Фредрик Бакман «Тревожные люди»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Соскучились по фирменной «бакмановской прозе», необычной, изящной и трогательной? Ловите «Тревожных людей» — напоминание о том, что у каждого из нас за плечами свой мешочек боли, который мы всюду таскаем за собой и не знаем, куда пристроить.
Храбрая восьмидесятилетняя старушка, ИКЕА-зависимая супружеская пара, беременная женщина, желающий свести счёты с жизнью мультимиллионер… эти и ещё несколько человек стали заложниками неудачливого грабителя. Он хотел лёгких денег и ограбить банк, но удача никогда не была его сильной стороной. И теперь он вынужден скрываться от полиции в квартире по соседству. В его планы совершенно не входили восемь заложников. И уж тем более не входили их самые сокровенные истории, которыми те начинают делиться.
«Тревожные люди» — целая галерея уязвимых персонажей, тонко подмеченная Бакманом человеческая природа, сотканная из недостатков и изъянов и именно поэтому живая.
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Художественная литература (72 823 голоса) | |
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2021 // Международный кинжал. Швеция (перевод Neil Smith) | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2021 // Отношения (перевод со шведского Neil Smith) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Une Pavol, 10 декабря 2023 г.
Прочла эту книгу во время последних новогодних праздников — и весь год время от времени возвращаюсь к ней в мыслях. Хотя в ней, вроде бы, и нет ничего особенного. Она простая, смешная, грустная и, как пишет сам автор, «неправдоподобная». С самых первых строк кажется, что рассказчик слишком прямо вываливает перед нами всё, что думает. Что всё это старо как мир, давным-давно сказано и банально. Что ты, наверное, стареешь, раз продолжаешь это читать, и что такие книги уже не нужны. А потом ты оглядываешься вокруг и думаешь: «Нет, нужны».
Неправдоподобие здесь такое, я бы сказала, диккенсовское. То есть много совпадений — хотя почти каждому можно найти объяснение, если не логически, то психологически. Да, и здесь есть герой, в один день попытавшийся ограбить банк и взять заложников — с одинаковым неуспехом — и притом никакой не супергерой и не суперзлодей, а самый обыкновенный человек, которого до одури жалко. И которого мы так и не узнаем по имени. Только по кличке, данной дочками — Лось.
Но в плане страхов и внутренних болей, одолевающих персонажей, здесь всё, наоборот, очень жизненно. В каждом из этих людей мы можем узнать себя. Страх родителей перед невозможностью оградить детей от жизни, беспомощность детей перед разводом родителей, беспомощность человека перед экономической системой, надуманными комплексами, стереотипами поведения, перед мыслью, что ты, может быть, плохой человек…
На самом деле у «Тревожных людей» был очень жирный шанс скатиться в пошлую приторность и плоскую сентиментальность. Если бы историей с неудавшимся ограблением банка и захватом заложников всё и ограничилось. Если бы главный посыл был: «Смотрите, какие хорошие люди скрываются за этими неприятными масками, вот они растрогались, объединились и сделали доброе дело, добро всегда побеждает зло и т. д.»
Но здесь две истории. Вторая — трагически короткая история про мост — случилась за десять лет до и на первый взгляд не связана с нынешней ничем, кроме пары персонажей. Да ещё того, что про неё в этом маленьком городе все слышали. И всё же нам постоянно намекают, что связь самая прямая. Что все герои стоят, а вернее, вообще все мы стоим на этом мосту, просто кто-то дальше от края, а кто-то ближе. Что мы сами можем не заметить, когда жизнь подтащит нас к парапету и заставит прыгнуть. Что, как бы мы ни открещивались от мысли, что могли бы сделать какую-нибудь глупость вроде ограбления банка или прыжка с огромной высоты — на самом деле от человека, который вот-вот перечеркнёт всё и погубит себя, нас не отделяет ничего, кроме маленького расстояния. И одной «очень плохой идеи», которая может посетить каждого.
И это уже не сладенькая сказка о том, какие все добрые. Это предостережение. Сейчас всё закончилось хорошо, а вот десять лет назад — нет. И всё зависит только от тебя. От того, захочешь ли ты шагнуть следом, протянуть руку и удержать, оттащить, хотя бы просто сказать: «Не делайте глупостей». И захочет ли этого кто-то другой, когда на краю будешь стоять уже ты.
Zellenitell, 16 февраля 2023 г.
Бакман — мастер характеров. Здесь их с добрый десяток, и они все разные, хотя нельзя сказать, что некоторые из них насквозь оригинальные и не были позаимствованы у того же «Уве».
Бакман крепкий семьянин, живущий с женой (женского пола!) и детьми в Стокгольме, и, как мне кажется, сей факт не случайно подчеркивается в каждой биографической справке, а также в посвящениях и благодарностях автора.
«Тревожные люди» — это песнь о любви, во всех ее измерениях. Между мужем и женой, родителей к детям, всех персонажей к своему маленькому городку. И эта любовь толкает их на поступки, которые легли в основу сюжета.
Возможно, мне показалось, но Бакман устами своих героев подвергает откровенной критике сложившийся жизненный уклад. Пусть осторожно, но явно он обличает не только несправедливую финансовую систему (это еще куда ни шло!), но даже (о, боже!) однополые браки. Недаром две подружки-лесбиянки единственные выглядят здесь как откровенные фрики, с непонятным родом занятий и не приносящих, в отличии от остальных, никакой пользы окружающим. Мама одной из них откровенно стебется (вместе с автором) «Как вы решили, кто из вас будет метать икру?»; другой женский персонаж, прожившая счастливую жизнь в браке, аккуратно замечает «Раньше это не было принято, но сейчас такое нормально». Лёд достаточно скользкий, как по мне, для современной западной повесточки, но вполне короткий, чтобы сильно не заострять.
Впрочем, как говорилось выше, это книга о любви. Конечно, написано слишком кинематографично, конечно, по схеме, которую автор тщательно разработал. Но, в конце концов, все культурные произведения создаются по своим схемам. Главное, что «Тревожные люди» это роман о хороших обычных людях, благодаря которым сохраняется вера в человечество.
alisoman, 21 января 2021 г.
«Бля стяще!». Именно так. Из в общем-то рядового сюжета, Бакман сделал абсолютную конфетку. Правда конец... Автор никак не хотел расставаться со своими героями. Это как после хорошей пьянки уже в шапке и валенках не хочется выходить на мороз, и находишь повод выпить ещё и ещё одну рюмку.
Первая глава бьёт точно под дых. И рядовой читатель начинает думать: «Блин, как точно! Вот это же точно про меня! Вот и у меня же точно так же!». Пусть мысли, высказанные автором, не первой свежести, но блюда с ними было приготовлено отменное.
«У каждого свои скелеты в шкафу». И тут — не скелет. Тут — МОСТ. Ведь именно мост является главным героем этого произведения. Именно мост и связывает все сюжетные линии воедино.
Половина книги очень смешная, половина — очень грустная. Жизнь, конечно, дерьмо, но порой можно её как-то сделать лучше. И Бакман продолжает стоять на своём: нет плохих людей. Нет. Они где-то там, в глубине, очень хорошие. Вы просто ещё до этой глубины не докопались! Потому «ярких негодяев» в книге вообще нет.
Что очень удивляет в книге, так это то, что практически ни у кого в книге нет друзей. Нет, серьёзно. Вокруг же нас есть много людей. А у «великолепной восьмёрки» (или сколько их там) просто никого вокруг. Естественно, что они тянутся друг к другу. Естественно, что они хотят помогать тем, кто рядом.
Странно, что книгу до сих пор никто не экранизировал. Очень она «кинемагрофична». При большом желании, можно и сериал на 6-8 серий сделать. Вот с удовольствием посмотрел бы. Честно.
Резюме. Это — первая книга, которую прочитал у автора. Немного наивный взгляд на мир, но это — личное дело автора. Прекрасный выбор для тех, кто хотел почитать что-то серьёзнее очередного детектива. Или для тех, кто решил взять очередной детектив :)
Zlata.24, 9 ноября 2022 г.
Стоит признать, что очень тяжело вчитывалась. Тому виной своеобразный стиль изложения. Автор не затягивает нас в сказку, он преподносит обычную жизнь жителей маленького городка, по крупицам раскрывая суть их проблем. Лишь после того, как читатель проникнется историей каждого героя, увидит те ниточки, что связали их жизни, только тогда сможет оценить по достоинству труд писателя.
Рассуждения о жизни в коротких и точных фразах — бесподобны. Готовые цитаты на все случаи. Поэтому и читалось медленно, порой хватало пяти-десяти страниц в день, чтобы потом еще полдня осмысливать прочитанное.
schastlivaya, 26 декабря 2021 г.
Вот тут я однозначно могу сказать что это «не моя чашка чая». Книга не плоха прям, но она явно написана для людей другого склада, верящих в сказку, любящих добро чтоб аж из ушей (и это я не чтоб обидеть, мне и самой такое иногда хочется, но не тут). А для меня все это чересчур наивно, приправлено карикатурной мудростью автора, водой, герои неинтерсны и все слишком нарочито происходит. Ну или проще — я не смогла поймать при прочтении то самое ощущение сказочности. И тем не менее меня хватило чтоб дочитать, что в целом все же дает книге плюс.
Честно считаю что из этого сюжета можно было достать нечто большее.
Профессор, 18 января 2021 г.
Мы живем в такое время, что уже даже ограбить банк, с целью получения денег, становится невозможным. Я боюсь, что ближайшее время дойдет до того, что в банке вас спросят: «А что такое деньги?».
ГГ потерял свои деньги по той причине, что цитата: «позволил держать пилу идиоту, который сидит на ветке дерева ближе к стволу». В общем-то ГГ оказался тоже идиотом, т.к. позволил держать пилу первому.
У ГГ нет денег, чтобы заплатить за квартиру, и это при том, что работу-то он нашел, но кто сейчас рискнет дать аванс. А сумма нужна всего лишь 6500.
Ограбить банк. Что может быть проще, тем более, когда в руках есть пистолет, а на лице натянута маска.
ГГ собирается совершить преступление, но взять не более чем 6500. Ведь зачем ему больше…
Зайдя в банк в маске и пистолетом, он протягивает кассирше бумажку, на которой выведено 6500 и не уверенно говорит: «всем лежать это ограбление».
А далее начинается абсурд. Кассир банка не понимает розыгрыш это или всерьез преступник решил ограбить безналичный банк.
Отчаявшись преступник захватывает заложников и абсурд продолжается…
«Вы самые плохие заложники, которые могут быть» — произносит преступник.
«Вы самые плохие свидетели, которые могут быть» — произносит полицейский.
Их 8 и они все разные. Они яркие. У каждого есть свои проблемы. Каждый со своими «тараканами» в голове. Но всё же есть и то, что их объединяет…
Бакману удалось раскрыть каждого из них. Это первая книга этого автора, которую я прочитал. Книгу я прочитал за 3 дня, что для меня является быстрым. Бакман отличный рассказчик.
P.S. «Работа полицейского сегодня всего на одну десятую состоит из собственно полицейской работы, а в остальном из описания того, как он её выполняет». К сожалению, это относится к многим профессиям.
rezviy-homiak, 15 января 2021 г.
Бакман не тот писатель, которого мне бы хотелось читать. Его книги хорошо разбирать на цитаты, но в общем они похожи на сборник стереотипного мнения об обществе. Автор хорошо знает, какие темы вызывают наибольший отклик у читателя, знает, на какие болевые точки нужно надавить, чтобы получить тот или иной результат, и пользуется этим. Нужно отдать ему должное, пользуется мягко и ненавязчиво, но меня подобные манипуляции раздражают.
Можно было бы простить Бакману такую игру с читателем, если бы его книги было интересно читать, если бы они несли в себе что-то новое, захватывающее или глубокое. Но нет. Его истории лежат на поверхности, очевидные и общедоступные для всех, кто хотя бы пытался искать и размышлять. Складывается впечатление, что, найдя определенную последовательность построения текста, Бакман использует эту схему от книги к книге, меняя лишь имена персонажей и место действия.
«Тревожные люди» не стали исключением. Прочитав примерно треть, уже можно предугадать, куда повернет сюжет, как будут развиваться события и чем всё закончится. Поэтому с автором я прощаюсь. Три книги достаточно для того, чтобы убедиться окончательно, что это не твоё.
Slow Hamster, 1 августа 2021 г.
Интересная книга, рекомендую к прочтению. На первом восприятии как будто банальный детектив, но по ходу развития сюжета нарастает понимание, что сюжетная линия не играет большой роли, она просто общая канва для раскрытия судеб и характеров героев произведения. И это здорово. Очень нравится, что каждая глава — это кусочек неожиданного открытия и дарит зацепку для продолжения чтения. Честная и искренняя проза о быте, человеческих отношениях, судьбах. Легко читается, и это литература с большой буквы. Возможно автор и не ставит грандиозных задач, но вполне серьезно описывает нюансы нашей жизни.
kagury, 1 февраля 2021 г.
Надо признать, что несколько лет назад, прочитав «Вторую жизнь Уве», я подумала, что Бакман может и неплохой автор, и книга симпатичная, но стиль «наивно, супер» не очень располагает к стремлению продолжить знакомство. Ну и долго пропускала его новые книги, будучи уверенной, что они написаны по тому же шаблону, пока мне не посоветовали «Тревожных людей». В общем, если «Уве» — был простой неторопливой историей без особых заморочек и про «их жизнь», то «Люди» — неожиданно концентрированный и внезапно очень цепляющий роман про современность, хоть и написанный в жанре рождественской сказки.
Пожалуй, в этом его основной минус — такие вещи не особо годятся для перечитывания, но для одного раза он оказался очень хорош. Более того, его хочется цитировать и настойчиво рекомендовать к прочтению.
Хотя автор уверяет читателя, что книжка про идиотов, на самом деле она про ОДИНОЧЕСТВО.
Про одиночество людей, которые до сих пор никак не возьмут в толк, как это так произошло, что они уже взрослые. В общем, наверное, поскольку я и сама такая, мне это все оказалось очень близко.
А мы не готовы быть взрослыми. Нас следовало остановить на ближних подступах.
Сюжет такой. Неудачливый злоумышленник с горя приходит награбить наличных денег в банк, который занимается исключительно безналом. Ну, нам же обещали про идиотов. А потом, сбежав, обнаруживает себя среди кучки людей, которые смотрят квартиру, выставленную для продажи. И у него нет иного выбора, как взять их всех в заложники. Но они оказываются такими же негодными заложниками, как и он — грабителем и захватчиком.
Никто его не послушался.
– Только после того, как нам объяснят, что происходит, – сказал Рогер.
– Вы видели, какой здесь пол? Вот почему люди среднего класса заводят домашних животных: им все равно! – сказала Зара.
– Если я сяду в кресло, мне потом вставать из него двадцать минут! Не буду я никуда ложиться! – сказала Юлия.
Тем временем, у полицейских снаружи свои проблемы.
– Мм? – сказал Джим.
– Ты что, серьезно гуглишь «Что делать при захвате заложников»?
– Типа того.
Джек застонал и, согнувшись, оперся о колени. Проворчал себе под нос, что знает, что именно в скором времени скажет его начальство и начальство его начальства, когда позвонят сюда. Это будут самые ужасные слова, которые только известны Джеку.
– Может, позвоним стокгольмцам и попросим о помощи?
– Разумеется, разве мы когда-нибудь справлялись с чем-то без посторонней помощи? – Джим поднял взгляд на квартиру, где скрывался преступник. Выругался. С чего-то же надо начать, за что зацепиться?
– Папа? – вздохнул наконец Джек.
– Что, сынок? – спросил Джим.
– Что написано в Гугле?
В общем, уже понятно, что нас ждут истории нескольких человек, случайным образом встретившихся на показе квартиры. Что приятно (и ныне редкость в литературе), все они – нормальные адекватные люди. Да, у каждого свои тараканы, но кто может в наше время похвастаться отсутствием насекомых в голове?
Интонации автора скачут от ироничных до проникновенных, не чуждаясь местами явного пафоса, а в промежутках он расшифровывает для читателя все «те слова, что мы не сказали друг другу», хотя всем ясно, что было бы куда проще, если бы сказали. Но ведь мы и правда так делаем.
В общем, внутри есть все, что нужно хорошей книге – интрига, симпатичные персонажи, юмор, отточенные диалоги, размышления о современном мире и счастливый финал.
Стоит ли читать? Да!
Но вот что удивительно. Пока читаешь, книга кажется со всех сторон замечательной, но как только переворачиваешь последнюю страницу, в голове появляется четкая схема того, как это все сделано. Не то, чтобы это портит удовольствие, но несколько разрушает очарование.
И еще, любопытный момент. Все время, пока я ее читала, думала, что на основе этого текста можно сделать шикарную пьесу. Это тот самый случай, когда история словно создана для сцены. Причем, именно для театра, а не для кино.
(под спойлерами спрятаны цитаты из книги)
Ярослав Васильев, 28 апреля 2021 г.
Иногда «странная книга» – это комплимент. Таким он и будет для книги Фредрика Бакмана «Тревожные люди». Реклама этой книги мне недавно попадалась у книгоблогеров, но читать её я не собирался. А потом мне дали её почитать. На бумаге. С рекомендациями. Я пролистал начало, и вроде даже составил отрицательное мнение. Ну забавно, хотя больше похоже на анекдот. Грабитель-неудачник от отчаяния пошёл грабить банк, а когда провалился, убегая от полиции заскочил в первую попавшуюся открытую квартиру ближайшего дама. А так как раз разные люди толпой пришли с риелтором смотреть эту квартиру на предмет покупки. Пришлось брать их в заложники.
Знаете, я не пожалел, что улыбнувшись всё-таки сел читать её дальше, хотя поначалу просто из интереса чем кончится. Ибо это – книга фантасмагория. Не попытка обозвать кривой сюжет «модерном», а самая настоящая, пусть в ней нет ничего фантастического, всё происходит в одном небольшом провинциальном городке Швеции. Ибо начавшись неправильно и в беспорядке, эта история и продолжится такой же чехардой. В квартире будут самые разные люди – самые обычные люди, со своими проблемами, грузом забот и страхами. От молодой семейной пары до средних лет одинокой женщины и даже совсем ветхой старушки. И раз уж нити судьбы совсем вроде бы посторонних людей неожиданно спутались, придётся ткать их дальше, выплетая новый узор на полотне жизни. Заставляя посмотреть на себя и на свою жизнь не по новому – но иначе. Заставляя хоть на минутку стать честным перед собой. Немного – но и немало.
И если начиналось всё как комедия, продолжилась фарсом – очень тёплая история неожиданно получилась к концу. А уж как местные жители снисходительно-высокомерно произносят «стокгольмцы»… так и хочется ответить родным и таким же: «ма-а-асквичи»…
P.S. А перевод Ксении Коваленко – неподражаем.
negativecharge, 21 марта 2021 г.
«Мы состоим из поступков, которые пока не совершили, мы – это наш завтрашний день.»
После «Второй жизни Уве» можно давать Фредрику Бакману много шансов. Рано или поздно что-то понравится. Например, «Тревожные люди». Интересный с самого начала сюжет, неожиданные повороты, знакомство с множеством разнообразных героев... Да одна война Бакмана против финансового капитала чего стоит! Позабавил он меня таким сюрпризом. В наличие и фирменные авторские размышления о жизни, иногда перетекающие в афоризмы.
На этот раз много времени было уделено родительской доле. Как папа со стажем, не мог этого не оценить. У меня в кошельке тоже есть детский рисунок, уже много лет. Там изображены не Мартышка, Лягушка и Лось, но какая разница. Главное, что тебя им наградил ребёнок. Так что прочитал с удовольствием. Но перечитывать вряд ли стану. Сюжетные повороты я уже знаю. Герои очень разные, но их слишком много, чтобы раскрыть их по-настоящему и при этом сохранить интригу до самого конца. Поэтому ради них тоже читать заново не начну. Единственно, если попытаться теперь поймать Бакмана на нестыковках, но это уже какое-то извращённое перечитывание. Лучше дам шанс какой-нибудь другой его книге.
Да, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» мне не понравилась, но ведь «Медвежий угол» и «Здесь была Бритт-Мари» пока лишь начаты, а поспешные выводы уже сделаны. Вернусь потом к какой-нибудь из них.
intuicia, 4 января 2021 г.
Это четвертая книга прочитанная мною у автора. До этого были «Вторая жизнь Уве«и два тома цикла «Бьорнстад». И вот теперь я смело могу сказать, что это совсем другой Бакман. Но другой он только в плане подачи текста — мысли и идеи остались все те же — про людей. Перед нами такой трагикомичный винегрет. И каждый персонаж — это отдельный ингредиент этого блюда.
В романе много интересных и правильных мыслей, про людей, про их одиночество в большом мире, про невыносимую ответственность, про друзей, про близких, про поступки. Но вот подача не всем может зайти. Все эти мысли очень рублено поданы. Где-то они уходят в фарс, где-то наоборот в трагедию. Эдакий смех сквозь слёзы.
Это история совсем не про ограбление банка и не про захват заложников, это история про то как мы все докатились до жизни такой и что нам делать дальше...
И что вы мы уже и так заложники разных обстоятельств...
tapok, 15 декабря 2020 г.
Нелепая история
***
Бакман ворвался в литературу стремительно, напористо и ярко. «Вторая жизнь Уве» — это действительно нечто свежее, светлое, доброе и универсальное. Роман, который может читаться как юмористическая история, так же может читаться в качестве философского очерка из жизни одного стареющего героя. Вот только Фредрик Бакман не остановился на одном роман. Вышли «Бритт-Мари» и «Бабушка». Вышли повести\рассказы. Есть даже две книги про хоккей в шведском захолустье. И после «Уве» всё как-то не так. Как-то плоско, как-то слишком топорно. Либо слишком наивно. К сожалению, «Тревожные люди» тоже стали продолжением поиска ниши.
Итак, сюжетно «Тревожные люди» представляют собой историю одного дня, двух локаций (есть еще несколько локаций, но это уже ретроспектива), десятка персонажей и одного-единственного совершенно неудачного ограбления банка. Короче говоря, сюжетно «Тревожные люди» — полный провал. Если вы захотите прочитать книгу именно как веселую, а точнее трагикомичную историю, то вас непременно ждет разочарование.
Почему так? Ответ прост. В этом романе Бакман совершенно не вложился в сюжет, которого тут едва хватит на повесть. Серьезно. Если срезать «мясо» с романа, то получим короткую повесть, что было бы благом. Бакман решил, что новелла (роман) принесет больше денег, поэтому история, высосанная из пальца, растянута совершенно безыскусно. Бакман сыплет отступлениями, флешбеками, постоянные повторениями. Неужели кого-то удивит, что автор не называет имена героев примерно 1\5 книги? Это могло бы удивить, будь так всю книгу. Можно было бы сослаться на снижение акцента на вешних моментах и на заострение внимания на жизненных перипетиях. Но это не так. В романе полно воды, которая совершенно не нужна. Речь даже не о лирических отступлениях (=псевдофилософии), а о таких моментах, как, например, прошлое Зары. Ее разговор с психологом, которая имеет ниточку к копу – к чему это? Это не «Шаги по стеклу». Это не великолепный фильм «Столкновение», где сюжетки в конце сплетаются так, что мимо Оскара пройти совсем трудно. В итоге роман полностью состоит из совершенного лишнего мяса, скучного и пресного. Юмор бакмановский, но его так мало, что он не спасает положение. Персонажи? Они не вызывают особого переживания. Все они какие-то среднестатистичные. Не сказать бы, что совсем плоские. Отношения «отец-сын» выглядят неплохо. «Роман» Эстель – мило. Использование «кролика» Анной-Леной – забавно. Но не более того. Ну а пара лесбиянок – это очередной маркер толерастии, которую пихают везде и всюду.
Но есть ли в книге что-то хорошее? Лирический фон – это здорово. Герои собираются вместе, пытаются решить проблемы совершенно чужого человека. Вот это радует. Это наполняет книгу толикой света и доброты. Но положение не спасает. Еще плюс – читается быстро и легко. Скорее всего, забудется так же быстро и легко, а не как «Вторая жизнь Уве».
Заключение: Бакман продолжает искать свою целевую аудиторию. С одной стороны, эксперименты – здорово, без них не выйти за рамки. С другой стороны, Бакмана нельзя назвать тенденциозным писателем, его почерк пока что можно составить из «лирики, иронии, простых историй». Этого мало, чтобы стремиться разрывать свою же клетку. Пока что все последующие за «Уве» книги выглядят всё слабее и слабее предыдущих. А жаль. Казалось, что Фредрик Бакман – глоток свежего воздуха.
6 еле дыщащих тревожных людей из 10.
Wolf94, 1 декабря 2020 г.
Трудно подобрать слова, если всё, что ты хочешь сказать, умещается в одной фразе: «Я вижу, что тебе больно».
Ладно, пора признать, что это было странно. Странно до такой степени, что прослушала книгу за день. Странно, что спустя несколько дней не могу нормально сформулировать мысли. Странно, что не было никаких особых эмоций, что «до», что «после». Это очень нетипично для моего отношения к Бакману...
«Тревожные люди» — роман, как абстрактная картина. Тут мазок, тут волна, вроде и про людей, но пока разберешься, что к чему, котелок начнет кипеть. Почти половину книги я сидела, как в зале ожидания. Суматошная беготня, какие-то урывки разговора, а ты пытаешься собрать картину — историю в единый пазл.
Все, что нам надо знать, изложено в аннотации. Но ведь всегда интересно, почему все сложилось так, а не иначе. Вот читателю и придется распутать этот клубок на протяжение 416 страниц. Интересно или нет? Не знаю!
Весь роман напоминает арт-хаусовскую ленту. Изящная, отшлифованная, а ты далекий от всего этого))) Проблема в том, что в произошедшее верится с трудом, но ведь так хочется какой-нибудь теплой, доброй сказки накануне нового года) Пускай моя душа осталась равнодушна, то есть ни слез, ни переживаний, но согревающее тепло все равно разлилось по жилам и уже не сидишь угрюмым Гринчем)))