Джек Вэнс «Планета приключений»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ракета, посланная неведомым врагом, сбивает земной звездолёт, и отважный разведчик Адам Тан попадает на таинственную планету Тскей, где обосновались пять инопланетных рас. Зеленокожие варвары-кочевники, таинственные подземные обитатели, люди-амфибии — кого тут только нет. И все эти народы ведут бесконечную войну, используя людей как рабов. Но землянин непременно хочет освободить всех людей Тскея и вырваться с планеты приключений. В поисках подходящего космического корабля ему не раз придётся пересечь просторы необычной планеты, побывать в экзотических странах с диковинным укладом жизни. Невероятные звери, древние города, придворные интриги — через всё доведётся пройти отважному искателю приключений. Тайны Тскея ждут бесстрашного землянина...
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Научная фантастика - Роман (США; тетралогия) |
- /языки:
- русский (14), английский (11), итальянский (4)
- /тип:
- книги (27), цифровое (2)
- /перевод:
- Б. Д. Фраттина (4), О. Дрождин (1), А. Тишинин (1), А. Фет (10), Р. Шидфар (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zheckus, 9 ноября 2024 г.
Одно из любимейших произведений. Регулярно перечитываю, с удовольствием погружаясь в созданный Вэнсом мир.
В далеком 1995 году попалась мне эта книжка с вырвиглазной суперобложкой (тогда было модно иллюстрировать фантастику абстракцией, одно собрание сочинений Стругацких издательства «Текст» чего стоит) и странным названием «Планета призрак». С тех пор и питаю теплые чувства, перечитал все возможные переводы, даже осилил аудиокнигу в оригинале (чтобы наконец понять, как же правильно звучат имена и названия инопланетных рас). До «Планеты» было читано много, еще больше прочитал после, но только к ней постоянно возвращаюсь, чтобы снова почувствовать то щемящее чувство восторга от соприкосновения с чем-то невероятным и загадочным. Такой и должна быть фантастика.
Я смиряюсь с ляпами, клише и штампами полувековой давности. Да и чего ждать от книги, которая так и называется – «Планета приключений». Это своеобразный аттракцион с классическим скорее для фэнтези непобедимым и неуязвимым главным героем, великолепно отыгранную роль которого автор предлагает разделить читателю. Да, это нелепый мир с единой валютой и общим языком, невозможным балансом сил нескольких могущественных инопланетных рас, но как же здорово Вэнс его прописал – инопланетян, бесконечное множество человеческих гибридов, флору и фауну загадочного древнего Тчая. Даже корявые переводы не смогли «убить» атмосферу тайны и великолепия, в которую я погружаюсь во время чтения и будто вижу все своими глазами, ощущаю запахи, осязаю прикосновения. Мне не нужен ответ на вопрос – зачем освоившим космические перелеты инопланетянам разных рас безвылазно сидеть на захудалой планете и терпеть друг друга. Я закрываю глаза на экономику этой планеты с дико растущей (буквально!) валютой в виде клубней кристаллов. Я игнорирую социальное устройство общества людей, веками угнетаемых инопланетянами и только с появлением нашего главного героя «открывающих глаза». Я просто читаю и наслаждаюсь приключениями Адама Рейта, который гарантированно преодолеет все препятствия, распутает все козни, подберет отмычку к любой тайне, накажет негодяев, обнадежит упавшего духом, очарует самую красивую женщину и обретет верных друзей. Отличный получился у Джека Вэнса аттракцион!
elias68, 23 июня 2021 г.
Коммерческая приключенческая фантастика весьма среднего уровня, примечательная разве что своим неимоверным объемом.
Не перестаю удивляться, как можно сочинять какие-то пухлые тома о других планетах, где фантазия автора теоретически не ограничена вообще ничем, если по увлекательности они и близко не достигают уровня приключенческих романов о нашей планете. Хаггард вам напишет о Южной Африке так, как никакому Вэнсу с его натужной инопланетной приключенщиной и не снилось. Это я, если что, не сам жанр научной фантастики критикую, а порочный подход иных фантастов к делу.
Вот взять к примеру данную эпопею. Идея сама по себе многообещающа: герой попадает на некую планету, населенную десятками различных этносов и рас, некоторые из которых происходят из других миров, и на этом фоне совершает квест.
Урсуле Ле Гуин достаточно пары-тройки рас, чтобы создать шедевр этнофантастики, Маку Рейнольдсу вообще одной достаточно, чтобы создать социальную фантастику высочайшего класса. При этом у обоих всегда находится место действительно интересным приключениям. А вот у Вэнса все это заявленное поначалу несусветное богатство оказывается растраченным впустую. В процессе чтения меня не покидало ощущение, что я попросту читаю весьма посредственный роман о какой-то пестрой в этническом плане земной стране, вроде Афганистана, причем написанный автором, который там никогда не был, настолько примитивной выглядит проработка Вэнсом всего, что касается этнографической стороны. Очевидно, что количество здесь на корню задушило качество. Все фантастические расы получились удивительно трафаретными и безликими, и кроме внешности мало чем отличающимися друг от друга. Даже язык у них всех, за единственным исключением, один, это не говоря про общую валюту и земные единицы измерения длины и времени, что в данном контексте вообще нонсенс. Да и весь прочий антураж выглядит каким-то уж чересчур земным, дальше вскользь упоминаемых фантастических животных, в которых автор для проформы преобразил соответствующие земные существа, фантазия автора не идет. Проработка социальной составляющей тоже весьма поверхностна и оставляет желать лучшего.
Что касается фабулы, то она больше напоминает сценарий заурядной компьютерной игры-бродилки, где герою для достижения заветной цели нужно преодолеть всевозможные препятствия, набор которых стандартен.
При этом, если первые две части еще как-то в состоянии держать интерес читателя, то в третьей наступает неожиданный провал и фантастическая составляющая сходит в ней практически на нет. Три четверти этой «серии» составляет неимоверно раздражающая своим однообразием торговля главного героя с жуликом-подрядчиком по поводу строительства космического корабля, при этом постоянно озвучиваемые персонажами колоссальные суммы девальвируют всякий интерес к финансовой стороне вопроса.
Завершающая же часть, вроде бы претендующая на то, чтобы наряду с первой, стать более-менее интересной, очень сильно проигрывает именно из-за провальной предыдущей «серии». Потеряв благодаря ей всякий интерес к роману, концовку дочитывал уже, что называется, на автомате, просто, чтобы не бросать книгу.
Желая подвести итог, долго раздумывал, что бы найти хорошего в данном произведении и ничего, кроме приличного перевода Рамина Шидфара, не смог придумать. Даже, если рассматривать данный опус чисто, как приключенческое фантастическое произведение, то оно не выдерживает никакого сравнения, например, с лучшими романами из бесконечного сериала Эдвина Табба о приключениях Эрла Дюмареста с Терры — пусть и не шедевром, но действительно добротным образчиком коммерческой фантастики. Что же касается самого Вэнса, то у него есть приличное количество произведений малой формы, которые на голову выше данной книги и, в отличие от нее, однозначно заслуживают прочтения.
URRRiy, 26 октября 2019 г.
Эпопея «Планета приключений» — одна из наиболее известных и популярных вещей Джека Вэнса. Действительно, и планета, и приключения присутствуют, а главный герой — разведчик с Земли Адам Рейш — как и положено — герой во всех смыслах. Впрочем, об этом читатель узнает сразу, от его безвременно почивших сотоварищей, поэтому особых упрёков автору в «мэрисьюшности» выдвигать не имеет смысла. Разведчик — это элита, а «местные» — это наоборот, в большинстве разобщенные и выродившиеся потомки многочисленных рас, народов и их гибридов. Соответственно, несмотря на всю сложность ситуации — одних инопланетных рас как минимум шесть: три вида часчей, дирдиры, вонки и коренные обитатели Тсчаи — пнумы, все опередившие в техническом плане человечество, Адам понятно последовательно берет верх над каждой из цивилизаций. Попутно нахлобучивая и разного рода потомков рода людского, контрабандным путем оказавшихся на этой планете.
Следует отметить, что настрой романа очень позитивный. Побеждает Адам отнюдь не из-за супермачизма, а наоборот — с помощью умения понять мотивы как людей, так и иноприлетян, причем бескорыстно (стремление добыть космический корабль идёт попутным грузом) помогает людям освободиться от тирании как пришельцев, так и собственных угнетателей. Поучителен пример с городком, где кучка разбойников в полтора десятка голов держала в страхе несколько тысяч жителей — Адам конечно навел шороху, но прежде всего объединил людей на защиту их собственных интересов. В общем заставил местных «бендеровцев» ответить за местный Севастополь.
С другой стороны, в каждой части эпопеи у Адама новая Ева, и как настоящий рыцарь, девушек он не просто соблазняет, а мимоходом освобождает от местных вариантов «драконов», что безусловно очень достойный вариант завоевания девичьих сердец.
В общем и целом, отличная развлекательная вещь, и описания, и юмор, и социумы, и поведенческие характеристики чужих (например у дирдиров это ритуальная охота и пожирание людей) вплоть до судебной системы — все есть, и все изложено великолепно.
Рекомендую.
IvanAnatolevich, 22 ноября 2018 г.
Книга интересная, сюжет затягивает с самого начала. Сама вселенная планеты Чай очень многообразна. И это же многообразие путает.
Главный герой — это эталон того времени — красив и обаятелен, силен и искусен, умен и эрудирован, и еще у него видимо регенерация Рассамахи.
Гроза сердец всех красивых девушек чая, и здоровья всех его оппонентов.
Как разведчик, сбором информации занимается тогда когда это тупо под ноги упадет.
Единая валюта Чая — секвины. Они ни как не контролируются, нет инфляции — ничего. А ведь на планете 4 хорошо развитых расы.
Расы которые от межпланетных и межгалактических перелетов деградировали настолько, что обычные планеры разваливаются в полете... Но при этом умудрились уничтожить корабль ГГ.
Отсюда основная мотивация: дирдиров, вонков, пнумов и кешей непонятна.
primorec, 9 августа 2015 г.
Итак, Свет зажгли, включили Компьютер, нажали на клавишу «Начать игру». И сразу же, без долгой раскачки, предисловий, долгих описаний, что да как, ничего не узнав и не ознакомившись с правилами/кто их вообще читает?/, Приключение начинается. Стареющая звезда Карина 4269 высвечивает для нас свою единственную планету, на которой нам придется провести изрядное время. «Это было типичное небесное тело класса К-2, однако людям, наблюдавшим его с борта «Эксплоратора IV», оно казалось таинственным и загадочным».
Все, как и положено, в нормальной Игре: герой открывает глаза, кругом враги, все чужое и незнакомое, правила придется узнавать по ходу дела, путем проб и ошибок нащупывать правильные тактику и стратегию. Одна беда, «сохранение» не предусмотрено, дополнительные жизни не положены, волшебных эликсиров здоровья не предлагают, остановить время и вернуться на шаг назад нельзя. Но, как и должно, на начальных уровнях, враги здесь пока не очень умелы, задания не сложны, улов навыков, умений и артефактов богат, что позволяет быстро и без особых усилий «прокачивать» героя до нужного статуса. Да и сам сюжет предполагает некоторые поблажки: чудесные спасения, счастливые обстоятельства или незнакомцы, которых на криминальном Чае вдруг поражает вирус благотворительности и милосердия, причем — в тяжелой форме, от чего они всячески помогают герою совершать подвиги и добиваться непонятной для них цели.
И так — от уровня к уровню, главы Большой Игры, в каждой из которых необходимо повышать уровень героя, выполняя небольшие квесты, приносящие неизменные очки и артефакты. А это предполагает большое количество путешествий — пешком, верхом, по воздуху и воде, просто огромное разнообразие пейзажей и не менее огромное число участников, как тех, кому необходимо сразу снести голову, так и тех, с кем перед этим надо еще и поговорить. Придется побегать по миру, доставая нужные «артефакты» и средства, решать загадки, спасать девиц и по ходу изменять мироустройство. Т.е. делать все то, что обычно делается в нормальной компьютерной игре.
Приключение ради самого Приключения, где самое главное — действие, событие и движение. Этакий калейдоскоп, где все фрагменты находятся в постоянном движении, а наша задача, как читателей, оценить красоту сложившихся узоров из придуманных и продуманных автором деталей.
Поворот: город кешей, варвары и караваны торговцев. Поворот: морские пираты, замки вонков и запутанные традиции Ката. Еще раз: стеклянный город дирдиров и безумная охота сошедших с экранов Хищников. Последний: блуждание в темноте подземелий пнумов и несложные квесты, реализующие упущенные в трех предыдущих частях возможности сюжета. Плюс к этому огромное количество более мелких деталей, подробностей, красочных описаний — разноцветная мозаика, от которой рябит в глазах.
При этом Вэнс читателя не обманывает, не заманивает и не дает ложных надежд. Планета Приключений. Поймите буквально и примите происходящее, как должное. Просто замечательно, лежа на диване, глотнуть настойку чистого Приключения, без примесей заумных рассуждений о всеобщем Добре и Зле, проблемах мироздания и прочих философских или социальных штучек.
Вот только одна беда, и она приключилась лично со мной: я еще ни разу не доиграла в квесте до финальной битвы. Стара я: необходимость только бегать, прыгать, спасать девиц и мир в целом, быстро меня утомляет. Всему свое время, наверное.
Есть одна цитата из не очень мною любимого «Танцора Января», которая, по моему, наиболее верно описывает «Планету Приключений». «Ты говорил, существует три пути, которыми можно дойти до конца, и пока ты упомянул только окончание и доведение до совершенства. Какой третий путь? История ведь несовершенна! Не хватает слишком многих деталей!
— Третий путь — это цель.
— Ты имеешь в виду — история должна достичь своей цели, то есть морали?
— Нет, просто цель рассказчика может состоять в том, чтобы поведать историю»/Майкл Флинн, «Танцор Января»/».
Вот так. Просто история: начинается, продолжается, заканчивается. Открыли книгу — Приключение началось, закрыли книгу — Приключение окончилось, игра завершилась, Свет погас. И все: «Планета стала круглой, превратилась в серо-коричневый мяч и вскоре исчезла, как исчезает дурной сон».
Грант, 15 марта 2018 г.
Впроде бы типичная «бродилка», но разнообразие рас, обычаев, местностей и живности впечатляет. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но похоже, что у Вэнса это отличительная черта (вспоминается его блестящий рассказ «Возвращение людей»). И да, полуоткрытая концовка, так сказать, оставляет странное впечатление.
k2007, 5 февраля 2018 г.
Хороший, крепкий приключенческий роман про землянина на далекой планете с кучей инопланетных рас и такой же кучей человеческих культур. Наш герой знакомится с жизнью четырех из этих инопланетных сообществ в поисках средства покинуть планету.
В целом приключения героя достаточно неплохи, но второй раз читать роман я не буду
osipdark, 13 сентября 2015 г.
Мое первое знакомство с Вэнсом, но сказать, что оно было потрясающим — не в силах.
Роман-эпопея «Тшай» представляет собой жизнеописание человека с Земли, попавшего после гибели своей экспедиции к этой планете на нее. Тут ему приходится пройти различные испытания хотя бы для того, чтобы просто выжить, а потом уже занять хоть какое-то положение в мире-симбиозе нескольких инопланетных цивилизаций.
Как раз именно мир, проработанная Вселенная, четыре инопланетные цивилизации и их люди-слуги — самая главная заслуга автора и то, что вытягивает роман за порог «фантастического середнячка». Сама идея планеты Тшай, дирдиры, венки и другие, и человеческие создания, разделенные на «закрепощенных» инопланетянами и их культурой и свободных варваров, забывшие свою Родину — все это меня очень порадовало в книге. Единственный, разве что, минус, по моему мнению, лишь один —
Сюжет же четырех романов-частей, шаблонный главный герой-«робинзон-на все руки мастер», шаблонные его действия и четыре его любви в каждой новой главе эпопеи элементарно надоедают. Слишком много штампов.
Но как приключалово не самого низкого уровня, да еще и с интересным миром — самое то.
Kersell, 18 января 2016 г.
Цикл однозначно не понравился. Изначально искал Лионесс и в процессе поиска решил прочитать Планету приключений. Стандартное героическое фэнтези, с туповатым шаблонным качком героем — таких пруд-пруди.
Алексус, 27 апреля 2016 г.
Чрезвычайно интересная книга! Сюжет затягивает, как трясина, развивается динамично. Художественные образы, описания героев, мест действия и событий весьма талантливы. Мысли главного героя логичны и своевременны. Идея романа, — провести космического разведчика через разнообразные страны и приключения, — довольно четкая. Фантазия автора необыкновенно богата, о чем свидетельствуют придуманные им страны, народы и традиции. Антироссийская или антисоветская пропаганда отсутствует. На мой взгляд, любителям фантастики стоит прочитать «Планету приключений» в первую очередь.
griffiny, 26 февраля 2010 г.
Одна из немногих книг которую перечитывал более пяти раз. Что же делает, для меня ее настолько привлекательной? Да многое... Во первых — фантазия автора. Мало можна насчитать произведений где встречается столько оригинальных идей. Сложный и продуманый мир, полный тайн и загадок, и не надейтесь что вам откроют их все... На счет персонажей хочу отметить одну особенность. Кроме того что они уникальны могу добавить, что очень интересно наблюдать за тем как меняется мировозрение Анахо и Треза под влиянием Рейта. Сюжет непредсказуем, затягивает и не отпускает до последней страницы.
Из минусов, которые впрочем не влияют на впечатления от книги, отмечу «инфляцию» местной валюты — секвинов. Если в начале книги автор описывает не очень высокие цены, то к концу платить героям приходится намного больше. И второе — простой язык повествования. Вдно что автор не очень старался «перегружать» роман высоколитературными оборотами. В то же врямя все описано очень хорошо, ровно на столько чтобы у читателя возник полный образ. Одним словом, ударение ставилось на действие, а не на изысканность изложения. Но это в какой-то мере плюс, так как читается книга «на раз».
tkatchev, 6 ноября 2010 г.
Скучная квест-бродилка в стиле какой-нибудь унылой RPG-гамы. Даже с учетом года издания неудачная вещь.
Keykeeper, 12 сентября 2007 г.
Не очень приятно читать. Короткие фразы, описания — только имеющие непосредственное значение для действия, мысли — то же самое. Действие, действие, действие — как будто перед читателем не книга, а хроники дэнжена. Сложный, запутанный мир — и мы в конце знаем о нём практически столько же, сколько в начале. Это типично для Вэнса. Главгерой непонятен. Пускай его основная цель — вырваться с планеты, но ведь не для того лишь, чтобы побыстрее убечь домой. Он же профессиональный разведчик! А сведения его не интересуют. Он постигает что-то новое только если это новое встаёт у него на пути. Если же нет — то и чёрт с ним. Что это за разведчик такой, если он бежит домой практически с пустыми руками? Но несмотря ни на что, Вэнс пишет занятно, это у него не отнимешь.
nikn, 6 февраля 2009 г.
Очень понравилась эта книга. Создан такой динамичный мир, интересные особенности каждой расы. Сюжет не новый — герой случайно попадает в неизведанный мир с одним желанием вернуться домой, но не смотря на это описание путешествий захватывают. Легкая книга для отличного отдыха.