fantlab ru

Иэн Бэнкс «Шаги по стеклу»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
544
Моя оценка:
-

подробнее

Шаги по стеклу

Walking on Glass

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Неудачник, который ходит все время в каске на голове и молодой безнадежно влюбленный человек. Что может обьединять этих совершенно разных людей? Ответить на этот вопрос можно, только прочитав это произведение с великолепной концовкой!

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Шаги по стеклу
2001 г.
Осиная Фабрика. Шаги по стеклу. Мост
2004 г.
Шаги по стеклу
2004 г.
Шаги по стеклу
2005 г.
Шаги по стеклу
2008 г.
Шаги по стеклу
2010 г.
Шаги по стеклу
2018 г.
Осиная фабрика. Шаги по стеклу
2021 г.

Аудиокниги:

Шаги по стеклу
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вокруг/около этого романа сложился целый спектр разных, порой весьма противоречивых, мнений. Что можно констатировать достаточно уверенно по его поводу, так это то, что текст весьма непрост, а местами весьма сложен для восприятия и понимания.

Один из моих знакомых (не знаю сам выдумал или прочёл где) назвал произведение Бэнкса «интеллектуальной макалатурой», эдаким ширпотребом для умников-псевдоинтеллектуалов, персонажей типа Слейтера из первой линии или, если вам угодно «первого герменевтического кольца», романа.

«Шаги по стеклу», действительно, насыщены, я бы даже сказал перенасыщены, множеством аллюзий, отсылок, пасхалок, связанных с психологией, философией, филологией и прочей культурологией. Тут вам и Эрик Бёрн, и Хёйзинга, и Кафка, и Дэвид Боуи с «Битлз». Для неподготовленного читателя, не обладающего широким кругозором, текст может вызвать обычное обывательское неприятие, вопросы типа, мол, для кого и зачем всё это написано.

Текст тягуч, описательно нетороплив, подробен в мельчайших деталях. Литературно — всё выше всяких похвал.

Что касается с м ы с л о в написанного, то моё мнение таково:

- Во-первых — это типичный постмодернисткий опыт. Всё и все — не ТО, и не ТЕ, чем кажутся. Посмотрите на главных героев всех трёх наших историй/линий/герменевтических колец и на тот антураж, что их окружает. Особенно ярко это проявлется в эпизодах, связанных с описаниями квартиры Стивена Граута и интерьеров Замка Наследия. Все люди/персонажи, населяющие страницы романы — либо психи, либо фрики, либо и то и другое вместе взятое. Лишь наивный Грэм Парк составляет исключение, но исключения и нужны для того, чтобы подтверждать основные тенденции и правила. Они нужны, чтобы подчеркнуть, что окружающие представляют собой исключительно какие-то непонятные н е д о р а з у м е н и я!!! Служки из Замка, возглавляющий их Сенешаль — конкретный этому пример. Они состоят из масок и слоёв тряпок и ветоши. Ничего больше не найдёшь — сколько не разворачивай. Как вам образы? По мне так потрясающе по метафористической силе авторской задумки.

- Во-вторых — это текст об упадке и деградации современной цивилизации. Первая часть показывает нам упадок морали, деградацию чувств. Бэнкс делает это очень образно, очень натуралистично. Всё это дорогое шампанское из пластиковых стаканчиков, литературные прожекты Слейтера, вся эта мелодраматическая история, закончившаяся так жестоко — это очень-очень показательно пошло. И для пущей эмоциональности, местами трагикомически-пошло. Вторая часть демонстрирует через фигуру Стивена Граута настоящий театр абсурда, в который на наших глазах превращается человеческое общество. Особенно быстро в этом направлении идёт/бежит любимая нами Европа. Автор абсолютно прав: в таком обществе счастлив может быть только безумный/сумасшедший индивиидуум. В третьей же части нам являют образ конца человечества, представители которого могут только жрать, срать (сорри, сам не люблю это слово, но по другому здесь не скажешь) и жить наблюдая за собственным прошлым, пуская слюни. Будущего у этого социума просто нет.

No Future -вот вам девиз романа. Относитесь к этому как хотите.

Этот текст сам по себе головоломка и игра. Читать/играть можно много раз, особенно тем кто понимает, что «наша жизнь — игра». Только вот какой в этой игре смысл? Какая цель? Красная ворона вам всё обьяснит.

Прямых и правильных морально-этических выводов от автора вы не дождётесь. Возможность же выбора будет предоставлена.

Читайте. Проза Бэнкса этого заслуживает.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три сюжетные линии, разной степени реальности и сумасшедшести. Герои, живущие в разных измерениях. Любовные терзания и тягучий сюрреализм.

Эстетский постмодернистский роман с отсылками к известным модернистским произведениям. Читая, постоянно угадываешь разнообразные аллюзии, где-то названия книг, явно вдохновивших автора, произносятся впрямую.

Лишь одна из линий имеет связный сюжет в классическом понимании этого слова, ждать захватывающего динамичного повествования совершенно не стоит. Довольно специфическая библиофильская книжка для любителей пошевелить мозгами, повспоминать и додумать по своему вкусу, как же будут развиваться события и что же это вообще было. Вязкий неторопливый постмодерн.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, безусловно, обладает своим стилем и хорошим языком (хотя здесь немалая заслуга и переводчика). Первые две сюжетные линии в конце произведения сплетаются таки, а вот третья с Замком Дверей остается для меня загадкой. При этом есть ощущение, что она и есть основная. В одном из интервью Бэнкс сказал, что у него не было желания одурачить читателя, но что-то мне подсказывает, что он лукавил.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга странная. Лёгкая и тяжёлая одновременно. Вроде на первый взгляд все три истории более менее понятны, абсолютно увлекательны и ясны. Перед нами юность, зрелость и старость. Человеческая жизнь, представленная читателю через увеличительное стекло психологически точно просчитанных и выстроенных игр, которые плотно связаны друг с другом. Это мир, в который все мы попадаем с радужным ощущением и желанием в трепетной надежде на счастливый финал, в многочисленных попытках раз за разом найти свою собственную, только нашу дверь, а к ней ключ. Отыскать своё, близкое и единственное наше то самое светлое будущее. Но рецепт, который предлагает Автор через последовательность и течение этих историй вводит в сомнение, неуверенность и наводит на размышления. Они довольно сложны и до конца у меня так и не сложились, не сформировались.

Персонажи в книге очень примечательны. Молодой и идеальный во всех отношениях Грем, прекрасная девушка Сэра, в которую наш молодой герой влюблён, харизматичный и весьма карикатурный Слейтер, благодаря которому одна из историй приобретает совсем другое видение... Но все дороги ведут в Замок. Чудесный и великолепный Замок и его обитатели, которые вместе мне напомнили замок Горменгаст (и Автор даже упомянул его устами одного из персонажей). Это Замок, который герои хотят покинуть. И вот думается, что здесь и сейчас Автор откроет нам свой коварный замысел, но тут возникает туннель, развязка, которая оставляет нас всех с носом...и мы шагаем по этому стеклу разбитого калейдоскопа с кучей сомнений и вопросов, на которые никто и никогда не ответит... А красная ворона просто блестательна...

Интересно было читать. Местами очень увлекательно, местами труднопроходимо. Но есть отрезки и эпизоды, которые отчётливо рисовались в голове во время чтения. Бэнкс по-прежнему для меня сложный, но очень интересный и полезный Автор...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано интересно. Это моё первое прочитанное произведение у Бэнкса, поэтому сравнивать с другими вещами — не могу.

Вся соль начинает появляться ближе к концу книги, когда начинают пересекаться сюжетные линии. Впечатление неоднозначное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе множество отсылок к реальному миру, в том числе и к Дугласу Адамсу и его Хотблэк Дезиато, будь они неладны. Также есть подобие рекурсии — ссылка на эту же книгу, и прочие писательские фокусы. Местами очень интересный юмор.

Самая классная история — про Стива, потом идут Квесс и Аджайи, и только потом Слэйтер и компания. Хотя главным героем по ходу сюжета является Парк, но ощущение такое, что Слэйтер гораздо более интересный персонаж и именно он наибольшим образом влияет на повествование.

В примечании к книге написано, что автор использует герменевтический круг — уяснение смысла всего текста предполагает уяснение смысла всех его частей; а уяснение смысла частей подразумевает уяснение смысла целого. Говорят, что если перечитать подобное произведение второй, а потом третий раз, то оно откроется с совершенно новой стороны. Буду ли перечитывать его я? Не знаю, как говорят старшие товарищи «не так много времени осталось, чтобы что-то перечитывать». Возможно, переслушаю в машине.

О потраченном времени на книгу не жалею. Концовка ОЧЕНЬ НЕОЖИДАННАЯ и непонятная (возможно, надо перечитать), такое ощущение, что должно быть ещё пара-тройка глав.

Добавил в лонг-лист для чтения «Осиную фабрику» и «Вспомни о Флебе».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На основании двух прочитанных романов сделал вывод, что автор решил взять на себя роль обличителя человечества. Он вытягивает что-то черное и мерзкое из твоей души, чтобы затем показать это тебе. На, любуйся! Вряд ли это кому-то понравится, и автор, разумеется, это понимал; но восхищаться его смелостью я бы тоже не спешил. Просто я не понимаю, какой во всем этом глобальный смысл? Показать, как ужасен человек? Заставить задуматься, измениться? Вот вы, прочитав роман, подумали (?): «Нужно меняться, заняться саморазвитием! Теперь буду лучшим отцом/матерью/мужем/кем-то еще в мире. Ах, да! Еще начну бегать по утрам.» Навряд ли.

Получается, что высказанные в романе громкие слова о человеческой глупости и жестокости и философские идеи присутствуют там исключительно с целью развлечь заскучавшего читателя. Журить за это писателя не надо, некоторые наверняка даже скажут «спасибо» (действительно, мы живем в погоне за новыми эмоциями, ощущениями, впечатлениями — летаем за границу, пробуем новые кухни, ходим на премьеры фильмов... Как люди раньше без этого обходились — ума не приложу).

Запомнилась фраза Слэйтера о надвигающемся упадке. Тут уместно привести цитату:

«Это знак того, что человечество, предвидя неизбежность конца, спешит привести в порядок дела и подводит черту под своими достижениями. И эти книжки, и трактаты о ядерной угрозе... мы превращаемся в общество, которое смотрит в лицо смерти, которое поглощено прошлым, которое впереди видит только перспективы собственного уничтожения: эти перспективы занимают все наши мысли, но мы бессильны что-либо предпринять.»

Понял, что тоже жду какого-то Бума, войны или чего-то еще, жду, когда же лопнет этот нарыв. А если посмотреть на дату написания романа, получится, что человечество ждет упадка более 30 лет, а его все нет и нет, а может, и не будет никогда. Может, надо расслабиться и поверить в светлое будущее.

Короче, неоднозначный роман. И оценивать сложно, и решить, следует ли рекомендовать книгу к прочтению или нет. Скажу, что получить новые впечатления и остаться при этом «чистеньким» не получится. «Что тебе нужно — выбирай!»

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однако за десяток лет до Алехандро Гонсалеса Иньярриту писатель Иэн Бэнкс придумал, как связать три разностилевые истории в один пучок посредством одного дорожно-транспортного происшествия. Справедливости ради, получилось не ахти, и хорошо, что у Иньярриту была возможность подумать и провести работу над ошибками, в результате чего его «Сука-любовь» получилась куда более ровным и сильным произведением. Да и сам Бэнкс потом свяжет куда более симпатичное лоскутное одеяло под названием «Мост».

Здесь же еще слишком свежи были в памяти автора грязные подробности «Осиной фабрики», и потому единственную романтичную линию книги он в конечном итоге еще разок вывел к полосканию грязного белья с устойчивым перверсивным душком. Вторая линия, условно называемая параноидальной, чудо как хороша, но смысла в ней исключительно ноль, линия существует только для того, чтобы произошел сюжетообразующей спойлер. Эдакий рояль в кустах, который нам, правда, демонстрируют добрую треть текста прежде, чем сыграть на нем финальный твист. А вот третья, сюрреалистическая линия чудо как хороша сама по себе, однако в романе она реально сама по себе, притянута за уши, и мирно течет в стороне, никому не мешая и ни на что не влияя.

Резюмируя, скажу, что Бэнкс выдал крайне неровый роман, в котором попытался впрячь в сани лебедя, рака и щуку, и традиционно никуда не приехал, ибо лебедь гордо улетел в небо, щука оказалась протухшей, а рака под шумок кто-то съел под пиво.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы когда-нибудь в детстве ходили по улице с закрытыми глазами? А пробовали ходить только по тёмным гранитным плиткам, стараясь вообще не наступать на светлые? А как вы думаете, может ли взрослый позволить себе подобные выходки. Если нет – проходите мимо, эта книга не для вас. Но если у вас всё же сохранилось немного безумия, тогда да – милости просим. Вся книга, как картина Сальвадора Дали – безумная, с безумно великолепным слогом и сюжетом.

Примерно со второй части я понял, что Стивен (это один из персонажей книги) очень сильно напоминает мне одного нашего форумчанина, некоторые его посты можно было целиком вставлять в роман как будто так и надо. Затем, я понял, что другой персонаж напоминает мне… себя. Мне стало грустно и смешно, вдобавок я удивился – откуда Бенкс знает эту историю из моей жизни. В итоге, дальнейшее чтение превратилось в постоянный поиск аллюзий, а также в их опровержение :)) Отдельно хочется отметить перевод Петровой – получилось довольно таки неплохо.

Теперь о грустном: читаешь-читаешь, вроде бы всё хорошо, однако, как только прервёшь чтение, так понимаешь, что возвращаться в эту книгу почему-то не хочется. :( Почему? Не знаю. Поэтому только 7/10

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно идти по стеклу. Больно. Да, и некуда. Правильное направление неизвестно. Может быть, и вовсе нет его – правильного.

Можно не ходить по стеклу. Можно остановиться, и станет легче.

Глупо идти по стеклу. Просто немыслимо. Но надо идти.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятно, но... ни о чем. Особенно, если при чтении протекают мимо ассоциации и аллюзии, знакомые грамотному психологу/философу. Да, мАстерски написано, и где-то даже возникает что-то кафкианское. И всё же после прочтения осталось ощущение какой-то глобальной вязкой пустоты. Именно вязкой и именно пустоты. Но при всём при этом люблю я такие стилистические упражнения, поэтому читала не без удовольствия.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я была несколько заворожена «Вороньей дорогой», хотя совершенно равнодушно отнеслась к «Осиной фабрике», и с могу сказать, что «Шаги по стеклу» мне не особо тронули.

История Грема была для меня скучной и нудной.

Стив веселил, но только в начале.

История о Квисе и Айджаи меня завораживала, но я совершенно не могла понять, каким боком их можно привязать к двум другим. Пожалуй, если бы эта история шла отдельно, я бы написала на нее положительный отзыв, а так все как-то странно и не совсем понятно закончилось.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумасшедшая книга, примерно, в средине повествования начинаешь бояться за свое психическое здоровье. Особенно привлекает то, что от автора ждешь абсурда на каждой странице и он не разочаровывает, однако насколько изящен сей абсурд. Три плана повествования как и в романе «Мост» но в шагах, эти три плана, лично мне, показались менее взаимосвязанными, хотя и перекликающимися. Очень порадовало постоянное присутствие книг в текст, видно, что автор библиофил со стажем.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело было браться за какую-то книгу Бэнкса после «Осиной фабрики», ведь там шотландец задрал высокую планку. Но где-то через полгода я решил ознакомиться с «Шагами по стеклу». Не пожалел.

Итак, три линии сюжета.

Первая: молодой студент Грэм Парк. Его любовь и так далее. Вопреки тенденции, читать было интересно. Просто я не очень жалую любовные события в книгах.

Вторая: Стивен Граунт со своим чумовым психозом. Мне как начинающему психологу (всего лишь 2ой курс) было очень интересная эта ветка. Пожалуй, очень забавно было читать про Стива. Расстройства его личности...

Третья: старик и старуха. В замке... Больше и сказать-то нечего про эту ветку. Хотя нет, есть кое-что. Самая нудная, самая неинтересная для меня. Причина проста — тяжело читать что-то, о чём ты почти ничего не знаешь, почти ничего не понимаешь. Но с другой стороны — автор правильно передал все её события....

Отдельно можно выделить названия глав. Все главы имеют свои уникальные названия на основе того, о ком они ведут повествование. Очень любопытная деталь, на мой взгляд.

Что касается концовки... По первой ветке я не угадал ничего. Да и особо не пытался, ведь просто получал от неё удовольствие. Вторую угадал частично (ну правда — все детали предусмотреть невозможно, но я был близок). Третья тоже довольно прозрачна в предсказании.

Ставлю 8. Конечно, это не «Осиная фабрика», но весьма недурно. Финал хорош, хоть и в некоторых моментах его можно немного предугадать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дурацкая книга. Автор заигрывается с «любовной историей»- видимо вообразил себя кем то вроде А.Кристи-но до нее ему-сказать по правде очень далеко. «рабочий в каске»(?!)-что хотел этим сказать автор?-остается загадкой. а эти двое в «замке»-вообще какая то пародия на «Матрицу» в окончании,-я бы рекомендовал поместить эту книгу в радел «Литература для подростков»-и то своим сыну и дочери не рекомендовал бы читать данную книгу. Конечно слова,стиль написания получше чем Д.Глуховский Метро 2033,-но тут возможно хорошо потрудились переводчики. честь им и хвала.-так как переводить это исскуство,-чего никак нельзя сказать о романе. И если это «...второй роман одного из самых выдающихся писателей современной Англии...»-то мне просто страшно становится за Англичан,-кто у них «невыдающийся»?... А страна между прочим с замечательными литературными традициями, подарила миру Уальда,Дикенса, Шекспира наконец...

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот роман после «Осиной фабрики» и «Моста», поэтому был готов к стилю автору. Как и в «Мосте» три линии повествования, не связанные между собой, в конце соединяются в потрясающей концовке. Но всё-таки не могу не заметить, что истории связаны между собой очень поверхностно, и не совсем понятно, что же объединяет эти повествования под одной обложкой. Но, безусловно, сами истории написаны великолепно. И любовная драма одного человека, пережившего всю палитру чувств: от радости и счастья до гнева и боли; и психологическое повествование, написанное с изрядной долей юмора и иронии; и фантастический гротеск, большая загадка, ответ на которую найти невероятно сложно.

И. Бэнкс, как и в других своих книгах, использует свой неповторимый стиль: немного безумный, захватывающий, странный, а иногда даже и противный. Но именно за этот стиль он и нравится. Читая «Шаги по стеклу» невозможно остаться равнодушным: каждый читатетль испытает свои особенные чувства ( будь то неприязнь, отвращение или восхищение и треперт). Но если книга заствляет испытывать хоть какие-то чувства, то она уже как минимум неплоха.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх