Бэзил Коппер «Камера-обскура»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ростовщик Шарстед пришёл в старинную часть города к мистеру Гинголду, который задолжал крупную сумму денег. Однако Гинголд нисколько не растерялся, разговаривал с Шарстедом спокойно, предложил ему вина, а затем показал камеру-обскуру. Всё же ростовщик не отставал, и постоянно вспоминал о долге. В конце концов они распрощались...
Перевод А. Вий и Л. Козловой под названием «Камера-обскура» доступен в Сети.
Входит в:
— антологию «The Sixth Pan Book of Horror Stories», 1965 г.
— сборник «Not after Nightfall», 1967 г.
— антологию «Stories That Scared Even Me», 1967 г.
— сборник «When Footsteps Echo: Tales of Terror and the Unknown», 1975 г.
— сборник «And Afterward, the Dark: Seven Tales», 1977 г.
— антологию «Dark Voices», 1990 г.
— антологию «Back from the Dead: The Legacy of the Pan Book of Horror Stories», 2010 г.
— сборник «Darkness, Mist and Shadow: The Collected Macabre Tales of Basil Copper», 2010 г.
— антологию «The Valancourt Book of Horror Stories Volume Two», 2017 г.
— антологию «Глубина. Погружение 10-е», 2018 г.
- /языки:
- русский (1), английский (8)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Головашкина (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кел-кор, 18 июля 2009 г.
Еще один интересный рассказ от Бэзила Коппера. Автор очень интересен мне, почему же так мало его произведений переведены на русский язык?
Проза Коппера отличается лаконичностью. Он пишет ни больше, ни меньше, чем это требуется; нет лишних слов, нет «воды». Наверное, также и этим привлекают меня его рассказы — я ведь люблю лаконичность.
Кроме того, и сама идея рассказа, связанная с оптическим прибором, через который можно видеть иной мир, весьма интересна. И конечно, финал... Полная безнадега, нет ни одного шанса на спасение... Класс!
alex1970, 26 марта 2013 г.
Очень не хотелось ростовщику плестись в старую часть города к таинственному должнику. Но дом оказался хорошо обставлен. Хозяин, хотя и просил отсрочку, был любезен и показал всякие диковинки, одна из которых особо впечатлила.
Вот только выбраться обратно будет практически невозможно.
описание города почему то напомнило мне произведения Майринка.
Вторая часть — потрясающая атмосфера жуткого кошмара
Mishel78, 25 января 2022 г.
Коппер создал превосходную мистическую историю, в которой подробно показан психологический портрет человека, столкнувшегося с неведомым и наполненную атмосферой безнадёжности и неотвратимости возмездия.
На самом деле, рассказ ещё и поучительный, но без лишнего морализаторства. Главному герою, ростовщику Шатерду, не единожды предоставлялась возможность изменить своё решение относительно смягчения долгов нуждающимся людям. Автор очень интригующе показал как Шатерд смягчается от обращения к нему должника-антиквара и что-то доброе просыпается в его душе после показа в камере-обскуре ярких видов родного города ростовщика. Вместе с тем, у читателя начинают пробегать мурашки по коже, ведь он предчувствует, что все разговоры с должником, который не в меру доброжелателен и спокоен в общении с Шатердом неслучайны.
В финале перед читателем раскроется роль камеры-обскуры, показывающей несуществующую уже много лет часть города. С ней связаны метания ростовщика, почти готового отказаться от притязаний на возврат долга. Перед читателем пройдёт жутковатый парад призраков, вселяющий в героя ужас и неотвратимость расплаты за свои действия.
Примечательно и то, что Коппер в повествовании акцентирует внимание на то, что действие происходит после войны. То есть, у ростовщика могла быть возможность быть оправданным. Но, поскольку он пользовался послевоенной разрухой, чтобы обогатиться, то и тяжесть его действий в отношении обездоленных усиливается — эта мысль невольно возникает после прочтения.
Добротный рассказ, в котором автор умело увлекает читателя по тропе в неведомое, попутно показывая изменчивую природу человеческой души.
vanishrap, 23 августа 2024 г.
Задумка рассказа интересная, ведь сама камера-обскура — это завораживающий физический феномен. Хотя я не видел её вживую, изображения в интернете действительно впечатляют, и красота этого явления хорошо описана в рассказе. Однако в этом произведении камера-обскура — это не просто красивый оптический эффект.
Сюжет рассказа разворачивается вокруг ростовщика, который приходит выбивать долги из старого богатого коллекционера. Он уверен в своей жестокости и прямолинейности, но гостеприимность хозяина дома немного смягчает его. Тем не менее, он остаётся непоколебимым в своём намерении оставить другую семью без дома и жилья.
Хозяин дома неоднократно предупреждает его, спрашивая, уверен ли он в своём решении, но ростовщик остаётся твёрдым.
В итоге он оказывается проклят и навсегда заперт в камере-обскура, которая транслирует версию города 1925 года, где он сталкивается с другими пропавшими и умершими людьми, от которых воняет смертью. Это жуткая картина, которая заставляет задуматься о последствиях своих поступков.
Рассказ оставляет сильное моральное послание: может быть, нам стоит задуматься о своей жестокости и стараться быть добрее друг к другу. Ведь у нас нет такого урока, как проклятая камера-обскура, и многие плохие поступки могут остаться безнаказанными. Может, нам не нужно попадать в потусторонний мир, замерзший в одном и том же времени и месте. Лучше просто быть добрее друг к другу, не так ли?