Джек Вэнс «Хроники Кэдвалла»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный
- Возраст читателя: Любой
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Сфера Гаеан»
- /языки:
- русский (10), английский (1)
- /тип:
- книги (7), самиздат (2), цифровое (2)
- /перевод:
- А. Арсентьева (1), С. Буренин (1), А. Фет (8)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Marisolb, 3 апреля 2024 г.
Если честно, до сих пор не понимаю, зачем я прочитала эти книги и для кого они написаны. Детективная составляющая посредственна и угадывается к середине первой книги. Я до последнего ждала неожиданного сюжетного поворота… не дождалась. Не произошло этого ни во второй книге, ни в третьей.
Повествование ровное и спокойное как морская гладь в полный штиль. Если с положительными героями случается какая-то неприятность, она буквально два-три абзаца спустя разрешается исключительно в их пользу. Антагонисты комичны в своем амплуа – они все злые и надменные, от одного грозного взгляда правосудия как на духу выкладывают подковерные интриги и вообще крайне словоохотливы до раскрытия своих зловещих планов.
А правосудие по Вэнсу – это два выстрела в грудь и контрольный в голову любому, кто косо посмотрел или что-то не то сказал в адрес героя. Достаточно одного слова ГГ и ружо правосудия не даст осечки, ведь герой не может ошибаться или не так истолковать смысл сказанного. Если честно, не хотела бы я жить в таком мире. Если подобными сюжетными вывертами автор пытался в сатиру, то, видимо, плохо пытался, я ее не увидела.
Пожалуй, впервые я испытала испанский стыд от чтения книги, как от просмотра второсортной комедии. Автору удалось вызвать у меня приступ стыда, когда дело касалась клуба «Бесстрашных львов». Вэнс писал первую книгу цикла, когда ему было за 70, вероятно, отсюда проистекает абсолютное непонимание им молодежи, ее желаний, стремлений и настроений.
События цикла происходят в далеком будущем, отстоящем от текущей реальности на тысячи лет. Но люди, бороздя просторы Вселенной, продолжают писать друг другу бумажные письма, ходить в библиотеки за книгами, читать газеты, звонить из телефонных будок на улице, единственное до чего они додумались – стационарная телефонная видеосвязь. Подобное можно простить раннему Азимову, но Вэнс писал этот цикл в конце 80-х начале 90-х, интернет и сотовая связь, хоть в зародыше, но уже существовали. Фантастичного в цикле лишь развитие событий на разных планетах. При этом люди путешествуют между планетами, в разные галактики, но как именно они это делают (червоточины/подпространство/сверхсветовые скорости) не сказано. В обед герой садится на корабль на одной планете, и некоторое непродолжительное время спустя выходит на другой планете к ужину. Потрясающе, всегда бы так (сарказм).
В целом, получается, что реалии периода своей молодости Вэнс перенес на тысячи лет вперед, раскидал по Вселенной, но ничего не предпринял для того, чтобы пофантазировать на тему технического прогресса или взаимоотношений инопланетных рас. Даже спустя тысячи лет люди готовы грызть друг другу глотки за планету на задворках Вселенной, при этом, в чем ценность этого куска камня в космосе, пусть и красивого, и чем обоснована такая грызня при наличии множества иных миров не ясно. Автор не раз упоминал, что планета — заповедник, но ничего заповедного в ней я не увидела (получился не заповедник, а зоопарк какой-то). Без потери сути повествования все действие цикла могло бы происходить на Земле вчера или завтра. Потому-то во все происходящее в книгах верится слабо.
Как итог, это никакая НФ, это очень слабый детектив, это посредственная социальная фантастика, завязанная на вечном противостоянии аристократии (коей автор явно импонирует) с ее тяготением к многовековым устоям и пролетариата, представленного здесь новаторами, революционерами, реформаторами, в чем, собственно, ничего фантастичного нет. Я не бросила цикл на середине, дочитала, что уже неплохо. И все же чувство зря потраченных вечеров не покидало меня довольно долго.
primorec, 24 июня 2015 г.
Открою вам страшную тайну: я не верю в демократию. Точнее не верю в то, что в нашей реальности преподносят нам, как демократию. Будучи человеком уже пожилым и, благодаря профессии, достаточно циничным, не могу не видеть, что повсюду наблюдается примерно одно и то же: 10 процентов элиты, практически не сменяемой и допущенной к управлению, действует исключительно в своих интересах. И никак не в интересах того самого большинства, которое может и на что повлиять, так только на цвет забора в своем микрорайоне.
При этом я твердо знаю: управление — это способности, которыми не каждый обладает. Их можно развить, их можно укрепить опытом и тренировками, но научить управлять государством кухарку, которая не может навести порядок на своем рабочем месте, нельзя ни при каких условиях. Что же касается тех немногих по-настоящему талантливых управленцев, то, может, кто из них и приходит во власть с благими намерениями, но у элиты свои жесткие законы, в перечень которых не входят альтруизм и милосердие. Вкусный и жирный пирог поделен давно, и новые рты на этом празднике жизни не приветствуются.
Потому, когда где-то кто-то начинает громко кричать «дайте нам власть, мы все исправим» и «мы защитим ваши интересы», мой природный инстинкт подсказывает, что подросло новое поколение, которое требует своего места у праздничного стола власти. И хотя я не являюсь ретроградом, инстинкт. привитый в 90-е, говорит мне, чем все закончится: те самые 10 проц будут жить еще лучше, а 90 проц, к которым, к сожалению, отношусь и я, еще хуже. Отнимут даже ту маленькую и черствую крошечку пирога, которая досталась мне после тяжких трудов.
И это не пустой треп: все написанное напрямую связано с циклом «Хроники Кэдвалла», сюжет которого со всеми путешествиями, приключениями, долгими описаниями и даже мельчайшими деталями, вертится вокруг Управления и Власти. На планете Кэдвалл долгое время сохраняется система управления, основанная на жесткой иерархии космической станции, разделении обязанностей и клановости, регулируемая древней Хартией. Это стабильное, неизменное и крайне консервативное общество, существовавшее бы в этом виде и далее, если бы на исторической сцене не появился дестабилизирующий фактор в виде полной анархии йипи.
Мы попадаем в тот момент истории планеты, когда перемены уже назрели. Подросло поколение, которое жаждет своего куска от пирога Власти, используя для достижения своих целей описанный выше механизм. И понятно, что за громкими фразами о свободе, равных правах. демократии и процветании кроется все то же вечное желание самим войти в состав правящей элиты. И если не получится это сделать мирно, то и в ход идут убийства, мошенничество, воровство.
Тут Вэнс целиком и полностью на стороне старой элиты, аристократии, пусть он и не называет ее так напрямую. И с помощью увлекательного повествования с приключениями, погонями, расследованиями и главное- с яркой демонстрацией различных обществ, реализующих самые бредовые социальные эксперименты или запредельный консерватизм, перетаскивает на свою сторону читателя, будь он даже «твердым» демократом и либералом. Он иронизирует, насмешничает, выворачивает изнанку помыслов и идей, так что поневоле становишься на сторону аристократов станции Араминта с их стремлением к стабильности и порядку.
В итоге «хорошие парни» побеждают, аристократия Кэдвалла из статуса «де-факто» переходит в статус «де-юре». Но и тут Вэнс не успокаивается, опять тревожит вопросами. «Но где именно благоденствие и спокойствие переходит в летаргию? Когда летаргия превращается в лень? В чем высшие доблести? Где романтика? Достижения? Приключения? Слава? Героизм?»
Есть и еще одна деталь. Правовая система, которую реализуют «положительные» герои. Система суровая, жесткая, скорая на расправу, где практически за любое серьезное преступление есть единственное наказание — смерть, а самыми мягкими наказаниями становятся каторга или вечное изгнание. Ничего не поделаешь: такое обязательное и бесплатное приложение к покою и безопасности аристократического правления.
Что же, Кэдваллу несказанно повезло, что его аристократы оказались поголовно честны, социально ответственны, справедливы, благородны и преданы идеалам, как легендарные рыцари. Но тут сразу вспоминаешь: Вэнс- фантаст, и в жизни так не бывает. К сожалению.