Роман Суржиков «Люди и боги»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Пятая книга цикла Полари.
Маски сброшены, Кукловод раскрыт, тайный орден заявил о себе.
Эрвин Ориджин выступает против Кукловода и его пособников. Опустевшая Фаунтерра притихла, ожидая исхода битвы. Граф Шейланд готовится разыграть козыри, припасенные в рукавах.
А тем временем в игры смертных начинают вторгаться силы иного порядка.
Входит в:
— роман-эпопею «Полари»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorchun13, 31 мая 2022 г.
Совсем не понятна такая высокая оценка данной книги.
Серия начиналась очень круто и заслуженно оценивалась высоко с учётом того, сравнивать есть с чем. Но конкретно эта книга серии, прямо разочаровала. О чем она? Если отфильтровать не имеющие к развитию событий размышления разного рода персонажей, описание пяных мыслей, каких то легенд претендующих на объяснение каких то исторических фактов и прочего прочего.... она о том кто такой пауль..... нет, не стану спойлерить..., оценить « невероятную глубину тайны» конечно же стоит лично, прочитав книгу. Но... уважаемые, разве это новость что такие сложные, эпические, с таким количеством главных героев серии на каком то этапе, подвисают? Нет.
i_am_misha1991, 30 мая 2022 г.
Каждая новая книга все сильнее. Эта получилась под стать своему времени: мрачная, кровавая, порой даже жуткая, но с присутствием искорки света под именем «надежда».
Надежду более всего олицетворял Эрвин. Потеряв сестру, он кое-что осознал. В основном — свои ошибки. Узнав, что она жива, получил надежду. Его стратегический гений не может не восхищать, как и то, что он, наконец, нашел свой баланс между желанием всех спасти без крови и необходимостью быть решительным. Он его нашел еще раньше, но тут просто пользуется как надежным инструментом. Увы, его линии одна из наиболее кровавых и трагичных.
Надежну почти большую часть книги не оправдывала Минерва, но к счастью, к концу книги она начала исправляться. Пожалуй, из всех действующих лиц, именно она более всех олицетворяет надежду на спасение от грядущего мрака. Рад, что она сумела разложить все по полочках в своей голове. Спасибо Ворону и, особенно, Мэнсону.
Нави — единственный истинно чистый лучик надежды. Жаль, правда, что он так подавлен: видать, шансов на хороший исход всей заваренной каши крайне мал. А она очень хорош в вычислении, как ни прискорбно.
Надежду несла в себе и Аланис — надежду, что она осознает происходящее и сможет повлиять на то, чтобы зло не восторжествовало, будучи в самом его центре. Эта надежда еще теплиться, но уже не так ярко.
Надежда была даже на Джоакина, что до него дойдет, чью он на самом деле сторону принял. Но логика «кто ко мне хорош — тот добрый, а кто обидел — тот подлец» возобладала и принесла обильные плоды. В основном кровавые и мерзкие.
Надежда была и на Адриана. Но он таки и не смог подняться выше своей гордости и желания вернуть все утерянное. Интересно, увидим мы его женатым в последней книге?
Светлым лучем надежды была Ребекка Литленд: вот он голос разума и совести, пример истинной доброты и самопожертвования...
Увы, наждежды была лишь искоркой. Она то тлела, то вспыхивала, то снова затухала...
Книга гениально хороша.
Прошу автора оставить в живых Ребекку — она это заслужила. И еще одно чудо — пусть Джемис таки женится, а Стрелец попирует вдоволь на свадьбе. И не дайте Ионе погибнуть в цитадели зла. Вообще не дайте погибнуть.
Пусть в Вашем мире все будет светлее, чем в нашем. Пусть там выживут те, кто заслужил право на счастье. Хотя бы некоторые. В том числе и ярчайший пример женской верности вопреки мужской неверности — леди Нексия. Желаю ей счастья.
Iriya, 24 августа 2022 г.
«Интеллект — единственное подходящее орудие в борьбе с хаосом. Любое другое Темный Идо повернет в свою пользу и направит против тебя самого.»
Святые Боги! Как же долго я ждала эту книгу — продолжение одного из самых любимых мной фэнтези-цикла. Сейчас, как никогда, хочется окружить себя чем-то радостным, до замирания сердца уютным и родным. Благодаря Роману Суржикову у меня появилась возможность убежать от реальности в святая святых своей внутренней эмиграции. Мои мысли снова перенеслись на иные ветки вселенской спирали — в мир Полари. О полюбившихся книгах всегда сложно рассказывать — кажется, что о чем-то позабуду упомянуть, не смогу выразить всю силу эмоций от прочтения и не найду подходящих слов, чтобы отразить суть происходящего на страницах действа. О них можно говорить вечность и еще чуть-чуть. Тем более, когда книги такие потрясающе увлекательные, как данное произведение. Сюжет этой части цикла самым тесным образом связан с событиями предыдущих романов. Северные волки продолжают радовать военными хитросплетениями, причины которых то ли политические, то ли личные — феодальная междоусобица, превращенная в священную битву. Кукловод не перестает вести свою жестокую игру, и его личность приобретает все более отчетливые черты. Становится непонятной судьба Империи с нынешней главой правления. И вместе с тем, нравственный облик человечества в подлунном мире меняется. Успешное отражение атак хаоса при помощи веры, жизненного уклада и миропорядка постепенно сходит на нет. Все явственнее видна брешь, через которую Темный Идо вторгается в мир. И близится битва хаоса с порядком.
«Господа, по милости богов человеку дан полезнейшей инструмент ума. Он зовется — критическое восприятие. Заклинаю вас: почаще пользуйтесь им! Постройте крепкие стены вокруг вашего мировоззрения. Очистите замок вашего рассудка от шпионов, диверсантов и мародеров. Не впускайте врага без боя, каким бы хитрым он ни был!»
Величественные цитадели с могучими бастионами-«волнорезами» и неприступными зáмками, стремящимися ввысь. Зеленый простор лугов бескрайней Степи, обдуваемой всеми ветрами. Небольшие морские городки, наполняющие душу мечтами и романтикой. Как же я скучала по всему этому! Однако автор, продолжая традицию предыдущих книг, расширил территориальные границы в том числе за счет двух сюжетных линий. Как добро всегда скачет в одной упряжке со злом, так и эти нити повествования дополняли одна другую, вызывая во мне диаметрально противоположные эмоции — ужас и восторг. Пожалуй, я давно не испытывала такого удушья, как во время чтения глав, посвященных путешествию по пустыне Надежды. Моя душа с трудом вмещала кошмар, выворачивающий мир наизнанку. Холодная тьма!..Там мертвецы становились нормой, а живые — отклонением, и кровь казалась не грязью, а чистотой. Смерть достигла полного торжества, а героиня чувствовала стыд за то, что она жива. Нужно было иметь в жилах много льда, чтобы хладнокровно лицезреть весь этот ужас.
»...мучения не меняют материала, из коего сделан человек. Сталь остается сталью, солома — соломой. Сталь можно закалить огнем, солому — нет.»
В то время, пока бригада людей-живодеров прорывалась на юг, вырезая все на своем пути, Север пребывал в трауре, а Вселенский собор осудил приарха и объявлял священную войну еретикам, Светлая Агата решила, что одна из герцогинь заслуживает отдыха. Благодаря этому в переплете книги появилась вызывающая восторг сюжетная линия, удивляя читателей новыми особенностями придуманного Романом мира. Мы дышали морским воздухом — соленым и пьянящим, грелись в лучах солнца, слушали байки, наслаждаясь наивной добротой моряков. И все это оказалось только началом. Сколько диковинок нас ждало впереди! Вот вам спираль, что не вру! По всем законам драматургии за периодом тихого отдыха, ожидаемо для искушенного зрителя, всегда появляется острая сцена. Уважая законы жанра, Крайнее море и океан Колистад порадовали всех своими загадочными явлениями. Поэтому если вы не знаете, кто такие гуркены, килехваты и черный поганец, то добро пожаловать в гости к фольтийцам. Их континент — островок порядка, со всех сторон окруженный хаосом.
«Самое страшное существо — это человек, рожденный слабым, но вдруг получивший силу.»
Сейчас я окончательно уверилась в том, что прозаический талант автора, говоря метафорически, может не просто поднять читателей на гору, он способен подкинуть их в небеса! С каждой новой книгой цикла это становится все очевиднее. Я много раз замечала, что читать Суржикова — это отдельный вид удовольствия, заключающийся в возможности чувственного созерцания происходящих на страницах событий. Художественный стиль писателя прекрасен! Роман по-прежнему использовал интересные языковые средства, украшая тем самым произведение. Текст сохранил свежесть, непосредственность и тонкую иронию в каждом слове. Неожиданно появились интересные флешбэки, искрометные диалоги продолжали раскрывать межличностные отношения героев, а интересные легенды-поверья еще глубже погружали в неизвестные доселе особенности необычного мира Полари. Снова вызывали невероятный уют сцены с седым спутником, который играя на чимбуке мелодию, рассказывал понятные лишь ему одному притчи.
«Факты — это одно, рассказ — другое. Истории ценны отнюдь не достоверностью.»
Цикл продолжал радовать не только уже знакомыми протагонистическими линиями, но и новыми. Причем каждая из составляющих сюжета имела свое настроение, некие художественные особенности и авторский посыл. Очень интересно Суржиков экспериментировал с временем повествования, обеспечивая невероятно сильный эффект присутствия, вызывая ощущение, что события, действительно, происходили «здесь и сейчас». Да и в образы главных действующих лиц благодаря этому читатель вживался быстрее. Хочется также отметить, насколько писатель хорошо чувствовал каждого придуманного им персонажа. Восхищали страницы романа с легкой руки прозаика превращенные в театральное действо. Ненавязчиво, виртуозно, по-книжному зрелищно. Вырвавшись на свободу в огромный мир, героиня этих глав видела себя центральной фигурой увлекательного спектакля. По всем законам драматургии, мы вместе с ней чувствовали себя невольными участниками происходящего, глядя на все будто со стороны театральных подмостков. Это было идовски круто!
«Она вновь убеждается в истине: легко играть, когда партнер дает столько эмоций. От возмущенья генерала она зажигается и сама, слова льются легко и звонко.»
Герои. О, герои! Они прекрасны! Открыв книгу, мне показалось, что я встретилась с близкими людьми после долгой разлуки. Каждый из них остался по-прежнему верным своим принципам и развивался в заданном изначально векторе, находясь на своем месте сюжета. Хотя происходящие события так или иначе все же влияли на мотивацию принятых ими решений. Одни продолжали доказывать, насколько прекрасна жизнь, не обремененная разумом; другие с виртуозностью манипулятора управляли людьми: «Используй то, что знаешь, торгуй тем, что имеешь.» Глорией-заступницей клянусь, что нравственное падение некоторых из них весьма удручало, и вместе с тем демонстрировало высокую достоверность придуманных автором образов. Удивили даже второстепенные персонажи, которые по-своему дополняли фабулу. Однако на фоне приближения решающей битвы Добра со Злом самыми интересным для меня были личности двух важных героев, лишь на уровне этой части цикла вышедших на передний план. За их противоборством будет любопытно наблюдать.
«Раскрывать тайны мироздания тем, кто к ним не готов, — все равно, что метать бисер перед свиньями.»
Жестокость и стремление к власти, преданность и самопожертвование, алчность и жажда мести, душевная привязанность и сердечное тепло... Баланс хорошего и плохого на страницах романа зачастую казался таким шатким. Даже сцены сражений, интересно описанные автором, с одной стороны привлекали зрелищностью, с другой — отталкивали множеством смертей. И все же где-то между строк чувствовался оптимизм и вера в светлое. На ум приходили мысли о свободе. О том, что жизнь, посвященная приумножению зáмков, золота и власти, однажды может показаться бессмысленной. А человек способен испытать счастье, находясь посреди моря в жалкой лодочке с двумя безумцами и без единой монеты в кармане! Когда безбрежный простор проникает в душу, ты начинаешь принадлежать только себе и волен выбрать любой путь, любую судьбу. Когда никто не имеет власти над тобою, и никакие условности не сковывают твоих движений. Когда хочется двигаться вперед не ради цели, а просто ради жизни. «Свобода — это ли не счастье?» — думала я.
«Отец говорил: с людьми бывает две беды. Одни не меняются, хотя следовало бы; другие меняются, хотя ты любил их прежних.»
Под девизом «Чтобы глубже понять происходящее, стóит обратиться в прошлое» автор добавил на страницы произведения потрясающие финальные главы. Перенеся читателей на 19 лет назад, Суржиков очень интересно передал события судьбоносной встречи ключевых персонажей, во многом объясняющей то, что происходило в настоящий момент повествования. Благодаря этому я сумела по-иному взглянуть на некоторых героев, увидев неожиданные грани их характеров. Могу с уверенностью сказать, что заключительный аккорд в мелодии этой части «Полари» прозвучал настолько безупречно, что мне с нетерпением хочется приступить к чтению финальной книги цикла. Тем более развитие сюжетных линий остановилось на самом интересном. Да и относительно магических Предметов интрига только увеличилась, а возникающие ответы влекли за собой еще больше вопросов. Поэтому по доброй традиции рисую в воздухе священную спираль и желаю автору творческого вдохновения, а его родине — мирного неба. Да помогут им Боги и Светлая Агата!
»- Так скажите хотя бы, куда он ведет! К какой цели вы стремитесь?
- Разве это не очевидно? Победить Темного Идо!»
Рогволд, 31 марта 2023 г.
Это моя корова и я ее дою ...
Скажу, что цикл прочел не без удовольствия оригинальная идея харизматичные персонажи загадочная вселенная да все так, но и у графомании должны быть свои рамки.
Автор обещает «Эпическая финальная битва, во всех пониманиях слова «битва». Раскрытие мрачных и светлых тайн прошлого. Решение судеб главных и неглавных героев. Словом, это будет, надеюсь, достойная развязка истории».
И этого нет от слова совсем, в чем эпичность в количестве персонажей или наличием боевого страуса? Да персонажи не картонные, но зачем их такое количество и с каждой новой книгой прибывает новая порция с полным, извините пустым, жизнеописанием. Да соглашусь, они делают мир объёмным, начинает сопереживать и не тут то было … автору персонаж более не интересен, придумаю нового.
Битва извините это стычкой не всегда можно назвать, автор хочет сделать Эрвина великим стратегом и делает, но не за удивительные стратегические решения, а по тому, что по сюжету так надо. Во второй книге еще куда не шло, можно согласится но в Люди и боги – «битвы» лучше бы их небыло.
«Мрачная тайна прошлого» – полное разочарование, а о ее раскрытии и говорить не приходится. Ну, главный злодей злой гений Кукловод не тянет на дворового хулигана, получился совсем картонным злодеем.
Главным минусом последней на данный момент книги являются главные герои, автор в угоду поворотам сюжета внедряет чуждую им мотивацию. Аланис превращается из стервозной дамы высшего света в боевого персонажа левой рукой Темного. Юноша Джоакин Ив Ханна грезящий рыцарством почитающий воинские идеалы, одномоментно решает стать рабом трусоватого банкира Шейлонда, а все потому что автору нужен был ПОВ в стане «плохих». Иона описанная в начале книги просто бы воткнула перо в свой глаз, но писать письмо Эрвину бы не стала. И так во всем.
Хулио Кортасар однажды заметил «Роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Так вот побеждающий по очкам роман о Полари выдохся и скончался, не дойдя финиша. Надеюсь я ошибаюсь.
Teabag, 11 декабря 2023 г.
В первую очередь — эту книгу нельзя читать запоем. Легко поддаться соблазну: «ещё несколько страниц», «только до конца главы», «дочитаю, всё равно теперь не уснуть» — и всё-таки лучше этого не делать. Происходящее напоминает лавину: каждое действие вызывает множество последствий. Развязка сюжета такого масштаба не может быть простой, и этот объём не получится «усвоить» сразу. Полной ясности — кто, как и почему действует, ещё нет, но, кажется, и этого достаточно. Загадки постепенно решаются, каждый кусочек головоломки занимает своё место. Можно утолить любопытство, сразу узнать продолжение истории, которая оставалась незавершённой всё это время, но потом всё равно придётся читать не спеша.
Несмотря ни на что, география происходящего и дальше расширяется — на каком-то этапе это удивляет даже больше, чем основное действие. Мир и без того был предельно разнообразен, а теперь дополнен описанием совсем дальних территорий, которые даже не входят в Империю. Романтика, морские просторы, диковинные чудища из жутких матросских легенд — отличная возможность «переключиться» от творящегося вокруг, и заодно его систематизировать. Тем более, что именно там, в море, расположены непреодолимые границы. И, судя по всему, они были созданы искусственно.
Такие нестыковки, намёки на «несамостоятельность» мира Полари были и раньше, хотя их приходилось искать в тексте. Но теперь есть разгадка чудодейственной силы Предметов, и да — кроме Полари существует как минимум один, более развитый мир, в котором и были созданы Предметы. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии — и именно так воспринимались Предметы на протяжении всего цикла. И даже больше — на этом и был построен цикл. Теперь надо бы всё переосмыслить, выстроить для себя взаимосвязи заново, с учётом новых данных. Но мешают события — их много, очень много, лавина растёт. Чтобы вынырнуть из этого потока, нужно что-то совсем неординарное. Конечно, существование другого мира — именно такой, неординарный поворот. Но на сюжет он пока повлиял незначительно, поэтому на какое-то время выяснение этого вопроса можно отложить.
Предметы — другое дело, их использование способно привлечь внимание в любой момент. Имбалансное оружие, возможность замедлять время, управлять гравитацией — всё это Предметы, и в реалиях Полари противопоставить им нечего. Остаётся только повышать ставки, и ждать дальнейшего развития сюжета. Сколько бы событий ни произошло, но последнее слово ещё не сказано, всё противостояние впереди.
Ждать продолжения можно и ещё по одной причине. За всё время среди действующих лиц, само собой, появились те, кому сопереживаешь больше. Концовка — близко, уже вот-вот, и то, какой она окажется именно для «выбранного» персонажа, заставляет ждать продолжения даже сильнее, чем финала основного сюжета. Хотя, неизбежно, что у каждого читателя свой «любимчик», и угодить всем не получится, но...
Так или иначе, всё решится в последней (в последней же?) книге.
olmi, 15 сентября 2022 г.
«Словом, это будет, надеюсь, достойная развязка истории» — пишет автор в аннотации. Не будет. И лично для меня это проблема: в довольно плотном информационном фоне сегодняшней жизни мне действительно трудно вспомнить всех героев и сюжетные линии, о которых я читала 2 года назад.
Нет, нельзя сказать, что книга сама по себе скучна — в ней есть и интересные психологические наблюдения, и красочная фантазия, но подозреваю, что из-за оторванности от «предыдущих серий» я что-то точно недооценила.
В общем, не люблю я эпопеи. Разве что полностью законченные, а относительно этого цикла нет никаких гарантий, что следующая книга окажется последней. Что касается оценки конкретно этой части — будь она отдельным произведением, думаю, поставила бы 8, а то и 9. Так — увы, только 7. Несомненное право автора растягивать циклы на столько книг, сколько ему хочется. Несомненное право читателя давать этому свою личную оценку.
shudomb, 30 января 2024 г.
Мда, поймал себя на мысли, что давно не встречал в литературном произведении персонажа, который во второй половине цикла полностью поменял мое отношение к нему и начал вызывать настолько сильную неприязнь. Чтобы, начиная читать посвященную ему главу, хотелось поскорее ее закончить и перейти к другим действующим лицам. А закончив последнюю главу Меча, не дочитав книгу, прийти сюда и написать отзыв.
Из недалекого идеалиста Джоакин сначала превратился в «обиженку», а в этой книге планомерно превращается в настоящего мерзавца.
«Ориджины — злодеи, негодяи и мясники. А вот Кукловод — хороший. Ну и пусть постоянно демонстрирует наплевательское отношение к обычному люду (за который в предыдущей книге наш «герой» так переживал), ну и пусть ему служат нелюди. Зато он мне дал супер оружие, с которым я уж теперь всех Ориджинов изничтожу. Хозяин — хороший».
Прямо такая параллель с современностью напрашивается...
Нравится книга, нравится цикл, нравится, как пишет автор.
frozzy, 3 июня 2023 г.
Не нужно было раскрывать мир вокруг Полари. Боюсь в дальнейшем эта линия погубит идею. Не нужно было уделять такое огромное внимание всяким трюкам типа исчезновения людей на стенах и фортов, каким то живым мертвецам. Я не знаю как выберется автор из той сюжетной ловушки в которую он себя загнал. И последнее — ладно предметы, ладно магия. Но нельзя стрелять перстами Вильгельма как из детского пистолета с пистонами. В любом произведении элементарная логика подсказывает что применение оружия такой мощности требует от его владельца огромных физических сил и времени для восстановления заряда. Здесь же любой недоумок, банально переливший кровь, может применять оружие как в ковбойском вестерне, паля сколько угодно и куда попало.
И последнее! Роман! Не уподобляйтесь Крузу и Звягинцеву, Красницкому, не дописавшим свои лучшие книги (хоть и по уважительной и трагической причине) и графоманам типа Каменистого или Королюка. наплевавшим на читателей и просто забросившим свои бесконечные, хотя и изначально интересные циклы. Хочется всё же увидеть конец этой истории...
RinaSimf, 22 декабря 2022 г.
Видимо автор посмотрел на тренды и решил добавить в свою историю щепотку жестокости. А потом увлёкся и всё добавлял и добавлял....
Наконец-то нам раскрыли как работают Священные Предметы.
В этой книге от линии Меча воротило. То во что превращается недалёкий парнишка мечтавший о ратной славе просто ужасает.
Приключения троицы беглецов единственное светлое пятно во всей книге. Спасибо автору за него.
Противостояние Стрелы, Искры и Кукловода достигает своего апогея. Все карты открыты. Интересно и страшно, чем всё это закончится.
В общем, мир Полари катится то ли к Праотцам, то ли к Праматерям на полном ходу....
С нетерпением жду окончания цикла.
traiider, 25 июня 2024 г.
Соглашусь со многими рецензентами — эта книга превращает серию в какой-то болезненно тягучий сериал. Огромное количество текста, но по сути движения сюжета нет. О концовке вообще не буду ничего писать, поскольку это за гранью понимания в рамках этого цикла...
Читая это произведение очень хочется чтобы оно наконец закончилось. Но нет, автор буквально размывает все, что только можно. За почти 900 страницами по ощущениям проходит буквально пару недель неспешной жизни Полариса.
Так можно долго писать эпопею. Вот только больше я это читать не буду.
Fess2001, 19 апреля 2023 г.
Одна из самых интересных книг цикла, особенно после так переоценнёной, но как по мне довольно скучной и слабой Янмэйской охоты. Нет, не спорю, концовка Охоты тащит, но вот основа...ну такое, какой-то затянувшийся пролог к людям и богам.
Здесь же намного больше действий и интересных открытий.
Отзыв спойлерный кстати почти весь, так что не читавшие лучше пройдите мимо.
Снова война, снова блистательный герцог Эрвин идёт на врагов своих и смелыми и отчасти безумными тактическими приемами вырывает победу у врага из под носа, и все это относительно малой кровью — отсылая нас к отличной второй книге цикла.
И как на этом фоне контрастирует война на другом фронте, под руководством лорда Десмонда северяне штурмуют Уэймар, без обиняков вырезают пол города, увешивают столбы живыми трупами, привязывают женщин и детей к таранам...в общем, мое почтение автору за эту линию.
Он показывает войну с другой стороны, показывает что не всегда можно обойтись малым числом жертв. Показывает уже ставшей притчей во языцах у шаван нечеловеческую жестокость и хладнокровие северных кайров.
Стоит также отметить линию Джоакина, мне очень понравился его путь и преображение из того кем он был в начале, в того кем он стал сейчас.
Как по мне очень неплохо показано его преображение из дурочка-недорыцаря, кем он являлся в первой книге, после череды предательств — в кретина-мудилу наслаждающемуся своей обретенной силой и истреблением неугодных ему людей. Дураком то он был всегда, вопрос лишь в том каких идеалов и ценностей он придерживался. Разочаровавшись в своей нафантазированной картине дворянства, великих герцогов, законов чести и прочем, он словно остался без опоры под ногами — во что верить, о чем мечтать, чего желать? Даже торговцем чуть не сделался. Опору под его ноги расстелил Шейланд, дал средство, дал цель — таких ненавистных ему агатовцев, которые повинны во всех его страданиях (но так ничего сильно дурного ему не сделавшим стоит сказать). В общем, персонаж, который по началу видится нам добрячком и единственной однозначной персоной в цикле, круто и не безосновательно поворачивает свою дугу развития в иное русло, отходя от ожиданий, что мне кажется очень круто.
carex69, 29 июня 2024 г.
Это отзыв для тех, кто не читал. Трудно представить, что некто, прочитав первые четыре романа, остановится перед продолжением. Однако в том, прямо скажем, небольшом количестве отзывов достаточно низких оценок и, в особенности читатель, который серию совсем не читал, а только примеряется, может случайно проскочить мимо самого важного, что случилось в русскоязычной фантастике лет за 20 точно.
Совершенно сознательно перечитал Люди и боги. Узнав, что доступен шестой (по видимому заключительный) роман серии, решил восстановить в точности предшествующие события. Так получилось, что когда пятый роман стал доступен, я проглотил его буквально за 3 присеста и, конечно, что-то понял, что-то не понял, что-то вообще не заметил, что-то даже и пролистал. А тут было время, ну и...
В целом хорошо, местами очень хорошо, в любом случае не хуже предыдущих томов. Что настораживает?
1.Где Вы, уважаемые читатели, увидели фэнтези? Да, в этом мире присутствует достаточно развитая божественная система, да, некоторые как-бы боги даже спустились на землю. Но разве тянут они на богов? Ну а предметы, это ведь просто высокотехнологичные устройства, в их действии нет ничего магического. Инициация с помощью первокрови выглядит несколько натянуто, но почему бы и нет? Система управлением предметом с помощью простенького упражнения на концентрацию внимания не впечатляет, но и не противоречит возможностям технологии. Нечто подобное уже существует на уровне продвинутого эксперимента.
2.Люди и боги первый роман, при чтении которого у меня возникло подозрение, что я вообще не правильно понимаю сущность мира. И, само главное, а есть ли этот мир вообще. Как-то все больше и больше подозрений на масштабную цифровую симуляцию с полным погружением. Этакий высокотехнологичный аналог ролевой игры в открытом мире. Тут все встает на свои места. Вот тебе различные фракции, принадлежность к той или иной фракции определяет соответствующие характеристики. Вот тебе несколько героев на отыгрыш. А вот персонажи, имеющие некие исключительные способности. И тогда становится понятно, почему Пауль такой бессмысленно жестокий, это отыгрыш персонажа, очки характеристик которого растут только при убийстве. А Натаниэль повышает свои характеристики, производя расчеты, ему нужны «числа», иначе он не может просчитать собственное выживание, потому что он ни мечем, ни луком, ни щитом. И мир хоть и большой, но тем не менее ограничен рамками, за которые не выйти. Ну и Дары — это ведь лутбоксы, разве нет?
3.Можно посмотреть на мир и с другой стороны. Этакое прогрессорство, столь любимое в отечественной фантастике, но с легким поклоном в сторону Князя света Желязны. Ну мы, конечно, не боги, но одеяния богов нам по вкусу. Мы распределили их между собой, не забыв про атрибуты. Попытались построить совершенное общество, но все как-то не так, придется вмешаться.
Мне, конечно, очень интересно, что все таки имел ввиду автор. При этом не хочется разочароваться. Не всем, далеко не всем, удавалось с честью решить проблему финала. Я бы не отказался, если бы эпос продлился еще томов на 5.
В рамках жанра — шедевр. Обязательно к прочтению.
vanchetius, 10 июня 2022 г.
Достойное продолжение цикла. Суржиков не поражает воображение самим текстом, в плане каких-то витиеватых описаний, либо какого-то уникального стиля. Но в плане персонажей, их развития в течение цикла, в том, как они меняются под влиянием случившихся с ними событий, в плане продуманности их мотивации — книга блестящая. Ну и сам сюжет, то как автор нагнетает интригу, в какие передряги отправляет героев — это тоже высший класс.
morkeleb, 1 июня 2022 г.
Я все понял! Это не фэнтэзи. Это НФ! В самом конце мы получим объяснение многим фактам. Например, почему история Полари такая короткая. Где древние знания и сведения о прошлых цивилизациях? Кто такие эти боги, и почему живут под землей? Почему боги так похожи на людей? Почему такая странная фауна – земная, но сдобренная странными существами. Почему магия тут такая вся научно-обоснованная?
Да все потому, что Полари – это Земля через стопицот тыщ лет после ужасного катаклизма. Люди выжили под землей, где продолжали свой научные прогресс. Предметы – их гаджеты.
Генетический материал погибшего человечества хранился.
Когда уровень подземной цивилизации стал позволять, люди из пробирок создали новое поколение людей и выпустили. Когда поняли, что сами жить они толком не могут, заслали на поверхность праматерей и снабдили их гаджетами, пардон, предметами. Пауль – свихнувшийся отщепенец. Нави – должен за Паулем присмотреть, чтобы слишком много проблем не сотворил. Как-то так.
Под спойлер не прячу, поскольку это не спойлер, а больная фантазия или же подсказка автору, как в конечном итоге это все разрулить.