fantlab ru

Роман Суржиков «Люди и боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Оценок:
283
Моя оценка:
-

подробнее

Люди и боги

Роман, год (сетевая публикация); роман-эпопея «Полари»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Эпическая финальная битва, во всех пониманиях слова «битва». Раскрытие мрачных и светлых тайн прошлого. Решение судеб главных и неглавных героев. Словом, это будет, надеюсь, достойная развязка истории.

© Р.Суржиков

Входит в:

— роман-эпопею «Полари»




Самиздат и фэнзины:

Люди и боги
2022 г.

Аудиокниги:

Люди и боги. Том 1
2022 г.
Люди и боги. Том 2
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не понятна такая высокая оценка данной книги.

Серия начиналась очень круто и заслуженно оценивалась высоко с учётом того, сравнивать есть с чем. Но конкретно эта книга серии, прямо разочаровала. О чем она? Если отфильтровать не имеющие к развитию событий размышления разного рода персонажей, описание пяных мыслей, каких то легенд претендующих на объяснение каких то исторических фактов и прочего прочего.... она о том кто такой пауль..... нет, не стану спойлерить..., оценить « невероятную глубину тайны» конечно же стоит лично, прочитав книгу. Но... уважаемые, разве это новость что такие сложные, эпические, с таким количеством главных героев серии на каком то этапе, подвисают? Нет.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Интеллект — единственное подходящее орудие в борьбе с хаосом. Любое другое Темный Идо повернет в свою пользу и направит против тебя самого.»

Святые Боги! Как же долго я ждала эту книгу — продолжение одного из самых любимых мной фэнтези-цикла. Сейчас, как никогда, хочется окружить себя чем-то радостным, до замирания сердца уютным и родным. Благодаря Роману Суржикову у меня появилась возможность убежать от реальности в святая святых своей внутренней эмиграции. Мои мысли снова перенеслись на иные ветки вселенской спирали — в мир Полари. О полюбившихся книгах всегда сложно рассказывать — кажется, что о чем-то позабуду упомянуть, не смогу выразить всю силу эмоций от прочтения и не найду подходящих слов, чтобы отразить суть происходящего на страницах действа. О них можно говорить вечность и еще чуть-чуть. Тем более, когда книги такие потрясающе увлекательные, как данное произведение. Сюжет этой части цикла самым тесным образом связан с событиями предыдущих романов. Северные волки продолжают радовать военными хитросплетениями, причины которых то ли политические, то ли личные — феодальная междоусобица, превращенная в священную битву. Кукловод не перестает вести свою жестокую игру, и его личность приобретает все более отчетливые черты. Становится непонятной судьба Империи с нынешней главой правления. И вместе с тем, нравственный облик человечества в подлунном мире меняется. Успешное отражение атак хаоса при помощи веры, жизненного уклада и миропорядка постепенно сходит на нет. Все явственнее видна брешь, через которую Темный Идо вторгается в мир. И близится битва хаоса с порядком.

«Господа, по милости богов человеку дан полезнейшей инструмент ума. Он зовется — критическое восприятие. Заклинаю вас: почаще пользуйтесь им! Постройте крепкие стены вокруг вашего мировоззрения. Очистите замок вашего рассудка от шпионов, диверсантов и мародеров. Не впускайте врага без боя, каким бы хитрым он ни был!»

Величественные цитадели с могучими бастионами-«волнорезами» и неприступными зáмками, стремящимися ввысь. Зеленый простор лугов бескрайней Степи, обдуваемой всеми ветрами. Небольшие морские городки, наполняющие душу мечтами и романтикой. Как же я скучала по всему этому! Однако автор, продолжая традицию предыдущих книг, расширил территориальные границы в том числе за счет двух сюжетных линий. Как добро всегда скачет в одной упряжке со злом, так и эти нити повествования дополняли одна другую, вызывая во мне диаметрально противоположные эмоции — ужас и восторг. Пожалуй, я давно не испытывала такого удушья, как во время чтения глав, посвященных путешествию по пустыне Надежды. Моя душа с трудом вмещала кошмар, выворачивающий мир наизнанку. Холодная тьма!..Там мертвецы становились нормой, а живые — отклонением, и кровь казалась не грязью, а чистотой. Смерть достигла полного торжества, а героиня чувствовала стыд за то, что она жива. Нужно было иметь в жилах много льда, чтобы хладнокровно лицезреть весь этот ужас.

»...мучения не меняют материала, из коего сделан человек. Сталь остается сталью, солома — соломой. Сталь можно закалить огнем, солому — нет.»

В то время, пока бригада людей-живодеров прорывалась на юг, вырезая все на своем пути, Север пребывал в трауре, а Вселенский собор осудил приарха и объявлял священную войну еретикам, Светлая Агата решила, что одна из герцогинь заслуживает отдыха. Благодаря этому в переплете книги появилась вызывающая восторг сюжетная линия, удивляя читателей новыми особенностями придуманного Романом мира. Мы дышали морским воздухом — соленым и пьянящим, грелись в лучах солнца, слушали байки, наслаждаясь наивной добротой моряков. И все это оказалось только началом. Сколько диковинок нас ждало впереди! Вот вам спираль, что не вру! По всем законам драматургии за периодом тихого отдыха, ожидаемо для искушенного зрителя, всегда появляется острая сцена. Уважая законы жанра, Крайнее море и океан Колистад порадовали всех своими загадочными явлениями. Поэтому если вы не знаете, кто такие гуркены, килехваты и черный поганец, то добро пожаловать в гости к фольтийцам. Их континент — островок порядка, со всех сторон окруженный хаосом.

«Самое страшное существо — это человек, рожденный слабым, но вдруг получивший силу.»

Сейчас я окончательно уверилась в том, что прозаический талант автора, говоря метафорически, может не просто поднять читателей на гору, он способен подкинуть их в небеса! С каждой новой книгой цикла это становится все очевиднее. Я много раз замечала, что читать Суржикова — это отдельный вид удовольствия, заключающийся в возможности чувственного созерцания происходящих на страницах событий. Художественный стиль писателя прекрасен! Роман по-прежнему использовал интересные языковые средства, украшая тем самым произведение. Текст сохранил свежесть, непосредственность и тонкую иронию в каждом слове. Неожиданно появились интересные флешбэки, искрометные диалоги продолжали раскрывать межличностные отношения героев, а интересные легенды-поверья еще глубже погружали в неизвестные доселе особенности необычного мира Полари. Снова вызывали невероятный уют сцены с седым спутником, который играя на чимбуке мелодию, рассказывал понятные лишь ему одному притчи.

«Факты — это одно, рассказ — другое. Истории ценны отнюдь не достоверностью.»

Цикл продолжал радовать не только уже знакомыми протагонистическими линиями, но и новыми. Причем каждая из составляющих сюжета имела свое настроение, некие художественные особенности и авторский посыл. Очень интересно Суржиков экспериментировал с временем повествования, обеспечивая невероятно сильный эффект присутствия, вызывая ощущение, что события, действительно, происходили «здесь и сейчас». Да и в образы главных действующих лиц благодаря этому читатель вживался быстрее. Хочется также отметить, насколько писатель хорошо чувствовал каждого придуманного им персонажа. Восхищали страницы романа с легкой руки прозаика превращенные в театральное действо. Ненавязчиво, виртуозно, по-книжному зрелищно. Вырвавшись на свободу в огромный мир, героиня этих глав видела себя центральной фигурой увлекательного спектакля. По всем законам драматургии, мы вместе с ней чувствовали себя невольными участниками происходящего, глядя на все будто со стороны театральных подмостков. Это было идовски круто!

«Она вновь убеждается в истине: легко играть, когда партнер дает столько эмоций. От возмущенья генерала она зажигается и сама, слова льются легко и звонко.»

Герои. О, герои! Они прекрасны! Открыв книгу, мне показалось, что я встретилась с близкими людьми после долгой разлуки. Каждый из них остался по-прежнему верным своим принципам и развивался в заданном изначально векторе, находясь на своем месте сюжета. Хотя происходящие события так или иначе все же влияли на мотивацию принятых ими решений. Одни продолжали доказывать, насколько прекрасна жизнь, не обремененная разумом; другие с виртуозностью манипулятора управляли людьми: «Используй то, что знаешь, торгуй тем, что имеешь.» Глорией-заступницей клянусь, что нравственное падение некоторых из них весьма удручало, и вместе с тем демонстрировало высокую достоверность придуманных автором образов. Удивили даже второстепенные персонажи, которые по-своему дополняли фабулу. Однако на фоне приближения решающей битвы Добра со Злом самыми интересным для меня были личности двух важных героев, лишь на уровне этой части цикла вышедших на передний план. За их противоборством будет любопытно наблюдать.

«Раскрывать тайны мироздания тем, кто к ним не готов, — все равно, что метать бисер перед свиньями.»

Жестокость и стремление к власти, преданность и самопожертвование, алчность и жажда мести, душевная привязанность и сердечное тепло... Баланс хорошего и плохого на страницах романа зачастую казался таким шатким. Даже сцены сражений, интересно описанные автором, с одной стороны привлекали зрелищностью, с другой — отталкивали множеством смертей. И все же где-то между строк чувствовался оптимизм и вера в светлое. На ум приходили мысли о свободе. О том, что жизнь, посвященная приумножению зáмков, золота и власти, однажды может показаться бессмысленной. А человек способен испытать счастье, находясь посреди моря в жалкой лодочке с двумя безумцами и без единой монеты в кармане! Когда безбрежный простор проникает в душу, ты начинаешь принадлежать только себе и волен выбрать любой путь, любую судьбу. Когда никто не имеет власти над тобою, и никакие условности не сковывают твоих движений. Когда хочется двигаться вперед не ради цели, а просто ради жизни. «Свобода — это ли не счастье?» — думала я.

«Отец говорил: с людьми бывает две беды. Одни не меняются, хотя следовало бы; другие меняются, хотя ты любил их прежних.»

Под девизом «Чтобы глубже понять происходящее, стóит обратиться в прошлое» автор добавил на страницы произведения потрясающие финальные главы. Перенеся читателей на 19 лет назад, Суржиков очень интересно передал события судьбоносной встречи ключевых персонажей, во многом объясняющей то, что происходило в настоящий момент повествования. Благодаря этому я сумела по-иному взглянуть на некоторых героев, увидев неожиданные грани их характеров. Могу с уверенностью сказать, что заключительный аккорд в мелодии этой части «Полари» прозвучал настолько безупречно, что мне с нетерпением хочется приступить к чтению финальной книги цикла. Тем более развитие сюжетных линий остановилось на самом интересном. Да и относительно магических Предметов интрига только увеличилась, а возникающие ответы влекли за собой еще больше вопросов. Поэтому по доброй традиции рисую в воздухе священную спираль и желаю автору творческого вдохновения, а его родине — мирного неба. Да помогут им Боги и Светлая Агата!

»- Так скажите хотя бы, куда он ведет! К какой цели вы стремитесь?

- Разве это не очевидно? Победить Темного Идо!»

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждая новая книга все сильнее. Эта получилась под стать своему времени: мрачная, кровавая, порой даже жуткая, но с присутствием искорки света под именем «надежда».

Надежду более всего олицетворял Эрвин. Потеряв сестру, он кое-что осознал. В основном — свои ошибки. Узнав, что она жива, получил надежду. Его стратегический гений не может не восхищать, как и то, что он, наконец, нашел свой баланс между желанием всех спасти без крови и необходимостью быть решительным. Он его нашел еще раньше, но тут просто пользуется как надежным инструментом. Увы, его линии одна из наиболее кровавых и трагичных.

Надежну почти большую часть книги не оправдывала Минерва, но к счастью, к концу книги она начала исправляться. Пожалуй, из всех действующих лиц, именно она более всех олицетворяет надежду на спасение от грядущего мрака. Рад, что она сумела разложить все по полочках в своей голове. Спасибо Ворону и, особенно, Мэнсону.

Нави — единственный истинно чистый лучик надежды. Жаль, правда, что он так подавлен: видать, шансов на хороший исход всей заваренной каши крайне мал. А она очень хорош в вычислении, как ни прискорбно.

Надежду несла в себе и Аланис — надежду, что она осознает происходящее и сможет повлиять на то, чтобы зло не восторжествовало, будучи в самом его центре. Эта надежда еще теплиться, но уже не так ярко.

Надежда была даже на Джоакина, что до него дойдет, чью он на самом деле сторону принял. Но логика «кто ко мне хорош — тот добрый, а кто обидел — тот подлец» возобладала и принесла обильные плоды. В основном кровавые и мерзкие.

Надежда была и на Адриана. Но он таки и не смог подняться выше своей гордости и желания вернуть все утерянное. Интересно, увидим мы его женатым в последней книге?

Светлым лучем надежды была Ребекка Литленд: вот он голос разума и совести, пример истинной доброты и самопожертвования...

Увы, наждежды была лишь искоркой. Она то тлела, то вспыхивала, то снова затухала...

Книга гениально хороша.

Прошу автора оставить в живых Ребекку — она это заслужила. И еще одно чудо — пусть Джемис таки женится, а Стрелец попирует вдоволь на свадьбе. И не дайте Ионе погибнуть в цитадели зла. Вообще не дайте погибнуть.

Пусть в Вашем мире все будет светлее, чем в нашем. Пусть там выживут те, кто заслужил право на счастье. Хотя бы некоторые. В том числе и ярчайший пример женской верности вопреки мужской неверности — леди Нексия. Желаю ей счастья.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Словом, это будет, надеюсь, достойная развязка истории» — пишет автор в аннотации. Не будет. И лично для меня это проблема: в довольно плотном информационном фоне сегодняшней жизни мне действительно трудно вспомнить всех героев и сюжетные линии, о которых я читала 2 года назад.

Нет, нельзя сказать, что книга сама по себе скучна — в ней есть и интересные психологические наблюдения, и красочная фантазия, но подозреваю, что из-за оторванности от «предыдущих серий» я что-то точно недооценила.

В общем, не люблю я эпопеи. Разве что полностью законченные, а относительно этого цикла нет никаких гарантий, что следующая книга окажется последней. Что касается оценки конкретно этой части — будь она отдельным произведением, думаю, поставила бы 8, а то и 9. Так — увы, только 7. Несомненное право автора растягивать циклы на столько книг, сколько ему хочется. Несомненное право читателя давать этому свою личную оценку.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение цикла. Суржиков не поражает воображение самим текстом, в плане каких-то витиеватых описаний, либо какого-то уникального стиля. Но в плане персонажей, их развития в течение цикла, в том, как они меняются под влиянием случившихся с ними событий, в плане продуманности их мотивации — книга блестящая. Ну и сам сюжет, то как автор нагнетает интригу, в какие передряги отправляет героев — это тоже высший класс.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Видимо автор посмотрел на тренды и решил добавить в свою историю щепотку жестокости. А потом увлёкся и всё добавлял и добавлял....

Наконец-то нам раскрыли как работают Священные Предметы.

В этой книге от линии Меча воротило. То во что превращается недалёкий парнишка мечтавший о ратной славе просто ужасает.

Приключения троицы беглецов единственное светлое пятно во всей книге. Спасибо автору за него.

Противостояние Стрелы, Искры и Кукловода достигает своего апогея. Все карты открыты. Интересно и страшно, чем всё это закончится.

В общем, мир Полари катится то ли к Праотцам, то ли к Праматерям на полном ходу....

С нетерпением жду окончания цикла.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я все понял! Это не фэнтэзи. Это НФ! В самом конце мы получим объяснение многим фактам. Например, почему история Полари такая короткая. Где древние знания и сведения о прошлых цивилизациях? Кто такие эти боги, и почему живут под землей? Почему боги так похожи на людей? Почему такая странная фауна – земная, но сдобренная странными существами. Почему магия тут такая вся научно-обоснованная?

Да все потому, что Полари – это Земля через стопицот тыщ лет после ужасного катаклизма. Люди выжили под землей, где продолжали свой научные прогресс. Предметы – их гаджеты.

Генетический материал погибшего человечества хранился.

Когда уровень подземной цивилизации стал позволять, люди из пробирок создали новое поколение людей и выпустили. Когда поняли, что сами жить они толком не могут, заслали на поверхность праматерей и снабдили их гаджетами, пардон, предметами. Пауль – свихнувшийся отщепенец. Нави – должен за Паулем присмотреть, чтобы слишком много проблем не сотворил. Как-то так.

Под спойлер не прячу, поскольку это не спойлер, а больная фантазия или же подсказка автору, как в конечном итоге это все разрулить.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх