтения мне в голову постоянно лезло сравнение «Хозяев джиннов» с «Городом лестниц» Беннетта. Да, здесь есть общие элементы: детективный сюжет, главный герой – женщина… Возможно потому эти романы и резонировали. Или потому что, подтяни Кларк некоторые элементы «Хозяев…», роман бы очень сильно выиграл и стал на один уровень с «Городом…». Но все получилось совсем по-другому.

Если не ошибаюсь есть такое правило, или техника, в кинематографе и романистике: «Показывай, а не рассказывай». Почему я это вспомнил? Потому что Каир, для города, населенного огромным количеством джинном, очень скуп на магию. Автор нам говорит, что «Ооооооо, здесь так много магии! Так много джиннов постоянно колдуют! Таааак много магии!». И все. Верьте автору на слово. Зачем демонстрировать волшебный восточный город, если можно с упоением описывать цвета кожи очередного джинна, или детально останавливаться на новом костюме агента Фатимы? Справедливости ради стоит уточнить, что последствия работы джиннов на благо страны весьма заметны в архитектуре и роботах-автоевнухах. Но скажу так – в полуразрушенном после убийства богов Мирграде из «Города лестниц» больше тайны, волшебства и очарования, чем в Каире.

Ну ладно, джинн с ним, с волшебством, а вот многонациональность Каира автору удалось передать просто замечательно.

Детективный сюжет поначалу увлекает. Здесь есть тайна, есть интрига. Правда расследование скатывается в простую схему «агенты узнаю о появлении аль-Джахиза – безуспешно пытаются ему помешать – узнают об очередном его появлении и т.д.». А тайну того, кто скрывается под маской пророка, очень легко раскрыть еще на середине романа, если обратить внимание на очевидный фем-посыл.

Да-да, феминизм один из краеугольных камней романа. Фатима эль-Шаарави – сильная и независимая женщина, одна из немногих женщин-агентов. Очень жаль, что персонаж она никакой, а вся ее глубина – английские брючные костюмы и котелок. В нагрузку Фатиме, которая конечно же всегда работает одна, дают агента Хадию, тоже сильную и независимую. У Хадии другая фишка – начитанность и огромное количество кузин. Есть еще Сити, она же Абла – любовный интерес Фатимы. Там тоже все очень плоско – Сити ветряная и хитрая. Вот вам и троица главных героев.

Из всех других персонажей запомнился разве что жрец бога-крокодила Собека, Ахмад. Истово верующий постепенно превращающийся в крокодила, готовый на все ради мести за смерть любимой, заядлый курильщик сигарет «Нефертари».

Окей, детектив не очень удался, с волшебством тоже так себе. Но «Хозяева джиннов» мог быть прикольным бадди-муви. Старый добрый шаблон «опытный агент и его напарник-новичок» в сеттинге волшебного Каира мог заиграть новыми красками! Увы, Фатима и Хадия очень быстренько притираются друг к другу. Поначалу даже кажется, что аль-Джахиз устроит нечто вроде разрушения Министерства и демонстрации нелицеприятной изнанки системы, как это было, например, в «Законопослушном гражданине» или «Темном рыцаре». Но тут тоже мимо – злодей злой, потому что злой. У него даже есть финальный злодейский монолог!

Да что говорить – одна из финальных сцен похожа на… финальную сцену из третьего «Шрека»! Помните, там злодеи жалуются, что общество их не принимает? А здесь могущественный ифрит отказывается сражаться, потому что он пацифист. А другая ирфитка признается, что она скульптор. А потом все скандируют что не будут рабами…

«Хозяева джиннов» — роман, который начинаешь читать, предвкушая волшебную восточную сказку, а заканчиваешь с мыслями «Ну наконец-то все закончилось!». Ведь все могло быть по-иному, сфокусируйся автор на сеттинге, а не на социальной повестке…

П.С. Извините за переизбыток сравнений с другими произведениями.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, все время кроется ощущение, что автор робот: лесби -+5 к одобрению, расовые проблемы — тоже +5, так и пишет, отвлекаясь на сюжет, который, потенциально, не плох

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Людей так сильно смущают сильные женские персонажи, что диву даешься. Причем сильные мужские персонажи также имеются. Что вам не так? В главных ролях не только мужчины, а женщины не тумбочки и не награда для храброго героя в виде любовного интереса?

Сеттинг очень интересный, и очень богатый в перспективе. Мне немного не хватило разнообразия существ из Каф. Насколько знаю и исламский фольклор и египетский очень богат на такую живность, и будет интересно увидеть большее раскрытие лора с этой точки зрения в следующих книгах.

Из плюсов стоит отдельно отметить персонажа Сити. Захватывает все твое внимание и крадет «кадр» у всех остальных в каждом своем появлении.

Детективная линия интересная, не перегруженная, но о «главгаде» конечно догадываешься раньше кульминации.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, Ах! Прочитав и роман, и приложения, и отзывы... Не смог смолчать... Некоторые пассажи заставили. Особенно про буряки с не скажу чем...

Сеттинг!!! Три плюса!!! Такого потрясения давно я не переживал. (Опосля Тима Пауэрса)

Повесточка! Минус. Лесбиянские переживания героинь заметны, но не сильно. Мне — не сильно. Чтению не мешало. Феминизм? Возможно, мешает. Но если представить это проекцией на общество Египта 1912 года... Нашего мира... Я, пока не представил, впилил бы три минуса, а так всего один.

Перевод? Ну не лучший. Да! но глянем правде в глаза, Нора Галь уже не вернется к нам.

Ну и да, здесь все странные!

Но мне понравилось.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх