Р. Скотт Бэккер «Око Судии»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Философское | Психологическое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Мессия | Спасение мира | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Долгожданное возвращение во вселенную «Князя пустоты«!
Действие новой трилогии Р.С. Бэккера начинается спустя 20 лет после событий, произошедших в «Падении Святого города». Всевидящий Аспект-император Келлхус ведет вторую войну, Великую Ордалию, против Консульта. И если армия аспект-императора победоносно продвигается на мили вперед, покоряя некогда гордые народы, то за спиной у Келлхуса все не так радужно.
В столице зреет заговор, цель которого — лишить Аспект-императора власти. Жрицы богини Ятвер ждут Воина Доброй Удачи, который согласно пророчеству должен уничтожить Келлхуса. Изгнанный колдун Ахкеймион и Мимара, ведьма с Оком Судии, пускаются в опасное путешествие, чтобы узнать истинную природу аспект-императора.
Входит в:
— цикл «Второй Апокалипсис» > роман-эпопею «Аспект-Император»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
EvilCritic, 24 июля 2018 г.
Не знаю, что и кто тут находит для себя в этом бесконечном потоке философствования, словоблудия и постоянного разного рода сравнений со всем, что вообще можно и нельзя сравнить в этой жизни, а уж тем более пытаться себе это представить, но лично для меня — читателя, который пришел в надежде на интересную историю — это было как увязнуть в торфяном болоте неистовой «гениальной» мысли автора и в итоге потонуть в череде бессмысленных слов. Количества постоянных сравнений, чего-то с чем-то, разных аллегорий и метафор, да ещё по поводу и без, наверно превышают 50% всей книги, ведь автор постоянно и безмерно много приводит различные рода сопоставления и аналогий. Дальше идёт трёп каких-то бредовых умозаключений героев типа: «чрезмерная щедрость – признак жадности», и я вам не вру, вот это самое было в книге и вот такими нелогичными фразами буквально истыкана вся книга, тут можно хоть до завтра перечислять все подобные несуразицы и нелепицы.
Хочу сказать — это вторая моя попытка снова подружиться с этим одарённым автором и его будоражащего своим неисчислимым потоком неоспоримой истины, как сама вселенная, высокоинтеллектуальным произведением. Ладно, хрен с ней с оценкой, тут я ещё понимаю, люди хотят показаться «не быдло» и ставят таким просветляющим писаниям супер 9 или 10, отчего рейтингам я верит давно перестал, но блин отзывы к ним — это тихий ужас, вот где надо действительно вызывать святую инквизицию или экзорцистов. Я сам могу часами, если понадобиться, буквально из пустого места выводить разные травильные, а иной раз глубокомысленные суждения ни о чём, точно как автор упивается словоблудием без смысла и сюжетных сдвигов, но к сожалению я не так популярен как он. Другое дело когда тебя печатают большими тиражами, а после обсуждают с умным видом, ведь тут надо показать какой ты знаток «нетакойкаквсе(!)» тёмной фэнтезийки, глубокой по смыслу как Марианская впадина, указывая при этом как точно автор смог описать героев и все их тонкие натуры в грандиозном созданном им мире. Всё это естественно с дико напыщенным видом, прям как здешние отзывы, да и как мои в частности, ведь все мы грешны, а грешники — самые чистые и святые в своей честности.(Сам придумал, взяв стиль автора. Что это значит — не знаю, но зато как звучит...)
Как итог: Лично я к прочтению не советую и посему данное творение отправляется в топку.
Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
cianid, 6 мая 2023 г.
«Не могу молчать!»)) Это будет отзыв фактически о 2х книгах, бо у меня не хватит морально-психологических ресурсов написать два отзыва, к тому же, мало чем отличающихся по содержанию. Почти 14ть лет прошло с тех пор, как я прочел Воина-пророка. Теперь вот вдруг вспомнил о Бэккере и решил проглотить Тысячекратную Мысль и Око Судии. В общем, как и в те далекие годы, меня не оставляет ощущение экстремальной избыточности этого опуса.
Вовсе не нереалистичность происходящего, месседжи великому и ужасному духу Толкина, софистические авторские размышления и эпиграфы в тексте, меня огорчили. И тем паче вовсе не насилие там и сям, фаллизм-символизм и проникнутые полуплатоническим гомоэротизмом бэккеровские живописания, на которые в отзывах уже жаловались, вызывали мое раздражение. Нет. В конце концов, тот, кто ждал от вывески «Темное Фэнтези» розовых михрюток и диснеевских фей Динь-Динь, просто зашел не в то заведение. Это шоу для взрослых, с блэк-джеком, шлюхами и ослами, и ныть про перверсии, кишки наружу и трупы в сетках на стенах тут было бы неуместно.
Вот что меня буквально истощает в этой бэккеровской работе, вплоть до 4й книги — это Ниагарский словопад, гигатонны словесной воды, ароматизированной пафосом-концентратом, которая своим монотонным шумом и брызгами заслоняет, а то и смывает персонажи и события.
В итоге, мое сочувствие досталось только трем персонажам: принцу Самармасу, королёнку Сорвилу и... Бэккеру, незримо участвующему во всей этой изматывающей круговерти слов. Очень болею за Дочерей Ятвер и успех их предприятия. Что до принцев-близнецов — мне эта красивая и трагическая история очень зашла. Астральные «сиамские» близнецы. Их «разделение» вышло с грубой психо-ассиметрией, в чудовищными деформациями. Один — Душа, кроткое, боязливое и теплое Сердце для всех, другой — кинжальный Разум и Эго.
Но, вернёмся к тяжести текста. Конечно, Бэккер пытается решить нетривиальную проблему(которую самому себе и создал): с одной стороны он задает эпический масштаб, где Великая Игра приводит в движение циклопические массы живых существ и ресурсов, где цели и задачи Игры делают все эти юниты, даже очень могучие, по отдельности микроскопическими. С другой стороны, автор приближает камеру к карте, к локациям и людям и силится создать драматическое пространство для развития наиболее заметных и весьма многочисленных персонажей в вихре увлекающих их сил, обстоятельств, где психологизм достигает чуть ли не лирически-болезненной глубины, особенно в Друзе и Сорвиле. Не забывает он, конечно, и про лор.
И такая мегазадача требует выдающихся писательских способностей. И если у Мартина, на мой взгляд, при сопоставимой многоплановости, многоперсонажности в ПЛиО это вышло очень хорошо, убедительно, то у Бэккера всё утонуло в словопаде бесконечных гипнотических повторений читателю одних и тех же мантр, одних и тех же душестраданий, нравственных дилемм, раскаяний и озлоблений.
Можно подумать, что автор своей дотошностью пытается добиться от читателя глубокого погружения, заставить картинку природы, цивилизации ожить, а думы и эмоции персонажа пережить как собственные, но он лишь создает столько фонового шума, столько помех читателю, что добивается скорее обратного — вязкости текста, перегруженности отвлекающими деталями, возникает не резонанс, не эмпатия, но диссонанс и, порой, какофония. Эта другая крайность, другой негативный полюс в литературе, стоящий напротив поверхностности, беглости описаний, напротив перенасыщения экшном без глубины, отчего рождаются картонные характеры, малоубедительные цели и мотивации, ощущение бутафорности всего окружающего.
Здесь же автор сваливается в иное — в полупустые, назойливые описания смены ландшафтов, интерьеров, случайных людей; впадает почти в бытописательство; любит «посидеть» в голове какого-нибудь персонажа, который созерцает и переживает много незначительного и/или сто раз уже пережитого, но всё никак не достигнет места действия и никак не дождётся этого действия, удовлетворяясь тягуче прибывающим, унылым саспенсом и общей гнетущей атмосферой:
...вот мы, уже в сто пятый раз, видим туньеров, галеотов и тидонцев, вот они одеты так-то, а косички, бороды и рейтузы у них такие вот, они громко гогочут и рыгают, их язык и манеры оставляют желать... Кругораспятие....
...а айноны, особенно легендарный имперский офицер граф Трампампам из дома Траляля, отец которого увековечил себя, пав при штурме Шайме, одеты вот так-то..
.. вот тут прошли эти, а там те.... они толкнули его, а другие, похоже, назвали колбасником, навозником, колхозником.... Оп-па! Кругораспятие!...
...тут он подумал, что над ним смеются, но выражение их лиц было серьёзным, а взгляды изучающими и скучающими....Кругораспятие и Ордалия. Великая....
...а потом принц пришел к нему и сказал, чтобы он пришел к нему завтра, чтобы поговорить...потом принц ушел, чтобы он сам к нему пришел завтра...чтобы поговорить...
... пар валил изо ртов мулов, из задниц лошадей, дивно пели степные птицы, был слышен скрип сёдел, но пахло кислятиной, блевотиной, отхожими местами и ладаном, а воздух был прохладный, между прочим, и еще эта грязь под ногами...но Кругораспятие и аспект-император же, не так ли?...
...и он тогда подумал так-то, но вот, наконец, раб то-то или се-то ему принес, а он такой — Раааз! — и лег спать. Но спал плохо, ибо ему снилось — см.выше и ниже...
....а принц ему повелел встать на колени или там ползти на брюхе брассом три километра, но не хотел его унизить, а герой все равно заподозрил, что хотел... и не забывай, читатель — Кругораспятие, это человек такой в колесе...и он везде изображен...ибо император, в таком вот аспекте...
....и вот он думал — он предатель своего народа и отца? а как можно воевать с такими как эти? не, наверно, не предатель, ибо Кругораспятие, трепет, любовь и не может быть, ибо аспект-император и Бог... это поражало и мучало героя уже в двадцатый раз и в третью стражу...потому что как можно родиться таким трусом...как можно не любить императора и... своего отца-дурака...
...наконец, (через страниц 30ть чудесных «приключений» и «глубоких» думок) герой дошел до шатра бого-амператра и что характерно, там было Круго...ну, ты понел ;)...
....гобелены были такими вот, а в шатре был прохладный воздух, ну, или спертый, неважно...его полотнища были освещены закатным солнцем, ну или лучами утренней зари...там сидели какие-то(!) важные господа, одетые так-то...витал запах конского пота и мирры...в компании раздался смех ...но всё мгновенно стихло...Великая Ордалия же. Кругораспятие...
А в это время, в Замке Шефа... т.е.на Андиаминских высотах пели птички, иногда попадающие в сети, пахло то навозом, то духами придворных, то старушечьей промежностью, при этом, в залах Дворца царил величественный полумрак, но изредка там все озарялось ослепительным солнечным сиянием(переменная облачность, местами осадки) и мрамора везде, толстых колонн и пилястров всяких то там, то здесь...высшие вельможи, гвардейцы и рабы в шелках разного цвета, расшитых златом и серебром... В общем дорого-богато, всё дышит пышностью, гигантизмом, монументальностью, величием...Аспект-император же. И чтобы вы думали? Везде Кругораспятие и Новая Империя кругом! Опять!...трепет, любовь, страх, казни, пытки, убийства, шпионы-оборотни, заговоры и их раскрытие... и дурманящий аспект-амператр, растворенный в воздухе всея Эарвы. И даже если он в командировке и его нет дома, это не означает, что его там нет на самом деле...
Я еще не утомил тебя, о читатель, не? )) Это, конечно, не цитаты, а саркастическое пародирование авторской манеры писания увлекательных историй о «дунианине, который выжил».
В общем, Бэккер ну ооочень долго запрягает, едет до следующего столба и начинает перезапрягать. Сюжетное движение — в темпе жука, попавшего в густой сироп. Не представляю, зачем автору ТАК много одних и тех же слов о думах и эмоциях героев, в форме бесконечных и порой жалких рефлексий, в повторяющемся душевном анатомировании персонажей, указаний на малейшее их мимическое или жестовое движение в связке с движениями душевными. Читателю было еще в предыдущие два «разбора полетов» предельно ясно почему так себя чувствует человек, что им движет или что парализует, какие сомнения его гложут, и как, наконец, он уже относится к каждому другому персонажу, к каждой птичке или одноногой собачке, шранкам, Кругораспятию, Консульту и аспект-императору, простигосподи. Насколько страшным, грозным или загадочным или подозрительным кажется тот-то, насколько наивным и чувствительным вот этот... Но нет, Бэккер продолжает вновь и вновь яростно скрести авторским ковшом по дну давно опорожненного характера с маниакальной настойчивостью.
Ну и, конечно, невыносимо мерисьюшный Воин-пророк-аспект-император-Бог-на-Земле, в миру гностический чародей-дунианин, его августейшее кафолическое великолепие Анасуримбор Келлхус. Идейная персонифицированная Ось всего этого скрипучего и неспешного Колеса повествования. Его величие, божественность показаны всё теми же приемами — избыточными, многократными повторами Его Имени, Титула, постоянно возвращающими читателя не столько к его персоне как к человеческому существу, сколько к его неординарности и величию, излучаемому в разные стороны.
Его СверхОсобость показана не только ореолами, свечениями, нимбами и левитацией, не только его талантами в лицечтении душ, не только демонстрацией того, как он может овладевать людьми голосом(ласковым и умиротворяющим или парализующе-грозным, ужасающим). Т.е. не только, когда автор с благоговением помещает непосредственно его тушку «в объектив», но и через большинство персонажей: через императрицу, через августейших сыновей, через меланхолические умствования, разговоры и компендиумы Друза, через брата-священного шрайю, через молящееся Святое Воинство, через трепет сановников, генералов и магов, через озабоченность тех, кто является его тайными врагами. Даже через мысли чужеземного королевича о его отпрысках, дескать, не то что перед императором тяжело выстоять, но и перед даже сыном этого живаго бога. Т.е. даже опосредованно вся эта квазибожественная вибрация назойливо транслируется читателю. У меня возникло ощущение грубого навязывания, неумелой гипнотизации автором своих ни в чем неповинных читателей, а потому и реакция отторжения.
Не знаю, возможно, в Анасуримборе Келлхусе латентно запечатлен мужчина мечты Бэккера — реальный или вымышленный, или он сам, как многомудрый, златовласый протодунианин. Наверное, он хотел, чтобы читатель так же трепетал от величия или ужаса персонифицированного Логоса, но он явно передозировал книги этим образом. Если же это не так, тогда я теряюсь: единственная идейно-художественная задача автора, которая мне сейчас видится по Келлхусу — вызвать острую неприязнь к дунианину. Но все эти повторы и мантры остаются всё так же избыточны. Лично мне было достаточно и первой книги, чтобы питать эту неприязнь. Автор отлично справился, и уже давно.
Имхо, по-настоящему одаренный или просто зрелый писатель отличается от среднего(в числе прочего, конечно) умеренностью. То, чего недостает Бэккеру в его около-апокалиптических историях.
Впрочем, как можно видеть по отзыву, эту претензию, я легко могу предъявить и себе самому. Застываю в диком пардоне перед теми, кто таки смог дочитать мою раздраженную филиппику. Раз уж так раззуделось читать Бэккера через столько лет продолжу и дальше. Наверное.
На 3й и 4й книге я уже не могу дать аванса автору как начинающему в особо крупной форме, поэтому 5... или 6 с жыыыырным минусом.
zetta3, 22 июня 2010 г.
Наконец появилась на английском... Читать тяжело. Вроде не спойлю:
Итак, прошло 20 лет, мир объединен великой целью победить Небога в его логове и не допустить второго апокалипсиса. От лица Келхус повестования больше не ведется, ибо основной темой является квест Друза по поиску правды о нем. Консульт из списка персонажей тоже куда-то подевался. Основные рассказчики дети Эсменет, сама Эсменет, Друз и принц Сорвил. Мне показалась линия Друза самой насыщенной и интересной, остальные читаются как фон. Надеюсь это подготовка и в следующих книгах они тоже заживут. По сравнению с первой трилогией Крестовый Поход выглядит практически безупречным, как и сам Келхус. Пока кажется что успеху миссии ничто не сможет помешать.
PS О Мория, о Казад-Дум...
Slimper753, 16 июля 2024 г.
Прошло 19 лет. В принципе, я люблю таймскипы, но авторы редко умудряются вставить их грамотно, зачастую оставляя тонну вопросов, главный из которых: а что было в этот промежуток? Бэккер не избежал этой участи, но, судя по первой книге, он не собирается вдаваться в подробности, упоминая эти годы просто грубыми мазками, из-за чего складывается ощущение, что персонажи в это время лежали в стазисе и ждали, когда подрастут новые персонажи.
Касательно новых персонажей. История начинается с Сорвила, подростка, принца, отец которого послал ̶р̶е̶с̶п̶е̶к̶т̶ аспект-императора куда подальше, за что тот нещадно развеял его по ветру, но отчего-то оставил его сына живым, мол, чтобы тот являлся номинальным королем захваченного королевства. Зачем, ведь он спокойно может поставить на место своего фанатика, кто посмеет перечить? А затем. Сорвил всю книгу страдает, разрываясь между клятвой преданности отцу и сладостными речами Келлхуса, который, как и прежде, говорит банальности, но так гипнотически, что почти все ведутся (особенно мне нравится, как он реабилитировал магию и теперь постоянно летает и светится, как фея, и все в восторге, когда недавно это ненавидели, хотя при этом так могут и другие маги, хе!). Зачем нам вообще этот Сорвил в сюжете? А он ходячее чеховское ружьё! Так уж удачно сложилось, что ему предоставили раба, старичка, который поклоняется богине Ятвер, которая после каких-то стремных манипуляций выделила в земле свою слюну (!), которая, если ею обмазать лицо, скрывает истинные эмоции и мысли от Келлхуса. Вот так вот, малята, целая настоящая богиня из неоткуда, функция которой в книге чисто даровать защиту именно от Келлхуса. Будто ее автор прям специально придумал вот только что чисто ради этого. Очевидно, что в будущем это сыграет важную роль. Или нет, зависит от того, насколько тяжелые препараты принимал автор во время написания.
Еще местами появляются дети Келлхуса разной степени уродства. Среди них интересен лишь Кельмомас, который почти также умен, как его батя, только пока неопытен, и он подстроил смерть своего отсталого брата-близнеца. Остальные, кто по старше, пока лишь похожи на мажоров, которые выезжают лишь за счет бати. Вообще, удивительно, как бог богов плодит уродцев, но никто и помыслить не может, что этот чел с гнилым семенем не тянет на бога. Там разве что промывка мозгов уровня бог.
Акка. Заслужено удерживает звание главной тряпки всего континента. Почти 20 лет он сидел в какой-то халупе и занимался важнейшим из дел, которым, помнится, занимался еще один персонаж другого невероятно затянутого и нудного цикла — Фитц из «Мира Элдерлингов», а именно — старел. За 19 лет Акка постарел ровно на 19 лет, это явно успех. Хотя сам он считает иначе: «Все пойдет насмарку! Двадцать лет упорного труда!» — наверное, геморрой высиживал, это требует настоящих усилий.
«Вот уже почти двадцать лет он спал, работал и трапезничал в этой комнате.
Теперь его вели иные дороги. Уходящие неизмеримо дальше.
Как же долго он странствовал?
Кажется, всю жизнь, хотя магом он стал всего двадцать лет назад.» — наверное, автор писал каждое предложение в разные дни. Так Акка 20 лет трапезничал в этой комнате или все же странствовал? И почему он магом стал 20 лет назад, если он уже давно маг? Вероятно, имелся в виду волшебник — маг без школы, но переводчикам было лень проверять терминологию, другие странности спишем тоже на ленивых переводчиков.
И сидел бы Акка дальше до смерти, если бы к нему не явилась Рей и не принесла потерянный Световой... ой, не та вселенная. Явилась Мимара, потерянная и найденная дочь шлюхи Эсменет, которая просит обучить ее Силе... ой, опять не то. Обучить Гнозису. Акка от нечего делать бьет ее палкой по голове. Не знаю зачем, но я бы тоже ударил, бесит с первых строк. Акка, разумеется, отказывается, быстро понимает, что ее послал Келлхус, но не лично, а хитро, как он умеет, Акка так гневается, так гневается, что начинает плакаться Мимаре в жилетку, а потом рассказывает про Гнозис. Ничему его жизнь не учит.
Мимара не знает, что делать, но гены матери сильны, и она исполняет давний завет: в любой непонятной ситуации делай шпили-вили. С дочерью Эсменет, которая явилась к нему вообще выяснить, не является ли он ее настоящим отцом. Дальше по книге он представляет ее другим своей дочерью, так что все это выглядит не очень здорово.
Дальше он ее опять кидает и благодаря видениям Силы... ой, просто каким-то странным снам, решает отправиться в какую-то глушь, чтобы найти, откуда явился Келлхус, а точнее, не само место, а лишь карту до него. Чуете, как трещит история, так ее растягивает автор? Для похода он ищет помощников в лице наемников, но происходит следующее:
«Они правы, понял Ахкеймион. Здесь, в Мозхе он мог рассчитывать только на насмешку — если не хуже. Его единственной надеждой были Шкуродеры.
А они только что оттолкнули его.»
пробел
«Ахкеймион взял протянутую ему чашу двумя руками, чтобы она не дрожала.» — буквально в первой сцене они отказываются идти с ним, и через строчку уже передумали. Автор первую часть писал под кайфом, а вторую трезвым, просто у него кнопка Delete сломалась, и потому он не удалил предыдущие пару предложений, которые противоречат следующей? Ну ладно. И автор так пишет не первый раз, там потом у Акки сны о временах Первого Апокалипсиса, где, дословно, несколько лет все младенцы рождались мертвыми, что не мешает этому же автору написать: «Отцы бросали младенцев на крепкий булыжник мостовых. Матери перерезали детям горло — все что угодно, только спасти их от неистовства шранков.»
Кинутая Мимара же следит за компанией Акки, непонятно на что надеясь, ее едва не насилуют, но Акка вовремя ее спасает, а затем зачем-то берет с собой. Что мешало ее вырубить и окружить какой-нибудь защитой, а затем уйти, чтобы она не смогла их отыскать? А то, что это еще одно чеховское ружьё! Так уж совпало, что у нее Око Судии, она не только воспринимает колдовскую метку, но еще и видит грех, что бы это ни значило: «А теперь ты говоришь, — неуверенно начала она, — что я — своего рода… доказательство? — Она неуверенно нахмурилась, как человек, к которому приходят неожиданные открытия. — Доказательство того, что мой отчим… лжет?» — явно тоже сыграет свою роль в будущем. Или нет.
Мимара вся в мать, и шлюха, и много о себе думает, но все же до Эсменет ей далеко. Та сидит в замке вольной царицей с новым корытом и... страдает, разумеется, как иначе? И вот она вся в шелках, и вот правит империей, пока муженёк гуляет не пойми где, но все ей не так, везде крамола. И вот поэт присылает свои стихи: «Момемн! Ты — сжатый кулак в нашей груди, сердце, яростно бьющее». Ничего не замечаете? Вот и я нет! Но Эсменет сразу понимает, как и все вокруг, что это метафорическая метафора с оскорблением самой Эсменет. Очередная причина пострадать.
Ее лицемерие не знает границ. Ее сыночек маньяк тайно убил несколько человек прям в замке, ровно в тот момент, когда Келлхус так удачно опять куда-то улетел Карлсоном, и вот стоят всякие шишки и что-то спорят, а она такая думает: «Погибли люди, загублены жизни, а они стоят и строят заговоры…» — а кто это у нас тут думать пытается? С подачи Келлхуса и ее самой убиты тысячи и тысячи, но это, похоже, другое.
«Она предпочла Келлхуса Ахкеймиону. Келлхуса! Она избрала послушаться свое чрево. Она предпочла власть и беззаботную роскошь.» — тут я, наверное, должен ее пожалеть? Хотя дальше автор пишет: «Она решила вручить руку и сердце живому богу… Но не такому!» — а что изменилось? Она же сама знала, кто он такой, сама выбрала, а теперь вдруг засомневалась 20 лет спустя. А сладостные речи Келлхуса уже на ней не работают?
Где-то за кадром в эти 19 лет разрастается культ богини Ятвер, та самая, слюнявая. Всеумный Келлхус, разумеется, ничего с ними не делал, и в итоге он сам говорит: «Ятверианцев — не наказывай. Они не те люди, которых мы можем вырезать, стереть с лица земли, как монгилейских кианцев. Их слишком много, они слишком широко распространились.» — получается, где-то и как-то во время правления самого бога богов появляется отдельная секта, которая не желает ему подчиняться, а он боится их приструнить? Звучит правдоподобно, а не что-то придуманное на коленке, когда автор понял, что сделал Келлхуса слишком могущественным.
Тут же вполне закономерно из кустов выпрыгивает и Воин Доброй Удачи — некий пока непонятно кто, первоначально выглядящий как простой парень, но после того, как его оседлала бабка, глава культа Ятвер, он стал стариком, а бабка омолодилась. Очередная не придуманная только что магия, ага.
Но Келлхус сидел не просто так, он готовился к войне с Голготтератом, тем самым Консультом, которые в первой трилогии предстали полными идиотами, которые опасны только самим себе. Они и тут продолжают тупить, один оборотень попытался атаковать Келлхуса... мечом. Консульт за 20 лет так и не додумался использовать против мага хоры? И вот этих кретинов я должен считать главными и опасными злодеями? Но вот начинается великий поход на Голготтерат. Три книги мы наблюдали за походом огромной армии идиотов-фанатиков, этого явно мало, вот вам еще один.
В это время половина книги посвящена прохождению Акки с наемниками через Морию... ой, через Кил-Ауджас. Долго-долго они идут по темным проходам, пока не натыкаются на орды орков... ой, шранков, и троллей... ой, башрагов. Это тупые существа, которые лишь убивают всех подряд и жрут, а еще... носят, с***, хоры! То есть получается, что тупые полуживотные додумались против магов использовать хоры, а могучий Консульт нет? Ну ладно.
Среди наемников есть один фрик — нелюдь по прозвищу Клирик. Ему, типа, тысячи лет, отчего слегка едет крыша, он странный и обладает магией. Во время пути в горе наемники встречают какого-то призрака другого нелюдя, который вселяется (?) в Клирика и кричит, что сейчас всем моргалы выколет и пасти порвет. Все убегают и добегают до лестницы через гору вверх, а Клирик просто решает, видимо, вздремнуть, потому он просто исчезает, а потом появляется, когда герои уже вышли спустя несколько дней, но книга кончается, оставляя одни вопросы.
Ах да, там еще какое-то нечто из пруда вылезает, но Мимара говорит, что у нее мультипаспорт, нечто отдает честь и уходит кушать пончики.
Про самого Келлхуса сказать особо нечего, в этой книге он бегает где-то на фоне, появляясь лишь пару раз, чтобы очередной раз показать, какой он крутой и заставить одну бабульку обмочить штаны. Гигачад, короче.
Тут еще критиковали мэрисьюшность Келлхуса, что он весь такой слишком идеальный, но, как по мне, это наоборот, большой плюс. Вообще, даже бегая на фоне, он все равно выглядит наиболее интересным персонажем (хоть и бесячим), ведь он вроде часто хоть и выставляется злодеем, вроде как стремится к чему-то хорошему, к спасению мира, хотя это тоже не точно. Он вынужден быть жестким, ибо на кону стоит больше, чем несколько отдельных обиженных, кого можно проигнорировать. При этом мы сами так до конца и не понимаем, считать его сволочью и тираном, или наоборот, пожалеть из-за груза ответственности за весь мир. Ведь у Завета есть пророчество, что именно он спасет мир от Второго Апокалипсиса, но зачастую он ведет себя не очень героически. И пусть ложью, но он объединил все народы, что вызывает диссонанс, как в известной фразе: что лучше, горькая правда или сладкая ложь? Практически эталонный антизлодей. Он мне напоминает одновременно Энакина Скайуокера, про которого тоже было пророчество, но он в итоге свернул куда-то не туда, и Гриффита из Берсерка, который вроде и злодей, но стал им не сразу, пережив очень многое, но при этом в глазах мира он настоящий герой и спаситель, прям приторный идеал, ровно как и Келлхус. Келлхус правит огромной империей, и даже интересно, что все держится только благодаря ему самому, и стоит ему помереть, как все с треском развалится, что не раз показывала реальная история. Поглядим.
6/10 — автор даже не пытается как-то изменить стиль повествования, очень много текста, много размышлений и бессмысленных гуляний героев на половину книги, которые оканчиваются практически ничем, просто они доходят туда, куда шли, по пути не сделав ничего важного для глобального сюжета. Во Властелине Колец герои попадали во множество локаций, сражались с разными врагами, встречали новых друзей, терялись и находились, кто-то погиб, кто-то едва не погиб, были эпичные сражения, ослабляющие главного злодея, были интриги, недопонимания, героизм... А тут челы полкниги идут через темную пещеру и больше ничего.
Я мог еще много что сказать про сам слог и философствование, но уже подробно расписал свое мнение в отзывах к предыдущим книгам, повторяться не вижу смысла, этот отзыв и так оказался большим, но я их пишу больше для себя, чтобы перечитать в будущем и вспомнить сюжет и почему я поставил именно эту оценку.
AdeptRassveta, 25 февраля 2024 г.
На удивление, отзывы не столь положительные, как я подумал, поэтому хочу рассказать своё мнение.
Про сюжет: происходит через 20 лет в мире Эарвы, знание предыдущих книг обязательно для понимания. Анасуримбор Келлус становится Аспект-Императором, высшее политическое звание, к тому же считается Богом среди людей. Он усердно изучает магические школы, делает успехи в Даймосе и Гнозисе, Войнами Объединений захватывает почти весь материк, не считая дальних земель, где ещё остались Фаним или Саркап, хранящий свою Кладовую Хор. И все эти подготовки шли к этому моменту...
Книга: филосовская, мрачная, пропитанная своей жёсткой психологией. Размышления идут как и от рассказчика, так и от персонажей, чьё мнение часто субъективно и может быть далеко от истины. Главы начинаются с цитатами из внутрикнижных произведений, философов или учёных того времени. При прочтении мир кажется довольно реалистичным, а дыры, если они и возникают, со временем закрываются.
Рекомендую всем, кому понравились предыдущие части. Начинать сразу читать с этой — бессмысленно. И если вам не понравилась первая трилогия(хотя смысл тогда было себя мучить целые 3 книги), эта вам тоже не понравится.
arni555, 22 февраля 2023 г.
Читать «Око Судии» я начал, спустя 10 лет после прочтения первой трилогии. Я ждал выхода всех четырех книг цикла «Второй Апокалипсис». Не могу сказать, что такой длительный перерыв вызвал какие-то проблемы с восприятием. Проблема заключается в другом, и я опишу её далее.
Часть главных героев нам знакома еще по первой трилогии. Это Келлхус и его жена Эсменет, Ахкеймион Друз. При этом появляются и новые герои, среди которых дочь Ахкеймиона и Эсменет Мимара. Я нередко сравниваю то, каких персонажей создают разные писатели. Например, Робин Хобб, которая до самых мельчайших подробностей передает драматизм героев на страницах своих книг, за счет чего персонажи получаются яркими, реалистичными. Скотт Бэккер же идет по своему пути, раскрывая перед читателем все самые темные уголки души практически каждого героя. В итоге невозможно выделить положительных персонажей, так как они все либо «серые», живущие внутри своих страхов, переживаний, бед, но в явном виде не относящиеся к отрицательным, либо именно отрицательные. Я при всем желании не смог выделить ни одного действующего лица, которого можно назвать героем, кто стремится к подвигам, кто готов пожертвовать собой ради благих целей. Как таковых и благих целей практически ни у кого нет, что лишний раз подчеркивает принадлежность романа к жанру темного фентези.
Возможно, кто-то из читателей со мной не согласится и будет утверждать, что Ахкеймион преследует благие цели. Вот тут можно поспорить, так как основная цель Ахкеймиона – это доказать, что Келлхус является лжецом. Но для чего это нужно? Ведь Келлхус смог объединить народы, выстроить огромную империю и создать силу, которая может противостоять нечестивому Консульту. Стоит ли тогда вообще раскрывать истинную природу Келлхуса миру, ведь у этого будут большие последствия, и возможно именно это может привести к поражению в Великой Войне. С учетом всего этого я не стану говорить о том, что намерения Друза благие.
Сюжетные линии у героев свои, и если за многими героями достаточно интересно наблюдать, так как в их сюжетных линиях присутствует динамика событий, наблюдается развитие самих героев, что только подогревает читательский интерес, то вот в отдельных случаях наблюдать за героями менее интересно. Яркий пример тут – принц одного из покоренных Келлхусом государств Сорвил. Во-первых, Сорвил как герой книги пока что никак себя не проявил, по большей части мы видим только его внутренние переживания, которые никак не влияют на происходящее. Мне кажется, что в будущих книгах он внесет свой вклад в события, но в первой книге самый большой провал интереса именно в отношении его сюжетной линии. Хотя в принципе это нельзя отнести к большим минусам, так как данный провал компенсирован интересными сюжетными линиями других персонажей.
Самая же большая проблема при чтении книги лично для меня состоит в том, что она написана очень сложно, её большая часть перегружена. Время от времени тебе просто приходится продираться сквозь реплики, которые кажутся непонятными, так как смысл сказанного не всегда можно уловить явно. Много отсылок на историю, много имен и названий, которые значат что-то важное, но ты просто не понимаешь, что именно, так как можешь не знать или не запомнить, что об этом уже кто-то ранее говорил. Натыкаясь на такие фрагменты, тебе приходится сильно напрягаться, чтобы понять все, что хотел донести автор, но это не всегда получается. В итоге выходит пазл, в котором некоторые кусочки потерялись, ты видишь большинство картины, и можешь оценить её большую часть, но всю её красоту, весь её смысл понять, к сожалению, ты не сможешь.
Только из-за вышеуказанного минуса я поставил 9. В целом книга – достойный представитель жанра именно темного фентези, но искать здесь легкости и простоты, чтобы скоротать пару вечеров точно не стоит. Нужно быть готовым погрузиться в этом глубокий темный мир, иначе не получится уловить и половины всего того, что создал автор.
sergej210477, 16 января 2022 г.
Я, вообще, совсем не понял очень высоких оценок данной книги, и, прямо-таки, восторженных отзывов. Такое ощущение, что это шедевр! Как тогда оценивать произведения других известных авторов фэнтези?! Наверное, это можно объяснить тем, что до прочтения данного (четвертого) тома цикла «Второго Апокалипсиса», «дотянули» только истинные почитатели творчества Бэккера, для которых все, что написал данный писатель — вершина писательского мастерства. Впрочем, все это очень субъективно.
Что же, увидел в этой книге я, прочтя ее только потому, что начав знакомство этой серией, которая оставила меня абсолютно равнодушным, не хочу бросать цикл недочитанным?
— Во-первых, Бэккер убрал из романа почти все, на мой взгляд, бессмысленные и громкие псевдофилософские мысли и высказывания. Для кого-то, это глубокое разочарование, сразу переводящее эту книгу в обычное, незатейливое фэнтези. Для меня — огромный плюс. Да, теперь нельзя сказать, что это, якобы, интеллектуальная литература, читать которую — удел избранных. Теперь — это стандартное «Дарк фэнтези». Обычная развлекательная книга. Но, без миллионов тонн воды, которая присутствовала в прошлой трилогии Бэккера.
— Во-вторых, как мне показалось, большая часть данной книги — вольный, но, близкий к оригиналу, пересказ, или, как это модно сейчас говорить, «рерайтинг» Толкина. Поход через тоннели Мории.
С одной стороны — это, конечно, плохо, в отсутствии собственных оригинальных идей, пересказывать чужие задумки. С другой — написано здорово! Атмосферно. Мрачно. Отличный саспенс, напряжение, ожидание, чего-то, страшного и злого во мраке подземных туннелей. Очень красочные описания подземного древнего королевства.
Вот, наверное, и все.
Опять, Р. С. Бэккер создал весьма заурядный, ничем особо не примечательный роман. Да, повторюсь, язык, которым написана книга неплох. Но, процентов шестьдесят от объема произведения — перефраз «Властелина Колец» Толкина.
Вообще, рассуждать и оценивать этот роман отдельно от всего цикла «Второго Апокалипсиса» смысла не имеет. Как самостоятельное произведение, в отрыве от остальных, эту книгу рассматривать нельзя.
Да, продолжу чтение, но, рекомендовать эту книгу к обязательному прочтению, как «эталон фэнтези», я не стану. И, искренне не понимаю такого сверхвысокого рейтинга романа.
vit_pepel, 3 июля 2023 г.
Продолжение цикла Князь Пустоты. Изменился стиль — от тягучего и сухого, словно марш в пустыне, он перешел к бойкому, что-то вроде почерка Мартина.
Советую читать, но сперва надо изучить первую трилогию.
Guihua Meixiang, 2 марта 2013 г.
Бэккер не устает потрясать. С первой трилогии это была серьезная заявка на один уровень с Толкиеном. Начало второй трилогии эту заявку пока что подтверждает.
Мимо Толкиена автор фэнтези вообще никак не может пройти — вот и Мория объявилась. Друз Аккамиан спускается в глубины подгорного эльфийского королевства, чтобы срезать путь к Гробницам, где он рассчитывает найти карту Ишуаль, древнего убежища Анасуримборов — и раскрыть наконец-то тайну Аспект-Императора.
Сам Аспект-Император тем временем ведет войска против Голготтерата. На их пути лежит древний город Сакарпис, который нужен великой армии как опорная точка, база. Сакарпис не хочет сдаваться и его берут штурмом. Король Харвил гибнет, юный принц Сорвил оказывается среди принцев-заложников в войске Анасуримбора, в отряде Отпрысков.
Императрица Эсменет и Шрайя Тысячи Храмов сталкиваются с новым испытанием: культ богини Ятвер объявил войну династии Анасуримборов. А еще в политику храмов и фракций вмешивается маленький Анасуримбор Келмомас, который хочет того же, чего и все маленькие мальчики: чтобы его мама любила только его одного...
Из этих трех сюжетных линий , как из трех прядей, сплетается коса повествования — гладкая, прочная, блестящая. Проза Бэккера плотна, о ней можно сказать абхазской поговоркой — «злой человек не нашел бы, куда вонзить нож». Нет ни провисаний, ни разрывов. Прочитано на одном дыхании.
(Не читал перевода, потому транскрибирую имена и названия как сам нахожу нужным. Извините, если кого)
Blam, 4 сентября 2018 г.
Первая книга второго цикла действительно получилась более попсовой. Может, чтобы завлечь новых читателей. Может, чтобы дать старым вспомнить особенности мира. Большей частью — классическое прям приключение в подземелье.
Но, даже если не читать предыдущие и последующие книги, Бэккер все равно хорош. Это и великолепный, детально прописанный мир со своей поэтичной жестокостью и реалистичной инаковостью. И тщательно продуманные персонажи. И идеи, большинство которых, впрочем, раскрываются в полном цикле.
Возможно, идеи автора воспринимаются лучше при наличии какого-то багажа знаний. Христианская философия, классическая немецкая, современная философия науки. Для меня было очень интересно наблюдать переплетения твердой научной фантастики с религиозными метафизическими мотивами — в отличие от «сказочного» фэнтези, такое, историкоподобное, приобретает какую-то жесткость реалистичности. Так же как низкомагичный реализм Мартина со множеством смертей, но в ином ключе. Скорее как если бы религиозные мифы средневековья были правдой.
В общем, любителям темного фэнтези — читать обязательно. Но лучше с самого начала. На мой вкус — лучшая фэнтезийная сага.
sanbar, 31 мая 2013 г.
Фальшивый Бог волочет свое рыхлое тело, собранное из воинов, рабов, повозок и бережно скрепленное клеем слепой веры, сквозь постапокалиптическую пустошь к безмолвному до поры Ковчегу, а тем временем боги истинные являют себя. Мальчик играет с живыми и мыслящими игрушками. Юный принц поверженного дома пытается скрыть и свою ненависть и свое изумление. Истерзанная ведьма воет у башни усталого сновидца. Потревоженное Время облекается в плоть в оскверненном подземелье. Над миром, прорастая через жаждущие души, сгущается Тьма. Пришедшая раньше.
Изумительная штука. Наполненная реальной жизнью и реальными страданиями. Бэккер не разочаровал, хотя его гностический ответ Толкиену уже несколько...утомляет цитированием. Читать про то, как небольшой отряд, не сумев преодолеть заснеженный перевал, спускается в древнее подземное царство, оккупированное злобными тварями, прорывается с боем и, сразившись напоследок с демоном, облаченным во тьму, теряет волшебника — все это конечно интересно, но рождает таки легкое дежа вю...
В любом случае эта вещь — лучшее, что издано в жанре на русском языке в текущем году. Осталось только дождаться Героев.
grigorjev, 10 октября 2015 г.
С трудом дочитал. Этой книгой автор испортил все впечатление от цикла, продолжение читать не буду.
Прочно встав на путь популизма, Бэккер пытается оживить затянутый сюжет, используя всевозможные пороки и недостатки, доступные людям. Видимо надеясь шокировать читателя, чтобы он проглотил эту нудную книгу, так и не заметив, что герои разговаривают, как пятилетние, только с большим словарным запасом. Лично мое мнение — скучная пошлятина, единственный веселый момент, когда читаешь, временами, вспоминается Гаррисон из Саус Парка с его любовью к фалосам.
CharlieSmith, 9 февраля 2014 г.
Роман стал моим первым знакомством с жанром «черная фэнтази», во всяком случае, в силу вхождения в одноименную серию… Принимая это во внимание, было бы неоправданным, большой самонадеянностью вынесение вердикта всему жанру… Что касается романа, то он, увы, не стал откровением, а я не стал апологетом жанра… Просто этот жанр, как и большинство жанров фэнтази в целом, — не для меня (SciFi и mainstream читать-неперечитать)… Не смея, не вправе назвать это «недостатками», хотелось бы поделиться с потенциальными приобретателями и (или) читателями о тех ощущениях «дискомфорта», «досады», «скуки», которые меня сопровождали при чтении. Во-первых, роман изобилует наименованиями стран, мест, народов, языков, богов, религий, обрядов, административных, географических объектов, персонажей (героев), что вынуждает просто пропускать глазами эти слова, в чувстве бессилия запоминания, вспоминания, узнавания, понимания… Только, наверное, к первой трети книги, а то и к половине, я сумел понять ее построение, а именно поочередную смену 3-х сюжетных линий:
- Момемн, дворец (дом) аспект-императора Келлхуса Анасуримбора (скорее всего, являющегося полубогом, во всяком случае, учитывая его способности), где среди персонажей жена Келлхуса, императрица Трех Морей (область такая) Эсменет, сводный брат Келлхуса, шрайя (верховный жрец, вроде) Тысячи Храмов Майтанет, дети Келлхуса и … жрицы религиозных культов;
- Великая Ордалия (по всей видимости, от «орда») – война, военная кампания объединившихся «под знаменами» Келлхуса армий народов, стран, царей, совершающих боевой поход в Голготерат (область) с целью предотвращения так называемого Второго Апокалипсиса, сопровождающегося или заключающегося в возрождении в результате заговора магов и генералов (именуемого Консультом) убитого во времена Первого Апокалипсиса более 2000 лет назад от текущего времени Не-Бога, или Мог-Фарау, я так и не понял живого или неживого существа, скорее всего, нечеловеческого но земного Бога-существа (во всяком случае, отдельные персонажи являются «нелюдьми», достоянием читателя становятся легенды о союзничестве, войнах последних с людьми…предательстве людей…);
- «поход», путь Друза Ахкеймиона, волшебника, бывшего адепта школы Завета и бывшего мужа (любовника) Эсменет, когда-то учителя Келлхуса (которого и предпочла Эсменет), с целью узнать тайну Анасуримбора Келлхуса в сопровождении около 30 так называемых Шкуродеров, или «охотников за скальпами» — банды, группы бывших солдат, искателей приключений, следопытов, бывших жрецов и прочих маргиналов, промышляющих в основном добыванием скальпом шранков, «за три моря» — в древнюю крепость Ишуаль в горах Мин-Уройкаса (точнее этим именем назвали появившийся на планете в результате падения откуда-то…. «из пустоты»…золотой Ковчег, от которого появилась на планете враждебная инопланетная раса инхороев и который маги потом спрятали в горе в местности, названной Голготерат). Шранки — получеловеческие разумные (вроде) безволосые агрессивные существа, людоеды, владеющие оружием, созданные наряду с большими башрагами (типа троллей) и враку (драконами) с использованием «управления плотью» инохороями.
Результатом Второго Апокалипсиса может стать прекращение жизни людей на планете…. А вот тут-то и вопрос…. Я не уверен, что все это происходит на Земле или на какой-то планете, куда прилетели или были «посеяны» земные люди… Хотя такие имена, как Момемн, Анасуримбор, Нильнамеш (сродни Гильгамешу, царю шумерского города), Эсменет имеют лингвистические корни-аналогии истории или мифов древнего Египта, Африки и ряд других… Во всяком случае, мне эта «земная» человеческая история неизвестна… да и не в этом дело, неважно это. Летоисчисление ведется от Года Бивня… (2000-4000-ые года Бивня)…
Так вот вышеупомянутые наименования, имена и неудобства, дискомфорт лишь в некоторой степени устраняются разъяснениями, приведенными в Приложениях. Представляете, нужно прочитать, промучавшись всю книгу, чтобы в конце получить некоторые разъяснения тому, что ты уже забыл, на что был вынужден не обращать внимание в течение чтения…
Хочу сразу сказать, что мне чтение давалось нелегко, во всяком случае, до тех пор, пока я научился не вдумываться в наименования и имена…привык к их большому числу…к большому числу героев – персонажей…
Где-то с середины книги мне стало отчетливо больше нравится «приключенческая» линия «похода» Ахкеймиона… которая мне напомнила (особенно проход через гору) чем-то фильм «Властелин Колец»….а сам Ахкеймион — Гендальфа (один в один). Именно фильм, а не книгу… И еще роман сильно напоминает (мне) фильм-эпопею «Песнь льда и пламени». Мне наскучило читать про интриги и убийства во дворце (Момемн)… Особенно, когда изложение ведется в виде мыслей героев… да и описания… Немного лучше линия похода Великой Ордалии в Голготерат, захват (собственно недолгая битва защитников не «зрелищная» и очень короткая) Ордалией Сакарпа (неприсоединившейся к Ордалии страны, царства), вынужденное вступление в продолжение «похода» Ордалии Сорвила, оставшегося в живых после захвата Сакарпа Ордалией единственного сына царя Сакарпа Харвила, его муки, стыд, ненависть, восхищение и… наступление понимания… миссии Великой Ордалии…
У меня есть несколько слов, ассоциирующихся с этим романом… Поэтичная, немногословная…образная…сага, эпос, легенда, сказание… Чуть-чуть мата. Не так уж и много натурализма, как в части вопросов пола, так и в части отрывания голов и конечностей, ран. Атмосферный роман. Последние 70-80 страниц вообще прочитал с большим интересом…и быстро… Есть над чем подумать, есть драма…
Короче говоря, первые 470 страниц — 7,4, последние 100 страниц — 7,8, вся книга – 7,5 (значит 8) только за новизну жанра для меня… И все же я бы читать советовал, особенно таким же, как я, «новичкам жанра»…
Buhrun, 3 февраля 2015 г.
Заплачу мало, потому что аванс: первая часть новой трилогии дюже хороша (не считая перевода, который в пещерах
Чем крут Бэккер?
- ему не пофиг — герои живые, надорванные, души истерзаны, мехом наружу
- новые классные образы! Малыш Анасуримбор просто чудо! И верю — нас ждут сюрпризы от прочих детей, даже тщательно упрятанных за толстые двери
- развитие мировой истории и Пути Келлхуса
- безжалостностью
- поэтичностью
- желанием ставить непростые для Большой литературы вопросы
- поисками Бога
- жаль, без геронто-секса не обошлось, но уж автор такой, терпите
Жду-не-дождусь второго тома!
Голготтерат обязан нас удивить
Orion-Seregil, 14 марта 2016 г.
Весьма сложная и многогранная книга с множеством интриг, тайн и новых открытий. Читается сие произведение также протяжено как и предыдущие книги серии из-за большого числа действующих лиц и мест. Однако от этого книга приобретает истинную реальность и размах, каждый герой насыщен жизнью и объемом, от чего порой кажется, что ты читаешь научный труд, а не популярную фэнтези. Затягивает однозначно!
Долгожданное появление Мимары, постепенное прояснение ее истории; дети Келлхуса и их причудливые личности; Эсменет как новая императрица со своими чаяниями и страхами, Великая Ордалия и покоренные народы; культ Ятвер — как противовес абсолютной вере в нового императора... А поход Ахкеймиона к началу начал Келлхуса являет собой ключ ко всему: чаяниям народов Трех Морей, опасениям самого Ахкеймиона и судьбам мира и войны.
Действительно масштаб повествования и его развитие поражают воображение!
Здесь и образы Ада, и явление благосклонности богов, и слабость души человеческой, и даже новый абсолют в виде сына Келлхуса с его замыслами и блестящим их воплощением.