Дуглас Адамс «В основном безвредна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
Ах, как легко впасть в уныние, когда ваша планета разрушена для прокладки совсем ненужного гиперпространственного экспресс-перехода; когда женщина, которую вы любите, исчезла из-за непонимания природы пространства-времени; когда космический корабль, на котором вы путешествовали, потерпел крушение на самой удаленной от солнца и не приспособленной для жизни планете; и когда все, что вам нужно для возвращения, — это умение приготовить несколько бутербродов.
Входит в:
- /языки:
- русский (10), английский (3), украинский (2), сербский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Антомонов (2), Н. Кудряшов (9), С. Силакова (10), З. Якшич (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 7 июня 2022 г.
Довольно бестолковая книга. Ладно, у нас есть герой, на которого сваливается неожиданная дочь, о которой он до этого в душе не ведал. Хорошо. А дальше все плохо. Абсурдные в плохом смысле приключения, несмешной юмор, странные ситуации. Герои совершают поступки не просто нелепые, а идиотские.
Единственный хороший момент — описание приготовления сандвичей, аж слюна потекла
karina_burunova, 24 августа 2022 г.
Было удивлением, что с последним романом в цикле не случилось окончательного сползания в пустопорожнее болтание. И это может оценить только взрослый читатель, которому уже скорее всего должно быть не меньше 35 лет. Первая четверть романа напоминает именно что сползание. Но затем включается зрелый Дуглас Адамс, к которому приходят ностальгические мысли о прошлом и тягостное размышление обо всём уходящем. И всё это на фоне погибшей Земли и путешествий по галактике.
Думаю, только далеко зрелый читатель оценит высоко размышления о неожиданном отцовстве и своих обязанностях, а также ностальгия по механическим часам из Швейцарии, которые в пространстве космоса становятся бессмысленным предметом допотопной техники.
Юношеской аудитории может понравиться некоторые элементы боевика с погонями, но их не так много и они больше похожи на абсурдные похождения в каком-то пародийном фильме.
Роман написан в 1992 году и поэтому сейчас лишь нам, тридцатилетним, понятно упоминание про «электроклубы», в которых дети играю в виртуальные игры. В те далёкие времена Дуглас Адамс ещё и не мог предполагать, что вся игровая индустрия может быть размещена в пространстве личного жилища каждого гражданина и нет нужды отправляться на улицу, ведь всё можно получить не выходя из дома. А ещё всякие размышления об оконных системах будущего с придуманной войной из-за них и других чисто бытовых предметах, о которых даже нам, тридцатилетним читать неинтересно.
Но притягивает книга именно темой внезапного отцовства Артура, главного героя. Главы заполняются клиффхэнгерами, которые не отпускают. Именно эти ловкие крючочки и философские печали по прошлому так волнуют сердце и разум.
Боюсь, что эту книгу будущее читающее поколение просто захейтит, а средняя оценка неуклонно поползёт вниз. И только старые читатели оценят этот роман по достоинству именно из-за ностальгии. В этом романе вся грусть и печаль Дугласа Адамса, слабо прикрытая ироничным изложением. Наши дети этот роман уже просто не поймут целиком, ведь повзрослеют и они, но все те вещи и термины, с которыми мы жили, безвозвратно исчезнут из употребления.
AlisterOrm, 2 октября 2022 г.
Взрослый Адамс, да, более серьёзный, чем раньше, менее философичный, более жизненный, более социальный.
И здесь не нужен никакой Артур Дент, ни к чему Форд Префект, вся эта Вселенная здесь лишняя. Поместить весь сюжет, и без того слабый, на уже отработавший своё фон, который безнадёжно устарел для творчества автора — не самая лучшая идея. Он прекрасно это понял, и, пусть даже и второпях, довольно по дурацки, но закрыл весь тот цикл навеки вечные. И никакой Йон Колфер не сможет вдохнуть жизнь в то, что уже ушло — всё, что хотел сказать Адамс об этом мире, выражено в первых двух романах.
Конечно, здесь есть здоровое начало. Множественность Вселенных, где каждый отпечаток собственного Я мучается от неизбежных и мучительных, хотя и разных в каждом случае вопросах. Но... всё можно было бы сделать куда изящнее.
Double Black, 3 июля 2022 г.
Это продолжение не самой лучшей книги. Забавной — да. 42 вообще в точку на все времена. Но, в остальном, специфический британский юмор не в лучшей из своих ипостасей. На один раз прочитать, чтобы завершить цикл — можно и даже нужно, наверное. И точка.
ZhenyaZ, 5 сентября 2021 г.
Еще при чтении «Всего хорошего ...» становится очевидным, что что-то в голове автора перемкнуло, сработал некий рычажок. Невольно стал проводить аналогию с произведениями Терри Пратчетта о «Плоском мире», в которых акцент, безусловно, ставится именно на юмористическую составляющую, но также и неотъемлемы элементы серьезности и важности поднимаемых вопросов, глубокомысленности, романтизма, трогательности, пессимизма, а порой и трагичности. И поэтому данные произведения воспринимаются совсем иначе, чем просто легкий развлекательный опус.
То же и здесь. Если первые книги цикла это сплошное месиво из безумия и абсурда, чем и завлекает своего читателя, то здесь по сути от них остались только отголоски, поддерживающие некую общую атмосферу.
При этом не считаю, что Адамс устал, идейно выдохся и т.д. и т.п. Более вероятно, по лично моим ощущениям — что-то поменялось в его настроении, восприятии самого цикла, литературы как таковой, а то и жизни в целом. Но нам ли о том судить?
Верно одно. Если Вы ищете что-нибудь похохотать — Вам не сюда. Если желаете вдумчивого, осмысленного чтива, разбавленного ноткой хорошего юмора и щепоткой грустинки — эта книга для Вас.
P.S. Забавный факт. Читая первые две книги цикла, Артура рисовал у себя в голове как персонажа Мартина Фримена (фильм «Автостопом по галактике»). Читая две последние книги неосознанно представлял лицо самого Дугласа Адамса... К чему бы это? :)
vam-1970, 18 ноября 2018 г.
Пятый и заключительный роман из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».
Автор продолжает линию сюжета четвёртого романа -любовь героя. В результате которой у него появляется неожиданно для него дочь!И вот тут начинаются или продолжаются снова абсурды, так запомнившиеся в первых романах цикла. Финал вполне предсказуем — семья воссоединилась, хотя и не распадалась!, вернулись на какую-то Землю, какую-то, но вроде похожую на родную. Короче -преславутый хэппи -энд. Хотя я ожидал какого-то абсурдного финала по логике .
Для лёгкого чтения в метро. Вышел из толчеи и приятно после чтения .Навевает оптимизм. Герои из любой ситуации выпутаются по воле случайностей , воспроизводимых автором.
scafandr, 23 декабря 2018 г.
Вот и закончилось чтение в этой или какой-нибудь другой параллельной вселенной. Ведь вполне может быть в какой-нибудь из альтернативных реальностей я все еще читаю эту книгу и не знаю о том, чем все закончилось. А оно закончилось. Окончательно и бесповоротно. Что ни написал продолжатель цикла, но его книгу я читать точно не буду. Адамс поставил жирную точку. Очень грустную жирную точку. И почему вспомнился тот самый клоун, который приехал в город с цирком, смешил людей, а сам не мог справиться с депрессией.
Местами не понимал, причем тут волшебная птица или захват редакции «Путеводителя». Но вогоны все поставили на свои места. А Марвину они и вовсе не понадобились, т.к. он закрыл глаза еще раньше. А какой цикл может быть без Марвина?.. Не говоря уже обо всем остальных
Тимолеонт, 8 января 2018 г.
Не знаю даже, что можно написать в отзыве на последнюю часть великого литературного цикла. Да, это, как мне показалось, самая серьёзная и взрослая часть из всех. Автор показывает нам всё так же много остроумных парадоксов, иносказательно, а иногда и прямо высмеивающих нашу жизнь. Артур Дент, Триллиан (во всех её ипостасях) и Форд здесь прекрасней, чем в любой другой части, где они были больше статистами и второстепенными персонажами.
И, в общем, всё. Книга прекрасна, смешна и умна. Назову её, пожалуй, лучшей книгой «Автостопа», хоть здесь и нет ничего принципиально нового в сравнении с остальными частями. Единственное, что не могу простить автору и считаю подлым, мерзким, отвратительным и просто плохим поступком — то, как он поступил с
Ну и финал, если честно, разочаровал. Ожидал более эпичного, масштабного и, не знаю, серьёзно-адекватного? Концовка просто никакая, убивающая вообще всё впечатление от цикла и оставляющая горькое и неприятно послевкусие. Уже дочитывая «Не паникуй» Геймана начал подозревать, что Адамс в очередной раз затянул со сдачей книги и когда к нему пришли вооружённые мрачные люди — ему пришлось дописывать всё в течении минуты под угрозой перелома ног и рук.
Только из-за этих двух недостатков и оценка моя такая низкая, без них была бы твёрдая «девятка».
konst1959, 31 января 2018 г.
Создалось такое впечатление, что с каждым последующим романом Дуглас Адамс все больше и больше набирает «интересность» и понятливость» своих историй. К сожалению, слишком рано покинул нас Мастер...
nworm, 16 мая 2016 г.
Перечитал полный цикл через много лет и теперь последняя часть видится мне если и не лучшей в серии, то просто очень замечательной. Герои выросли, пусть это покажется может звучать нелепо для такого несерьёзного произведения, где и нормальной проработки героев не было никогда. Каждый по разному перенёс его: Триллиан мечется от одной упущенной возможности, от одного фантома к другому. Дент молодец, перестал быть размазнёй и нашёл себя, пусть даже и в такой мелочи, как приготовление сэндвичей. И делая сэндвичи можно быть счастливым и жить сегодняшним днём превосходно... Всё в целом оставило лёгкий оттенок ностальгической грусти.
Нортон Коммандер, 27 февраля 2013 г.
Последняя книга серии — «В основном безвредна» — это уже далеко не просто юмористическая фантастика, это написанная в ироничном стиле трагедия. В предыдущих книгах мы видели безбашенных героев, с даосским спокойствием принимающих всё то невообразимое и неописуемое, что встречалось им на пути. Здесь мы видем мятущихся, ищущих, борящихся персонажей.
Форд Префект борется против нового начальства в издательстве «Путеводителя», которое уже никогда не будет прежним. Артур в многомерных вселенных ищет свою Землю. Триллиан в двух параллельных пространствах терзает себя; в одном — за то, что не улетела с Зафодом в космос, в другом — за то, что улетела. Рэндом (совершенно нетипичный персонаж для этого цикла, за что особое спасибо Адамсу) не может понять, кто она в этом многомерном мире и где её место в нём.
Пространство, время, параллельные вселенные — всё это не проблема для звездолётов и телепортационных кабинок, но всё это не имеет особого значения, потому что каждый отдельный человек живёт в своей собственной Вселенной внутри Великой Всеобщей Мешанины.
Hryak, 8 марта 2013 г.
Прочитал роман — и мурашки по коже. Апатия, ностальгия — не самые лучшие советчики при построении сюжетной линии. Дуглас решил выговориться — это его право. Надоели герои? — возможно. Но вот так сходу рубить нити повествования, уничтожать легкость и юмор — это неправильно. На смену Гайдайскому юмору пришла Рязановская ирония. Грустно и неуместно. Для меня цикл закончился на третьем романе. Последующее — самостоятельные произведения «на любителя». «Спасибо за рыбу» вариант по-легче, «В основном безвредна» чистый hardcore. Жаль, что «родного» продолжения не будет. То как автор зачеркнул (не закончил, а зачеркнул!) повествование неуместно и грустно (да будь оно хоть трижды реалистично и правдоподобно).
grigoriynedelko, 24 июля 2013 г.
Хороший конец для серии. Пенталогия (если не принимать во внимание адамсовский рассказ и продолжение другого автора) с грустным финалом, но надеждой на более светлое будущее. Наверное, мой самый любимый роман серии, по крайней мере, был таким сколько-то лет назад — с тех пор его пока не перечитывал. Будь Адамс жив, лучшего, чем цикл из этих 5 романов, он, возможно, не написал бы. Хотя кто знает: у него же была задумка «сиквела».
Волдинг, 14 октября 2009 г.
Не читал худшего завершения цикла. Нет, сама книга мила и забавно, но вот последние несколько страниц... Мерзко и противно. Как если бы Пратчетт угробил Плоский мир
spartaky, 7 июня 2011 г.
Книга очень понравилась, считаю её достойной кульминацией саги.
По моему скромному мнению, лучшая книга серии.
Очень нравится, что автор не боится экспериментировать и развивает свои идеи. Не считаю книгу исключительно генератором юмора. Так именно в этом романе явственно ощущается, особенно к финалу, сильный драматизм, динамика и нарастания напряжения повествования.
Ощущение, что история завершилась именно тогда, когда было нужно и именно так, как от неё требовалось.
Всем счастливого прочтения.
P.S.:
Без паники / Не паникуй